1. Особенности возникновения и воспроизводства мифологического сознания
2. Мир и человек в мифе и современном мировоззрении
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Известно, что можно выделить два типа трансляции культуры в обществе: традиционный и современный. Традиционное общество - общество допромышленное, т.е. древнее и средневековое, общество, в котором господствуют обычаи и традиции прошлого. Передача опыта из поколения в поколение в традиционном обществе происходит в форме передачи традиций, обычаев, то есть целостных, нерасчлененных «блоков» деятельности, воспроизводимых в неизменном виде в определенной ситуации. Индивид должен усвоить определенную последовательность действий, унаследованных от предков: как пахать, сеять, убирать урожай, изготовить необходимые орудия труда, строить, лечить и т.д. Тем самым он обретает различные навыки и умения, практическое «знание», которое может быть в той или иной степени осознанным и вербализованным, выраженным в словах и понятиях. Современная культура, в том числе и философия, была создана не на пустом месте, она впитала в себя элементы предшествующих форм мировоззрения. Актуальность настоящей работы определяется необходимостью рассмотреть процесс становления человеческой культуры от самых ее истоков, что будет способствовать более глубокому пониманию общечеловеческих проблем, рассматриваемых философией.
Цель настоящей работы - понять, как и почему возникают мифологические представления ипочему они разрушаются, порождая современные формы сознания, в частности, философию.
В соответствии с поставленной целью, можно выделить две задачи, которые необходимо решить в ходе данного исследования:
· рассмотреть особенности возникновения и воспроизводства мифологического сознания
· выявить основные закономерности формирования картины мира и представлений о человеке в мифе и современном мировоззрении
Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности возникновения и сущность мифологии как архаического мировоззрения, свойственного первобытному обществу, в третьем дается обзор основных свойств мифологической картины мира, характерных представлений о человеке, а также воспроизводство мифологического мировоззрения в культурной жизни современного человека, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны основные первоисточники по теме работы.
1. Особенности возникновения и воспроизводствамифологического сознания
Мифология - мировоззрение общества эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледелия. «Миф» - в переводе с древнегреческого «слово», «рассказ». Мифы - это рассказы о деятельности предков, богов, героев о происхождении мира различных природных явлений и общественных установлений -- норм, обычаев, правил поведения. С точки зрения современного человека мифы - это сказки, фантастические представления, выдумки, с помощью которых человек пытался объяснить окружающий его мир. Действительно, мифы со временем становятся сказками. Это происходит, когда в мифы перестают верить. Но вначале мифы -- часть реальной жизни и события, в них описанные, воспринимаются как то, что было на самом деле. Более того, события, описанные в мифе, рассматриваются как события важнейшие в жизни мира и родового коллектива. Мифы - священная история рода. В мифологическом прошлом были заложены основы всего, и только благодаря этому род может существовать. Мифы были частью реальной жизни. Чтобы понять мифологическое сознание, надо понять реальную жизнь, способ существования в мире человека той далекой эпохи.
Различные типы воспроизводства опыта предполагают различные формы социальности и различные формы сознания. Исследователи культуры традиционного общества отмечают важнейшую особенность деятельности индивида этой культуры. Всякое значимое действие человека традиционного общества есть воспроизведение «прадействия», повторение мифического «образца». То, что он делает, уже делалось. Его жизнь -- непрерывное повторение действий, открытых другими - богами, предками или героями.
В одной из индийских священных книг «Чатападха Брахмана» говорится: «Мы должны делать то, что делали вначале боги»[3, с.51]. В этой пословице выражен основной принцип поведения человека традиционной культуры. Любые значимые действия повторяют, воспроизводят «образец» - действия предков или богов. Предки установили все ритуалы и повелели их исполнять. Установление ритуалов и запретов рассматривалось как переход от дикости и хаоса к порядку. Человек лишь повторяет акт творения. Изготовление орудий труда, домашней утвари, трудовые операции, бракосочетание, танцы, поединки - все это воспроизведение «образца», заданного предками или богами. Для всех земных предметов, строений, частей ландшафта, действий существует «небесный» прообраз, архетип. Такие представления можно найти в мифах различных народов.
Поскольку в общине опыт передается в форме навыков и умений, которые младшие должны усвоить, подражая старшим, то социальная структура основана на авторитете и власти старших, старейшин. Они - хранители опыта, который, в свою очередь, получили от ушедших предков. Эта цепочка завершается первопредком, культурным героем или богом, который был первым, научившим людей, как надо жить.
Рассмотрение родовой общины как иерархической структуры, позволяет понять многие стороны ее жизни, и главное - ее сознание, систему представлений об окружающей действительности. В ней боги и предки -- обозначение конечной причины: от кого исходит приказ, веление делать что-то или запрет на определенные действия.Предки приказывают и запрещают, живые им подчиняются. Невыполнение установленных предками норм влечет за собой наказание. Как наказание богов воспринимаются смерть, неурожай, наводнение, войны и т.д. Жизнь индивида подчинена массе предписаний и запретов (табу), смысл которых не выясняется и не обсуждается. Так надо, так велено, так делали предки -- это основной принцип действия в общине.
Семья и армия - два современных аналога родового коллектива. В армии нет добра и зла, нет морали, поскольку нет свободы выбора. Там есть приказы и устав, поощрения и наказания за их выполнение или невыполнение. В армии (и в общине) нет размышления, познания, творчества, нет свободы. По крайне мере, они там не являются необходимыми элементами. Новобранцы приходят и уходят, а армия всегда есть. Вновь приходящий молодой солдат занимает место уходящего, получает его профессию и должность. То же и в общине: родившийся получает имя предка, тождественное должности и занимает свое место в родовом коллективе. Это именной способ трансляции культуры: закрепление за именем-должностью определенного набора навыков и умений. Новобранцы приходят и уходят, а армия всегда есть. Так и община существует в смене поколений.
Основные правила взаимоотношений в армии и в родовой общине тоже совпадают. Каждый имеет право на свою долю еды и на поддержку и защиту своих. Все отвечают за каждого и каждый за всех. Ценят тех, кто готов жертвовать собой ради других, верность и преданность. Нельзя быть слабым, нельзя быть не таким, как все, нельзя быть жадным и трусливым, надо делиться со всеми, нельзя быть эгоистом. Надо выполнять положенное и подчиняться старшим.
Мифологическая картина мира, как и любая другая, основана на противопоставлении «порядок- хаос». Она «объясняет», что такое порядок, кто его поддерживает, кто нарушает и что надо делать, чтобы был порядок, а не хаос. Картина мира дает «образец», что «надо делать». Боги из хаоса сотворили порядок, расставив все по своим местам и указав, что и как надо делать. Пока воля предков исполняется, ритуалы воспроизводятся - существует порядок; их нарушение ведет к беспорядку. Беспорядок всегда существует рядом с порядком и грозит его поглотить. Беспорядок -- «дикое» состояние, несоблюдение запретов, отсутствие правил, своеволие.
Порядок - установление предков-богов, которые победили силы хаоса. Силы хаоса периодически вырываются на свободу и ломают устоявшийся порядок: драконы, чудовища, и т.д., все это орудия темных сил. В более мелких масштабах хаос порождается нарушением запретов (табу), своеволием, нечестивостью людей. В этом случае необходимо очищение, покаяние, жертва. Порядок и хаос прежде всего в руках богов, но также и в руках человека (особенно вождя или жреца). Чем ближе человек к миру предков, тем больше он ответственен за порядок и тем больше запретов должен соблюдать. Всякое нарушение порядка -- болезни, засухи, наводнения и т.д. - наказание богов, поэтому для восстановления порядка надо выяснить причину гнева богов, узнать, чего хотят боги. Это возможно сделать через определенные процедуры: гадания, прорицания и т.д.
Многие исследователи рассматривают мифы как попытку объяснения причинных связей и в этом смысле сравнивают миф с наукой. Известно, что большинство мифов носили этиологический характер, то есть рассказывали о происхождении различных предметов, ремесел и обычаев, в том числе, о происхождении мира и человека.
Но главная функция мифа не в том, чтобы объяснять происхождение мира. Миф говорит о том, кто и что должен делать, и почему: кто в мире главный, кто властвует, кто подчиняется, какие боги за что отвечают и к какому богу надо обращаться в том или ином случае. Это и есть важнейшее знание о мире -- знание воли богов.Старейшины стоят ближе всех к миру предков и истолковывают их волю. Позднее эта функция переходит к жрецу, вождю, царю или священнику. Общение с предками и богами постепенно превращается в особое искусство, доступное только избранным.
Как известно, они являются, прежде всего, «культурными героями», создателями «образца», архетипического действия. Но они обладают также определенным характером, который объясняет различные нарушения порядка, положительные или отрицательные, в жизни людей. В мифах африканских народов высший бог, демиург, создатель людей и всего мира, часто предстает как раздражительный и самовлюбленный старец. От него зависит урожай, число детей в семьях, их судьба.
В мифах сохранились рассказы о той далекой поре, когда люди жили в непосредственной близости от бога. В этих мифах бог представлен человеком, наделенным тщеславием, падким на лесть, самолюбивым, чувствительным к высшим знакам внимания.
Мифы для древнего человека такая же реальность как научные теории для человека современного. С помощью того и другого человек ориентируется в мире, интерпретирует происходящие в нем процессы. Поскольку жизнь родовой общины основана на повторении действий предков, практик-ритуалов, подчиняющих себе индивида и имеющих форму приказа, безусловного веления, которое необходимо исполнять, мировой порядок также рассматривается как существующий по воле богов, основанный на воспроизведении некоего перводействия, «образца», заданного некогда богом.
2. Мир и человек в мифе и современном мировоззрении
Выделим некоторые важнейшие черты представлений о мире человека периода охоты, собирательства и примитивного земледелия. Отношение к миру. Главное различие в отношении современного и древнего человека к окружающему миру состоит в том, что для современного человека мир есть безличный мировой порядок, где господствуют не зависящие от человека объективные законы.
Для древнего человека мир не безличен. Это совокупность живых, активных существ, наделенных волей и разумом. Для первобытного человека неодушевленного мира, не существует. Зверь, растение, удар грома, тень, камень, о который споткнулся, во всем он видит активную жизнь, волю, которая может либо помочь ему в каком-то деле, либо навредить. Мир наполнен таинственными силами, которые надо привлекать на свою сторону просьбами, заклинаниями, жертвоприношениями, магическими действиями и т.д.
Охотнику, например, недостаточно быть ловким и смелым, хорошо звать местность и повадки зверя. Ему еще нужно вести себя так, чтобы никакая сила не была враждебна его действиям. Охоте предшествует ряд предварительных действий и обрядов, которые должны заставить зверя появиться в нужном месте. Это, например, танец бизона, который исполняют охотники до тех пор, пока не появляются бизоны, или танец медведя, который может продолжаться несколько дней. Используются также различные предметы - фетиши, которые должны помочь охотнику подчинить себе зверя. Ряд обрядов совершается также над самим охотником. Перед охотой индейцы соблюдали восьмидневный пост, во время которого им не разрешалось даже глотнуть воды. Оружие и другое снаряжение также подвергалось магическим операциям, которые должны наделить их особой силой.
Даже когда дичь убита, необходимы новые магические обряды для завершения всего круга. Эти обряды должны умилостивить жертву, предотвратить месть со стороны убитого животного. Например, убитый олень кладется так, что задние ноги его обращены к востоку. Перед ним ставят чашку с едой. Каждый из индейцев подходил к оленю, гладил его правой рукой от морды до хвоста и благодарил за то, что он позволил убить себя: «Отдыхай, старший брат».
Все эти примеры позволяют понять отношение древнего человека к окружающему миру. Весь мир для него одушевлен. Это относится не только к животным и растениям, но и рекам, скалам, камням, домашней утвари и т.д.
Вторая отличительная черта представления о мире древнего человека - оборотничество, когда все может превращаться во все, отсутствует представление о жестких границах, которые разделяют различные явления и процессы в мире.Это мир, в котором нет ничего невозможного, нет устойчивых законов и форм. Согласно мифам, человек может превратиться в зверя или камень и наоборот, он может мгновенно перемещаться, летать, быть сразу в нескольких местах.
Своеобразно здесь и отношение к смерти. Это просто переход в другое состояние, в мир духов предков, который тесно связан с миром живых. Человек убежден также, что от его непосредственных действий зависит состояние дел в окружающем мире. Практически во всех древних обществах существовали обряды, направленные на увеличение количества дичи, повышение плодородия почвы, нормальное протекание всего годового цикла и т.д. Это продуцирующие обряды. Например, австралийские аборигены считали, что увеличение числа животных и растений, достигается обновлением рисунков мифических существ, сделанных в пещерах, или простым произнесением их названий. Есть также обряды, обеспечивающие нормальное существование всего мира, его ежегодное обновление.
Характерная особенность представления о мире на этой стадии развития мировоззрения-- отсутствие в мире случайности. Нет случайных событий; если нечто произошло, оно произошло по чьей-то воле. Следующая особенность сознания этой ступени развития - своеобразное понимание причинности. Представление о причинно-следственных связях является наиболее важным в структуре мышления человека. Законы, открываемые наукой, - это и есть устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные отношения окружающей действительности. Они упорядочивают разнообразные впечатления, получаемые от внешнего мира и определяют всю нашу практическую деятельность.
Европейская наука смогла достичь невероятных успехов в познании внешнего мира вследствие того, что она опиралась на такое представление о мире, в котором действуют абстрактные, безличные силы: притяжение, отталкивание, инерция, ускорение, трение и т.д., проявляющиеся в процессе химического и физического взаимодействия.
Для сознания более низких ступеней развития, как было уже сказано, безличной реальности не существует. Поэтому, отыскивая причину какого-то события, человек, прежде всего, искал ответ на вопрос «кто это сделал», «кто виноват». Он ищет целенаправленную волю, совершающую действие.
В Египте, где записи о разливе Нила велись с самых ранних времён, фараон, тем не менее, ежегодно преподносил Нилу дары в то время, когда он должен был разлиться. К этим дарам прилагался документ, где в форме приказания были изложены обязательства Нила, и все это бросали в реку. В любой ситуации: человек споткнулся о камень, на него с дерева упала змея, удача или, наоборот, неудача на охоте, смерть или болезнь -- во всех случаях ищут ответ на вопрос, кто за этим стоит, кто виноват.
Выделенная ранее черта мифопоэтического сознания -- оборотничество, связь всего со всем -- позволяет понять еще одну черту представлений этого сознания о причинности. Причиной какого-то события или явления могут посчитать любое другое событие, смежное во времени.
Этнографы, наблюдавшие жизнь африканских аборигенов, приводят много примеров подобного рода. Так, после высадки католических миссионеров прекратились дожди, и посевы стали страдать от засухи. Местные жители решили, что во всем повинны миссионеры и особенно их длинные рясы -- сутаны.
Исследователи приводят примеры, когда белая лошадь, резиновый плащ, странная шляпа, кресло-качалка, какой-нибудь незнакомый инструмент, парусник вызывали волнение среди местного африканского населения. И если случалась какая-то беда, то причину видели в необычайном явлении. Это отчасти объясняет стабильность, неизменность жизни этих племен. Любой изготовленный человеком предмет считается «живым», наделенным определенными способностями, причем его «способности» зависят от формы данного предмета, орнамента, любой мелкой детали. Если предмет--лук, стрелы, домашняя утварь -- сделан «как надо», по тому образцу, по которому делались такие предметы, им можно пользоваться спокойно. Любое изменение формы, по мнению человека древней культуры, может вызвать непредсказуемые последствия.
Еще одну особенность мифопоэтического сознания, можно определить как «текучесть сущности». Вообще сущность -- устойчивая определенность предмета, проявляется через какие-то второстепенные свойства.
Для мифопоэтического сознания, как отмечалось ранее, не существует устойчивой сущности предмета, все может превращаться во все и все связано со всем. Неустойчивость, размытость границ между предметами и явлениями, представление о сущности как о некоей духовной силе, «способности», которая может переходить от человека к предмету, от предмета к человеку и т.д., все это можно определить как диффузию, текучесть сущности. Она как бы излучается, распределяется между различными предметами, не переставая оставаться единой и связывая эти предметы в определенное единство.
Так в мифопоэтическом сознании существует представление о тесной связи между предметом и его именем, предметом и его частью, предметом и его изображением и т.д. Даже тень предмета или человека - их неразрывная составная часть. Поэтому, воздействуя на тень, произнося имя или воздействуя на нечто, сопричастное человеку (волосы, ногти, части одежды), можно, по мнению людей, стоящих на низкой ступени развития, воздействовать, положительно или отрицательно, и на самого человека.
Общества, стоящие на различных ступенях исторического развития, отличаются своим отношением к прошлому и будущему. Современное общество направлено в будущее; прошлое не имеет для него особой ценности. В ранние эпохи существовало совершенно иное отношение человека к прошлому, будущему и настоящему. Для него время делится на длительное прошлое, настоящее и практически отсутствует будущее. В то время как для современного человека есть неопределенное прошлое, краткое настоящее и бесконечное будущее.
Жизнь, направленная на воспроизведение образца, ориентирует человека на прошлое. Настоящее как бы вбирает в себя прошлое, а будущее есть повторение настоящего. Согласно представлениям этого периода время циклично, оно представляет собой воспроизводство, повторение уже бывшего.
Перед человеком архаического периода не стояла проблема личного выбора образа жизни. Он не находился в мучительном поиске смысла жизни, истинного блага, праведного пути. Это все приходит позднее, с разрушением традиционного общества, когда размыкается колесо рождений и возникает идея индивидуальной судьбы, личного жизненного пути.
Современный тип передачи опыта радикально отличается от мифологического, предполагает его расчленение на определенные элементы. Важнейшее место в нем занимает теоретическое знание, которое содержится в школьных и вузовских учебниках, научных изданиях. Оно содержит описание объектов деятельности (в научных теориях) и способов деятельности. Современная культура, в отличие от мифологической, направлена на создание новаций во всех сферах деятельности.
Однако в современном мире, в нашей культуре присутствуют частицы культуры мифологической. Архаическое общество сохраняется благодаря тому, что младшие повторяют опыт старших, старшие хранят опыт ушедших. Это напоминает армейскую структуру: старшие обучают и приказывают, младшие - исполняют приказания и, постепенно взрослея, сами проходят ступени старшинства от рядового до полковника и генерала. Жизнь общины определяет воля верховного бога, жизнь армии -- главнокомандующего.
Мифологическое сознание незримо присутствует в мировоззрении современного человека: это суеверия - связь несвязанных событий и действий, вера в талисманы, гадание, колдовство. Безоглядная, безоговорочная вера в могущество медицины или рекламы, слепое следование стереотипам - все это пережиток мифологического мировоззрения, элемент становления человеческой культуры.
Таким образом, можно подытожить, что для мифологического сознания нет ничего устойчивого, все способно превращаться во все и все связано со всем. Представление о связи всего со всем было основой магии, колдовства, гадания, различных обрядов. Для мифологического сознания в мире нет ничего безличного, неодушевленного, в основе любого явления или события лежит скрытая сила, воля. В конечном счете, воля богов управляет миром.
Заключение
Все сказанное позволяет выделить основное отличие мифологических представлений о мире от современного взгляда на него. Мир древнего человека делится на качественно различные сферы: верх -- низ, правое - левое и т.д. В противоположность этому, с точки зрения современной науки, пространство однородно, равно самому себе в каждой его части.Совершенно несущественно, совершается какое-то событие на севере или на юге, справа или слева от нас. Везде действуют одни и те же законы, открытые наукой. Современная наука, собственно, начинается с идеи однородности пространства, доказательства того, что повсюду в мире действуют одни и те же силы и в этом плане «небо» ничем не отличается от земли.
Для мифологического сознания нет ничего устойчивого, все способно превращаться во все и все связано со всем. Представление о связи всего со всем было основой магии, колдовства, гадания, различных обрядов. Для мифологического сознания в мире нет ничего безличного, неодушевленного, в основе любого явления или события лежит скрытая сила, воля. В конечном счете, воля богов управляет миром. Ряд мифологических представлений сохранился в мировоззрении современного человека, и напоминает нам о преемственности явлений культуры.
Список использованной литературы
1. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с.
2. Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов./ Ростов-на-Дону.:Феникс, 2004.
3. Спиркин А.С. Философия. М., 2001
4. Введение в философию. 2 части. М. 1983.
5. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. М. 1991.
6. Философия. Учебник / под ред. Кохановского, Ростов-на-Дону. 1991.