Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы
Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы
2
Лекция. Введение в курс «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»
План:
1. Цель и задачи и место курса «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы» в системе профессиональной подготовки специалистов.
2. Понятие, сущность и основные направления психосоциальной работы в мировой практике.
3. Психосоциальный подход в социальной работе.
Литература:
1. Барбру Леннер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению. - М., 1998. - 232 с.
2. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
3. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. - М., 2002. - 192 с.
Введение в России социальной работы и подготовки социальных работников кардинально изменило концептуальные основы различных смежных дисциплин, изучающих человека и общество, потребовало нового содержательного наполнения социальных дисциплин, педаго-гики, экономики, права и, конечно же, психологии. Содержание этих дисциплин начало концентрироваться на болевых точках, на социаль-ном и личностном неблагополучии, которое может быть вызвано самыми разнообразными факторами и причинами, далеко не всегда осознавае-мыми человеком.
Потребность в социальном работнике и его помощи всегда возникает именно в таких кризисных ситуациях, когда от социального работника требуется, прежде всего, разобраться в проб-леме своего пациента, определить источник его неблагополучия, ко-торый может носить самый разнообразный характер, - безработица, болезни, адаптация после пребывания в местах лишения свободы, се-мейные и служебные конфликты и т.д.
Совершенно очевидно, что дале-ко не всегда социальный работник способен оказать необходимую помощь и далеко не все проблемы входят в пределы его компетенции, и в таких случаях он выполняет как бы диспетчерские функции, адре-суя, к соответствующим специалистам.
К таким проблемам, требующим специальной профессиональной помо-щи относятся, безусловно, и психологические, которые, кстати, имеют ту особенность, что, по сути дела, сопровождают практически любое кризисное состояние, которое может быть вызвано не только причинами внутреннего психологического характера, но и внешними обстоятельствами, вызывающими личностные кризисы и социальную дезадаптацию, будь то безработица, заболевание, потеря близких, смена места жительства и т.д.
Таким образом, в идеале психосоциальная работа, направленная на психологическую поддержку насе-ления в различных затруднительных случаях, вызывающих психологи-ческий дискомфорт и эмоциональную нестабильность, должна стать неотъемлемой частью социальной работы, так как психосоциальная помочь требуется при решении самого широкого круга проблем
1. Цель курса «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»:
формирование системных представлений о содержании и методах психосоциальной деятельности, выработка на этой основе психосоциального мышления применительно к особенностям социальной работы, овладение технологиями и навыками психосоциальной работы с разными субъектами и группами в различных социальных учреждениях и сферах жизнедеятельности.
Задачи курса:
1) овладение знаниями, позволяющими грамотно осуществлять психосоциальную деятельность, осмысление основных подходов и концепций психосоциальной работы, описывающих разные методические и содержательные подходы к ее организации и осуществлению,
2) выработка навыков и умений психосоциального мышления и психосоциального поведения будущих специалистов, помочь в выработке навыков практической психосоциальной работы с разными группами людей,
3) овладение общими методами и технологиями психосоциальной работы, изучение возможностей и ограничений каждого из методов, наиболее распространенных и оптимальных ситуациях их использования,
4) осмысление особенностей психосоциальной работы в учреждениях разного типа, специфических проблем, встающих перед социальным работником,
5) освоение специфических методов психосоциальной помощи в каждом из типов учреждений, в различных областям социальной работы,
6) осмысление взаимосвязей методов и содержания социальной работы, взаимосвязей различных пластов и аспектов психосоциальной помощи: социального, психологического и т.д.,
7) формирование представлений о месте психологической помощи клиентам в системе социальной работы,
8) развитие представлений о психологии социальной работы как основе повышения эффективности психосоциальной помощи клиентам, осознание значимости психолого-педагогической подготовки специалиста по социальной работе,
9) развитие профессионального самосознания будущих специалистов, побуждение к самоисследованию своего личностного и профессионального потенциала.
Место курса в профессиональной подготовке.
Курс «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы» принадлежит к числу специальным дисциплинам - рассчитан на выработку специальных конкретных знаний, выработку практически значимых умений и навыков психосоциального мышления и психосоциального поведения, развитию специальной профессиональной компетентности (праксиологических аспектов социальной работы).
Курс принадлежит к числу практико-ориентированных. Он дополняет, обогащает и углубляет социально-психологическую проблематику теории и практики социальной работы. Являясь теоретической базой для приобретения навыков, умений и ориентиров профессиональной деятельности социальных работников, данный курс служит основой в работе с различными категориями населения. Курс читается в тесной связи с дисциплинами общепсихологического, социально-психологического, социологического, социально-педагогического циклов.
2. Понятие, сущность и основные направления психосоциальной работы в мировой практике.
В последнюю редакцию (март 2000 г.) Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по социальной работе вошел новый учебный модуль -- «психосоциальная рабо-та». Такой подход полностью согласуется с международной теори-ей и практикой оказания социальной помощи населению. Цен-тральной задачей практической социальной работы считается со-действие оптимальной адаптации как отдельных личностей, так и семей и других групп населения к социальной среде и, в частно-сти, к своему окружению.
Психосоциальная помощь является тем понятием, которое включает пограничную область между психотерапией и социаль-ной работой.
Психотерапия осуществляется, как правило, психолога-ми или психиатрами и социальными работниками с допол-нительной терапевтической подготовкой. Только незначи-тельное число из них, однако, работает с психотерапией в чистом виде. Точно также не все клиенты пригодны для психотерапии в традиционном смысле этого слова. Напротив, имеется много достаточно больших профессиональных групп, которые получают пользу от применения в своей ра-боте отдельных элементов психотерапевтических знаний и делают это более или менее сознательно. Эти знания опреде-лялись в аналитической работе по психотерапии как «психотерапевтический характер (образ) отношений», но это определение, по мнению многих, было слишком слабым. И в итоге пришли к необходимости делать различие между психотерапией и социальной работой.
Психосоциальная работа является для многих достаточ-но расплывчатым понятием. В докладе по психотерапии (1975) она определялась как «профессиональное занятие с ясным пониманием того, какое значение имеют социальная организация и формы человеческого общения для психичес-кого развития и благополучия индивида».
Психосоциальная работа -- это направление в социальной ра-боте, которое уделяет особое внима-ние психологическим аспектам трудной жизненной ситуации кли-ента.
Понятие "психосо-циальный", с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания -- социальные и психиче-ские проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой сто-роны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которы-ми, в свою очередь, работают параллельно.
В практической работе границы между психотерапией и психосоциальной работой часто являются подвижными.
Той профессиональной группой, которая находится на водоразделе между психотерапией и психосоциальной рабо-той, являются социальные работники в системе социальной защиты, криминального исправления, школьного образова-ния и большей части учреждений здравоохранения. В своей практической деятельности они часто применя-ют психотерапевтические знания, но не уверены, в какой мере при этом они регулярно осуществляют психотерапию. Поэтому в последние годы их работу стали называть психо-социальной. Сравнить различные рабочие формы психотера-пии и психосоциологии можно на примере их различных це-лей и уровня притязаний, когда речь идет об изменении си-туации пациента/клиента.
Здесь можно выделить три направления психосоциальной работы:
1. Социальная служба.
2. Психосоциальная работа:
-- общественно направленное воздействие;
-- индивидуально направленное воздействие.
3. Лечение (воздействие):
-- психосоциальное воздействие;
-- психотерапия.
СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Примером социальной службы является посредничество различного вида:
· выплаты социальных пособий;
· предоставле-ние информации о том, где можно найти работу, получить образование и жилье;
· помощь в списании долгов;
· как до-биться льгот в очереди на детский сад или на место в больнице.
Содержание контактов концентрируется на опосредовании имеющихся возможностей и информации. Личность нуждающегося в помощи на этом уровне не затрагивается или затрагивается незначительно. В центре стоит внешняя социальная ситуация. Редко возникают какие-либо особые отношения друг с другом, поскольку контакты с большинст-вом клиентов кратковременны. Ранее этот тип работы доми-нировал в системе социальной защиты.
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Психосоциальная работа имеет место в большинстве на-правлений лечебной, воспитательной и исправительной дея-тельности:
· забота о здоровье матери и ребенка,
· детские ясли,
· школы,
· система социальной зашиты,
· система уголовного исправле-ния,
· воспитание молодежи,
· психиатрия.
· психосоциальная работа осуществляется и в такой специфической сфере, как производство.
Психосоциальная работа включает в себя две различные формы:
1) Обществен-но направленное воздействие или профилактическая психосоциальная работа, как она иначе именуется, заключа-ется в просветительской деятельности или передаче знаний различным группам. Примером этой работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых отно-шениях, примером ее объекта -- группа для родителей в дет-ском здравоохранении.
2) Другая форма психосоциальной работы применяется во время контактов с отдельными лицами, т.е. речь идет об ин-дивидуально направленном воздействии.
Личность клиента затрагивается в большей степени, чем при оказании социальной помощи. Беседы являются по сво-ему характеру поддерживающими и нацелены на проработку пограничных проблем. Речь может идти и о беседе с лицом, находящимся в кризисном состоянии, а также о советах в различной форме. Беседы не нуждаются в особой системати-зации, а исходят из актуальных потребностей клиента. Не происходит вникания в прошлое индивида. Целью не явля-ется достижение каких-либо существенных изменений лич-ности, даже если эффект и мог бы стать терапевтическим, т.е. лечебным и освобождающим. Работа, проводимая неспе-циалистами, например, воспитателями или надзирателями различного вида, можно сказать, находится на данном уров-не психосоциальной работы.
Работа по изучению психосоциальной обстановки и мотивационная деятельность также преимущественно относят-ся ко второму уровню.
ОКАЗАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Работа по оказанию психосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально направленной. Проблемы проявляются здесь социально и/или психологически. Клиент должен иметь иную, более сильную мотивацию, чтобы по-мощь стала актуальной. Социальный работник и клиент при-ходят к согласию о начале совместного процесса решения проблемы.
Воздействие более систематизировано и структурирова-но, чем общественная психосоциальная работа. По продол-жительности оно простирается от многократных до много-летних контактов. Завязываются более личные отношения, которые используются для осуществления изменений. Такая психосоциальная деятельность также направлена на изменение личности, отношений и/или социальной ситуации.
ПСИХОТЕРАПИЯ
Психотерапия определяется как «воз-действие, основанное на психологической теории и методах и заключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросе урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психосоматических симптомов, которые являются беспокоящими».
В психотерапии используется ряд методов:
· гипноз,
· поведенческая терапия,
· психодинамическая терапия,
· образная терапия,
· манипуляционный (трансактный) анализ.
В отличие от психосоциального воздействия, психические проблемы стоят в самом центре.
К сожалению, психотерапия в течение длительного вре-мени считалась более «высокой», чем психосоциальное воз-действие, и имела более высокий статус. Ряд социальных работников, прошедших дополнительную подготовку по психотерапии, покинули организацию, где преимущественно занимались психосоциальным воздействием, и перешли к другой дея-тельности. Нет никаких оснований возвышать одну форму работы над другой. Обе направлены на глубокие изменения и предъявляют высокие требования к компетенции воздействующего лица.
Многие ученые и практические работники рассматривают психотерапию и психосоциальное воздействие как равноценные формы работы.
Психосоциальное воздействие означает, что прорабатывается как социальная, так и психологическая ситуация, в то время как в фокусе психотерапии находится психическое страдание. Кроме того, эти формы применяются в различных организациях, направ-лены на различные группы и отличаются друг от друга рабо-чей методикой, обусловленной специфическими проблемами целевых групп.
3. Психосоциальный подход в социальной работе
Социально-психологическая направленность (личность -- об-щество) эволюционировала на протяжении всей истории профес-сиональной социальной работы в XX в. и привела к возникнове-нию психосоциального подхода. Данный подход обычно связыва-ют с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф.Холлиз (Florence Hollis), а в 1950--1960-е гг. большое влияние на его формирова-ние оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем -- работы Дж. Боулби.
В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуа-ции», т.е. психосоциальность.
Цель психосоциального подхода -- поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистем-ными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются воз-можности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих Условий, ресурсов и помощи. Суть помощи -- эффективное учас-тие в решении психологических, межличностных и социальных Проблем «личности в ситуации».
В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях -- в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должно-стных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социаль-ной работе. Соответственно, интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как
· оказание граж-данам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования;
· помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях;
· расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодо-ления имеющихся трудностей;
· помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и фи-зических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
· стимули-рование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.
Семинар 1. Основные психологические теории и их влияние на психосоциальную практику.
1. Психодинамический подход в психосоциальной теории и практике.
1.1. Зигмунд Фрейд (1856 - 1939).
1.2. Карл Юнг (1875 - 1961).
1.3. Альфред Адлер ( 1870 - 1937).
1.4. Карен Хорни (1885 - 1952).
1.5. Эрих Фромм (1900 - 1980).
1.6. Эрик Эриксон ( 1902 - 1994).
2. Поведенческий подход в психосоциальной практике
2.1. Эдвард Ли Торндайк (1874 - 1949).
2.2. Иван Петрович Павлов (1849 - 1936).
2.3. Джон Бродес Уотсон (1878 - 1958).
2.4. Баррес Фредерик Скиннер (1904 - 1990).
2.5. Альберт Бандура (1925).
3. Экзистенциально-гуманистические подходы в психосоциальной теории и практике.