НОВОСИБИРСК ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
Учебное пособие
Ответственный редактор П. Е. Рыженков П. Е. РЫЖЕНКОВ, Е. В. МАРУСОВА,
Л. М. ХАСЛАВСКАЯ, А. П. СИТНИКОВ, О. Н. ПЕРВУШИНА
1990
ББК Ю 936. 13 С17
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор И. С. Ладенко,
кандидат педагогических наук, доцент
С. И. Мещерякова
С17 Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие / П. Е. Рыженков, Е. В. Марусова, Л. М. Хаславская и др.; Под ред. П. Е. Рыженкова. -- Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. -- 120 с. ISBN 5-7615-0107-4
Авторы пособия знакомят студентов с особенностями условий обучения в вузе, описывают типичные кризисные ситуации, которые возникают в первый год обучения, дают практические рекомендации по выработке оптимального индивидуального стиля учебной деятельности, по использованию приемов организации учебного и личного времени. В книге описаны эффективные приемы поиска нужной информации, составления конспектов и рефератов, повышения скорости чтения, развития мышления, памяти, внимания. Содержит доступные упражнения для выработки навыков саморегуляции: мобилизации и релаксации, увеличение работоспособности, снятия тревоги и страхов перед экзаменами.
Для студентов первого курса вузов любого профиля, педагогов, психологов.
Рыженков П. Е., Марусова Е. В., Хаславская Л. М., Ситников А. П., Первушина О. Н., 1990
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1. Из жизни первокурсника (П. Е. Рыженков)
Глава 2. Организация времени (Е. В. Марусова)
Глава 3. Работа с книгой (Л. М. Хаславская)
Глава 4. Приемы эффективной работы с информацией(А. П. Ситников)
Глава 5. Принципы грамотного мышления (О. Н. Первушина)
Глава 6. Оперативная саморегуляция (П. Е. Рыженков)
Послесловие
Список рекомендуемой литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ни для кого не секрет, что любое обучение, а особенно вузовское, -- нелегкое дело. Это связано с многочисленными причинами организационного, методического и психологического характера. Существуют как общие трудности, типичные для всех курсов, так и частные, характерные только для определенных категорий студентов, например стрессовые состояния, возникающие у выпускников в связи с предстоящим переходом к другой форме деятельности. Широко известен и так называемый "кризис третьекурсников".
Многочисленные исследования, проведенные в разных вузах страны, показывают, что особо "хрупкими" и уязвимыми во многих отношениях являются студенты первого курса. И от того, как осуществляется переход от "школярства" к нормальной студенческой жизни, зависит эффективность дальнейшего обучения и самочувствия первокурсников. Первый курс может стать точкой опоры для студента, а может привести и к различным деформациям в поведении, общении и обучении. Большой процент отчисленных с первого курса совсем не обязательно связан с тем, что студенты не имеют достаточных интеллектуальных и творческих способностей. Часто это случается со студентами, которые по объективным или субъективным причинам не смогли определиться в новых условиях, не готовы к самостоятельной жизни, имеют идеализированные представления об учебе в вузе, со студентами, которым трудно дается переход к общению с новыми людьми. При психологических обследованиях первокурсники жалуются на различные негативные переживания, которые приводят к общему упадку сил, снижению внимания, потере интереса к учебе.
На сегодняшний день традиционные вузовские структуры и общественные организации не всегда могут помочь студенту в решении такого рода проблем. Психологические службы в вузах либо отсутствуют, либо имеют очень небольшой штат сотрудников, который не в силах решить многочисленные задачи вузовской жизни. В то же время почти нет литературы, которая могла бы помочь первокурснику сориентироваться в новой для него действительности.
Предлагаемое пособие хотя бы частично позволяет решать эту задачу. Оно адресовано не преподавателям и администрации, а конкретно первокурсникам, хотя, несомненно, может оказаться полезным и другим заинтересованным лицам.
В первой главе обсуждаются изменения в условиях жизни вчерашнего школьника после его поступления в вуз. Обобщаются и анализируются трудности, с которыми сталкивается первокурсник. Автор не призывает преодолевать эти трудности, "сжав зубы", а предлагает идеологию выработки таких способов освоения новой действительности, которые опираются на особенности психологической организации каждого студента.
Вторая глава посвящена вопросам планирования собственной деятельности и ее временной организации. В ней рассматриваются проблемы учета времени, способы уменьшения непродуктивных временных затрат, а также конкретные рекомендации по использованию.
В третьей главе описываются приемы работы с книгой. Глава является как бы кратким путеводителем но курсу библиографии, знакомит читателей с разными видами чтения, содержит советы по конспектированию литературы.
В четвертой главе предлагается обширный набор упражнений, повышающих эффективность памяти, внимания, и упражнения для выработки навыков быстрого и продуктивного чтения. Почти все приемы, описанные в главе, не требуют особых условий, многие можно выполнять непосредственно в процессе учебной подготовки.
В пятой главе читатель найдет описание основных закономерностей и принципов грамотного и продуктивного мышления. Большое внимание уделяется индивидуальным стилям деятельности студентов, развитию творческого мышления.
Завершается книга главой, посвященной оперативной саморегуляции, которая должна помочь студенту освоить приемы самопомощи и средства управления психическим состоянием, в том числе -- в реальных жизненных ситуациях.
ГЛАВА 1. ИЗ ЖИЗНИ ПЕРВОКУРСНИКА
Итак, вы поступили в вуз. Улеглась первая бурная радость по поводу зачисления, и вы окунулись в совершенно новую жизнь, которая является для вас незнакомой, непривычной и даже, возможно, слегка пугает. Теперь вы -- студент. Из художественной и мемуарной литературы, из воспоминаний старших вы знаете, что студенческая жизнь -- очень интересное, насыщенное событиями время. Все это предстоит, несомненно, пережить и вам. Однако авторы этой книги хотели побеседовать с вами скорее не о "романтике" студенческой жизни, а о самых обыденных вещах, из которых слагается повседневность.
НОВЫЕ УСЛОВИЯ -- НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Вчерашний школьник, став первокурсником, сталкивается с новой для себя действительностью и вынужден считаться с теми требованиями, которые она предъявляет к нему. Сравним требования к школьнику-старшекласснику и студенту-первокурснику.
Школа
Вуз
Содержание учебного процесса
Внимание уделяется запоминанию информации, которая содержится в стандартных учебниках в готовом к употреблению виде. Учебник почти полностью соответствует программе и определяет объем изучаемого материала. Другими источниками пользоваться, как правило, не приходится.
Учебников, полностью соответствующих программе, как правило, нет. Приходится пользоваться несколькими источниками, в которых к тому же отдельные вопросы могут быть изложены с использованием различных подходов. Основное значение приобретают поиск, переработка и понимание информации.
Характер взаимоотношений учителя и ученика
Учителя относятся к школьникам, как к детям, и выступают по отношению к ним в роли родителей и воспитателей.
Преподаватели видят (или хотят видеть) в студентах взрослых, вполне самостоятельных людей с определенными жизненными целями и. планами и предпочитают быть с ними "на равных".
Социальный статус личности
Привычные, устойчивые, сложившиеся в течение многих лет отношения в школе и вне ее. Учебный статус каждого в классе определен, обычно он достаточно высок.
Пересматриваются прежние представления по отношению к себе и устанавливаются новые. Это связано с тем, что вчерашний отличник или ученик, которого в школе ставили в пример, в вузе неожиданно для себя может быть совершенно "незаметным" студентом.
Представления об учебе в вузе
Зачастую романтические, базирующиеся в основном на школьном опыте. Процесс обучения в вузе представляется достаточно простым и не слишком утомительным занятием.
Реальность, с которой очень многим приходится сталкиваться, состоит в том, что учеба в вузе -- это постоянный, упорный, а порой и изнурительный труд.
Бытовые условия
Привычные и налаженные. Родители опекают, заботятся о питании, отдыхе, режиме дня. Жизнь очень регламентирована.
Студент обычно живет в общежитии, отдельно от родителей и ему приходится самому заботиться о себе.
Условия для занятий
Занимается обычно дома в условиях, к которым давно привык.
Условия для занятий в общежитии, мягко говоря, не очень хорошие -- общежития часто перенаселены и к занятиям не приспособлены, а привычка заниматься в читальном зале еще не выработалась.
Контроль и оценка учебной деятельности
Требования к учебе формировались годами, они понятны и привычны. Систематический контроль учебы со стороны родителей и довольно регулярная ее оценка.
Первокурсник пока не знает конкретных требований: как учить, сколько учить, что значит в вузе "знать материал", он еще не понял, "что такое хорошо и что такое плохо" в вузовской жизни. Повседневный контроль и систематическая оценка учебной деятельности практически отсутствуют.
Из этого далеко не полного перечня условий и требований видно, что студент первого курса находится в ситуации, требующей от него качественного изменения стиля всей его деятельности. Естественно, нужны время и условия для того, чтобы определиться в новой обстановке, пересмотреть свои способы и средства обучения, возможности и требования к себе, научиться продуктивно общаться с сокурсниками, преподавателями и деканатом, т. е. освоить все "пространство" вузовской жизни.
Не всем удается сделать это легко и быстро. И дело здесь не только в личных особенностях студента, но и в общих закономерностях, которые совсем не вредно знать хотя бы для того, чтобы не заниматься самобиче-ванием и представлять, что существуют объективные и типичные проблемы.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ПЕРВОМ СЕМЕСТРЕ
Давайте рассмотрим на примере исследования, проведенного в Новосибирском университете, общую динамику состояний и проблем, с которым встречаются студенты в первом, наиболее сложном семестре.
Внешне дело обстоит просто и буднично: лекции, семинары, контрольные недели, лабораторные занятия, зачеты, экзамены.
Однако за этой будничностью стоит психологическая реальность, нередко имеющая драматический оттенок. Условно в обучении можно выделить несколько временных этапов.
этап. После вступительных экзаменов. Казалось бы, всех, кто поступил в вуз, должна охватывать радость -- сделано дело, достигнута некоторая цель. Однако, и это стоит отметить, есть некоторая часть студентов, которая радости не испытывает. Причины? Поступал не туда, куда хотел, а куда требовали родители или куда было легче поступить. Сдал вступительные экзамены не так хорошо, как предполагал. Но подавляющее большинство поступивших празднует победу.
этап. Он длится примерно первую треть семестра. В этот период происходит первичная ориентировка. Многих неприятно удивляет большой объем материала, который надо усвоить. Первые впечатления: "Да, это не школа... "; "непонятно, как с этим справляться... ".
Первокурсник присматривается к людям, выбирает друзей, осваивает новый быт (общежитие, столовая, магазины и др. ). В настроении наряду с чувством удовлетворения от поступления начинает появляться тревога. Первокурсник сравнивает себя с другими: в учебе, в общении, в том, как его принимают в группе, в общежитии, но еще без оценки -- он просто "присматривается".
этап. Первая прикидка сделана, складывается оценка всего, что видел и делал. Она чаще всего основана на сравнении: я -- другие (нередко не в свою пользу), -- или производится по критерию: "вылечу -- не вылечу". Начинают появляться мысли о своем обучении в вузе: хочу -- не хочу, нравится -- не нравится, хватает способностей -- не хватает. Состояние описывается нередко в терминах: "чувствую, что тону", "все висит надо мной и давит", "отвращение к учебе", "лишь бы удержаться". Появляются некоторые симптомы: трудности сосредоточения внимания, иногда нарушается сон (трудно засыпать, поверхностный сон, повышенная сонливость). У многих обостряются чувства одиночества и "ненужности": "каждый сам по себе", "никому нет до другого дела". Наблюдаются колебания самооценки и отношения к себе и своим способностям.
этап. На этом этапе можно отметить большую определенность. Уменьшаются колебания: в контрольные недели студенты уже получили первую оценку своих знаний и поэтому могут более трезво взглянуть на уровень своей подготовки. Кто-то уже сделал нелестные для себя выводы и надеется только на счастливый случай на экзаменах, а кто-то наоборот, пройдя через многие колебания, нашел свой стиль обучения: "мысль все бросить исчезла", "начал нормально учиться", "после долгой раскачки удалось собраться".
Есть определенная (небольшая) часть студентов, которые уже практически смирились с отчислением и ждут только сессии, не желая самостоятельно подавать заявления об уходе.
ПОЧЕМУ БЫ НЕ ПОМОЧЬ СЕБЕ?
Если человек оказывается в незнакомой местности, он обращается к другим людям за помощью и спрашивает, как найти дорогу. Логично было бы предположить, что и первокурсник, не имея "карты местности", активно интересуется, как выйти на нужное направление: задает вопросы преподавателям, обсуждает свои проблемы с однокурсниками, консультируется у психологов (если они есть) и студентов старших курсов. Однако ничуть не бывало!
На занятиях первокурсники часто неактивны, стараются поменьше задавать вопросов, к старшекурсникам не обращаются и даже к помощи психологов обычно не спешат прибегнуть.
Можно подумать, что за таким поведением стоит стремление разобраться в происходящем самому. Отчасти это так, но главное не в этом. Как показывают исследования, подобное поведение зачастую обусловлено нежеланием признаться себе и другим в том, что ты нуждаешься в помощи. Ведь признать это -- значит признать, что ты не понимаешь и не можешь чего-то такого, что, как тебе кажется, понимают и могут все остальные, т. е. признать собственную некомпетентность и нанести болезненный удар по самооценке и системе представлений о себе.
Представления о себе -- одно из самых сложных образований в психологической жизни человека; они имеют свойство оставаться неизменными в течение длительного времени.
Многим из первокурсников, которые в школе были отличниками или "хорошистами", может быть, впервые в жизни приходится сталкиваться с тем, что они не справляются с учебной программой, что другие быстрее "схватывают" материал и лучше в нем разбираются. Возникает противоречие между образом самого себя (в считанные минуты решающего "олимпиадные" задачи) и сегодняшним Я -- растерянным и неуверенным. Это противоречие болезненно переживается: Поэтому, чтобы избежать лишней неприятной информации о себе, некоторые предпочитают "не высовываться". "А вдруг то, что я хочу спросить, -- банально, и это все, кроме меня, знают? или "Вдруг преподаватель поймет по моему вопросу, что я бездарей и как-то покажет это всем?". "Лучше промолчать... сам попробую разобраться... "
А время идет. Учебные долги растут как снежный ком. И человек все больше замыкается, остается наедине с собой и своими проблемами; нередко он уходит в воспоминания о недавнем счастливом прошлом, где были друзья, где его уважали учителя и где не было сомнений по поводу своей ценности.
И что же теперь делать?
СЕТОВАНИЕ ИЛИ АНАЛИЗ?
Есть несколько способов размышлений о себе.
Можно сетовать на то, что школа не дала вам необходимых знаний, не научила работать самостоятельно, завысила оценку ваших способностей, -- т. е. ссылаться на прошлое.
Можно искать огрехи в настоящем: преподаватели невнимательны, не учитывают степени подготовки большинства первокурсников, велик объем изучаемого материала, не всегда хватает справочкой и учебной литературы, да и бытовые условия оставляют желать лучшего.
Можно начать клеймить самого себя: "не туда поступил", "оказался самым слабым", "лентяй", "бездарь", "никогда уже не нагнать", и тем самым готовить свой провал.
Можно успокаивать себя и говорить, что все будет хорошо, что со временем все придет в норму, образуется само собой.
Однако есть еще один способ размышлений -- анализ. Анализ -- это некоторая работа ума, направленная не на самообвинение или самооправдание и не на предъявление счета другим. Целью анализа является:
разобраться в себе и своих возможностях в новых условиях жизнедеятельности;
открыть в себе доселе неизвестные возможности, новые грани поведения, самоорганизации;
выработать способы обучения и общения с окружающими, более отвечающие новым условиям и требованиям.
ИЗМЕНЕНИЕ ИЛИ "ОБНАРУЖЕНИЕ" СЕБЯ?
Весьма распространенным является мнение о необходимости копировать "хорошие" способы работы, поведения, мышления -- все то, что можно назвать стилем деятельности. В обществе всегда есть некоторые социально нормированные образцы поведения, и вполне естественно стремление людей подражать и следовать им. Но нередко случается так, что люди заимствуют те или. иные "идеальные" образцы, не соотнося их со своими особенностями и возможностями. Копирование чужих образцов только тогда может принести пользу, когда они совпадают с внутренними предпосылками. В противном случае образцы вредны, и вот почему: оглядка на другого мешает внимательно прислушиваться к своим возможностям и развивать их. Если что-то подходит для одного человека, то совсем не значит, что это же подойдет и для другого. Психологи утверждают, что необходимо развивать свой собственный индивидуальный стиль деятельности.
Так, для кого-то нормальным является непрерывная многочасовая работа, например, над реферированием книги, однако для человека с подвижным типом нервной системы будет оптимальным режим с перерывами для отдыха или занятий иным делом, поскольку такому человеку трудно переносить монотонную работу, а вот, "переключаться" с одного дела на другое он умеет хорошо.
Бодрствование по ночам, которым слишком увлекаются многие студенты, отчасти связано с конкретными условиями жизни, но нередко побудительной причиной такого поведения является распространенное представление, что великие ученые и писатели работали в основном по ночам. Но ведь им не нужно было вставать рано утром, присутствовать на занятиях, да к тому же еще и продуктивно там работать!
Действительно, есть категория людей, которые эффективно работают по ночам, но в условиях обязательного посещения занятий ночной стиль подготовки наносит ощутимый вред самочувствию студента и мешает эффективному обучению.
Отсюда можно сделать вывод, что, ориентируясь на какой-то образец поведения, не следует забывать прислушиваться и присматриваться к своим реальным особенностям, к тому, что и как вы действительно можете. Попробуйте хоть иногда переходить из режима "изменения себя" в режим "обнаружения себя".
ЦЕНА ПРИВЫЧКИ
"Привычка -- это вторая натура" -- гласит известная пословица, напоминая, как велика роль привычки в жизни человека. Каждому человеку, особенно при изменении жизненных условий было бы неплохо время от времени проводить ревизию привычек: а работают ли они в новых условиях?
Некоторые привыкли в школе тщательно заучивать и зазубривать материал. Но объем изучаемого в вузе материала намного превышает школьный, да и требования к использованию этого материала другие (см. с. 7). Первокурснику необходимо отказаться от этой привычки, иначе очень быстро можно оказаться в нерабочем состоянии.
Есть и другие довольно распространенные привычки, например привычка откладывать все "на потом", свойственная многим первокурсникам и тоже приобретенная в школе: "Успею, ведь всегда успевал". Эта привычка ведет к большим потерям времени, которые, к сожалению, невозможно восполнить даже за счет интенсивных занятий-штурмов.
У некоторых есть привычка не учить какой-либо предмет из-за негативного отношения к учителю. Смешно? Но такое поведение можно в более скрытых формах наблюдать и среди студентов. Причем оно редко осознается.
Некоторые студенты по привычке ждут, что преподаватели вуза будут опекать их так же, как опекали школьные учителя, ждут, что кто-то за них будет делать выбор, решать, принимать ответственность за решение.
Присмотритесь к своим привычкам! Может быть, вы заметите, что от некоторых из них стоит отказаться.
О ПОЛЬЗЕ РАБОТЫ В ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ И ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
У многих первокурсников не сразу вырабатывается положительное отношение к работе в читальном зале. Одних он просто отпугивает, другие там чувствуют себя стесненно, третьи не видят преимуществ работы в читальном зале. Но многолетние наблюдения показывают, что студенты, чаще посещающие читальный зал, имеют лучшие успехи в учебе по, сравнению со студентами, бывающими там редко.
Начните привыкать к работе в читальном зале с первых дней пребывания в вузе! В читальном зале существует определенная атмосфера, которая располагает к занятиям и позволяет лучше сосредоточиться, там меньше отвлекающих факторов, под рукой вся нужная литература, справочники и пособия.
Тезис о необходимости регулярного посещения учебных занятий (лекций, семинаров) знаком всем. И если можно спорить о том, насколько необходимо это старшекурсникам, то для первокурсников ответ может быть только один: жизненно необходимо. Исследования подтверждают -- лучше учатся на первом курсе не те, кто пропускает занятия, а те, кто их посещает.
Это связано с тем, что первокурсники еще не выработали достаточно эффективного для самостоятельной работы уровня самоорганизации, не имеют необходимого запаса умений, навыков, твердого знания некоторых базовых понятий. Кроме того, дисциплины, изучаемые в вузе, по уровню сложности значительно выше школьных, а материал часто "разбросан" по разным источникам.
Лекции и семинары являются необходимым фактором, структурирующим обучение, помогают организовать полученную информацию в систему, уловить внутренние связи и логику предмета. Занятия являются тем необходимым стержнем, с помощью которого формируется база знаний. Кроме того, лекции и семинары дают богатый опыт общения и поведения в профессиональном сообществе, опыт дискуссий и выступлений.
УЧЕБНОЕ ОБЩЕНИЕ
Если воспринимать занятие как деловое общение преподавателей и студентов, то понятно, что эффективность этого общения зависит от участия в нем представителей обеих сторон.
Однако у многих студентов есть представление о том, что в общении с преподавателем им отведена пассивная роль, что они являются чем-то вроде регистрирующих устройств: их основная задача заключается в записывании, запоминании, укладывании на "умственные полочки" информации, которая потребуется для сдачи экзаменов. При такой позиции вся ответственность ложится на преподавателей, которые должны:
знать, что, как и когда давать студенту;
как настроить студента, чтобы он мог работать как "регистрирующее устройство";
находить "ключик" к каждому студенту;
заменять ему родителей и любимых учителей.
А если студент испытывает трудности в учебе или не успевает, то это не его вина -- значит, преподаватель недосмотрел. Такая позиция удобна, если целью является самооправдание, а не успешная учебная деятельность. Как же следует поступать студентам, чтобы взаимодействие с преподавателем было эффективным?
Рассмотрим самую типичную учебную ситуацию: преподаватель делает паузу после довольно продолжительного монолога, выжидательно смотрит на студентов и спрашивает: "Понятно?". Он ждет, что студенты сейчас начнут задавать вопросы, уточнять, просить повторить и прочее, т. е. преподаватель надеется на обратную связь, которая будет для него сигналом к дальнейшим действиям (повторить, говорить быстрее или медленнее, уточнить и конкретизировать). Но опыт показывает, что получить от студентов оперативную информацию о степени понимания материала или поведении преподавателя крайне нелегко, или она поступает искаженной. За счет чего бывают искажения? За счет того, что студент находится в позиции "регистрирующего устройства" и при этом опасается показаться менее разбирающимся, чем другие. Поэтому на свой вопрос преподаватель получает чаще всего соглашательские кивки: "Да, понятно", -- либо молчание, что, как известно, тоже принимается за согласие. Вместо того, чтобы разбираться по существу, студенты усиленно поддерживают на лице маску -- "все понимаю, хватаю на лету". Так происходит дезинформирование преподавателя, а результат оказывается довольно печальным для студентов: преподаватели не склонны расшифровывать "маски" студентов -- их внимание сконцентрировано на материале, который надо "пройти весь", и к тому же по ряду причин они тоже склонны оценивать ситуацию, как более благоприятную, чем она есть на самом деле.
Некоторым первокурсникам свойственна особенность, которая может затруднить их общение с преподавателями. Эту особенность можно назвать "комплексом любимчиков". По разным причинам школьные учителя часто испытывают особое отношение к хорошим ученикам (а ведь из них формируются студенты): поощряющее и вместе с тем опекающе-участливое. В вузе преобладает ровное, деловое общение преподавателя со студентами. Такого рода общение не удовлетворяет тех первокурсников, которые еще не готовы принять отношение к себе, как к взрослому человеку, и разделить ответственность с преподавателем. Они требуют большего интереса и внимания к себе и своим проблемам. Недостаточное, на их взгляд, внимание преподавателя вызывает разочарование в нем, приводит к обидам и нарушению отношений, что, в свою очередь, отражается на учебе, настроении и самочувствии.
Итак, из сказанного можно сделать вывод, что к учебным занятиям следует относиться как к совместной деятельности: студент и преподаватель являются взаимозависимыми участниками общения, от взаимопонимания и согласованности действий которых зависит успешность обучения.
Поэтому:
знайте фамилию, имя и отчество преподавателя -- легче будет при необходимости обратиться к нему;
поменьше "умных" лиц и самодостаточных поз -- вы учитесь, т. е. идете от незнания к знанию, и не понимать что-либо -- это естественно;
не ждите, пока преподаватель "заметит", "обратит внимание на вас", "заставит" или "попросит". Задавайте вопросы, уточняйте, переспрашивайте, пока не разберетесь в материале;
не стоит превращать взаимодействие с преподавателем в игру "кто кого перехитрит" -- в проигрыше всегда останется студент.
СЕССИЯ, СЕССИЯ, СЕССИЯ..
Но вот и конец первого семестра -- он проходит на фоне зловещей тени сессии. И это понятно: первокурсник уже понял, что вуз -- это не школа, но он еще не знает, что такое сессия, что требуют на экзаменах, как спрашивают, сколько нужно знать, чтобы успешно сдать экзамен -- все это пока находится за пределами опыта. Неизвестность рождает мифы, страхи и фантастические представления, нередко пессимистического характера. Они затрудняют ориентировку и осложняют жизнь. Кое-кто заранее начинает готовиться к худшему и опускает руки, большая часть лихорадочно "учит", стремясь на всякий случай запомнить все. В результате к экзаменам такие студенты уже не способны соображать сколько-нибудь прилично.
Что делать первокурснику в этой ситуации?
Следует обратить внимание на то, что не существует одного-единственного правильного способа подготовки к экзаменам -- известно множество подходов, но каждому первокурснику надо найти свой. Одни составляют конкретные, скрупулезные планы-распорядки, где подробно расписывают время учебы, время обеда, указывают объем материала, который нужно подготовить, и прочее. (Как это делать, вы узнаете из второй главы). Другие предпочитают ждать вдохновения, посвящая основное время его поискам, но зато, когда оно приходит, успевают сделать очень много.
Кто-то готовится по своим конспектам, кто-то больше доверяет чужим или работает по нескольким сразу, кто-то предпочитает готовиться по учебникам.
Часто студенты объединяются в небольшие группы (2--5 чел.), распределяют материал между собой, а потом обсуждают и разбирают его. А кто-то лучше усваивает в одиночку.
Некоторым непременно требуется пересказать прочитанное вслух, другие как раз лучше понимают и запоминают, когда им рассказывают. Сотрудничество таких студентов наиболее приятно и взаимовыгодно.
Занятия в читальном зале или в комнате общежития, полная тишина или звучание музыки, перерывы через каждые полчаса или погружение на длительное время все это очень индивидуально, и надо, как мы уже говорили, уважать свою индивидуальность, знать свои особенности и эффективно их использовать.
Надеемся, что к экзаменам вы найдете оптимальную для себя тактику учебной работы.
Но при всем многообразии способов подготовки к экзаменам можно выделить и общие рекомендации.
Закрепление достигнутых результатов. Это не простой вопрос. Существует весьма распространенная догма, что человек должен критически относиться к своим результатам: "не останавливаться на достигнутом", "бороться с недостатками в себе", "держать себя в руках" и т. д. Немалое число студентов в результате следования такого рода установкам хронически недовольны собой и своими учебными результатами. Такая однобокая оценка своей деятельности может обернуться повышенным напряжением, тревогой, снижением самооценки. В такой ситуации вряд ли может возникнуть чувство устойчивости или уверенности в себе. Чтобы этого не случилось, научитесь отмечать не только то, что не сделали (допустим за день), но и то, чему научились, чего достигли. И такая "оценка по достижениям" имеет свое преимущество, по крайней мере ею нельзя пренебрегать.
При подготовке к экзаменам не стесняйтесь просить помощь или оказывать ее своим сокурсникам: от этого выигрывают все.
Очень хороший способ дополнительного закрепления материала -- делать "выжимки" из материала, записывая основные формулы и определения -- "шпаргалки". Пользоваться ими потом не обязательно.
Максимально используйте консультации с преподавателями.
ПОВЕДЕНИЕ НА ЭКЗАМЕНАХ
Какими бы эпитетами мы не "награждали" ситуацию экзамена: "лотерея", "проверка знаний", "формальность", -- тем не менее никуда не уйти от того факта, что экзамен протекает в форме общения двух людей по конкретному делу. Поэтому на экзаменах прежде всего работают законы общения.
Например, если вы внутренне скованы, чрезмерно волнуетесь, то ваше состояние неизбежно будет проявляться, и в поведении. Вы с большей вероятностью начнете запинаться, путать слова, забывать определения, не сможете хорошо сосредоточиться, чтобы понять вопрос и др. Это может вызвать у экзаменатора нетерпение, раздражение, желание быстрее добиться ответа. Реакция экзаменатора в свою очередь вызывает у студента усиление напряжения и тревоги, что приводит к отрицательным последствиям.
Поэтому старайтесь воспринимать экзамен не как "божье наказание", а как общение по делу. А это общение будет продуктивным, если вы направите энергию, затраченную на переживания ("душа уходит в пятки"), на работу мысли, памяти, внимания.
Опрос, проведенный среди студентов первого курса до первой сессии, показал, что даже те студенты, которые чувствуют уверенность в своих знаниях, представляют экзамены в черном свете. Существуют представления (почти предрассудки), что на экзаменах преподаватели задают вопросы, "которых не было в лекциях" и которые "вообще проходят на старших курсах" что они только о том и думают, как бы побыстрее засыпать студента; что процесс взаимодействия не предполагает нормальных человеческих отношений, и им нельзя управлять студенту.
Однако это не так.
Здравый смысл подсказывает, что с человеком, который держится спокойно и с достоинством, общаться легче и приятнее, и это, при прочих равных условиях, -- благоприятный фактор для успешной сдачи экзамена.
Если вы на лекциях, семинарах, в личном взаимодействии "привыкли" к преподавателю, поняли особенности его поведения, то будет легко поддерживать оптимальный диалог и при ответе на экзаменах.
Первокурсники нередко представляют себе процесс взаимодействия на экзаменах по аналогии с ситуацией опроса на "детекторе лжи": быстрые вопросы и моментальные ответы. И многие даже не предполагают, что этот процесс можно регулировать. Например, с помощью таких фраз:
-- Можно я немного подумаю и тогда отвечу...?
Спросите, пожалуйста, еще...
Я не совсем понял вопрос, повторите, пожалуйста...
Извините, я что-то разволновался, повторите Ваш вопрос...
Извините, формула (определение, мысль, вывод) "выпала", я сейчас вспомню (еще раз подумаю)...
Да, я действительно здесь не додумал, можно посижу, подумаю...
Итак, как вы уже наверное поняли, экзамен требует не только конкретных знаний, но и существенной психологической подготовки. И эта подготовка всегда надежнее и выгоднее, чем набор трюков, рассчитанных на то, чтобы обмануть преподавателя, или надежда на счастливый случай.
В заключение этой главы хотелось бы сказать, что от того, с чего начнется ваше пребывание в вузе, как будут складываться ваши отношения, зависит дальнейшее становление вас как специалиста. Мы попытались обратить ваше внимание на некоторые проблемы, которые встречаются в жизни первокурсника. Конечно, они в различной степени значимы для разных студентов. Кто-то увидит в нашей информации откровение, кому-то она покажется банальной или недостаточно конкретной. Но мы надеемся, что каждый студент сможет найти в этой информации полезное для себя, что поможет ему сориентироваться в вузовской жизни и преодолеть трудности первого года обучения.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ
Как часто вы прибегаете к выражениям: "Ничего не успеваю", "сплошной завал", "не хватает времени", "время мчится, а я не успеваю за ним"?
Если раз в неделю, то это нормально, если три раза в неделю, то -- терпимо, если каждый день, то -- вы уже перешагнули за опасную черту, а значит -- вам непременно надо прочесть эту главу.
ДРУГОЕ ВРЕМЯ?
Вопрос организации времени актуален не только для студентов. Это вообще проблема для большинства людей в наши дни. Размеренность, ритмичность жизни прошлых времен (обусловленная ритмами природы, нормируемая религиозными предписаниями) ушла навсегда. Новая временная размерность, которую имеет наша жизнь, порождает и иное отношение людей ко времени, иное времяощущение. Появляется чувство зависимости от времени, чувство важности времени в жизни каждого человека. Современный человек постоянно стремится экономить время: можно сказать, что в конечном счете все, что ни изобретается, является средством экономии времени (телеграф, телефон, самолет, скороварка и т. д. ). Но как ни странно, именно сейчас нехватка времени (цейтнот) стала всеобщей проблемой, именно сейчас все не успевают, а не успевая -- спешат. Торопливость приводит некоторых к темпоневрозу (болезни, связанной с боязнью не успеть что-либо сделать или опоздать). Появился термин "темпофагия", означающий способность больших городов "пожирать" время.
Конечно, проблема нехватки времени существует сейчас в значительной мере и потому, что научно-технический прогресс, наряду с положительными плодами, привносит в нашу жизнь и дисгармонию. Так, освободив многих людей от необходимости физически работать, современный стиль жизни вынуждает их тратить много времени на переезды, стояние в очередях в магазинах, или, например, на занятия гимнастикой, бегом трусцой, что, в сущности, является "сизифовым" трудом. И все же основная острота проблемы использования времени связана с исчезновением прежних стереотипов поведения людей, с исчезновением укладов, традиций и обычаев, которыми поддерживался определенный распорядок дня, недели, месяца и года. Люди делали то или иное дело в определенное время, потому что так поступали их предки, потому что так было заведено. Сегодня же появилась необходимость свободного выбора в достижении различных целей, выбора из целой "очереди" дел наиважнейших, разведение этих дел во времени (установление порядка: сначала -- потом).
МОЖНО ЛИ ИМЕТЬ ВРЕМЯ?
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что есть время для Вас? Вникните в содержание выражений: "У меня нет времени", "слишком мало времени", "использовать время", "тратить время", "времени -- хоть отбавляй". О чем они говорят? Такое впечатление, что время существует само по себе, как вещь. В любом из приведенных выражений можно заменить слово "время" на слово "деньги" и от этого они не станут бессмысленными. Так что же -- время, действительно, есть деньги? И его можно обменивать, накапливать и превращать в капитал?
Сегодня многие хотят время именно "иметь". Но можно ли иметь время? Что вообще есть время?
Время неотделимо от реальных событий, людей, предметов. Иначе говоря, существует не просто абстрактное время, а наше личное время, нераздельно связанное с нами. Но ведь из этого напрашивается самый оптимистический вывод: существует не только фатальная и переживаемая (чаще с отрицательными эмоциями) человеческая зависимость от времени, но и более важная для нас зависимость времени от человека.
Нельзя иметь время, но можно иметь, а точнее, обретать самих себя, чтобы оно (время) принадлежала нам, а не мы -- ему.
И только при таком понимании снимается страх перед временем, оно перестает быть врагом, который уносит годы, протекающие "словно сквозь пальцы вода". Пока же люди чаще всего воспринимают время с отрицательными эмоциями, испытывая чувство беспомощности перед его могуществом.
Недаром Анна Ахматова в одном из своих стихотворений [1] восклицает:
Что войны, что чума? -- конец им виден скорый.
Их приговор почти произнесен,
Но как нам быть с тем ужасом, который
Был бегом времени когда-то наречен? Нелюбовь ко времени вообще распространяется и на часы -- прибор, с помощью которого мы ежедневно определяем время суток. Любопытно, что при проведении психологического эксперимента на вопрос: "Хотели бы Вы быть обладателем часов, показывающих степень реализации Ваших планов на определенный момент времени?" -- многие испытуемые ответили резко отрицательно (например, выразили желание уничтожить такие часы).
Ощущение времени, как убегающей, ускользающей стихии, характерно прежде всего для людей, чья главная цель -- поддержание своего бытового существования. Жизнь таких людей монотонна и состоит из круговорота однообразных, повторяющихся событий.
И только если человек постоянно развивается и воспринимает личную жизнь как восхождение, если у него появляется чувство собственного обновления (а не постоянной вовлеченности в круговорот дней и недель) человек начнет ощущать и свою власть над временем.
ПРОШЛОЕ -- НАСТОЯЩЕЕ -- БУДУЩЕЕ
Люди привыкли механически отделять время от самих себя, потому что человеку проще и привычнее поступать именно таким образом. Да и часы, кажущиеся нам чуть ли не источником времени, в немалой степени способствуют ощущению, что оно есть нечто постороннее.
Точно также необдуманно (и даже легкомысленно) расчленяем мы единое время на прошлое -- настоящее -- будущее, забывая, что время -- это не циферблат с делениями. На самом же деле очень важно понять связность, неразрывность настоящего, прошлого и будущего.
Настоящее -- не момент, не граница разделения, а время, где прошлое и будущее сливаются. Прошлое всегда есть зерно, исток или корень для настоящего. Прошлое живет в настоящем, определяет его, и нет ничего в настоящем, что не проистекало бы из прошлого.
Многие любят начинать "новую жизнь" с понедельника, проведя мысленную границу-черту сегодня и завтра. Мы любим и ценим завтрашний день превыше всех прочих дней, ждем от него чего-то особенного. Устремленность в будущее молодых людей вполне можно понять, ко как часто можно слышать от пожилых людей: "Я все чего-то ждал, а жизнь прошла... ".
Будущее кажется чем-то вроде заповедной страны, прекрасного миража. Вспомните легенду о Садко или Пер-Гюнте, отправившемся искать чудесный край. Мы так же, как эти герои, склонны думать, что "хорошо там, где нас нет". Но нас еще нет в будущем, а значит, о нем можно только мечтать (фантазировать) или надеяться на него. Но как Пер-Гюнт, вернувшись, понял, что самая замечательная страна -- это его родина, так и нам надо научиться любить настоящее. Необходимо понять второй, основной смысл выражения "настоящее время". Настоящее -- значит истинное, подлинное, неподдельное, в котором можно действовать, изменять что-либо, в том числе и влиять на будущее.
ОБ УПРАВЛЕНИИ ВРЕМЕНЕМ, А ТОЧНЕЕ, ОБ УПРАВЛЕНИИ САМИМ СОБОЙ
Когда хотят решить практическую задачу "управления временем", то обычно проявляют свою особую любовь к будущему тем, что начинают сразу с планирования. Между тем, специалисты по организации времени рекомендуют вначале изучить затраты собственного времени, а затем уж приступать к планированию. Ведь планы должны составляться лишь после изучения временных затрат -- тогда они будут обоснованными. И будь то книги по научной организации труда, написанные в начале века, или книги последних лет (отечественные или зарубежные), -- везде для организации личного времени предлагается одно и то же: учет времени и анализ временных затрат; определение необходимых затрат на каждое дело; планирование. Различия -- в частностях.