p align="left">В настоящее время проходит большое количество выставок посвященных современному искусству, как в России, так и за рубежом, например, выставка «Осторожно, религия!» проходила в Центре имени Сахарова с 14 по 18 января 2003 года. Свои работы представляли 40 художников из России, Кубы, США, Японии, Грузии и Армении, в том числе мастера эпатажа Александр Косолапов, Олег Кулик, Владислав Мамышев-Монро и Авдей Тер-Оганьян. Художники-концептуалисты предусмотрительно объяснили идею экспозиции: «Название выставки передает отчетливую двойственность ее замысла: это и призыв к бережному, деликатному, уважительному отношению к религии, вере, верующим людям, и знак «Внимание, опасность!» - когда дело касается религиозного фундаментализма, сращения религии с государством, мракобесия». Среди экспонатов была репродукция «Тайной вечери» с зеркалом вместо головы Христа (любой посетитель выставки мог представить себя в роли Спасителя). В числе прочего были представлены заповеди с номерами выше десятого, обнаженная женщина на кресте. Один из экспонатов представляет собой цветной плакат, изображающий как бы увеличенную этикетку, какие бывают на бутылках популярного во всем мире газированного напитка, выпускаемого американской фирмой «Coca Cola». В пространство этой этикетки методом компьютерной аппликации помещено изображение головы человека, выполненное в такой манере и с таким выражением лица - самодемонстрации - как изображают обычно кумиров толпы - рок певцов, популярных артистов и т.п. Возможно, что это лицо смонтировано методом фоторобота, применяемого в криминалистике, и оттого производит довольно страшное впечатление, несмотря на кажущуюся внешнюю благовидность: верхняя часть лица явно женская, нижняя - мужская, в каких-то чертах (например, нос) лицо кажется портретом конкретного человека, в других - плакатным трафаретом. Не исключено, что одним из использовавшихся архетипов была голова Джаконды с одноименной картины Леонардо да Винчи. Другой привлеченный архетип прослеживается четко: прическа и борода изображенного лица воспроизводят иконографический тип Христа, принятый во всем христианском мире, - как в Западноевропейской религиозной живописи, так и в Восточно-христианских (православных) моленных образах (иконах). Последним - третьим - звеном в семантическом строе этого экспоната (первое - этикетка, второе - человеческое лицо) является текстовая вставка, помещенная непосредственно под логотипом «Coca Cola»: «This is my blood», что по содержанию является частью литургической формулы, значимой для всех христианских конфессий. Моральный аспект данного произведения довольно спорный, ведь подобные экспонаты могут обидеть чувства верующих.
Смысл данного экспоната очевиден - он заключается в отождествлении его автором символов современной массовой культуры с символами сакрального таинства. Автор на этом примере показывает популяризацию религии в современном мире. Смысл же самого этого отождествления, теоретически, можно было бы трактовать различно, например, как обвинение массовой культуры в бездуховности: можно было бы посчитать данный экспонат упреком, брошенным интернациональной толпе потребителей, доверяющих коммерческой рекламе, в том, что для нее товары типа «Кока-колы» заменили собой святыню, логотипы известных фирм превратились в сакральные тексты, а само потребление материальных благ - в подобие сакрального таинства.
Экспонат А.А. Зражевской «Не сотвори себе кумира» представляет собой выполненное из фанеры в размер человеческого роста изображение традиционного для Православия способа украшения икон - оклада, но без иконы за ним, туда желающий могли вставить свое лицо Изображенный оклад своими очертаниями воспроизводит православную иконографию «Спас на престоле», то есть Самого Бога. В состав экспоната входит также фотоаппарат на треноге, повернутый объективом к изображению оклада, и несколько реквизитов для фотографирования (книги). Рядом с фотоаппаратом размещена надпись: «Фото. Недорого».
Концепция экспоната предложена самим автором в его названии: «Не сотвори себе кумира». Однако, как и в предыдущем объекте, название только подталкивает к поиску смысла, вариантов которого можно сочинить, вероятно, множество. Впрочем, очевидны две крайние смысловые позиции. Одна из них, прямо, «нравоучительна», и представляет собой критику, опять же, представителей масс культуры, воспитанных средствами масс-медиа, которых современные философы определили как «поколение-мне», то есть поколение крайнего эгоизма, которое на первое место ставит свои личные интересы, личную выгоду, личные потребности: культура потребления формирует тип человека, который становится сам себе кумиром, неким самобожеством. При такой трактовке данного экспоната фотоаппарат играет роль главного обличителя нравов (тождественного роли в данной ситуации зеркала - «на себя посмотри») и поддаваться на приглашение сфотографироваться ни в коем случае нельзя, чтобы не попасть в ряд критикуемых.
Произведение В.М. Орлова, А.Ю. Митлянской «Last supper», состоял из двух частей: Во-первых, фотографического триптиха с изображением частей рыбы на них, и, во-вторых, видео клипа, изображающего бесконечное повторение агонии отрубленной рыбьей головы.
Фотографическая часть экспоната представляет собой жанр натюрморта, композиция которого состоит из трех частей: в центральной части изображены головы и хвосты рыбы, лежащие на тарелке, а на боковых частях абсолютно симметричных друг другу, крупным планом сфотографированные рыбьи усы. Натюрморт подан торжественно, наподобие сакрализованных натюрмортов позднего средневековья или раннего Возрождения. Истолкование работы можно понять из двух источников: из ее названия и из общего контекста выставки. Название работы - «Last supper» (в переводе - «Последний ужин») и контекст, в котором работа была представлена (рядом с плакатом Косолапова, содержащим слова, сказанные Спасителем на Тайной Вечере), заставляют понимать данный экспонат как размышление на тему «Тайной Вечери» - последнего ужина Христа со своими учениками. В раннехристианском контексте одним из символов Христа было изображение рыбы: поскольку греческое написание заглавными буквами слов «Иисус Христос Сын Божий» совпадало с греческим же словом «рыба», то изображение рыбы в качестве зашифрованного символа Христа часто использовалось для украшения раннехристианских катакомб. На Тайной Вечере Христос, как известно из Евангельского повествования, уподобил Себя закалываемому в жертву за грехи людей пасхальному агнцу, и не только символически, но и реальным образом осуществил само заклание, первый раз причастив Собой учеников посредством преломления хлеба и единой чаши вина. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что данный экспонат под видом разломленной на куски рыбы (как раннехристианского обозначения Христа) символизирует слова Спасителя о Его теле, «ломимом» для оставления грехов верующих в Него людей.
Через четыре дня после открытия православные верующие разгромили выставку, а особо непонравившиеся экспонаты залили краской. Шестерых погромщиков задержали милиционеры, а прокуратура предъявила им обвинение в хулиганстве. Чувства верующих вполне можно понять, даже у неверующего человека экспонаты данной выставки вызывают удивление и возможно даже некоторое недоумение. В современном мире каждый человек имеет право на выражение своих религиозных чувств, но изображая подобным образом библейские темы можно с легкостью обидеть чувства верующих людей.
ГЛАВА II. ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЬЯВОЛА
2.1 Происхождение сатаны
Христианский Дьявол - сложный образ, корни которого имеют весьма различное и частью очень древнее происхождение. Непосредственными источниками его были, видимо, различные божества мрака и тьмы древневосточных религий. Духи зла, Боги загробного мира. Меньше всего участвовали в формировании образа Дьявола верования евреев: в их вероучении сатана занимал ничтожное и туманное место.
Еще одно имя Дьявола - Люцифер с латинского Lucifer "утренняя звезда", то есть планета Венера. В христианской традиции одно из обозначений Дьявола как горделивого и бессильного подражателя тому свету, который составляет мистическую "славу" божества. Оно восходит к ветхозаветному пророчеству о гибели Вавилона, в котором с исторически актуальными аспектами переплетаются эсхатологические мотивы и царю Вавилона приданы черты языческого демона планеты Венера. Это нашло отражение в иконографии; например на фреске 16 века в трапезной монастыря Дионисиу на Афоне под ногами архангелов, держащих, как знамя, медальон с ликом Христа-Емануила, простерта раскинувшая в изнеможении руки фигура с потемневшим лицом и надписью "Денница". Такое "светлое" обозначение сатаны не могло не быть парадоксальным, тем более что этот же символ употреблялся в совершенно противоположном смысле.
Имя Сатана Дьявол получил в религиозно-мифологических представлениях иудаизма и христианства главный антагонист Бога и всех верных ему сил на небесах и на земле, враг человеческого рода, царь ада и повелитель бесов. Как существо, воля и действие которого есть центр и источник мирового зла, Сатана представляет собой известную аналогию Ангро-Майнью иранской мифологии. Сатана противостоит Богу не на равных основаниях, не как божество или антибожество зла. Но как падшее творение Бога и мятежный подданный его державы.
Внешний облик дьявола, вобравший в себя черты парнокопытного Пана, был нормативно установлен Толедским собором 447. Но дьявол обладал силой менять обличья. В Малороссии XVIII в. его изображали в немецком фраке. Наиболее опасной формой проявления была внешность дьявола в качестве ангела, наводящего ужас, - "полуденный дьявол". Именно его испугалась Дева Мария во время Благовещения. В композиции с дьяволом не могли быть помещены священные христианские символы голубя и ягненка. Его появление сопровождали шум бранящейся толпы, голоса плачущих младенцев, рев быков, львиное рычание, звуки движущейся армии. Дьявол являлся людям не обычным способом, не отпирая закрытых дверей и окон - он распространял зловония, причиняющие обычному человеку страдания: среди них различался запах серы.
Обычно под дьяволом понимался верховный предводитель сил зла, тогда как демонами считались падшие ангелы более низшего порядка. Ряд легенд приписывает дьяволу плотскую связь с Евой и зачатие от нее Каина. Все зло, творящееся в мире, происходит при прямом или косвенном содействии дьявола.
В романтическом направлении культуры восставший против Бога дьявол иногда интерпретировался как символ героя-бунтаря, например, у Мильтона.
2.2 Иконография дьявола
Вопрос иконографии Дьявола - подобие вопросу об его архетипе в целом. Тут и естественные черты-символы, действительно имеющие отношение к архетипу, и вульгарные трактовки, и попытки обезобразить.
Чтобы придать кому-либо великий и/или ужасный вид человеческая фантазия прибегает к следующим очевидным приемам:
1. Увеличение размеров. Обычно Сатана воображается гигантом, хотя представители враждебных ему конфессии иногда и стремятся представить его мелюзгой.
2. Заимствование подходящих элементов, например, у животных. Тут возможно два подхода. Во-первых, Дьявол наделяется чертами хищных и опасных животных. Во-вторых, замешиваются сюда же гены зверей, кажущихся людям просто несимпатичными и гротескными: свиней, обезьян и т.д.
Некоторым чертам портрета придается разная трактовка его сторонниками и противниками. Например, трехликость Дьявола на некоторых изображениях христиане склонны воспринимать как передразнивание троицы. Но наличие многоликих Брахмы, Гекаты и других древних божеств, многие из которых имеют к архетипу Сатаны непосредственное отношение, сводит такие соображения к нулю.
Дьявола можно не только называть "любым другим именем", но и представлять в любом другом облике.
Некоторые авторитеты христианской церкви, в том числе папа Григорий Великий, считали Дьявола совершенно бесплотным. Но их мнение не нравилось обывателям. Существовало и такое мнение, что подлинный облик демонов, как и ангелов, невидим для человеческого глаза в обычных условиях. Физическое тело служит своего рода спасительной завесой, защищающей человека от непосредственного видения бесов, которые могли бы привести к сумасшествию тех, кто их зрит. Волхвы, колдуны, маги, сознательно входя в общение с нечистой силой, снимают с себя эту спасительную завесу и непосредственно видят демонов.
Фома Аквинский вывел заключение, что вопрос о телесности или бестелесности Дьявола для веры не важен. И народная фантазия воображает Дьявола телесным в полном смысле этого слова.
Для одних, Сатана материален и имеет конкретный облик. Для других образ Дьявола полон символов и смысла.
Начинается христианский демоногенез со змей. И это неудивительно, ведь при отождествлении Дьявола со Змеем, скормившим первым людям запретные фрукты, это практически единственное основание в Библии, по которому можно судить о его внешности. И Дьявол появляется в христианстве в первоначальной форме, как змей, обвивающий кольцами дерево познания в Эдеме. Змей с лапками - близок к дракону. И этот монстр ассоциируется с Дьяволом самым откровенным образом. В Апокалипсисе Иоанна и видениях многих святых Дракон или Змей тождественен Дьяволу. Первое тысячелетие христианства в Европе не сильно злобствовали над портретом Дьявола (изображения ранее VI-го века неизвестны и крайне редки до IX-го). Он возникал в обманчивом облике (превратившись в кого-нибудь), в облике змея, во вполне благородной роли и внешности Антихриста, в еще более благородном облике античных Богов, в крайнем случае - в виде ангела другого цвета. Проявления карикатуризма случались, но не были столь навязчивы, как в последующие века.
В ранних христианских картинах дьявол никогда не кажется принимающим ужасный аспект. Нет никакого следа отвратительной деформации, которую можно найти в более поздних изображениях Дьявола.
Отношение к Сатане резко изменился примерно около 1000 года новой эры. Это произошло после Собора в Клуни в 956 году, задуманного с целью укрепления церковной дисциплины и выработки методов, привязывающих верующих более строго к их вере. В целом до IX века Дьявол изображался в образе либо человека, либо "чертенка"; в XI начал изображаться получеловеком-полуживотным. В XV-XVI вв. художники во главе с Босхом и ван Эйком принесли в образ Дьявола гротеск.
Вообразить Сатану отвратительным требовали ненависть и страх к нему, которые внушала и которых требовала церковь. И в средние века и сейчас сей лагерь настойчиво требовал соединить красоту с понятием "добра", а "зло" воплощает в отталкивающее уродство, либо, в виде снисхождения, презрительно одевает его искаженными формами смешного шутовства, пытаясь избавиться от испытываемого страха.
На скульптурных изображениях романских соборов типовым стал такой экстерьер дьяволов: у них были громадные головы на длинных и тонких или маленьких туловищах, похожих на обезьяньи. Их глаза выпучены в ярости. Вместо рогов у них была густая шерсть, растущая в виде огненных завитков. Рот был непомерно большим, похожим на пасть.
Часто прибегали к третьему приему фантазии: синтезу разнородных элементов. Все виды нежелательных существ содействовали в то или иное время созданию образа дьявола. Со злом обычно ассоциировались: свинья, скорпион, крокодил, собака, шакал, кот, крыса, козел, жаба, ящерица, лев, змей, дракон и т.д.
Особую роль в личине Дьявола играли гены козла. Эта форма производна, прежде всего от образа Пана. Тут как раз и время упомянуть и черты античных языческих Богов, возродившихся в Дьяволе. Как черты темного архетипа, так и портретные детали, растворенные во множестве персонажей античной мифологии, после их забвения кристаллизовались вновь в образе Дьявола и демонов. Но если от большинства античных Богов Дьявол унаследовал по одной - две черты, то от Пана - целую россыпь. Физически Пан представлял собою гибрид человека с козлом: рога, игривый хвостик, козлиные ноги с густой косматой шерстью, раздвоенные копыта, которые у Дьявола кажутся переходящими в когти, чувственная ухмылка, постоянно восставший и заостренный пенис. Пан был фаллическим Богом, так как в роли скотоводческого патрона отвечал за воспроизводство.
Имя Сатаны, как Бафомета приобрело широкую известность после судебного процесса над тамплиерами. Тогда оно связывалось с идолом, которому по версии обвинения те поклонялись во время "черных месс". Но тогда его внешность еще не было окончательно устоявшейся. Рыцари под пытками выдавали весьма противоречивые сведения о его облике. Но со временем этот портрет принял постоянную форму: морда козла, иногда искаженная в направлении пущей зловещности: на лбу - пентаграмма, между рогов - огонь, человечий торс, украшенный женскими грудями, козлиные ноги с копытами, хвост, крылья за спиной.
Надо сказать, что даже когда Дьявол изображался уродиной, в его облике сохранялся, не выветривался до конца некий шарм и интересность, которая продолжала привлекать достаточно уважительного внимания. И уже в средние века появлялись предположения, что страшный вид Дьявола - это клевета, наводимая на него врагами. В действительности же он великолепен. Имея свой собственный индивидуальный образ, Дьявол, сверх того, обладал способностью изменять свою наружность по желанию,- мог менять и объем, т.е. в этой своей способности он совершенно не ограничен. Частенько он, по уверениям христианских писателей, использовал эту способность для соблазнения праведников: к отшельнику он приходит обольстительной женщиною, к отшельнице красивым навязчивым юношей. А иногда, что уж мелочиться, прямо чтобы скомпрометировать их. Крылья - это древний символ божественной власти, который имели на своих плечах многие месопотамские божества, а оттуда они перешли на плечи многих персонажей западной части Восточного полушария. Отметим, что приблизительно до XII века Сатана обычно изображается со стандартными ангельскими крыльями, а позже - с перепончатыми, как у летучих мышей.
Рога являются древним символом могущества и плодородия. И хотя в животном мире рога украшают только травоядных, но для символа это не имеет значения.
Многоликость. Нередко Сатану изображают не с одним лицом. Данте дал Люциферу три лица, смотрящие в разные стороны на одной голове. Объяснялось это аналогией с христианской троицей.
Более того: еще в апокрифическом евангелии от Никодима, памятнике VI века, упоминается "трехглавый" Вельзевул.
Трехликость символизировала триаду во всех ее проявлениях: прошлое - настоящее - будущее, творение - поддержание - разрушение, небо - земля - преисподняя... Встречалось и такие такое толкования: три аспекта луны и лунная власть над элементами; море - земля - небо (такова была семантика трезубца Посейдона).
Дьявольские "вилы" отчасти производны от древнего трезубца Посейдона или Шивы, отчасти - от символов смерти Христианами он воспринимался, как орудие, используемое в Аду для мучения проклятых. До XVII века православным монахам запрещалось пользоваться вилкой из за сходства ее с трезубцем.
2.3 Паул Клее
Швейцарский живописец и график Пауль Клее (1879 - 1940) также относится к числу основоположников современного искусства. В 1911 году он работал в Мюнхене вместе с Кандинским, который именно в это время совершал свой "скачок в абстракцию". Ещё раньше (начиная с 1902 г.) Клее разработал свой индивидуальный стиль отображения подсознательного и фантазий в искусстве. На одном из полотен Клее в качестве символа священного центра представлен человеческий пупок. Профессор Ноттс объясняет:
"Загадочная фигура на картине держит в горсти сияющий пупок - тот внутренний божественный свет, откуда исходит всё знание... Идея о таком центре имеет огромное значение во всех мистических системах. Знаменитый мистик г-жа Е. П. Блаватская, хорошо известная и Клее и другим, писала в "Разоблаченной Исиде":
Древние помещали астральную душу человека или его самосознание, в ямку на животе. Брахманы разделяли это представление наряду с Платоном и другими философами. Пупок рассматривался как "солнечный диск", трон внутреннего божественного света.
Блаватская представляла для Клее несомненный интерес, ибо раскрывала таинственные силы, свидетельствующие о том уровне человеческого сознания, с которым Клее всегда ощущал близость. В своих работах художник обычно вырывает вещи из их непосредственного окружения и помещает в бесконечно расширяющиеся царства, добиваясь эффекта тесного соприкосновения земли и космоса, живого и мёртвого, прошлого и настоящего
В своей работе «Демоны» (1925). Паул Клее изобразил нечто абстрактное состоящее из глаз, знаков препинания, лент и различных узоров, выполненных в черно-белой цветовой гамме. В этой работе мы не найдем канонических черт присущих Дьяволу автор подошел к образу Сатаны совершенно с другой стороны, представив его в виде набора символов.
2.4 Борис Валеджо
Борис Валеджо (Boris Vallejo) родился в 1941 году, в семье преуспевающего адвоката в Лиме, Перу. С раннего возраста он интересовался искусством, но свою карьеру хотел связать совершенно с другим: он семь лет учился играть на скрипке, надеясь стать исполнителем. Тем не менее, Валеджо отвернулся от искусств и в течение двух лет посещал школьный курс начальной медицины. Позже он нашел хорошее применение полученным знаниям, особенно в области анатомии. После двух лет, при поддержке друзей и коллег, которые заметили, как хорошо он рисует, Валеджо поступил на отделение изобразительных искусств в Национальную Школу Искусств в Перу - художественный колледж, где он получил пятилетнее образование. Ему не потребовалось много времени, чтобы получить престижную золотую медаль за превосходную учебу. В 16 лет Валеджо получил приглашение на учебу во Флоренцию, но он отказался от предложения. Валеджо быстро заработал доверие как художник, и в 1964 он собрал портфель с частью своих работ и эмигрировал в Соединенные Штаты. Он надеялся на более успешную карьеру, чем мог когда-либо иметь в Лиме. Он научился работать в сжатые сроки и делать быструю, бессмысленную работу, которая не требовала никакого вдохновения. На смену рождественским открыткам, рекламе обуви и галстуков пришли сборники комиксов. Борису нравился этот вид изобразительного искусства, наблюдения за выпирающими мускулами героев и за фантастическими монстрами, он думал, что сможет рисовать не только подобные вещи, но даже более лучшие. Его уверенность в себе была небезосновательной. Когда он принес некоторые эскизы монстров в Marvel Comics, он сразу же понял, что им нравится его работа, и они хотят от него дальнейшего развития этого направления. В рамках данного художественного жанра фантастические создания Валеджо - реальные и мифические животные или демоноподобные герои типа Конан-Варвара - постепенно стали эталонами.
Валеджо рисует в жанре фэнтези по двум причинам. Во-первых, он хочет работать как живописец, а во-вторых, он предпочитает реалистическую живопись с природой и людьми в качестве главных объектов. Он живет в идеальное для себя время из-за роста популярности литературы и живописи жанра фэнтези. И вместе с тем растут его мастерство и знания.
Вероятно, одна из наиболее типичных фигур у Валеджо - этакий благородный дикарь, воплощающий невежество, почти нечеловеческую силу, однако с его особенностями и отражая кое-что, чего, возможно, не было в характере истинных, исторических варваров. Это "кое-что" - неподдельная простота и благородство. Кроме этих персонажей другие мужские фигуры редко появляются на его рисунках. Антагонисты - обычно различные монстры, фантастические персонажи, созданные на основе нескольких уже не существующих животных. В специальном "зверинце" Валеджо имелось множество существ: ручная собачка амазонки с крыльями летучей мыши, головой льва и туловищем ящерицы, жуткий шестиногий монстр с туловищем орла и головой ягуара или пантеры, покрытый кожей динозавра и похожий на лягушку, или хамелеон, подобный традиционному кентавру и единорогу, или один из их родственников вроде крылатых демонов: наполовину женщина, наполовину - хищная птица.
Валеджо реалистично изображает всякую нечисть, такое ощущение, что писали их с натуры. Борис Валеджо это отдельный мир, мир фэнтези.
Работа Валеджо «Собирательница» (1995). Под этим названием имеется в виду собирательница черепов, которые вешаются на шею ее боевого коня. Борису нравиться изображать рваные крылья. Такие крылья не могут выдержать полет, но обладают каким-то странно привлекательным для глаза свойством. Притягательность стиля фэнтези состоит в том, что физическая достоверность здесь не является обязательным условием художественной правды. Рваные, неровные крылья, которые мы можем увидеть у девушки, являются атрибутом демона, да и в облике самой собирательницы мы можем разглядеть демонические черты. девушка восседает на «боевом коне», хотя данное существо назвать конем очень затруднительно, оно также несет в своем облике черты демонического, но сказать, что это олицетворение дьявола все таки нельзя.
Работа Бориса Валеджо «Калевала» (1992) о персонаже из финского национального эпоса. Для автора этот персонаж представляется высокого роста. с длинным хвостом. рогами. а также с чешуей на ногах, все перечисленные выше элементы обычно приписывались дьяволу и его приспешникам.
2.5 Михаил Шемякин
Родился в 1943 году в Москве, в семье актрисы и военного. В 1957 поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на живописный факультет, но в 1959 был исключен за "формализм". В 1964 стал одним из основателей группы мастеров неофициального искусства "Санкт-Петербург". В 1971 г. эмигрировал, жил в Париже. В 1980 переехал в Нью-Йорк. С 1971 года выставки произведений Шемякина ежегодно проходили в Париже, Токио, городах США, Италии, Англии, Израиля, Бразилии и др. странах. Произведения Шемякина имеются практически во всех крупных музеях мира. Михаил Шемякин разработал эскиз памятника, который по замыслу автора памятник называется "Детям - жертвам пороков взрослых", а в народе, его немедленно прозвали просто "памятником порокам". И неслучайно, ведь эта огромная композиция, раскинувшаяся на достаточно обширной территории, почти вся посвящена старательному, живописному изображению пороков. Их тринадцать, чертова дюжина. Они стоят полукругом, возвышаясь, как бы нависая над двумя детишками, мальчиком и девочкой. У детей глаза завязаны, а руки вытянуты. То ли они играют, то ли что-то ищут. Создается жуткое впечатление: полукруг пороков наступает на маленьких, беззащитных детей, находящихся в центре композиции. Получается, что пороки большие, а дети маленькие и поэтому выходит, что памятник поставлен не детям, а пророкам. Это произведение искусства получило огромный резонанс в обществе, обсуждалось на различных конференциях, форумах, нашлось много недовольных. Как график Михаил Шемякин создает произведения с резким противопоставлением светлого и темного. Это живопись с "чертовщинкой", борьбой темных и светлых сил производят впечатление феерии, карнавала, не зря многие работы автора посвящены этому древнему празднику.
Если судить по живописным полотнам и статуям, то с еще большей уверенностью можно сказать, что демоническое является постоянным спутником и - хотя этого нельзя доказать - вдохновением художников всех мастей. Только в искусстве современный человек позволяет себе признать наличие у него нелестных, жестоких и ужасных аспектов, которые являются частью демонического. И в самом деле, искусство можно, с определенной точки зрения, определить, как специфический метод прийти к согласию с глубинами демонического. Пикассо живет в окружении демонов и рисует, отдаваясь во власть их, что и приносит ему бешеный успех. Пауль Клее вполне сознает, что его картины являются спором между детской игрой, с одной стороны, и демоническими силами - с другой, и пишет в своих дневниках о демоническом. И в самом деле, демоническое занимает важное место в сознании современных художников. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы раз втянуть на картины сюрреалистов второго и третьего десятилетия нашего века, с нарисованными на них ведьмами, демонами и карикатурными человеческими фигурами. Но более и более мощным проявлением демонического является абстрактное искусство, с его изломанными пространствами, которые часто наводят на мысль колдовстве нигилизма, с его - несочетающимися цветами и с его отчаянными попытками найти - с помощью, то ли одержимости, то ли изобретательности - новые формы общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были рассмотрены образы Бога и Дьявола в их каноническом изображении, а также в контексте изменяющейся культуры, так же была рассмотрена современная культурно-религиозная обстановка. По полученным данным необходимо сделать следующие выводы.
На протяжении веков и тысячелетий религия и искусство были тесно взаимосвязаны. В самый ранний период развития человеческого общества искусство было органично вплетено в синкретическое мифологическое мировосприятие и связано с магическим действием. Позднее, когда искусство выделилось в особую сферу культуры, оно находилось в сильной зависимости от религии. Большая часть истории искусства - это история религиозного искусства. Напротив, весьма часто функционирование современного искусства предполагается в контексте полностью секуляризованной культуры, что не вполне верно. Культура является секуляризованной лишь в том смысле, что традиционные религиозные институты уже практически не оказывают на нее влияния, но ведь "вечные" мировоззренческие и целеполагающие вопросы никуда не исчезают, и на них пытаются ответить не только религия, но и наука, и искусство.
Именно между XIX и XX веками, по крайней мере, в Европе и Америке, обозначился определенный перелом в мироощущении людей и их отношении к действительности. Бурно развивались наука и техника, материальное производство, общественная жизнь, происходило ослабление религиозного сознания, менялись и другие стороны человеческого бытия, что, как в зеркале, конкретно и зримо отражалось в искусстве. Словно предвещая новый этап его развития, уже к концу прошлого века, в качестве реакции на критический реализм и натурализм предшествующей эпохи, творческая интеллигенция Европы переболела недолгой, но острой болезнью так называемого декадентства (от фр. decadence -- упадок). Впервые появившись во Франции, декадентские настроения безнадежности, неприятия жизни, крайнего индивидуализма затронули значительную часть художников многих направлений и видов искусств, но прежде всего -- поэтов. В разных странах подобное состояние духа проявлялось в разное время.
Религиозное возрождение, как начала, так и конца ХХ века имеет мало общего с возрождением традиционных, исторических религий. Получают широкое распространение оккультные, магические практики, вообще устойчивый интерес к потустороннему.
ХХ век оставил после себя множество мифов, один из которых заключался в том, что прошедшее столетие явило век секуляризированного сознания.
На протяжении двух тысячелетий Библия была Книгой Книг для европейского искусства, а в последние несколько столетий - для искусства всего мира. Обращение к Библии для художников было возможностью в иносказательной, притчевой форме рассказать о своем времени и одновременно выразить надежды, попытаться найти вечные и весомые ответы на вопросы, которые новейшая история ставила перед ними. Много веков изображая Иисуса в образе Царя, художники открывали Библию в его руках на разных страницах, и по текстам, которым внимали художники, их произведения можно датировать не менее точно, чем по манере изображения.
В ХХ веке казалось, что искусство в своих интересах далеко ушло от тем Книги Книг. Но, несмотря на научные заключения о ее содержании, как совокупности разновременных текстов, как хранилища мифов, несмотря на массовое равнодушие к ее вести, Библия продолжала волновать величайших мастеров искусства прошлого столетия, для кого-то становясь залогом возрождения религиозного сознания, для кого-то - источником поэтических видений. И каждый, обращаясь к библейским текстам, прикасался к многовековой традиции воплощения вечных сюжетов.
В настоящее время каждый по-своему видит Бога и Дьявола, хотя стоит отметить, что образы Дьявола (чертей, бесов, панов) имеют немного расхождений и довольно каноничны, в отличие от образа Бога.
В современном мире прослеживается связь живописи и с другими видами искусств, например с литературой. Например, Марк Шагал (1887-1985) иллюстрировал Гомера и «Сказки тысячи и одной ночи», Н.В. Гоголя и Ж. Лафонтена. В 1956 году в Париже увидела свет иллюстрированная им Библия. Священное Писание иллюстрировал и сюрреалист, творец кошмарных фантасмагорий Сальвадор Дали (1904-1989). Созданный им том поражал колоссальными размерами и роскошью отделки.
Конец ХХ столетия был ознаменован появлением компьютерной графики, возможности и преимущества которой безграничны. Компьютер позволил значительно облегчить, упростить и удешевить создание новых шрифтов. Однако новейшие электронные технологии на первых порах привели к снижению уровня оформительского мастерства. Особенно этому подвержен жанр фэнтези, в котором значительную роль играет компьютерная графика.
Стоит так же заметить, что значительная часть компьютерных игр щедро использует оккультно-мистическую символику, а персонаж в дьявольской личине становится центральным во многих играх.
Многие современные художники, разрабатывающие христианскую тематику, являются лишь подражателями мастеров прошлого (в том числе - мастеров авангарда и модернизма), явно ориентируясь на коммерческий успех. Но даже в этом случае довольно часто в канонические сюжеты включаются инородные оккультно-мистические элементы. Скорее всего, это объясняется тем, что собственно церковное, Богослужебное искусство отделено от светского.
Но и религиозная внецерковная живопись испытывает влияние со стороны современной культуры, в том числе - новой религиозности. Интерес к духовному (в частности, к религиозному) в искусстве ХХ в. несомненен. Современное искусство постепенно избавляется от своей "чувственности", не столько обращаясь к религиозным сюжетам, сколько стремясь преодолеть материальность и детерминированность этого мира "изнутри".
Массовая культура фактически является новым религиозным культом со своими Богами, героями, жрецами, ритуалами и, конечно же, адептами, со священным трепетом взирающими на телеэкраны. Безусловно, медиакультура - важнейшая часть современной массовой на почве которой вырастает новое религиозное сознание. Кино, телевидение, видео, системы мультимедиа, используя различные религиозные символы и смыслы, влияют на картину мира современного человека. С точки зрения традиционного религиозного сознания, медиарелигиозность - это грубая подделка под вечные божественные ценности, а то и «религия Антихриста». В современном кинематографе зачастую затрагивается тема религиозности, рассказывается о культах, присутствует большой элемент магии. В настоящее время много фильмов, причем сатана является в человеческом облике, но это всего лишь внешняя оболочка, которая в кульминационный момент сбрасывается, и мы можем видеть истинный образ дьявола, который изображен еще в средневековой живописи.
Как и в кинематографе, сети интернет, архитектуре, так и в живописи к XX веку многое меняется, хотя образы Иисуса выполняются в более каноничном виде, нежели образы Бога-отца. Так же существует большая разница между работами художников XX и XXI века. На современных выставках (последние 5 лет) художники представляли отдаленные от канона образы Христа, Бога, Дьявола.
На выставках была дана возможность представить себя Христом (что говорит об эгоизме нашего общества), также можно было попытаться разглядеть образ Бога-сына в инсталляции с рыбой, которой отрубают голову. В последнем случае Иисус показывается через вполне устойчивый символ, но в то же время в совершенно ином облике. Может подобно Ницше, который когда-то сказал о том, что мы убили Бога, автор хотел показать, что мы до сих пор убиваем Христа, убиваем религиозность. Можно сказать, что если в современном обществе есть спрос на «популяризованного» Христа, то соответственно есть и предложение. С одной стороны человек все более упрощает образы Бога и Дьявола, а с другой все более их усложняет и все дальше отходит от канонических изображений. Но в то же время, например плакат под логотипом «Coca Cola»: «This is my blood» на котором изображен Иисус, как поп- герой, выступает как бы в укор самому себе, ведь под этим плакатом подразумевается упрек потребителям, доверяющих коммерческой рекламе, в том, что для нее товары типа «Кока-колы» заменили собой святыню, логотипы известных фирм превратились в сакральные тексты, а само потребление материальных благ - в подобие сакрального таинства.
Если рассматривать образы наиболее каноничные, можно отметить работы Сальвадора Дали, отчасти Ренато Гуттузо, Марка Шагала. У этих художников сам лик Христа немногим отличен от канонического изображения, но в то же время кардинально меняется расположение образа на картине, а также обстановка вокруг него (хотя «Гиперкубическое тело» Сальвадора Дали каноничным не в коей мере назвать нельзя).
Дьявол в современной культуре изображается со многими атрибутами, присущими ему еще с древних времен, это и рога, копыта, длинные хвосты. уродливые морды и все это с обилием шерсти. Образ дьявола наиболее часто встречается в жанре фэнтези, а так же в компьютерных играх, в обоих случаях существует масса вариаций на тему Сатаны и его приспешников, они могут наделяться какими-либо атрибутами, будь то магическое умение или лишняя пара рогов, но выявить образ Дьявола всегда можно с легкостью. В современной массовой культуре дьявол иногда не изображается напрямую, а лишь подразумевается, например, под пороками, под какой бы то не было распущенностью и падением нравов в современном мире. Особенность жанра фэнтези состоит в том, что даже положительные персонажи наделяются демоническими чертами.
Как Бога, так и Дьявола художник XX века может изобразить в виде набора символов, графических фигур, примером тому могу послужить картины Макса Эрнста и Паула Клее.
В современном мире для изображения Бога, Дьявола нет никаких границ, современная культура позволяет нам самим выбирать, как мы видим эти образы, а средства массовой информации доносят наши «шедевры» к огромному кругу зрителей, к массе, которая уже решает признать тебя как великого художника, либо отвергнуть.
В настоящее время, кроме устоявшихся образов, Бога может олицетворять абсолютно любой объект. Кто-то считает, что это зеркало, кто-то, что треугольник, иные усматривают Бога в музыке. Так, например, символическое изображение Христа, как рыбы дошло и до наших дней, но довольно в преобразованном виде, теперь это не просто рисунок на стене, а целая инсталляция поражающая своей реалистичностью.
За многие века меняется и образ Господа, и его восприятие, так например, в Византии - Бог - вседержитель, во времена готики - страдающий мессия, в эпоху возрождения - идеал красоты и величия. В искусстве 20 века, такой определенности нет, может быть каждому, что мы имеем слишком много свободы и не умеем ей правильно распоряжаться. Выявить какие-либо черты характерные черты в изображении Бога в современном мире достаточно сложно, чаще всего подразумевая Бога - изображают Иисуса, и в этих картинах мы всегда сможем различить его лик (если конечно автор хотел этого).
В 20 веке приходят такие направления как экспрессионизм, кубизм, сюрреализм. В каждом из этих направлений, носивших абсолютно светский характер, были художники, обращавшиеся к образу Христа. И у каждого из них Его образ не связан с предыдущей традицией, словно в Новое время каждый хотел иметь своего Христа. У Поля Гогена Христос мужиковатый и грубый, как бретонский крестьянин. У Сальвадора Дали Христос вполне гармоничен, но весь антураж его картин похож на кошмарный сон, в котором распадается в воздухе, словно от взрыва, крест («Гиперкубическое тело») или растворяются, как в кислотной среде, стены дома («Тайная вечеря»). Христос у Марка Шагала -- это еврей, гибнущий в огне холокоста, принимая на Себя все страдания человечества. Канонические изображения претерпели уже множество изменений, это и отход от идеи Христа, как композиционного центра, и радикальная смена окружающей обстановки Иисуса, она больше не вызывает умиротворения, а подталкивает на действия. Уже к концу 20 века, к началу 21 становится сложно выделить какие-то общие черты в изображении Бога. И живопись и скульптура и кинематограф представляют нам массу различных образов, символов, своих ассоциаций, через которые пытаются показать нам Бога, каждый своего.
В мае 1982 года в Ватикане был образован Папский совет по делам культуры. Цель его - способствовать продуктивному диалогу Церкви с культурой, ориентировать культуру на поиски истины и истинных ценностей. Политика католической церкви заключается в желании вернуть Церкви былую славу покровительницы художников и искусства. Церковь отстаивает представление о том, что от Средневековья до наших дней религиозные ценности продолжают оставаться источником художественного творчества. С этой целью в Ватикане был создан Музей современного искусства. Основой музейной коллекции стали произведения с выставки современного религиозного искусства, организованной в 1973 году в Сикстинской капелле. В экспозиции были представлены произведения наиболее известных мастеров XX века: П. Гогена, А. Матисса, М. Шагала, Р. Гуттузо, Ф. Лете, П. Пикассо, С. Дали и других.
В современной живописи и графике отчетливо просматриваются два направления в развитии религиозной тематики. Одно из них - обращение к религиозному сюжету как к первоисточнику в авторской интерпретации и стилистики другое направление представляют художники, которые включают в композицию своих произведений уже известные образы искусства: иконы, памятники архитектуры и пластики, соединяя их со своим видением сюжета и вводя каноническое изображение святых. Произведения на религиозную тематику широко экспонируются на современных выставках, активно входят в быт.
Обращение художников к вечным темам, сюжетам и образам, возможно, является своеобразным поиском точки опоры в современном мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Ангелы в искусстве: Европейские художники/Сост. Э. Сандалова. - М.: Издательский дом «Крон пресс», 1997.-71с.
2) Антонова Ольга Абрамовна. Католицизм и искусство XX век. - М.: Мысль, 1985. - 175с.
3) Антонова Ольга Абрамовна. Современное зарубежное искусство о христианском гуманизме. - М.: Знание,1989. - 60с.
4) Батракова Светлана Петровна. Искусство и утопия. - М.: Наука, 1990. - 300с.
5) Бернен С.. Мифологические и религиозные мотивы в европейской живописи. - СПб.: Академический проект,2000. - 300с.
6) Библейские и мифологические сюжеты/Сост. Гвоздкова и др. - М.: Русское энциклопедическое товарищество,2002. - 32с.
7) Гентфюрер - Триер, Анна. Кубизм. М.: Арт-Родник,2005. - 65с.
8) Гибсон, Ян. Безумная жизнь Сальвадора Дали. - М.: Арт-Родник,1998. - 734с.
9) Дешарн Роберт и Никола. Сальвадор Дали. Пер. Серафима Савич. - М.: Эдита,1994. - 85с.
10) Дзери, Федерико. Сальвадор Дали. М.: Белый город,1998. - 48с.
11) Европейская живопись XII - XX веков. Энциклопедический словарь/Сост.Т.С. Воронина и др. М.: Nota Bene,1999. - 527с.
12) Живопись и кино: 1924 - 1991/Сост. Ж. Брето - Скира и др. М.: Музей кино,1994. - 48с.
13) Западное искусство XX век./Сост. Б. И. Зингерман. СПб.: Дмитрий Буланин,1999. - 218с.
14) Камминг, Роберт. Живопись. М.: Слово,1999. - 104с.
15) Керист, Хуан Эдуардо. Словарь символов М.: RELF - book,1994. - 603с.
16) Ковальский Н.А. Европа, культура, христианство//Свободная мысль,1995. - №6.
17) Кристиан, Джон. Символисты и декаденты. М.: Искусство,2000. - 40с.
18) Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии,1993. - №3.
19) Майнапар Александр Евгеньевич. Новый завет в искусстве. М.: Крон - Пресс,1998. - 349с.
20) Мерфи, Ричард. Мир Сезанна. М.: Терра - Книжный клуб,1998. - 191с.
21) Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Сов. энциклопедия,1992. - 1390с.
22) Одинцов М.И. Государство и церковь. М.: Знание,1991. - 90с.
23) Писманик М.Г. Религия в истории и культуре.- Пермь: Книжный мир, 1995.- 304 с.
24) Разлогов К. Боги и дьяволы в зеркале экрана. - М. Политиздат 1987 г. - 224 с.
25) Сандулов Ю. Дьявол. Исторический и культурный феномен. - СПб.: Лань, 1997. - 192 с.