рефераты курсовые

Взаимосвязь между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением

p align="left">4. Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.

Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.

5. Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания. У 30%-80% делинквентных детей - неполная семья, 70% подростков - с серьезными нарушениями характера, 66% - акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза 40% с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью. Четверть госпитализированных - с побегами.

Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают: как следствие недостаточного надзора; в целях развлечения; как реакция протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция на недостаточное внимание со стороны близких; как реакция тревоги и страха на наказания; вследствие фантазерства и мечтательности; чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей; как следствие жестокого обращения со стороны товарищей; как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

6. Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже - ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика.

7. Девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни.

8. Психогенное патологическое формирование личности. Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием:

9. уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций;

10. тяжелых переживаний жизненных трудностей; затяжных неврозов;

11. дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний. В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения.

Описанные здесь поведенческие нарушения нередко ставят в тупик не только родителей, но и опытных педагогов, так как воспитательные меры оказываются недостаточными для исправления подростков. В этих случаях можно добиться заметного успеха с помощью психологов, способных вскрыть истинные причины расстроенного поведения и дать необходимые рекомендации. [49]

3.4 Профилактика суицидов среди несовершеннолетних

1. Общая профилактика

Основным содержанием общего направления профилактической работы является ослабление и по возможности устранение социальных и социально психологических причин и условий, способствующих формированию и проявлению суицидального поведения подростков, сохранению суицидогенной обстановки в учреждениях пенитенциарной системы.

2. Частная профилактика.

Строится на основе учета групповых и индивидуальных факторов риска. Она направлена на своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в суицидоопасном состоянии, и оказание им психологической и иной помощи и поддержки. По своему содержанию и организации профилактическая работа должна обьединить меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера и быть непрерывной, последовательной.

Значительно влияет на повышение эффективности профилактической работы тесное сотрудничество психолога с родителями, воспитателями и педагогами. Для этого необходимо в часы служебной подготовки:

- разъяснять многие ошибочные взгляды на самоубийство и возможности его предупреждения;

- подчеркивать необходимость выявления лиц, находящихся в состоянии психологического кризиса;

- научить педагогов, родителей определять признаки в поведении подростков, указывающие на высокую вероятность суицидальных действий;

- обучать формам и методам работы с лицами, склонными к суициду.

Приглашение на беседу. Приглашение необходимо сделать обязательно лично, желательно с глазу на глаз.

Место беседы. Можно провести разговор в служебном кабинете, но предпочтительнее не в столь «формальном» месте. Главное - отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не длился.

Поведение во время беседы. Необходимо быть предельно внимательным, заинтересованным собеседником, не прерывать человека, дать ему возможность высказаться, показать, что важнее этой беседы сейчас ничего нет.

Время беседы. Желательно назначить беседу в более свободное для подростка время. Помощь будет более эффективной, если беседа будет построена в соответствии с определенными принципами, и складываться из нескольких последовательных этапов, каждый из которых имеет свою специфическую задачу.

Этапы беседы

Начальный этап. Главная задача - установление эмоционального контакта. Необходимо убедить его в том, что его проблемы будут поняты, что, и вы искренне разделяете его заботы, трудности, переживания. Здесь, только внимательное, терпеливое выслушивание.

Второй этап. Устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация. Необходимо снять у ощущение безысходности ситуации. Высказать четкую формулировку переживаемой ситуации.

Третий этап. Планирование деятельности по преодолению конфликта, разбивание ее на более мелкие, принципиально разрешимые задачи и для ближайших задач предлагается несколько предварительных решений.

Завершающий этап. Этап активной психологической поддержки с формулировкой плана выхода из ситуации, выраженной предельно ясно, последовательно и кратко.

Если в ходе беседы подросток неуверенно предлагал варианты разрешения кризисной ситуации, пессимистически оценивал будущее, активно высказывал суицидальные мысли и в силу различных обстоятельств не представляется возможным оказание ему специализированной помощи, в этом случае необходимо убедить его в следующем:

что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным, что другие люди в аналогичных ситуациях чувствовали себя также тяжело, но со временем их состояние полностью нормализовалось;

что его жизнь нужна не только ему самому, но и его родным, близким, друзьям и его уход из жизни станет для них тяжелой травмой;

что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение этого вопроса в силу его крайней важности лучше отложить на некоторое время, спокойно его обдумать.

Любая информация, сообщенная вам в ходе беседы, не может быть передана без его согласия кому бы то ни было, а тем более стать предметом обсуждения среди других осужденных.

Эмпирическая часть дипломной работы

Описание исследования

Цель нашего исследования заключалась в выявлении взаимосвязи агрессивности и депрессивности со склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением. Для е достижения был сформулирован ряд задач:

1. Провести анализ юридико-психологической литературы по теме исследования: анализ источников, посвященных проблеме суицида, рассмотрение различных подходов к пониманию феномена суицида.

2. Изучить уровень депрессивности и агрессивности у несовершеннолетних с девиантным поведением.

3. Выявить взаимосвязь агрессивности и депрессивности со склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением.

4. Определить методы профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетних.

3.7 Основные этапы выполнения работы

Объект исследования - индивидуально-психологические особенности определяющие склонность к суициду.

Предмет исследования - взаимосвязь депрессивности и агрессивности со склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением. Гипотеза - существует взаимосвязь между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением.

Организация исследования - исследование проводилось в УФСИН ВК города Калуги, а также в Медынской детской комнате милиции. В нем приняли участие 50 человек (несовершеннолетние с девиантным поведением мужского пола в возрасте от 14 - 18 лет)

Этапы:

1. Анализ юридико-психологической литературы по теме исследования.

2. Выбор диагностического материала и составление выборки.

3. Проведение диагностических методик.

4. Обработка полученных результатов, их интерпретация и формулировка выводов.

3.8 Выбор методов и методик

Для исследования были выбраны:

1. Опросник депрессии Бека.

Опросник депрессии Бека является одной из первых шкал, разработанных для качественной и количественной оценки депрессии. Шкала была разработана на основе клинических наблюдений авторов, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиническими описаниями депрессии, содержащимися в соотвествующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симптомов и жалоб. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии. В соответствии со степенью выраженности симптома, каждому пункту присвоены значения от 0 (симптом отсутствует, или выражен минимально) до 3 (максимальная выраженность симптома). Некоторые категории включают в себя альтернативные утверждения, обладающие эквивалентным удельным весом. При интерпретации результатов этим пунктам присваиваются равные значения, а сами альтернативные утверждения маркируются буквами а, Ь, с (например: 2а, 2b).

2. Опросник Басса-Дарки. Диагностика состояния агрессии.

Разработан для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

3. Фрайбургский личностный опросник.

Авторы методики - И.Фаренберг, X. Зелг и Р. Гампел (1970 год). Опросник содержит высказывания, касающиеся способов поведения, эмоциональных состояний, ориентации, отношения к жизненным трудностям и т. д. Испытуемый отмечает, «согласен» он с данным высказыванием или «не согласен». Многофакторный личностный опросник. Шкалы: Нервозность, Спонтанная агрессивность, Возбудимость, Дружелюбие, Умеренность, реактивная агрессивность, Сдержанность, Искренность, Экстраверсия--интроверсия, Эмоциональная лабильность -- стабильность, Мужественность -- женственность.

4. Опросник склонности к суицидным реакциям.

Методика предназначена для выявления склонности к суицидальным реакциям. Обследуемому предлагается ответить на 45 вопросов, имеющих порядковую нумерацию от 1 до 45. Ответы фиксируются на бланке, используемом при обследовании, с индексацией "да", если ответ положительный, и "нет", если ответ отрицательный. Вопросы являются адекватными суицидальным проявлениям. Их валидизация произведена благодаря клиническим исследованиям лиц с суицидальным поведением (n=175). Использование данных вопросов и утверждений в качестве дополнительного стимульного материала позволяет при проведении обследования выявлять лиц, имеющих склонности к суицидным реакциям, и формировать из них группу риска.

5. Опросник депрессивного состояния.

Предлагаемый опросник позволяет выявить уровень депрессии. Опросник представляет собой шкалу, построенную по принципу самоотчета. Она состоит из 13 субшкал, содержащих группы стандартизированных утверждений, каждая из которых ранжирована по степени выраженности от 0 до 3 баллов. В целом эти установки локализуются в трёх сферах:

- самооценки;

- представление о временной перспективе;

- представление о ситуации.

Данные, полученные с помощью опросника позволяют судить не только о степени выраженности отдельной негативной концепции, но и по их совокупности об организации личности в целом.

3.9 Результаты психологического исследования и их анализ

Для изучения взаимосвязи депрессивности и агрессивности со склонностью к суициду были использованы:

1. Опросник склонности к суицидным реакциям.

2. Опросник депрессивного состояния.

3. Фрайбургский личностный опросник.

4. Опросник Басса-Дарки. Диагностика состояния агрессии.

5. Опросник депрессии Бека.

1. По результатам опросника склонности к суицидальным реакциям было выявлено, что 32% испытуемых имеют средний уровень склонности к суицидальным реакциям, 26% - выше среднего (Они могут при испытывании затруднений в адаптации, совершить суицидную попытку или реализовать саморазрушающее поведение.) 24% испытуемых - уровень ниже среднего, у 12% испытуемых склонность к суицидальным реакциям отсутствует, а у 6% - высокий уровень склонности к суицидальным реакциям (обладают очень высоким уровнем проявления склонности к суицидным реакциям. Очевидно, они переживают ситуацию внутреннего и внешнего конфликта и нуждаются в дополнительной медико-психолого-педагогической помощи.)

2. По результатам методики Басса-Дарки выявлено, что 72% обследуемых имеют высокий уровень физической агрессии и 78% склонны к негативизму в отношении окружающего мира.

Корреляционный анализ (по Спирмену) выявил наличие достоверных связей (P?0,01) между агрессивностью испытуемых и склонностью к суицидальным реакциям.

3. По результатам опросника депрессивных состояний выявлено, что у 10% испытуемых депрессия отсутствует, 24% имеют слабый уровень депрессии,

У 54% испытуемых выявлен средний уровень депрессии, а у 12% - высокий.

Корреляционный анализ (по Спирмену) выявил наличие достоверных связей (P?0,05) между депрессивностью и склонностью к суицидальным реакциям.

3. По результатам опросника Бека выявлен тяжелый уровень депрессии у 8% испытуемых, умеренный (средний) уровень у 42%, у 38% - легкий уровень депрессии, а у 12% - депрессия отсутствует. Корреляционный анализ показал наличие положительных связей между уровнем депрессии и склонностью к суициду у испытуемых (P?0,01).

4. По результатам Фрайбургского личностного опросника выявлены высокие показатели по шкалам: спонтанная агрессивность, депрессивность. Средние баллы выявлены по шкалам: невротичность, раздражительность, общительность, реактивная агрессивность, маскулинность. Низкие показатели выявлены по шкалам: уравновешенность, застенчивость, открытость, экстраверсированность, эмоциональная лабильность.

Корреляционный анализ выявил наличие достоверных связей (P?0,05) между агрессивностью, депрессивностью и склонностью к суициду (для корреляционного анализа использовались шкалы с высокими показателями).

Взаимосвязь агрессивности испытуемых со склонностью к суициду.

Можно проследить тенденцию - высокие показатели по шкале «агрессивность» взаимосвязаны с высоким уровнем склонности к суициду, и наоборот, чем ниже уровень агрессивности испытуемого, тем ниже уровень склонности к суицидальным реакциям.

Взаимосвязь депрессивности испытуемых со склонностью к суициду.

Данный график наиболее наглядно показывает прямую взаимосвязь депрессивности со склонностью к суициду. Чем выше уровень депрессивности - тем больше склонность к суицидальным реакциям и наоборот.

Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза о наличии взаимосвязи между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением полностью подтвердилась.

Заключение

Самоубийство является острой проблемой нашего общества. Постоянно происходящие в обществе неблагоприятные политические и социально-экономические события увеличивают чувство страха и неуверенности в будущем каждого человека. А человек, прежде всего, нуждается в стабильности и безопасности. Дети и подростки тяжелее переживают все негативные явления, поэтому на них необходимо обратить особое внимание.

В данной работе были рассмотрены такие понятия как «суицид», «Девиантное поведение», а так же «агрессивность» и «депрессивность» их виды, причины возникновения, классификации.

Поставленные в работе цели были достигнуты: был проведен анализ юридико-психологической литературы по теме исследования: анализ источников, посвященных проблеме суицида, рассмотрение различных подходов к пониманию феномена суицида; изучен уровень депрессивности и агрессивности у несовершеннолетних с девиантным поведением; выявлена взаимосвязь агрессивности и депрессивности со склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением и определены методы профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетних. То есть гипотеза, выдвинутая в начале данной работы, подтвердилась.

В ходе эмпирического исследования были выявлены закономерности, которые можно использовать для составления программы профилактической работы со склонными к суициду несовершеннолетними. Данная работа поможет своевременно принимать соответствующие меры по профилактике, предотвращению суицидального поведения.

Список литературы

1. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств.-М.,1980.

2. Аптер А. Самоубийства и суицидальные попытки у молодежи. В кн.: Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств. Ред. Д. Вассерман. Пер. Е. Ройне. М: Смысл 2005; 192-208.

3. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000. - 292 с.

4. Банщикова Е.Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства. // http://www.rusmedserv.com/psychsex/su.shtml

5. Белоглазов Г. Социологический анализ самоубийств в России. // http://katatonia.musica.mustdie.ru/ssuicide.html (24.01.2002).

6. Белянин В.П. Психолингвистика. 2-е издание Изд-во: Флинта, МПСИ, 2004, 113 с.

7. Бердяев Н. О самоубийстве. М.: Изд-во МГУ, 1992. 24 с.

8. Бертолоте Х.М. Распространенность самоубийств в мире: эпидемиологический обзор (1959-2000 гг.). М: Смысл 2005; 17-27.

9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.

10. Вайль П. Жертвоприношение // «Российская газета» №4722 от 6 августа 2008 г.

11. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб: Питер, 2006 - 656 с.

12. Вроно Е. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. - М.: Академический Проспект. - 2001.

13. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - М.,1998. - 566 с.

14. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков//Вестник психосоц. работы. - 1994. - 1 - с. 44-52.

15. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М.,2001.-С. 305-306.

16. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М.: Мысль, 1994

17. Енгалычев В.Ф. Посмертная судебно-психологическая экспертиза // Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. А.М.Столяренко.- М.: Юнити-Дана, 2000, С. 420-430.

18. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: НОРМА - Изд.группа НОРМА - ИНФРА - М, 2000. - 517 с.

19. Жезлова Л.Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков. В кн.: Актуальные проблемы суицидологии. М 1978; 82: 93-104.

20. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Мн., 1988

21. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. - М.: Минюст РФ, 2000. - 46 с.

22. Леонтьев А. Н. «Деятелньость, сознание, личность». М., 1977, с. 102--107

23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 1983.

24. Личностные свойства осужденных и социально-психологические методы их исследования/ Под ред. Ю.Е.Виноградова и Г.Ф.Хохрякова. - М.: Просвещение, - 1982. - 289 с.

25. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс",1994. - 272 с.

26. Львова Л. В. Никого не винить, я сам // «Провизор» от 6 февраля 2002г.

27. Мордовцева Т.В. Идея смерти в Средние века: движение дискурса в профанной и сакральной истории // Альманах: «Философский век». Вып. 18. История идей как методология гуманитарных исследований. СПб., 2001.

28. Моховиков А.Н. Введение к клинико-психологическому разделу. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М.,2001.-с. 237.

29. Ненастьев А.Н. Самоубийство как девиантное поведение // http://tzone.kulichki.com/religion/tanatos/suicide.html

30. Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86. О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков.

31. Прикладная юридическая психология - Под ред. А.М. Столяренко. - М_.Юнити-Дана, 2000. - 639 с

32. Равич Р. Скрытый «ад» депрессии. // «Твоё здоровье» Изд-во Знание, 3/1994

33. Суицид: Хрестоматия по суицидологии/Сост. А.Н. Моховиков.- М., 1996.

34.
Тихоненко В.А. Классификация суицидальных проявлений // Актуальные проблемы суицидологии / Ред. А.Портнов М., 1978. С. 59-71.

35. Уголовный кодекс Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 1 октября 2007 года. - М.: Эксмо, 2007. - 256 с.

36. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996.

37. Фромм. Э.Анатомия человеческой деструктивности. -- М.: Республика, 1994. 447 с.

38. Хекхаузен Х. Агрессия // Мотивация и деятельность. М., 1986, т. 1, с. 365-405.

39. Чхартишвили Г.Ч. Писатель и самоубийство. Изд. 1-е.-М.,1999

40. Чистяков Г. «Чего ожидает общество от православной Церкви», Альманах «Диа-Логос. Религия и общество», М., «Истина и жизнь», 1997.

41. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. Учебник для высших юридических учебных заведений. - М., МЦУПЛ, 1999. - 464 с.

42. Шнейдман Э. Десять общих черт самоубийств/ Суицидология: Прошлое и настоящее/ Мохоиков А. Н. . - М.: Когито- Центр 2001.-с.354

Приложения

Приложение 1

ОПРОСНИК депрессии Бека

А

0 у меня нет плохого настроения

1 я испытываю подавленность или тоску

2A я постоянно испытываю подавленность или тоску и не могу от них избавиться

2Б я настолько несчастен, а настроение такое плохое, что это доставляет мне мучение

3 я настолько несчастен, а настроение такое плохое, что я не могу этого вынести

М

0 я не утратил интереса к людям

1 я теперь меньше интересуюсь людьми

2 я утратил почти весь интерес к людям и они не вызывают у меня каких-либо чувств

3 я утратил интерес к людям, их существование меня не заботит

Б

0 я не испытываю особого пессимизма или растерянности по поводу будущего

3 1Ая испытываю растерянность по поводу будущего Q 2A я чувствую, что у меня впереди ничего нет

Q 2Б я чувствую, что никогда не смогу преодолеть свои трудности

3 3 я чувствую, что будущее безнадежно и что уже ничего нельзя исправить

Н

0 я столь же нерешителен, как и раньше

1 я не так, как раньше, уверен в себе и стараюсь отложить принятие решения на потом

2 я не решаюсь на что-либо без посторонней помощи

3 я вообще больше не могу принимать решения

В

0 я не испытываю ничего похожего на несостоятельность

1 я считаю, что у меня больше неудач, чем у обычного человека

2A я чувствую, что слишком мало сделал чего-либо стоящего или заслуживающего внимания

2Б оглядываясь на свою жизнь, я вижу лишь череду неудач

3 я чувствую, что полностью несостоятелен как личность (отец, мать, муж, жена)

О

0 я выгляжу не хуже, чем раньше

1 я обеспокоен тем, что выгляжу постаревшим и непривлекательным

2 я замечаю в своей внешности устойчивые изменения, которые делают меня непривлекательным

3 я чувствую, что моя внешность стала безобразной, отталкивающей

Г

0 я вполне удовлетворен собой

1A я скучаю большую часть времени

1Б я не получаю такого удовлетворения, как раньше

2 я вообще не получаю удовлетворения

3 любое событие вызывает во мне недовольство

П

0 я могу работать так же хорошо, как раньше

1A мне требуются дополнительные усилия, чтобы начать что-либо делать

1 Б я не работаю так же хорошо, как раньше

2 мне нужно приложить значительные усилия, чтобы заставить себя что-нибудь делать

3 я совсем не могу работать

Д

0 я не чувствую за собой никакой вины

1 я кажусь себе плохим, недостойным значительную часть дня

2A я испытываю чувство вины

2Б я кажусь себе плохим, недостойным практически все время

3 мне постоянно кажется, что я очень плохой и никчемный человек

Р

0 я сплю, как обычно

1 утром я просыпаюсь непривычно усталым

2 я просыпаюсь на 2-3 часа раньше обычного, и мне тяжело засыпать

3 я просыпаюсь раньше обычного и сплю не более 5 часов

Е

.0 мне неоткуда ждать наказания

1 я чувствую, что со мной может что-нибудь случиться

2 я чувствую, что меня наказывают или что вот-вот буду наказан

ЗА я чувствую, что заслуживаю наказания

ЗБ я хочу, чтобы меня наказали

С

0 я утомляюсь не больше обычного

1 я утомляюсь быстрее, чем раньше

2 я утомляюсь от любого дела

3 я утомлен настолько, что не могу ничего делать

Ж

0 я в себе не разочарован

1A я разочарован в себе

1 Б я себе не нравлюсь

2 я испытываю отвращение к самому себе

3 я самого себя ненавижу

Т

0 мой аппетит не хуже, чем раньше

1 мой аппетит не так хорош, как раньше

2 мой аппетит сильно ухудшился

3 у меня вообще больше нет аппетита

З

0 я не считаю, что я чем-то хуже других

1 я слишком критично воспринимаю свои слабости и ошибки

2A я виню себя за то, что все идет не так

2Б я знаю за собой очень много серьезнейших недостатков

У

0 если я и потерял в весе за последнее время, то немного

1 я потерял больше 2 кг веса

2 я потерял больше 4 кг веса

3 я потерял больше 6 кг веса

И

0 у меня нет даже мысли нанести себе вред

1 у меня возникают мысли о самоубийстве, но я не буду этого делать

2A мне было бы лучше умереть

2Б у меня есть план, как покончить с собой

2С я чувствую, что моей семье было бы легче, если бы я

умер

3 я бы убил себя сам, если бы смог

Ф

0 я думаю о своем здоровье не чаще, чем обычно

1 я обеспокоен из-за болей или других ощущений в теле, из-за расстройства желудка, запоров

2 я настолько сконцентрирован на том, что и как я чувствую, что думать о чем-то другом мне трудно

3 я полностью погружен в свои ощущения

К

0 я плачу не чаще обычного

1 сейчас я плачу чаще, чем обычно

2 я все время плачу и не могу остановиться

3 раньше я мог заплакать, но теперь этого не получается, даже когда я хочу

Х

0 я не заметил никаких изменений в моей половой жизни

1 моя половая активность меньше, чем раньше

2 моя половая активность значительно снизилась

3 я утратил половую активность

Л

0 сейчас я не более раздражен, чем обычно

1 я раздражаюсь и досадую больше, чем обычно

2 я все время испытываю раздражительность

3 меня уже не раздражают вещи, которые должны были бы раздражать

Приложение 2

ТЕСТ "СР-45"

Утверждения

+

-

1.

Как Вы считаете, может ли жизнь потерять ценность для человека в некоторой ситуации?

2.

Жизнь иногда хуже смерти.

3.

В прошлом у меня была попытка уйти из жизни.

"

4.

Меня многие любят, понимают и ценят.

5.

Можно оправдать безнадежно больных, выбравших добровольную смерть.

6.

Я не думаю, что сам могу оказаться в безнадежном положении.

7.

Смысл жизни не всегда бывает ясен, его можно иногда потерять или не найти.

8.

Как Вы считаете, оказавшись в ситуации, когда Вас предадут близкие и родные, Вы сможете жить дальше?

9.

Я иногда думаю о своей добровольной смерти.

------

10.

В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило

11.

Всегда и везде стараюсь быть абсолютно честным человеком.

12.

У меня, в принципе, нет недостатков.

13.

Может быть, дальше я жить не смогу.

14.

Удивительно, что некоторые люди, оказавшись в безвыходном положении, не хотят покончить с собой.

15.

Чувство обреченности в итоге приводит к добровольному уходу из жизни.

16.

Если потребуется, то можно будет оправдать свой уход из жизни.

17.

Мне не нравится играть со смертью в одиночку.

18.

Часто именно первое впечатление о человеке является определяющим.

19.

Я пробовал разные способы ухода из жизни.

20.

В критический момент я всегда могу справиться с собой

21.

В школе я всегда отличался (отличалась) только хорошим поведением.

22.

Могу обманывать окружающих, чтобы ухудшить свое положение.

23.

Вокруг меня достаточно много нечестных людей

----

24.

Однажды я выбирал несколько способов покончить с собой.

25.

Довольно часто меня пытаются обмануть или ввести в заблуждение.

26.

Я бы не хотел моментальной смерти после тяжелых переживаний.

27.

Я стал бы жить дальше, если бы случилась мировая ядерная война.

28.

Человек волен поступать со своей жизнью так, как ему хочется, даже если он выбирает смерть.

29.

Если человек не умеет представлять себя в выгодном свете перед руководством, то он многое теряет.

30.

Никому никогда не писал предсмертную записку.

31.

Однажды пытался покончить с собой.

32.

Никогда не бывает безвыходных ситуаций.

33.

Пробовал покончить с собой таким образом, чтобы не чувствовать сильной боли.

34.

Надо уметь скрывать свои мысли от других, даже если им нет до меня дела.

35.

Душа человека, наверное, испытывает облегчение, если сама оставляет этот мир.

36.

Могу оправдать любой свой поступок.

37.

Если я что-то делаю, а мне начинают мешать, то я все равно буду делать то, что задумал.

38.

Чтобы человеку избавиться от неизлечимой болезни и перестать мучиться, он, наверное, должен сам прекратить свои муки и уйти из этой жизни добровольно.

39.

Бывает, сомневаюсь в психическом здоровье некоторых моих знакомых.

40.

Однажды решался покончить с собой.

41.

Меня беспокоит отсутствие чувства счастья.

42.

Я никогда не иду на нарушение закона даже в мелочах.

43.

Иногда мне хочется заснуть и не проснуться.

44.

Однажды мне было очень стыдно из-за того, что хотелось бы уйти из жизни.

45.

Даже в самой тяжелой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.

Приложение 3

Опросник Басса-Дарки

Отвечать СОГЛАСЕН или НЕСОГЛАСЕН

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим?

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю?

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь?

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы?

5. Я не всегда получаю то, что мне положено?

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной?

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать?

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести?

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека?

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами?

11. Я всегда снисходителен к чужим предметам?

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его?

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами?

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал?

15. Я часто бываю не согласен с людьми?

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь?

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему?

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями?

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется?

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор?

21. Меня немного огорчает моя судьба?

22. Я думаю, что многие люди не любят меня?

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной?

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины?

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку?

26. Я не способен на грубые шутки?

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются?

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались?

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится?

30. Довольно многие люди завидуют мне?

31. Я требую, чтобы люди уважали меня?

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей?

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"?

34. Я никогда не бываю мрачен от злости?

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь?

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания?

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть?

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются?

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям?

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены?

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня?

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь?

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием?

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел?

45. Мой принцип "Никогда не доверять чужакам"?

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю?

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею?

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь?

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева?

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться?

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать?

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня?

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ?

54. Неудачи огорчают меня?

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие?

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее?

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку?

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо?

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю?

60. Я ругаюсь только со злости?

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть?

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее?

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу?

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся?

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить?

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает?

67. Я часто думаю, что жил неправильно?

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки?

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей?

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня?

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение?

72. В последнее время я стал занудой?

73. В споре я часто повышаю голос?

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям?

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить?

Приложение 4

ФРАЙБУРГСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

Вопросы.

1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.

2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т. п.).

3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.

4. У меня часто болит голова.

5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.

6. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки

7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.

8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.

9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.

10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.

11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.

12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.

13. Не думаю, что можно было бы простить обиду.

14. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.

15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.

16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.

17. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.

18. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.

19. Легко могу развеселить самую скучную компанию.

20. Я легко смущаюсь.

21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.

22. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.

23. Бываю неловким в общении с другими людьми.

24. Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.

25. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.

26. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуху, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.

27. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.

28. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.

29. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.

30. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.

31. Часто у меня нет аппетита.

32. В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.

33. Обычно я решителен и действую быстро.

34. Я не всегда говорю правду.

35. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.

36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.

37. То, что прошло, меня мало волнует.

38. Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.

39. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.

40. Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.

41. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.

42. Нередко у меня возникают боли «под ложечкой» и различные неприятные ощущения в животе.

43. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.

44. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.

45. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.

46. При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.

47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.

48. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал.

49. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.

50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.

51. Иногда могу похвастаться.

52. Активно участвую в организации общественных мероприятий.

53. Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.

54. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.

55. Я почти всегда подвижен и активен.

56. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.

57. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.

58. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.

59. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.

60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.

61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.

62. Я люблю не всех своих знакомых.

63. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.

64. Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем восхищаются.

65. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.

66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.

67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.

68. В компании я веду себя не так, как дома.

69. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.

70. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.

71. Хороших знакомых у меня очень немного.

72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.

73. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.

74. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.

75. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.

76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.

77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.

78. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.

79. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.

80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.

81. Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.

82. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.

83. Я робею при выступлении перед большой аудиторией.

84. У меня довольно часто меняется настроение.

85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.

86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.

87. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.

88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.

89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.

90. Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.

91. Я уверен в своем будущем.

92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.

93. Я не прочь посмеяться над другими.

94. Я отношусь к людям, которые «за словом в карман не лезут».

95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.

96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.

97. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.

98. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.

99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.

100. Я нередко бываю рассеянным.

101. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.

102. Я часто испытываю досаду по отношению к другим.

103. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.

104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.

105. Нередко чувствую себя вялым и усталым.

106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.

107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.

108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.

109. Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных раз мышлений.

110. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента.

111. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.

112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.

113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.

114. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом.

Приложение 5

Опросник депрессивного состояния

1.0 Мне не грустно

1.1. Мне грустно (тоскливо, печально)

1.2. Мне постоянно грустно, и я не могу от этого отвлечься

1.3. Мне так печально, что я не могу этого вынести

2.0 Я не особенно мрачно смотрю на будущее

2.1. Я мрачно смотрю на будущее

2.2 Я чувствую, что мне нечего ждать в будущем

2.3 Я чувствую, что в будущем меня не ждет ничего хорошего и что ничего нельзя изменить

3.0Я не чувствую себя неудачником

3.1.Я чувствую, что у меня неудач больше, чем у других людей

3.2.Когда я оглядываюсь на свою жизнь, она представляется мне цепью неудач

3.3.Я чувствую себя абсолютным неудачником

4.0Я не испытываю особой неудовлетворенности

4.1.Я ни от чего не получаю такого удовлетворения, как раньше

4.2.Я перестал получать удовольствие от чего бы то ни было

4.3.Я всем недоволен

5.0Я не чувствую себя особенно виноватым

5.1.Я чувствую за собой вину

5.2.Большую часть времени я чувствую себя плохим или недостойным человеком

5.3.Я чувствую, что я очень плохой (недостойный) человек

6.0Я не разочарован в себе

6.1.Я разочарован в себе

6.2.Я противен себе

6.3.Я ненавижу себя

7.0 Мне не приходит в голову вредить себе

7.1. Я чувствую, что мне лучше было бы умереть

7.2. Я покончил бы с собой, если бы мне это удалось

7.3. У меня есть определенный план совершения самоубийства

8.0 Я не потерял интереса к людям

8.1 Люди интересуют меня меньше, чем раньше

8.2 Я почти полностью утратил интерес к людям и стал равнодушнее к ним

8.3. Я совсем потерял интерес к людям и не думаю о них

9.0 Я принимаю решения так же легко, как и раньше

9.1. Я стараюсь отложить решения

9.2. Мне крайне трудно что-либо решать

9.3. Я потерял способность принимать любые решения

10.0 Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем раньше

10.1. Меня беспокоит, что я выгляжу непривлекательным

10.2. Я чувствую, что моя внешность ухудшается и я выгляжу все более непривлекательным

10.3. Я чувствую, что выгляжу уродливым или отталкивающим

11.0 Я могу работать так же легко, как и раньше

11.1. Мне приходится прилагать некоторые усилия, чтобы взяться за что-нибудь

11.2. Мне очень трудно заставить себя взяться за что-нибудь

11.3. Я совсем не могу ничего делать

12.0 Я устаю не больше, чем обычно

12.1. Я устаю быстрее, чем раньше

12.2. Я устаю от всего

12.3. Усталость не дает мне ничего делать

13.0 Аппетит у меня не хуже, чем всегда

13.1. Аппетит у меня не такой хороший, как раньше

13.2. Аппетит у меня стал много хуже

13.3. У меня совсем нет аппетита

Приложение 6

Число самоубийств на 100 тысяч населения в бывших союзных республиках:

Страна

Всего

Мужчины

Женщины

АЗЕРБАЙДЖАН

1.1

1.8

0.5

АРМЕНИЯ

1.8

3.5

0.2

БЕЛОРУССИЯ

35.1

63.3

10.3

ГРУЗИЯ

2.2

3.4

1.1

КАЗАХСТАН

25.9

45.0

8.1

КЫРГЫЗСТАН

9.2

15.3

3.2

ЛАТВИЯ

24.5

42.0

9.6

ЛИТВА

38.6

68.1

12.9

РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА

17.8

31.5

5.1

РОССИЯ

32.2

58.1

9.8

ТАДЖИКИСТАН

2.6

2.9

2.3

ТУРКМЕНИСТАН

8.6

13.8

3.5

УЗБЕКИСТАН

5.5

8.1

3.0

УКРАИНА

22.6

40.9

7.0

ЭСТОНИЯ

20.3

35.3

7.3

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты