p align="center">5. Проектировная методика «Тест дерева»
Историческая справка. Проективный графический тест "Дерево" встречается в практике психологической диагностики давно, примерно с XIX в. Одним из первых исследователей, применившим рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский профконсультант Э. Жюккерт, который увидел в особенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека. Затем в 1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, состоящую из 4519 изображений, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от 4 до 18 лет. По его инструкции необходимо было изобразить поочередно "просто дерево", "мертвое", "замерзшее", "счастливое", "испуганное", "грустное" и "умирающее" деревья. Уже тогда были отмечены некоторые характерные особенности такого рода рисунков: "замерзшее" дерево обычно рисовалось самым маленьким, "мертвое" дерево - в горизонтальном положении, "счастливое" рисовалось самым крупным, с поднимающейся вверх кроной. В первом рисунке - "просто дерево", по мнению Ж. Шлибе, в наибольшей степени проявляются личностные черты человека, хотя индивидуальные различия легко прослеживаются во всех рисунках.
Рисунок дерева трактовался Ж. Шлибе как "застывший жест", в котором отражается не только характерное состояние моторики, во многом зависящее от возраста рисовавшего. (4 - 7 лет): это нажим, штриховка, и т. п., но и эмоциональные реакции человека, рисующего "испуганное" или "замерзшее" или "счастливое" деревья. Чем ближе к подростковому возрасту, тем чаще проявляется, по данным Ж. Шлибе, так называемая "чистая экспрессия", выражающаяся в заботе о форме изображения.
Обзор литературы показывает, что инструкция и порядок применения данного теста могут быть изменены. Так, в исследованиях П. Бура применялись иные инструкции. Предлагалось 4 задания: 1. Нарисовать дерево. 2.-Повторить первое задание. 3. Нарисовать лес. 4. Идентифицировать себя с каким-либо деревом (т.е. испытуемому предлагается представить себя деревом и нарисовать, как оно при этом выглядит). Первый рисунок, по мнению Бура, позиция испытуемого по отношению к экспериментатору; второй - позиция по отношению к себе; в изображении леса прослеживается связь с другими людьми; четвертый - личностная идентификация.
Позднее, в 1948 г. Дж. Буком был разработан комплексный тест "Дом-дерево-человек" . Важным элементом в нем является и субтест "Дерево".
Для выполнения субтеста "Дерево" предлагалась следующая инструкция: "Возьмите карандаш и сделайте рисунок дерева, как сможете. Можно нарисовать какое угодно дерево".После рисования экспериментатор предлагал испытуемым ответить на вопросы: "Что это за вид дерева? Сколько ему лет? Когда вы смотрите на дерево, вам кажется, что оно выше, ниже вас или на вашем уровне?". Считалось, что эти вопросы, "возвращающие в реальность".
Далее задавались вопросы, оживляющие ассоциации: "На кого дерево похоже? На мужчину или женщину? Что в Вашем рисунке заставляет думать так?" Кроме того, задавались вопвыявления пережитых потрясений: "Это дерево живое?" "Есть ли у дерева мертвая часть? Почему?" и т, д.
После выполнения задания и ответов на вопросы испытуемому предлагалось нарисовать дерево, используя восемь цветных карандашей, а далее вновь предлагалось ответить на вопросы.
В 1949 г. была опубликована работа К. Коха, посвященная рисунку дерева. В ней можно найти тщательный психологический анализ, основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка. Нужно отметить, однако, что интерпретация результатов осуществлялась Кохом с позиций психоанализа: при этом большое значение придавалось символизации признаков изображения дерева. Имеются данные об использовании рисунка дерева в клинической практике, где используются признаки, выделенные Кохом, что составляет так называемую нозологическую шкалу, полученную на основе статистической обработки с помощью факторного анализа.
Одним из интереснейших исследований, выполненных по тесту "Дерево", является исследование французского ученого Рене Стора, автора еще одной интерпретации этого теста. Считается, что нарисовать дерево - это прежде всего вспомнить его схему. Естественно, что и классификация рисунков осуществлялась им соответственно схемам: "моторные схемы", "имажинарные", "эстетические или интеллектуальные". Рисунки испытуемых, склонных к абстракции, остаются под влиянием схемы; лица, имеющие более богатое воображение, придают схеме личное, яркое содержание.
Результаты, полученные по тесту "Дерево", показали также наличие этнических особенностей. Так, например, в изображениях дерева мусульманских женщин обычно встречаются корни, что возможно является показателем большой привязанности к своей среде, в отличие от женщин западной культуры.
Таким образом, мы видим, что рисуночный тест "Дерево" получил довольно широкое распространение.
В литературе известны различные попытки дать более или менее устойчивую диагностику на основании непосредственного анализа рисунка произвольного дерева. Проблема, главным образом, заключается в создании некоторой "типологии рисунка" дерева, в определении базы основных характеристик формы рисунка и элементарных признаков изображения.
Описание теста "Дерево"
Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.
Материал: лист бумаги размером 15x10 см; ручка или карандаш.
С помощью теста "Дерево" можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.
Инструкция: "Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом".
Интерпретация I ("типология рисунков")
При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста (авторами проанализированы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей.
На рис.1 представлена схема дифференциации изображений дерева.
Рис. 1. Схема дифференциации изображений дерева
Тип 1 - "ель". Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, со множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.
Разновидности типа в изображении дерева
Тип 2 - "синтетическое". Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы - это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречается у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к "философствованию", т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый "синтетический когнитивный стиль".
На рис.3 представлен переход от схематического изображения дерева к детализированному.
ТипЗ - "педантичное". Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерена встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как "аналитический когнитивный стиль".
Тип 4 - "зимнее". Для этого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.
Тип 5 - "пикническое". Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.
Тип б - "эстетическое". Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью, эстетической формы, умением передать настроение, эстетическое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.
Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это показано на рис. 4 и 5.
Рис. 4. Разновидности эстетического изображения ели
Рис. 5. Разновидности эстетического выполнения рисунка дерева
Тип 7 - "пальма", "экзотический тип". Обычно встречается у молодежи, у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.
Тип 8 - "характерное дерево". Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречается у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.
Тип 9 - "сюжетный". Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а также небо и на нем - солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вин:) ветками и т. д.
Рис.7 Разновидности VIII (характерного) типа в изображении дерева
Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.
Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.
Интерпретация II ("психология деталей")
Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правильно построить диалог с ребенком или взрослым, более целенаправленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.
Какие детали и признаки можно выделить по данным нашего обследования?
Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.
Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево - чей-то дом. Для таких людей характерно стремление ухаживать за животными, растениями.
Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности
Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроническом заболевании, либо хирургической операции.
Среди изображений дерева могут быть обнаружены следующие варианты выполнения.
Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто старающегося ответить на влияние противоположным действием, контр вопросом и др. "Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень". Можно иногда услышать комментарии: "Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую".
Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также часто - дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.
Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости (см. рис. 8).
Рис. 8. Уменьшенное изображение деревьев
Слишком большие размеры изображения - внутренняя раскованность, свобода.
Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках .близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, очень значимы. Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.
Комментарий к тесту: На рис. 9 выполнен тест "Рисунок дерева". Наиболее примечательными чертами изображения являются: 1. Раздвоение ствола, что характерно для близнецов или людей, у которых очень тесные контакты с сестрой, братом или близким человеком, который отождествляется с братом или сестрой;
2.Наличие яблок на голых ветках, на которых виден лишь один листок. Наличие яблок (по Коху) означает чувство вины, по нашим наблюдениям - стремление к результативности в деятельности. Голые ветки часто характерны для лиц, обладающих детской непосредственностью, оживленностью, отличающихся умением смотреть на мир "свежим взглядом".
3.Наличие обозначения места, на котором стоит дерево, характерно для лиц, имеющих потребность в устойчивости, поиске "Своих корней".
Рис. 9. К интерпретации теста "Дерево"
Интерпретация III теста "Дерево" (комплексная, по Рене Стора; перевод с французкого Н.С.Потылицыной).
Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х - 80-х годах, основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек - от 4 до 60 лет. В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: "Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку". Затем лист переворачивается и инструкция повторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова "еще", которое может послужить стимулом к повторению изображений предыдущего дерева.)
Первый рисунок, по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке.
В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям, на втором листе нарисовать дерево мечты (т.е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что "дерево мечты" позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику решения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глазами, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее.
Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрикации, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрикации можно отметить следующие.
Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т.д.
Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оптимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т. п.
Интересы: интеллектуальные, художественные.
Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т.д.
Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость и т. д.
Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость, медлительность и т. п.
Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание. Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям:
I.. 1-6- свобода от инструкции;
II. 6-10-почва;
III. 10-15-корни;
IY 15-22--симметрия;
V. 23-26-кресты;
VI 26-35 - положение на странице;
VII. 35-69 - форма листвы;
VIII. 69-78,- штриховка; .
IХ. 78-97 -ствол;
X. 97-101. - общая высота дерева;
XI. 101-113 - высота кроны;
ХII 113-120 - ширина кроны;
XIII.120-125 - выступающие части;
XIV.125-146 - особенности линий;
XV.147-149 - разные признаки.
Интерпретация III опирается на обобщенную аналитическую схему рисунка дерева (рис.10) и представляет собой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.
В последние годы, как мы видим, тест "Дерево" претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стабилизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений.
Приводимый, ниже вариант интерпретации, который применялся на нашем факультете, мы считаем полезным дополнением, хотя заранее предупреждаем читателя, что эта версия не прошла достаточную апробацию. Тем не менее, этот материал дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представляется, получить более надежные сведения об особенностях личности авторов рисунка.
Психологическое значение фигур (по Р. Стора)
I. Свобода от инструкции
1. Множество деревьев (не связанных почвой - детское поведение; не подчиняется инструкциям).
2. Два дерева - может символизировать "он и другие" (см.
расположение на странице и использованные фигуры).
3. Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева - воображение, эмоциональность.
4. Пейзаж вокруг дерева - чувствительность.
5. Поворачивание листа по горизонтали - независимый ум,
признак ума, рассудительность.
II. "Основание"
6. Одной чертой - фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание.
7. Разные основания (разные линии особой формы) - навязывает себе свои правила, потребность в идеале.
7а. Несколько линий оснований до края листа - спонтанный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.
8. Подъем основания в правый верхний угол - задор, энтузиазм, увлеченность.
9. Основание вниз - отсутствие рвения, подавленность, разбитость.
III. Корни
10. Корни меньше, чем ствол - хочет узнать, что от него скрыто.
11. Корни на высоте ствола - любопытство; вызывающее проблемы.
12. Корни больше, чем ствол - большое любопытство, вызывающее тоску.
13. Корни, нарисованные одной чертой - инфантильное поведение с желанием узнать секрет.
14. Корни, нарисованные двумя чертами - способен различать и распознавать реальность.
IV. Симметрия
15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют прямой угол и расположены напротив друг друга - силится казаться в согласии с окружением.
16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый
угол, но расположены симметрично - напряженное усилие над агрессивностью.
17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочередно с обеих сторон - колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность - источник внутреннего конфликта.
Примечание: наличие листвы в этих четырех фигурах, свидетельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии воображения, никак не проявляемого внешне.
IV. Крест.
23. Крест в корнях
24. Крест в стволе
25. Крест в листве
Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и форма.
VI. Расположение на странице.
(страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали)
26. Чисто левая позиция - привязанность к прошлому, к матери, к тому, что связано с ее образом.
27. Левая позиция с тенденцией к центру - двойное желание покровительства и независимости в этих рамках.
28. Центральная позиция с тенденцией влево.
29. Центральная позиция с тенденцией вправо - желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен наклон вправо или влево. При доминировании наклона слева направо - направленность к внешнему миру, будущему.
29а. Строго центральная позиция свидетельствует о потребности строгой систематизации на основе привычек.
30. Правая позиция - потребность опереться на авторитет. Иногда - мать, не обеспечивающая безопасности.
З0а. Правая позиция с тенденцией к центру - поиск согласия с окружением.
31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) - компенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск самообладания. Амбиции, желание навязать себя другим.
32.Нижняя позиция (целиком в нижней половине) - впечатление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность.
33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.
34. Левая позиция, центральная и правая позиции, не
сколько деревьев - может быть сомнение в поведении или богатство воображения, в соответствии с качеством линии и оригинальностью форм.
34а. Центр дерева - личный способ поиска равновесия.
VII. Форма листвы
35. Маленькие букетики с кругами в 1 /3 высоты ствола -нежная эмоциональность, чувствительность.
36. Маленькие букетики без кругов - фрустрированная нежность.
37. Круги в листве - словесная активность, поиск ободряющих и прощающих переживаний.
38. Падающие (или упавшие) листья - чувствует себя покинутым, разочарован.
39. Опускающаяся листва - отчаяние, бессилие.
40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) - порыв, энтузиазм, стремление к доминированию.
41. Листья во все стороны - ищет уверенности в разнообразных контактах. Распыляется. Возбужден.
42. Открытая листва (не замкнутая) - чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.
42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) - ловкость, более или менее выделяющаяся в решении проблем.
43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях - принятие, открытость к другому.
43а. Листва, следующая форме страницы - немного стеснен нормами своего окружения, но подчиняется им.
44. Закрытая и открытая листва - умение получать и давать. Поиск объективности.
46. Пустая закрытая листва (пустой круг) - не проявляемая агрессивность.
47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые) -инфантильные суждения, которые проводят незначимую личную точку зрения выше общепринятой.
48. Однообразные детали - тенденция к повторению.
49. Разнообразные детали в листве - разнообразит свои знания. Память.
49а. Детали на стволе - помнит о мелочах в повседневной жизни.
50. Множество серий деталей - тенденция к систематической деятельности.
51. Явное дерево, подстриженное шапкой, - круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны - инфантильный поиск покровительства.
52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено), - потребность в поддержке.
52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой {круг на вершине ствола, лучи вокруг),- нормально для детей 7 лет. Признаки отставания - после 7 лет.
53. Ветви на одной линии - побег от неприятной реальности приукрашивание ее или трансформация.
54. Ветви из одной и двух линий в одном рисунке - поиск точности. Нюансы оценивания.
55. Ветви из двух линий - хорошее различение реальности.
55а. Обрезанная ветвь - аффективная травма.
56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве - неудовлетворенные желания отрицаются.
57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии - менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый, осознает свою неудовлетворенность.
58. Ромбы из одной и двух линий + круги - отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенсации нежности.
59. Ромбы из одной и двух линий без кругов - больше зрелости, которая помогает перенести фрустрацию.
60. Ромбы и 1 /2 ромба из двух линий + круги - испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противоположными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, чтобы заглушить свое беспокойство.
61. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий без кругов - умеет лучше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе.
62. Листва в виде гирлянд (птичкой) -находится в обороне; остается вежливым и не атакует в лоб.
63. Петлевидная листва - желание пользоваться своим обаянием для победы.
64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям -'осторожный и сдержанный, настороже.
65. Нитевидная листва - ловкость в избегании того, что не нравится.
65а. Листва с прогрессирующим расширением - поиск прогресса через улучшение.
656. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве - общая, захватывающая мысль беспокойства, тревоги.
65г. Переделанная листва - хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упреков.
65д. Листва с цветами на дереве или вне его - мягкость, сентиментальность, нежность.
65е. Утолщенные замкнутые ветви - внезапные гневные реакции, более или менее предвидимые.
65ж. Пальма - желание путешествий.
65з. Плакучая ива - отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние.
66. Листва, направленная вправо, - желание прочной поддержки и поиск позитивных контактов.
67. Листва, направленная влево, - возврат к прошлому и опыту детства.
68. Листва без четкого направления - затрудненный выбор.
VIII. Штриховка
69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе или в корнях - интерпретируется в зависимости от места штриховки: общее напряженное беспокойство.
70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная - акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции.
71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ограниченная или нет) - значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулируется злобность, тоска от покинутости.
72. Равномерная штриховка -значимость ощущений, впечатлений. Живет в мечтах и воображает для самоутешения.
73. Черное и белое - ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ограничить себя.
74. Штриховка в виде петли - детская зависимость, покорность, отчаяние.
75. Прямолинейная штриховка - желание предвидеть, любовь к планированию.
76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) -страх невозможности сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может разразиться гневом.
77. Штриховка в мелких деталях - повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть.
77a. Заштрихованные круги - неудовлетворенность аффективных потребностей. Проблемы по поводу пищи.
IX. Ствол
78. Изолированная ветвь на стволе слева - желание быть похожим на мать или поступать так же, как она.
79. Изолированная ветвь на стволе справа - желание быть похожим на отца, сравняться с ним в силе.
80. Шрам на стволе - сознание пережитых провалов, которые оставили след.
81. Ствол, отделенный от листвы чертой,- чувствует воспитательное принуждение, отрицает ила принимает его.
82. Ствол в форме конуса - оппозиция с целью доказать свою силу.
82а. Ствол в форме раздавленного свода - сильно чувствует внешнее принуждение и "проваливается" в желание ему противиться, противостоять.
84. Ствол из одной линии - отказ видеть существующую реальность и учитывать ее.
85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии - видит реальность, но не считает ее соответствующей своим желаниям, старается избежать ее в мечтах или в игре.
86. Открытый ствол, соединенный с листвой, - хороший интеллект,- нормальное развитие.
87. Ствол, входящий в листву - желание сохранить то, что имеешь, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности.
88. Ствол, висящий над почвой, - отсутствие контакта с миром.
88а. Листва, висящая над стволом, - повседневная и интеллектуальная жизнь плохо связаны.
89. Ствол, отделенный: от почвы чертой, - чувствует себя изолированным, несчастным.
90. Ствол с наклоном влево - отступает в страхе от нападок.
91. Ствол с наклоном вправо - ищет поддержки.
92. Ствол с разными наклонами - напряженное сомнение. Может внезапно перейти от одного состояния к противоположному.
95. Ствол, расширенный внизу, - поиск прочной позиции в своей среде.
96. Ствол, суженный у основания, - чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки.
96a. Ствол,"приваренный"к основанию, - изолируется и хочет укрепить свое "Я" перед миром, который признается беспокойным.
X. Общая высота
(страница разделена на четыре части в направлении высоты)
97. Высота 1 - зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе.
98. Высота 2 - зависимость и робость, менее заметные, чем предыдущие.
99. Высота 3 - хорошая адаптация в среде.
100. Высота 4 - хочет быть замеченным, значимым для других, утвердиться.
100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревьев у одного испытуемого) - амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или пройти незамеченным.
XI. Высота листвы
(страница разделена на восемь частей в направлении высоты)
101. Листва 1-й высоты - отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.
102. Листва 2-й высоты - способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции.
103. Листва 3-й высоты - хороший контроль и рефлексия.
104. Листва 4-й высоты - интериоризация, компенсаторные мечты.
105. Листва 5-й высоты - интенсивная интеллектуальная
жизнь. Подчеркивает значение 104.
106. Листва 6-й высоты - интеллектуальное напряжение.
107. Листва 7-й высоты - высота листвы находится в прямой связи с интеллектуальным развитием и интересом к духовным объектам. Если листва занимает всю страницу или почти всю возможен уход в мечты. Тогда нужно проследить ее связь со стволом и особенности рисунка интерпретировать в этом направлении.
108. Ствол больше листвы - живет настоящим моментом, интересуется конкретными вещами. Потребность в движении.
109. Ствол явно больше листвы, например, в 2 или 3 раза -сильно зависит от окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством. Возбудимость, импульсивность, которую трудно сдерживать.
110. Ствол равен высоте листвы - поиск равновесия. Хочет удовлетворять требованиям среды.
111. Листва больше ствола - рефлексия помогает в поисках автономии и самоконтроля. Способность сдерживать свои реакции.
112. Листва явно больше ствола - высокий интеллектуальный уровень, артистические интересы. Иногда также, в зависимости от других признаков, возможность ухода в воображаемый сказочный мир, который может привести к бреду и психозу.
ХII Ширина листвы
(страница разделена на четыре части в направлении ширины)
113. Ширина 1 -и листвы - сомнение в своем интеллекте, позиция напряженной, судорожной защиты.
114. Ширина 2-й листвы - еще мало убежден в собственной ценности. Ставит под сомнение свой интеллект.
115. Ширина 3-й листвы - хороший интеллект, но может трудно объясняться. Дилеммы в контактах.
116. Ширина 4-й листвы - любит говорить, привлекать внимание, быть замеченным.
117. Листва первого дерева широкая, второго - узкая -проблема выбора. Недоверчивость с одновременной потребностью зависеть от других. Осознание конфликтов.
118. Листва первого дерева узкая, второго - широкая -упрямство и противодействие. Прячет свою слабость за показной силой, оставаясь внутренне напряженным и зажатым.
Можно добавить поиск автономии.
119. Острая листва (узкая вершина), заканчивающаяся перевернутым V - защита от опасности, настоящей или подозреваемой, воспринимаемой как атака на личность.
XIII.Выступающие части
120. Листва, выступающая слева, - одновременно привязанность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудовлетворенность по некоторым причинам.
121. Листва, выступающая справа, - желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах.
122. Выступающий верх - хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества.
123. Ствол, выступающий внизу страницы, - поиск без опасности для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабильные рамки. Потребность в нежности.
124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол - существует одновременно чувство "раздавленности" и поиск внешней компенсации.XIV. Характер линии
125. Расширяющиеся линии в листве - агрессивность, которая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах. (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление или освобождение разрядки.)
126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве - возможно говорит об агрессивности, пережитой или назревающей.
127. Заостренные линии в листве - агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений).
128. Заостренные линии на стволе или на почве - разочарование в жизни. Обвинение других и себя.
129. Заостренная листва вправо и вверх.
129а. 3аостренная влево листва.
130. Листва, заостренная вниз.
Все заострения нужно рассматривать как агрессивность, проявляемую или скрытую, в зависимости от направления и формы линий. Имея место в листве, она больше чувствуется, чем проявляется повседневно.
131. Жирные линии в стволе - "пропитывается" средой, плохо ей сопротивляется.
132. Жирные линии стволе и в листве - значимые впечатления препятствуют деятельности.
133. Легкие линии ствола - страх самоутвердиться, и действовать свободно.
134. Легкие линии в листве - чувствительность. Поддается влиянию.
135. Прямые и четкие линии, очерчивающие ствол - решительность, деятельность.
136. Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол- ловкость, находчивость. Не задерживается на том, что печалит.
137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол, - замедленная активность из-за беспокойства и чувства непреодолимости препятствий.
138. "Макаронные линии" - тенденция к скрытности с целью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.
139. Плохо выполненные исправления ствола - выявляет ошибки из-за потребности быть наказанным. Различные амбивалентности. Неблагоприятные суждения о себе.
139а. Плохо выполненные исправления на листве или корнях- то же значение, что и в 139. (Учитывается место, где есть исправления, для уточнения, прочувствовано это или скрыто.)
140. Хорошо выполненные исправления на стволе - поиск улучшения. Желание скрыть неблагоприятное с целью представить то, что имеет ценность в глазах другого.
141. Изорванная линия, очерчивающая ствол, - реактивный страх реальной травмирующей ситуации. Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с отношением упрямства).
142. Разные линии, очерчивающие ствол, -вариативность состояний из-за внутренних противоречий. Противостоят агрессивность и пассивность.
143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол; - активность и самоутверждение.
144. Арки, дуги и своды в листве - скрытность, недоверчивость.
145. Прямые и четкие линии на стволе - решительность, активность.
146. Геометрические фигуры на стволе или листве - тенденция к систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фигур на дереве.
XV. Разные признаки
147. Тень от дерева на земле - доказательство некоторых
тенденций, которые можно увидеть в самом изображении тени.
148. Отсутствие ветвей - трудность установления контактов.
149. Круг в основании ствола - чувствует себя защищенным и в безопасности только в узком ограниченном кругу.
В данной интерпретации выбор между различными психологическими значениями признаков осуществляется в ходе сравнения различных рисунков, выполненных одним и.тем же испытуемым; при этом само значение признаков в ходе анализа укрепляется, противопоставляется и уточняется. Рассмотрим пример: дерево нарисовано в центральной позиции, т.е. в центре страницы. Мы знаем, что эта позиция часто встречается у испытуемых, имеющих систематические привычки. Если это дерево имеет высоту, необходимо подумать, что сформированные привычки имеют цель освободить испытуемого от сомнений в собственной значимости, так как 1-я высота указывает на слабую веру испытуемого в себя, и он часто старается компенсировать ее с помощью успокаивающих.привычек.
Если на выполненном рисунке листва гораздо больше ствола, то вполне возможно, что в мечтах испытуемый ищет некой компенсации. Если, наоборот, ствол больше листвы, - вера в себя возможна для него в систематически повторяющихся поступках.
Если линии заострены, то у испытуемого может существовать тенденция к агрессивной критике, более или менее скрытая. Если они расширены, мы можем предположить склонность к внезапному гневу. Направление заострений или расширений укажет на что направлена агрессивность (включая самого испытуемого, если линии направлены вниз, т.е. на себя).
Список источников
1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1997.
2. Балл ГА. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие//Психол. журн. 1997.Т.18. № 5. С. 7 -- 19.
3. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. С. 61 -- 344.
5. Знаков В. В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М.: Ин-т психологии РАН, 1993.
6. Кокс X. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М.: Вост. литература, 1995. С. 76 -- 83.
7. Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты индивидуальности // Вопр. философ. 1992. № 12. С. 21 -- 28.
8. Ксенофонтов В. И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991. № 12. С. 41 -- 52.
9. Леонтьев Д. А., Ломакина Д. А. Художественная компетентность как характеристика личности // Эмоции, творчество, искусство: Тезисы докладов международного симпозиума. Пермь: ПГИИК, 1997. С. 64 -- 65.
10. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопр. психол. 1997. № 3. С. 79 -- 91.
11. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.
12. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.
13. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967.
14. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М.: Рос. акад. образов., 1997.
15. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995.
16. Свинцов В. И. Истинностные аспекты коммуникаций и проблемы совершенствования речевого сообщения // Оптимизация речевого воздействия / Под ред. Р. Г. Котова. М.: Наука, 1990. С. 68 -- 86.
17. Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб.: Шпиль, 1996.
18. Сильницкий Г. Г. Разум человека по учениям исихастского и схоластического богословия // Синсргия: Проблемы аскетики и мистики Православия / Под ред. С. С. Хоружего. М.: ДИ-ДИК, 1995. С. 249 -- 271.
19. Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа // Начала христианской психологии / Под ред. Б. С. Братуся и С. Л. Воробьева. М.: Наука, 1995. С. 122 -- 138.
20. Соловьев B. C. Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1989.
21. Флоренская Т. А. Диалог как духовно развивающее общение (диалогические принципы общения в работе учителя) // Учителю об экологии детства / Под. ред. В. И. Панова, В. М. Лебедевой. М.: ЦКФЛ РАО, 1996. С. 96 -- 104.
22. Франк С.Л. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию // Реальность и человек. М.: Республика,1997.
23. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
24. Хазиев B. C. Философское понимание истины //Философ, науки. 1991. № 9. С. 54 -- 60.
25. Шадриков В. Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996.
26. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. С. 238-- 257.
27. Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии. Монологи. СПб.: Алетейя, 1994.
28. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
29. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.