В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Именно поэтому мы бы хотели рассмотреть проблему формирования толерантности в современном обществе. Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимости выявления наиболее эффективных способов формирования у подростков толерантного поведения. Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей
Объект исследования - дети подросткового возраста (13 -15 лет).
Соответственно предметом нашей работы мы считаем определение способов формирования толерантности в подростковом возрасте.
Гипотеза: 1. формирование толерантности у подростков наиболее эффективно происходит через игру;
2. формирование толерантности у подростков наиболее эффективно происходит через дискуссии.
В ходе нашей работы мы собираемся решить следующие задачи:
1. раскрыть подходы к пониманию толерантности и путей ее формирования;
2. создать эффективный тренинг формирования толерантного поведения для подросткового возраста;
3. поиск способов диагностики толерантности.
Структура нашей работы выглядит следующим образом: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у подростков как фактора предупреждения конфликтов
1.1 Проблема толерантности и путей ее формирования
Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandberg Robert, а также некоторые университеты. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала. Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. Также данная декларация дает международное определение понятию толерантности и противоположное ему - интолерантности. Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.
Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: Изд-во МГУ, 2001г.»
В России проблема толерантности также очень молода, однако ее появление на наш взгляд связано с ее огромной ролью в формировании продуктивного, целостного общества. Первые работы в этой области появились в начале этого века. Их проводил Московский Государственный Университет. В частности был создан научно-публицистический вестник: «Век толерантности». В дальнейшем эту проблему стали разрабатывать и другие ученые нашей страны. Так Щеколдина С. Д. опубликовала книгу под названием «Тренинг толерантности», в которой обобщила имеющийся материал по данной проблеме, а также представила тренинг, направленный на формирование толерантного поведения для широкого возрастного спектра. Многие психологические службы по всей стране предлагают свой тренинг толерантности в качестве одного из возможных формирующих тренингов. Значимость формирования толерантности подтверждена и на государственном уровне. В недавнем времени была создана Федеральная программа Правительства РФ: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты. Вот некоторые из «определений толерантности на ведущих языках мира:
- tolerance (англ.) - готовность быть терпимым, снисходительным;
- to tolerance (англ.) - быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
- tolerance (фр.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
- tolerencia (исп.) - способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
- kuan rong (кит.) - принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
- tasamul' (араб.) - снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
- толерантность, терпимость (рус.) - умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать, признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствии с самим собой по отношению к кому-либо, чему-либо, быть снисходительным к чему-либо, кому-либо. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004 г., с 14-15.»
Как мы видим, каждое из определений имеет свою культурную специфику. Так английская - снисходительность, китайское - великодушие, русское - умение терпеть.
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. В соответствии с вышесказанным есть необходимость конкретизировать качества толерантной личности. Это даст возможность для лучшей диагностики и составлению тренинга толерантности. Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры:
- «ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам);
- потребность в определенности (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);
- меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);
- способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);
- предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);
- знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);
- ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других);
- защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться) Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004 г., с 17-18.».
Щеколдина также выделяет критерии и показатели толерантности человека. К ним она относит: социальную активность готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе, мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств), дивергентность поведения (способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи, ориентация на поиск нескольких вариантов решения), эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире человека) и устойчивость личности (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей).
Выделяется несколько уровней толерантности:
1. Цивилизационный - отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;
2. Международный - условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;
3. Этнический - терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям , традициям, нравам, мнениям и идеям.
4. Социальный - партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;
5. Индивидуальный - уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.
Толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями. Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий. Другим фактором формирования толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека. Как отмечает Щеколдина: «В развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребности сравнивать себя с другими. Толерантность личности способствует формированию реального представления о себе и окружающих Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004 г., с 57.». Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус. Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному, толерантному взаимодействию.
1.3 Формирование толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса
Как уже отмечалось ранее вопрос о формировании толерантность стоит достаточно остро, что отмечено и на государственном уровне. Так, когда же имеет смысл формировать данное качество личности и на что следует делать акцент. Учитывая, что толерантность во многом определяется сформированностью социальных норм и правил поведения, то можно сделать вывод о достаточно ранней возможности создания толерантной личности. Так как данные нравственные ценности приобретаются еще в дошкольном возрасте с процессом социализации и адаптации в современном обществе. Однако как показывают множественные наблюдения, не все дети достаточно верно принимают данные нормы поведения. Это естественно обусловлено неправильными подходами в воспитании, деструктивными влияниями общества, повышенной агрессивностью и борьбой за выживание в достаточно жестких мировых условиях. Все это приводит к тому, что у детей формируются деструктивные стереотипы поведения, которые как правило расцветают во всей своей «красе» именно в период подросткового возраста. В это время происходит резкий всплеск гормональной активности. Подросток начинает изменяться физиологически и психологически. В этот период ребенок достраивает фундаментальный пласт своей мировоззренческой картины, ищет новые пути и способы взаимодействия с миром, познает нового себя и определяет место в этом мире. Именно сейчас подросток наиболее открыт для принятия ценностной информации, помогающей ему в раскрытии волнующих его вопросов бытия. Часто в этом возрасте подросток идет по пути наименьшего сопротивления - становится членом какого-либо религиозного течения, любительского клуба, ищет себе кумира для подражания. Это дает возможность достаточно быстро получить целостную мировоззренческую картину с соответствующими целями и способами их достижения. К сожалению, в настоящее время многие подобные организации действуют нелегально и имеют своей целью деструктивное влияние на психику человека для подчинения и управления им. Исходя из всего вышесказанного, мы считаем своей целью создание комплекса тренинговых упражнений, направленных на формирование толерантности именно в подростковом возрасте. Наиболее приемлемым считаем адаптировать данный тренинг под структуру работы в школе. Это связано с тем, что подросток проводит большую часть своего времени в образовательной среде. Также проведение тренинга в школе позволит организованно систематически собирать относительно однородную группу, что облегчит сбор наиболее достоверной информации о эффективности тренинга. Как отмечает Щеколдина С.Д.: «Социальный аспект проявления толерантности в школьном возрасте сопряжен как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако при еще слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу) Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004 г., с 57-58.». Нами было разработано два тренинговых комплекса, направленных на формирование толерантности, мы исходили из того, что подростковый возраст является промежуточным между детством и взрослостью. Соответственно, с одной стороны подросток имеет многие характеристики ребенка, в частности склонен к игре и игровым ситуациям. С другой стороны ведущая деятельность подростка - общение. В связи с этим мы разработали два тренинговых комплекса: один основан на игре, другой - на дискуссиях и обсуждениях. Мы постарались выявить наиболее эффективный тренинг толерантности с целью его практического применения в педагогической и психологической работе.
Глава 2. Практическая часть
Следующим показателем, характеризующим особенности формирования ЦО личности учащихся старших классов, является содержательная сторона иерархической структуры ЦО. Она определяется по величине ранга, полученного той или иной ценностью. Совершенно очевидно, что из анализа особенностей содержания ЦО учащихся нужно исключить тех, у кого отсутствует механизм дифференциации ценностей. ЦО у этих учащихся как устойчивое и действенное личностное образование еще не сформировались. У всех же остальных учащихся обнаруживается разная степень сформированности ЦО, которые могут иметь различия (типы) по своему содержанию (направленность ЦО).
Для определения содержания ЦО в исследованиях обычно принято использовать факторный или таксономический анализ. И хотя оба они (особенно таксономический) достаточно эффективны, однако сопряжены со сложной математической процедурой, предусматривающей применение достаточно мощной ЭВМ. В условиях практической работы школьного психолога содержательный анализ структуры ЦО учащихся можно несколько упростить. Используя основной принцип таксономии -- группировку данных по сходным признакам, мы предлагаем следующую процедуру обработки полученных данных. Взяв результаты ранжирования учащимися предложенных ценностей по группам в зависимости от степени дифференциации (высокая и низкая), выделить в них тех учащихся, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Минимальным числом считается совпадение по 9 ценностям при расхождении по одной из этих ценностей в 1 балл. Сгруппировав на этом принципе данные ранжирования, вычисляют средний балл по каждой из 16 ценностей (сначала по Т-ценностям, потом по И-ценностям). Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по данной ценности на число учащихся данной группы. Например, одинаковые оценки по 9 терминальным ценностям поставили 12 учеников. При этом ценность «интересная работа» у 11 учащихся получила высший балл «5», а у одного -- 4 балла. Таким образом, в этой группе учащихся ценность «интересная работа» имеет средний балл 4,89. Подобным образом вычисляются баллы и для всех остальных 16 ценностей.
В зависимости от «балльного веса» каждой ценности, она распределяется по шкале своей значимей для данной группы испытуемых. При этом возможно, что некоторые ценности получат одинаковое значение, свидетельствующее об их равнозначном месте в иерархической структуре ЦО учащихся. Как правило, при такой обработке определенные ценности получают близкие по величине средние оценки и образуют таким образом смысловые группы ценностей. Для выделения таких групп ценностей из основного их массива нужно вычислить достоверность различий между группами, используя в зависимости от характера распределения критерии Стьюдента или Вилкоксона. Ценности, расположенные в зависимости от полученных ими значений образуют, таким образом, иерархическую содержательную структуру ЦО учащихся. Естественно, что ценности, попавшие в верхнюю часть этой структуры, определяют ведущую, основную ориентацию индивида на или иные цели и средства его деятельности, что позволяет содержательно охарактеризовать направленность личности. Ценности, расположенные в нижней части иерархической структуры, также характеризуют направленность личности, так как показывают незначимость содержащихся в них целей и средств для данного человека. Ценности, сгруппировавшиеся в редине иерархической структуры, малоинформативны для определения общей направленности личности. Для них характерна тенденция к изменению своего рангового места в зависимости от условий жизни и деятельности индивида, т. е. они больше, чем другие, подвержены влиянию стороны и как бы добавляют штрихи к общей оценке содержательной стороны ЦО личности.
На основе предложенной обработки и анализа данных можно получить типологию ценностных ориентации личности учащихся старших класс отличающихся по определению деструктивных установок в межличностных отношениях.
Инструкция. Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу наших дальнейших пояснений обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни.
Опросник
1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.
2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).
3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.
Дает возможность выявить у подростков способность принимать или не принимать индивидуальности встречающихся им людей, тенденцию оценивать людей, исходя из собственного «Я», в какой мере категоричны или неизменны их оценки в адрес окружающих, в какой степени они умеют скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей, есть ли у них склонность переделывать и перевоспитывать партнера, в какой степени они склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными, в какой степени они терпимы к дискомфортным состояниям окружающих, каковы их адаптационные способности во взаимодействии с людьми.
Общие выводы, вытекающие из материалов исследования
1.Анализ и обобщение литературных источников, посвященных проблемам формирования межличностной толерантности старшеклассников, показывают недостаточность их исследования, хотя современная педагогическая наука обращает внимание на формирование межэтнической толерантности, на формирование отношения к толерантности как общечеловеческой ценности. Проблемы современной педагогики и педагогики толерантности убеждают в необходимости системы в формировании межличностной толерантности школьников. Одним из направлений этого процесса является реализация комплекса педагогических мер по формированию межличностной толерантности старшеклассников.
2. В отличие от распространенного акцента в понимании толерантности на терпимость, мы определяем толерантность как качество личности, проявляющееся в способности жить в неодинаковом мире среди неодинаковых людей, которое поможет старшеклассникам выбрать правильный стиль общения и поведения, поможет быть счастливым и поэтому необходимо введение в школьную практику спецкурсов, которые имели бы целью формирование межличностной толерантности обучающихся.
3.При формировании межличностной толерантности старшеклассников значимыми являются сущностные характеристики межличностной толерантности, которые помогут педагогу в практике:
1. сущность понятия «межличностная толерантность», раскрывающаяся в понимании, уважении, заботе по отношению к другим;
2. структура межличностной толерантности и ее компоненты (эмпатия, принятие, общительность);
3. функции межличностной толерантности (аксиологическая, коммуникативная, отношенческая, мотивационная, деятельностная);
4.содержание межличностной толерантности (толерантность как качество личности); Опытно-экспериментальная работа выявила сложность процесса формирования межличностной толерантности, на который влияют объективные и субъективные факторы.
Объективные:
1.генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
2.социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
3.обстоятельства биографии;
4. культурная традиция в стране, городе;
5.особенности страны и исторической эпохи;
субъективные:
1. психологические особенности обучаемого,
2. мировоззрение, ценностные ориентации;
3. внутренние потребности и интересы учителя и ученика;
4. система отношений старшеклассника с социумом;
5. воздействие на обучаемого средств массовой информации, искусства.
Анализ объективных факторов (изучение здоровья, биографии старшеклассников) дал информацию об особенностях проявления личности обучающегося и его межличностной толерантности. Он состоит из образовательного модуля и модуля самовоспитания, условий, средств, факторов, содействующих эффективности процесса формирования межличностной толерантности старшеклассников. Комплекс проявился многопланово, оказал воздействие как на познавательную, эмоциональную, поведенческую сферу личности старшеклассника, так и на развитие самооценки, самореализации, самосовершенствование обучающегося
Процесс формирования межличностной толерантности старшеклассников многоэтапный, который состоял из пяти этапов: поисково-теоретического, констатирующего, формирующего, рефлексивного и диагностического, каждый имел свои особенности. В ходе опытно-экспериментальной работы выделены противоречия процесса формирования межличностной толерантности старшеклассников:
1 обучающиеся нетерпимы, но хотят терпимого отношения к себе;
2 старшеклассники понимают значимость толерантности, но не знают, как ее формировать у себя.
Разрешение вскрытых противоречий выявило трудности формирования межличностной толерантности старшеклассников: эгоизм обучающихся, отсутствие эмпатии, низкий культурный уровень.
Опытно-экспериментальная работа показала значимость содержания в процессе формирования межличностной толерантности старшеклассников. Оно имело личностный смысл для обучающихся и включало информацию о толерантности как общечеловеческой ценности, мотивацию учащихся на толерантное поведение, организацию деятельности с целью обогащения
опыта толерантности. Введение спецкурсов «Традиции классики в литературе», «Политическая толерантность», «В гармонии с миром» (Формирование установок толерантного сознания старшеклассников») и др. обогатило представление школьников о толерантности. Опытно-экспериментальная работа убедила нас в верности наших предположений: в формировании межличностной толерантности старшеклассников предпочтение отдается активным формам деятельности: проектированию, моделированию, тренингам, беседам, диспутам, дискуссиям. Наиболее интересной оказалась для старшеклассников разработка проектов: «Традиции толерантности в русской культуре», «Традиции толерантности в нашем городе», «Традиции толерантности в нашем классе» и др. В ходе опытно-экспериментальной работы были подтверждены условия формирования межличностной толерантности: выделение формирования межличностной толерантности как одного из стратегических направлений деятельности образовательного учреждения, подготовка педагогов к оказанию квалифицированного содействия формированию межличностной толерантности обучающихся. Реализация первого условия вызвала необходимость составления перспективного плана образовательного учреждения по формированию межличностной толерантности, корректировки программ по школьным предметам с учетом предлагаемого комплекса педагогических мер, разработки основных направлений работы школы по формированию межличностной толерантности; для введения второго условия разработана концепция повышения квалификации педагогов, реализующая аксиологический, личностно ориентированный, интегративный подходы и нестандартное понимание толерантности как активной педагогической толерантности, проявляющейся в умении преодолевать нетерпимость, встать на позицию старшеклассника, понять его и оказать ему конструктивную педагогическую помощь и поддержку. Опытно-экспериментальная работа убедила нас в верности выбранного направления: предложенный комплекс педагогических мер и выделенные условия способствует эффективности формирования межличностной толерантности старшеклассников.