Воспитание культуры поведения и дружеских чувств у детей старшего дошкольного возраста
p align="left">1. Отсутствие у педагога интереса к деятельности ребенка.
2. Отклонение педагогом предложения ребенка о совместной деятельности.
3. Некорректное использование педагогом доверительных сообщений ребенка.
Итак, тяготение к воспитателю может приобретать разные формы: потребность в совместной деятельности с педагогом, стремление к его одобрению и признанию, потребность в общности эмоциональных переживаний и общности в оценке событий и явлений.
2 тип Связан с неудовлетворением потребности ребенка в общении со сверстниками. В процессе общения со сверстниками происходит самопознание на основе сравнения себя с ним. Кроме того, он приобретает практические навыки общения с разными партнерами. Оценка сверстников, их признание оказывают значительное влияние на самооценку каждого дошкольника, включая отношение к себе и представление о себе. К данному типу ситуаций можно отнести следующие:
1. Отсутствие в группе предпочитаемого сверстника.
2. Отклонение сверстником предложения ребенка о совместной деятельности.
3. Стремление нескольких детей занять позицию лидера.
3 тип связан с неудовлетворением потребности ребенка в достижении успеха в деятельности.
К этому типу ситуаций В. Р. Лисина относит следующие:
1. Несовпадение замыслов участников совместной деятельности.
2. Жесткая регламентация воспитателем самостоятельной деятельности дошкольников.
3. Ребенок что-то нечаянно ломает, роняет, проливает.
Приведенные выше типы ситуации связаны с неудовлетворением потребности дошкольника в активной деятельности, в общении со сверстниками, с осознанием личного неуспеха в значимой для него деятельности.
Основываясь на исследовании Т. Б. Захараш,[9] задачу воспитателя по отношению к детям, не испытывающих выраженной потребности в общении с педагогом и сверстниками, исследователь формулирует следующим образом: необходимо усилить степень их привлекательности для сверстников путем подчеркивания их особых интересов. Детям важны предвосхищающая положительная оценка воспитателя, внимание к успехам в процессе деятельности, что поможет преодолеть возникший эмоциональный дискомфорт. Итак, в этом случае предпочтительной оказывается личностная форма общения, контакт с воспитателем, который должен разобраться в причинах несформировавшейся потребности общения с окружающими.
Таким образом, чтобы добиться эмоционального благополучия ребенка в детском саду, воспитателю необходимо понять причину душевного дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая наиболее адекватна характерному для ребенка типу поведения и той потребности, которая оказывается неудовлетворенной в данной конкретной ситуации.
Для предупреждения устойчивого эмоционального неблагополучия ребенка важно не только адекватное взаимодействие с ним воспитателя, но и умение самого ребенка справляться с ситуацией душевного дискомфорта.
Л. Р. Лисина рекомендует использовать приемы, такие как:
Демонстрируемая воспитателем радость при встрече с помощью слова и невербальных средств (улыбка, теплый взгляд, интонация голоса).
Использование тактильных контактов для передачи своего расположения.
Обсуждение вопроса о причинах тревожности ребенка при условии соблюдения особой осторожности, учета степени внушаемости ребенка.
Обращение педагога к ребенку в форме вопроса об оценке событий.
С. А. Козлова [11] не менее важным условием воспитания культуры поведения и отношений считает знание детьми правил поведения.
Жизнь детей в детском саду во многом регламентируется правилами. Воспитание у дошкольников умения определять свой поступок, ориентируясь на имеющиеся правила, во многом организует их деятельность, отношение к сверстникам, способствует установлению в группе доброжелательной атмосферы, в которой учитываются интересы сверстников, осознается их право на реализацию собственных замыслов. И чем старше становятся дети, тем все острее выдвигается задача формирования у них осознания значимости и справедливости вводимых правил.
В самом деле, всегда ли поступок ребенка, соответствующий правилу, отражает его нравственную воспитанность? Утвердительно ответить на этот вопрос можно только в том случае, если ребенка побуждают к определенному поступку нравственно ценные мотивы.
К сожалению, исследованиями установлено, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированны нравственно ценные мотивы . Так, если в начале учебного года дошкольникам задать вопросы "Что такое "хорошо себя вести"?", "Почему нужно хорошо себя вести?", то ответы детей покажут, что чаще всего они связывают выполнение правил с подчинением педагогу, когда нарушение правил ведет к наказанию. Одни дети ориентируются на получение одобрения, похвалы, другие -- на окружающих сверстников. И лишь небольшая часть детей связывает выполнение правил с самооценкой, осознанием себя, своего "Я", испытанием чувства собственного достоинства.
Следует учитывать, что прямые вопросы могут вызывать затруднения у детей, и тогда их надо конкретизировать. Например, можно ввести ребенка в воображаемую ситуацию: "Представь себе, что к нам в группу пришла новая девочка, и она совсем не знает, как надо себя вести. Какие правила ты ей разъяснишь? Как ты объяснишь, почему их надо выполнять?"
Правила поведения, сообщаемые детям, могут быть условно объединены в несколько групп:
правила, регулирующие отношение к сверстникам;
правила, регулирующие поведение ребенка в группе, учитывающие окружение сверстников;
правила, направленные на проявление уважительного отношения к взрослым.[4]
Однако знания правил недостаточно, чтобы они стали средством воспитания дошкольников. Сопоставление ответов детей с их реальным поведением (что отмечается при наблюдении за их самостоятельной деятельностью) нередко свидетельствует о наличии "нравственного формализма" (А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович, Т. И. Ерофеева), т. е. обнаруживается разрыв между знаниями о том, как следует поступать, и реальными поступками детей.
Следовательно, возникает задача приводить в соответствие знания детей о том, как следует себя вести в окружении сверстников, и накапливать опыт использования правил в регуляции своего поведения. Большую роль в решении этой задачи играет формирование у детей осознанного отношения к правилам, понимание их значимости, целесообразности при организации своей деятельности и поведения. [13, с. 45]
Содержание работы педагога, направленной на воспитание у детей осознанного отношения к правилам поведения, определяющим доброжелательное отношение к сверстникам, в себя, по мнению Е. А. Киянченко включает:
а) установление доверительных отношений с детьми в ходе личностно ориентированного общения при сообщении вводимы правил; достижение понимания ребенком их смысла и нравственной ценности для себя и окружающих;
б) воспитание у дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития эмпатийного отклика на переживания другого;
в) обогащение практического опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил на основе взаимосвязи во влиянии на когнитивную, эмоциональную и волевую сферу ребенка. Действенным приемом при решении обсуждаемых задач является использование бесед на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей.[13]
Беседы по прочитанным рассказам расширяют представления детей о разнообразии поступков, в которых будет отражаться действие по правилу, конкретизированное в каждом случае.
Например, при проведении беседы по рассказу В. Осеевой "Строитель", Р. Буре предлагает воспитателю прочитать только первую часть рассказа, в которой описывается отрицательный поступок мальчиков, а затем задает вопрос: "Как бы вы оценили этот поступок?" И только после осознания поступка всеми детьми, прочитать окончание рассказа. Использование этого приема учит детей анализировать возникшую ситуацию, развивает умение предвидеть последствия поступков, способствует формированию самоконтроля.
В целях предупреждения морализирования, т. е. нравоучения, при внесении правил и воспитания пассивного послушания, а не осознания их значимости целесообразно использовать юмор.
Юмор представляет персонажей в смешном виде и тем самым побуждает дошкольников удерживаться от плохих поступков. Юмор высмеивает героев, попадающих в такое положение из-за своего нежелания следовать советам, правилам и справедливым замечаниям.
В ходе чтения юмористических произведений, например стихотворения С. Михалкова "Фома" или Г. Остера "Вредные советы", дети не только смеются над персонажами, попадающими в неловкое положение из-за их нежелания следовать установленным правилам, но и стремятся идентифицировать себя с положительным образом героя.
--Я так не делаю! Это стыдно!
-- Если так делать, от тебя все ребята отвернутся!
Для стимуляции положительных поступков целесообразно использовать художественные произведения, в которых герой поступает в соответствии с нормами морали, например: Е. Пермяк "Чужая калитка", Э. Цурюпа "Неизвестный друг", В. Донникова "Канавка". [6]
Хорошую помощь окажет воспитателю и метод создания проблемных ситуаций, в которых ребенок встает перед необходимостью решать их на основе имеющихся представлений. Например, воспитатель ставит на стол конфеты, но их число меньше, чем число детей. Двоим детям конфет не хватит. Когда все взяли по конфете, двое растерянно смотрят на сверстников.
Так простая ситуация позволяет воспитателю понять мотивы поведения детей, оценить поступки, соответствие их моральным правилам, а также сложившийся опыт.
Очень полезно рассказывать детям про хорошие поступки сверстников, на которые они не обратили внимания.
Например: "Я видела, как на прогулке Саша упал и ушиб ногу. Когда дети вернулись с прогулки, Лена помогла ему снять обувь. Кто-то из ребят засмеялся: "Посмотрите, Лена -- Сашина мама, раздевает его, как маленького". Но Лена сумела его убедить: "У него болит нога. Вот я ему и помогаю!"
Или: "Оля сидела на скамеечке и нанизывала рассыпавшиеся бусы. Вокруг бегали дети и могли помешать Оле. А Ира заметила и сказала: "Ребята, не бегайте здесь, вы можете толкнуть Олю, и у нее опять бусы рассыпятся". И мальчики вспомнили наше правило: когда играешь, надо выбрать такое место, чтобы не мешать другим. Илюша остановился и предложил помочь:
Может, тебе подержать нитку? Ведь одной неудобно!" Молодец! Друзьям надо помогать! И не тогда, когда попросят, а тогда, когда сам увидишь, что помощь необходима".
Таким образом, под влиянием растущего осознания значимости правил, и необходимости их выполнения поведение детей становится более организованным, повышается степень активности и самостоятельности, накапливается опыт эмоционально-нравственных отношений между ними за счет растущего эмпатийного отклика на переживания сверстника, повышается уровень нравственных мотивов, побуждающих к положительным поступкам.
Знание правил поведения не гарантирует достойное поведение ребенка. А. С. Макаренко писал, что между знанием как поступать и умением так поступать должна быть "канавка", заполненная опытом.
Опыт взаимодействия со сверстниками дети приобретают в деятельности, которая в старших группах чаще носит коллективный характер, поэтому формирование способов сотрудничества, организация совместной деятельности у детей являются условиями воспитания культуры поведения и отношений.
Р. Буре предлагает варианты совместной творческой деятельности.[4]
1. Объединение детей на основе организации продуктивной деятельности.
а) На этапе обобщения результатов.
Детям предлагается создать книжку "Про наши добрые дела". Каждый ребенок придумывает свой сюжет, рисует эпизод. Все работы брошюруются в одну книжку.
б) На этапе распределения общего задания и обобщения ре- зультатов.
Детям предлагается вылепить из глины разные овощи и фрукты в подарок детям средней группы для игры в магазин. Это вызывает необходимость договориться, кто какие виды овощей и фруктов будет лепить; все фрукты складываются в вазу, а овощи -- в корзинку.
в) На этапе согласования при распределении работы, созда- ния композиции, обобщения результатов.
Аппликация "Цветы в вазе". Дети ставятся в условия выбора цветов (чтобы букет был из разных цветов), расположения их в вазе (сочетание по цвету, форме), достижения наиболее удачной композиции.
2. Объединение детей на основе организации подвижных игр.
а) На этапе обобщения результатов.
Детям предлагается разделиться на команды. Каждый игрок команды бросает мяч в цель (по договоренности можно изменить условия: каждый делает две-три попытки). Число мячей, попавших в цель от бросков всех членов команды, подсчитывается. Выигравшей считается команда, набравшая большее число очков.
б) На этапе выбора водящих.
Например, игра "Гуси-лебеди". Дети выбирают водящих (хозяйку, волка). Для этого предлагаются разные варианты: по очереди, по считалке.
3. Объединение детей на основе речевой деятельности.
а) Детям предлагается придумать сюжетный рассказ (или пересказать знакомую сказку), используя серию картинок, представляющих последовательный его ход, например: 1) дети в осеннем лесу собирают листья; 2) увидели ежа с больной лапкой; 3) ухаживают за ним в своей группе; 4) отпускают в лес. От детей требуется согласование последовательности рассказа при учете фрагмента, придуманного предыдущим рассказчиком.
б) Детям предлагается составить описательный рассказ по картинке. Ставится условие: каждый из рассказчиков выбирает для описания какую-либо часть картинки. Из рассказов детей составляется общее описание картинки.
Одним из ведущих условий воспитания культуры поведения и отношений является владение воспитателем методикой воспитания культуры поведения и отношений, осознание ответственности за нравственное развитие детей.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что для успешного воспитания культуры поведения и отношений в дошкольном образовательном учреждении и семье должны быть созданы следующие условия:
1. Благоприятный психологический микроклимат, позволяющий чувствовать ребенку себя эмоционально защищенным.
2. Знание детьми правил поведения, раскрытие их нравственного смысла.
3. Организация совместной деятельности, в которой ребенок может реализовать освоенные правила поведения.
4. Владение воспитателем методики воспитания культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста.
1.3.3 Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста
Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания культуры поведения и отношений.
Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.
На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна "методика предвосхищения". Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его. Например: "Сейчас мы с тобой пойдем к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он в ответ тебе обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети", "Дети, вы, конечно, все помните, как нужно пройти по коридору в музыкальный зал, что бы не разбудить малышей? Я не сомневаюсь, что вы пройдете тихо". Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И пусть пока он еще много делает ради похвалы, бояться этого на данном этапе не следует. Похвала необходима каждому человеку, она укрепляет его уверенность в себе. Ребенку-дошкольнику это особенно важно.
На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета. Можно немного рассказать дошкольникам об истории возникновения этикета, о традициях культуры поведения у людей в разные времена и в разных странах и, конечно, о содержании этикета в группе детей.
Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.
Одной из задач воспитания культуры поведения и отношений является формирование самоконтроля в поведении детей старшего дошкольного возраста.
Ряд исследователей представляют самоконтроль как существенную сторону саморегуляции, как способность предупреждать возможные ошибки в деятельности и поведении и исправлять их; в основе самоконтроля лежит произвольность поведения, а ориентиром являются моральные нормы общества. Применительно к детям старшего дошкольного возраста содержание понятия "самоконтроль в поведении" можно конкретизировать следующим образом: умение ребенка предвидеть последствия предполагаемого поступка для себя, сверстника, взрослого, испытывать соответствующие эмоциональные переживания (чувство удовлетворения или стыда, благодарности или обиды и пр.), что позволяет либо утвердиться в его правомерности, либо изменить свое решение как несоответствующее ожиданиям окружающих. [10]
Следовательно, чтобы осуществить самоконтроль за своими действиями в конкретной ситуации, ребенку необходимо: осознать смысл ситуации и определить свой поступок в ней; выбрать моральное правило, регулирующее действия в этой ситуации; понять (осознать) справедливость этого правила как соответствующего необходимым действиям, его моральный смысл, личностную значимость; предвидеть (предвосхитить) последствия предполагаемого поступка; проявить волевое усилие, совершить поступок.
Содержание работы по воспитанию у детей начал самоконтроля заключает в себе:
развитие у детей осознания нравственной ценности правил, регулирующих поведение, и использование их в своей деятельности;
формирование у детей умения предвидеть последствия предполагаемого поступка, эмоциональных переживаний за него (чувства удовлетворения, радости, смущения, стыда, недовольства собой, гордости, чувства собственного достоинства);
* формирование у детей осознания личностной значимости поступков, заключающих в себе моральный смысл.
В формировании самоконтроля большое значение имеет обсуждение с детьми конкретных ситуаций, которые требуют поиска выхода из них, опираясь на моральные правила. Как один из активных приемов в беседах с детьми можно использовать моделирование, т. е. графическое изображение всех мыслительных актов действующего лица в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл. Сюжет рассказа о конкретном поступке литературного героя представляется в виде последовательных кадров, каждый из которых обозначается условным знаком-заместителем.
В нравственном воспитании детей педагог использует разные средства: проводит этические беседы, читает художественную литературу с последующим ее обсуждением, организует разнообразную деятельность. И при этом в каждом из них можно обнаружить присутствие оценочных воздействий.
Педагог использует оценку с разными целями: с ее помощью он выражает свое отношение к результатам деятельности ребенка, к его поступкам, отражающим наличие нравственно-волевых качеств, проявление гуманных чувств к сверстникам, подчинение установленным правилам, регулирует детские взаимоотношения. Следующее за оценкой пояснение раскрывает детям смысл и значимость конкретного поступка (так надо поступать не потому, что этого требует он, а потому, что это соответствует нормам отношений между людьми). Такие убеждения приводят к осознанию дошкольниками правильности или недопустимости тех или иных действий, справедливости педагога и служат руководством при самостоятельном определении ими требуемого поступка в складывающихся ситуациях, побуждают к повторению одобряемых педагогом поступков, сдерживают от нежелательных. Следовательно, оценка имеет ориентирующую и стимулирующую роль.
В период дошкольного детства взрослый (особенно значимый) является для ребенка непререкаемым авторитетом. Дети смотрят на многие поступки сверстников глазами взрослого, и если педагог оценивает тот или иной поступок положительно, то и они воспринимают его как образец для подражания; отрицательная оценка взрослого становится таковой и для них. Более того, если воспитатель, допустим, положительно оценивает рисунок ребенка, но не дает оценки результату рядом сидящего сверстника, то тот зачастую сам обращается к нему: "А у меня так? А у меня правильно? Красиво?", т. е. налицо потребность дошкольника в одобрении педагога.
То же самое можно сказать и об оценке личностных качеств воспитанников педагогом. Если он к тому же, оценивая их поступки, использует такие эпитеты, как "добрый", "внимательный", "ласковый", порой приводя сравнение с полюбившимися литературными героями: "Наша Вера -- настоящая Машенька-рукодельница", "Ну ты у нас как Крошечка-хаврошечка, заботливая хозяюшка", "А Дениса по праву можно назвать "Мальчик-Помогай", то дети при этом испытывают добрые чувства (в их памяти оживляются пережитые ранее эмоции, вызванные при восприятии художественного произведения).
Другой важной особенностью оценки является то, что она, адресуясь кому-либо из детей, в преобладающей мере звучит в окружении сверстников, и потому ее воздействие не ограничивается влиянием на оцениваемого ребенка. Ребята проникаются гуманным отношением к этому сверстнику и повторяют подобные поступки, стремясь заслужить похвалу педагога. Причем восприятие оценки детьми любого действия сверстника "разливается", т. е. переносится на личность оцениваемого. Так, если педагог говорит: "Вася, как ты хорошо нарисовал!", то дошкольник начинает считать Васю хорошим, а следовательно, с ним можно играть, дружить и т. д. Вот почему в течение дня очень важно почаще пользоваться положительной оценкой, чтобы оказывать влияние на складывающиеся взаимоотношения между детьми, развивать у них тяготение друг к другу. Следует находить поводы, чтобы дать положительную оценку каждому ребенку. Следовательно, правильно пользуясь оценкой, педагог имеет возможность управлять поведением воспитанников и способствовать развитию у них гуманных чувств и отношений.
Нами изучен опыт работы Муниципальных образовательных учреждений г. Рязани. [14; 22] Приоритетным направлением работы этих детских садов является социально-нравственное воспитание дошкольников. Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим - непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить ребенка от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическое здоровье. В результате дети не учатся понимать окружающих его людей, сочувствовать им. Поэтому педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.
Было предложено изготовление куклы Хорплоши (вывортной или двусторонней). Одна сторона - хорошая, добрая, а другая злая.
Полноценное восприятие Хорплоши как живого существа способствует обогащению жизненного опыта ребенка, формированию его нравственно-моральных качеств.
С этой куклой проводились занятия (Приложение 2), оформлялся уголок с детскими рисунками и правилами поведения.
Изучен опыт детского сада г. Москвы [26] по проведению занятий по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста (Приложение 3), основная цель которых - научить правилам вежливости и приучить детей к большей самостоятельности в поступках и мыслях. Авторы статьи убедительно доказали, что после проведения занятий дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым. Речь детей стала более образной. После проведенной работы был сделан вывод, что если ребенку просто сообщают правила поведения - это может пройти мимо его сознания; то, до чего он додумался сам (его собственное "открытие"), остается навсегда.
Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.
Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.
Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.
Этические беседы - это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду". Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей.
Число подобных бесед невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.
Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.
Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его.
Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержание воспитательным функциям.
Если содержание беседы доступно и интересно, то дети задают вопросы, у них возникают яркие эмоции, оценки. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.
Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое - основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.
В старшей группе детского сада целесообразно провести беседы на темы: "Умеем ли мы дружить?", "Учимся помогать товарищам", "О справедливости" и др.
Методика проведения этических бесед разработана В. Г. Нечаевой, С. В. Петериной, И. Н. Курочкиной и другими исследователями
Исследованиями Е. Р. Смирновой, В. М. Холмогоровой [25] установлено, что истинная нравственность развивается в дошкольном возрасте не через самосознание и не через усвоение моральных норм, а через воспитание особого видения другого и отношения к нему.
Таким образом, комплексное использование методов, приемов воспитания, направленных не только и не столько на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другим - поможет в истинном воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Результаты и анализ работы по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей дошкольной группы
Опытно-практическая работа по определению влияния культуры поведения на воспитание дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста проводилась в старшей группе МДОУ "Улыбка" пос. Идрица Себежского района. Работа проводилась в течение 3 месяцев.
Детский сад работает по программе М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой "Программа обучения и воспитания в детском саду".
Опытно-практическая работа выполнялась в 3 этапа.
2.1 Определение сформированности культуры поведения и отношений детей старшей группы
I этап опытно -практической работы.
Цель:Определить уровень сформированности культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:1. Определить уровень сформированности культуры поведения детей старшей группы.
1. Сделать анализ условий воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении Методы исследования: наблюдение, анализ, интерпретация поступков детей.
Для определения уровня сформированности знаний правил поведения предложили детям рассмотреть иллюстрации из серии демонстрационных материалов " Я и мое поведение". На первой картинке изображены мальчик и девочка, склонившиеся над птенцом, выпавшим из гнезда. (Приложение 4 )
На второй иллюстрации мальчик идет по лесу громко поет и у него включен магнитофон. (Приложение 5 )
Третья иллюстрация, на которой изображены веселые играющие дети и грустный мальчик, сидящий в коляске. (Приложение6 )
В ходе рассматривания иллюстраций детям были заданы вопросы:
1. О чём эта картина?
2. Как поступили дети?
3. Почему вы так считаете?
4. Какие чувства испытывают дети?
5. Как бы ты поступил в этой ситуации?
Ответы детей фиксировались в протоколе. (Приложение 7)
На основе анализа ответов детей нами определены показатели сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста:
- ребенок знает правила поведения, называет их;
- правильно оценивает поступки детей;
- мотивирует свою оценку;
- умеет понимать чувства других детей;
- объясняет возможный свой поступок.
Использовалась 5-балльная система оценок.
5 баллов - ребенок знает правила поведения; умеет правильно оценивать поступки других детей; мотивирует свой ответ самостоятельно; понимает чувства других; объясняет свой поступок.
4 балла - ребенок знает правила поведения; умеет правильно оценивать поступки других детей; мотивировать свои ответы иногда затрудняется; понимает чувства других детей; объясняет свой поступок.
3 балла - ребенок знает правила поведения; не всегда дает правильную оценку поступков других; не умеет мотивировать свой ответ без помощи взрослого; понимает чувства других с помощью воспитателя; объясняет свой поступок.
2 балла - ребенок знает правила поведения, но не всегда правильно оценивает поступки других, мотивирует свой ответ только с помощью взрослого; определяет чувства других не во всех ситуациях; не может самостоятельно объяснить свой поступок.
Полученные результаты представлены в таблице 1 (Приложение 8)
С учетом сформированности оценок выделены уровни:
Оптимальный - 25 - 23 балла
Достаточный - 22 - 18 баллов, проявляется у 5 детей (Ани Р., Насти И., Ксении Ч., Маши Д., Алины М.)
Средний - 17-14 баллов, проявляется у 5 детей (Сережи В., Артема Г., Кирилла С., Саши А., Андрея К. ), что составляет 45,5 % от общего количества детей в группе;
Низкий - менее 14 баллов, проявляется у 1 ребенка ( Эдика С.), что составляет 9 % от общего количества детей в группе.
Результаты диагностики представлены в диаграмме №1 (Приложение 9)
Для определения уровня сформированности культуры поведения, умения выполнять правила поведения, проявление вежливости, владение культурой речевого общения и владения основами этикета использовался метод наблюдения за поведением детей.
Результаты наблюдений обрабатывались с учетом сформированных показателей:
- знания правил поведения;
- умения выполнять правила поведения;
- проявление вежливости;
- владение культурой речевого общения;
- владение основами этикета.
Использовалась 5-балльная система оценок с учетом сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста нами разработаны критерии оценки:
5 баллов - ребенок знает правила поведения; выполняет их во всех видах деятельности, умеет пользоваться вежливыми словами; владеет культурой речевого этикета; владеет основами этикета.
4 балла - ребенок знает правила поведения; пользуется ими постоянно; проявляет вежливость и внимательность к взрослым, но не ко всем детям; владеет культурой речевого общения; владеет основами этикета.
3 балла - ребенок знает вежливые слова; пользуется правилами поведения в незнакомой обстановке; проявляет вежливость только к взрослым; плохо владеет культурой речевого и основами этикета.
2 балла - знает правила поведения; выполняет правила поведения после напоминания взрослого; не проявляет вежливости к детям; плохо владеет культурой речевого общения, не владеет основами этикета.
На основе полученных результатов нами определены уровни сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста:
Оптимальный - 25-22 балла.
Достаточный - 21-18 баллов у 2 детей, что составляет 18,2% от общего количества детей в группе.
Средний - 17-14 баллов у 6 детей, что составляет 54,5% от общего количества детей группы.
Низкий - 13 баллов и ниже у 3 детей ,что составляет 27,3% от общего количества детей в группе.
Результаты представлены в таблице 2 (Приложение 10)
Из полученных результатов видно, что оптимальный уровень не прослеживается.
У 2 детей (Насти И.,Алины М.) - достаточный уровень сформированности культуры поведения, что составляет 18,2%
У 6 детей (Ани Р.,Серёжи В.,Ксении Ч., Артема Г., Андрея К., Маши Д) средний уровень сформированности культуры поведения, что составляет 54,5%
У 3 детей (Кирилла С., Саши А., Эдика С.) - низкий уровень сформированности культуры поведения, что составляет 27,3%
Полученные результаты представлены в диаграмме 2 (Приложение 11)
Опытно-экспериментальную работу по определению условий воспитания культуры поведения начали с анализа календарного плана работы воспитателя. Анализируя план работы воспитателя на 3 месяца пришли к выводу, что в ходе педагогического процесса мало внимания уделяется художественной литературе, как средству нравственного воспитания, воспитатель планирует только задачу по уточнению содержания, пересказу произведений. В повседневной жизни во время режимных моментов педагог делает акцент на воспитание культурно-гигиенических навыков.
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется без учета принципа тематичности.
Знакомство с правилами поведения не запланировано.
Беседы по воспитанию культуры поведения запланированы 1 раз в месяц, что явно недостаточно для детей.
В игровой деятельности мало внимания уделяется воспитательной стороне.
Таким образом, на основе анализа календарного плана можно сделать вывод, что целенаправленно работа по воспитанию культуры поведения детей не планируется.
Недостаток условий воспитания в детском образовательном учреждении и семье оказывает негативное влияние на формирование культуры поведения детей. Возможно, при создании дополнительных условий можно повысить уровень воспитания культуры поведения детей.
По определению сформированности знаний правил поведения и умений поступать в соответствии с правилами составлена сводная таблица 3. (Приложение 12 )
Из таблицы видно, что знания правил поведения и умения поступать в соответствии с правилами совпадают у 6 детей, что составляет 54, 5% от общего количества детей в группе.
Не совпадают знания правил поведения и умения поступать в соответствии с правила у 5 человек, что составляет 45,5% от общего количества детей в группе.
В целом уровень знаний правил поведения выше, чем умения поступать в соответствии с правилами поведения.
Установлена взаимосвязь зависимости уровня нравственного поведения от знаний правил поведения, чем выше уровень знаний, тем лучше поведение. Мы видим такое совпадение в 3-х случаях, но в целом знания правил поведения не гарантируют достойное поведение.
Установлено, что при низком уровне знаний правил поведения средний и достаточный уровни не обнаружены.
Таким образом, полученные результаты позволяют предположить, что проведение систематической работы по формированию нравственных положений окажут положительное влияние на воспитание культуры поведения.
2.2Разработка и реализация перспективного планапо воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей группы
II этап опытно -практической работы.
Цель:создать необходимые условия для повышения уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Выстроить систему работы по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста;
2. Провести намеченную работу в дошкольном образовательном учреждении;
3. Разработать перспективный план по созданию условий для формирования культуры поведения детей;
Нами разработан перспективный план по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на 3 месяца (Приложение 13 ).
В содержании перспективного плана мы включили разные формы работы:
1. Знакомство с правилами поведения ("Пользуйся словами вежливого обращения: "Пожалуйста", "Здравствуйте", "Спасибо", "До свидания"; "На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко, веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания"; "Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам".
Проведение дидактических игр ( "Что такое хорошо, что такое плохо", цель которой объяснить, что дети совершают отрицательные и положительные поступки; соединить два элемента, изображающих поступки детей в разных ситуациях, в карточку.
Знакомство с пословицами и поговорками ("Каков разум, таковы и речи", "Чужим умом умней, не станешь", "Не бросай слова на ветер", "Нет друга, так ищи, а нашел - береги").
Чтение художественных произведений ("Рассказ о неизвестном герое" С. Маршака, "Что такое хорошо, что такое плохо" В. Маяковского, "Огурцы" Н. Носова).
Проведение этических бесед
Этическая беседа "Урок вежливости", в ходе беседы воспитатель дает детям представление о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Учит справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывает культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами. (Приложение 14)
Этическая беседа "О дружбе", цель этой беседы помочь детям понять,
нравственные качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам. (Приложение 15 )
Этическая беседа "С чего начинается дружба", цель объяснить детям, что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться. (Приложение 16)
Рассматривание иллюстраций из серии демонстрационных материалов "Я и мое поведение".
Проведение праздников и развлечений ("Здравствуй весна", "Культура поведения в общественных местах").
Дадим анализ проведенной работы: работу по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста проводили в повседневной жизни и на занятиях.
Опираясь на исследования Козловой С.А. и Куликовой Т.А. работу проводили поэтапно:
I этап воспитания культуры поведения начинается с накопления детьми множеств единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.
На следующем этапе детям начинали объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. На этом этапе важна "методика предвосхищения". Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает советом, поддержкой нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его.
Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения.
На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, больше внимания уделяется осознанию детьми значимости правил этикета.
В утренние часы основное внимание уделяли знакомству детей с правилами культуры поведения (культурно-гигиенические правила, правила культуры общения, правила культуры деятельности и общие правила нравственности) и раскрытию их нравственного смысла.
В ходе выполнения режимных процессов использовали предвосхищающую и положительную оценку с установкой на хорошие поступки детей: "Я уверена...", "Мне будет радостно..." и т.д.
Создавали условия для оказания взаимопомощи детей друг другу "Давайте поможем друг другу убрать игрушки".
Во второй половине дня читали книги Агнии Барто "Медвежонок-невежа", Людмилы Васильевой-Гангус "Азбука вежливости" и др. с последующим анализом.
2.3 Разработка и реализация перспективного плана по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей группы
Цель: анализ эффективности проделанной работы.
Задачи:
1. Определить уровень сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста и сравнить с результатами первого этапа опытно-практической работы.
2. Для выявления уровня сформированности культуры поведения были использованы те же методики, что и на первом этапе опытно-практической работы:
- Рассматривание иллюстраций;
- Наблюдение за детьми.
Для определения уровня сформированности знаний правил поведения предложили детям рассмотреть иллюстрации из серии демонстрационных материалов " Я и мое поведение". На первой картинке изображены мальчик и девочка, склонившиеся над птенцом, выпавшим из гнезда. (Приложение 4 )
На второй иллюстрации мальчик идет по лесу громко поет и у него включен магнитофон. (Приложение 5 )
Третья иллюстрация, на которой изображены веселые играющие дети и грустный мальчик, сидящий в коляске. (Приложение6 )
В ходе рассматривания иллюстраций детям были заданы вопросы:
6. О чём эта картина?
7. Как поступили дети?
8. Почему вы так считаете?
9. Какие чувства испытывают дети?
10. Как бы ты поступил в этой ситуации?
Ответы детей фиксировались в протоколе. (Приложение17 )
На основе анализа ответов детей нами определены показатели сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста:
- ребенок знает правила поведения, называет их;
- правильно оценивает поступки детей;
- мотивирует свою оценку;
- умеет понимать чувства других детей;
- объясняет возможный свой поступок.
Использовалась 5-балльная система оценок.
5 баллов - ребенок знает правила поведения; умеет правильно оценивать поступки других детей; мотивирует свой ответ самостоятельно; понимает чувства других; объясняет свой поступок.
4 балла - ребенок знает правила поведения; умеет правильно оценивать поступки других детей; мотивировать свои ответы иногда затрудняется; понимает чувства других детей; объясняет свой поступок.
3 балла - ребенок знает правила поведения; не всегда дает правильную оценку поступков других; не умеет мотивировать свой ответ без помощи взрослого; понимает чувства других с помощью воспитателя; объясняет свой поступок.
2 балла - ребенок знает правила поведения, но не всегда правильно оценивает поступки других, мотивирует свой ответ только с помощью взросло-
го; определяет чувства других не во всех ситуациях; не может самостоятельно объяснить свой поступок.
На основе анализа ответов детей нами определены показатели сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста:
- ребенок знает правила поведения, называет их;
- правильно оценивает поступки детей;
- мотивирует свою оценку;
- умеет понимать чувства других детей;
- объясняет возможный свой поступок.
Использовалась 5-балльная система оценок.
5 баллов - ребенок знает правила поведения; умеет правильно оценивать поступки других детей; мотивирует свой ответ самостоятельно; понимает чувства других; объясняет свой поступок.
4 балла - ребенок знает правила поведения; умеет правильно оценивать поступки других детей; мотивировать свои ответы иногда затрудняется; понимает чувства других детей; объясняет свой поступок.
3 балла - ребенок знает правила поведения; не всегда дает правильную оценку поступков других; не умеет мотивировать свой ответ без помощи взрослого; понимает чувства других с помощью воспитателя; объясняет свой поступок.
2 балла - ребенок знает правила поведения, но не всегда правильно оценивает поступки других, мотивирует свой ответ только с помощью взрослого; определяет чувства других не во всех ситуациях; не может самостоятельно объяснить свой поступок.
Полученные результаты представлены в таблице 5(Приложение18)
С учетом сформированности оценок выделены уровни:
Оптимальный - 25 - 23 балла, проявляется у 2 детей (Насти И., Маши Д.), что составляет 18,1% от общего количества детей в группе;
Достаточный - 22 - 18 баллов, проявляется у 6 детей (Ани Р., Сережи В.,Ксении Ч., Артема Г., Андрея К.Алины М.), что составляет 54,6 % от общего количества детей в группе;
Средний - 17-14 баллов, проявляется у 3 детей (Кирилла С., Саши А., Эдика С.), что составляет 27,3 % от общего количества детей в группе;
Низкий - менее 14 баллов, не выявлен.
Результаты диагностики представлены в диаграмме №3 (Приложение19)
Для определения уровня сформированности культуры поведения, умения выполнять правила поведения, проявление вежливости, владение культурой речевого общения и владения основами этикета использовался метод наблюдения за поведением детей.
Результаты наблюдений обрабатывались с учетом сформированных показателей:
- знания правил поведения;
- умения выполнять правила поведения;
- проявление вежливости;
- владение культурой речевого общения;
- владение основами этикета.
Использовалась 5-балльная система оценок с учетом сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста нами разработаны критерии оценки:
5 баллов - ребенок знает правила поведения; выполняет их во всех видах деятельности, умеет пользоваться вежливыми словами; владеет культурой речевого этикета; владеет основами этикета.
4 балла - ребенок знает правила поведения; пользуется ими постоянно; проявляет вежливость и внимательность к взрослым, но не ко всем детям; владеет культурой речевого общения; владеет основами этикета.
3 балла - ребенок знает вежливые слова; пользуется правилами поведения в незнакомой обстановке; проявляет вежливость только к взрослым; плохо владеет культурой речевого и основами этикета.
2 балла - знает правила поведения; выполняет правила поведения после напоминания взрослого; не проявляет вежливости к детям; плохо владеет культурой речевого общения, не владеет основами этикета.
На основе полученных результатов нами определены уровни сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста:
Оптимальный - 25-22 балла не выявлен.
Достаточный - 21-18 баллов у 7 детей, что составляет 63,6% от общего количества детей в группе.
Средний - 17-14 баллов у 4 детей, что составляет 36,4% от общего количества детей группы.
Низкий - 13 баллов, не выявлен.
Результаты представлены в таблице 6 (Приложение 20)
Из полученных результатов видно, что оптимальный уровень не прослеживается.
У 7 детей (Ани Р.,Серёжи В.,Ксении Ч., Андрея К., Насти И.,Артема Г., Алины М.) - достаточный уровень сформированности культуры поведения, что составляет 63,6%
У 4 детей (Кирилла С., Маши Д.,Саши А., Эдика С) средний уровень сформированности культуры поведения, что составляет 36,4%
Низкий уровень сформированности культуры поведения не выявлен.
Полученные результаты представлены в диаграмме 4 (Приложение 21)
На этапе контрольного эксперимента ведущим методом является сравнительный анализ результатов первого и третьего этапов работы, результаты представлены в сводной таблице ? (Приложение 22)
Результаты диагностики третьего этапа опытно-практической части показали эффективность разработанной и реализованной в педагогическом процессе системы по воспитанию культуры поведения.
Анализ результатов, представленных в сводной таблице 7 (Приложение 22) по результатам I и III этапам опытно-практической работы позволяет нам определить эффективность проведенной работы.
На I этапе опытно-практической работы уровень сформированности знаний правил поведения составил в среднем 17,7 баллов, то на III этапе 19,7 баллов, в среднем он повысился на 2 балла.
С низкого на средний уровень сформированности знаний правил поведения повысился у 1 человека, что составляет 9,2% от общего количества детей.
Со среднего на достаточный уровень сформированности знаний правил поведения повысился у 3 человек, что составляет 27,3% от общего количества детей.
С достаточного на оптимальный уровень сформированности знаний правил поведения повысился у 2 человек, что составляет 18,2% от общего количества детей.
У 5 человек, 45,4% уровень сформированности знаний правил поведения не изменился.
Уровень сформированность культуры поведения на I этапе в среднем составил 15,6 баллов, а на III этапе 18,7 баллов, что в среднем на 3 балла выше.
С низкого на средний уровень сформированности культуры поведения повысился у 3 детей, что составляет 27,3% от общего количества детей.
Со среднего на достаточный уровень сформированности культуры поведения повысился у 5 детей, что составляет 45,4% от общего количества детей.
У 3 человек уровень сформированности культуры поведения остался на прежнем уровне.
По результатам, представленным в таблице видно, что в среднем общее повышение произошло на 5 баллов, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Заключение
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
Культура поведения - характерный признак хорошего воспитания. Формируя представление о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребенка со сверстником, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой культуры, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Богатство нравственного содержания игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников.
Вывод: для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- знание особенностей нравственного развития личности;
- полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;
- знание "механизмов" формирования нравственности;
- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных качеств личности.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей.
Список использованной литературы
1. Алябьева Е. А. "Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками". - М., 2003.
2. Бархатова В. В. Воспитание культуры поведения// Дошкольное воспитание- 1991. №11. С. 41-44
3. Болотина Л.Р. , Комарова Т. С. , Баранов С. П. "Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.". - М: Издательский центр "Академия", 1997.
4. Буре Р. С., М. В. Воробьева и др. - Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М. - 2004.
5. Васильева Л. - Гангус. "Азбука вежливости". - М.- 2005.
6. Васильева М. А., Гербова В. В., Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М. - 2005.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М. - М., 1999.
8. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998.
9. Захараш Т. В. "Формирование коллективистической направленности у детей дошкольного возраста".// Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.- 2004
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 1998.
11. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание 2001.№ 9. С. 18-27
12. Котова Е. В. "В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей". - М., 2007 г.
13. Киянченко Е. А. "Роль правил в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников".// Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.- 2004
14. Кулькова В., Назарова З. и др. "Хорплоша".//Д.В. №9 - 2007
15. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М., 2001.
16. Курочкина И. Н. "О культуре поведения и этикете". //Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С.31-43
17. Лаврентьева М. В. "Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста". //Детский сад от А до Я. 2004.№ 4. С.11-15
18. Лисина В. Р. "Общение педагога с ребенком как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада".//Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.- 2004
19. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М., 2004 - 96 с.
20. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А., 2007
21. Петерина С. В., Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М. - 1986
22. Усачева Т. "Учим детей вежливости".//Дошкольное воспитание. 2006.№5. С.5-14
23. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1990.
24. Хорунженио К. М.. Педагогический словарь, М., 1997
25. Холмогорова В. М., Смирнова Е. О. "Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей".// Вопросы психологии. №1, 2001