1. Определение понятия «потребности»; классификация потребностей
Потребности человека в широком понимании этого термина есть необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма человека (развития, здоровья, активного творчества, воспроизводства) и удовлетворения его интересов, как личности, принадлежащей к определенным социальным группам и обществам.
Отсюда потребности, по отношению к человеку, есть фактор, побуждающий его к деятельности, направленной на их удовлетворение и выступают как источник его активности. В определенной степени потребности определяют направленность мышления человека, его чувств и воли.
В подходе к проблеме личности многими авторами предложены различные варианты интерпретации потребностей.
Зигмунд Фрейд выделял две основные потребности человека: потребность в получении удовольствия -- гедоническую потребность и потребность в разрушении -- агрессивную потребность. Обе потребности Фрейд считал врожденными, природно обусловленными и фатально неизбежными. То, о чем говорит Фрейд, в действительности указывает лишь на поврежденность человеческой природы грехом, но отнюдь не на изначальное и фатально не преодолимое ее состояние.
Адлер, исходя из того, что человеческая личность ориентирована на межличностное общение, полагал в качестве основы поведения человека аффилиативную потребность личности.
А.Н. Леонтьев рассматривал любую потребность как первую предпосылку всякой деятельности личности. Он связывал потребность с конкретным предметом -- материальным или идеальным -- и рассматривал предмет потребности как мотив деятельности. Основной функцией мотивов Леонтьев считал функцию побуждения к действию. В концепции мотивации поведения Леонтьев исходил из того, что мотивы отличаются от целей: цели осознаются личностью, а мотивы, как правило, актуально не осознаются. Когда человек думает, говорит или совершает какие-либо практические действия, он не отдает себе отчета в мотивах, которые побуждают эти мыслительные, речевые или внешние действия.
Абрахам Маслоу утверждал, что в основе всей человеческой деятельности лежит потребность в самоактуализации. В общей иерархии потребностей низшую ступень Маслоу отводил физическим потребностям, среднюю ступень -- аффилиативной потребности и высшую ступень -- потребности в самоактуализации.
Таким образом, Абрахам Маслоу выделял четыре основных вида потребностей: биологические, информационные, социальные и духовные. К социальным также могут быть отнесены потребности трудовые, экономические. Особое место занимают в формировании личности потребности духовные (религиозные, культурные, эстетические).
Иерархия потребностей Маслоу начинается с чисто биологических, первичных, таких как потребности в пище, воде и кислороде, без чего не возможно поддержание жизни, до утонченной потребности в самореализации, которая возникает в качестве завершающей на самом верхнем их уровне. Ее можно представить в форме пирамиды (рис. 1).
Рис. 1. Пирамида потребностей человека по Маслоу
Рассмотрим каждый этаж иерархии подробнее. Самыми сильными и неотложными являются физиологические потребности, то есть условия, существенные для физического выживания. А.Маслоу характеризовал их как «самые насущные, самые мощные из всех потребностей», подчеркивал факт их первичности по отношению ко всем прочим потребностям. Об их неудовлетворении организм сигнализирует позывами, которые при длительном неудовлетворении могут приобретать мучительный характер. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, сне, защите от экстремальных температур, в физической активности, в сенсорной стимуляции. Для существования человека эти потребности должны быть удовлетворены хотя бы на минимальном уровне, их неудовлетворение может иметь разрушительные для организма потребности. «На практике это означает, - писал А.Маслоу, - что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим прежде всего потребностями фзиологического уровня».
До этого момента человек не будет заинтересован в потребностях более высокого уровня. К высшему уровню физиологических потребностей относятся сексуальные потребности, без удовлетворения которых еще никто не умер, но их неудовлетворенность оказывает существенное воздействие на поведение людей, хотя они часто причину и не осознают.
"Во время Второй мировой войны был проведен эксперимент с участием мужчин, отказавшихся по религиозным и иным причинам от несения воинской службы. Они согласились участвовать в эксперименте, в ходе которого их посадили на полуголодную диету для изучения голода на поведение. Во время исследования, по мере того как мужчины начали терять в весе, они стали безразличными почти ко всему, кроме еды. Они постоянно говорили о еде, и поваренные книги стали их любимым чтением. Многие из них даже потеряли интерес к девушкам".
К физиологическим потребностям относятся не только те, которые сформированы природой, но и некоторые потребности, сконструированные культурой, жизнью человека в определенной среде, повторяющимися образцами поведения. У человека есть природная потребность в пище, но она может трансформироваться в обжорство, гурманство, привередливость, брезгливость и т.д. И эти новые социальные добавки к природным потребностям могут быть столь же неумолимы в своих позывах, как и базовые физиологические потребности.
Кроме того, целый ряд природных потребностей может быть сконструирован искусственно в результате систематического потребления наркотических веществ (героин, кокаин, анаша, табак, алкоголь, кофе и т.д.). Возникает состояние зависимости от наркотиков, вызывающее при неудовлетворении искусственной потребности мучительные страдания. Для сформировавшегося курильщика, алкоголика, наркомана потребность в соответствующих наркотических веществах часто носит более настоятельный характер, чем потребность в пище.
Как отмечал А. Маслоу, у постоянно голодного человека происходит «изменение личной философии будущего. Человеку, измученному голодом раем покажется такое место, где можно до отвала наесться… Он считает бессмыслицей такие вещи как любовь, свобода, братство, уважение, его философия предельно проста: «Любовью сыт не будешь».
Физилогические потребности выступают как мотивы поведения людей, будучи раскодированными с помощью культурных кодов, усвоенных индивдом. Это означает, что одна и та же потребность удовлетворяется в разных культурах по-разному. Осознав свою потребность в пище, индивид готовит блюда, которые принято есть в данной культуре, пьет напитки, которые типичны для данной культуры. Голодный человек мечтает о еде, но в разных культурах в воображении всплывают разные блюда. Столкнувшись с болью, он раскодирует сигнал, посланный организмом, исходя из своих представлений об этом организме. В разные эпохи и в разных странах одни и те же симптомы раскодируется по-разному, соответственно на них по-разному и реагируют. Даже в рамках одной культуры не только дилетанты, но и врачи одному и тому же симптому нередко дают совершенно разное объяснение и предлагают разные методы лечения. Этот вывод легко проверяется: если у вас есть хоть сколько-нибудь сложное недомогание, сходите к разным врачам, и вы получите разные, порою взаимоисключающие предписания.
Из места физиологических потребностей в иерархии потребностей вытекает и структура семейных бюджетов. Ее формирование начинается с обеспечения удовлетворения физиологических потребностей. Лишь удовлетворив их хотя бы на минимальном уровне, люди начинают планировать расходы на удовлетворение и иных потребностей. Поэтому одним из современных показателей бедности является доминирование в семейном бюджете расходов на питание. Бедняк - это тот, кто работает, чтобы есть.
Потребности в безопасности и защите в иерархии Маслоу занимают второе место после физиологических. В эту категорию он включил потребности в безопасности, в стабильности, в зависимости, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, в структуре, порядке и т.д. В целом их можно охарактеризовать как потребности в долговременном выживании. Маслоу считал, что эти потребности легче всего изучать, наблюдая маленьких детей, часто страдающих от страхов, связанных с беззащитностью, неопределенностью и т.д. У взрослых людей эта потребность удовлетворяется в таких действиях, как предпочтение, отдаваемое стабильной работе, даже если она не очень хороша в остальных отношениях, предпочтение надежной техники, бытовых приборов, даже если они уступают другим моделям по своей изощренности, спектру услуг. На этой потребности вырастают процветающие в современной России рынки средств самозащиты, оружия, систем сигнализации, укрепленных дверей, кодовых замков, домофонов, телохранителей и т.д. Потребности в безопасности лежит в основе рынка разнообразных страховых услуг. Правда, в современной России целый ряд страховых фирм так подорвали доверие к этому бизнесу, что эта же потребность заставляет большинство граждан не страховаться, а держаться подальше от страховых компаний.
Осознанная потребность в безопасности выступает в качестве ключевого элемента системы мотивации поведения избирателей в кризисном обществе, в обстановке беззакония и анархии. «естественной и предсказуемой реакцией общества нат такие ситуации бывают призывы навести порядок, причем любой ценой, даже ценой диктатуры и насилия». Ситуация, близкая к этой, просматривается в постсоветской России. К 2000 г. население стало откровенно ностальгировать по порядку. Отсюда такой энтузиазм в одобрении войны в Чечне. На волне обострения потребности в безопасности В.Путин одержал убедительную победу на президентских выборах 2000 года.
На третьем уровне находятся потребности в принадлежности и любви. С точки зрения Маслоу, эти потребности начинают действовать после удовлетворения физиологических потребностей и потребностей в безопасности и защите, когда «мотивационная спираль начинает новый виток». Достигнув этого уровня, люди стремятся формировать отношения привязанности с другими людьми. Групповая принадлежность становится доминирующей. Будучи неудовлетворенной, эта потребность вызывает муки одиночества, тяжелые переживания отверженности. Одним из проявлений этой потребности является потребность в сексуальной любви, которая не равнозначна сексуальной потребности, являющейся просто физиологической. Маслоу утверждал, что быть любимым и признанным очень важно для здорового чувства достоинства. Когда человека не любят, появляется пустота и враждебность. Человек, чья потребность в принадлежности, не удовлетворена, «терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга».
На этой потребности вырастает рынок услуг по организации общения. Это дискотеки, рестораны и кафе, разного рода клубы, лагеря отдыха, общественные организации и т.д. На этой потребности произрастают националистические и патриотические чувства, разного рода национальные движения. «Человеку, - по словам А.Маслоу, - крайне важно знать, что он живет на родине, у себя дома, рядом с близкими и понятными ему людьми, что его окружают «свои», что он принадлежит определенному клану, группе, коллективу, классу». Это порождает раздражение по поводу «чужаков», которые окружают тебя в родном городе, говорят на непонятном языке, следуют странным обычаям, едят и пьют не то, что местные жители. С другой стороны, у иммигрантов возникает стремление быть ближе к своим, к воспроизводству на чужбине традиционного национального стиля жизни, культивированию национальной кухни, элементов одежды и т.д.
На четвертом уровне находятся потребности в уважении. Маслоу выделял два варианта. Во-первых, самоуважение, предполагающее потребность в компетенции, уверенности, независимости и свободе. Иначе говоря, человеку важно знать, что он достойный человек. Во-вторых, это уважение другими. «Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать себя». Неудовлетворение потребностей в самоуважении ведет к чувству неполноценности, слабости, зависимости, пассивности. Эти потребности особенно остро ощущаются в молодости. С годами люди приобретают более реалистическую оценку своей личности и не нуждаются так, как в молодости, в признании окружающих. Кроме того, взрослые уже достигают какой-то степени признания, которым в принципе можно удовлетвориться. Молодым же надо добиваться его с нуля.
Потребность в самоактуализации является высшей в иерархии Маслоу. Она остро чувствуется, когда остальные потребности более или менее удовлетворены. Самоактуализация - это желание человека стать тем, кем он может стать, это значит достичь вершины потенциала. Как писал Маслоу, «музыкант должен заниматься музыкой, художник - писать картины, а поэт - сочинять стихи, если, кончно, они хотят жить в мире с самими собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе». "Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе".
Правда, есть другая сторона проблемы: кто из нас знает, на что мы способны в наибольшей мере, кто знает, где наш потолок? В фильме “Как стать счастливым” главный герой - изобретатель, создавший прибор, позволяющий определить, в какой области у человека максимально развиты способности. Он становится учителем школы, которая начинает выпускать в большом количестве выдающихся людей: музыкантов, спортсменов, рабочих-рекордсменов, изобретателей и т.д. Но эта фантастика еще далека от реализации. По оценке Маслоу, только немногие (менее 1%) людей достигают самореализации. Этому препятствует две группы причин: незнание людьми своих возможностей; препятствия со стороны среды не только в реализации, но даже в их осознании.
Потребности нужно рассматривать в системе взаимодействия личности и среды, в структуре развивающейся личности, всегда стремящейся к реализации смысла существования. Личность не может развиваться лишь в рамках потребления. Развитие личности может быть только творческим там, где имеется осознанная личностью высшая абсолютная цель.
Потребности человека есть объективная реальность, его непременное свойство, как любого другого живого организма. Столь же естественно и стремление к удовлетворению своих потребностей являющееся мотивацией к действию, проявлению физической, интеллектуальной или социальной активности и эмоций, а в крайнем своем выражении является источником агрессивности и стресса.
2. Формирование потребности в процессе становления личностиРазвитие личности в процессе ее становления проходит гетерохронно и циклично. Гетерохронность в развитии личности состоит в том, что отдельные компоненты структуры личности, такие как эмоции, потребности и сознание, в течение жизненного пути развиваются не все одновременно, синхронно, а либо с опережением, либо с запозданием относительно друг друга. Например, эмоционально окрашенное стремление к монашеским подвигам в раннем возрасте может опережать развитие общего религиозного сознания.Цикличность в развитии личности представляет собой не простой законченный период, который означал бы многократное возвращение какой-либо способности в исходную точку, но период, протекающий каждый раз на новом, более высоком уровне. Так, в приведенном нами примере рано проявленная тенденция к монашеству обращается в последующие периоды жизни в лестницу духовного восхождения, которое совершается циклически. Циклами могут быть отдельные периоды жизни, отмеченные новыми духовными достижениями. Каждый человек по собственному опыту знает, что, например, смысл расположенных в годичном круге праздников меняется в своем восприятии в течение целой жизни -- от детства до совершеннолетия и дальше. Все это означает, что предметом потребностей личности становятся ценности возрастающего порядка. При этом общая тенденция в развитии потребностей заключается в ее переходе от внешних, земных и преходящих благ к благам внутренним, духовным и вечным.Потребности ребенка и потребности взрослого человека существенно различаются. Потребности ребенка характеризуются упрощенной структурой, меньшим разнообразием и отличаются неустойчивостью и слабостью контроля над побуждениями, влечениями и желаниями со стороны сознания. Примерно такими же характеристиками могут быть отмечены и потребности подростков. Однако потребности подростков выступают в значительно драматизированной форме, они отличаются напряженностью и требуют скорейшего удовлетворения. Потребности подростков и молодых людей более сложны, более тонко дифференцированы и в меньшей степени, чем у взрослых, подчинены контролю сознания. Характерной чертой потребностей детей, подростков и молодых людей является эмоциональная неустойчивость, которая проявляется в так называемом инстинкте момента. Инстинкт момента -- это такая ориентация личности, когда преобладает “близкая” мотивация и слабо развита “дальняя” мотивация. Эта неспособность предвидеть отдаленные последствия своих поступков и склонность не иметь иного путеводителя, кроме сиюминутных побуждений, обрекают личность на постоянное пребывание в низком и примитивном состоянии. Инстинкт момента проявляется не только у детей, но и у взрослых. Чем ниже уровень развития личности, тем в большей степени она подвержена искушению инстинктом момента.В процессе развития и формирования личности происходит преобразование первичных и примитивных потребностей в потребности все более высокого порядка. Формирование высших потребностей совершается по восходящей линии. На фоне угасания прежних потребностей, какими были когда-то, например, игры и увлечения, формируются новые, более актуальные и значимые потребности. Высшие потребности видоизменяют в своем развитии мировоззрение и весь жизненный строй личности и сообщают ей ту степень универсализма, внутренней преображенности и цельности, которая составляет интегральное обозначение всех нравственных достижений личности на ее пути к совершенству, богоподобию и святости. 3. Потребности человека: морально-этический аспектФормирование потребностей человека - сложный и длительный процесс, обусловленный его воспитанием и средой в самом широком понимании, природной и социальной структуры этой среды, той информации, которую получает человек со дня его рождения.Однако одностороннее развитие каких то потребностей, неадекватное возможностям их удовлетворения, может привести (и нередко приводит) к деформации личности, возникновению в человеке личностных свойств нежелательных для общества, а порой пагубных для самого человека.Потребности человека как биологического вида по сути - потребности не только и не столько чисто биологические, сколько экологические. Действительно, Человек, как и любой другой организм, нуждается в таких свойствах внешней среды, которые обеспечивали бы необходимый для его существования обмен веществ. Через удовлетворение этих потребностей реализуется развитие, поддержание и воспроизводство жизни. Это потребности в жилище, пище, одежде, тепле, защите от стихийных бедствий. Особо здесь следует выделить потребность в брачном партнере, поскольку эта необходимость в человеческом обществе реализуется не только через удовлетворение биологических, но также социальных и духовных потребностей.В каждой из выделенных категорий потребностей можно различать их материально-энергетическую и информационную части.К числу биологических, следует отнести и потребность в экономии сил в производственной деятельности, побуждающая человека искать наиболее легкий и малозатратный энергетический и ресурсный путь к достижению цели. Отсюда возникает непрерывное совершенствование технических средствах, позволяющих производить материальные блага с наименьшими затратами сил и ресурсов, стимулирующая производство научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Однако, крайнем случаем переразвитой потребности экономии сил известен как обломовщина, выражается в физической и умственной лени, апатии, инфантильности. Возможность удовлетворения потребностей осуществляется через производство материальных благ, через труд, которым человек, по выражению К.Маркса "... регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой". Удовлетворение любых потребностей требует, в свою очередь, информации о путях достижения этой цели, способах преодоления препятствий к ее достижению. Отсюда вытекает необходимость в информационных потребностях. Однако последние правомерно рассматривать и в качестве совершенно самостоятельной категории, как потребности узнавать новое, ранее неизвестное. Постигая закономерности развития окружающего его мира, человек использует познанные им законы в создаваемых моделях, будь то научные теории, технологии производства, произведения картографии или искусства.Естественное и необходимое удовлетворение материальных потребностей, приобретение для этого предметов домашнего обихода, одежды, технических средств, современной радиоэлектронной аппаратуры и компьютерной техники, всего того, что облегчает быт и рабочий процесс, необходимо и оправдано. Однако, в случае гипертрофированного, неуправляемого развития материальных потребностей их удовлетворение легко переходит в пустое накопительство практически неиспользуемых вещей или предметов, в "вещизм". Это могут быть разные вещи, это могут быть даже книги, если они покупаются для того, чтобы служить украшением интерьера зала и своими корешками с золотым или серебряным тиснением подчеркнуть разносторонние интересы обитателей дома. Отсутствие желаемой вещи, невозможность ее приобретения могут, в этих случаях, вызывать устойчивые отрицательные эмоции, отвлекать от действительно необходимых и полезных дел, принижать духовно-нравственный потенциал личности. Подобные ситуации, отрицательно влияющие как на личность, так и на ее взаимоотношения с окружающими людьми нашли отражение во многих религиозных наставлениях. Мы неоднократно будем обращаться к этим источникам человеческой мудрости не потому, что преследуется цель приобщиться к религии, но потому, что в них сосредоточены, сконцентрированы, наработанные веками, духовно-нравственные основания жизни и общения людей.В равной мере биологическая (физиологическая) потребность к пище может быть гипертрофирована в обжорство со всеми вытекающими отсюда последствиями для здоровья человека. Если основные насущные потребности: физиологические, защищенности себя и своей семьи, и достойного положения в окружающей социальной среде полностью удовлетворяются, человек, как личность, получает дополнительные возможности для анализа собственных чувств, адекватного восприятия окружающей обстановки, развития самоуважения, необходимого для принятия самостоятельных решений. Очевидно и то, что именно такая ситуация способствует развитию социальной активности личности, реализации творческих способностей человека. И наоборот, необходимость повседневно бороться за возможность удовлетворения своих физиологических потребностей, опасаться за свое благополучие и благополучие членов своей семьи, добиваться достойного места в умах окружающих его людей, является объективным препятствием развития таланта и способностей личности и их реализации в делах, которые могли бы дать достойное моральное удовлетворение и материальную компенсацию. В определенных социальных условиях возникает противоречие между потребностями к производительному труду, отличающему человека от всех остальных живых организмов Земли, и к обладанию продуктами труда, к их накопительству. Формируется общество потребления. Само его существование предусматривает прямую или косвенную эксплуатацию каких-то иных общественных групп людей. В иных случаях гипертрофированные потребности к потреблению приходится рассматривать, как следствие деформации общественных отношений, как это происходило, например, у нас с обогащением партократического и чиновничьего аппарата, представителей депутатского корпуса, пользующегося всяческими, неоправданными льготами и благами.Одним из следствий развития гипертрофированных материальных потребностей и их удовлетворения является дополнительная нагрузка на природные ресурсы поскольку любое производство начинается с эксплуатации тех или иных видов природного сырья. В резолюции Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся летом 1992 г. по этому поводу говорится о необходимости уделять особое внимание спросу на природные ресурсы, обусловленному нерациональным потреблением и эффективному использованию этих ресурсов, чтобы тем самым свести к минимуму их истощение и загрязнение природной среды. Отмечается, что хотя в отдельных странах существует весьма высокий уровень потребления, основные потребности значительной части человечества остаются неудовлетворенными или удовлетворяются неполно. Чрезмерный спрос и нерациональный образ жизни среди богатых слоев населения приводит к запредельно высокой нагрузке на окружающую среду.Погоня за материальными благами, если она становится ведущим стимулом жизнедеятельности, отвлекает человека от духовных интересов, в определенной мере подрывает его интеллектуальные возможности. Рассуждения по этому поводу можно обнаружить во многих религиозных источниках. Вот ответ Иисуса юноше, вопросившем его что надо сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную. "Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною [Матфей 19.21]. И далее продолжил эту мысль "И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие". [Матфей, 19.24]. Если приблизить слова пророка к нашему миропониманию очевиден такой их смысл: если хочешь быть совершенным - не ставь перед собой цели обогащения.Значительно более современным языком и уже без каких либо аллегорий писал об этом пророк молодой религии бахаи Баха-Улла: "Любая вещь, доведенная до чрезмерности, становится источником зла...". Это положение может быть дополнительно иллюстрировано высказываниями его сына и последователя Абдул-Баха: "Помните слова, с которыми я обращаюсь к вам здесь в Париже. Я предостерегаю Вас: не позволяйте материальным благам этого мира закабалить ваши сердца. Я призываю вас не почивать самодовольно на ложе равнодушия, но подняться и сбросить оковы".Смена сложившейся парадигмы потребления, отход от ставшего уже обычным "чем дороже, тем престижнее" или "чем больше, тем лучше" к принципам разумной необходимости, обеспечивающей возможность достойной жизни современного человека - вот далеко не легкий путь, который надо будет пройти для того, чтобы приостановить, а в дальнейшем - снизить беспрецедентное расходование природных ресурсов, энергоемкость производства, продукции и благоустройства. Резолюция ООН, принятая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. отмечает тесную взаимосвязь нищеты и ухудшения состояния окружающей среды и подчеркивает необходимость в мерах, которые должны быть приняты на международном уровне в целях охраны и улучшения состояния окружающей среды, в полной мере учитывать существующие диспропорции в мировых структурах потребления и производства. Эти идеи также приведены в одном из принципов Бахаи, отражающим распределение средств к существованию. В частности, Абдул-Баха пишет: "Регулирование условий жизни должно привести к полному исчезновению бедности, необходимо, чтобы каждый, насколько это возможно, имел удобства и благосостояние, согласно своему рангу и положению". Понимая, что равенства достигнуть невозможно, поскольку способности людей весьма различны, он подчеркивает, что "...ограничение богатства столь же важно, как и ограничение бедности. Насправедливы обе крайности, поэтому наиболее желательно умеренное благосостояние". Он адресует эту позицию членам правительств, вырабатывающим соответствующие законодательства, однако вопрос о самоограничении жизненных благ каким то разумным минимумом стоит перед каждым жителем Земли, думающем о ее будущем. Гипертрофированные желания, не отвечающие реальному вложению в общественно-полезный труд личных усилий, отсутствие возможности удовлетворения этих желаний, порождают душевный дискомфорт, могут явиться фактором, стимулирующим антиобщественные поступки, преступления против общественной или частной собственности, деградацию личности, пристрастие к алкоголю или наркотикам. Из потребностей человека, возможностей их удовлетворения, рождаются чувства и эмоции. А осмысление складывающейся ситуации, на основании которого мы производим выбор своих, направленных к достижению цели, действий по реализации потребностей принято называть мотивацией. Список литературыВерещагина Л.А., Карелина И.М. Психология потребностей и мотивация персонала. - М.: Гуманитарный центр, 2005. - 156 с.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия: Мастера психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.Минков Е.Г. Мотивация. Структура и функционирование. - М.: Феникс+, 2007. - 416 с.Орлов С.В. Человек и его потребности . Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 160 с.Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. - М.: Смысл, 2004. - 416 с.