Бехтерев Владимир Михайлович (1857 - 1927) - русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Создатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885), основатель Психоневрологического института в Санкт-Петербурге (1908), который стал центром комплексного (всестороннего) исследования человека.
Психологическое творчество Бехтерева можно условно разделить на два этапа. В первый период (до 1910-х гг.) Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологий: субъективной, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективной.
Бехтерев называл себя представителем объективной психологии, но, в отличие от И.М. Сеченова, который полагал необходимым изучать объективными методами именно психические процессы, Бехтерев считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, то есть поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности нервной системы [3].
В центре научных интересов Бехтерева стояла проблема человека. Решение её он видел в создании широкого учения о личности, которое было бы основой воспитания человека и преодоления аномалий в его поведении. Сначала такое учение Бехтерев пытался построить на основе поиска комплексного подхода к изучению мозга методами анатомии, физиологии и психологии (“Объективная психология”, 1904; “Психорефлексология”, 1910), а позднее - через попытку создания комплексной науки о человеке и обществе -- рефлексологии(«Рефлексология», 1918), которая, по Бехтереву, должна быть вооружена единым естественнонаучным методом исследования. Именно рефлексологии посвящён второй этап творчества учёного (с 1910-х гг.).
По сути, рефлексология стала преемницей объективной психологии Бехтерева. Несмотря на то, что рефлексология была подвергнута критике за механистичность и эклектичность и перестала существовать практически сразу же после смерти учёного, идеи Бехтерева о комплексном (всестороннем) изучении человека получили своё продолжение в последующем развитии психологии [3].
ТеорияВ.М.Бехтерева о рефлексологии
Чтобы размежеваться с интроспекционизмом, В. М. Бехтерев отказался от употребления психологической терминологии. Понятийный аппарат развиваемой им теории создает впечатление, будто школа Бехтерева занималась исключительно физиологией: “впечатление” (восприятие), "закрепление", или "фиксирование следов" (запоминание), "оживление следов" (воспоминание), "отождествление следов" (узнавание), "сосредоточение" (внимание), "сочетание следов" (ассоциации), "общий тон", или "настроение" (чувства) и т.п. [2]
Но, хотя Бехтерев и разрабатывал свою объёктивную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, он всё же не отвергал сознание, и, в отличие от бихевиоризма, включал его в предмет психологии.
Более того, учёный признавал субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение, считая, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, не заменяют, но дополняют данные, получаемые при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении [4].
Говоря о связи между рефлексологией и психологией, проводят аналогию о соотношении между механикой и физикой, так как известно, что все многообразные физические процессы можно в принципе свести к явлениям механического движения частиц. Аналогичным образом можно допустить, что и все психологические процессы сводятся, в конечном счете, к различным типам рефлексов. Но если из общих понятий о материальной точке нельзя извлечь свойства реальной материи, то невозможно и вычислить логически конкретное многообразие изучаемых психологией фактов только из формул и законов теории рефлексов.
Бехтерев, говоря о значении своей работы, подчёркивал, что научно объясняющая функция, содержащаяся в понятии рефлекса, основана на предпосылках механической и биологической причинности, который опирается на закон сохранения энергии. Если исходить из этой мысли, то все, в том числе и самые сложные и тонкие формы поведения, можно рассмотреть как частные случаи действия общего закона механической причинности, так как все они не что иное, как качественные трансформации единой материальной энергии [4].
Бехтерев не был одинок в стремлении связать психическую деятельность с энергетическими законами, и в частности, с законом сохранения энергии. В начале века такие попытки были популярны не только в русской, но и в мировой психологии.
Одно из основных положений учёного состоит в том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды [4].
Важная мысль, которую Бехтерев подчёркивает в своих работах, состоит в воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов. В его “Основах общей рефлексологии” он говорит о том, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность, и, таким образом, именно социальная среда является источником развития человека.
Одной из важнейших в психологии проблем того времени Бехтерев считал проблему личности, и одним из немногих психологов XX века трактовал личность как интегративное целое. Педологический институт являлся центром изучения, прежде всего личности, которая является основой воспитания, и как бы ни были широки интересы Бехтерева, он всегда подчёркивал, что его основная задача - изучить и воспитать человека [4].
Важная мысль, которую отстаивал Бехтерев, заключается в том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является не коллектив, а именно личность. В своих экспериментах, посвященных влиянию внушения на деятельность человека, Бехтерев впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые в западной психологии стали изучаться только через несколько лет.
Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал: влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности. Личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация - две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции. При этом само определение личности представлялось Бехтереву подвижным процессом, равнодействующая которого постоянно смещается то в одну, то в другую сторону [4].
Практический вклад школы Бехтерева
Представителями школы В.М. Бехтерева было разработано много методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных. Некоторые из них (методика сравнения понятий, определения понятий) вошли в число наиболее употребляемых в советской психологии.
Сохранили значение для современной науки и сформулированные В. М. Бехтеревым и С.Д. Владычко требования к методикам: простота (для решения экспериментальных задач испытуемые не должны обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность исследования непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки).
В работах бехтеревской школы отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов сопоставлялись с особенностями поведения больного вне экспериментальной ситуации. В историях болезни, написанных с позиций объективной психологии, содержатся ценные для психологического анализа сведения о нарушениях личности, сознания и самосознания, эмоционально-волевой сферы. Излагаются они в динамике, которая позволяет видеть условия и стадии развития психического дефекта, проявляющиеся в реальной жизнедеятельности человека [2].
Некоторые патопсихологические исследования школы представляют интерес как исторический факт “деятельностного” подхода к психическим явлениям. Так, в многосторонних исследованиях сотрудников В. М. Бехтерева ассоциации выступают не механическим сцеплением представлений, а результатом деятельности, зависимым от ее строения и динамики. Или, например, речь анализируется в системе целостного поведения; ее особенности в экспериментальной беседе сопоставляются с речью больного в иных обстоятельствах; показывается, что сходные речевые реакции могут иметь разную природу, отсутствие или извращение речевой реакции возможно не только из-за умственной недостаточности, но и как выражение негативизма, “непроизвольного, но сознательного стремления больных уклониться от внешнего влияния на их волю”. Весь этот объективный материал вполне может быть проанализирован в русле современней теории деятельности.
Использование комплекса методик - наблюдение за испытуемым по ходу эксперимента, учет особенностей его поведения вне экспериментальной ситуации, сочетание различных экспериментальных методик для исследования одних и тех же патологических явлений - способствовало получению богатого объективного материала [2].
Заключение
В отечественной психологической науке с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основывающейся на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения [6].
Создание рефлексологии было крупным шагом на пути преобразования субъективной психологии в объективную и оказало в дальнейшем значит, влияние на возникновение и развитие бихевиоризма. Разносторонние конкретные исследования и разработка теоретических основ в области общей психологии, психологии личности и патопсихологии, позволяют считать вклад рефлексологии отправным пунктом формирования данных отраслей в России, а в дальнейшем и в бывшем Советском Союзе [1].
При жизни Бехтерева В.М. многие проблемы, им рассматриваемые, не стояли еще так остро, хотя и обсуждались в ряде работ. К тому же те подходы, которые он новаторски стал применять, начали интенсивно и систематически разрабатываться в психологической науке лишь с 30-х годов, уже после его безвременной кончины [6].
Для того чтобы правильно понять его вклад в науку, учесть сильные и слабые стороны его позиции, необходимо рассматривать их в современном историческом контексте, который поможет лучше высветить некоторые наиболее общие линии в развитии всей психологической науки от времен В.М.Бехтерева до наших дней.