рефераты курсовые

Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте

Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте

36

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кировский филиал

Гуманитарный факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: «Психодиагностика».

Тема: «Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте».

Выполнил: Плашко Р.В., студент

5 курса, 10 семестр, сокращенный

срок обучения (осенний набор)

Научный руководитель: к.психол.н., доцент Росина

Защищена:_____________

«____» сентября 2007 «______________»

Киров

2007

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Понятие творческих способностей

1.2. Познавательные психические процессы личности (внимание, воображение)

Выводы теоретической части

Глава 2. Экспериментальная часть. Исследование влияния творческих способностей на познавательные процессы личности.

2.1. Методы и методики исследования

2.2. Организация исследования

2.3. Результаты исследования и их интерпретация

Выводы экспериментальной части

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ.

ВВЕДЕНИЕ.

В потоке внешних раздра-жителей люди обычно воспринимают лишь то, что ук-ладывается в «координатную сетку» уже имеющихся зна-нии и представлений; остальную информацию они бессозна-тельно отбрасывают. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а также приверженность к об-щепринятым взглядам и мнениям. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто большее, чем просто наблюдательность. Эта све-жесть взгляда и «зоркость» связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качеством мыш-ления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга.[6]

Триста лет назад Рене Декарт говорил о необходимости вве-сти абсолютно нейтральный язык для описания объектив-ных наблюдений. Он надеялся, что этот язык предотвра-тит искажения, идущие от предвзятых мнений и устано-вок. За три столетия такой язык не был разработан, да и возможен ли он в принципе? [8]

В последнее время одним их главных направлений психоло-гического тестирования одаренности становится измерение твор-ческих способностей человека, его креативности. Творчество может рассматриваться двояко - как компонент какой-либо деятель-ности и как самостоятельная деятельность.

Существует мнение, что в любой деятель-ности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности - от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий. Когда творчество направлено на поиск нового, ориги-нального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В соответствии с этим большинство психодиагностических тестов, исследующих творчество, ориентированы на выявление способнос-тей к дивергентному мышлению. Наиболее известными и ши-роко используемыми являются тесты творческого мышления, разработанные П. Торренсом. По мнению ученого, творчес-кие возможности человека позволяют более надежно судить о будущих успехах ребенка, чем уровень его интеллектуального развития.[3]

Важным этапом в психодиагностике творческих способностей человека явились работы Дж. Гилфорда, который предложил в разработанной им модели интеллекта различать конвергентное и дивергентное мышление. Если конвергентное мышление - это последовательный логический процесс, протекающий строго «от ступени к ступени» и приводящий к единственно правильному решению, то дивергентное мышление - это процесс, идущий одновременно в нескольких направлениях, он меньше ограничен заданными факторами, допускает изменение путей решения проблемы и приводит к неожиданным выводам и результа-там, к нескольким альтернативным решениям.[7]

Вопрос, который рассматривается в данной курсовой работе, один из актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии творческих способностей человека, об одаренности, гениальности. И самое главное, это вопрос о том, какое влияние эти способности оказывают на познавательные процессы личности, такие, как воображение и внимание. Важно понять, каким образом, психологически правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень, можно достичь качественного улучшения процессов мышления.

Актуальность работы определяется реалиями времени, тем, что сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Забота об одаренных детях сегодня -- забота о развитии на-уки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку осво-ить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу о детях, имеющих большой творческий потенциал, так, как именно их интел-лектуальные и творческие достижения имеют не просто лич-ностный, а социальный смысл. В сферах, отвечающих их ода-ренности, такие дети достигают высокого уровня развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер. Свое-временное выявление одаренных детей и развитие их способ-ностей являются залогом их личностного развития.

Практическая значимость исследования заключается в возможности своевременного выявления и развития различных способностей детей как фундамента для развития познавательных процессов.

Цель работы: исследовать познавательные и личностные качества ребёнка школьного возраста для:

· отбора детей, чьи таланты и творческие возможности не могли быть выявлены с помощью существующих ранее методов;

· отбора детей для обучения с использованием программы для одаренных, с целью развития творческих способностей;

· выявления связи между способностями и высоким уровнем развития познавательных процессов;

· выявления и включения в особые группы для занятий по специальным или индивидуальным программам или для обучения в обычных классах тех детей, которые ранее считались неспособными и за низкой академической успеваемости.

Задачи исследования:

1. Проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу, посвященную проблемам данного исследования.

2. Подобрать репрезентативные методики для исследования уровня творческих способностей и их влияния на познавательные процессы личности.

3. Исследовать творческие способности детей, а также их влияние на познавательные процессы личности.

Гипотеза исследования: у детей с высоким уровнем развития творческих способностей будет наблюдаться более высокий уровень возможностей в познавательной сфере (воображение и внимание) в сравнении с детьми с низким уровнем творческих способностей.

Предмет исследования: уровень творческих способностей, когнитивно-интеллектуальные творческие факторы (беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, разработанность мышления) и лично-индивидуальные творческие факторы (аффективно-чувствительные) и их влияние на познавательные процессы личности.

Объект исследования: познавательные процессы и способности детей младшего школьного и подросткового возраста.

Теоретическую базу исследования составили работы А.В.Брушлинского; Д.Б. Богоявленской; Ф. Бартлера; Э.де Боно; Дж.Гил-форда; Дж. Галлагера; Г. Гарднера; В.В. Давыдова; 3.И. Калмыкова; А.М. Матюшкина; Н.А. Менчинской; Н.Н. Поддьякова; Я.А. Пономарева; Ж.Пиаже; Л.В. Попова; К. Перлета; С.Л. Рубинштейна; Дж. Рензулли; Б.М.Теплова; О.К. Тихомирова; П. Тор-ренса; Дж. Фельдхьюсена; К.А. Хеллера; Г. Хилдрета;

Для проведения экспериментально-психологического исследования были использованы следующие методы: теоретические (метод анализа существующей по данной теме научной литературы, методы сравнительного анализа), экспериментальные (психодиагностические методы).

Использовались следующие методики:

· набор креативных тестов Ф. Вильямса [52], созданный на основе тестов Гилфорда и Торренса [55] и адаптированный вариант опростника креативности Джонсона [53], направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.

· тест дивергентного (творческого) мышления; цель - исследование когнитивно-индивидуальных способностей учащихся (беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, разработанность мышления);

· тест личностно-творческих характеристик; цель - изучение личностно-индивидуальных способностей (способность пойти на риск, сложность (исследовать неизвестное, быть готовым), любознательность, воображение);

· методика «Запомни и расставь точки» цель - исследовать объём внимания.[7]

Экспериментальная база исследования: МОУ ДОД «Детская школа искусств», и МОУ «СОШ №5» города Воркуты. Выборку составили 120 человек, возраст 8 - 16 лет, учащиеся начального и среднего звена.

Сроки проведения исследования: апрель - июль 2007 года.

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Приложение включает описание методик исследования, таблицы и графики с результатами исследования.

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Значительные трудности в определении понятий творческих способностей и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности творческих способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре отсутствует. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С.И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

Из сказанного можно сделать вывод, что творческие способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о творческих способностях, подчеркивают возможность человека что-то делать а, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и творческие способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна [44] и Б.М.Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию - успешности деятельности. Творческие способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание творческих способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности. [24]

Иногда творческие способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а творческие способности являются результатом развития задатков.

Задатки -- врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития творческих способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных творческих способностей. Возникая на основе задатков, творческие способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие творческие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые творческие способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.[12]

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой творческих способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни - системы условных рефлексов.

На развитие творческих способностей оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками. От быстроты выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители - возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. [10]

Основой такого творческого процесса является интуитивный механизм, который, по Я.А. Пономареву [22], определяется двойственностью результата деятельности. Одна часть результата деятельности, соответствуя сознательно поставленной цели, назы-вается прямым продуктом, а другая, не соответствующая цели и полученная помимо сознательного намерения, называется побочным продуктом. Неосознаваемый, побоч-ный продукт деятельности может приводить к неожиданному решению, способ кото-рого не осознается. Это решение называется интуитивным. Основными особенно-стями интуитивного решения являются наличие чувственного образа, целостность восприятия и неосознанность способа получения результата.

В современных трактовках творческого процесса большое внимание уделяется не столько принципу деятельности, сколько принципу взаимодействия, поскольку деятельностный подход основан на соответствии цели и результата, а творчество, наобо-рот, возникает в условиях рассогласования цели и результата.

Творчество понимается как развивающее взаимодействие, механизм движения которого имеет определенные фазы функционирования. Я. А. Пономарев (1976) со-поставил фазы решения творческой задачи взрослым, умственно развитым челове-ком с формированием способности действовать в уме у детей. Оказалось, что формы поведения детей на этапах развития способности действовать в уме аналогичны фор-мам поведения взрослых на соответствующих стадиях решения творческой задачи.

Первая фаза произвольного, логического поиска. На этой стадии актуализируются зна-ния, необходимые для решения творческой задачи, решение которой не может быть получено непосредственно путем логического вывода из имеющихся посылок. Ис-следователь осознанно отбирает факты, способствующие эффективному решению, осуществляет обобщение и перенос ранее полученных знаний в новые условия; вы-двигает гипотезы, применяет приемы анализа и синтеза исходных данных. На этой стадии преобладает осознанное представление о результате деятельности и способах его целенаправленного достижения.

Вторая фаза интуитивного решения. Для этой фазы характерен неосознанный поиск способа решения проблем, в основе которого лежит принцип двойственности резуль-тата действия человека, т. е. наличие прямого (осознаваемого) и побочного (неосоз-наваемого) продуктов действия. При определенных условиях побочный продукт может оказывать регулирующее влияние на действия человека. Такими условиями являются:

- наличие побочного продукта в неосознаваемом опыте;

- высокий уровень поисковой мотивации;

- ясно и просто сформулированная задача;

- отсутствие автоматизации способа действия.

Необходимость в интуитивном решении задачи возникает в случае, если на пре-дыдущей стадии, выбранные логические приемы были неадекватны для решения по-ставленной задачи и требовались иные способы достижения цели. Уровень осознан-ности поведения на стадии интуитивного решения снижен и найденное решение выглядит как неожиданное и самопроизвольное.

Третья фаза вербализации интуитивного решения. Интуитивное решение проблемы на предыдущей стадии творческого процес-са осуществляется неосознанно. Осознан только результат (факт) решения. На стадии вербализации интуитивного реше-ния осуществляется объяснение способа решения и его вер-бальное оформление. Основой осознания результата и способа решения проблемы является включение человека в процесс вза-имодействия (коммуникации) с любым другим человеком, на-пример экспериментатором, которому и описывается процесс решения задачи.

Четвёртая фаза формализации вербализованного решения. На этой стадии формулирует-ся задача логического оформления способа решения новой задачи. Процесс форма-лизации решения происходит на сознательном уровне.

Фазы творческого процесса рассматриваются как структурные уровни организа-ции психологического механизма поведения, сменяющие друг друга в ходе его осу-ществления. Решение творческих задач осуществляется посредством разнообразных сочетаний уровней организации психологического механизма творчества. Общим психологическим критерием творчества является смена доминирующих уровней организации психологического механизма творчества, т. е. тех уровней, которые во-влекаются в процесс решения творческой задачи (постановка проблемы, выбор средств решения и др.).

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может почувствовать себя творцом. Тем не менее, диффе-ренциально-психологический анализ поведения людей в разнообразных жизненных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует ори-гинальные способы решения любых жизненных задач, - это тип творческой лично-сти. Основной особенностью творческой личности является креативность.

Креативность - интегративное качество психики человека, которое обеспечива-ет продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей:

· когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чув-ствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобще-ния множества решений одной задачи и др.);

· эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состоя-ния тревожности, наличие стенических эмоций);

· мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);

· коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).

Творчество как один из видов деятельности и креативность, как устойчивая совокуп-ность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. На уровне общественных интересов креативность дей-ствительно рассматривается, как эвристический способ жизнедеятельности, но на уров-не социальной группы поведение творческой личности может быть оценено как вид + деятельности, не согласующийся с нормами и предписаниями, принятыми в данном сообществе людей. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не со-гласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и мораль-ные предписания группы.[23]

Дивергентное мышление - важный элемент творческой де-ятельности. Оно лежит в основе креативности, а факторы ди-вергентного мышления могут служить критериями для выяв-ления и оценки креативности.

Дивергентное мышление по Гил-форду характеризуется 27 факторами, в числе которых: интел-лектуальная, творческая инициатива, широта категоризации, богатство и разнообразие ассоциаций, самостоятельность, не-обычность, оригинальность и т.д.[52]

В отечественной психологии проблема интеграции интеллек-туальных способностей и креативности имела место, однако была выражена не так рельефно, как в американской и западно-европейской науке. Главная причина, видимо, в том, что по су-ществу эти явления традиционно рассматривались как единый комплекс. Важнейшей причиной данного положения дел следу-ет считать полный отказ от теории и практики тестирования (1<2) и изучение интеллектуальных способностей в основном методом проблемных ситуаций, который, как известно, прямо ориентировал исследователя на рассмотрение интеллекта (в пер-вую очередь мышления) как комплексной характеристики не только исключающей креативности, а даже, напротив, рассмат-ривающей последнюю как необходимую составляющую.

Мысль, высказанная еще С. Л. Рубинштейном о том, что мышление начинается в проблемной ситуации стала лейтмоти-вом дальнейших исследований проблемы мышления в отече-ственной психологии (А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов, 3.И.Калмыкова, А.М.Матюшкин, Н.А.Менчинская, В.Н.Пушкин, О.К.Тихомиров и др.). Так, например, А.М. Матюшкин рассматривает мышление школьников в про-блемной ситуации исключительно как творческий процесс (1972); важнейшая, специфическая черта творческого мыш-ления - прогнозирование глубоко исследуется А. В. Брушлинским (1979); продуктивное (творческое) мышление как ос-нова обучаемости рассматривается в исследовании 3. И. Кал-мыковой (1981).[7]

Несколько нетрадиционной в этом ряду выглядит работа Д.Б.Богоявленской, предложившей понятие «интеллектуаль-ная активность» [25].

Проявления такой активности обнаруживаются в любых обстоятельствах, в любой деятельности человека. По опреде-лению автора, «интеллектуальная активность» есть «интег-ральное свойство некоторой гипотетической системы, основ-ными компонентами (или подсистемами), которой являются интеллектуальные (общие умственные способности) и неин-теллектуальные (прежде всего мотивационные) факторы ум-ственной деятельности. Качественной мерой активности яв-ляется интеллектуальная инициатива, суть которой заклю-чается в продолжении познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни высшей или субъективной отрицательной оценкой работы» (Д. Б. Бого-явленская, 1983).

С помощью созданного автором метода «креативного поля» было выделено несколько уровней интеллектуальной актив-ности: стимульно-продуктивный (пассивный), эвристический и креативный. Именно самый высокий уровень интеллектуаль-ной активности - креативный - является показателем твор-ческой личности. «Для человека с креативным уровнем интеллектуальной активности эмпирически обнаруженная законо-мерность становится не конечным пунктом мыслительного процесса, а проблемой, самостоятельной целью исследования. Это именно то, что интуитивно осознается многими психоло-гами как важнейший фактор творчества» (Д. Б. Богоявленская, 1981). Высший уровень творческой деятельности проявляет-ся, как считает Д. Б. Богоявленская, за счет единства интел-лектуальных и личностных факторов.

А. М. Матюшкир [29], рассматривая одаренность как общую предпосылку творческого развития и становления творческой личности, выделяет пять ее структурных компонентов:

· доминирующая роль познавательной мотивации: у де-тей, не обладающих высоким творческим потенциалом, развитие основывается на другом типе мотивации -- мо-тивации достижения, которая обеспечивает только ту степень и направленность исследовательской активнос-ти, которая способствует удовлетворению в основном прагматических потребностей, достижению практичес-ких целей и завершается по мере удовлетворения по-требности или завершения деятельности, в то время как исследовательская мотивация у одаренного ребенка не- насыщаема (А. М. Матюшкин, 1991);

· исследовательская, творческая активность, выражаю-щаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем: исследовательская активность одаренного ре-бенка к 3-5 годам преобразуется в более высокие фор-мы и выражается в самостоятельной постановке вопро-сов и проблем по отношению к новому и неизвестному. Одаренные дети проявляют интерес к исследованию от-ношений, причин и следствий, обнаружению связей, даже не явно представленных. Развитие определяется как поиск ответов на собственные проблемы и вопросы, ко-торые определяют избирательность по отношению к новому (А. М. Матюшкин, 1991). С 5-6 лет основным структурным компонентом одаренности и творческого развития становится проблемность. Она обеспечивает открытость ребенка новому, выражается в поиске несо-ответствий и противоречий (Н. Н. Поддьяков), в соб-ственной постановке новых вопросов и проблем. Даже неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность. В 8-12 лет процесс по-иска и исследования завершается решением проблем, об-наружением скрытых, явно не заданных элементов и отношений. Трудность открытия нового выражается в преодолении сложившихся привычных подходов к ре-шению проблемы. Решение такой «нерешаемой» пробле-мы составляет акт творчества. Оно характеризуется проявлением оригинальности, достигаемой на основе интуитивного использования «не относящихся к делу» побочных продуктов деятельности (Я. А. Пономарев), латеральных форм мышления (Э. де Боно);[30]

· возможность достижения оригинальных решений: ори-гинальность составляет обязательный структурный ком-понент одаренности. Она выражает степень непохожес-ти, нестандартности, неожиданности предлагаемого ре-шения среди других, стандартных решений. Оригинальность определяется преобразованием заданной проблемы в собственную проблему; новой собственной позицией по отношению к заданной проблеме; отказом от стандартных «очевидных» гипотез. Общая одаренность выражается в более быстром обнаружении решения;

· возможности прогнозирования и предвосхищения: по-иск решения проблемы представляет собой процесс до-стижения ответа на поставленный вопрос и включает большее или меньшее количество преобразований. Оп-ределение промежуточных целей и вопросов на пути к обнаружению неизвестного составляет стратегию по-иска (О. К. Тихомиров). Поиск определяется мерой предвосхищения, антипатии, прогнозирования (А. В. Брушлинский) оптимальности каждого последу-ющего шага решения, прогнозирования его послед-ствий. Глубина прогнозирования (предвосхищения) со-ставляет необходимый компонент общей одаренности и обеспечивает возможность более быстрого достиже-ния решений;

· способность к созданию идеальных эталонов, обеспечи-вающих высокие эстетические, нравственные, интеллек-туальные оценки: интегральным структурным элемен-том одаренности является оценочная, измерительная функция всех сложных психических структур. Прин-ципиальное значение оценочной функции для психичес-кого развития было выделено Ф. Бартлером, Дж. Гил-фордом, Дж. Галлагером, в детской психологии -- Ж. Пиаже и А. В. Запорожцем [27]. Оценочная функция ле-жит в основе формирования определенных эталонов в перцептивной, интеллектуальной, эмоциональной сфе-рах, определяет эстетические и нравственные предло-жения. На основе оценки делается выбор, и принимают-ся решения. Способность к оценке включает возмож-ность понимать чужие мысли, развивать собственные мысли, действия и поступки. Способность и оценка обес-печивают возможность самодостаточности, самоконт-роля, уверенности одаренного ребенка в самом себе и своих способностях, своих решениях, чем определяет-ся самостоятельность, неконформность и некоторые другие личностные и интеллектуальные качества ода-ренного ребенка (А. М. Матюшкин, 1989).[22]

Данные личностные образования, как утверждает автор, составляют единую интегральную структуру одаренности, про-являющуюся на всех уровнях интеллектуального развития.[32]

Большой интерес представляет также концепция одарен-ности, разработанная одним из самых известных в мире специалистов в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли[18]. Он предложил трехкруговую модель одаренности, кото-рая включает:

1. Способности выше среднего или талант. При этом высо-кие интеллектуальные способности являются необхо-димым, но недостаточным условием для высоких дости-жений.

2. Приобщенность к задаче предлагает настойчивость, усер-дие, волевые усилия. Дж. Рензулли отмечает, что суще-ствует период высокого приобщения к задаче и период низкой приобщенности. Эти периоды соответственно связаны с высокой и низкой продуктивностью деятель-ности.

3. Креативность понимается Дж. Рензулли как своеобра-зие поведения личности, которое выражается в ориги-нальных способах получения продукта, в новых подхо-дах к решению проблем, создании оригинального про-дукта.

Одаренность в данном случае проявляется как результат взаимодействия всех трех факторов, которые выступают как взаимосвязанные переменные (Дж. Рензулли, 1986).

Модель Дж. Рензулли построена на свойствах, отмечаемых у взрослых, реализовавших свои творческие возможности. Однако это порождает много нерешенных пока вопросов: не ясна природа существующей связи детской одаренности и ге-ниальности взрослого, что требует специальных как психоло-го-педагогических, так и психогенетических и нейропсихологических исследований.

Как естественный процесс, порождаемый сильной потреб-ностью человека в снятии напряжения, возникающего в си-туации незавершенности или неопределенности, рассматри-вает креативность известный американский психолог П. Тор-ренс[8]. Разработанные им на основе собственной концепции одаренности методики диагностики креативности широко применяются во всем мире при идентификации одаренных детей.[12]

Понимая, что высокие показатели креативности еще не га-рантия высоких творческих достижений в дальнейшем, они лишь свидетельство высокой вероятности их появления, напоминающую модель Дж. Рензулли, состоящую из трех услов-но пересекающихся окружностей, соответствующих творчес-ким способностям; творческим умениям; творческой мотива-ции. Максимальный уровень творческих достижений возмо-жен при сочетании всех трех факторов.

Другой модифицированный и дополненный вариант Дж. Рензулли предлагает Дж. Фельдхьюсен,[25] он разработал модель одаренности, включающую интеллектуальные и лич-ностные факторы:

· выдающиеся общие способности;

· специальные таланты в какой-либо области;

· я-концепция;

· мотивация.

По его мнению, в основе общей одаренности лежат общие способности, включающие:

· способность хорошо мыслить, эффективно перерабатывать информацию;

· достигать понимания;

· решать проблемы;

· использовать метакогнитивные системы.

Я - концепция и самоуважение, по Дж. Фельдхьюсену, явля-ется компонентом одаренности и таланта, которые при нали-чии других личностных и социальных факторов способствуют реализации одаренности и таланта. Дж. Фельдхьюсен считает, что многие компоненты одарен-ности поддаются развитию, и это развитие может быть оптимизировано (Дж. Фельдхьюсен, 1989).

Согласно многофакторной модели одаренности, разработанной К. Хеллер [29] и сотрудниками, высокие достижения рассматриваются как продукт одаренности, личностных характеристик и социального окружения. Одаренность, в данной концепции, понимается как индивидуальный, когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные и психомоторные возможности (К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд, 1991).[33]

Фундаментальное, интегральное личностное свойство, обо-значаемое как «творческая одаренность» (А. М. Матюшкин, Торренс и др.), «человеческий потенциал» (Дж. Рензулли и др.) можно назвать «одаренностью». [26]

Данное понятие указывает на то, что это некая универсальная, потенциальная возможность реализации личности в творчестве. Одаренность как система включает в себя ряд компонентов. В основе теоретической модели одаренности лежит ставшая традиционной природа факторов, впервые выделенных Дж Рензулли: креативность, способности выше среднего уров-ня мотивация. К этим факторам присоединяются три основные сферы: психосоциальная, когнитивная и физическая. Они представляют обычно выделяемые, относительно автономные сферы, в которых проявляется одаренность. Характеризующие выделенные факторы, компоненты мо-дели, представляющие собственно психический уровень, который не-обходимо рассмотреть более подробно.

Креативности, как одному из основных ком-понентов, отводилось и отводится важное место в структуре одаренности. Уровень развития интеллекта признавался мно-гими исследователями как необходимое, но недостаточное условие Г. Хилдрет (1966), [20] анализируя развитие понятия «одаренность», пишет: «Первые определения одаренности связаны с коэффициентом интеллектуальности. Определение одаренности сегодня шире и основано на многообразии измерительных свойств и более совершенных, гибких понятиях необычных способностей и возможностей, включающих тип не только «хо-рошего ученика», «но и креативного и оригинального».

П. Торренс под креативностью понимал «процесс, состав-ные части которого следующие: чувствительность к проблемам, ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам, к дисгармонии и т.д., осознание проблем, поиск решений, догадки, связанные с недостающим для решения, формулирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модифика-ция, а также сообщение результатов.[32]

При этом в качестве синонимов «креативности» использовались термины «творческое мышление», «творческое воображение» (без учета специфики соответствующих процессов). Это отразилось и на подборе тестовых заданий. Так, для определения уровня развития креативности предлагались задачи на творческое мышление (например, классификация наборов предметов, фигур и букв и др.) и воображение (например, дорисовывание фигур).

В ходе двадцатипятилетней работы К. Тейлором и его сотрудниками было идентифицировано восемь видов креативной одаренности, которые выражаются в продуктивном мышлении, планировании, предсказании, принятии решений, общении, воплощении или исполнении решений, межличностных отношениях и в усмотрении возможностей (Л. В. Попова, 1991;Е. Г. Тищелко, 1993) [21]. Каждое из таких проявлений трактуется К. Тейлором весьма узко. Так, например, проявление креативности в общении по К. Тейлору -- это умение ясно выражать свои мысли и чувства, чтобы они были понятны другим. Креативность в области межличностных отношений -- умение понимать других, эффективно и продуктивно сотрудничать с ними.[24]

Способности выше среднего уровня. В данном контексте термин «способности» имеет несколько нетрадиционный оттенок. В данном случае имеется в виду широкий спектр явлений таких, как самые разнообразные знания, умения и навыки, без которых никакая творческая деятельность невозможна -- это с одной стороны; с другой стороны -- как бы представлены возможности их применения в самой разнообразной, по предметной направленности, деятельности[20]. В моделях, где вместо данного качества представлен «интеллект» (как, например, в некоторых вариантах модели Дж. Рензулли), понятие одаренность неоправданно сужается, и модель в подобном случае оказывается пригодной лишь для описания одаренности только в познавательной сфере (интеллектуальная одаренность, академическая одаренность). Иначе говоря, мы в этом случае имеем дело с одним из видов частной, или специальной одаренности.

В некоторых работах Дж. Рензулли «интеллект» раскрывается как проявляющиеся в разных сферах способности выше среднего уровня. Сходная трактовка этой позиции при-надлежит психологу Г. Гарднеру. Разрабатывая данный аспект модели Дж. Рензулли он расклассифицировал данное свойство «интеллект», выделив семь его категорий. Рассматриваемая модель предполагает несколько иное, более универсальное представление. Это на теоретическом уровне объясняет некоторые аспекты проблемы со-отношения и взаимной связи так называемых «общей» и «спе-циальной» одаренности [23].

Кроме того, данный компонент модели одаренности в значи-тельной степени характеризует одаренность с качественной стороны. Спектр способностей может быть более или менее широк, количественная оценка последних и их дальнейшее сопоставление можно рассматривать как одну из качествен-ных характеристик одаренности.

Из всего вышеизложенного следует, что одаренность не сводится лишь к высоким количественным показателям умственного развития, а понимается как сплав компонентов, вза-имосвязанных между собой: личностных качеств и отдельных способностей, интеллектуального развития и креативности.

Таким образом:

1.Представления об одаренности, как о врожденном и сугубо интеллектуальном явлении, сменилось новыми те-оретическими концепциями.

2.Одаренность не идентична высокому интеллекту, хотя высокий интеллект является одним из условий одарен-ности.

3.Важнейшим компонентом одаренности является креативность (творчество), развитие которого обеспечивает выявление возможностей личности, ее самовыражение, самореализация.

4. Одаренность вовлекает целостную личность человека; его интересы, мотивы, чувства, волевые проявления и другие стороны личности.

5. Творческий потенциал личности является основой одаренности. При этом он не реализуется автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения.

1.2.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ

Психология начала свое существование в качестве экспериментальной науки во второй половине XIX века, в лабораториях В. Вундта, Э. Титченера, Г.Ге льмгольца, Э. Вебера, Г. Фехнера, Г. Эббингауза и др. «патриархов», которые исследовали преимущественно отдельные «акты сознания» - познавательные психические процессы. Эксперименты этих ученых позволили впервые установить законосообразность функционирования психики и выделить особую форму причинности - психическую, не сводимую к физической или биологической детерминации явлений душевной жизни. Предметом исследования стали ощущение и восприятие, внимание, память, а позднее воображение и мышление, которые являются основой любой творческой деятельности.[36]

Как известно творческие способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.

Качество творческих способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству творческие способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д. Невозможно в данной работе охватить все познавательные психические процессы, поэтому остановимся на двух интересующих нас это внимание и воображение. Основное направление деятельности школы искусства связано с развитием художественной сферы ребёнка. Поэтому указанные психические процессы мы будем рассматривать в художественной деятельности детей. Так, как именно эти психические процессы играют огромную роль в формирование художественно - творческих знаний умений и навыков.

Процессы психического отражения характеризуются предметностью, избирательностью и направленностью. Как отмечал Э. Гуссерль (1859-1938), [38] «всякое сознание «интенционально», т.е. является «сознанием о... » чем-либо». В обыденном языке эта направленность сознания на матери-альный или идеальный объект передается с помощью оборотов: я думаю о (чем-то), я хочу (чего-то) и т.д. В психологии избирательный, направлен-ный характер психической активности связывается с особым свойством пси-хики -- вниманием.

Внимание - это направленность психики сознания на опреде-ленные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Другой вариант определения: сосредото-чение сознания на отдельных (личностно или ситуативно значимых) аспектах действительности.[39]

Первоначально проблемы изучения внимания входили в круг более обширного философского понятия апперцепции, разработка которого была начата Лейбницем и Кантом. В общих чертах, понятие «апперцепция» выражает зависимость восприятия действительности от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных способностей. В. Вундт, [37] видевший в апперцепции универсальный объяснительный принцип, трактовал внимание как процесс, обеспечивающий четкое осознание содержания воспринимаемого и его интеграцию в целостную структуру прошлого опыта (так наз. «творческий синтез»). Т. Рибо связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, осуществляемых при восприятии и представлении объектов (моторная теория внимания). Русский психолог конца XIX столетия Н.Н. Ланге соотносил внимание с волевыми процессами личности и разработал теорию «волевого внимания». В рефлексологии функция внимания связывалась, а нередко и отождествлялась с ориентировочным рефлексом (шире -- с ориентировочно-исследовательской деятельно-стью). Д.Н. Узнадзе определял внимание как акт объективации, посредством которого в случае затруднений или сбоя текущей деятельности слабое звено импульсивного поведения переводится в сознание, становясь предметом познавательной активности субъекта. Н.Ф. Добрынин, определяя внимание, акцентировал аспект психологической «значимости»: внимание -- это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющим для индивида устойчивую или ситуативную значимость. При таком понимании выявляется связь процессов внимания с эмоциями, потребностями и интересами личности, со всей сферой ее направленности.[40]

Значительный вклад в современное понимание природы внимания был внесен представителями когнитивной психологии. В рамках этого направления внимание трактовалось как сложный, иерархически организованный и многоуровневый процесс отбора (фильтрации) текущей информации (модель множественной селекции М. Эрдели), как умственное усилие, обеспечивающее оптимальное распределение интрапсихических ресурсов (Д. Канеман), как перцептивное действие (У. Найссер). У. Найссер ввел в психологию понятие «предвнимание» и выделил два этапа процесса переработки сенсорной информации: на первом этапе происходит пассивная предвнимательная переработка без активного включения сознания; на втором -- внимательная или фокальная, обеспечивающая активное конструирование образа. В большинстве современных психологических теорий внимания подчеркивается взаимосвязь этой психической функции с актуальными задачами выполняемой субъектом деятельности. Посредством внимания осуществляется упорядочивание сенсорной информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач.

Внимание определяет динамику и селективность сознания, выступает неотъемлемым элементом познания, но, в отличие от других познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.д.), не имеет своего специфического содержания.

Согласно данным психофизиологии, селективность направленность сознания, в которой и заключается сущность внимания, возможна, прежде всего, на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Активное избирательное внимание осуществляется в состоянии повышенного, настороженного бодрствования, тогда как отвлекаемость и трудности сосредоточения возникают, как на фоне пассивного или диффузного бодрствования, так и на фоне чрезмерного бодрствования эмоционального возбуждения, тревоги, беспокойства. [41]

Таким образом, физиологической основой внимания является общая активация деятельности мозга, обеспечивающая переход от пассивного к активному бодрствованию и связанная с возбуждением особой подкорковой структу-ры мозга - ретикулярной формации активизация этого образования, в свою очередь, приводит к повышению тонуса коры головного мозга.

В то же время, избирательность внимания находит объяснение в свете представления о ведущей роли коры больших полушарий и открытого И.П. Павловым закона индукции нервных процессов. Согласно этому за-кону, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головно-го мозга, вызывают торможение в других ее областях. И, наоборот, тормо-жение в одной части коры влечет за собой повышение возбуждения в дру-гих. Так что в каждый момент времени в коре головного мозга может быть обнаружен определенный «очаг повышенной возбудимости», который И.П. Павлов сравнивал со «светлым пятном», окруженным более или менее зна-чительной тенью. Психологический смысл закона индукции выражается, в частности, в том, что концентрация внимания на каком-либо объекте или ас-пекте деятельности требует торможения побочной, конкурирующей активно-сти и игнорирования внешних воздействий, несоответствующих актуальным потребностям и задачам субъекта. Экспериментально доказано наличие тормозящих влияний коры на ретикулярную формацию, обеспечивающих ее избирательную активацию.[41]

Для прояснения физиологической природы внимания также имеет боль-шое значение принцип доминанты, выдвинутый А.А.Ухтомским. Согласно этому принципу, в мозгу всегда имеется доминирующий очаг возбуждения, который как бы притягивает к себе все нервные импульсы, поступающие в это время в мозг, за счет чего усиливается его «господство». Основой возникновения такого очага является не только интенсивность действующего раздражителя, но и внутреннее состояние всей нервной системы, обусловленное предшествующим опытом, наличием в коре головного мозга уже проторенных путей, закрепленных связей и сложившихся нейронных ансамблей, определенной совокупностью доминирующих возбуждений и торможений. Психологически доминанта проявляется в избирательном внимании к одним раздражителям при отвлечении от других.

Эксперименты с рассеченными полушариями мозга показывают, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела и подчиняются общим законам межполушарной функциональной асимметрии мозга. Иными словами, каждое из полушарий выполняет специфическую функцию в организации внимания. При этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, правое -- поддержку общего уровня настороженности, а посредством их интеграции достигается целостность процесса.

Внимание также в значительной мере определяется индивидуально-ти-пологическими особенностями личности, связанными с типом нервной системы и темперамента. Внимание выполняет ряд специфических функций, среди которых:

1) отбор значимых, релевантных или соответствующих потребностям и целям деятельности, внешних раздражителей, который осуществляется в несколько этапов, как по физическим, так и по семантическим при-знакам;

2) игнорирование несущественных воздействий среды и торможение побочной, отвлекающей активности;

3) поддержание определенного уровня активации до момента окон-чания деятельности;

4) регуляция и контроль осуществляемой субъектом деятельности.

В отечественной психологии разработана теория внимания как функ-ции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения. Следуя такому представлению, П.Я. Гальперин ус-матривал в акте внимания свернутое автоматизированное умственное действие контроля.

Наряду с направленностью, процесс внимания характеризуют следующие свойства:

· активность (степень включенности сознания и воли субъек-та в процесс внимания),

· концентрация (степень сосредоточения на объекте),

· устойчивость (длительность концентрации на определенном объекте и способность сохранения качеств внимания во времени),

· переключаемость (скорость переключения внимания с одного объекта на другой),

· объем,

· распределение (на несколько объектов одновременно).

Первые эксперименты по изучению свойств внимания были проведены уже во второй половине XIX века. Так в 1887 году французский психолог Ф. Полан впервые зафиксировал такой феномен, как распределение внимания: он декламировал знакомое стихотворение, одновременно записывая другие стихи или производя простое умножение чисел, причем ни одна из операций не замедлялась.[38] Позднее в 1895 году французским психологом Б.Бурдоном был предложен корректурный тест, суть которого состоит в том, что испытуемому выдается бланк с набором написанных в строчку букв или других знаков и предлагается за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенными способами те из них, которые предварительно указаны экспериментатором.

Титченер предлагал изучать концентрацию внимания на фоне посте-пенно усиливающихся побочных (отвлекающих) воздействий. Он считал, что концентрация будет тем выше, чем интенсивнее окажется раздражитель, который первым отвлечет на себя внимание испытуемого[41].

Переключение внимание, как показывают данные психофизиологических экспериментов, тесно связано с такими свойствами нервной системы, как подвижность инертность.

Объем внимания определяется количеством одномоментно (в пределах 0,1 секунды) отчетливо воспринимаемых объектов, незначительно отличается от объема непосредственного запоминания (кратковременной памяти) и обычно принимается равным 3-5 (редко 6) объектам у взрослого человека и от 2 до 4 - у младших школьников.

Классификации видов внимания. К настоящему моменту в психологической науке сложилось несколько взаимодополняющих классификаций внимания.

В зависимости от характера направленности и сосредоточения выделяют следующие виды внимания.


© 2010 Рефераты