Деятельность библиографического посредника и основные функции библиографа в области социально-гуманитарных наук
Деятельность библиографического посредника и основные функции библиографа в области социально-гуманитарных наук
7
ПЛАН
Введение……………………………………………………………………….3
1. Объективная необходимость посредников между документами и потребителями информации…………………………………………………….4
2. Посреднические функции библиографа в области социально-гумани-тарных наук…………………………………………………………...............7
Заключение…………………………………………………………………..13
Литература…………………………………………………………………...15
ВВЕДЕНИЕ
Начавшийся в конце ХХ века и активизировавшийся в настоящее время общемировой переход к информационному сообществу изменил целый ряд представлений о значении информационных технологий в общественной жизни. К важнейшим из них относится обеспечение всех звеньев человеческой деятельности достоверной и оперативной информацией. Современный человек постоянно находится в информационной среде, содержащей многие потоки информации. Информационная деятельность стала существенным, а в ряде случаев - определяющим дополнением деятельности по производству материальных благ и услуг.
В условиях бурного роста информационных ресурсов, появления гло-бальной сети Интернет, а также использования современных информационных технологий возрастает роль библиотеки как посредника между потребителем информации и информационными потоками. В связи с этим предъявляются все более высокие требования к библиотечно-информаци-онному обслуживанию пользователей и к профессиональным качествам биб-лиотечно-информацион-ных специалистов. Актуальность проблемы обусловила выбор темы данной работы.
1. Объективная необходимость посредников между
документами и потребителями информации
Хотя слово «информация» употребляется в русском языке со времен Петра I, широкое распространение оно получило во второй половине XX века, в эпоху НТР. «Информация» относится к абстрактным понятиям, которым присуща многозначность. Например, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: «информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их предоставления» Собрание законодательства РФ, 1995. - № 8. Ст. 609.. Философский энциклопедический словарь дает несколько определений. Приведем одно из них: «уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщения» Философский энциклопедический словарь. - М.: 1983. С. 217..
Какое бы разное содержание не обозначали этим термином представители различных областей знаний, во всех случаях это содержание - несомненная объективная реальность. Понятие информации стало общенаучным, то есть общим для всех частных наук. Информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования.
Поскольку существует объективно информация, то объективно существуют и потребители информации. Потребитель информации - явление сложное. В этом качестве могут выступать общество в целом, группы людей и конкретный человек. Все потребители информации должны обладать информационной культурой, то есть комплексом знаний, умений и навыков пользования средствами нахождения и передачи информации.
Любой потребитель информации имеет определенные информационные потребности, которые он формулирует через информационный запрос. В настоящее время существует достаточно много определений понятия «информационные потребности». Приведем определение, которое дал Д.Я. Коготков.
Работа сдавалась без проблем в Ростове. Если есть желание приобрести - обращайтесь по e-mail:
mersey@yandex.ru
Обязательно укажите в графе «тема» - курсовая/реферат, иначе сообщение будет удалено как спам.
2. Посреднические функции библиографа в области
социально-гумани-тарных наук
Деятельность библиографа в новых условиях существенно отличается от его прежней деятельности, когда библиограф был «поставщиком» библиографической информации, посредником между пользователем и документом. Сейчас уже недостаточно быть просто грамотным специалистом, знающим основы библиотековедения и библиографоведения, владеющим методикой работы со всем арсеналом традиционных справочных материалов, имеющихся в библиотеке. Современный специалист должен быть знаком с терминологией нового информационного поиска, уметь анализировать и выбирать эффективные стратегии поиска. Безусловно, сотрудник справочно-библиографического отдела должен обладать большой эрудицией по всем отраслям знаний, обязательно владеть как минимум одним иностранным языком. Для максимального использования сети Интернет библиограф должен иметь в себе черту исследователя, свободно ориентирующегося в информационном пространстве web-сети, постоянно отслеживающего появление новой информационной продукции.
То есть, когнитивная парадигма предполагает «включенность» библиографа в информационную среду «не только в качестве обозревателя, а в качестве соучастника» Леонов В.П. Библиография как профессия. - М.: 2005. С. 15., а наличие субъективного компонента превращает информационную среду в знаниевую. Продукт труда библиографа - новое знание, полученное им в результате интерпретации информации, может быть подвергнуто последующей интерпретации - пользователем. По выражению В.П. Леонова, «действует система отражений: знание отражается через информацию, а информация через знание» Там же. С. 45.. Таким образом, пользователь также становится активным соучастником библиографического процесса.
Какие же функции возложены на современного библиографа-профессио-нала?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиограф-профессионал - главный субъект практической библиографической деятельности. Именно библиограф-профессионал создает источники библиографической информации, доводит их до потребителей и организует их использование, являясь, таким образом, посредником между потребителями и источниками искомой информации.
В процессе своей деятельности библиограф выполняет целый ряд функций, которые и составляют содержание этой деятельности,
ЛИТЕРАТУРА
1. Вохрышева М.Г. Теория библиографии: Учеб. пособие. - Самара: 2004.
2. Гребенченко В.Г. Современная библиотека как электронный информационный центр // Информационные ресурсы России, 1999. - № 5.