Рассмотреть разные психологические школы (психология сознания, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология, отечественная психология), выделив, что являлось предметом психологии в каждой школе, какие методы каждая школа использует для изучения своего предмета, что нового она вносит в развитие теории и практики науки психологии, в чем недостатки данного направления.
С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р.Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с её центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Этот декартовский дуализм - тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозге. Декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания.
Бихевиористский подход (от англ. «поведение»). Психология - наука о поведении.
Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения.
Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определённое поведение, которое следует объективно фиксировать. Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (Уотсон). Любое поведение определяется своими последствиями (Скиннер). Человек склонен также подражать поведению других людей, с учётом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого (Бандура).
Важными заслугами данного учения являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения. Основной недостаток заключается в недоучёте сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности.
В начале XXв. в психологии возникло направление психоанализа. Психоанализ (от греч. «душа» и «решение») - врачебный метод исследования, зародившийся в работах Ж.Шарко и И.Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний. Зигмунд Фрейд ввёл в психологию ряд важных понятий: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Психоаналитическое направление обратило усиленное внимание на изучение неосознаваемых психических процессов. Эти процессы можно разделить на два класса: неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматические действия и автоматизированные навыки, явления неосознаваемой установки); неосознаваемые побудители сознательных действий (оказывают сильное влияние на действия и состояния человека, хотя человек не подозревает этого и часто сам не знает, почему он совершает то или иное действие). Бессознательные представления переходят в сознание, принимая искаженную или символическую форму. Недостатки данного направления: мифологическое объяснение «сексуальных комплексов», антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества; биологизированность, отсутствие социального фактора, влияющего на развитие личности; неправомерное перенесение выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества.
«Гештальтпсихология» возникла в Германии благодаря усилиям Т.Вертгеймера (1880-1943), В.Келера (1887-1967) и К.Левина (1890-1947), выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Понятие о гештальте (от нем. «форма») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Принцип структурной целостности, первоначально раскрытый на проблеме восприятия, был затем применён для решения исходных принципиальных проблем, прежде всего психофизической проблемы. Широкое применение данного принципа в рассмотрении многих вопросов психологии обусловлено выявлением второго основного принципа гештальтпсихологии - принципа динамичности. Согласно этому принципу, течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися в самом процессе, а не независимыми от него и определяющими его путь механистическими связями. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям; в исследованиях было открыто множество феноменов зрительного восприятия. Недостатки: разделение восприятий и ощущений, отрицание самого существования ощущений, умаление значения памяти и жизненного опыта в решении задач.
Когнитивный (от латинского «знать») подход в психологии.
Сторонники этого подхода утверждают, что человек - это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы. Согласно концепции Брунера (1966), познание мира человеком носит, прежде всего, чувственный и двигательный характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через чувства и двигательную активность. Поступок человека включает следующие компоненты: само действие, мысли, чувства. Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний и т.д.), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка ещё не завершена, так как сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. После реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее. Когнитивная психология сделала значительный вклад в развитие психотерапии. Недостатки: отсутствие единой теории личности и единой схемы объяснения познавательных процессов (концепции Брунера, Жана Пиаже, Келли); низкая валидность, т.е. соответствие взглядов будущим прогнозам; культура не рассматривается как фактор влияния на развитие способностей индивида.
Гуманистическая психология.
Изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». А.Маслоу разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней: 1 - физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите; 2 - потребность в надёжности - стремление к материальной надёжности, здоровью, обеспечению в старости и т.д.; 3 - социальные потребности; 4 - потребность в уважении, осознании собственного достоинства; 5 - потребность в развитии личности, в осмыслении своего назначения в мире. Феноменологический подход основывается на следующих идеях:
- поведение человека можно понимать только на основе анализа его субъективного восприятия и познания действительности;
- люди способны сами осуществлять свою судьбу, т.е. самоопределение является существенной частью природы человека, и люди ответственны за то, что они собой принимают;
- люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, естественно и неизбежно движутся в направлении автономности и зрелости, реализуя внутренние возможности и личностный потенциал. Феноменологический подход к личности наиболее выражен в работах К. Роджерса, который оказал огромное влияние на формирование терапевтических и педагогически-образовательных современных стратегий.
Основоположником отечественной научной психологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической её основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Усилия И.П.Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И.Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М.Бехтерев (1857-1927). Л.С.Выготский (1896-1934) ввёл понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание). А.Н.Леонтьев (1903-1979) провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций. А.Р.Лурия (1902-1977) особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей нейропсихологии.
П.Я.Гальперин (1902-1988) рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Гальперин - автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.
2. Познавательная сфера человека.
Познавательные процессы - это процессы психической деятельности, обеспечивающие информационный фонд психики, её ориентировочную основу. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.
Первичный психологический процесс в познании окружающего мира - ощущения.
Ощущения это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Основная часть каждого органа чувств - окончания чувствующего нерва - рецепторы. Ощущения - объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.
Выделяют три основных класса ощущений (И. Шеррингтон):
1. Экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Общую массу данных ощущений можно разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение.
2. Интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.). Данные ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.
3. Проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.
Основные характеристики анализаторов:
Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, интенсивность которых меньше данной величины человеком не ощущаются. Верхний порог - максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор. Разностный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда они ещё ощущаются как разные. Одно из проявлений взаимодействия ощущений - их контраст (с латинского «резкая противоположность») - повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств действительности. Прежде чем сделать тот или иной вывод в вопросе об ощущениях учёные проводят целый ряд наблюдений и экспериментов среди определённых групп людей, опыты с животными.
Различают две основные формы изменения чувствительности (способность к ощущению): адаптация - изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям (чувствительность может повышаться или понижаться, например адаптация к яркому свету, сильному запаху);сенсибилизация - повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов (результат упражнений, приобретение опыта), а также состояния организма.
Приём и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов и явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием (иногда употребляется также термин «перцепция», «перцептивный процесс»).
В отличие от ощущений, которые отражают отдельные качества и свойства предметов, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств и взаимосвязи их друг с другом.
Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объёма и удалённости предметов. Восприятие времени - отражение деятельности, скорости и последовательности явлений. «Всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется длиннее» (Вундт). Восприятие движения заключается в том, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие перемещения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых и перемещается объект.
В зависимости от целенаправленного характера деятельности личности восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Непреднамеренное восприятие вызывается как особенностями предметов окружения (их яркостью, их местонахождением, оригинальностью), так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нём и волевая активность. В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определённые волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объект восприятия.
Закономерность субъективности восприятия - одну и туже информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической деятельности человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Свойства восприятия:
Целостность - восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, а постепенно формируется в процессе практики.
Константность - человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить (при активном действии системы анализаторов) относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Это не врождённое чувство, а приобретённое.
Структурность - восприятие не является простой суммой ощущений. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру. Например, слушая музыку, человек воспринимает не отдельные звуки, а мелодию, и узнаёт в исполнении на любом инструменте.
Осмысленность - восприятие тесно связанно с мышлением. Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений - узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет - значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом.
Избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Мышление позволяет раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
Виды мышления:
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Генетически наиболее ранняя форма мышления.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связанны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.
Словесно-логическое мышление (мышление в форме абстрактных понятий) - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Мышление выступает не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлечённых понятий и рассуждений.
Мышление возникает в связи с решением проблемы; условием его возникновения является проблемная ситуация - обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) через соотнесение его (синтез) с другими объектами. Требование обоснованности мышления обусловлено фундаментальным свойством материальной действительности: каждый факт, каждое явление подготавливаются предшествующими фактами и явлениями. Селективность (от латинского «выбор, отбор») - способность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов (что характерно для ЭВМ). Антиципация (от латинского «предвосхищение») означает предвосхищение событий. Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностные исходы своих действий. Прогнозирование событий - одна из основных функций психики человека. Рефлексивность (от латинского «отражение»). Человек постоянно отражает ход своего мышления, критически его оценивает, вырабатывает критерии самооценки, также происходит взаимоотражение партнёров по общению. Структурность - поэтапная организация мыслительного процесса.
Каждый акт мышления включает в себя воображение. Это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Наиболее простой вид - непроизвольное воображение, возникающее помимо воли человека, непреднамеренно, в связи с теми или иными восприятиями. Так, глядя на облако, человек может вообразить различные фигуры. Преднамеренное, целенаправленное использование человеком соответствующих элементов опыта и реконструкция их в новых образах - произвольное воображение. Воссоздающее воображение - это воображение, при котором происходит конструирование новых образов в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных обозначений, знаков и т.д. Творческое воображение - это воображение, в ходе которого человек самостоятельно создаёт новые образы и идеи, представляющие ценность для окружающих и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.
Агглютинация - соединение в воображении выделенных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путём мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс, кентавр, феникс и т.д.). Гиперболизация - изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличения или преуменьшения предмета, его отдельных частей, по сравнению с действительностью (великан, гном и т.п.). Мысленное усиление или ослабление какого-либо свойства или качества, придание особого значения в характеристике объекта. Схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают чётко (гном, эльф, мальчик-с-пальчик и т.д.). Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Заострение - подчёркивание каких-либо отдельных признаков.
Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Непроизвольная память - когда информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией.
Произвольная память - информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приёмов.
Генетически первичной считают двигательную память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Затем формируется образная память, т.е. возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимает участие в формирования образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Одновременно с двигательной формируется эмоциональная память, представляющая собой запечатление пережитых чувств, эмоциональных состояний и аффектов. Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (словесно-логическая, семантическая) память. С её помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий. Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа. Память характеризуется следующими процессами: запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений; сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала; воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого, различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, воспроизведение происходит в отсутствие объекта.
Выбрать один из познавательных процессов и проанализировать особенности развития данного процесса у себя.
3. Изучая литературу по психологии памяти, выделить и описать основные приёмы запоминания (мнемотехники). Проанализировать собственное владение мнемическими приёмами, выделить наиболее эффективные из них (с вашей точки зрения) для взрослых и детей.
Мнемотехника (от греч. «искусство запоминания») - совокупность приёмов, повышающих эффективность запоминания путём установления смысловых и искусственных ассоциаций, схематизации запоминаемого материала (например, для запоминания цветов спектра используется фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», в которой начальные буквы каждого слова обозначают начальную букву названия соответствующего цвета). Использование таких приёмов не приводит к чисто автоматическому запоминанию и требует концентрации внимания на запоминаемом материале. Кроме того, он должен быть организован таким образом, чтобы отложиться в памяти в хорошо структурированной форме.
Всё улучшение памяти заключается в усовершенствовании привычных методов запоминания фактов. Таких методов три: механический, рациональный и технический. Механический метод заключается в усилении интенсивности, увеличении и учащении впечатлений, подлежащих запоминанию. Современный способ обучения детей при помощи письма на классной доске, при котором каждое слово запечатлевается в сознании при посредстве четырёх путей - глаз, ушей, голоса и рук, представляет собой образец усовершенствованного механического запоминания. Рациональный метод запоминания есть нечто иное, как логический анализ воспринимаемых явлений (методы группировки, рифм и ритма; метод акронимов и акростихов). При помощи технических, искусственных систем можно нередко удерживать в памяти массу совершенно бессвязных фактов, большое количество имён, цифр и т.д., какие невозможно запомнить естественным путём. Метод заключается в механическом заучивании какой-нибудь группы символов, которые должны быть твёрдо навсегда удержаны в памяти. Затем то, что должно быть заучено, связывается путём нарочно придуманных ассоциаций с некоторыми из заученных символов, и эта связь впоследствии облегчает припоминание (цифровой алфавит, цепной метод, метод «мест», метод парных ассоциаций).
Психологические исследования со всей четкостью указывают на то, что механическое заучивание у детей, так же как и у взрослых, даёт меньший эффект, чем осмысленное запоминание. Для развития памяти у детей удобно использовать методы рифм и ритма («Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять»). Взрослые чаще пользуются методом группировки (аналитический склад ума) и методом ассоциаций (творческие личности).
Для анализа познавательного процесса можно использовать методику, разработанную на основе изучения педагогических ситуаций. Активными участниками таких ситуаций являются и студенты педагогических учебных заведений. Эти люди должны обладать и некоторыми специфическими качествами, которые проявляются в педагогической деятельности и от которых напрямую зависит её успешность.
Для оценки состояния памяти взрослого человека вполне достаточно получить данные о динамике процесса заучивания, в которой фактически одновременно включены все основные виды памяти и её процессы.
В этой методике перед испытуемым ставится задача запомнить 20 малознакомых, достаточно длинных, в т.ч. иноязычных, слов, для решения этой задачи отводится 8 попыток.
Число повторных прослушиваний и последующих попыток воспроизведения в данной методике ограниченно восьмью. С каждой попыткой воспроизведения соотносится число правильно воспроизведённых слов, а полученные в итоге данные представляются в виде графика заучивания. На основе анализа кривой заучивания определяются два показателя динамики заучивания: динамичность заучивания и продуктивность заучивания.
Динамичность процесса заучивания устанавливается по характеру кривой.
Так как от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне, то процесс заучивания характеризуется как среднединамичный. Разница между первым результатом и последующими показателями свидетельствует, что зрительная память развита лучше, чем слуховая.
1-9
2-12
3-14
4-17
5-17
6-17
7-18
8-18
Факторы, влияющие на результаты диагностики.
Объективные:
Обстановка - исследование проходило в спокойной обстановке, продолжительность - 30 минут
Количество материала - для запоминания предложен случайный набор из 20 слов.
Характер материала - 11 слов были известны испытуемой; на 2 слова было обращено внимание испытуемой (были даны понятия слов «краниология» и «баллотировка»); первый раз испытуемая прочитала текст сама, остальные семь раз - материал воспринимался на слух (применялось чёткое размеренное произношение), слова никак не были связанны друг с другом.
Субъективные:
Состояние организма - исследование проводилось в вечернее время (в конце трудового дня), испытуемая девушка находилась в усталом состоянии, внимание было рассеянное.
Интерес - в относительно точных результатах были заинтересованы как исследователь, так и сам испытуемый. Установка - для получения хороших результатов необходимо было расслабиться и сосредоточить внимание, правильно выбрать способ запоминания. Предшествующий опыт - для запоминания все слова мысленно были разделены на группы (опыт составления конспектов в процессе обучения). Тип запоминания - использовались свойства зрительной и слуховой памяти (1:7), был применен метод ассоциаций. Ассоциации по смежности (манифестация - ультиматум; манускрипт - альманах), ассоциации по контрасту (эвакуация(быстро) - меланхолия(медленно)), искусственно созданные ассоциации (на виолончели «играет» филистер) метод ритма и рифмы (апперцепция(термин из изучаемого материала) - протекция - жестикуляция - стандартизация; геликоптер - созвучие от «гелий» и «коптить», официоз - созвучие «апофеоз», папильотка - созвучие «пилотка»).
4. Сделать выводы.
Все познавательные процессы тесно связанны друг с другом. Так, например, для развития памяти необходимо развивать мышление, воображение, внимание. Показатели способностей одного и того же человека зависят от общего физического и психического состояния, обстановки, времени суток и т.д. Поэтому психологу, прежде чем проводить исследования, необходимо не только выбрать правильную методику, но и подходящий момент, а также соответствующую обстановку. Для обучения отдельного человека важен индивидуальный подход, с учётом его психического настроя.
Используемая литература:
Немов Р.С. Психология. Т.3, М., 1995 (стр. 400-408)
Рудик П.А. Психология. М., 1974
Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006 (52-69,246,319-321)
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону. 2005 (с.132-194)