С каждым годом все более остро возникает вопрос: «Как найти хорошего специалиста?». Подбирая и формируя специалистов определенного уровня, мы выбираем уровень подготовленности: более компетентные специалисты достигают более успешных результатов.
Установлено, что наука приблизительно каждые пять лет удваивает свои накопленные знания. Исходя из этого, мы уже в настоящее время должны готовить руководителей будущего времени. Иными словами, система подготовки специалистов должна давать знания с опережением минимум на 5-10 лет. В настоящее время в большинстве случаев она отражает сегодняшний уровень развития науки, экономики, технологии, техники и др., что не позволяет выйти из кризисной ситуации.
Получить знания, которые будут востребованы в будущем времени очень непростая задача. Однако, мы можем создать условия, которые обеспечат постоянное обновление знаний. Главное из них - формирование в стенах вуза «нового профессионального мышления» специалиста.
Профессиональные типы мышления привлекают всё больше внимания современных учёных. Накопилось большое количество работ, посвященных анализу клинического, технического, математического, художественного, педагогического мышления. Термин «профессиональное мышление» в практический обиход стал входить со второй половины ХХ века, в связи со значительной интеллектуализацией общественного труда. Понятие «профессиональное мышление» употребляется в двух смыслах. Когда хотят подчеркнуть высокий профессиональный уровень специалиста, т.к. речь идёт об особенностях мышления, выражающих его «качественный» аспект. И когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности. Здесь имеется в виду предметный аспект, но чаще понятие «профессиональное мышление» употребляется в обоих этих значениях. Когда речь идёт о профессиональном мышлении отмечает З.А. Решетова интуитивно имеется в виду некоторые особенности мышления специалиста, позволяющие ему успешно выполнять профессиональные задачи на высоком уровне мастерства: быстро, точно и оригинально решать как ординарные, так и не ординарные задачи в определённой предметной области [6].
1 Структура профессионального мышления
По мнению Н.П. Локаловой профессиональная специфика психолога связана, прежде всего, с необходимостью понимания скрытых от непосредственного наблюдения внутреннего механизма и законов развития и личности в целом, так и отдельных психических процессов и состояний человека, эмоциональных переживаний, межличностных отношений, интересов, причин возникновения различных психологических проблем. Поэтому профессиональное мышление психолога должно быть направлено на глубокий анализ имеющихся в его распоряжении данных, их синтез и осуществление на этой основе сложнейшей интеллектуальной аналитико-синтетической деятельности - интерпретации. Именно поэтому так велики требования к собственным умственным способностям самого психолога, которые должны характеризоваться осознанностью и обобщенностью мыслительных операций, гибкостью процессов мышления.[5] Профессионально-психологическое мышление это сложный процесс, имеющий и сложную структуру.
1.1 Потребностно-мотивационный компонент
Исследование потребностно-мотивационного компонента позволяет определить те побудительные и смыслообразующие качества. Эффективность любой профессиональной деятельности прямо зависит от мотивированности специалиста. В психологии различают две мотивационной системы: 1) внешняя и 2) внутренняя.
Внешняя предполагает результат деятельности в качестве побудительной силы к активности, а точнее вознаграждение за результат.
Внутренняя источник активности лежит в самой деятельности. Студенты с преобладанием внутренней мотивацией поглощены самим процессом деятельности, нежели результат. Исследования показали, что для наиболее продуктивной деятельности необходимо сочетание обоих мотиваций, причем такое сочетание, чтобы они взаимодополняли друг друга
1.2 Целепостановка или целеообразование
На основе потребностей и мотивов формируются цели. Цель - идеальное преставление будущего результата деятельности. Цель и мотивы определяют динамику психических процессов и состояний, включенных в данную деятельность. Правильно поставленная цель позволяет избежать лишней работы, помогает экономить время. Субъект как правило ставит не одну цель а несколько. Их можно упорядочить по их значимости или же разделить на подцели и подподцели. [1; 3]
Важнейшим моментом целепостановки является механизм порождения субъективных целей. В психологических исследованиях было установлено, что наименьшей продуктивностью характеризуются чужие цели, нежели свои.
1.3 Постановка задач
Задача в психологии определяется как единство цели и конкретных условий ее достижений. [7]
«Постановка задачи предполагает выявление и анализ конкретных объективных и субъективных факторов и условий, способствующих или препятствующих достижению цели.
Вместе с тем в процессе сбора информации о конкретных условиях и факторах достижения цели нередко возникает своеобразное противоречие - одновременно недостаток и избыток информации. С одной стороны, собрать всю информацию практически невозможным, с другой - можно быть погребенным под лавиной информации.
При сборе информации нужно придерживаться принципа ограниченности. Наличие большого количества информации приводит к тому что важные проблемы остаются незамеченными, а наиболее эффективные решения не будут найдены.
Дефицит нужной информации приводит к необходимости реконструировать ее, а избыток затрудняет выделение главного, относящегося к делу содержания и поэтому требует умения селекции главного от второстепенного» [1].
1.4 Планирование и прогнозирование
Профессионального мышления предполагает определение наиболее адекватных, соответствующих существенных условий задачи, способов и средств достижения поставленной цели. Планирование обеспечивает мысленное экспериментирование с целью выделения существенных отношений в задаче, позволяет определить оптимальные пути достижения цели и соотносить между собой промежуточные и конкретные результаты.
Прогнозирование предвидение, предвосхищение - антипацию будущего. Именно прогнозирование в ходе мыслительного процесса находит решение ряда альтернативных способов решения задач. [1]
1.5 Исполнение
Переход от планирования к исполнительным действиям связан с функционированием таких необходимых компонентов профессионального мышления как контроль оценка и коррекция. Контроль заключается в сопоставлении реальных промежуточных и конечных результатов с условиями и требованиями профессиональной задачи, с целями деятельности. Важным компонентом контроля является наличие систем стандартов и критериев.
В процессе контроля возникает необходимость оценки. Именно оценка позволяет определить подходит или нет данный вариант решения задачи. Необходимо отметить что контроль и оценка не всегда является той «последней каплей решения» иногда возникает необходимость коррекции. С ее помощью специалист обеспечивает полное совпадение реального результата с идеальной целью. [2]
Заключение
В теоретическом профессиональном мышлении выделяют следующие составляющие: содержательный анализ, рефлексия, внутренне планирование. Применительно к профессиональному мышлению теоретический анализ позволяет обнаружить генетически исходную основу целостного профессионального явления и найти оптимальные варианты возможных решений профессиональной задачи; содержательная рефлексия обеспечивает поиск и рассмотрение внутренних существенных обоснований; планирование - предвидение, прогнозирование событий.
Список использованных источников
1. Андронов Б.П. Психологические основы формирования профессионального мышления: пособие к спецкурсу. - Саранск: МГУ, 1981.
2. Андронов В.П., Андронова Т.Д. Контрольно-оценочные и коррекционные составляющие профессионального мышления специалиста. - Саранск. Гуманитарий
3. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача. - Саранск.
4. Гольперин П.Я. Развитие исследований о формировании умственных действий // Психологическая наука в СССР (в двух томах). - М., 1959. - т. 1.
5. Локалова Н.П. Специфика профессионального мышления психологов и пути его формирования у студентов
6. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии (в двух томах). - М.: Педагогика, 1989.- т. 2.