Влияние личностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению
p align="left">В.М. Русалов развивает концепцию общих свойств нервной системы как основных детерминант индивидуально-психологических различий. В лаборатории института психологии РАН под его руководством были сформулированы следующие критерии темперамента:
1. не зависит от содержания, мотива деятельности и цели поведения (стилевого аспекта поведения), и отражает их формальный аспект.
2. темперамент характеризует типичную для индивида меру энергетического напряжения при взаимодействии с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой), и имеет эволюционное значение.
3. темперамент универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности.
4. темперамент проявляется уже в детстве (у эмбриона на 3 неделе внутриутробного развития) и наследуется чаще по материнской линии.
5. темперамент устойчив в течении длительного периода жизни (25% генетическая детерминанта и 75% родительское воспитание, среда общения).
6. темперамент высоко коррелирует с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и др.). [5]
Таким образом, накопленный в лаборатории обширный фактический материал показал недостаток гуморальных, телесных и существующих нервных теорий темперамента, поскольку в качестве оснований темперамента как целостного психологического образования берется не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная ее составная часть, каждая из которых сама по себе не обладает необходимыми и достаточными для этого свойствами. Показано, что темперамент испытывает непосредственное влияние со стороны всей биологической организации человека в целом.
Вывод по I главе
В теоретической части курсовой работы была раскрыта сущность преодолевающего поведения, рассмотрены основные подходы к его изучению, было проанализировано понятие стресса, а также раскрыты основные подходы к определению темперамента.
Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но на физическое здоровье человека. Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.
Существуют две разновидности стресса: эустресс и дистресс. Эустресс оказывает на человека положительное влияние - мобилизирует его, улучшает внимание, реакцию, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма. Дистресс - патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, психическую деятельность и поведение человека, вплоть до полной их дезорганизации. В последнее время в психологии все большее внимание уделяется изучению преодолевающего поведения. Оно является одним из центральных аспектов современных торий стресса. Преодоление (копинг) рассматривается как стабилизирующий фактор, который помогает людям поддерживать психосоциальную адаптацию во время стресса. Преодоление стресса - это многомерный конструкт, включающий в себя широкий круг поведенческих и когнитивных стратегий, которые могут быть направлены на изменение, переоценку или избегания стрессовых обстоятельств или смягчения их негативных воздействий.
На предпочитаемые способы совладания со стрессом влияют индивидуально-психологические особенности. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставиться в зависимость от степени самоактуализации личности - чем выше уровень развития личности, тем успешнее она справляется с возникшими трудностями.
Таким образом, проблема преодолевающего поведения занимает одно из центральных мест в психологии, т.к. экстремальные ситуации в нашей жизни неизбежны и изучение особенностей поведения человека, и закономерностей его деятельности в экстремальных условиях является необходимым.
Глава II. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению
2.1Организация и методы исследования
В последнее время перед людьми все чаще возникает необходимость в умении противостоять различным стрессам. Большое значение в этих вопросах принадлежит изучению способности человека к преодолевающему поведению. Преодоление рассматривается как стабилизирующий фактор, который может помочь человеку поддерживать психосоциальную адаптацию во время стрессовых ситуаций. Психологическое значение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям сложившихся ситуаций путем овладения, ослабления или смягчения требований, снижая тем самым ее стрессовое воздействие.
Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 60 человек в возрасте от 20 до 25 лет. Исследование проводилось в Елабужском государственном педагогическом университете.
В соответствии с темой исследования «Влияние личностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению» осуществлялся выбор определенного методического инструментария.
Для диагностики личностных особенностей, была использована методика «Психологические характеристики темперамента» Б. Н. Смирнова. В предлагаемой методике содержится 48 вопросов, на которые нужно дать ответ «да» либо «нет».
Данный опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные свойства:
Типичный экстраверт - личность общительная, направленная на развитие контактов вовне, широкий круг знакомств. Добродушен, весел, беззаботен и оптимистичен. Для него типична импульсивность, вспыльчивость, действия под действием момента, предпочитает действовать имеет склонность к агрессивности. Оптимистичен, строгий контроль поступков не проявляет, склонен к риску.
Типичный интроверт - человек спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу, даже замкнутый, сдержан, отдален от всех, кроме близких людей. Серьезно относится к принятию решений, склонен планировать и обдумывать действия заранее, а не отдаваться внезапным побуждениям. Любит порядок во всем, высоко ценит моральные нормы. Свои чувства контролирует, его сложно вывести из себя. Склонен к пессимизму. (Г. Ю. Айзенк).
Эмоциональная возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражительность. Эмоциональная уравновешенность же - это умение контролировать свои эмоции, причем данное понятие тесно связано с понятием «стрессоустойчивость».
Темп реакций определяется по скорости протекания различных психических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстрого ума.
Активность личности - форма проявления активности, выражающаяся в волевых актах и личностном самоопределении и обусловленная представлением о себе самом как о «субъекте-причине» того, что происходит и должно происходить в окружающем мире.
Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника. Для этого необходимо построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент (3,2 или 1 балл), затем то же самое сделать с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента.
17-26 баллов свидетельствует о высокой экстраверсии, 12-16 - о средней экстраверсии, 0-11 баллов - о высокой интроверсии; 12-23 балла свидетельствуют о высокой ригидности, 7-11 - о средней ригидности и 0-2 - о высокой пластичности; 14-20 баллов свидетельствует о высокой эмоциональной возбудимости, 8-12 - о средней эмоциональной возбудимости,0-7 - о высокой эмоциональной уравновешенности; 14-22 балла свидетельствует о быстром темпе реакций, 9-13 баллов - о среднем темпе реакций и 0-8 - о медленном темпе реакций; 21-26 баллов свидетельствуют о высокой активности человека, 14-20 - о средней активности и 0-13 - о низкой активности.
Для оценки способности человека к преодолевающему поведению был использован опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS-стратегии и модели преодолевающего поведения), разработанный С. Хоббфолом в 1994 году. В опросник поведение человека оценивается с помощью трех критериев:
1. просоциальное - асоциальное;
2. активное - пассивное;
3. прямое - непрямое (манипулятивное) поведение.
Различные их сочетания позволяют выявить девять типов моделей поведения (действия) личности, каждая из которых отражает степень предпочтения той или иной модели поведения в сложной стрессогенной ситуации:
1. ассертивные (уверенные) действия (активная стратегия);
2. вступление в социальный контакт (просоциальная стратегия);
3. поиск социальной поддержки (просоциальная стратегия);
4. осторожные действия (пассивная стратегия);
5. импульсивные действия (прямая стратегия);
6. избегание (пассивная стратегия);
7. манипулятивные действия (непрямая стратегия);
8. асоциальные действия (асоциальная стратегия);
9. агрессивные действия (асоциальная стратегия).
Каждый из этих типов поведения оценивается с помощью соответствующей шкалы в опроснике С. Хоббфола. В методике предлагается 51 утверждение относительно поведения в напряженных (стрессовых) ситуациях. К каждому утверждению необходимо выбрать один из следующих вариантов ответа и поставить цифру от 1 до 5:
1 - нет, это совсем не так;
2 - скорее нет, чем да;
3 - затрудняюсь ответить;
4 - скорее да, чем нет;
5 - да, совершенно верно.
Для определения степени сопротивляемости стрессу была использована методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса Рагге. На основании своего исследования они составили шкалу из 43 различных стрессогенных жизненных событий, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.
Итоговая сумма определяет степень сопротивляемости стрессу, а также степень стрессовой нагрузки: 150-199 - высокая сопротивляемость стрессу, 200-299 - пороговая сопротивляемость стрессу, 300 и более - низкая сопротивляемость стрессу (ранимость).
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Для исследования индивидуально-типологических (личностных) свойств была проведена методика «психологическая характеристика темперамента» Б.Н. Смирнова, в результате которой были получены следующие данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Психологические характеристики темперамента
Свойства темперамента
Уровни выраженности
В
С
Н
1. Экстраверсия
48,3%
26,6%
25%
2. Ригидность
48,3%
33,3%
18,3%
3.Эмоциональная возбудимость
23,3%
45%
31,6%
4. Темп реакций
61,6%
36,6%
1,6%
5. Активность
36,6%
25%
38,3%
Примечание: В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень.
Анализ таблицы 1 показывает, что у 48,3% испытуемых - высокий уровень экстраверсии, что составило 29 человек, у 26,6% - средний уровень экстраверсии, что составило 16 человек, у 25% - низкий уровень экстраверсии, т.е. высокий уровень интроверсии, что составило 11 человек;
у 48,3% - высокий уровень ригидности, что составило 29 человек, у 33,3 % - средний уровень пластичности, что составило 20 человек, у 18,3 % - высокий уровень пластичности; у 23,3 % - высокий уровень эмоциональной возбудимости, что составило 14 человек, у 45% - средний уровень эмоциональной возбудимости, что составило 27 человек, у 31,6% - низкий уровень эмоциональной возбудимости, т.е. высокий уровень эмоциональной уравновешенности, что составило 19 человек; у 61,6 % - быстрый темп реакций, что составило 37 человек, у 36,6 % - средний темп реакций, что составило 22 человека, у 1,6% - медленный темп реакций, что составило 1 человек; у 36,6% - высокий уровень активности, что составило 22 человека, у 25 % - средний уровень активности, что составило 15 человек, у 38,3 % - низкий уровень активности, что составило 23 человека.
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 1.
Рис. 1. Психологические свойства темперамента.
Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что для большинства молодежи характерен высокий уровень экстраверсии, т.е. они характеризуются вниманием к окружающему миру, отзывчивостью, легко принимают внешние события, проявляют к ним интерес, готовы на них влиять и подвергаться их влиянию, реагируют быстро, подвижны, легко приспосабливаются к изменениям, также характерен широкий круг общения, любят проявлять себя. Также отмечается быстрый темп реакций, т.е. высокая скорость движений, темпа речи, высокой скорости протекания психических процессов и находчивости, а также для большинства характерна ригидность, т.е. неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений. Таким образом, среди таких качеств молодежи, как ориентация на внешний мир, легкая приспособляемость к внешним изменениям, высокая скорость темпа реакций, имеет место и неспособность в изменившихся обстоятельствах перестраивать запланированную программу. Это может быть в силу различных причин. То, что ригидность имеет высокий показатель, можно объяснить тем, что современный человек не стремится приспосабливаться к новым условиям, и имеет место упорное отстаивание своих идей, позиций, т. е. проявляется ригидность или стереотипность мышления.
По методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рагге были получены данные, представленные в таблице 2.
Таблица 2. Степень стрессоустойчивости
Степень стрессоустойчивости
Количество человек
Показатели в %
В
25
41,6
С
16
26,6
Н
19
31,6
Согласно полученным данным, у 41,6 % - высокий уровень сопротивляемости стрессу, что составило 25 человек, у 26,6% - средний уровень сопротивляемости стрессу, что составило 16 человек, и у 31,6% - низкий уровень сопротивляемости стрессу, что составило 19 человек. Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 2.
Рис.2. Степень стрессоустойчивости
Высокая стрессоустойчивость характеризуется хорошей способностью противостоять стрессу и его последствиям. Низкую сопротивляемость стрессам по-другому можно назвать ранимостью. Люди с низким уровнем стрессоустойчивости в меньшей степени защищены от негативного воздействия стрессоров и, как следствие, «выгорают» значительно быстрее и интенсивнее, средняя же степень стрессоустойчивости означает умение противостоять стрессовым ситуациям, но в то же время они более эмоционально переживают неудачи.
В ходе исследования моделей поведения в неблагоприятных стрессовых ситуациях получены следующие данные, представленные в таблице 3
Согласно полученным данным, у 28,3% - высокий уровень в стрессовых ситуациях ассертивных действий, что составило 17 человек, у 56,6% - средний уровень использования ассертивных действий, что составило 34 человека, у 15% - низкий уровень использования ассертивных действий, что составило 9 человек; у 11,6% - высокий уровень стратегии «вступление в социальный контакт», что составило 28 человек, у 41,6% - низкий уровень данной стратегии, что составило 25 человек; у 43,3% - высокий уровень использования стратегии «поиск социальной поддержки», что составило 26 человек, у 35% - средний уровень использования стратегии «поиск социальной поддержки», что составило 21 человек и у 21,6 % низкий уровень использования данной стратегии, что составило 13 человек, у 20% - высокий уровень использования в стрессогенных ситуациях осторожных действий, что составило 12 человек, у 58,3% - средний уровень использования осторожных действий, что составило 35 человек, у 21,6 % - низкий уровень использования осторожных действий, что составило 13 человек; у 53,3% - высокий уровень использования импульсивных действий, что составило 18 человек, у 30% - средний уровень использования импульсивных действий, что составило 18 человек, у 16,6 % - низкий уровень использования импульсивных действий, что составило 10 человек; у 58,3 % - высокий уровень использования стратегии «избегание», что составило 35 человек, у 31,6 % - средний уровень использования стратегии «избегание», что составило 19 человек, у 10% - низкий уровень использования данной стратегии, что составило 6 человек; у 10% - высокий уровень использования в стрессовых ситуациях манипулятивных действий, что составило 43 человека, у 18,3 % - низкий уровень использования данной стратегии, что составило 11 человек; у 23,3% - высокий уровень использования асоциальных действий, что составило 14 человек, у 53,3% - средний уровень использования стратегии «асоциальные действия», что составило 32 человека, у 28,3 % - низкий уровень использования данной стратегии, что составило 14 человек; у 61,6% - высокий уровень использования стратегии «агрессивные действия», что составило 37 человек, у 26,6 % - средний уровень использования в стратегии «агрессивные действия», что составило 16 человек, у 11,6 % - низкий уровень использования стратегии «агрессивные действия», что составило 7 человек.
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 3.
Рис. 3. Показатели стратегий преодоления
Исходя из полученных данных можно сказать, что у молодежи наиболее используемыми моделями преодоления являются поиск социальной поддержки, импульсивные действия, избегание, агрессивные действия.
Социальную поддержку можно определить как эмоциональную, информационную или материальную помощь, предоставляемую другими людьми из социального окружения. Тенденция обращаться к другим людям в периоды эмоционально дистресса, вероятно, обусловлена основной чертой человеческой природы, т. к. люди, как и представители других видов, чувствуют себя в большей безопасности, когда их много. Люди в группах могут защитить друг друга в трудное время. Люди, получающие эффективную социальную поддержку от семьи, друзей, значимых для них людей и социальных сообществ, обладают более крепким здоровьем, легче справляются со стрессами, более устойчивы к развитию заболеваний.
Избегание можно рассматривать как защитный механизм, лежащий в основе опасений и страхов, которые время от времени окрашивают наше видение мира в мрачные тона. Избегание - это физический уход от ситуации, потенциально угрожающий душевному благополучию. Выражается эта защита в сдержанности внешних проявлений - движений, мимики и речи, пониженной активности, осторожности, робости, застенчивости. Иными словами, избегание - это сдерживание собственной активности во избежание вероятных неприятностей.
Импульсивные действия - это одно из проявлений импульсивности. Действие совершается мгновенно, без обдумывания, под влиянием аффекта, без борьбы мотивов. Оно кратковременно и нередко вовсе немотивированно и направлено на прямой путь решения проблемы.
Современный человек также очень часто прибегает к агрессии как к способу решения жизненных трудностей. Использование в стрессовых ситуациях агрессивных и импульсивных способов поведения обусловлено, прежде всего, отсутствием конструктивных навыков решения жизненных проблем.
Если провести параллель между доминирующими личностными особенностями молодежи и наиболее используемыми ими стратегий преодоления, то можно сделать следующий вывод. Направленность на внешний мир, интерес к окружающему, стремление к общению и постоянно находиться в обществе людей обуславливает использование просоциальной стратегии преодоления - поиск социальной поддержки, т. е. обращение за помощью. Быстрый темп реакций, характерный для большинства молодежи, детерминирует использование импульсивных и агрессивных действий, т.е. высокая скорость реакций может характеризоваться импульсивностью, необдуманностью, мгновенностью, а также современный человек ради достижения цели в какой-то мере может переступить принятые в обществе нормы. Ригидность детерминирует использование пассивной стратегии преодоления - избегание, в силу неспособности переключения с одного вида деятельности на другой, а также неспособности изменить запланированной программы поведения.
При обработке данных методами математической статистики был использован корреляционный анализ с целью установления связей между личностными особенностями человека и стратегиями преодолевающего поведения.
В таблице 4 приведены результаты исследования достоверных корреляционных связей.
Таблица 4. Показатели достоверных корреляционных связей
Направленность связи
Коэффициент корреляции
1. Эмоц. возбудимость - асоциальные действия
0,27
2. Эмоц. возбудимость - агрессивные действия
0,39
3. Экстраверсия - вступление в соц. контакт
0,22
4. Активность - импульсивные действия
0,29
5. Экстраверсия - поиск социальной поддержки
0,16
6. Ригидность - осторожные действия
0,15
7. Ригидность - импульсивные действия
0,16
8. Эмоц. возбудимость - поиск со. поддержки
0,24
9. Эмоц. возбудимость - осторожные действия
0,20
10. Эмоц. возбудимость - манипулятивные действия
0,24
11. Темп реакций - асоциальные действия
0,15
12. Активность - ассертивные действия
0,24
13. Активность - манипулятивные действия
0,21
14. Эмоц. возбудимость - ассертивные действия
0,17
15. Эмоц. возбудимость - вступление в соц. контакт
0,10
Для числа степеней свободы, равному 58, критические значения для уровня значимости 0,05% составляет 0,25, а для уровня значимости 0,01 % составляет 0,33. Всего было выявлено три достоверных корреляционных связей, все из которых положительные. Анализ таблицы 4 показывает, что положительная связь прослеживается у показателя «эмоциональная возбудимость» с показателем «асоциальные действия» (r= 0.27, r> 0,05). Чем выше уровень эмоциональной возбудимости, тем больше вероятность, что человек будет использовать асоциальные действия для преодоления стрессовых ситуаций. Асоциальная стратегия поведения может быть вызвана высокой эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, и асоциальные действия являются неудачной попыткой решить личностные проблемы, когда человек уверен, что такие формы поведения уменьшают тревогу и напряжение, а также ослабляют гнев.
Также прямо пропорциональную зависимость можно проследить у показателя «эмоциональная возбудимость» с показателем «агрессивные действия» (r = 0.39, p >0.01). Чем выше уровень эмоциональной возбудимости, тем больше человек использует агрессивные действия для преодоления. Агрессивное поведение также как и асоциальное вызвано высокой эмоциональной возбудимостью и неуравновешенностью. Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Агрессивность является действенным способом в борьбе с негативно заряженными чувствами. Однако человек способен трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. происходит социализация агрессии, и он может получить эмоциональную разрядку, например, в игре, в спорте.
Между показателем «активность» и показателем «импульсивные действия» также прослеживается прямая связь ( r = 0.29, p > 0.05). То есть чем больше уровень активности, тем больше вероятность использования человеком импульсивных действий, т.е. использование прямой стратегии преодоления. Импульсивность в сочетании с повышенной активностью заставляет человека реагировать на любой стресс моментально, «не подумав», под влиянием первых ощущаемых эмоций.
Основные стратегии преодоления - ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, избегание, манипулятивные действия - используются для преодоления проблемных ситуаций независимо от личностных особенностей.
Также был проведен корреляционный анализ личностных особенностей и стрессоустойчивости. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 5.
Таблица 5. Показатели достоверных корреляционных связей
Направленность связи
Коэффициент корреляции
1. Экстраверсия - стрессоустойчивость
-0,02
2. Ригидность - стрессоустойчивость
0,11
3. Эмоц. возбудимость - стрессоустойчивость
0,07
4. Темп реакций - стрессоустойчивость
0,06
5. Активность - стрессоустойчивость
-0,25
Для числа степеней свободы, равному 58, критические значения для уровня значимости 0,05% составляет 0,25, а для уровня значимости 0,01 % составляет 0,33. Анализ таблицы показывает одну достоверную обратную связь между показателем «активность» и показателем «стрессоустойчивость» (r=-0,25, p>0,05). То есть с увеличением уровня активности, сопротивляемость человека к стрессовым ситуациям снижается. Это можно объяснить тем, что если человек постоянно прилагает усилия для самоопределения, реализует неординарные усилия для достижения поставленной цели, то, соответственно, такой человек будет более подвержен стрессам. Также есть люди, недостаточно чувствительные к стрессовым ситуациям, которые не стремятся проявлять активность для преодоления стрессовой ситуации, т. к. она не вызывает у них дискомфорта.
Такие личностные особенности, экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, не влияют на степень сопротивляемости человека к стрессам.
Выводы по II главе
В результате проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты:
1. В результате методики «Психологические характеристики темперамента» Б.Н. Смирнова было выявлено, что для большинства молодежи характерны высокий уровень экстраверсии (48,3%), быстрый темп реакций (61,6%) и ригидность (48,3%).
2. По методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рагге у большей части молодежи (41,6 %) проявилась высокая сопротивляемость стрессам.
3. В результате проведенного опросника «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» наиболее используемыми моделями преодоления являются: поиск социальной поддержки (43,3%), импульсивные действия (53,3%), избегание (58,3%), агрессивные действия (61,6%).
4. Гипотеза исследования подтвердилась: обнаружено влияние личностных особенностей на выбор стратегии преодолевающего поведения.
5. В результате проведенного корреляционного анализа было выявлено четыре значимых корреляционных связи, из которых три являются положительными и одна - отрицательная. Положительная связь прослеживается между показателями «эмоциональная возбудимость» и «асоциальные действия»; «эмоциональная возбудимость» и «агрессивные действия»; «активность» и «импульсивные действия. Отрицательная связь прослеживается между показателями «активность» и «стрессоустойчивость».
Заключение
Стрессы - это довольно обычное явление в нашей повседневной жизни. Нарушая внутреннее равновесие, стресс приводит к дезорганизации природных сил организма человека. Любой человек должен уметь защитить себя от вредных воздействий «дистрессо», укрепляя свое физическое и душевное состояние. Для этого человек использует определенный набор стратегий преодоления в зависимости от его личностных особенностей.
Поставленная в работе цель: исследование влияния личностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению - достигнута.
В теоретической части исследования изучены теоретические аспекты изучения способности человека к преодолевающему поведению, рассмотрено понятие «стресса», описаны основные подходы к определению «темперамента».
Эмпирическая часть исследования показала, что среди молодежи значительная часть экстравертов, характеризующиеся вниманием к окружающему миру, отзывчивостью, принятием внешних событий, проявлением интереса к окружающему, подвижностью. Также для них характерен широкий круг общения, подвижность, легкая приспособляемость к изменениям. Одновременно у молодежи имеют место быстрый темп реакций и ригидность, т.е. наряду с подвижностью и легкой приспособляемостью к изменениям внешнего мира, наблюдается упорное отстаивание своих идей, позиций, т.е. проявляется ригидность, или стереотипность мышления. Значительная часть молодых людей характеризуются хорошей способностью противостоять стрессам, и для его преодоления наиболее часто используются такие модели преодоления как поиск социальной поддержки, избегания, импульсивные и агрессивные действия. Тенденция обращаться к другим людям в период эмоционального дистресса обусловлена основной чертой человеческой природы, т.к. люди чувствуют себя в безопасности, когда их много. Люди, получающие поддержку от семьи, друзей, значимых для них людей легче справляются со стрессами более устойчивы к развитию заболеваний. Данная просоциальная стратегия преодоления обусловлена такими качествами молодежи как стремление к общению, стремление находиться в обществе, интерес к окружающему. Быстрый темп реакций детерминирует использования импульсивных и агрессивных действий, характеризующиеся импульсивностью, мгновенностью, необдуманностью, в то время как ригидность детерминирует использование пассивной стратегии преодоления - избегания, как физический уход от ситуации, угрожающей душевному благополучию.
Таким образом, молодежь выбирает в основном эмоционально-ориентированные поведенческие стратегии, направленные, прежде всего, непосредственно на эмоциональное решение снятия негативных ощущений.
Гипотеза исследования подтверждена: личностные особенности человека влияют на выбор стратегии преодолевающего поведения. Эмпирическая часть исследования подтвердила наличие связи между личностными особенностями человека и выбором стратегии преодолевающего поведение. Была установлена корреляционная связь между эмоциональной возбудимостью и асоциальными действиями, эмоциональной возбудимостью и агрессивными действиями, активностью и импульсивными действиями. Также была обнаружена корреляционная связь между активностью и сопротивляемостью стрессам.
На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендации по повышению эффективности формирования преодолевающего поведения, а также полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на выявление гендерных различий в выборе стратегий преодолевающего поведения. Это даст возможность осуществлять более дифференцированный подход при разработке рекомендаций.
Список использованной литературы
1. Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей / М.К. Акимова // Вопросы психологии. - 1980. -№3. - С. 101-108.
2. Алфимова М.В. Генные основы темперамента и личности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. - 2000. - № 2.-С. 128-140.
3. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В.В. Антипов. - М.: Владос - Пресс, 1994. - 50 с.
4. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. - М.: Владос, 2000. - 256 с.
5. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера / А.В. Батаршев. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
6. Бодров, В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
7. Вартанян Г.А. Эмоции и поведение / Г.А. Вартанян, Е.С. Петров.-Л.: Наука,1989. - 144с.
8. Гринберг Дж.С. Управление стрессом / Дж.С. Гринберг. - СПб.: Питер, 2004. - 496 с.
9. Жариков, Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости / Е.С. Жариков. - М.: Московский кадровый центр, 1990. - 32 с.
11. Киршбаум, Э.И. Психические состояния / Э.И. Кришбаум, А.И. Еремеева. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1990. - 144 с.
12. Китаев - Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев - Смык. - М.: Наука, 1983. - 367 с.
13. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависмости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. - 145 с.
14. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. - М.: Наука, 1980, - 162 с.
15. Леви, Л. Эмоциональный стресс / Л. Леви. - М.: Медицина, 1970. - 328 с.
16. Ломов, Б.Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забородин. - М.: Наука, 1985. - 232 с.
28. Сотонин, К. Темперамент: Проблемы и гипотезы / К. Сотонин. - Казань: Государственное издательство, 1971. - 96 с.
29. Халиуллина, Э.М. К определению содержания понятия «поведение» в психологии / Э.М. Халиуллина // Мост (язык и культура). - 2007.-№ 19. - С. 69-74.
30. Харитонова, И.В. Дезадаптивные проявления у людей с различными типами темперамента при эмоциональном стрессе: Автореферат дисс. кандитат мед. наук / И.В. Харитонова; СПбГМУ. - СПб, 1997. - 32 с.
31. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2003. - 210 с.
32. Щебетенко, А.И. Два опросника структуры нейродинамического и психодинамического уровней интегральной индивидуальности человека / А.И. Щебетенко. - Пермь: Изд-во ПОИКПРО, 1994. - 50 с.
33. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2008. - 258 с.