p align="left">Особенности учения. Церковь настаивает на том, что она не порывает с христианской, в частности, православной традицией, а также на том, что, не порывая с традицией, она возвращается к прежним евангельским основам и развивает некоторые стороны традиционного вероучения. С этой стороны наиболее оригинально у церкви выглядят такие учения, как о Священном Писании, о Богородице, о новой Богородичной церкви, об иерархии, о преображении, о душе, о таинствах, о втором пришествии Христовом и об антихристе, о мире и историкофилософское учение, имеющее преломление во взгляде на русскую историю гражданскую и церковную. В настоящей работе будет обращено внимание на особенности лишь некоторых этих учений. Причем наблюдения автора, связанные с учением, находят отражение не только в этом, но и в последующих параграфах.
Как известно, своё развитие христианское вероучение получило на основе Священного Писания и Священного Предания. Если во всех Поместных православных церквах Священное Писание и Священное Предание считаются равноценными, в ПЦБМД делается акцент не только на письменные труды святых отцов, но и на развитие устного и безмолвного Предания, которое богословы Церкви Божией Матери полагают неотъемлемой, важнейшей частью Священного Предания. Также считается, что некоторые постановления древних Соборов были уместны для времени их проведения. В Священном Предании уделяется большое внимание изучению творений отцов церкви и других святых, посвященных пути стяжания Св. Духа, их житиям, а также изучению откровений Иисуса Христа и Богоматери, данных в разных странах в разные времена. Эти Откровения, данные в прошлом и настоящем, а также и Откровения архиеп. Иоанну, считаются частью Священного Предания. Как считает церковь, Ветхий Завет это слово БогаОтца, Новый БогаСына, посланного Отцом, а Откровения Богоматери это слово Святого Духа, говорящего Её устами, как бы продолжение и более полное раскрытие Нового Завета. Подобной точки зрения придерживался также Нил Сорский, называвший творения святых отцов святымПисанием. По учению церкви, Бог обращается к людям в разные периоды истории поразному, поэтому Откровения Богоматери это обращение к сегодняшнему человечеству, а также и к будущим поколениям. В одном из Откровений Дева Мария сообщила архиеп. Иоанну, что многое, что Она передает ему, не знают даже святые, они слушают его проповеди, находясь в небесных сферах.
Из разрабатываемых церковью учений немалое внимание уделяется учению о Боге. Но, как следует из текста, большая часть упомянутого нами Державного катехизиса посвящена учению о Божией Матери. Это учение раскрывается в нескольких разделах: V. Учение о Непорочном начале, VI. Миссия Божией Матери в последние времена, VII. Учение о "Державной" преображение Православия. Однако и в других разделах Богоматери также уделяется большое внимание. В беседе с автором архиеп. Иоанн заметил: "Мы особо почитаем Божию Матерь". В чём же состоит эта особенность? Чтобы ответить на этот вопрос, надо всесторонне обозреть всю деятельность церкви. Но есть сущностные характеристики. На нихто и следует остановиться. Вселенская Православная церковь свое учение о Божией Матери прежде всего основывает на четырёх истинах. Почитание Богоматери Богородичной ветвью русского православия не противоречит этим четырём истинам. Они суть следующие. Первая состоит в признании Марии Богородицею, Матерью Господа Иисуса Христа. Эта истина отстаивалась ещё в древние времена, во времена первых Вселенских соборов в спорах с представителями различных течений (несториане и др.), и эта истина была возведена в догмат и включена в Символ веры. Вторая истина утверждает приснодевство Богородицы. Однако данная истина не была включена в Символ веры, так как на III Вселенском соборе его членами было принято определение не добавлять в Символ веры ничего, сохранить его в принятой редакции на первых двух Вселенских соборах. Третья истина указывает на величие и превосходство Божией Матери не только над всеми земнородными существами, но и над "всеми чинами ангельскими". Божия Матерь, согласно этой истине, прославляется "самыми возвышенными похвалами". Одно из имен Богоматери у Иоанна Дамаскина "Госпожа и Владычица всех творений". Наконец, согласно четвёртой истине, Божия Матерь есть первая после Бога, а также Помощница и Посредница между Богом и человеком. Согласно православному учению, Она не равночестна Господу. Когда православный обращается к Богоматери с молитвой о спасении, то это означает спасение Её молитвами перед Богом. Самой же Богоматери поклоняются не как Богу, а как "Матери Божией по плоти".
Уже в древние времена мы встречаем большое количество высказываний многих Отцов Церкви, прославленных старцев, монахов, связанных с почитанием Богоматери. Это сильное почитание заметно в литургических текстах, в акафистах, в праздниках, посвящённых Богоматери, а также в посвящении в Её честь престолов. К примеру, Древневосточная Эфиопская церковь отмечает 33 богородичных праздника. Уже в первое тысячелетие существования христианства было написано множество икон, посвящённых Богоматери, немало из которых стали чудотворными. Во втором тысячелетии можно говорить о некотором спаде в Её почитании, однако некоторые христианские церкви его продолжали. РимскоКатолическая церковь в этой связи даже утвердила две истины, в качестве догматических положений: первая о Непорочном Зачатии Девы Марии, вторая о взятии Её в Небесную Славу. В Католической церкви получили развитие скульптурные изображения Девы Марии, а также особая форма молитвы, получившая название "Розарий".
В протестантизме почитание Божией Матери угасало постепенно. Оно происходило на основе учения о единоспасающей вере без посредников между Богом и человеком. Если М. Лютер ещё признавал приснодевство Марии и возможность её заступничества перед Богом, почитание некоторых богородичных праздников (сохранялось до эпохи Просвещения), то У. Цвингли отвергал возможность молитвенного обращения к Деве Марии, а Ж. Кальвин был вовсе решительным противником всякого почитания Богородицы.
Православная церковь Божией Матери Державная на рубеже XX и XXI вв. стремится вернуть усиленное почитание Богоматери, существовавшее в первом тысячелетии христианства. Однако это усиленное почитание приобрело в деятельности церкви своеобразное содержание и формы. Ещё раз заметим, что учение это строится, прежде всего, на откровениях Богоматери, данных далеко не только архиеп. Иоанну. Немного отвлекаясь, заметим, что в последние годы богословы церкви уделяют большое внимание изучению истории этих откровений как на Западе, так и в России. Ими завершена и издана книга откровений Божией Матери с I по XX века. Эта антология будет продолжена публикацией Откровений, происходивших после 15 века и до начала третьего тысячелетия. Большое внимание уделяется Откровениям, данным преп. Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадскому, старцу Силуану Афонскому, соловецкому узнику и исповеднику старцу Сампсону Сиверсу, последнему духовнику ТроицеСергиевой лавры схиархимандриту Захарию, схиигумену Савве, схиигумену Амфилохию Почаевскому и другим подвижникам Православия, что отражено в их житиях, наставлениях и свидетельстве. Не может не обратить внимания вдумчивого исследователя тот факт, что многие Откровения люди получали в периоды социального напряжения в обществе. Именно к таким временам надо отнести и середину 80х гг. ХХ в., когда в России тогда ещё мало кому известный Вениамин Береславский получил откровение Божией Матери. Само же создание церкви как организационной структуры действительно можно определить как одно из социальных явлений нашей современной жизни. Учение церкви о Богоматери связывается, прежде всего, со спасением рода Адамова "в последние времена" и рассматривается церковью в контексте эсхатологического учения. По учению церкви Дева Мария выступает как Соискупительница, от Неё идут благодатные милости. Она "совершенно обожена"23. Она одесную стоит Живоначальной Троицы и входит в "славу Единосущной и Нераздельной Троицы".
Эти дополнения к традиционному учению о Богоматери, в то же время развивающие его на основе Богородичной святости, проиллюстрируем некоторыми текстами. Вопервых, об исключительном посредничестве Божией Матери между Богом и людьми: "Вы ныне лишены возможности взирать на Сына вне Меня. И ни одна молитва, обращенная к Спасителю, не дойдет без Моего посредничества"24; "Невозможно без Матери Божией и помимо Нее познать Христа"25; "Я поныне смиренно служу посредницей к Богу"26.
Вовторых, о духовном рождении от Божией Матери: "Ни один не родившийся от Меня не познает Христа, ибо Я есть Мать нового духовного рождения, и как нельзя прийти в мир без утробы матери земной, так и не родиться в Духе, не освятившись и не пребыв в Моем преблагоуханном и преблагословенном Лоне, именуемом Ложеснами правды. Обителью превечного Света, Юдолью преблагоуханного покоя. Святилищем любви и храмовой благодати. Домом Премудрости Божией"27; "Без Божией Матери невозможно второе духовное рождение"28; "Просите быть помещенными в Лоно нового духовного рождения. Вам надлежит войти в плоть новой духовной Матери своей, вселиться в Меня, втесниться, чтобы Я пронесла в Себе каждого из вас. И там, внутри непорочного Моего Лона, произошло ваше соединение"29; "Духовное рождение во Христе возможно только через Пречистую30".
Втретьих, о благодати Св. Духа, подаваемой через Божию Матерь: "Дух Святой найдет на землю и через Пречистую Деву Марию будет устроять Царство Новой земли и Нового неба"31; "Дух Святой Параклит, Утешитель в Скорбях, действует через Меня"32; "Благодать изливается через Божию Матерь"33.
Вчетвёртых, согласно откровению, Богоматерь "приняла Распятие с Ним и стала Соискупительницей рода"34 человеческого. В этой связи необходимо заметить, что издревле существует краткая молитва: "Пресвятая Богородица, спаси нас".
В завершении краткого обзора учения церкви о Богоматери приведем в концентрированном виде имена, дававшиеся Богоматери согласно православной традиции. Они суть: "Соискупительница, Распределительница благодатных даров и милостей, Госпожа народов всей земли, Первопророчица, Первосвященница, Царица мира, Новая Ева, Жена Облеченная в Солнце, Знамение, Ковчег спасения последних времен, Заступница российского народа, Живое Евангелие, Мать Новой Святой Руси"35. Пожалуй слово "новой" стало употребляться в Православной Церкви Божьей Матери Державная.
Особенности учения о Богоматери во многом связаны с другими разделами учения церкви, но наиболее сильная связь обнаруживается с общим эсхатологическим учением христианства.
Таким образом, церковь считает, что она своим вероучением возвращает святоотеческое и литургическое учение о непорочном начале новой, святой, благочестивой жизни во Христе, которое несет человечеству Пресвятая Дева, Предстательница о спасении рода человеческого или, говоря теологическим языком, "рода Адамова".
РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАКТИКА
Как и все Христианство, включая Православие, церковь уделяет большое внимание литургической практике. Церковь служит литургию Иоанна Златоуста (на русском и церковнославянском языках); богослужебные тексты православной церкви переводят на понятный современному прихожанину язык. Используются также молитвенные тексты других Церквей. На литургиях читается Розарий. Богослужения сопровождаются инструментальной музыкой (электроинструменты) и песнопениями. Автору довелось быть неоднократно на литургиях Церкви. Основой их, действительно, являются древние литургии, в том числе и упомянутого Иоанна Златоуста. Однако все литургии непохожи друг на друга: "У нас литургии абсолютно разные" (архиеп. Иоанн авторский вечер в конференцзале гостиницы "Россия", Москва, 15 января 2004 г.). Сохраняется некоторая чинопоследование, но в частях нередко мало общего с литургиями предыдущими. Священнослужители в первые годы существования катакомбной общины богородичной ветви ИПЦ соборно, в беседах и на семинарах изучали традиционный строй литургии. Они пришли к мнению, что ее текст, строгая последовательность, отдельные возгласы, тексты песнопений не могут быть неизменными, канонизированными на века. По их мнению, должно существовать литургическое творчество, и оно, прежде всего, идет от сердца, "облагодатствованного Духом Святым", от вдохновения священнослужителей, при этом, однако, обязательно ограниченных церковной традицией и благословением предстоятеля церкви, трезвенным самоконтролем. На литургиях, отлично от Русской православной церкви (Московской патриархии), постепенно формировался строй, сложившийся к настоящему времени. Менялось содержание ектений, наряду с традиционными текстами церковь включает молитвы не только о страждущих, о болящих вообще, но и конкретно о наркоманах, бомжах. Молится церковь не только о властях вообще, но и о президенте Путине. Что касается предстоятелей церквей и отдельных их представителей, в ектениях (и на молебнах) упоминаются имена архиеп. Иоанна, свв. митрополита Серафима (Поздеева)36, священника Иннокентия Балтского и некоторых других.
Из средств культовой деятельности и церковной атрибутики наряду с иконами используются и большие фотографии чтимых святых, хоругви выполнены из ткани, вышитые и расписные. Также в определенные моменты литургии и во время ходов находят применение флаги и знамена с духовной символикой, которыми размахивают в ритм музыки и песнопения дьяконы там, где это необходимо во время богослужения. Автору доводилось видеть флаги в грекокатолических храмах на Украине, там они имеют название "фаны".
Церковь ввела полюбившуюся духовенству и мирянам молитву, в которой чувства и переживания выражаются то в плавных, то в резких движениях рук, в поклонениях Богу и в других литургических действиях.
Они находят выражение в покаянии (исповедь) всех присутствующих. Покаяние может быть общим, но в храмах, где небольшое число прихожан, оно может проводиться индивидуально. Обычно индивидуальная исповедь совершается наиболее духовно опытным священником для людей, недавно пришедших к Богу и нуждающихся в особом духовном руководстве. Каждый присутствующий на литургии может подойти после нее к Св. Дарам Крови и Телу Христову под видом пресуществленных вина и хлеба.
Ярко выраженной эмоциональностью отличаются литургии, которые ведет сам архиеп. Иоанн. Особенно сильное воздействие на чувства верующих оказывают его проповеди, а именно те места, где он рассказывает о мучениях и гибели соловецких узников. Он часто напоминает, что Соловки это вторая Голгофа. Он настолько переживает это мученичество тысяч узников, что были моменты, когда у него во время молитвы подкашивались ноги.
Таким образом, одна из главных особенностей литургии заключается в том, что её неизменной частью является только Евхаристический канон. Записанные богослужебные тексты имеются, но их содержание и объем может сужаться или расширяться священнослужителями. Они говорят, что Бог, видя их братскую любовь между собой, всегда подскажет каждому из них, что следует произнести во время Литургии, их мысли придут в согласие, готовых текстов для этого почти не требуется. При этом общий контроль за ходом богослужения осуществляется главным лицом, ведущим литургию. Священнослужители не пользуются традиционной певческой литературой (Октоихами, Триодями, Минеями), исполняя традиционные молитвы и гласы.
Возможно, что подобным образом проходили богослужения в древней церкви. Но к настоящему времени сформировавшаяся литургическая практика (канон) в церкви Богородичной ветви претерпевает реформационные тенденции. Быть церкви ближе к мирянам вот, пожалуй, главное стремление ее духовенства. Но с таким стремлением можно встретиться в других частях культовой практики, а также в организационной структуре церкви.
Таинства. В церкви совершаются семь христианских таинств. Таинства совершаются как по древнему, полному чину, так и по упрощенному чину, более доступному пониманию и духовному восприятию современных прихожан, по благословению предстоящего архиерея церкви, внося необходимые изменения или дополнения. Учение церкви о таинствах мало отличается от общеправославного учения. При их совершении, как и при любом богослужении, не всегда используются тексты, напечатанные в книгах, из них сохраняются только тайносовершительные формулы (например, слова Христа при пресуществлении Св. Даров). Священники церкви объясняют это тем, что таинство это один из важнейших эпизодов духовной жизни человека, именно в этот момент Бог хочет вести с ним диалог. Так как каждый человек индивидуален, то невозможно каждому говорить одни и те же слова, а тем более слова, которые говорились многие века назад, в то время как Бог может каждый день творить всё новое. Души людей также изменяются. Поэтому священнослужитель, через которого Бог действует в это время, должен чувствовать духовное состояние человека, просить Бога о том, чтобы Он подсказал такие слова, которыми легче было бы пробудить душу человека.
Таинство крещения совершается в любом возрасте, чаще всего через трёхкратное погружение в воду. Души же людей, согласно мистическому учению церкви, проходят три крещения: первое при рождении, когда впервые сталкиваются с миром и жизненным крестом. Второе во время земной жизни (сфера несения креста). Третье духовное крещение или крещение Св. Духом. По учению церкви, водное крещение не только посвящение в тайну Голгофы, но и в тайну Соловецкой Голгофы. Особый акцент делается на то, что путь христианина это крестный путь. Душа призывается к блаженству в скорбях.
Таинство миропомазания совершается сразу после крещения. В отличие от других православных церквей, в ПЦБМД миро, по замечанию священнослужителей, не приготовляется специально, а "чудотворно изливается" от икон и крестов. Также елей (масло), находившийся рядом с мироточащими святынями, изменяет после этого свой состав. После помазания им были исцеления.
Таинство священства совершается епископом. При посвящении в сан учитывается не столько уровень общего и богословского образования, сколько степень открытости сердца посвящаемого для Бога, степень умаления греховной чаши. Учение об иерархии священнослужителей несколько отличается от принятого во Вселенском Православии. По учению ПЦБМД, Бог может передавать благодать через диакона, например, во время долгого отсутствия священника. Поэтому диакон, если он обладает старческим дарованием, при необходимости может совершать исповеди, как это практиковалось в древней церкви, а также отпевания. Иногда старший диакон может читать текст литургии, но без совершения Евхаристии; может принести преждеосвященные Св. Дары с собой и ими причастить нуждающихся, как это было в древней церкви. Но все это диаконы могут совершать лишь по особому благословению или епископа или священника. Он не может совершать молитвы о преосуществлении Св. Даров, а также творить другие тайносовершительные молитвы.
К таинству брака в ПЦБМД предшествует некоторая подготовка, считается, что желающие принять это таинство должны быть хотя бы минимально воцерковлены и чувствовали, угодно ли Богу сочетать их.
Таинство Елеосвящения (Соборование) совершается над больными и умирающими. Как и все обряды, почти не содержит твёрдо установленных молитв.
Богослужения и таинства церковь, по необходимости, чаще всего проводит в арендуемых на некоторое время светских учреждениях культуры домах культуры и кинотеатрах. Также они совершаются в обителях, имеющих храмы. С отдельно существующим, в какойто степени типовым храмом автор познакомился в Твери.
Это единственный в России не только храм, но и храмовый комплекс. В его состав входит Храм Новомучеников Российских, часовня св. Евфросинии и часовня с находящимися в ней мироточащими крестами и иконами. Храм открыт для посещения верующими, богослужения совершаются почти ежедневно. На вывеске, укреплённой на входе в храм, можно прочитать: "Православная церковь Божией Матери Державная. Храм Новомучеников Российских. Истинно Православная Катакомбная Церковь". На территории, как и на всех территориях молитвенных зданий церкви, создана атмосфера, напоминающая Соловецкую Голгофу булыжники, разбросанные таким образом, что контур этого места напоминает очертания Соловецкого острова, также растут мхи и травы, которые можно увидеть на Соловках.
Храм Новомучеников Российских небольшой. Он был перестроен из заброшенной котельни его стены были побелены, возведена колокольня, ведётся строительство небольшой ризницы с северной стороны алтаря. В храме есть иконостас с царскими вратами, состоящий из одного чина, до полутора метров в высоту. Также имеется специальное помещение для исповеди, что отличает его от прочих православных храмов. Именно в этом помещении в 1998 г. находящаяся в храме статуя Божией Матери "Таинственная Роза" начала мироточить, а после неё многие кресты и иконы.
Одной из святынь храма является деревянный крест, увидев который, архиеп. Иоанн сказал, что это Соловецкий крест. Он также мироточил, находясь рядом с мироточащей статуей.
Особым почитанием пользуется небольшой, помещаемый на ладони, камень изпод Секирной Горы на Соловках и отрезок колючей проволоки, которой был ограждён Анзерский скит.
Во дворе храма находится маленькая часовня, в ней может расположиться не более пяти человек. С 1998 г. в эту часовню начали собирать мироточащие кресты и иконы. На одном из крестов миро засохло в виде застывших крупных капель. При входе в часовню совершенно ясно ощущается благоухающий (ароматный) запах мира.
С северной стороны храма расположен колодец, вода из которого считается целебной. В воду колодца капают миро. По сторонам колодца расположены кабины для омовений (мужская и женская).
Чуть дальше от колодца находится часовня преп. Евфросинии, также очень небольшая по площади. Служители храма совершают в ней уединённые молитвы.
Как и во всём Вселенском Православии, в Богородичной ветви широко почитаются иконы, а также скульптурные изображения Божией Матери и святых. Однако, кроме общепринятых, в ПЦБМД имеются особенности священных изображений, свойственные только ей. Церковь допускает своё истолкование смысла традиционных изображений, а также отход от сложившихся со временем канонов при следовании иконописным подлинникам. С другой стороны, напрашивается суждение о том, что церковь формирует и отчасти уже имеет свой способ иконописного выражения богословия и святых образов.
Остановимся на некоторых иконах, представляющий большой интерес для нашего исследования. Тем более, что иконописное искусство церкви также можно считать ''богословием в красках " (Е. Трубецкой),выражающее также аспекты историософского социального учения.
Державная икона Божией Матери является одной из наиболее чтимых икон в церкви, пожалуй, такого её почитания нет ни в одной другой церкви Вселенского православия. Согласно церковным повествованиям её явление произошло 15 марта 1917 года в день, когда Император Николай II подписал отречение от Российского престола. Известно, что эта икона была найдена в запаснике, чуть ли не на чердаке, храма Вознесения Господня в Коломенском под Москвой. В ночь перед днём обретения иконы женщине, которая указала её местонахождение, во сне явилась Пресвятая Богородица и указала, где следует искать икону. На иконе изображена Божия Матерь с регалиями царской власти скипетром и державой, с младенцем Иисусом на руках. На некоторых копиях иконы можно заметить даже то, что Младенец движением Своей руки препоручает державу Божией Матери. Такого изображения Божией Матери древняя традиция не знала. Священники ПЦБМД говорят, что это не просто икона, когдато забытая, а потом обретённая, а преображённый образ Божией Матери Оранта (Знамение), на которой Божия Матерь изображена без Младенца, с распростёртыми руками. Она является уже в новой ипостаси Богомладенец рождён, весь мир и Россия, в частности, входит в новую эпоху. Смысл её явления именно в час отречения Императора в том, что Богоматерь взяла в этот момент власть над Россией в свои руки. Божия Матерь образует среду, в которой дьявол не может действовать. Она пришла в мир для того, чтобы помочь человечеству победить грехи и пороки, овладевшие им, Её Царство это Царство Святого Духа. Вместе с тем, Богоматерь при любом подобном событии, при любом откровении просит исполнить Её волю и предупреждает о том, что будет, если не исполнить Её просьбу. Как правило, Её явления остаются замеченными только самым узким кругом людей, Её воля не исполняется, мир преследуют трагедии. Трагические события, последовавшие за этим явлением следствие того, что преображение иконы не было никем замечено. Люди, почитавшие этот образ при советской власти, расстреливались без суда.
В ПЦБМД существует много копий этой иконы, они могут различаться фоном, на котором изображена Богоматерь это может быть синее небо, где справа и слева от Богоматери изображены ангелы, а над головой Св. Дух в виде голубя. Иногда на небе можно увидеть изображение радуги символа завета Бога с человеком, существуют иконы, на которых Богоматерь изображена на фоне Собора Василия Блаженного и Вознесенского храма в Коломенском.
В Тверском храме хранится ещё одна, также наиболее чтимая икона Божией Матери "Жена облечённая в Солнце". На этой иконе Божия Матерь стоит над Соловецким островом на фоне солнца. В одной Её руке ковчег, в другой копьё, которым Она пронзает змия. Согласно учению церкви, икона, связанная с будущими социальными преобразованиями, символизирует тайну рождения свыше, наступление Богоцивилизации. Бог желает преобразить мир, в муках и скорбях изменяет человечество. В муках рождалась церковь на Соловках, почти через 80 лет она явилась в мире. Так и всё на земле скоро всё будет новым, останется только то, что благословляет Бог, то, что уже имеет черты Царствия.
Среди других образов можно выделить икону "Пресвятая Богородица, воскрешающая Русь". По одному из преданий церкви этот образ явился в откровении одной из верующих во время паломничества в Дивеево и воссоздан по её описанию. На этой иконе Божия Матерь предстаёт в белых одеждах, держащей в руках плат с изображёнными на нём крестами. От плата разливается яркий свет, достигающий земли. Также на землю падают кресты это малые уделы, предназначенные для каждого человека. Присутствующие на земле люди ведут себя поразному: одни стараются подойти ближе к этому свету и взять в руки крест, исполнив этим волю Бога, другие, не готовые к этому и не хотящие расстаться с грехами разбегаются, не сумев стерпеть неземного сияния, оно их обжигает. На небе с обеих сторон Божией Матери семь Дев, символизирующих Девство. Каждая из Дев имеет свою ипостась и олицетворяет какуюлибо добродетель премудрость, чистоту, жертвенность и т. д. Вверху иконы изображены святые, обретшие великую славу у Бога, стоящие, по учению церкви, у самого Его Престола преп. Серафим Саровский и свят. Николай Мирликийский.
Здесь же следует отметить, что понятие о том, кто считается святым, несколько отличается в ПЦБМД от взглядов, господствующих в современном православии. Прежде всего, в данной церкви почитаются кроме православных и католические святые, такие, как св. Тереза Младенца Иисуса, Максимилиан Мария Кольбе, Бернардетта Субиру, блаж. падре Пио и многие другие. По словам священников, не почитаются католические святые, какимто образом связанные, например, с гонениями на инакомыслящих (Игнатий Лойола). Вместе с тем, в ПЦБМД не почитаются православные святые, канонизированные в политических целях, например, чтобы оправдать деяния какоголибо монарха, для канонизации которых не было самого важного условия народного почитания после смерти. Представители Богородичной ветви Русского православия считают, что важнейшим условием святости и канонизации является присутствие силы Св. Духа в человеке. Одним из ярких примеров служит Иосиф Волоцкий идеолог стяжательства в дореволюционной церкви. О нем о. Иоанн говорит так: "Ни один прожжённый атеист, ни один монгольский хан, варвар и откровенный враг Христов не смог бы причинить больше зла Святой Руси, чем канонизированный…Волоцкий"37. Могут почитаться как святые и люди, которые не были канонизированы в привычном смысле этого слова на Соборе. Так, в резиденции архиеп. Иоанна в Гефсиманской обители находится икона Всех святых Российских. Среди них, кроме официально прославленных РПЦ и ПЦБМД святых Царственных мучеников, Соловецких старцев, свв. Иннокентия Балтского, Евфросинии Почаевской, Матроны Московской38 и др. можно заметить изображения монахини Марии (Скобцовой), священника Александра Меня, Патриарха УАПЦ Димитрия (Яремы), не так давно скончавшихся непосредственных служителей ПЦБМД. Священнослужители церкви говорят, что очевидная для всех праведность человека при жизни даёт основание полагать, что после своей смерти он молится об оставшихся на земле людях у Престола Бога, и живые могут обращаться к нему с просьбой о такой молитве. Ведь Бог уже прославил его без земной канонизации.
С темой о мученичестве соловецких узников или второй Голгофы связаны также некоторые иконы оригинальной иконографии.
В упомянутом Тверском храме Новомучеников Российских находится икона "Братство Серафимово". На ней видим св. Серафима Соловецкого и двенадцать Соловецких старцев, "омывших своими слезами и кровью грехи России". Внизу иконы изображено Белое море, посреди которого Соловецкий остров. Белое море помимо моря, в котором расположены Соловки символизирует море слёз Богоматери и Соловецких святых. Над островом на иконе изображено облако, на котором стоят св. старцы. Над ними свет от огромного креста. Справа от креста изображена плачущая Богоматерь, стоящая на другом облаке, в центре креста Соловецкий Агнец.
В Триникольской обители находится икона "Богородица Праматерь земли Русской". Согласно преданию церкви Божией Матери, её прототип хранился в Белогорском монастыре под Пермью. На ней изображена Богородица в образе Оранты, в древнерусском одеянии, с крестом на шее. Слева от Неё крест (Голгофка), с правой меч, жезл и копьё (меч и копьё духовные символы, обозначают орудия борьбы с грехом, жезл царственный знак). Голова Богоматери изображена на фоне восьмигранника одного из главнейших богородичных символов, он связывается с Неопалимой Купиной. Эта икона символизирует переход Руси от языческой Софийности к православной Богородичности. Богоматерь не желает разрушить старые святыни, но желает обогатить их совершенной духовностью Христианства.
Часто использующимся символом в ПЦБМД является омофор, это тоже один из важнейших богородичных символов. Его изображают на иконах Богоматери. Все епископы и священники имеют омофор, его носят во время богослужений. Омофор символизирует Пренебесную чистоту и покров Божией Матери над миром.
Как уже отмечалось, большое место в обрядовой практике и литургическом действе ПЦБМД занимают хоругви знамёна, на которых мистически отображены духовные события. Изображения на них также представляют большой интерес и проникнуты символикой. В резиденции архиеп. Иоанна хранится хоругвь с изображением Богоматери, попирающей змия. Богоматерь изображена на фоне солнца, стоящей на голове змия, в руках Её Младенец Иисус Христос. Хоругвь иллюстрирует событие последних времён победу над Антихристом войска ангелов, во главе которого встанет Царица их и всей Вселенной Божия Матерь. Солнце согласно некоторым толкованиям, символизирует Свет Христов.
Как уже было отмечено, хоругви используют во время Литургий в храмах, где нет иконостаса. Священнослужители устанавливают хоругви друг около друга, что образует как бы алтарную перегородку. Этим способом установления хоругвей пользуются в момент Евхаристического Канона.
Кроме хоругвей в ПЦБМД в богослужениях употребляются флаги. Флаг является воинским символом, в частности, начиная с ветхозаветной традиции, символом и небесных воинов ангелов. Хоругви и флаги носят во время церковных процессий. Ещё в Ветхом завете был обычай торжественного шествия с Ковчегом Завета. В христианстве он был сохранён. Земные процессии являются символическим изображением шествий ангелов на небесах.
Несколько слов следует сказать о цвете облачений духовенства ПЦБМД. Известно, что в первые века христианства одежда служителей христианской церкви не имела установленного канонами цвета и далеко не всегда имела чёрный цвет. В настоящее время в ПЦБМД священники и монахи часто носят одежды синего цвета это цвет Св. Духа и Божией Матери. Можно встретить также повседневную одежду фиолетового, белого, малинового цвета. На 23ем Соборе, проходившем в Москве (02.11.03 г.), несколько десятков священнослужителей были одеты в новые облачения, в которых преобладало сочетание желтого и белого цветов. В заключение обзора особенностей религиозной практики следует заметить, что церковь не устанавливает и не берет плату за совершение таинств обрядов и треб. Более того, автор был удивлен тем, что в конце литургии никто из служителей не проходил по рядам верующих для тарелочного сбора денег. Главные материальные поступления в церкви, действительно, от пожертвований, но для них организованы специальные места с установленными ящичками и другими подобными предметами для самостоятельного и добровольного внесения пожертвований прихожанами.
Таким образом, в богослужебной практике церковь, при сохранении традиционных средств (атрибутики), символики таинств, вносит также некоторые особенности. Значительно претерпел изменения чин богослужения литургия, прежде всего внесением в нее музыки, звучащей на современных музыкальных инструментах, элементов хореографии, мануального выражения религиозной эмоциональности. Введение скульптурных изображений, в частности, Девы Марии, новых иконографических сюжетов в иконописании, акцент на молитву и обучение ей верующих непосредственно на литургии, импровизационное произнесение текстов, внесение в них реалий из современной жизни все это, по мнению вероучителей церкви, приближает верующих к объектам почитания, пронизывает сердечностью душу верующего и заставляет сильнее переживать свои отношения с БогомТроицей, с Господом Иисусом Христом, Богоматерью, апостолами, святыми подвижниками.
ОрганизационнаЯ структура Церкви
Согласно действующему Уставу централизованной религиозной организации (см. Архив автора, папка "Богородичное движение в России"), церковь на добровольной основе объединяет религиозные объединения православного вероисповедания Богородичной ветви, на территории России и за рубежом. Как мы отмечали, церковь имеет регистрацию, как централизованная организация, в Министерстве юстиции РФ. В других государствах церковь соблюдает их законодательства. В Москве располагаются руководящие органы церкви.
Церковь по праву можно назвать миссионерской. В пределах отечественного законодательства и гражданского права она преследует цели по распространению своего учения, осуществляет образовательную функцию, ведет подготовку духовенства к их служению.
В Уставе перечисляются формы деятельности церкви. К ним относятся, прежде всего:
Совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях, на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях; к этим формам относятся проведение религиозных обрядов в лечебнопрофилактических и больничных учреждениях, детских домах, домахинтернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.
Церковь организует миссионерское служение, проводит мистерии, праздники, фестивали. Она осуществляет связи с религиозными группами, объединениями и организациями, религиознообразовательными учреждениями и иными религиозными объединениями и организациями, входящими в структуру церкви.
Оказывает организационную, материальную, информационную, консультативную, методическую, правовую и другую необходимую помощь религиозным объединениям, входящим в церковь. Проводит конференции и семинары, лекции, "круглые столы", массовые миссионерские, евангелизационные, духовнопросветительские и благотворительные мероприятия, концерты духовной музыки и пения, демонстрации кино и видеофильмов религиозного и духовнопросветительского содержания.
Организует издание, распространение духовной религиозной литературы, буклетов, брошюр, аудио и видеоматериалов религиознопросветительского содержания, подготовку христианских теле и радиопрограмм. В уставе обозначены формы социального служения. К ним относятся организация и проведение благотворительных акций по оказанию гуманитарной помощи наименее защищенным слоям населения (многодетным семьям, сиротам, инвалидам, пенсионерам, одиноким гражданам и др.).
В своей уставной деятельности Церковь следует принципам Евангельского мира и межконфессионального сотрудничества христианских церквей.
В структуре церкви существует порядок ее организации и управления.
Членами церкви могут быть религиозные группы, местные религиозные организации (общины, приходы, миссии, обители, монастыри и т.д.), придерживающиеся православного вероучения Богородичной ветви.
Прием в члены церкви осуществляется решением Духовного Управления Церкви. Основанием для рассмотрения вопроса о приеме в члены церкви является письменное заявление.
Членство в церкви прекращается путем добровольного выхода из членов церкви либо исключения из нее. Основанием для исключения из членов церкви является отклонение религиозного объединения, являющегося членом церкви, от вероучения церкви, а равно неоднократное либо грубое нарушение им канонических правил церкви или положений настоящего Устава.
Высшим административным руководящим органом церкви является Собор Епископов Церкви. В члены данного собора входят Епископы Церкви. Епископы, являющиеся членами собора, выбираются на неопределенный срок. Главой Собора Епископов Церкви является ее Предстоятель. Он же и духовный руководитель церкви.
В церкви назначаются заместители Главы Собора. Постоянно действующим административным органом церкви является Духовное Управление Церкви. Оно подотчетно Собору Епископов и организует выполнение его решений. Главой духовного управления назначается лицо из числа священнослужителей.
Членами Духовного Управления могут быть назначены лица из числа прихожан церкви, не имеющие священного сана. Духовное Управление формируется на неопределенный срок.
К деятельности Духовного Управления относится: рассмотрение и утверждение планов текущей деятельности церкви; принятие годового бюджета ее и утверждение отчета об исполнении бюджета; принятие решения об исключении религиозного объединения из членов; утверждение штатного расписания, должностных инструкций и должностных окладов работников; создание организаций и учреждений, являющихся религиозными организациями, в том числе учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), обителей (монастырей, скитов, подворий и др.), братств, сестричеств и проч., открытие представительств церкви, учреждение некоммерческих организаций, хозяйственных обществ, средств массовой информации, издательств религиознопросветительской и богослужебной литературы, создание внутренних структурных подразделений, отделов, управлений.
Именно Духовное Управление обязано ежегодно информировать зарегистрировавший церковь орган о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в единый государственный реестр, а также уведомлять регистрирующий орган об изменении указанных сведений.
Назначаемые заместители Главы Духовного Управления занимаются решением вопросов, связанных с административнохозяйственной работой, с социальным служением и благотворительностью, духовнопросветительской деятельностью, религиознообразовательной и с иными сферами деятельности церкви.
Для проведения проверок по финансовохозяйственной деятельности и учета материальных ценностей Собором Епископов Церкви назначается ревизионная комиссия в составе трех человек. Она создается для проверки правильности использования средств и наличия имущества.
Средства церкви формируются за счет: пожертвований и вкладов религиозных объединений (обителей и учреждений, входящих в структуру церкви; добровольных пожертвований организаций и граждан, в т.ч. иностранных; доходов от издательской и другой предпринимательской деятельности; имущества, переданного в собственность церкви государством; имущества, завещанного церкви гражданами; других источников, не запрещенных действующим законодательством).
Средства церкви расходуются на возмещение материальных затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности, приобретение необходимого имущества, строительство культовых зданий и сооружений, благотворительные и другие, не противоречащие настоящему Уставу, цели, на оплату труда работников церкви, уплату налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Работники церкви, а также священнослужители, подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Церкви остается традиционное деление её членов на духовенство и мирян, но заметно стремление к установлению братских отношений между ними, то есть к единению во Христе. Это заметно в том, что в церкви не употребляются некоторые формы обращений к духовенству, в которых заметно сильное выделение из церковной среды, не употребляются такие формы обращения как: Ваше Преосвященство, Ваше Преподобие. Даже не существует такого обращения "владыка" к Епископам. Предстоятель церкви имеет сан архиепископа. Епископы во время хиротонии (их около 10) не получают титулов, включающих географические названия. Епископ, насколько надо понимать, выполняет регулятивную и интегрирующую функции на ограниченном географическом пространстве, где имеются общины и престолы. В настоящее время в церкви епископов, священников, диаконов до ста человек. Многие из них получили высшее светское образование и только за редким исключением богословское, которое продолжается беспрерывно. Некоторые священноцерковнослужители (таких немного) перешли в Богородичную организацию из других религиозных формирований, преимущественно из православных, среди них есть священнослужители, вышедшие из катакомб и Русской православной Зарубежной Церкви.
Расширяя свои межконфессиональные, церковь продолжает налаживать контакты с представителями Марианского движения за рубежом. Они существуют с марианами, находящимися в ограде РимскоКатолической Церкви. Прежде всего можно говорить о таких странах, как Испания, Италия, Хорватия, Израиль, Япония, Украина, Австралия… В некоторых странах действует священнослужители, получившие хиротонию от Богородичной ветви русского православия. С некоторыми представителями Марианского движения ведется оживленная переписка. Некоторые из них уже неоднократно были гостями Соборов церкви. В частности, на последнем Соборе среди гостей была известная боговидица, получающая Откровения Богоматери, мать МарияРоза (Розетта) из Японии.
К другим организационным структурам церкви относятся отдельные общины, престолы и обители, а также своеобразные жилищнохозяйственные комплексы, имеющие название "поселения".
В настоящее время церковь имеет общины во многих частях России и за рубежом. Как правило, общины состоят из группы верующих числом более 10 человек. Во главе общины стоит священник, иногда епископ. Другой вид организации верующих престол. Этим понятием обычно пользуются члены внутри самой церкви, оно имеет мистическое значение. Престол может состоять даже из двух или трёх человек, обычно не регистрируется в государственных органах, в отличие от общин, часть которых зарегистрирована. Во главе престола также стоит священник.