Взаимосвязъ детско-родительских отношений и суицидальной актвности у подростков
Взаимосвязъ детско-родительских отношений и суицидальной актвности у подростков
2
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Пермский Государственный университет»
Кафедра общей и клинической психологииКурсовая работа"Взаимосвязь детско-родительских отношений и суицидальной активности у подростков"Пермь, 2008СодержаниеВведение1. Феномен суицидальной активности: теоретический подход1.1 Определение суицида1.2 Типология суицида1.3 Суицидальная активность1.4 Формы суицидальной активности2. Суицидальная активность в связи с детско-родительскими отношениями2.1 Определение детско-родительских отношений2.2 Дисгармоничность семьи как фактор, провоцирующий суицидальную активность2.3 Особенности подросткового возраста в связи с суицидальной активностьюВыводыЗаключениеПриложениеСписок литературыВведение
Суицид есть форма девиантного поведения, «которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартом (юридических, моральных и социальных)» (В.В. Деларю, 2004 г.). Многие века на эту тему размышляло большое количество людей, но так и осталась непонятым до конца.
По данным характеристики суицидальных попыток подростков Масагутова Р.М., поводом к суицидальным действиям в большей части является конфликт с родителями. У мальчиков 52 % от общего количества мальчиков, и среди девочек 41 % от общего количества девочек. Так или иначе, отношения с родителями играет одну из важных ролей в становлении личности ребенка.
Следовательно, написанием этой работы делается попытка объяснить феномен самоубийства в социально-психологических рамках, в частности впервые, со стороны детско-родительских отношений.
Цель работызаключается в выявлении взаимосвязи детско-родительских отношений и суицидальной активности в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Проанализировать феномен суицидальной активности в психологической литературе.
2. Изучить особенности подросткового возраста в частности эмоциональной сферы подростка, связанные с суицидальной активностью.
3. Выяснить структуру феномена суицидальной активности.
4. Проанализировать роль семейных отношений в подростковом возрасте.
5. Изучить факторы дисгармоничности семей в детско-родительских отношениях подросткового возраста.
6. Проанализировать, какие факторы детско-родительских отношений связаны с суицидальной активностью в подростковом возрасте.
Новизна: Данная тема была затронута в разных источниках (29, 15, 17, 14, 26, и т. д.) но как отдельная тема не рассматривалась. Впервые детско-родительские отношения рассматриваются как фактор суицидальной активности подростков.
Объект исследования: суицидальная активность и детско-родительские отношения.
Предмет исследования:взаимосвязь детско-родительских отношений и суицидальной активности в подростковом возрасте.
1. Феномен суицидальной активности: теоретический подход
1.1 Определение суицида
Явление суицида известно с древнейших времен, однако самый подходящий термин появился только к 1651 году в Англии, происхождение которого отходит от латинского слова «suicidium» - «себя убивать». Другой из вариантов термина был получен своим сходством с однокоренным ему - «suist» - эгоистичный человек, «suicism» - эгоизм [5, с139]. Но, эти «определения» не являются точными и объясняющими всю суть этого феномена.
Дюркгейм ввел наиболее «аккуратное» определение самоубийства. Он считал, что это «каждый смертельный случай, который является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если пострадавший знал об ожидавших его результатах» [5, с. 139].
Рисунок 1. Структура суицидального поведения (по Зимановской Е.В.)
Суицидальное поведение - это «осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни» [9, с. 143]. Структура данного явления подразделяется на собственно суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки). В свою очередь, суицидальные действия подразделяются на суицидальную попытку и завершенный суицид.
Суицидальная попытка - «это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью» [9, с. 143]. Суицидальная попытка может быть необратимой или обратимой, которая направлена на завершенный суицид либо на другие цели. Завершенный суицид является «действиями, завершенные летальным исходом» [9, с. 143].
Суицидальные проявления подразделяются на суицидальные мысли, представления, переживания, а также на суицидальные тенденции. Суицидальные тенденции в свою очередь подразделяются на суицидальные замыслы и намерения. Суицидальные мысли (пассивные) - это представления, фантазии на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия). Пример таких мыслей: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться» [9, с. 143].
Суицидальная тенденция нарастает в форме разработки плана, то есть продумывание способов, время и место самоубийства. Но на уровне замысла, такая суицидальность остается лишь на уровне мыслей. А когда «подключается» волевой компонент, замыслы перерастают в намерения и решения, готовность к суициду переходит во внешнее поведение.
Пресуицид - это период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации [9, с. 143]. Пресуицид (по Ю.Р. Вагину, суицидальный период) может быть острым или хроническим. Они отличаются продолжительностью. Острый пресуицид исчисляется минутами, секундами. Хронический же является «зависанием» мыслей и тенденций на месяца и возможно годы.
Данная структура суицидального поведения является одной из основных концепций, которой придерживаются суицидологи. Однако на сегодняшний день существует большее количество определений аутодеструктивного поведения, такие как: «парасуицид», «хронический суицид», «протрагированный (продлённый) суицид», «органический суицид», «локальный суицид», «аутодеструктивное (саморазрушающее, деструктивное) поведение», «аутоагрессивное поведение» и др. Все это формы авитальной активности. И из-за расширения кругозора суицидологии один термин «суицид» перестал «вмещать весь спектр изучаемых явлений» [29, с. 128]. Появление большего количество споров в терминологии, привели Ю.Р. Вагина к трем основным причинам: Во-первых, «суицидальная модель поведения может использоваться в самых различных, не связанных непосредственно с «убийством себя» целях. Во-вторых, выяснилось, что многие фактически «самоубийственные» модели поведения не являются осознанными. В-третьих, изучены многочисленные модели поведения, сутью которых является причинение себе вреда, но не смерти» [29, с. 128]. Да и сам термин «суицидальное поведение» может объяснить «лишь внешнюю суицидальную активность» [29, с. 128]. В связи со сложившимися неточностями Юрий Робертович ввел свой термин: «суицидальная активность», о котором будет идти речь в параграфе 1.3.
1.2 Типология суицида
Прежде чем приступить к изучению суицидальной активности нужно внести ясность, какие еще были мнения и теории научных деятелей, которые оставили свой след в развитии суицидологии и заложили основу в данную науку.
Зигмунд Фрейд, работая над феноменом самоубийства, написал книгу «Печаль и меланхолия», которая полностью посвящена теме исследования. За основу его теории суицида он ввел два вида впечатлений: Эрос - инстинкт жизни, и Танатос - влечение к смерти, разрушению и агрессии. Смерть, по Фрейду, бывает желаема, т. к. она несет в себе более высокий смысл, чем просто часть телесной жизни. Однако, Эрос в отличие от Тантоса непостоянный. Инстинкт жизни со временем стареет, в свою очередь, Тантос остается неизменным, «до самого конца, на всем протяжении жизни человека, достигая своей цели лишь приводя его к смерти» [23]. Следовательно, суицид и убийства являются проявлениями влечения к смерти, т. к. они несут в себе агрессию. Только убийство - «это агрессия, устремленная на других, а суицид - это агрессия, направленная на себя». Фрейд подчеркивал очень важный факт: «убийство нельзя оправдать, и оно может быть предотвращено». Самоубийство, исходя из того же принципа, «является убийством наизнанку и не должно быть оправдано и может быть предотвращено» [23]. К. Меннингер, последователь Фрейда, «считает, что самоубийством можно считать как специфический вид смерти, подразумевающий три элемента: элемент умирания, элемент убийства и элемент жертвы убийства» [32, 28]. Альфред Адлер и его основной тезис «Быть человеком - означает ощущать свою неполноценность», является основой предполагать, что суицид есть результат скрытой атаки на других людей. «Стремление разрешить определенные жизненные проблемы побуждает людей к преодолению своей неполноценности» и у кого это не удается, возникает потребность уничтожить окружающих. И в силу невозможности воплотить уничтожения других в жизнь, человек проявляет скрытую атаку, то есть перенесение уничтожения на себя. «Посредством саморазрушения человек стремится вызвать сочувствие к себе и осуждение тех, кто ответственен за его сниженную самооценку». Адлер описывал, что суициденты «вредят другим своими мечтаниями о ранах или наносят их себе» [23]. Юнг, размышляя на тему самоубийства, «указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению». По Юнгу, этот факт может быть причиной уничтожения себя. «Кроме того, они торопятся со своим метафорическим возвращением в чрево матери. Только после этого они превратятся в детей, вновь рожденных в безопасности. В образном языке символической мудрости веков («архетипах») есть знаменитое Распятие: после смерти человека ожидает награда в виде новой жизни вследствие воскрешения» [23]. Комер предположил, что есть возможность возникновения суицидальных намерений у таких людей, которые находятся в жестких условиях, «от которых они надеются избавиться или сбежать». [10, с. 237]
Расширяя кругозор суицидологи, Зимановская Е.В. предложила три основные группы концепций, раскрывающие суицидальное поведение: социологическая, психопатологическая и социально-психологическая [9, с. 148].
Социологический подход (Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. [6], Э. Дюркгейм [8]) утверждает, что существует определенная связь между «суицидальным поведением и социальными условиями». Основа данного подхода опирается на учение Э. Дюркгейма об «аномии» (нарушения в ценностно-нормативной системе обществ). То есть, по его словам «количество самоубийств в обществе определяется «коллективными представлениями» как особыми фактами социальной жизни, которые определяют индивидуальные видения мира (ценности, моральные нормы)» [соавтор 9, с. 148; 18].
Э. Дюркгейм считал, что всевозможные отклонения - это закономерно нормальное явление. Данное поведение показывает «здоровье» общества, т. к. это результат прогресса. Если мало отклонений в обществе или их вообще нет, значит такое общество нездорово [27]. По Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обществе, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. Но когда социальная среда начинает свое развитее, благоприятствует условия раздельного труда, увеличивается жизненное разнообразие, ослабевает в это время установленные силы социума. Общество распадается и раскалывается. Часть его изолируется. «Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают» [27]. Общество в этот момент находится в состоянии аномии.
Солидарность для общества играет большую роль. А для поддержания ее нужно чтобы само общество правильно понимало честность и порядочность. И в этом ему помогает наказания. «Наказание преступника необходимо, чтобы сохранить приверженность рядового гражданина к данной социальной структуре» [27]. Если для гражданина не будет угрозы наказания, то индивид может потерять связь со своим обществом. И не сможет принести определенную жертву ради спасения своей привязанности к обществу.
Развитее теории аномии продолжил Роберт Мертон. Если для Дюркгейма аномия означает неспособность общества регулировать естественные импульсы и желания индивидов, то, по Мертону, многие желания индивидов необязательно оказываются «естественными», а чаще бывают обусловлены цивилизаторской деятельностью самого общества. Аномия, по Мертону, - это крушение системы регулирования индивидуальных желаний, в результате чего личность начинает хотеть больше, чем она может добиться в рамках данной социальной структуры. Аномия-это полнейшее расхождение между декларируемыми цивилизаторскими целями и социально структурированными путями их достижения. Аномия-это отсутствие психической и социальной интеграции, целостности личности и общества в целом [27].
Помимо аномии к социологическим факторам относят: политическую ситуацию, экономические кризисы, религиозность общества и семейные влияния.
Политическая ситуация выражается например в войнах. Во время войн количество суицидов падает, но в мирное время самоубийству подвержено больше людей, в частности армейские служащие [соавтор 9, с. 148; 6]. Возможно, это можно объяснить тем, что у людей, не неся пользу обществу, осознается мнимая ненужность обществу. В результате чего человек страдает от депрессий, одиночества. В связи с этим и увеличивается уровень суицидальной активности. В таком смысле можно заметить, что кризис аутентичности наполнен теми же симптомами, мнимой пользы обществу.
Экономические кризисы так же влияют на уровень самоубийств. Говорит об этом пример, показывающий внезапное увеличения количества банкротств. В таких случаях следует повышение количества самоубийств [соавтор 9, с. 148; 6]. Возможно человек, идущий на такую работу, подсознательно уже был болен уходом от какой либо проблемы в неустойчивый бизнес, т. к. в данной личности нарушается механизм здравого взора на проблемы, как в бизнесе, так и ранее не решенные, которые спровоцировали на необдуманный шаг. Возможно, главную роль в таком механизме играет неумение справляться с проблемами в детском и юношеском возрасте, а именно кризис аутентичности.
Религиозное развитие общества выполняет функцию нравственного запрета. В религиозной этике самоубийство считается грехом [9, с. 148]. По наблюдению Вагина Ю.В., даже малорелигиозный человек верит в грех суицида. Религия дает человеку ту самую крышу над головой, которая оберегает его от невзгод. Но в, то же время, в основе религий лежит искупление человеком своего главного греха - жизнь, которую дает всемирный творец. Человек избегая кары божьей за неискупленный грех своего жития, уходит от самоубийства, заставляя его подчиниться законам религии.
Семейное влияние, по мнению автора, если в истории семьи присутствуют самоубийцы, то повышает риск суицида. Так же личностные особенности родителей (депрессивность), могут послужить фактором суицидальной динамики. [9, с. 149]. Однако еще не доказано научно, что наследственные корни родства с самоубийцами прямо влияют на суицидентов. Есть взаимосвязь между семейной обстановкой и суицидальной активностью (о чем будет сказано ниже), но возможно, что самоубийцы в роду влияют на детей в период пубертатный. Во время максимализма, фанатизма. Но это не устойчивые гипотезы. Нет эмпирических данных подтвердить данное предположение.
Социально-психологический подход объясняет «суицидальное поведение социально-психологическими или индивидуальными факторами» [9, с. 150]. Потеря смысла жизни - вот факт, который мы можем увидеть в личности, которая подвержена суицидальной активностью. Как указал Франкл В., «что связанная с этим экзистенциальная тревога переживается как ужас перед безнадежностью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и осуждения» [соавтор 9, с. 150; 19].
«суицидальное поведение рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности, возникающей под влиянием различного рода психотравмирующих и стрессогенных факторов, в том числе в результате социальной незащищенности и нарушения механизмов взаимодействия между индивидом и его средой (Амбрумова.А.Г.)» [35].
Амбрумова А.Г. и ряд других исследователей расценивают суицидальное поведение как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. [соавтор 9, с. 150; 2, 3, 20,4]
«Под дезадаптацией понимают несоответствие социально-психологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который в свою очередь не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования» [13, с. 87]. Простыми словами, дезадаптация - «это несоответствие организма и среды» [9, с. 150].
Авторы в соавторстве с Зимановской Е.В., считают что социально-психологическая дезадаптация может проявляться в разных степенях и в различных формах. Они выделяют «лимитирующую (непатологическую) и трансформирующую (патологическую) дезадаптацию» [9, с. 150]. Обе эти формы могут нести парциальный (частичный) и тотальный(всеобщий) характер.
В экстремальных ситуациях, личность неодинаково перестраивает приспособительную тактику. Первая группа индивидов, сохраняют общий уровень адаптации, за счет пластичности и резервов. Вторая группа индивидов, временно снижает уровень адаптивности, но без серьезного слома основных направлений адаптации. У такой группы не появляются патологических форм адаптации. При тех же условиях, возможность появление патологических форм адаптации зависит от присутствия индивидуальных проблем (к примеру, нервные расстройства). Если таковы проблемы имеются, то «в таких случаях социально-психологическая дезадаптация влечет за собой качественную трансформацию приспособительного процесса» [9, с. 151]. «Этот вариант, по мнению А.Г. Амбрумовой, характерен для пограничных расстройств, при которых наиболее подвержены срыву ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность при общем снижении интенсивности и пластичности процесса приспособления. Психотические расстройства представляют собой глобальную дезадаптацию с переходом на качественно новый уровень патологического реагирования» [9, с. 151]. Далее, личность переживает две фазы (соц.-псих. в динамике): Предиспозиционную и суицидальную. Предиспозиционная (присутствие дезадаптации) не является прямым фактором, провоцирующим суицидальную активность. Условием, для перехода в суицидальную активность, служит наличие конфликта, который переживает личность. По природе своей конфликт может быть межличностный и внутриличностный. «В том и другом случае он образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другой - тенденция, препятствующая ее удовлетворению» [9, с. 151]. Значимость сферы конфликта и система резервных адаптационных механизмов влияют на разрешенность данного конфликта. «Конфликт, превышающий порог дезадаптации личности, является кризисным» [9, с. 151]. Самоубийство возможно лишь в том случае, если у индивида, в условиях предиспозиционной дезадаптации, не будет возможности реальными способами «изменить конфликтную ситуацию» [9, с. 151].
Эдвин Шнейдман, опираясь на психологические потребности суицидентов, считал, что ключевыми моментами в суицидальной активности является два фактора: душевная боль, которая перекрывает сознание человека и состояние фрустрации, «то есть искажение наиболее значимой потребности личности»[9, с. 151]. Он приводит свою типологию людей, которые своим поведением, часто сознательно, приближаются к собственной смерти, основываясь на выделенные два фактора.
· Искатели смерти - люди, которые сознательно стремятся к своей смерти. В итоге спасти таких людей крайне сложно.
· Инициаторы смерти. Это люди, которые находясь в плачевном состоянии (например, болея неизлечимыми болезнями), понимая, что они скоро умрут, не выдерживая, стремятся поскорее избавиться от страданий (например, отключают себя от систем жизнеобеспечения).
· Игроки со смертью бывают двух типов: которые собственно ведут рискованный образ жизни (играют в русскую рулетку, занимаются опасными видами спорта) и те, которые одобряют собственную смерть, хотя не предпринимают никаких мер по приближению к ней [23].
Психопатологический подход рассматривает самоубийства под призмой проявления острых или хронических психических заболеваний. Данный подход имеет место в суицидальной активности, но уже доказано, что самоубийству подвержены не только больные психическими болезнями люди, но и здоровые. Лишь ограничивается острыми психотическими состояниями и депрессией, психопатологический подход не выходит за эти рамки.
Э. Дюркгейм предложил свои подходы. Он «делил самоубийства на виды в зависимости от особенностей социальных связей индивида: аномическое, фаталистическое, альтруистическое, эгоистическое» [соавтор 9, с. 145; 18, с. 239]. Причина аномического самоубийства является, как было уже сказано выше, серьезного разногласия между личностью и средой, которая его окружает. Фаталистическое вызвано личностной трагедией (гибель друга, потеря работоспособности, несчастная любовь). Альтруистическое самоубийство осуществляется ради других (или мнимого альтруизма) людей, либо ради великой (так же возможно иллюзорно-великой) цели. К причинам эгоистического самоубийства относят «уход от неблагоприятных ситуаций - конфликтов, неприемлемых требований» [9, с. 145].
В 60-е годы Морисом Фарбером был введен Закон Фарбера. Гласит он так: «Частота самоубийств в популяции прямо пропорциональна количеству индивидов, отличающихся повышенной ранимостью, и масштабу лишений, характерных для этой популяции» [соавтор 30; 21, с. 165-166]. Если перевести определение в формулу, то получится: S = f (V,D), где S - вероятность самоубийства; f - функция; V - повышенная ранимость (vulnerability); D - масштаб общественных лишений (deprivation).
Следовательно, эта концепция включает в себя социологическую переменную D, взятую из теории Дюркгейма и личностную переменную V из теории психоанализа. При показателях, «когда легко ранимый человек оказывается в экстремальном положении (V=maximum, D=maximum)», суицидальный исход наиболее вероятен. [30]
«Часты случаи суицида и тогда, когда человек с достаточно устойчивой психикой оказывается в невыносимо тяжелой общественной ситуации (V=0, D=maximum). Фарбер приводит пример скачкообразного возрастания D: после того, как Берлин в одну ночь был поделен надвое (13 августа 1961 г.), уровень самоубийств в восточном секторе увеличился в 25 раз, хотя величина V, разумеется осталась неизменной» [30].
Если же величина V очень велика, то для побуждения к самоубийству объективных лишений может и не понадобиться (V=maximum, D=0).
Однако влияние наследственности, в Теории Фарбера, не играет ни какой роли. Но сама наследственность мало изучена, т. к. нет фактических данных, которые могли бы объяснить, имеет ли место быть данному феномену среди возможных причин суицидальной активности.
Большое количество ученых пытались раскрыть феномен по-своему. (Джеймс Хиллмен, Герри Стек Салливен, Карен Хорни, Норман Фебероу, А. Альварес, Элизабет Кюблер-Росс, и т. д.) [23]. Вагин Ю. и др. его коллеги попытались объяснить самоубийство с точки зрения тифоанализа. Эта концепция является обобщением всех былых данных, можно ее считать одной из последних глубоко проникающих теорий в феномен самоубийства на сегодняшний день.
1.2 Суицидальная активность
«Тифоанализ (от нем. tiefe - глубокий) - психологическая и психотерапевтическая концепция, относящаяся к динамическому направлению психологии и медицины» [33]. Данное явление основывается на монистической концепции влечений, и считается что единственный человеческий инстинкт - инстинкт смерти. Авитальная активность является одной из разновидностей данного инстинкта. Самоубийство является лишь частью введенной активности, но имеющее свою специфичность и особенность.
Авитальная активность направлена на разрушение или усугубления оптимальных психологических, физических или социальных условий индивида. Витальная же полностью противоположна.
Для изучения суицидальной активности нам нужно выделить систему авитальной активности. Следовательно, Вагин ввел четыре формы авитальной активности:
1. Пресуицидальная активность
· экспектинг (синдром ожидания);
· астенические состояния и усталость от жизни;
· нежелание жить;
· желание умереть.
2. Суицидальная активность
· суицидальные мысли;
· суицидальные тенденции;
· суицидальная готовность;
· суицидальные попытки;
· завершённый суицид.
3. Парасуицидальная активность
· аскетическая активность;
· пренебрежение здоровьем и отказ от лечения;
· самоповреждения;
· рискованное поведение;
· аддиктивное (субстанционное) поведение;
· антисоциальное поведение.
4. Десоциальная активность
· снижение социальной активности (уединение и уход в монастырь, обет молчания, нежелание иметь семью и детей и т. п.);
· аддиктивное (несубстанционное) поведение.
[29, с. 130-131]
Нас интересует суицидальная активность. Достаточно новое понятие имеет два объяснения. Первое выглядит так: «Суицидальная активность - это любая внешняя и внутренняя активность, направленная стремлением лишения себя жизни» [22]. Второе объяснение сложнее, но оно более полно, чем первое: «Суицидальная активность - форма авитальной активности, направленная на сознательное прекращение собственного биологического функционирования (жизни)» [34].
По мнению Вагина Ю.В. открыв способ заработать на креативности человек, ринулся изучать, впихивать в свое будущее поколение (чисто из благих намерений для обеспечения последующего существования) как можно больше информации, чем может вписать в себя биологическая, физико-химическая матрица, или по другому когнитивная сетка (передающаяся по наследству, на основе которой формируется психика) [29, с. 35]. И чтобы справиться с суровыми условиями (предполагается, что данные социокультурные условия за последние десятилетия являются: «безработица среди молодёжи, возрастающие требования к работоспособности и давление отбора в школе и вузе при одновременном снижении шансов на достойное будущее» [29, с. 67-68; 26]), нужно обладать большим запасом энергией [29, с. 36], благоприятными социальными условиями [29, с. 37] и сложной когнитивной сеткой. Вполне вероятно появление защитных механизмов при отрицательном эффекте всех биологических мер организма на данное «надругательство». Условие кризиса аутентичности в данной ситуации усугубляет положение, усиливает напряжение. И когда ничего уже не остается, человеческое сознание подключает механизмы авитальной активности как последней эффективной мерой по избавлению разрывающего на части внутреннего конфликта. Данное предположение является неустойчивым на сегодняшний день, но до известной степени вполне разумное объяснение феномена самоубийства среди здоровой подростковой среды.
Далее требуется изучить феномен изнутри, разобрать механизмы суицидальной активности, а именно форму данной структуры.
1.3 Формы суицидальной активности
1. Суицидальные мысли;
2. Суицидальные тенденции;
3. Суицидальная готовность;
4. Суицидальные попытки;
5. Завершенный суицид. [29]
Из-за того что С.А. изучалась первоначально в суицидологии, на эту активность следует обратить должное внимание.
1. Суицидальные мысли - это внутренняя активность личности направленная на представления о возможности осуществить лишения себя жизни в реальности. С данного этапа и начинается С.А.
Вагин Ю. заметил, что человек, хочет он думать о суициде или не хочет, всеравно будет знать, что такое суицид, т. к. с самого детства через средства массовой информации (или через язык, сверстников) поступает и осознается личностью, как один из выходов, следовательно, от осознания, что есть самоубийство, мы никуда не денемся. Хотя данный феномен до конца не изучен и требует последующего исследования.
2. Суицидальные тенденции - это «мыслительная активность, связанная с представлениями о возможности и желательности собственной смерти и принятием решения» [29, с. 162-163].
Суицидальные тенденции возникают, когда противосуицидальные мотивы «сдают свою позицию» и начинают преобладать суицидальные мотивы. Этот переход происходит плавно, от суицидальных мыслей к суицидальным тенденциям. В этот период возникает психоэмоциональное состояние - суицидальная готовность.
Вагин Ю.В. выделил семь основных мотивационно-когнитивных суицидальных комплексов (осознанных): альтруистические, аномические, анестетические, инструментальные, аутопунитические, гетеропунитические, поствитальные. Однако данные мотивы не следует считать закрытыми от других мотивов. Данные мотивы являются сложной внутренней системой, при разной степенью выраженности каждого. Вагин Ю.Р. замечает, что многие мотивационные компоненты не осознаются самим индивидом.
o Альтруистические мотивы несут в себе смысл желания умереть, «чтобы всем было только лучше». Человек считает, что он своим присутствием только «мешает» и видит эффективное решение проблем только в самоубийстве.
В подростковой среде данные мотивы сочетаются с «мотивацией самонаказания» [29, с. 139]. Подростки считают, что по тем или иным причинам они виновны в проблемах близких людей. У девочек-подростков (не исключено что и у мальчиков), данная мотивация может быть причиной межличностных любовных проблем. Они считают, что их смерть будет «лекарством от всех бед» для своих любимых, то есть обвиняют себя во всех проблемах. А горесть любимые переживут и найдут новую любовь. Такие подростки хотят, чтобы другие были счастливы, не оставляя шансов быть счастливым самому.
Схожими по мотивационному комплексу с суицидальным поведением пожилых людей, есть тип подростков, обладающих тяжёлыми соматическими или психическими заболеваниями. Данная форма переживается сильнее, если подростки не могут самостоятельно содержать и обслуживать себя.
Блокировать суицидальное поведение при преобладании данной мотивации возможно, только когда подросток осознает то чувство вины, которое будут испытывать близкие ему люди, после попытки самоубийства их любимого человека.
В подростковом возрасте человеку важно показать и доказать собственную значимость для общества. Но когда данный процесс проходит безуспешно есть возможность появления «псевдоальтруистические» модели суицидального поведения, когда подросток «придумал» пользу окружающим людям.
o Аномические мотивы выражают потерю смысла и интереса к жизни, исчезновение сил для существования. Впечатление что в будущем нет ничего хорошего, все хорошее уже ушло в прошлое. В подростковом возрасте аномическая мотивация отражает не соответствие ожиданиям и суицидент-подросток не видит дальнейшего смысла своей жизни.
Эмиль Дюркгейм в свое время выделил аномическую мотивацию как самостоятельный фактор. Он писал, что «всякое живое существо может жить, а тем более чувствовать себя счастливым только при том условии, что его потребности находят себе достаточно удовлетворения. В противном случае, то есть, если живое существо требует большего или просто иного, чем то, что находится в его распоряжении, жизнь для него неизбежно становится непрерывной цепью страданий. Стремление, не находящее себе удовлетворения неизбежно атрофируется, а так как желание жить есть по существу своему производное всех других желаний, то оно не может не ослабеть, если все прочие чувства притупляются» [соавтор 29, с. 140; 7].
Также, потерей смысла жизни может служить нежелание молодой личности отдать немного своей независимости ради благ жизни, предпочитают умереть на пике своих возможностей, красоты и благополучия. Абрамович в начале ХХ века писал: «Молодость часто безумна в гордом сознании истинно королевского величия своей поэзии, своей романтики и не хочет унизить этого величия в пыли и грязи жизненной мертвечины» [29, с. 141].
Кризис аутентичности тесно связан с аномической мотивацией и проявляется обычно в старшем подростковом и юношеском возрасте.
Блокировать суицидальное поведение при аномической мотивации лучшим способом является «подписание противосуицидального договора». Дать время суициденту подумать, выждать время до окончательного решения и не прибегать к самоубийству. Человек остается свободным в праве выбора между жизнью и смертью. Но если человек думает, что ничего не случится за это время, то и ничего и не будет изменяться. Эффективнее если его заключать в устной форме.
o Анестетические мотивы «отражают представление о том, что только смерть может избавить подростка от внутренних психологических страданий, невозможность больше терпеть ситуацию, невозможность найти другие пути избавиться от бесконечной и мучительной душевной боли» [29, с. 143].
Амбрумова по этому поводу считает, что невыносимая душевная боль (по Амбрумовой «психалгия») мешает сознанию как то задействовать прошлый опыт для решения проблемной ситуации, лишая возможности предвидеть свое будущее. В этом сознательном вакууме человек испытывая тяжелые переживания и стремиться от них избавиться как можно скорее.
Данной мотивировке свойственны мощные импульсивные эмоциональные реакции, которые в короткий срок, сковывая сознание, могут привести человека к самоубийству. В таких случаях влияние противосуицидальных мехонизмов малоэффективно - при возможности используется принудительное удержание.
В большинстве случаев со временем боль утихает, состояние человека нормализуется. Проявляется это критической оценкой своего поведения, включение противосуицидальных механизмов. При отсутствии данной реакции или же сохранении душевной боли (в любой ее форме) следует прибегнуть к срочному вмешательству психотерапевта.
o Инструментальные мотивы выражаются в применении «козырной карты» когда других вариантов человек не видит и не может изменить неблагоприятную ситуацию. Человек ссылается на самоубийство как на самый последний и самый веский аргумент, который может хотя бы что-то доказать. Другая форма этой мотивировки выражается простом привлечении внимания к себе.
В подростковой среде данная мотивировка имеет лишь шантажно-манипулятивную природу и когда подросток заведомо точно знает что тот или иной способ невреден, он прибегает к действиям. Опаснее, когда человек выбирая данный способ привлечения внимания, из-за отсутствия точных знаний летальности, может предпринять угрожающие жизнью методы, не желая смертельных исходов. Если шантаж проходит удачно, то при другой сложной ситуации индивид будет шаблонно выбирать данные способы для достижения своих целей. Ходя по «лезвию ножа», т. к. человек ни знает толком, что его может убить, подвергает себя смертельному риску.
Вагин Ю.В. и другие исследователи (Лазарашвили И.С., Ковалёв В.В.) заметили, что возможна трансформация от истинных попыток к демонстративно-шантажным, и не исключают повторных истинных попыток. Лазарашвили замечал, что здесь существует сложность определения, истины ли или лишь демонстративны действия суицидента, т. к. при разных обстоятельствах и в разное время индивид может как истинно, так и демонстративно пытаться покончить с собой.
Вагин подчеркивает важности детской инструментальной мотивации, т.к. дети до 14 лет не воспринимают смерть в реальном свете. Для детей смерть не имеет своего полного значения, а лишь принимает форму избавления от сложных проблем. Они считают, что после смерти вновь возродиться и уже не будет тех проблем, которые толкнули ребенка на лишение себя жизни.
o Аутопунитические мотивы показывают желание наказать себя, не допуская продолжения собственного существования.
В истории культуры человечества, имея на то веские основания, считались и возможно сейчас считаются нормой этики. Возможность искупления своей вины дала человеку закрепленную психическую установку, которая не осознается самими носителями культуры. Возможно и сейчас, находят больше понимания со стороны окружающих те самоубийства, которые основываются на истинном искуплении вины.
Подростки, под влиянием гипертрофированности чувств, максимализма и «чёрно-белого» подхода к жизни, способны подвергать себя опасности под воздействием менее серьезных ситуаций.
Депрессия в данной мотивационно-когнитивной среде (и вообще по своей природе) является извращением конфликтной ситуации. Причем, в данной ситуации самообвинение и саморазложение вытекают из болезненного состояния личности. В депрессии человек сам не способен критически оценить свое состояние. Вагин Ю. считает, что суицидальные мысли присутствуют у любого пациента, находящегося в депрессии. Чем сильнее скрывая от окружающих свои мысли, тем закономерно повышается риск реализации самоубийства.
Когда аутопунитическая мотивация соеденяется с альтруистической, срывается важный противосуицидальный защитный механизм - «необходимость жить ради других» [29, с. 148]. В итоге личность считает, что всем близким будет лучше, если ее не станет. Вагин подчеркивает, что данное сочетание является опасным в плане суицидальной активности.
o Гетеропунитическая мотивация показывает желание отомстить, причинить боль, быть палачом кому-то, быть проблемой для окружающих, вызвать муки совести.
В подростковой среде данная мотивация типична и носит защитный и компенсаторный непатологический характер, не выходя за границы мыслительной активности. Свойственно данное поведение младшему и средне подростковому возрасту. Однако для старшего подросткового возраста данное поведение может перейти на уровень поведенческой активности, чаще всего являясь с присутствием инструментальной мотивацией.
o Поставительная мотивация выражает мысли о смерти индивида как о дороге к новой жизни, уйти к тому, кого нет в живых, надежда на хороший исход после смерти для себя.
В данном мотивационно-когнитивном комплексе религия играет противосуицидальную роль, т. к. в истории религии была введена догма, что самоубийц на том свете ждут вечные муки. Поэтому наличие стойких религиозных убеждений (христианской или исламской) является наиболее эффективным «блокадным» свойством суицидальной активности.
Как мы уже написали, что противосуицидальная мотивировка имеет тот же уровень силы что и суицидальные мотивы, следовательно по подробнее изучим противосуицидальные мотивы.
Вагин Ю.В. выделил девять таких мотивов [29, с 152]: витальную мотивацию; религиозную мотивацию; этические мотивы; моральные мотивы; эстетические мотивы; нарциссическую мотивацию; когнитивную надежду; временную инфляцию; финальную неопределенность. Рассмотрим их вкратце.
Витальные (или провитальные) мотивы отображают естественный страх перед смертью. Основную роль в этом играет инстинкт самосохранения.
Религиозные мотивы отображают страх обречь свою душу на вечные страдания. Данная мотивировка образована религиозными взглядами о грехе самоубийства.
Этические мотивы отображают нежелание делать больно близким и окружающим людям, жить ради тех, кто рядом. В подростковой среде данный вид противосуицидальной мотивации неэффективен и даже опасен, т. к. ценность собственной личности выше.
Моральные мотивы отображают слабость и трусость самоубийства. Убежденность, что человек идя на такой поступок абсолютно безволен. Нежелание осуждения. Желание сохранить чистую душу и светлую историю. Однако самоубийство вряд ли можно назвать трусостью и слабостью, оно наоборот требует усилий над витальными мотивами. Но, то, что подростки, уходя из жизни, обесценивают смысл бытия родителей и прародителей, это следует помнить и воспринимать как норму. В случаях подросткового поведения следует соблюдать осторожность при беседе с подростком, т. к. в данном возрасте является характерное отрицательное восприятие норм и стандартов.
Эстетические мотивы являются отображением не красивого поступка самоубийства, страх перед последствиями обезображивания своего тела. Человека останавливает тот или иной способ самоубийство из-за его эстетической причины.
Нарциссические мотивы отображает нежелание бросать дела на полпути, надежда на светлое будущее. Основывается мотивировка на любви и жалости к себе. Для избавления суицидальной активности Вагин предлагает способ «психотерапевтической метафоры» [29, с. 159].
Мотивы когнитивной надежды отображают желание суицидента найти другой способ решения проблемы. Надежда на другое решение проблемы. И если сам суицидент не знает решения, он уверен, что кто-нибудь другой сталкивался, либо знает выход из сложившейся ситуации.
Мотивы временной инфляции отображают надежду на время. Уверенность что время излечивает самые тяжелые раны. Пережить сложный период жизни, если проблема не решается.
Мотивы финальной неопределённости отображает неуверенность в фатальности попытки, незнание надежных способов самоубийства. Страх быть калекой всю жизнь могут остановить желание умереть.
Как уже было сказано выше, преобладание суицидальных мотивов порождают суицидальные тенденции, в это время появляется суицидальная готовность.
3. Суицидальная готовность, так или иначе, будет обнаружена окружающими. Проявляться она будет внезапным изменением поведения, которое направленно на «прощание» со всем тем, что связывало его в жизни. Неожиданные подарки, «прощальные» речи. Человек, находясь в той же конфликтной ситуации внезапно успокаивается.
Другая форма суицидальной готовности проявляется как суицидальная угроза (словесное обозначение суицидальных мыслей, тенденций и готовности) [29, с. 163]. Интересный факт, что в пресуицидальный период суициденты имели мотивировку сообщить о своих мыслях окружающим, но на них, по тем или иным причинам, окружающие не обратили должного внимания.
Суицидальное поведение, как считает Вагин Ю.Р., начинается с суицидальных попыток и завершенного самоубийства.