рефераты курсовые

Баптизм

p align="left"> Во второй половине ХIХ в. в России появились баптистские миссионеры. Официальной датой рождения российского баптизма считается 1867 год, а его родиной -- юг Украины. «Особенностями вероучения баптистов, наряду с присущими всем протестантам принципами, являлись: сознательное водное крещение взрослых (посредством полного погружения), предоставление права проповеди всем членам общины, особое отношение к молитве, учение о предопределении (встречались и арминиане), независимость церкви от светской власти, активная миссионерская деятельность членов общины, пуританская этика и др. Некторое время спустя немецкий и русский штундизм, а также секта молокан были поглощены баптизмом, чему несомненно способствовало его признание правительством в 1879 г.

Непосредственное влияние на становление баптизма в России оказали один из основоположников баптизма в Германии И. Онкен (1800--1884) и члены Союза германских баптистов, распространявшие издававшиеся в Гамбурге «Миссионерские листки». Представитель Союза И. Онкен в 1869 г. посетил юг Украины, где первые баптистские общины появились в 1859 г., и составил для немецких колонистов изложение вероучения баптизма. Активными деятелями баптистского движения в России в этот период стали российские немцы, бывшие лютеране, меннониты, вюстисты И. Вилер, И. Прицкау, А. Унгер, Г. Гюберт, Б. Пеннер и др. За 20 лет -- с 1864 по 1884 гг. -- баптизм приняли 5% немецкого населения юга Украины».[9]

“В 1879 г. было издано высочайше утвержденное постановление Государственного совета от 27 марта, согласно которому баптисты, на основании ст. 44 Основного Закона государства, могли «беспрепятственно исповедовать свое вероучение и исполнять обряды веры по существующим у них обычаям». На первом организационном съезде баптистов в 1884 г. в с. Нововасильевка Таврической губернии был создан Союз русских баптистов Южной России и Кавказа; после присоединения баптистских общин Поволжья, Сибири и Казахстана Союз стал Всероссийским. Первым председателем Союза русских баптистов был перекрещенный братский меннонит И.И. Виллер (1839--1889). В 1886--1920 гг. главой Союза, вместо высланного из России Виллера, стал крупный промышленник и землевладелец Д.И. Мазаев (1855--1922).

Более свободного отношения к вероучению, в отличие от Союза русских баптистов, придерживался Всероссийский союз евангельских христиан во главе с И.С. Прохановым (1869--1935), образованный по решениям трех съездов 1907, 1908 и 1909 гг. Основы вероучения евангельских христиан были сформулированы в 1913 г. в «Кратком изложении вероучения евангельских христиан» и представляли общее учение баптистов. В начале ХХ в. Союз русских баптистов, Всероссийский союз евангельских христиан, другие баптистские организации неоднократно сотрудничали и предпринимали попытки объединения.

Переговоры продолжаются и после Октября 1917 года, однако по разным причинам не дают результата. Дело кончается тем, что в начале 30-х годов обе церкви фактически были разогнаны, многие руководители переправлены в Сибирь. Но там, где бессильна христианская любовь, торжествует большевистская напористость. В октябре 1944 года создается Всесоюзный союз евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), который, как видно из названия, объединил баптистов и евангельских христиан. В августе 1945 года к нему присоединили часть христиан веры евангельской (пятидесятников), которая пошла на отказ от своих ключевых принципов -- глоссолалии и “дара пророчества”. Остальные пятидесятники остались на положении “нерегистрируемых”. Но и в самом ВСЕХБ было неспокойно. В 1961 году от него отделилась воинственная группа так называемых инициативников (они же “прокофьевцы”, или “крючковцы”). Позже к ВСЕХБ присоединились братские меннониты и ряд других евангелических объединений.

Переломным стало начало 90-х годов, когда евангелический конгломерат, созданный силовыми, бюрократическими методами, стал спешно разбегаться, и перечисленные выше конфессии предпочли в дальнейшем жить самостоятельно.

Едва ли стоит напоминать, что в 1991 году от ВСЕХБ отпали евангелистские церкви, которые действовали в союзных республиках, объявивших о своем государственном суверенитете. Так что дороги баптистов, пятидесятников и меннонитов разошлись, на этот раз, по-видимому, навсегда». [2]

Сегодня баптизм в России представлен РСЕХБ - президент Сипко Ю.К. и СЦ ЕХБ(Совет Церквей ЕХБ) - Крючков Г.К.

Также существует ряд баптистских церквей не входящих в какой-либо из этих двух союзов, но имеющих общение с другими церквями.

3. Особенности культа баптистов

3.1. Основные положения вероучения.

Основным отличием баптистской доктрины от учения прочих протестантских конфессий является отрицание возможности Крещения младенцев" и отсутствие Таинств, в православном понимании этого слова. Что, собственно говоря, есть плод последовательного применения на практике протестантских же доктрин "крещение по вере" и "спасение одной верой". Реформация затронула в учение о сотериологии, т.е. о спасении, сохранив в основных положениях христианскую догматику, что позволяет баптистам пользоваться Никео-Цареградским и другими символами веры, принадлежащими Церкви Христовой. Разумеется, член Символа, говорящий о апостольской церкви они толкуют весьма произвольно.

Надо сказать, что проблема с апостольским преемством общая для всех протестантских церквей. Тем не менее, некоторые баптистские историки утверждают, что преемство от апостолов у них-то как раз имеется, ссылаясь на то, что христианская церковь заблудилась еще в четвертом веке, попав под власть государства, в то время, как всегда существовали люди не согласные с такой позицией, которые сторонились официальной церкви, храня преемство от апостолов. От них-то оно впоследствии и перешло к баптистам.

В качестве таких тайных групп ими называются «павликиане»/7 век. Византия/ и вальденсы/12 век Франция/. Вероятно, здравое зерно в таких рассуждениях есть, и баптисты действительно получили от этих сект преемство. Только вот апостольское ли? Легко можно выявить общие места во взглядах древних павликиан и современных баптистов.

Что касается общего для всех протестантов отказа от почитания святых, Божией Матери, икон, то в баптизме он также присутствует. Более того, они отказываются и от почитания Креста Господня, считая его только орудием убийства.

Баптисты на российских просторах встречаются как общие - арминиане, так и частные- кальвинисты, о разнице между ними мы говорили выше, причем они полемизируют друг с другом, в силу чего баптизм неоднороден. Как показывает практика, исповедание отдельной баптистской общины напрямую зависит от предпочтений ее пастора.

Самые глубокие расхождения западных вероисповеданий и православия лежат, как уже упоминалось, в учении о спасении.

Баптисты, как и прочие протестанты, переняли от римо-католиков правовое понимание спасения. Схематично их сотериология выглядит так - Бог сердился на людей и не мог простить их просто из милости, поэтому Христос заплатил за все грехи человека, чтобы умилостивить Бога и, если человек в Него уверовал, он спасен. То есть, не в перспективе, а уже спасен.

Таким образом, все споры между кальвинистами и арминианами заключаются в том, можно ли это самое спасение потерять, ведя неправильный образ жизни. Последовательные американские баптисты-кальвинисты утверждают, что нельзя ни при каких условиях.

Баптист-арминианин, говоря обратное, тем не менее уверен в собственном спасении, и рассматривает его потерю как возможную, но ничтожно малую вероятность. В таких случаях они обычно с лучезарной улыбкой добавляют "это возможно, если я перестану верить...".

Плоды подобного учения налицо: самосовершенствование ради спасения становится бессмысленным. От человека не требуется ничего, кроме добропорядочности в общем понимании. Церковь из врачебницы души превращается в орган регистрации спасенных, ведь Крешение происходит по вере, а верующий уже спасен, т.е. оно является внешним знаком совершившегося договора человека с Богом. Что же остается делать уже спасенному человеку? Разумеется, спасать других. Поэтому основную задачу своей церкви баптисты видят в миссионерской деятельности.

«Нельзя при этом сказать, что они пренебрегают покаянной дисциплиной или, что у них совсем отсутствуют призывы к подвигу.

Но вся пагуба протестантской сотериологии в том, что в Царство Небесное они намереваются уверенно войти не по свойству духов праведников, достигших совершенства

(Евр. 12,23), а на правах лиц юридически оправданных. Посему учение о необходимости самоотверженной борьбы с грехом в протестантизме остаётся сотериологически несостоятельным.

Для протестантского сознания любой грех есть оскорбление Бога. Это, конечно, печально для согрешившего, это весьма его удручает, вселяет чувство вины и т.п. И человек кается, скорбит и плачет, но он оплакивает не гибельность своего состояния, а свой проступок пред Богом. Тем самым протестант износит предмет покаяние вне себя, выводя его из сотериологической плоскости, то есть лишая его существенной важности.

“Мы не должны удивляться или сомневаться, что мы спасены, когда наша христианская жизнь кажется наполненной препятствиями, неудачами и грехами”, - успокаивает голос совести христиан-баптистов Сэмюель Уолдрон. О том же пишет и Ч.Райри: “Тот, кто не приносит плода и не стремится к совершенству, может потерять многое, но не вечную жизнь”."Какими бы тяжкими грешниками мы не оказались, если мы принимаем Иисуса Христа как жертву умилостивления за наши грехи, мы можем сказать: "Он наши грехи Сам вознес телом Своим на древо", “Такая уверенность основана не на предположении или убеждении, допускающем малейшую возможность сомнения. Это - непреложная уверенность от веры”, - поясняет баптистское исповедание 1869 года. Итак, следуя догматике ЕХБ, христиане-баптисты должны непременно убедить себя, что их жизнь им просто “кажется наполненной... грехами” и не допускать даже “малейшую возможность сомнения” в том, что даже “тот, кто... не стремится к совершенству” потерять вечную жизнь не может.

В результате, греховность протестантов настолько отделена от спасения, что само спасение достигается ни чем иным как исповеданием правого вероучения. Соответственно и причина потери Царства Небесного сугубо конфессиональная - отпадение от общины. Об этом пишет Ф.Л. Форлайнс: “Единственная причина утраты спасения - это отступничество, или неверие”.

Таким образом, незаметно для себя, баптистская сотериология вернулась к тому же образу уверенности в спасении, которого ошибочно придерживались фарисеи I века".

Учение баптистов об оправдании - это прямое обессмысливание всякого духовного напряжения и подвига. “Мы верим, - пишут они, - что оправдание - это акт Божьего суда, посредством которого Он объявляет верующего праведным на основании праведности Христа. Оправдание не зависит от наших добрых дел, оно даётся даром, исключительно по вере в пролитую кровь Искупителя”.

Формализм протестантского “спасения” иногда просто поражает своей наготой. То же исповедание учит, что евангельские христиане баптисты “оправданны полностью и единственно потому, что Бог приписывает им праведность Христа. Он приписывает им деятельное послушание Христа полному закону, а также Его страдательное послушание в смерти”. “Оправдание является декларативным актом. Оно не является чем-то, что может совершить человек, а чем-то, что можно возвестить о человеке. Оно не делает человека правым или праведным, но объявляет человека праведным”. “Основанием нашего оправдания в очах Божиих, когда Он объявляет нас праведными, должно быть только лишь послушание Христа”. “Оправдание - это не какая-то перемена в нас, а вердикт по отношению к нам. В деле оправдания Бог действует как судья, а не как хирург”, - единогласно звучит главнейший протестантский догмат начиная с XVI века и до сего дня.

Таким несложным способом протестантская догматика оправдывает статус души грешника, оформляет, так сказать, его права и притязания. Но, что же она предлагает самой душе христианской, томящейся своей греховностью? - утешаться тем, что Бог не будет их за это наказывать!? Баптисты призывают христиан довольствоваться тем, что Бог с некоторых пор, по объективным для Него причинам иначе относится к нашему духовному состоянию. Система оправдания, исповедуемая протестантами, спасает тем, что омывает очи Божии, а не душу человеческую. Г.К. Тиссен вполне откровенно пишет об этом: “Корень идеи оправдания заключается в провозглашении Бога, праведного Судии, что человек, который верует во Христа, каким бы он грешником ни был, является праведным, т.е. считается праведным”. Так и остался, значит, человек не исцелённым! Что же нам предлагается думать: неужели Свои проблемы решал Господь на Голгофе?! Ведь, главная наша беда в том, что мы не можем жить без греховной грязи во всём, что делаем, а не в том, что Бог на это сердится. Баптисты верят в то, что посредством оправдания Бог изменился, и находят в этом большую радость. Если так, то плакать бы надо... человек то остался прежним. Но, слава Богу, протестанты заблуждаются". [3]

3.2 Жизнь общины

По большому счету любой человек, считающий себя баптистом, может организовать общину. Чаще это делает группа людей. Мой знакомый баптист из Татарстана, например, говорит, что их община организована по возрастному принципу - ее посещает только молодежь до 30 лет. Община именуется церковью и выбирает себе какое-либо название.

Например, "Вифания", "Надежда", "Иерусалимская церковь" и т.д.

Существует община за счет "десятины" - десятой части заработка, которую каждый ее член призывается вносить каждый месяц неукоснительно.

С уклонистами проводятся специальные беседы. Каждая община избирает на общем собрании пресвитера, большие церкви нескольких пресвитеров. Также община избирает нескольких диаконов. Вместе они являются служителями данной поместной церкви и составляют церковный совет.

Церкви области объединяются в областное объединение церквей. Делегаты от каждой церкви на общем совещании избирают служителей по области: старшего пресвитера и его заместителей.

В масштабах всей страны церкви объединены в Союз ЕХБ. Периодически созывается Съезд из представителей церквей - делегатов. На съезде избирается председатель Союза, заместители его, генеральный секретарь, а также члены Совета Союза. В состав его входят и служители по областям.

Есть церкви не входящие в Союз и действующие самостоятельно.

На международном уровне общины ЕХБ имеют общение и участвуют в работе ряда баптистских организаций.

Союз ЕХБ входит в Евро-Азиатскую Федерацию Союзов ЕХБ стран СНГ. В работе участвуют все союзы бывших 15 республик СССР. Председателем Федерации является один из председателей Союзов ЕХБ, избираемый на 2 года.

На европейском уровне Союз ЕХБ входит в состав Европейской Баптистской Федерации. В настоящее время она включает 51 баптистский союз из стран Европы и Ближнего Востока.

Во всемирном масштабе Союз ЕХБ входит во Всемирный Баптистский Альянс, который был организован в 1905 г.

У баптистов очень хорошо развито миссионерство. Они посещают с проповедью тюрьмы, больницы, дома престарелых, школы, детские дома и т.д.,зачастую оказывая этим социальным заведениям материальную поддержку. В летнее время молодежь раздает Евангелие на улицах, горожане выезжают "на село", где помогают старикам по хозяйству, попутно проповедуя основы своего вероучения, с которым мы уже знакомились выше. Организовывают концерты, спортивные соревнования и т.д. Американские баптисты, по определению лучше материально обеспеченные, проводят даже "праздники квартала" по какому-либо придуманному поводу, на которых угощают местное население бесплатной едой, проповедуют и раздают Евангелие. Все эти мероприятия в совокупности называются "евангелизацией". Миссионеры-проповедники у баптистов, как правило, проходят курс предварительного обучения. Цель у них одна - пригласить как можно больше людей на собрание. На собраниях читают и подробно комментируют Священное Писание, говорят длинные проповеди, к новичкам проявляют внимание. Общины у них, как правило, немногочисленные, поэтому есть возможность для индивидуального общения с каждым.

Вот как описывают свои собрания сами баптисты:

"Не существует официально утвержденной схемы богослужения для всех общин ЕХБ. Все зависит и от служителя и от состава общины. Хотя какие-то общие черты присутствовать могут - например, общее пение и проповедь. Обычно у баптистов богослужение в церкви не проходят ежедневно. Воскресные же богослужения проводятся по-разному, в зависимости от конкретной общины. Например, у нас это выглядит так:

Сначала музыкальное служение (где-то минут 20-30), потом проповедь (иногда две). Молитва. Хотя, конечно, в разные дни бывают немного по-разному (праздники, хлебопреломление, крещение и т.д.). В некоторых церквях есть практика не одной проповеди, а, например, трёх. Но общее направление таково - центральное место на богослужении отдаётся именно проповеди". /Москва/

Как мы уже говорили ранее - право проповеди предоставлено каждому члену общины.

"Несколько выделяются из общего строя богослужения, во время которых совершается Вечеря Господня - причастие. В этом случае все остальное служение: тематика пения и проповеди выстраивается под тему принесеня Господом жертвы за наши грехи. Так же и молитва посвящена покаянию и подготовке к дростойному принятию хлеба и вина. Помимо воскресного, как правило еще имеются собрания на неделе, но там уже места для экспромта больше и в качестве наиболее "типовых" можно выделить молитвенные служения. Проводятся обычно вечером буднего дня, элементы пения и проповеди присутствуют, но сводятся к минимуму, основная часть, понятное дело, молитва, как индивидуальная, так и общая. На неделе перед причастием опять-таки делается упор на покаяние и подготовку.

Бывают и другие собрания на неделе: молодежные, разборы слова, но там даже примерный "регламент", общий для всех, определить сложно"./Центральная Россия/.

Баптисты поют на собраниях духовные песни, которые сами же и сочиняют. В некоторых молитвенных домах слова песен даже проецируются со слайдов на экран для координации действий поющих.

«Священнодействиями в церквах Евангельских Христиан-Баптистов считаются: водное крещение, хлебопреломление (Вечеря Господня), рукоположение служителей, бракосочетание, молитва над больными и детьми, освящение молитвенных домов, погребение». [10]

В целях экономии места и времени, я приведу краткое описание священнодействий из баптистского богослужебного руководства

«Крещение

Крещение -- это печать, удостоверяющая веру и обещание Богу служить доброй совестью (1 Петр. 3:21). Крещение следует преподавать только тем, кто "умер для греха" (Рим. 6:2), только тем, кто действительно "умерли для стихий мира сего" (Колос. 2:20), кто не будет впоследствии тосковать по "Египту", у кого никогда не будет стоять вопрос: «почему нельзя это или то». /Интересно, как можно определить заранее - будет человек впоследствии тосковать по Египту или нет./

Обычно принимающие крещение одеваются в белые халаты. Креститель может быть одет так же, как и крещаемые, но лучше, если он будет иметь специальный халат, возможно даже другого цвета (голубой).

При крещении креститель задает вопрос: "Веришь ли что Иисус Христос есть Сын Божий?" Принимающий крещение отвечает: "Верую". Крестящий подтверждает: "По вере твоей и заповеди Господней крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа".

Оба говорят: "Аминь", после чего креститель один раз погружает крещаемого в воду.

Все мы понимаем, что крещение, как внешнее, то есть обрядовое, не спасает, но для переживших возрождение оно обязательно, так как действительно является элементом спасения".[10]

Как видим, для баптистов Крещение это не средство возрождения человека к новой жизни, а внешний знак приобщения уже "свыше рожденного" человека к церкви. Потерян сам смысл Таинства, что мы уже упоминали при описании учения Кальвина.

Вечеря Господня

"Вечеря Господня есть установление Самого Господа и для верующего имеет несколько значений: первое -- это вспоминание голгофских страданий Иисуса Христа, "умершего за грехи наши" (1 Кор. 15:3). Второе -- "смерть Господню возвещаете", то есть свидетельствуем о любви Божией ко всем людям с представлением им права "обратиться и быть живыми", то есть иметь прощение грехов (Исаия 55:3; Мф. 11:28). Третье -- это возвещение о пришествии Иисуса Христа, "доколе Он придет" (1 Кор. 11:26), и четвертое -- приобщаемся Тела и Крови Христовой (1 Кор. 10:16)".

Для совершения Вечери Господней используется специальная посуда: подносы (желательно не бьющиеся) для преломления в них хлеба, и чаши в виде кубков -- для вина и, если участвующих много, кувшины.

Вечеря приготавливается на специальном столе и накрывается белыми салфетками и, возможно, общей накидкой, на которой могут быть вышиты слова из 1 Кор. 11:24-25. Желательно положить две салфетки (одну влажную, другую сухую), чтобы служители могли протереть руки перед тем, как будут преломлять хлеб. К каждой чаше с вином должна быть также салфетка, чтобы обтирать края чаши. На столе нужно иметь блюдечко или розетку с чайной ложечкой, чтобы в случае попадания в чашу соринки, вынуть ее.

Перед совершением преломления пресвитер зачитывает соответственное место Писания, затем берет хлеб в руки и, приподняв его, совершает молитву, после чего разламывает его на две и более частей и предлагает служителям, участвующим в преломлении, разломить на более мелкие части (кусочки). Не следует мельчить так, чтобы получились крошки, но чтобы были небольшие аккуратные кусочки. Нужно также учитывать количество участников, для чего брать соответственно булочку, да и преломляя, нужно учесть так, чтобы как можно меньше было остатка. При небольшом остатке его можно здесь же разделить между участниками, а если много, то после собрания остаток должны скушать служители (возможно с водой, так как это уже не Вечеря). Вечеря Господня совершается при особом благоговении и "испытании самого себя" (1 Кор. 11:28). В связи с этим даже члены церкви (к великому сожалению) не каждый раз могут участвовать. Однако оставаться длительное время вне участия абсолютно не нормально, так как сам член церкви своим неучастием в Вечере Господней подверг себя наказанию, а значит, его духовное состояние побуждает пресвитера обратить внимание на такого члена церкви, побеседовать с ним, разобравшись в сложившейся ситуации". [10]

Разумеется, баптисты не рассматривают хлеб и вино совершаемой Вечери Господней, как истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.

Для них это просто символы. «Причастие - по-баптистски «хлебопреломление» - ничто иное как поминки по Иисусу Христу; иначе говоря - сакральное содержание Причастия подменено чисто символическим актом. Литургия, как пишет В.Солодовников, подменена у них «собранием», здорово напоминающим партийное; причем, сходство будет просто мистическим, если убрать христианскую лексику проповедников”.[25]

Бракосочетание

"Бракосочетание обычно проводится в торжественной обстановке на общем собрании церкви, где пресвитер сам (или поручит кому-то из одаренных служителей) сказать слово наставления, а затем задает некоторые вопросы молодоженам: «Признают ли они, что их брак благословен Богом? Дают ли обещание верности друг другу?» После этого предлагает молодым преклонить колена и совершаются краткие молитвы: родителей, невесты и жениха, после чего пресвитер возлагает на них руки (правую на жениха, левую на невесту) и совершает молитву, призывая Божие благословение на вступающих в брак. По окончании молитвы молодые встают, пресвитер объявляет их мужем и женой, поздравляя, приветствует их".

Надо сказать, что к разводу баптисты относятся крайне отрицательно. Человек, решившийся на такое действо, рискует выбыть из членов общины, что и произошло с одной моей корреспонденткой, муж которой спровоцировал развод, обращаясь с ней самым нехристианским образом. Впоследствии женщина перешла в православие. [10]

Благословение детей

"Благословение призывается в начале всякого дела. Поэтому и благословение детей следует осуществлять в их младенчестве. Такому порядку были воспитаны израильтяне (Лук. 2:21-24), этого придерживаются мусульмане и христиане некоторых конфессий до сего дня. Мы же глубоко убеждены, что крещение младенцев не соответствует Священному Писанию, однако не могут же дети остаться вне духовного приобщения, и таковым у нас -- Евангельских Христиан-Баптистов -- является служение благословения детей, что должны помнить родители и служители. Этому следует учить и наблюдать за соблюдением, чтобы не лишился народ Божий благословения.

Благословение детей совершается без всяких предварительных собеседований. Дети чисты пред Богом и, пока они не вкусили от мира греховных плодов, мы приносим их в молитве к Господу. Сам Христос повелел: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне" (Мф. 19:13). Служители при этом выполняют "служение свое", вверенное Господом, повелевшим "благословлять" (2 Тим. 4:5; Рим. 12:14)". [10]

Фирменный знак баптистов - "Мы же глубоко убеждены, что крещение младенцев не соответствует Священному Писанию."

Ну, что здесь можно сказать? Мы уже рассматривали протестантскую сотериологию, это ее логическое следствие.

Полностью извращено понимание первородного греха и Таинства Крещения. Если встать на позицию протестантов вообще и баптистов в частности, да, крещение младенца - действие противное логике, лишенное смысла.

Молитва над больными

"Это особый род служения и совершается он исключительно по просьбе больного. И лишь когда больной находится в тяжелом состоянии, так что не может заявить о своем желании, тогда об этом могут просить другие (Марк. 2:3). Это служение ни в коем случае не умаляет значение молитв: личных, семейных, друзей, проповедников и церкви, однако эти молитвенные служения не могут также заменить пресвитерской молитвы, описанной в послании Иакова: "возложат руки на больных, и они будут здоровы."

Что должно помазываться при этом служении? Из всех мест Писания мы уяснили себе, что помазание головы есть помазание всего тела. Так и при помазании больного, после молитвы служителей с возложением рук, один из служителей, участвовавших в молитве, возьмет немного масла на ладонь руки и, растерев обеими ладонями, помажет голову больного. При этом можно сказать слова: "Помазую тебя по слову Господню во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.Перед этим служением необходимо побеседовать с больным, возможно даже наедине, так как у больного может быть желание исповедать грех: "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" (Иаков. 5:16). И затем, прочитав соответствующее место Писания, совершать молитву".[10]

В этом описании мы также не найдем собственно Таинства, совершаемого Богом по молитве священника. Смысл действия в понимании баптистов размыт и неясен. Конечно, "если соделал грехи - отпустятся ему", говорит апостол Иаков, а совершенно непонятно, какие грехи можно дополнительно простить "спасенному" человеку, все грехи которого и так уже прощены?

Здесь явная нестыковка с их догматикой, поэтому акцент делается на физическом исцелении, хотя изначально в православной традиции это Таинство понимается прежде всего, как исцеление духовное.

Рукоположение

"Совершается над избранными Церковью служителями. Избрание должно осуществляться при участии одного из тех, кто будет принимать участие при рукоположении. Рукополагающие служители должны ясно представить каждого рукополагаемого, объяснив церкви, на какое служение посвящается брат (пресвитерское или диаконское). И после данного пред церковью наставления, каждый из кандидатов рукополагается отдельно. Желательно, чтобы в этот момент вместе с рукополагаемым была и его жена. В рукоположении могут участвовать двое-трое служителей (пресвитеров), но не более. Руки возлагаются на голову посвящаемого брата, но при этом предлагается совершить молитву жене, затем рукополагаемому, после чего молятся пресвитеры".[10]

Первый баптистский пресвитер Смит, как мы помним, перекрещивал себя сам, будучи бывшим англиканским священником.

«Освящение молитвенных домов

Все вновь построенные и капитально отремонтированные молитвенные помещения подлежат освящению и посвящению Господу.

Есть некоторые рассуждения: соответствует ли выражение "освящение" тому служению, которое мы совершаем? Да соответствует, так как "все освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4:5).

При освящении молитвенного дома объявляется торжественное собрание, на котором зачитываются места Писания соответственно теме, после чего пресвитеры выходят пред лице народа и, подняв руки, совершают молитвы. Желательно, чтобы в молитве участвовали два, три пресвитера. Рекомендуется произносить краткие молитвы». [10]

«Погребение

Похоронам в миру придается важное значение и совершают их обычно священники. Что же касается нашего братства, то мы не имеем определенной формы в совершении этого служения. В зависимости от условий, в доме умершего назначается траурное служение, которое согласовывается с родственниками. Этим служением мы утешаемся сами и утешаем родственников. Проповеди, пение должны иметь тему о важности жизни, о ее кратковременности и о воскресении мертвых. При этом нужно сказать и слова утешения в адрес близких, родственников, супругов, детей. В день погребения в заключении служения совершить молитву, можно предложить помолиться кому-то из родных, затем служитель закончит все молитвой.

Выносятся вначале венки, за ними крышка гроба, и затем -- гроб с телом покойного. Крышка и гроб выносятся ногами вперед. На кладбище совершается краткое служение: это зависит от многих условий, особенно погодных. После краткого слова и пения, совершается молитва, родственникам предлагается попрощаться с умершим. Было бы правильным воспитывать верующих не целовать тело покойного. В этот момент следует утешать особо скорбящих.

При покрытии гроба землей, некоторые считают нужным бросить горсть земли и при этом сказать слова: "Прах ты и в прах возвратишься". Мы считаем, что этот ритуал не имеет основания в Писании, но и не искажает его. Так что он не обязателен, "...но чтобы нам не соблазнить кого" (Мф. 17:27), можно сделать".[10]

Надо ли говорить после всего вышеизложенного, что баптисты не молятся о прощении грехов покойного?

Баптисты весьма серьезно относятся к чистоте своих рядов,

о церковной дисциплине у них написано немало трактатов.

Это понятно. В понимании баптистов церковь это не больница для грешников, а место пребывания спасенных. Спасенные же по определению должны вести себя подобающим образом. Дисциплинарные средства в баптизме должным образом классифицированы и применяются последовательно. Для их описания снова обратимся к первоисточникам:

И. С. Проханов. О мерах духовного исправления в церквах евангельских

"Увещание

Увещание применялось и должно применяться, прежде всего, в виде ближайшего призыва верующих к совершенствованию в различных проявлениях духовной жизни. В этом случае увещание есть ни что иное, как наставление в виде просьбы.

Вразумление

Разновидность увещания называется вразумлением. Вразумление отличается от увещания, главным образом, тем, что при вразумлении главную роль играет не просьба или мольба к человеку об исправлении, а призыв к его разуму и усилие убедить его на основании доводов разума и соответственного толкования Слова Божия, что ему лучше и выгоднее поступать по завету Христа, чем каким-либо иным образом.

Обличение

Помимо увещания и вразумления, в практике духовной жизни применяется обличение. Отличие обличения от увещания и вразумления заключается в том, что в нем имеется элемент устрашения тою ответственностью, которая падает на человека, склоняющегося ко греху, делающего или уже сделавшего его. Обличение есть первое применение слов Ап. Иуды: "А других страхом спасайте".

Увещание или вразумление применяются, как меры предупредительные, для предохранения от греха, а обличение применяется там, где грех уже совершается или совершился. Поэтому обличение может быть продолжением увещания и вразумления, что бывает в тех случаях, когда увещание или вразумление не помогли, и человек, несмотря на предупредительное воздействие, решил уже совершить грех или его совершает".[6]

Ну и, наконец, если вышеуказанные средства не приводят к результату, грешника отлучают от общины до покаяния. Закономерен вопрос. Как могут появляться в среде баптистов грешники, если, по их словам "Крещение следует преподавать только тем, кто "умер для греха". Очевидно, проскакивают таки люди, которые лишь сделали вид, что "умерли". Знакомый баптист посетовал, что да, действительно, есть лицемеры, которые принимают Крещение не будучи "свыше рожденными", но, отнесем это к невнимательности крещающих братьев баптистов.

В заключении хочу процитировать некоторые места из статьи В.Солодовникова. Он, как уже упоминалось, недавно оставил баптизм в пользу лютеранской церкви, пишет достаточно резко, но, вероятно, вполне адекватно рисует ситуацию, сложившуюся в современном баптизме, т.к. с подобными мнениями я встречался у многих его бывших единоверцев.

"Богу не нужна наша интеллектуальность, Ему нужны только наши покаянные сердца!", - заявил в начале июня сего года в одной из проповедей в Центральной Московской церкви ЕХБ заместитель Председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов Сергей Золотаревский. Комментарии, как говорится, излишни. В баптистских учебных заведениях (такие все-таки появились, что поделать - дань времени!) преподавателей с учеными степенями держат, как правило, в качестве "почасовиков". Для того, чтобы "в случае чего" можно было от них легко избавиться. "Штатно" преподают... их недавние студенты, закончившие школу эпохи краха советского среднего образования. Кое-кто из этих "студенто-преподавателей" обучаются в светских, как правило, коммерческих "ВУЗах" или уезжают на время в США повышать квалификацию в баптистских, меннонитских или других протестантских учебных заведениях. Разумеется, практически никто из этих "юных дарований" до сих пор не создал ни одной фундаментальной научной монографии ни в сфере богословия, ни в сфере церковной истории и т.п. Среди них немало т.н. "потомственных баптистов" или "Баптистов Баптистовичей", то есть выходцев из семей верующих. В советское время для такой публики даже придумали аббревиатурное прозвище - "ДВР" - дети верующих родителей. О каком качестве преподавания можно говорить, когда пасторско-миссионерский состав готовят люди с комплексом вчерашнего студента (поэтому они чрезвычайно управляемы администрацией семинарий или колледжей)? И это происходит на фоне вытеснения из педагогического процесса кандидатов и докторов наук! Причем, не безбожников, а искренне верующих и преданных Богу. Современный российский баптизм имеет животный страх перед думающими людьми: они "неуправляемы", а значит их надо "оттеснять". Оттеснять от сферы духовного образования, оттеснять от какого бы то ни было руководства или рядовой работы в миссиях, радио- и телеслужениях, благотворительных организациях и самое главное - от проповеди в церкви, дабы избежать их влияния на паству.

Настораживает не только прогрессирующая маргинализация российского баптизма, но и его кальвинизация, вестернизация, либерализация и в конечном счете - секуляризация или обмирщение. Не знаю как пролетарий, а вот интеллигентный христианин этого принять не может.

Сотрудничество баптистских религиозных объединений с американскими единоверцами, в большинстве случаев придерживающимися кальвинистской сотериологической доктрины, привело к тому, что она стала стала агрессивно или исподволь навязываться россиянам, которые придерживались арминианских взглядов на Спасение. Отличие кальвинистской и арминианской доктрин состоит в том, что сторонники первой полагают, что вследствие абсолютного предопределения Спасение потерять нельзя даже, если ты согрешил, а сторонники второй считают, что грех наказуем (замечу, что свою доктрину кальвинисты гордо именуют "доктриной вечной безопасности", хотя правильнее ее назвать доктриной вечной безнаказанности). Казалось бы, баптистское руководство должно было занять принципиальную позицию и сказать решительное "нет" кальвинизму, который начал на глазах морально разлагать, а зачастую и ликвидировать общины ЕХБ, но... Но невозможно соскочить с заокеанской финансовой иглы! Дело закончилось "буржуазной дипломатией": руководящие братья все "спустили на тормозах": и теперь в России есть как баптисты-кальвинисты, так и баптисты-арминиане; есть и такие, которые вообще не задумываются о Спасении, лицемерно "сохраняя единство духа в союзе мира".

Вестернизация российского баптизма стала притчей во языцах далеко не сегодня. Мне пришлось написать на эту тему немало статей (с одной из них - на мой взгляд, наиболее выверенных - "Made in America" можно познакомиться заглянув в "Читальню "Русского Баптиста" на одноименном сайте - www.rus-baptist.narod.ru). Именно поэтому у меня нет больше желания анализировать всем известные вещи. Замечу только, что вестернизация выталкивает баптистов - несомненно, людей русской культуры - в объятия пост-модернистской однополярной и эклектичной псевдокультуры, центром которой является "зеленый рубль" (современная версия библейского золотого тельца) с сопутствующей макдональдизацией сознания. Вестернизационные процессы направляют баптизм в объятия либерализма, который уже проявляется в одежде, стиле поведения и самое главное - в мышлении многих верующих ЕХБ. А каким может быть это мышление, когда свыше 90 процентов книг, выпускаемых баптистскими издательствами, американские! Да еще какие. Вот перл, который баптисты взахлеб читают в одной из американских кальвинистских книг по проблемам семьи и брака: "Половой акт - это богослужение, так как он совершается с молитвой". Именно на таких заранее и щедро проплаченных бестселлерах воспитывается баптистская молодежь, которой устами бывшего проректора Русско-Американского Христианского института (заметим, членом Совета директоров РАХИ является Исполнительный секретарь Евро-Азиатской Федерации союзов ЕХБ Юрий Апатов - Прим.автора) Лэрри Орта вбивается тезис о том, что "Иисус Христос был провокатором, и за это его распяли". Интересно также, что преподавателям этого "ВУЗа" на инструктажах навязываются идеи "апостола" американского либерально-христианского образования Артура Холмса (он, кстати, советник РАХИ по образованию - Прим.автора), который "прославился" следующим изречением - "Идея защиты веры, я бы сказал, больше карикатурная, надуманная, нежели, реальная." ! Увы, но под "либерально-христианским" воздействием образ мыслей и образ жизни баптистов в России с каждым днем становятся все более секулярными. Евангельский призыв быть "светом" (См.Матф.5:14) для многих из них является "нереальной" сверхзадачей в духе К.С.Станиславского.

Что касается баптистской интеллигенции, то ее попытки противостоять всем этим метастазам оказываются тщетными, ибо "шибко грамотные" не авторитетны. И действительно, их голос вряд ли когда бы то ни было будет услышан, их предложения о "реформации" баптизма вызовут лишь кривую усмешку (и это в лучшем случае!). Один Бог знает сколько представителей интеллигенции в баптистских церквах "поставлено на замечание", сколько отлучено, сколько перешло в православие или или... вообще разочаровалось в христианстве. Недаром в среде думающих баптистов в ходу присказка - "Какая все-таки разница между Христом и христианством!" [5]

Список используемой литературы:

1. Алистер Маграт "Богословская мысль Реформации"

2. Митрохин "Баптизм"

3. свящ. Вячеслав Рубский "Православие и протестантизм. Штрихи полемики"

4.Эл.энциклопедия "Кругосвет"

5.В. Солодовников "Исповедь"

6.И. С. Проханов. "О мерах духовного исправления в церквах евангельских"

7.А.Хомяков "Слово о западных вероисповеданиях"

8.Ж.Кальвин «Наставления в христианской вере».

9. “Христианские секты Западного происхождения”

10. Н.А.Колесников «Церковные священнодействия евангельских христиан-баптистов

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты