"Вдумчивому человеку, - писал протоиерей Александр Мень (Э. Светлов),- трудно найти в духовной жизни людей фактор, который на протяжении веков играл бы большую роль, чем религия. От каменного века до термоядерной эры, претерпевая удивительные изменения и метаморфозы, живёт она неразрывно с человеческим духом и мировой культурой".
Библию от. Александр, наряду с египетскими храмами и вавилонскими гимнами, Парфеноном и русскими иконами, называет среди ценностей, которые "коренятся в религии" и " вносят в земную жизнь высший смысл".
Задачи нашей работы не совпадают с задачами экзегетики** Экзегетика (греч. исповедание) - раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии. и заключаются в том, чтобы показать непреходящее культурно-историческое значение Библии для человечества; причём, независимо от того, какую религию исповедуют люди или и вовсе являются атеистами. В студенческом реферате по основам религиоведения Библия не может быть исследована и оценена как священное писание, что по определению московского митрополита Филарета (Дроздова), данному в середине XIX в., означает: "Книги, написанные духом божиим через священных от бога людей, называемых пророками и апостолами". Библия будет рассматриваться нами как "важное историко-культурное явление, заслуживающее внимательного и заинтересованного исследования". Более двадцати лет назад известный советский востоковед И.М. Дьяконов заметил, что "мы лучше всего поймём древнееврейскую ("библейскую") литературу, если раз и навсегда откажемся расценивать её - в позитивном или негативном смысле - как какое-то особое, уникальное, то ли боговдохновенное, то ли созданное намеренно для одурачивания народных "масс" писание, а будем рассматривать её как то, чем она является, - одной из ряда литератур Древнего Востока, типологически с ним сходной, не более и не менее религиозной, чем другие, и в целом не более и не менее реакционной или прогрессивной, чем другие".
Актуальность темы очевидна и, прежде всего, с позиций возрождения нравственности и духовной культуры в российском обществе, как, в прочем и с познавательной точки зрения.
Библия как культурно-исторический памятник
Библия: композиция, периодизация, язык
Как следует из самого названия, "Библия" (греч. "книги") не являются одним цельным произведением. Это сборник различных сочинений числом более шести десятков (а вместе с неканоническими* книгами Ветхого завета Библия насчитывает 77 книг,11 См. Атеистический словарь, - М.: Политиздат, 1985 - с. 58.
* Иногда вместо названия «Писания» употребляется греческое слово того же значения «Атнографы».
** Библия. По заказу Казанской епархии.- Казань, 1994. - с.1000. условно называемых "Книгами", значительно различающихся между собой как по объёму, так и по времени составлению, содержанию, жанру и стилю, написанных разными авторами.
В христианской Библии выделяются две крупные части: Ветхий завет (древнеслав. "Древний союз" или "Древний договор") и Новый завет.
Ветхий завет является вероисповедной основой двух религий: иудаизма и христианства. Ветхий завет стал священным писанием древнееврейской религии, Новый завет - христианства. Но поскольку христианство во многом сложилось на основе иудаизма, его последователи по традиции признавали священным писанием так же и Ветхий завет. И до сих пор все христианские церкви считают священным писанием всю Библию, в то время как иудее признают только Ветхий завет.
Традиционно книги Ветхого завета подразделяют на три "разряда":
1. "Закон" (в иудаизме - "Тора" - "учение" или "закон");
2. "Пророки" и
3. "Писания".
В "Закон" входят 5 первых книг Библии, так называемое Пятикнижие Моисеево: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.
"Пророки" (древнееврейск. небийм) делятся на первых или старших и на последних или младших, которые, в свою очередь, подразделяются на "великих" и "малых". Еврейская современная (т.н. масоретская) Библия к "великим" относит 3-х пророков: Исаию, Иеремию, Иезениля; и их книги наряду с книгами 12-ти "малых" пророков относит к разделу "Пророки"**
Христианская Библия включает в раздел "Пророки" и Книгу Даниила (которого относит к "великим"), а так же и так называемые "исторические" книги: Книгу Судей, 4 книги Царств, 2 книги Паралипоменон книги Ездры и Неемии)2*Масореты - евр. Хранители предания.
**Паралипоменон - греч. «повторение». тогда как масореты* Книгу Даниила, книги Ездры и Неемии, Летописи (1 и 2 Паралипоменон)**наряду с Псалмами, Притчами, Иовом, Песнью Песней, Руфью, Плачем Иеремии к разделу Писания.
Перечисленные выше книги Ветхого завета считаются каноническими (от канон - греч. "правило"; в данном случае, правило, которое церковь постановляет в отношении веры для обязательного выполнения со стороны верующих) как в иудаизме, так и во всех христианских церквах. Кроме них есть ряд других сочинений, "книг", которые иудейские богословы вообще не считают священными писаниями и не включают в свою Библию, а некоторые из христианских церквей включают либо в качестве "богодухновенных"**** Вдохновенный или вслушённый Богом.**(католическая церковь), либо в качестве "душевнополезных" (православная церковь).
Канонические книги более древние, написаны в XV-V в.в. до Рождества Христова (до н.э.); неканонические - в IV-I в.в. до Р.Х.
Почти все сочинения, вошедшие в состав Ветхого завета, были написаны на древнееврейском языке и лишь несколько мест в них - на родственном ему арамейском языке. Первым собирателем книг считают Ездру (V в. до Р.Х.). В III в. до Р.Х. - I в. Р.Х. ветхозаветный канон приобрёл тот вид, который существует в современной Библии.
В III-II в.в. до н.э. был сделан перевод Ветхого завета на греческий язык. Этот перевод был сделан для александрийских евреев и иудеев, живущих вне Палестины, которые уже забывали родной язык и говорили по-гречески, но. Как сказано в Предисловии к Книге премудрости Иисуса, "находясь на чужбине, желают учиться и приспособляют свои права к тому, чтобы жить по закону".
Библейские книги на латинском языке были известны уже в конце II в. по Р.Х. В конце IV- начале V в.в. их перевели заново, этот перевод под названием "Вульгата" получил широкое распространение в Католической Церкви.
Переводу Библии на славянский язык начат был в IX в. Кириллом и Мифодием. Современная славянская Библия представляет собой перепечатку Елисаветинского издания 1751-1756 г.г.
На русский язык Библия переведена в середине XIX в. Канонические книги переводились с еврейского малоретского текста с дополнениями и вариантами из Септуатинты, а неканонические - с греческого, за исключением Третьей книги Ездры, переведённой с латинского, т.к. этой книги нет ни в еврейской, ни в греческой Библии. Русская православная Библия содержит все 39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого завета.
Новый завет включает в себя 27 книг: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна (евангелие - греч. "благая весть", "благовествование").
За евангелиями следует небольшое сочинение Деяния Апостолов. Затем Послание Апостолов; их -21, из них первые 7 называются соборными, потому что адресованы от Иоанна, Иуды) всем христианским общинам. Остальные 14 носят название Посланий апостола Павла и адресованы либо какой-нибудь одной общине (например, Послание к римлянам), либо к какому-то отдельному лицу (например, Послание к Тимофею).
Заканчивается Новый завет Откровением Иоанна Богослова или Апокалипсисом (греч. "откровение").
Последовательность появления книг Нового завета не совпадает с той, в которой они располагаются в каноне и которая отстаивается христианской традицией. Первым во второй половине 69-начала 69 г.г. появилось откровение Иоанна; в конце 90-х г.г. I в. и в начале II в. - некоторые из Посланий; во второй четверти II в. - Евангелие; в начале второй половины II в. - Деяния и остальные послания.
Проблемы авторства и датировки большинства библейских книг ещё очень далеки от окончательного решения. Однако в общем можно считать научно установленным, что древнейшие тексты, вошедшие в состав Ветхого завета, относятся к XIII - XII в.в. до н.э., а самые поздние - по II в. до н.э. Что касается Нового завета, то он создавался ещё позже - в I - II в.в. н.э. таким образом, в общей сложности Библия складывалась на протяжении почти 1500 лет.
Библия: культурно-историческое значение
Знаменитый французский историк религии Эрнест Жозеф Ренан, автор "Жизни Иисуса", начал эту книгу такими словами: "Фактом огромного значения в мировой истории является тот переворот, в результате которого благороднейшая часть человечества перешла от старых религиозных форм, известных под неопределённым именем идолопоклонства, к новой, основанной на единстве Божества…".
Ниже Ренан даёт предельно краткий, но удивительно ёмкий анализ языческих религиозных верований, которые у одних народов "не прошли далее веры в кудесников", либо приводили "к бесстыдным сценам бойни", или не выходили из фетишизма. Даже при "блестящих цивилизациях, развившихся в отдалённой древности в Китае, Вавилоне и Египте" религия "не имела… никакого влияния на направление великих человеческих течений", а религия "Вавилона и Сирии никогда не освобождалась от основ странной чувственности", оставались "школами разврата, где только лишь благодаря поэтическому проникновению открывались порой блестящие просветы в мир божества".
Далее Ренан делает потрясающе точный вывод: "никакой великой нравственной мысли не могло выйти от рас, униженных вековым деспотизмом и привыкших к учреждениям, которые лишали личность свободы действия".
"Явление на свет" поэзии души, веры, свободы, частности, самоотвержения" Ренан связывает с "двумя великими расами - индоевропейской и семитической.** Ренан подразумевал под этим «народы, которые говорят или говорили на одном из языков, которые называют
По убеждению Ренана, именно "расе семитической принадлежит слава создания религии человечества". Конечно же, речь здесь идёт о христианстве, но Ренан пишет: "Закон или Тора, написанная в глубокой древности на каленных скриженах и приписанная … Моисею, был уже тогда кодексом монотеизма и заключал … могучие зародыши общественного равенства и нравственности".
"Центральная доктрина иудаизма, - пишут авторы одного из современных учебников, - вера в единого бога, который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору".
Иудаизм тесно связан с древней историей семитских народов и, прежде всего, еврейского. Приблизительно во второй половине II-го тысячелетия до н.э. наряду с разложением родового строя у части семитских племён на смену распространённой среди народов Древнего Востока космогонической мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом.
В соответствии с библейским преданием, родоначальником еврейского народа, а также ряда других народов (например, арабов) был Авраам - внук Сима (Шема), первого сына ноя. Именно Авраам по пути из Южного Междуречья заключил Завет с Богом (отсюда и Ветхий Завет и Новый Завет - Библия). Древний (Ветхий) договор (Завет) с Богом был заключён на простых и понятных условиях: в обмен на исполнение требования, которое позже в Десяти Заветных Заповедях, дарованных Моисею, записано как "да не будет у тебя других богов перед ликом Моим" Всевышний отдавал Аврааму и "гарантировал" многочисленное потомство.
Несколько веков спустя Завет с Богом, подтверждённый Моисеем, приобретает письменную форму, а затем, по мере исторического развития, в Книгах - Библии …
По условиям нашего реферата нет ни возможности, ни смысла анализировать и оценивать точность соответствия библейских текстов реальным историческим процессам в событиях и лицах. Гораздо важнее отметить: Библия, являясь своеобразным "продуктом" человеческой истории, сложившись, преобразилась в мощнейший фактор, влияющий на ход истории человечества. Можно сколько угодно оспаривать "богодухновенность" библейских текстов, но отрицать единство внутренней логики библейских сюжетов и объективно исторических событий - означало бы быть слепым.
Монотеизм (единобожие), его осознание и признание - решающее завоевание цивилизации; здесь трудно не согласиться с Э.Ж.Ренаном (см. выше). Но важно и не упустить один существенный момент. На него обращают внимание и в научной литературе: "Хотя иудаизм, - пишут авторы Основ религиоведения, - поставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассиминации евреев, оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля". Поэтому иудаизм не мог рассчитывать на широкое признание, но с другой стороны, по этой же причине (этническая замкнутость) иудаизма проявляет свою жизнестойкость. Религией единения человечества, выросшей из Библии, стало христианство.
Идея мессианства - грядущего пришествия в мир божьего посланца, призванного установить справедливый и угодный Богу порядок, - одна из центральных в иудаизме, в Новом Завете обретает свою законченную форму. Если в иудаизме, особенно в крайних его формах таких, как фарисейство; выступали за чистоту иудаизма, за соблюдение внешних норм поведения), Мессия придет для того, чтобы освободить иудеев от власти язычников и положить основание Царствия Божия на земле, истинными наследниками которого является богоизбранный народ, т.е. те же иудеи; то в христианстве Мессия - Сын Божий, явившийся для спасения всего человечества.
Именно поэтому христианство стало второй (после буддизма) мировой религией. Третья, самая молодая, мировая религия - ислам, - не смотря на предельно обострившееся в наши дни противостояние иудейскому и христианскому миру, в разное время и не без оснований воспринималась как одна из христианских сект или как основанная на заимствованиях религия. Не без оснований потому, что главная священная Книга мусульман, Коран, в значительной мере посвящена изложению библейских, ветхозаветных и новозаветных, сюжетов и почти на четверть содержит сведения о жизни библейских пророков. Это тема отдельного исследования, но поскольку мы говорим о культурно-историческом значении Библии, не отметить влияние последней на одну из мировых религий, которую исповедует более миллиарда человек было бы ошибкой.
И, наконец, главное: культурно-историческая ценность Библии заключается, прежде всего, в ценности той доктрины, которую она проповедует. Библейское Слово "… провело раздел между духовным и временным и положило основу истинному либерализму и истинной цивилизации". Будучи высоким образцом культуры духовной, Библия удивительным образом влияла на развитие материальной культуры человечества.
Удивительно точно об этом сказал Роман Быкадоров в "Священной истории". В согласии со средневековыми концепциями, ведущая роль в формировании сакральной географии Ойкумены принадлежит святыням. Ветхозаветные религии, вещи, принадлежавшие спасителю, Божьей Матери и Апостолам, мощи святых, главные храмы Константинополя и других христианских столиц, императорские и патриаршие регалии были видимым средоточением духовной жизни. Именно вокруг них, а не вокруг рыночных площадей и зернохранилищ складывались города и государства древности, как бы тенденциозной учености не хотелось опровергнуть это".
Заключение
О Библии как о памятнике истории и культуры, в сущности, говорить нельзя. Памятник - это "сохранившийся предмет культурного прошлого", а Библия - вероисповедная основа живых религий.
Памятником письменности Библия может быть только для атеистов; либо слово "памятник" применительно к Библии должно употребляться с целью подчеркнуть непреходящую культурно-историческую ценность входящих в неё Книг.
В основной части нашего реферата мы намеренно не затрагивали вопросов о происхождении Вселенной, жизни на Земле и человека, хотя их божественное происхождение лежит в основе библейской доктрины. Великий русский философ Вл. Соловьёв писал: "… богословское положение о сотворении мира из ничего, … не есть какое-нибудь объяснение, а только требование отказаться от всяких объяснений". Современная наука, изучающая концепции естествознания, пришла к замечательному выводу: "Вопреки бытующим представлениям, наука не в состоянии опровергнуть идею о божественном сотворении первозданной Вселенной, так же как теологические взгляды не обязательно отвергают возможность того, что жизнь в процессе своего развития приобрела черты, объяснённые на основе Законов природы".
Та же наука относит мировые религии к числу "универсальных, сверхлокальных ценностей", формирующих социокультурную общность, именуемую цивилизацией. И, конечно же, Библии как вероисповедной основе одной из трёх мировых религий принадлежит и одно из главенствующих мест в системе этих ценностей.
Литература
1. Библия. По заказу Казанской епархии.- Казань, 1994.
2. Мень А. Духовная жажда в современном мире. Малая Церковь.- М.: Русский мир, 1992.
3. Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса. - М.: Политиздат, 1991.
4. Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. - М.: Политиздат, 1987.
5. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. - М.: Политиздат., 1982.
6. Дьяконов И.М. Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Наука., 1973.
7. Богдасаров Р. Священная история народов - Россия перед вторым пришествием (Материалы к очерку русской эсхатологии). В 2 т. С.Пт.: Общество свт. Василия Великого, 1998.
8. Основы религиоведения: Учебник. - М.: Высшая школа., 1998.
9. Концепции современного естествознания. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
10. Философский словарь Владимира Соловьёва. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
11. Атеистический словарь, - М.: Политиздат, 1985.
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1987.