Башкирская академия комплексной безопасности предпринимательства
Кафедра регионоведения
и государственного управления
Реферат
Негеральдические фигуры
Выполнила:
Суфиярова Е.
Уфа 2008
Содержание
Введение
§ 1. Естественные фигуры
§ 2. Искусственные фигуры
§ 3. Фантастические фигуры
Заключение
Приложение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы. Символические изображения были в употреблении с незапамятных времен и изображались на перстнях, оружии, знаменах и пр. Знаки эти были лишь случайным украшением, менявшимся по произволу лица принявшего их и, следовательно, не подчинялись никаким правилам. В средние века, непрестанные войны и усобицы, заставили высоко ценить лиц выдающихся своей доблестью и храбростью, а лица эти, как и герои древности, помещали на своей одежде и вооружении символические изображения в память своих деяний. Отчасти это было необходимо и потому, что закованные в железные доспехи, рыцари мало отличались друг от друга, и это стало особенно необходимо, когда крестовые походы двинулись на восток для освобождения Гроба Господня, рыцарство всей Европы. По возвращении из похода, знаки, которые были на вооружении рыцаря, виденные сподвижниками - крестоносцами, являлись как бы свидетелями подвигов их носителя, а потому, уже свято сохраняются в память похода, не только самим рыцарем, но он завещает их и своему сыну. Таким образом, эти символические изображения становятся постоянными. Сейчас гербы являются способом показать свою принадлежность к тому или иному роду. Почти тысячелетняя история составления гербов не прошла даром. По мере составления вырабатывались определенные правила и новые фигуры, в том числе и негеральдические. Российская геральдика представляет собой весьма важный, пока что недооцененный и недостаточно изученный компонент отечественной культурной традиции. Родовые гербы, в свою очередь, являются существенной частью российской геральдики, а утвержденные гербы - также и законодательными памятниками. Как сами гербы, так и их оригинальные изображения, «утвержденные Верховною властью», являются достоянием истории и культуры России. Степень изученности темы. Исследованием данной темы занимались многие ученые на протяжении не одного столетия. Перечислим работы авторов внесших наиболее весомый вклад в изучение гербов российского дворянства: Борисов И.В. Родовые гербы России; Сперансов Н.Н. Земельные гербы России XII-XIX вв.; Лакиер А.Б. Русская геральдика и др.
Цели и задачи реферата. Целью данного реферата является изучение негеральдических фигур. Для достижения данной цели решаются следующие задачи по изучению составляющих негеральдических фигур:
- естественных негеральдических фигур;
- искусственных негеральдических фигур;
- фантастических негеральдических фигур.
Негеральдические фигуры
Негеральдические фигуры делятся на:
-Естественные: изображения предметов природного происхождения.
-Искусственные: изображения предметов созданных руками человека.
-Фантастические: изображения предметов или существ созданных человеческим воображением.
Число негеральдических фигур бесконечно, но при всей массе подобных изображений, некоторые из них, употребляясь в геральдике наиболее часто в виде известного символа или эмблемы, вызвали особые правила для своего положения, вида, формы, цвета, позы, состояния (для естественных и воображаемых фигур) и сочетания между собой, получив, таким образом, особые свойства. Помещаясь в щите такие фигуры, всегда изображаются одинаково, в то время как другие могут иметь совершенно произвольный вид.
Как мы видим из сказанного выше, каждая фигура имеет в щите определённое положение. Это положение является лишь относительным по отношению ко всем остальным местам и фигурам, поэтому такое положение, т.е. место, занимаемое фигурой на щите, называется относительным положением фигуры. Но некоторые негеральдические фигуры имеют свои особые формы, вид, положение, совершенно не зависящие от того в каком месте на щите фигура находится. Это второе, постоянное положение, в котором находится фигура, или вид который она имеет, называется абсолютным положением фигуры. Хотя разные фигуры имеют разные абсолютные положения, существуют некоторые общие положения для всех негеральдических фигур. Так все помещённые в щите фигуры должны быть обращены передней стороной в правую сторону щита. Если они повёрнуты влево, то они называются повёрнутыми или обращёнными. Исключения из этого правила составляют фигуры симметричные, круглые, плоские, помещённые в анфас и некоторые другие, для которых определены свои особые положения. Например, пешая человеческая фигура изображается почти в анфас, лишь с небольшим поворотом вправо.
Две, или несколько фигур, могут помещаться в щите так, что передние их части иногда обращены одна к другой, а иногда и в противоположные стороны. В первом случае фигуры будут сходящиеся, а во втором расходящиеся. Часто фигура изображена так, что видна лишь её передняя половина. Такая фигура называется выходящей или возникающей. Если видна только голова, а у изображений животных и концы передних лап, то фигура будет считаться выглядывающей. Встречаются также не целые изображения фигур, а лишь каких-нибудь её частей. В этом случае, если линия, по которой эта часть отделена от целого, является неровной, а в изображениях животных - в виде клочьев кожи или шерсти, фигура называется оторванной.
Искусственные фигуры в щите часто изображаются пересекающимися или скрещивающимися; если они в этом случае образуют прямой крест, то они называются расположенными в кресте; если же пересечение образует Андреевский крест, то фигуры помещены на крест.
§ 1. Естественные фигуры
Эти фигуры образуют самую большую группу негеральдических фигур, которые делятся на изображения:
1. Бесплотных сил и святых;
2. Человека;
3. Животных;
4. Растений;
5. Планет, звёзд и стихий.
Среди изображений человека, первое место занимает крайне незначительная группа мифологических божеств и исторических лиц. Изображения человека довольно разнообразны, а ещё чаще встречаются отдельные части тела, особенно руки. Отличительная черта человеческих фигур состоит в том, что они всегда изображаются натурального цвета.
1. Бесплотные силы и святые
Главнейшим из них является изображение ИИСУСА ХРИСТА на руках ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ и на образе СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО; ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА с Предвечным младенцем на руках, окружённая шестью ангелами.
Из архангелов в земельных гербах встречается лишь изображение Архистратига Михаила, и его крыльев.
Ангелы, херувимы изображаются в образе прекрасных юношей в белых одеждах с двумя, четырьмя и шестью крыльями.
Из изображений Апостолов, в гербах встречаются изображения св. апостола Павла, и св. апостола Петра. Оба апостола изображены со своими атрибутами: св. Павел с мечом, а св. Петр с ключами.
Из изображений святых, в гербах встречаются:
Св. Великомученик и Победоносец Георгий - на коне, поражающий конём змея; иногда вместе с Георгием изображается десница великомученика выходящая из облаков.
Св. Великомученица Екатерина со своими атрибутами - колесом с остриями и чётками.
Св. царевич Дмитрий Иоаннович.
Нечистая сила - дьявол, изображён поражаемый св. Архистратигом Михаилом.
Мифологические божества, символические фигуры, исторические лица.
Это: Геркулес, его палица; Нептун, его трезубец; Жезл Меркурия или кадуцей - служащий символом торговли.
Из эмблематических изображений, в гербах встречается река - в виде старика с длинными волосами и густой бородой, увенчанного венком из тростника, лежащего в камыше и облокотившегося на урну, из которой течёт вода.
Исторические лица в российских гербах не встречаются, а из предметов, им принадлежащих, в некоторых гербах изображён щит Ермака.
2. Изображение человека
Изображения эти довольно разнообразны. Человек может быть изображён нагим, одетым, вооружённым и т.д. (трактуется в зависимости от прочих символов). Чаще других в гербах встречается Погон - всадник, скачущий с поднятым мечом, воин в латах, украинский казак, князь в епанче и с мечом, пандур, скачущий почтальон, русский ратник, вооружённый рыцарь, и даже старуха с костылём. Из частей человеческого тела: епископское лицо, глаз, сердце, сердце со стрелами, руки отрезанные, рука в латах с мечом. Довольно часто можно увидеть изображение руки выходящей из облака с различными предметами: с булавой, с мечом, с мечом и державой, с луком и стрелой, с камнем, держащая покров, с крестом, с ключом, со щитом. Некоторые из перечисленных изображений имеют особое символическое значение. Например: две перекрещенные руки означают верность дружбе; правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами называется десницей и означает верность присяге, клятве; рука с мечом - означает храбрость, мужество; две соединяющиеся руки служат символом верности.
3. Изображения животных
Изображения животных по правилам геральдики должны быть обращены в правую (геральдическую) сторону, как исключение встречаются искривленные (обращенные влево). Изображение глаз, когтей и языка животного цветом, отличным от цвета фигуры меняет трактовку символа.
Эту группу негеральдических фигур можно разбить на три отдела:
1. Млекопитающие;
2. Птицы;
3. Земноводные, рыбы и насекомые.
Помещаемое в гербе изображение животного может иметь язык, глаза, клюв, когти, клыки или плавники, другого металла или финифти чем остальные части тела. Такая фигура называется вооружённой. Если фигура без этих элементов, то она называется безоружной. Голова животного может быть обращена в иную, чем туловище, сторону, а животное может быть украшено короной, ошейником, венцом и т.д. Если фигура изображена без хвоста, то она уродливая. Изображение половины фигуры, не касающейся других фигур или краёв щита, называется полуфигурой. Иногда изображается фигура с отрубленными членами и частями. Если в гербе помещена лишь часть животного - голова, ноги, лапы, рога и прочее, причём эти части изображены отделёнными без кожи или перьев, то они называются содранными и должны изображаться червлением. Если фигуры изображены идущими в разные стороны или лежащими в таком же направлении (или то же, но одна под другой), то они соответственно называются противоидущими и противолежащими. Если фигуры изображаются натуральной финифтью, то они сохраняют природные цвета и имеют произвольные положения.
Млекопитающие
Агнец, агнец стад Христовых - так называется изображение ягнёнка несущего в передней ноге хоругвь - символ доброты.
Бык - символ плодородия земли, труда, терпения и скотоводства; в гербах обычно изображается идущим, играющим, пасущимся и стоящим.
Волк - символ злости, прожорливости и алчности.
Кабан - символ мужества и неустрашимости.
Козёл - символ весны (согласно Зодиаку).
Конь (лошадь) - символизирует храбрость, остроту зрения, силу, быстроту, ловкость, совмещая в себе свойства нескольких животных. Изображается всегда в профиль стоящим, бегущим, пасущимся, скачущим. А также в момент прыжка (с целью преодоления препятствия), вздыбленным.
Единорог - символ чистоты, непорочности.
Кошка - символ независимости.
Лань - символ робости.
Лев - Обычно символизирует власть, отважность, силу, храбрость, милость и великодушие. Наиболее распространенный геральдический зверь. Его абсолютное положение в щите должно быть в профиль, поднявшегося на задние лапы, с высунутым языком и концом хвоста, обращённым к спине. Но это классическое положение хвоста в русской геральдике не соблюдается, и хвост иногда делают двойным. Кроме своего обычного положения, иногда в русских гербах льва изображают обращённым, вооружённым мечом и щитом, коронованным. Трактуется по-разному, в зависимости от цвета, позы изображения и атрибутов.
Леопард - символизирует храбрость и отвагу. Леопардом называют льва, когда он изображён в щите идущим, с повёрнутой в анфас головой. Поэтому, если лев изображён в щите идущим, но с головой повёрнутой в профиль, то он называется леопардным львом. Если леопард изображён в положении льва, на задних лапах - он львиный леопард. Иногда в гербах можно встретить леопарда лежащим.
Медведь - символ предусмотрительности и силы, обычно изображается чернью и всегда в профиль. Часто поднявшимся на задние лапы. Реже идущим, лежащим, а также в берлоге. И, наконец, выходящим из одной части герба в другую.
Овца - символизирует кротость, сельскую жизнь.
Олень - символизирует победоносного воина, от которого бежит неприятель.
Собака - символизирует преданность и повиновение. На гербах изображают только борзых.
Кроме указанных в русских гербах можно встретить и других животных. Это: баран; барс; барсук; белка обыкновенная и летучая (полетуха); бобр; верблюд (обычно навьюченный); горностай; заяц обыкновенный и чёрный; зубр; кит; коза дикая; козёл дикий; куница; лиса рыжая и черно-бурая; лось; мышь; песец; рысь; серна; соболь; сурок; тигр; хорёк.
В русских гербах птицы представлены весьма широко.
Ворон - символ долголетия, предусмотрительности.
Голубь - символ чистоты и мирных намерений.
Журавль - с камнем в лапе, символизирует бдительность, он же летящий.
Орёл - символ власти, господства, великодушия и прозорливости. Абсолютное его положение - в анфас, показывая грудь и переднюю, часть тела, с широко распростёртыми крыльями, концы которых обращены к верху. Голова должна быть повёрнута вправо. Но он часто имеет и другие положения. Орёл часто изображается увенчанным короной, княжеской шапкой, держащим в лапах (в когтях) скипетр, державу, молнии (перуны) и лавровые ветви. Иногда его изображают летящим, парящим в воздухе, сидящим, распростёршим крылья, взлетевшим на башню. Если орёл изображён так, что видна лишь верхняя часть его туловища и концы крыльев, то он называется возникающим, если же видны одно крыло и бок орла, то орёл называется вылетающим.
Павлин - символ тщеславия (изображается с распущенным хвостом) включается в герб как знак победы над врагом тщеславным и гордым.
Пеликан - символ любви родителей к детям, а также заботы государя о подданных.
Петух - символ борьбы, боя.
Райская птица - символ тщеславия и суетности. С ней связана интересная историческая достопримечательность: В старых гербах Смоленска райская птица была помещена (как символическое изображение Польши) без ног. Это означало, что русские пушки отстрелили ей ноги. Таким изображением символизировалось взятие Смоленска в бою и выход из-под Польского влияния.
Сова - символизирует мудрость.
Сокол - символ красоты, храбрости и ума изображался отдельно и в короне, сидящим, летящим и парящим.
Феникс - символизирует бессмертие.
Цапля - символизирует бдительность, пугливость, трусость.
Помимо перечисленных в русских гербах можно встретить и других птиц: Аист - идущий и стоящий в гнезде. Воробей. Гусь дикий. Дрофа. Дятел, долбящий дерево. Канюк. Кречет. Куропатки летящие. Лебедь идущий и летящий. Перепёлки. Рябчики. Скопа. Сова сидящая. Сыч. Травник. Утка дикая. Ястреб сидящий и летящий.
Крестоносцы и паломники часто украшали свои гербы изображениями перелетных птиц, встреченных ими по дороге к Святой Земле.
Пресмыкающиеся, рыбы, насекомые, Ракообразные и позвоночные
Змей в русской геральдике представлен довольно широко. Он встречается и коронованным, и пронзённым, и связанный узлом, и ползущим. Изображение змея имеет целый ряд символических значений:
- Змей - символ предосторожности, мудрости и хитрости;
- Змей, поражаемый св. Георгием или Архистратигом Михаилом - символ зла.
- Змей, свернувшийся кольцом - символ здоровья;
- Змей, держащий во рту собственный хвост - символ вечности;
- Змей, ползущий - символ печали, зависти, раздора, неблагодарности;
- Змей, пьющий из чаши - символ медицины.
Рыба чаще всего изображается без определения породы.
Дельфин - эмблема силы.
Из конкретных пород рыб в гербах встречаются: вырезуб, карась, лосось, осётр, пеструшка, сельдь, селява, сёмга, стерлядь.
Из насекомых в гербах встречаются:
Бабочка - символизирует ветреность, непостоянство;
Из изображений беспозвоночных, встречаются Раковина улитки и жемчуг.
4. Изображения растений
Изображения растений встречаются в гербах довольно часто, причём обычно указывается, какое именно растение в гербе помещено:
Дуб - символ крепости и силы;
Лилия - символ доброй надежды, непорочности;
Оливковое дерево - символизирует мир;
Пальма - символ долговечности;
Роза - символ любви (как земная, так и Божественная);
Сосна - символ жертвенности.
Арбуз. Берёза. Василёк. Ветла. Виноград, кисть винограда, лоза, виноградный лист и виноградный куст. Вишня, вишнёвые ветви. Вяз. Горох. Гречиха. Дубовый венец, дубовые листья, жёлуди. Дуля. Дыня. Ель. Жито. Камыш. Конопля, куст конопли. Крапива, ветвь крапивы. Лавр, ветвь лавровая, венец лавровый. Лён, льняное поле, связки льна, сноп льна. Липа. Мак, стебли мака, маковая головка. Малина, куст малины. Марена, корни марены. Маслина, ветвь маслины. Оливковая ветвь. Оранжевое (померанцевое) дерево. Осока, сноп осоки. Пенька, бунты пеньки, волокна пеньки. Просо, сноп проса. Пшеница, колос, сноп пшеницы. Рожь, ржаная былина, колос, сноп. Розовый куст, розовый венец. Кроме того, роза имеет и геральдическую форму: в гербах она изображается в виде розетки, состоящей из четырёх или пяти лепестков и пяти шипов, с кружком (сердцевиной) в середине. Иногда сердцевина изображается другим металлом или финифтью. Слива, сливовые ветви. Спорынья, её колос. Тёрн. Трава Богородская. Тростник. Тутовое дерево, его ветви. Тыква. Черешня. Шафран, листья шафрана, его стебли с цветами. Яблоня, её ветви, плоды и сами яблоневые деревья с плодами. И, наконец, Ячмень, и ячменный сноп.
5. Изображения планет, звёзд и стихий
Солнце - символ истины, правды, мудрости, провидения и плодородия. Изображается в виде диска, окружённого 8-ю прямыми и 8-ю извилистыми лучами или сплошным сиянием. Диск обычно изображает человеческое лицо. Если солнце помещено в верхнем углу щита, то оно называется восходящим. Иногда изображается только сияние или только лучи солнца.
Луна или полумесяц - изображается в виде серпа, рога которого направлены вверх, причём серп луны может иметь человеческий профиль. Если рога луны направлены вниз, то полумесяц считается опрокинутым. Важно отметить, что размещение полумесяца в местных Российских гербах означает, что на территориях, к которым принадлежат эти гербы, преобладает мусульманское вероисповедание (полумесяц - один из основных символов мусульманства). Звезда - помещаясь в гербах, обычно имеет шесть лучей, но иногда в Российской геральдике встречаются пяти- и восьми лучевые звёзды.
В наших гербах, изображения звёзд и планет, всегда металлические.
Облака - обычно изображаются серебром. Вода - чаще всего изображается лазурью, иногда серебром. Море. Озеро. Река - изображается в виде геральдических столбов, поясов и перевязей. Встречаются реки разделяющиеся, сходящиеся, с плёсом. Источники воды. Канал. Огонь - изображается в виде костра или пламени. Земля - часто изображается поросшей цветами. Берег. Остров. Изображения земной поверхности в гербах обычно указывают на условия, присущие именно этой конкретной территории. Это скалы, холмы, луга, сопки, дороги, звериные норы, горные породы, камни, слитки серебра, соль, соляные потоки и колодцы, и даже могилы.
§ 2. Искусственные фигуры
Искусственные фигуры подлежат простой трактовке (часто обозначают именно то, что изображают, исключая гербы тайных орденов и союзов).
Посох - символ духовной власти, святительства, встречается в гербах епископов и архиепископов. Четки - принадлежность к командорам и рыцарям ордена Госпитальеров, а также аббатам и аббатисам.
Наиболее часто в гербах употребляются изображения ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ МИЛОСТИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ к тому или иному городу, селению. Вензелевое изображение Высочайших имён их Императорских Величеств. Двуглавый Орёл чёрного цвета - символ императорской власти. На многих памятниках XVI - XVII веков появляется в сопровождении четырёх фигур: льва, единорога, дракона и грифа. Позднее вместо этих фигур появляется изображение Московского герба - всадника поражающего копьём дракона, помещавшегося или на груди орла, или на оборотной стороне печати. Затем к Московскому гербу были добавлены: сначала гербы царств Астраханского, Казанского и Сибирского; а затем, гербы всех главнейших земель и областей, вошедших в состав Империи. Таким образом, Государственный герб стал эмблемой всей территории России. В Российской геральдике, наряду с указанным, встречается двуглавый византийский орёл. Кроме того, в гербах можно увидеть орлов вылетающих и возникающих. Венцы - золотой, лавровый, дубовый, жемчужный, из роз. Держава. Жезл. Знамёна. Клейноды или отличия, жалуемые казачьим войскам: бобылёв хвост, булавы, бунчук, насека, пернач. Корона. Императорская корона, Казанская корона, княжеская, королевская, городская, царская, железная. Кресла золотые. Рог изобилия. Руно золотое - изображается в виде перевязанного лентой, поперёк туловища, барана. Скипетр. Трон. Флаги. Цвета Империи - чёрный, жёлтый и белый. Штандарт Императорский.
Башня: генуэзская, городская, городская с флюгерами, деревянная, разрушающаяся, с воротами, со звездой, с маяком, с куполом, с радваном, уступная. Вал земляной. Вереи воротные. Возвышение ступенчатое. Ворота: городские, монастырские, с башнями. Город. Город: деревянный, на судах. Замок. Замок возобновляющийся; с башнями. Кирпичная линия. Колонна; увенчанная короной. Курган. Обелиск. Памятник. Пирамида; каменная. Палисад. Постамент. Столб. Стена: городская, зубчатая, каменная, с зубцами. Флюгера.
Морской быт
Это последняя группа искусственных фигур. Её представляют следующие фигуры:
Барк, барк нагруженный. Буй. Верши рыболовные. Вёсла. Гавань, гавань с башней. Галера. Галера плывущая. Галера запорожская. Корма галерная. Дощаник (большая лодка с мачтой). Квадрант. Кокора. Корабль: оснащённый, варяжский, корма корабельная, нос корабельный, основание корабельное. Корма галиота. Кошка (трёхлучевой якорь). Мачта. Мачта с парусом, с флюгерами. Мачтовые деревья. Маяк. Мережи (рыболовные снасти). Невод. Острога. Плоты. Пристань. Руль. Ряжь. Саки рыболовные. Струг. Судно нагруженное. Сети рыболовные. Уда. Шест. Якорь.
§ 3. Фантастические фигуры
Фантастические фигуры встречаются довольно редко и сводятся всего к трём фигурам: грифу, дракону и змею.
Гарпия - фигура с лицом девушки и туловищем орла - символ порока и страстей. Гидра - чудовище с семью головами, одна из которых, обязательно полуотрублена - символ подвига, высокой доблести и преодоления тяжёлых препятствий на пути к ним.
Гриф (Грифон) - символ быстроты могущества и власти. Он изображается с передней частью орлиной, а задней - львиной.
Дракон - символ силы и могущества. Дракон изображается с головой и ногами грифа, туловищем крокодила, крыльями летучей мыши, языком змеи и рыбьим хвостом - символ невежества, язычества, нечистой силы.
Крылатый змей - символ смуты и зла. В описании некоторых гербов крылатый змей назван драконом.
Сирена - женщина с рыбьим хвостом - символ стремления к трем наслаждениям - любви, музыке и вину.
Заключение
Потребность в гербах выработала и те общие начала, по которым они составлялись у нас в течение пяти-шести столетий. Замечательно единство, проявившееся в гербах самых разнообразных как по лицам, которым они принадлежали, так и по целям, для которых служили. Изучение их ни в каком случае нельзя считать чуждым нашей геральдике, если смотреть на нее как на науку и полагать с правильной точки зрения, т.е. исторической. Этим только путем можно найти в них смысл, в котором им так часто отказывают. Было бы, конечно, пристрастно, и значило бы увлекаться своим предметом, если бы ученые стали отвергать всякое влияние Западной Европы на отечественную геральдику, но, с другой стороны, после всего вышесказанного можно ли сомневаться, что эмблемы для гербов государственного и княжеских образовались у нас самостоятельно, путем историческим, имеют смысл, значение, а не заимствованы бессознательно. Не лишены также значения эмблемы в других гербах, и дело науки есть, разделив их на группы, найти для каждого из них особые приметы и подчинить составление у нас гербов правилам, выработанным также не произвольно, а долговременною практикою. Полное развитие в подробностях и в приложении к делу найдет себе эта мысль в следующей, третьей, части нашего труда, для которого две первые служат только введением, как бы приготовлением.
Приложение
Архангел Михаил на гербе Киева
Пальма Мерцалова на гербе Донецкой области
Грифон на гербе Крыма
Георгий Победоносец на гербе Москвы
Список используемой литературы
1. Арсеньев Ю.В. Геральдика. Ковров, 1997.
2. Белинский В.Е. Русский геральдический словарь. СПб., 1913.
3. Борисов И.В. Родовые гербы России. М., 1987.
4. Дурасов В. Гербовик всероссийского дворянства. СПб., 1906.
5. Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1990.
6. Сперансов Н.Н. Земельные гербы России XII-XIX веков. М., 1974.