Творчество и креативность как факторы сработанности сотрудников
Творчество и креативность как факторы сработанности сотрудников
7
Введение
В литературе под совместным творчеством понимается совместная деятельность, в которой каждый участник процесса становится равноправным создателем нового. Этот тип совместной деятельности характеризуется особой активностью каждого участника в плане повышения собственной профессиональной компетентности за счет участия в коллективной деятельности.
Принципы творчества впсихологическом тренинге
Рассмотрим реализацию совместного творчества в социально-психологическом тренинге, опираясь на четыре принципа совместного творчества: принцип индивидуального, социального, культурного и морального творчества.
1. «Принцип индивидуального творчества» невозможно реализовать без обучения, основанного на опыте. Социально-психологический тренинг предполагает индивидуальное творчество, а именно в плане экспериментирования участников с собственным образом, поведением и техниками мышления. Необходимым условием реализации индивидуального творчества является принцип активности личности. Ключевым для становления человека оказывается «процесс индивидуализации, позволяющий реализовать себя, свое «Я» в этом мире» (Л.А. Петровская). Наиболее яркие проявления индивидуального творчества мы находим в тренинге уверенности, эффективного общения, а так же в психокоррекционных группах.
2. Принцип социального творчества - построение новой формы социальной организации. Опыт, полученный в социально-психологическом тренинге, переносится во внешний мир. Если в процессе социально-психологического тренинга разработаны («сконструированы») совместные правила внутренней коммуникации, то они находят свое приложение во взаимодействии внутри коллектива (команды). Опыт преображается в активное совместное конструирование социального мира - построение новых форм социальной организации, конструирование новых форм социального поведения. Группа и личность выступают как активный субъект деятельности. Наиболее яркие проявления совместного творчества мы находим в тренингах командообразования, сплоченности группы, деловых играх в организации. Необходимым условием реализации социального творчества становится процесс деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе 11 (А.В. Петровский).
3. Принцип культурного творчества - ориентация в совместной деятельности на высшие культурные достижения, на инновационные процессы и изобретательства. По-настоящему концептуализировать полученный опыт на тренинге возможно через сравнение опыта с культурными образцами поведения и мышления. По-сути, мы имеем дело с рефлексией нашего опыта (как индивидуального, так и совместного).
Л.А. Петровская в тренингах использовала задание «Библиотерапия». Участников тренинга просили написать, а затем рассказать, какие книги, фильмы помогают в жизни и как. Так, тренинг, по сути, превращался в метафорический тренинг. Наиболее яркие проявления принципа культурного творчества мы находим в тренингах толерантности, этнических тренингах. Ключевым процессом при реализации принципа культурного творчества становится процесс рефлексии опыта и инкультурации (процесс воспроизводства и трансляции «культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации»). Если не соблюдается принцип культурного творчества на тренинге (социальное творчество, моральное творчество) «остается «кухонным занятием» - и то, что сконструировано на тренинге остается оторванным от реальности и от культурного контекста.
4. Принцип морального творчества - готовность человека служить моральным образцом другим и самому себе. Только в реальных ситуациях межличностного взаимодействия личность может воспроизвести три предыдущих принципа. В процессе морального выбора реализуется потенциал личности, накопленный в процессе социально-психологического тренинга. Сложность реализации данного принципа совместного творчества не в том, насколько человек ориентируется в образцах поведения, сколько в том как разрешить ситуации столкновения образцов поведения, на какой из них ориентироваться, или как конструировать новый. Являясь, по сути, основным принципом совместного творчества, принцип морального творчества выносится за пределы тренинга, но импилицитно формируется за счет Личности тренера и его способности служить образцом поведения.
Креативность и парадоксальность
Противоречия современного общества и специфика внутренней организационной среды накладывают неизгладимый отпечаток на социальное самочувствие личности, ее переживания и поведение. Одним из препятствий, с которым сталкивается личность в организации, являются ситуации предъявления к ней как к носителю социальной роли несовместимых, порой взаимоисключающих требований. Данные ситуации вызывают особое психологическое состояние, которое мы называем ролевым конфликтом. Выход из ситуации ролевого конфликта (РК), на наш взгляд, лежит в совмещении несовместимого, в поиске нового решения существующих противоречий. На данный момент не существует подробных исследований, посвященных изучению механизмов разрешения РК, и данную проблему можно считать мало изученной, однако весьма актуальной. Мы предполагаем, что ведущую роль в разрешении ролевого конфликта играет креативность. Наиболее подходящим для решения рассматриваемой проблемы является определение Дж. Гилфорда, который понимает креативность как дивергентное мышление, или способность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта в нерегламентированных условиях деятельности. В связи с этим анализ и изучение креативность как механизма разрешения РК и специфики ее проявления становится самостоятельной научной проблемой. Весьма перспективным направлением для раскрытия данной проблемы мы считаем концепцию «парадоксальной личности». Парадоксальность, по нашему мнению, является интегративной характеристикой, способностью «совмещать несовмещаемое». В исследованиях, выполненных под руководством С.И. Ериной, было показано, что парадоксальность проявляется на перцептивном, мыслительном, личностном и поведенческом уровнях и может служить тем механизмом, благодаря которому руководители оказываются устойчивыми к ситуации ролевого конфликта и способными конструктивно решить эту ситуацию. Парадоксальный человек испытывает низкий уровень ролевого конфликта, он способен справляться со своими эмоциями и находить беспрепятственный выход из затруднительной ситуации, сохраняя при этом свое физическое и психологическое здоровье.
Подобно парадоксальности, креативность также является своего рода интегральной характеристикой, хотя в первую очередь имеет самое непосредственное отношение к когнитивной сфере личности. Так, известный западный исследователь проблемы творчества и креативности Эдвард де Боно считает, что творческое мышление (creativity) является не чем иным, как особым способом обработки информации и может быть также охарактеризовано как способность к смене концепций и восприятия. Вместе с тем многочисленные исследования, в том числе отечественные, показали, что креативность связана с наличием определенных личностных черт, например таких, как удивление, любопытство, потребность к опробованию и исследованию окружающего, отчего и «сама креативность понимается как своеобразная проекция детских качеств на жизнь взрослого».
Исследование психологической совместимости
В наши дни все большей популярностью начинает пользоваться активный и экстремальный отдых. Одновременно с этим встает вопрос о психологической подготовке и сопровождении инструкторов спортивного туризма, работа которых сопряжена с высокой ответственностью, физическими нагрузками и экстремальными условиями. Эти особенности обусловливают важность учета психологической совместимости при комплектовании рабочих групп инструкторов. Совместимость предполагает оптимальное сочетание свойств участников, обеспечивающее эффективное их существование. Эффективным можно считать существование, которое удовлетворяет участников и сохраняет их отношения. Также выделяют сработанность - согласованность в работе между участниками, т.е. лучшее сочетание их действий во времени и пространстве. Целью нашей работы стало исследование факторов психологической совместимости и сработанности в диадах инструкторов. Выборку составила группа инструкторов спортивного туризма (25 человек) при Нижегородском областном туристском клубе. Это группа профессионалов, отличающихся по возрасту (от 17 до 48 лет) и опыту (как взаимодействия с людьми, так и туристскому).
В исследовании использовались методы наблюдения, психодиагностические методы (опросник Мини-мульт), метод экспертных оценок. В течение летнего туристского сезона мы наблюдали за взаимодействием инструкторов при решении рядовых трудовых задач: подготовка к походу (проверка снаряжения, проведение собрания), обеспечение безопасности на всем маршруте, хозяйственно-бытовая деятельность и организация досуга туристов.
Нами были выделены следующие категории наблюдения:
эмоциональная устойчивость /лабильность, тревожность (поведение в стрессовых условиях - в ситуации высокой ответственности, например, при исполнении роли руководителя спортивного туристского похода, реакция на неудачу и неопределенную ситуацию);
оптимистичность /пессимистичность - ожидание позитивного/негативного в будущем, отношение к неудачам, большим нагрузкам;
проявления конформности /нонконформности - оценивалась степень участия в принятии группового решения, личный вклад;
ригидность - уверенность в своей правоте, споры, стремление «делать по правилам», требования такого же выполнения заданий от членов группы, застревание на негативных моментах взаимодействия;
импульсивность /зажатость - отмечалась степень самоконтроля, ориентация на нормативность в поведении, на нормы, принятые в профессиональной среде.
После каждого похода сами испытуемые оценивали свое взаимодействие (как успешное - неуспешное) и выделяли ситуации, вызвавшие конфликты.
Также нами было проведено тестирование инструкторов с помощью опросника Мини-мульт. Эта модификация стандартизированного многофакторного метода исследования личности была рекомендована нам психологической службой МЧС г. Нижнего Новгорода. Результаты помогли выделить нам личностные особенности испытуемых.
Полученная информация позволила выделить принципы, на основании которых возможно формирование рабочей пары. Так как работа сопряжена со стрессом, желательно, чтобы индивиды, склонные к повышенной тревожности и пессимизму, не усугубляли эмоциональное состояние друг друга. Рядом с ними желательно нахождение человека с противоположной тенденцией. Беспечность же обоих членов пары может привести к аварийной ситуации. Как показало наблюдение, в то же время, слишком сильное противоречие в понимании ситуации может привести к конфликту. Как известно, различная степень совместимости и срабатываемости зависит от оптимального распределения функций типа «лидер - ведомый» в группе. Двум людям, каждый из которых стремится к лидированю, тем более, к соперничеству, будет трудно отказаться от своей точки зрения, уступить. Могут возникнуть трудности на маршрутах у пар, обе стороны которых склонны к педантизму, уверенности в своей правоте. Люди, склонные к гипостеническому типу реагирования на стрессовые условия, в аварийной ситуации пассивны, растеряны, не могут проявить инициативы, следовательно, рядом с ними должен быть человек с преобладающим стеническим типом реагирования - действенный, решительный, уверенный.
В результате тестирования было выявлено, что большинство инструкторов не являются акцентуированными личностями (обладающими ярко выраженными особенностями), следовательно, принцип формирования рабочих микрогрупп (диад) может быть достаточно гибким, возможны различные варианты. Мы предполагаем, что хорошей психологической совместимости способствует формирование норм внутри группы, которое осуществляется благодаря развитой системе обучения при туристском клубе.
Заключение
Таким образом, мы считаем, что креативность и парадоксальность могут являться достаточными и универсальными механизмами разрешения ролевого конфликта. В настоящее время нами ведется исследование на базе одного из предприятий г. Ярославля. Цель - выявить особенности проявлений креативности как механизма разрешения ролевого конфликта руководителями с разным уровнем выраженности данного конфликта, а также с выраженным РК разного типа.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2008.
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. - М., Мастерство, 2007.
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2007.
4. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб, 2008.
5. Малиновский П.В. Глобализация и кризис цивилизационной идентичности: гуманитарные технологии для России//Сборник лекций «Открытый Университет-2008». М., 2008.
6. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2005.
7. Петровский А.В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопросы психологии, 2004, № 2.
8. Боно Э. Серьезное творческое мышление /Пер.с англ. Д.Я.Онацкая. - Мн.: ООО «Поппури», 2007.
9. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. - М., 1994.
10. Ерина С.И. Психология работы с населением в конфликтных ситуациях. - Ярославль, 2005.
11. Ерина С.И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя: Учеб.пособие. - Ярославль, 2008.
12. Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Учебное пособие /Под науч.ред.проф. А.В.Карпова. - М.-Ярославль, Ремдер, 2009.
13. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления. - М., 2008
14. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., «Наука». - 2006.
15. Секун В.И. Социально-психологические проблемы личности и деятельности руководителя //Актуальные проблемы социальной психологии. - Ч. 1. - Кострома, 2005.