В исследовании участвовала девушка, 16 лет. Ей предлагалось изобразить несуществующее животное. При интерпретации рисунка выявилось, что обследуемая в своем рисунке комбинировали отдельные части от существующих животных: зебра, тигр, собака, кошка, петух. Это говорит о воссоздающем виде воображения, она не смогла абстрагироваться от своего жизненного опыта.
2. Исследование воображения
На втором этапе нашего исследования принимали участие 2 девушки, средний возраст которых составил 20,3 года. Исследование проходило в несколько этапов:
1. Тест Роршарха
2. Составление рассказа
3. Воссоздание услышанной мелодии в рисунке
На первом этапе с помощью теста Роршарха мы выявили уровень продуктивности воображения и формальные характеристики воображения. Испытуемая 1 на одну предъявленную картинку предлагала от 1 до 2 вариантов, что свидетельствует о низком уровне продуктивности воображения. Испытуемая 2 предлагала большее количество вариантов видения картинок (3-5), что говорит о среднем уровне продуктивности, а также исследуя формальные характеристики интерпретаций рисунков, то можно рассматривать как склонность к мифологическому, паралогическому мышлению и воображению.
На втором этапе обследуемым были представлены карточки с изображениями, по которым им предлагалось составить рассказ. Для Испытуемой 1 был предъявлен следующий список: дверь, свинья, портрет женщины, прямоугольник, в котором изображен герб СССР, колода карт, кувшин со стаканом. Испытуемой был составлен следующий рассказ:
«Девушка по имени Ирина сидела за столом, накрытым красивой скатертью с изображением герба, и раскладывала пасьянс на картах. Услышав хрюканье за дверью, она вышла во двор. Лето выдалось жарким, от чего миска с водой у хрюшки постоянно была пуста. Ирина взяла кувшин с чистой холодной водой и напоила хрюшку.»
В рассказе были использованы все компоненты представленного стимульного материала. Рассказ имеет одну идею и предложения между собой логически связаны. Есть дополнительные детали, описывающие жизнь «здесь и сейчас». Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что воображение носит репродуктивный характер.
Испытуемой 2 были предъявлены следующие картинки: портрет мужчины, скрипка, лодка, лампочка, машина, идущий человек. Ею был составлен следующий рассказ:
«Михаил в субботний вечер хотел чем-нибудь заняться и на глаза попалась скрипка. Его давней мечтой было научиться играть на скрипке. Тогда он решил позвонить своему давнему армейскому другу, который умел играть на скрипке и ещё был мастером по гребле. Друг пригласил Михаила к себе и стал давать уроки игры на скрипке.»
В данном рассказе использованы все предложенные картинки, рассказ логически связан, и можно сделать вывод, что воображение носит продуктивный характер.
На третьем этапе исследования предлагалось дорисовать графический рисунок. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Мы пользовались шкалой, делающей возможность устанавливать пять уровней сложности.
Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой. Без дополнений и представляет собой одну фигуру.
Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.
Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.
Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок - это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.
Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.
При интерпретации результатов обследования по методике «Дорисуй фигуру» можно сделать вывод, что уровень воображения не выходит за рамки второго уровня.
Подводя итоги проведенного исследования мы получили следующие результаты: у испытуемых преобладающим является воссоздающее воображение, отличающееся тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
3. Способы развития воображения
А) «Дорисуй картинку»
Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.
Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.
Б) «Придумай рассказ»
Ребенку предъявляются картинки (с животными, транспортом, природой и т.д.), по которым нужно придумать сказку. А затем эту сказку нарисовать.
В) Прослушать вместе с ребенком какую-либо музыкальную композицию (лучше классическую), при этом первоначально дать ребенку указания, что он должен слушать с закрытыми глазами. Затем спросить ребенка, что он себе представил подробными наводящими вопросами.
4.Что называется дидактикой?
Правильный ответ:
Г) Дидактика - это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.
Ответ А) Дидактика - это отдельная наука о закономерностях развития личности ошибочен, так как, во-первых, дидактика не является самостоятельной наукой, а это лишь часть педагогики. Во-вторых, наука, изучающая закономерности развития личности - возрастная психология.
Ответ Б) Дидактика - это наука о закономерностях формирования личности ребенка ошибочен, так как дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения.
Ответ В) Дидактикой называется, радел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения и ответ Д) Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения ошибочны, так как основной категорией изучения в дидактике является обучение, то есть передача человеку определенных знаний, умений, навыков. Воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования
1) Определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира;
2) Мировоззрения;
3) Поведения.
Образование - это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. То есть в буквальном смысле образование означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. И образование включает в себя три компонента: обучение (сфера дидактики), воспитание и развитие. Однако, связь обучения с воспитанием очевидна, но не всякая система образования ставит перед собой и воспитательные задачи в качестве основных наряду с процессом обучения. Педагогика изучает сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы. А дидактика изучает сущность обучения, то есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками.
6. Что такое метод обучения?
Правильный ответ Г) Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения (определение Ю.К. Бабанского).
А) педагог передает не только знания, но и умения и навыки; под методом предполагается взаимодействие, а не односторонняя передача опыта.
Б) метод обучения является структурным элементом в организации учебного процесса, но не раскрывает сущности самого понятия «метод».
В) например, Т.А.Ильина считает, что метод обучения есть способ организации познавательной деятельности учащихся. Но следует дополнить, что в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.
Д) это взаимодействие, а сотрудничество - лишь одна из многих стратегий взаимодействия педагога и ученика.
7. Придумать методику стандартного опроса или наблюдения, в результате применения которой можно было бы судить о переживаниях или мыслях человека
Выбрав в качестве испытуемого кого-либо из товарищей, провести на нем исследование при помощи какого-либо простого теста. Обработать его результаты.
Методика изучения переживаний и мыслей человека.
Цель - изучить эмоциональный тонус человека, личностные особенности.
Как Вы участвуете в социальной жизни Вашего трудового коллектива?
Хожу на корпоративные вечера, собираю деньги на подарки к праздникам
Спокойный
Раздражительный
Вы пришли в магазин и видите, что в кассу стоит большая очередь. Ваши действия.
Уйду, терпеть не могу ждать.
Особенности личности
Какой жанр кино Вы предпочитаете?
Комедии, мелодрамы, ужасы.
Назовите Ваши любимые произведения литературы.
«И грянул гром» Р.Брэбери, «Поющие в терновнике»
Кем Вы работаете?
Менеджер по работе с клиентами
Вам нравиться Ваша работа?
В принципе да.
Как Вы видите свое будущее?
Светлым. Я обязательно добьюсь своих целей.
Обработка полученных данных: по ответам испытуемого видно, что в данный момент наблюдается повышенный уровень тревожности, пассивность. Этот человек относится к интровертированному типу личности, подвержен интроспекции. Эмоционален, сентиментальный, общительный.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. 93 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 327--350.
3. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 107--114.
4. Ильенков Э. В. О воображении // Нар образов. 1968. № 3. С. 33--43.
5. Особенности и закономерности формирования познавательных способностей в процессе воспитательно-образовательной работы / Под ред. Э.А. Александрян, Б.А. Багдасарян, Л.А. Венгера. Ереван, 1982. 112 с.
6. Пономарев Я. Л. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 280 с.
7. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964. С. 247--268.
8. Художественное творчество и ребенок / Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1972. 287 с.
9. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.
10. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 496с.
11. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.
12. Равкина З.И. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТПиО РАО, 1995. - 361 с.
13. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М.Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.
15. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Серия «Высшее образование». - 2-е изд., перераб. И доп. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 512 с.
16. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840с.
17. Хапчаев И.А. Основы философии. - Пятигорск, 1997. - 294с. ( Фрейд 3. Я и Оно// Избранное. М., 1989. С. 370-373.