1.1.1 Реальность существования сильных/слабых коринфян
1.1.2 Цитаты сильных коринфян
1.2 Противоречия между 8 и 10 гл.
1.3 Противоречие 9 гл. в контексте 8-10гл.
2.Пища в 1Кор.8-10гл.
2.1 Пища в храме:
2.1.1 Храмы и столовые, их функции и роль в жизни римских Коринфян
2.1.2 Отношение Павла к принятию пищи в храмах/столовых храма
2.2 Пища продаваемая на рынке:
2.2.1 Рынки и продаваемые в нем продукты, в древнем Коринфе
2.2.2 Отношение Павла к принятию пищи купленной на рынке
2.3 «Идоложертвенное»- мясо или различный состав продуктов
Заключение
Введение
Постановка проблемы
В процессе изучение 1 послания к Коринфянам, исследователь обязательно наткнется на отрывок с 8 по 10 главы вызывающий немало вопросов и недоразумений.
Johannes Weiss, например, считает, что идеи, выраженные в 8 и 10 главах настолько различны, что немыслимо, что они вошли в одно письмо. Что касается самого отрывка с 8 по 10гл., то на первый взгляд кажется, что в 9 главе обсуждается абсолютно новая тема.
Также, создается впечатление, что в 8-ой и 9-ой главе, Павел признает подлинное право «сильных» съесть пищу посвященную идолам и даже находится в храме,а в 10 гл. он противоречит сказанному ранее, и абсолютно запрещает вкушать взятого от жертвенника, в то время как позволяет покупать и употреблять пищу вовсе неизвестного происхождения, продаваемую на рынке.
Методология
Данная работа состоит из 2-ух частей, в каждой из которых будут представлены и рассмотрены мнения исследователей касательно различных вопросов.
В первой части, будут рассмотрены вопросы: внутренние противоречия между 8-10гл., а также роль 9гл. в контексте 8-10 глав.
Во второй части будет рассматриваться вопрос пищи в 8-10 гл.: пища в коринфский храмах и их столовых; пища продаваемая на рынке, «идоложертвенная» пища, а также отношение апостола Павла к пище в представленных выше контекстах.
1.Противоречия ответа Павла в 8-10гл
Джохенес Веис утверждает, что идеи,выраженныевглавах8и10,настолькоразличны,чтонемыслимо,чтобыонивошливоднописьмо. Подобный взгляд разделяют Жан Херинг и Уолтер Шмизалс.
В противоположность мнению Джохенес Веис и других приверженцев данной идеи, Джефери Клоф говорит, что в 8:1-11:1,мынаходимчастьписьма,котораяявляетсяпоследовательнымиструктурированнымаргументом,свведением,развитием,примерами,иприменением.
Кто же из них прав?
1.1 Противоречиявнутри8гл
Достаточно ярко противоречия наблюдаются в 8 главе с 1-го по 8-ой текст:
1) 8:1 «Все мы имеем знания» «apa,ntejgnw/sine;comen»; 8:7 «Но не у всех знание» «VAllVouvkevnpa/sinh`gnw/sij».
2) 8:4 «Нет иного Бога кроме Единого»; 8:5 «Есть так называемые боги» «ei;pereivsi.nlego,menoiqeoi», и более того «так - как есть много богов» «eivsi.nqeoi.polloi.».
3) 8:8 «пища не приближает нас к Богу» «brw/made.h`ma/jouvparasth,seitw/|qew/» 8:12- употребляя эту пищу «согрешая таким образом против брата… вы согрешаете против Христа» «eivjCristo.na`marta,nete».
Почему такие различия?
Джон Фотопулос говорит, что нужно помнить, что в 1Кор. указаны Павлом некоторые утверждения «сильных», которые те (т.е. «сильные») указали в своем письме (1Кор.7:1) адресованном апостолу после получения ими ранее написанного Павлом послания (1Кор.5:9).
Джуп Смиит соглашается с подобной идеей, и говорит, что весьсекретсостоитвтом,чтоПавелздесьиспользуетриторическийприемpartitio.
Джон Фотопулос также разделяет данную точку зрения относительно partitio. Более того, он дает объяснение: что такое «partitio»,приводя слова Цицерона и Quintilian.
Цицерон.«partitio» состоит из двух основных частей:
Первая показываетто,счеммысоглашаемсяснашимипротивниками,асчемнет.Врезультатеэтогослушателиточновидятпроблемы.
Согласно Quintilian, известному римскому учителю красноречия, partitio - сложенноеперечислениенашихпозицийипозицийнашегопротивника.
Т.е. partitio-аккуратныйанализнашихпозицийипозицийоппонента(ов),соглашениеснимиилиихопровержение.Этобылообычноериторическоесредстводляораторовтоговремени.
Вывод: наблюдаемые противоречия в 8:1-9 произведены применением риторического приема partitio, обычно использовавшегося в искусстве красноречия в древнем мире, в котором ораторы устанавливают свои позиции и позиции их противников, с целью дальнейшего опровержения.
Возникает вопрос: кого именно из Коринфян Павел рассматривает позиции и с кем именно спорит?
Джефрей Клоха склонен к тому, что трудности в Коринфской церкви были из-за так называемых «сильных» христиан, которые взяли Евангелие и придали свое толкование. Эти люди являются самоуверенными относительно прав и свободы, которые они имеют благодаря Евангелию.
Фотопулос также считает, что Павел цитирует, и вступает в дискуссию с «сильными» христианами Коринфа.
Но существовали ли в древнем Коринфе так называемые «сильные», ведь в самом послании они так не называются?
1.1.1Реалиясуществованиясильных/слабыхКоринфян
В данной части важно будет рассмотрен вопрос: существовали ли такие христиане как «сильные» и «слабые»?
Защитасуществования
Что касается «сильных» христиан, то "сильные", по словам Джефрей Клоха, это христианевКоринфе,которыевзялиЕвангелиеипридалисвоетолкование,несоответствующеетому,чтопреподалимПавел.Эти люди уверенныисамонадеянны,оправахисвободах,которыеониимеютблагодаряЕвангелию.
Фотопулос относится к тем, кто верит в существование «слабых», однако считает, что восстановить образ слабогооченьтрудно.Поегомнению«слабые»
Вендель Виллис делая обзор мнений, говорит, что большинство исследователей видят условное существование двух групп в Коринфе, имеющих разногласий относительно определенных вопросов, в данном случае вопроса идоложертвенной пищи.
Отрицание
Дэвид Гарланд не соглашается с идеей, что существовала группа «слабых» христиан. Он говорит: «гипотеза, что спор бушевал между "сильными" и "слабыми" коринфянами не имеет серьезного основания».
Ричард Хорслей выражает несогласие с мнением Гарланда, говоря, что ПавелиграетнапонятияхКоринфян,называяихслабымиисильными.
Гарланд же приводит 4 аргумента в доказательство своей точки зрения:
Во- первых, Гарланд прав, что Павел никогда не выделяет такую группу как «сильные». Но это не отрицает реалию их существования, подобно тому как это было в Риме (Рим.15:1).
Во- вторых, Гарланд говорит, что Павел никогданеобращаетсякслабому,итолькоописываетихвтретьемлице.
Но то, что Павел не обращается к слабым, не значит, что таковых не было. Тем более они упоминаются в 8:9,11;9:22. Просто проблемы были с «сильными», к ним же апостол и обращается.
В- третьих: утверждения, что «сильные» пытаются согнуть желание «слабых», в тексте нет. Более того, если есть «сильные», не значит, что они обязательно должны «изгибать» желание «слабых».
Вывод: Большинство исследователей склонны к тому, что условно существовали две группы: «сильные» и «слабые». По их мнению, к «слабым» принадлежали люди еще не сформировавшие верное теологическое понимание в отношении идола, и приносимого ему мяса. Они все еще думают о идоложертвенном как о пожертвованном сверхъестественному существу, имеющему реальное существование, и таким образом вкушая его (идоложертвенное), они загрязняют свою "совесть". Также есть допущение, что «слабые» были более низкого социального статуса.
1.1.2ЦитатысильныхКоринфян
В данной части будет рассмотрено, где в 8гл. содержатся цитаты «сильных» и где аргументы Павла, с той целью, чтобы определить partitio апостола, устраняющего, по словам исследователей, кажущиеся противоречия.
ДжонФотополусделаетследующееразграничение:
(1ст.)Сильные:«мы знаем, потому что мы все имеем знание»
Павел:
- Знание надмевает, а любовь назидает.
- Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
- кто любит Бога, тому дано знание от Него. (1,2ст.)
(4-5ст.)Сильные:«мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле…»
В этих двух положениях «сильный» Коринфянин оправдывают свое потребление жертвенной пищи. Если языческое божество, представленное культовыми статуями, действительно не существует, и только один Бог христиан действительно существует, то пища идола не может быть вредной.
Павел: «есть много богов и господ много» (5ст.)
Павелздесьустанавливаетточкузрения,чтодалееразовьетсяв10:14-22,аименно,чтоязыческоебожествофактическисуществует,некакбоги,нокакдемоны.По-этому«сильные» не должны потреблять пищу идола.
(6ст.)Сильные: «но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им»
Здесь выражена их главный аргумент относительно не реалии существования других Богов, в котором используется фраза «ei-jqeo.j», взятая из Второзакония 6:4.
Павел: «Но не у всех [такое] знание: некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется» (7ст.)
(8ст.)Сильные:«Ибо пища не приближает нас к Богу. Едим ли мы, ничего не приобретаем, не едим ли мы, теряем»
Павел произносит слова «сильных» с исправлениемихпозиций.Ихпринципвыражаетсоциально-экономическиепреимуществаотупотребленияидоложертвенного,противнеудобстввоздержанияотегопринятия.
Т.е. Павел в противовес утверждению «сильных» вносит дополнение: «не едим ли, ничегонетеряем».
Павел: «едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных»
Заключение:
Многочисленный набор противоречий в 1Кор.8:1-9 произведен применением риторического приема partitio, в котором ораторы устанавливают свои позиции и позиции их противников. Таким образом, обозначение присутствующих цитат/позиций сильных коринфян в 8:1-9 и опровержения их Павлом, дает разумное объяснение противоречий, которые являются очевидными в тексте.
1.2Противоречиемежду8и10главами
Койе Ситил говорит, что в8-ойи9-ойглаве,Павелпризнаетподлинноеправо«сильных»естьпищупосвященнуюидолу,идаженаходитсявхраме,и если смотреть с подобной точки зрения, то в 10 гл. он противоречит сказанному ранее, и запрещает вообще вкушать взятое от жертвенника (10:18,20).
Возникает вопрос: есть ли расхождения между 8 и 10 гл.,и как тогда объяснить кажущиеся противоречия?
Дэвид Гарланд утверждает, что Павелнемедленнонеосуждаетихположение,новыбираетокольныймаршрут,задеваяприэтомразличныеаспектыпроблемы,пытаясьтакимобразомубедитьих"бежатьизидолопоклонства"(10:14).
Подобной точки зрения придерживается и Дэрэк Невтон. Он говорит, что апостолиспользуетдлительныйрядаргументов,каждыйизкоторыхпризываетсторонников,иметьтакиеотношения,которыевышеличногоинтереса.
Возникает вопрос: почему апостол Павел идет таким окольным путем? Ведь можно было затронуть различные аспекты, привести соответствующие аргументы и без того, чтобы ходить кругами.
По мнению Фотопулоса, 1Коринфянам-это-примерсмешаннойсовещательнойречи,используемойвгреко-римскоммире,черезкоторуюПавелобращаетсякмногочисленнымпроблемам,покоторымбылиразделеныкоринфскиехристиане.
Вывод: кажущееся противоречие является лишь признаком использования апостолом совещательной риторики, для раскрытия вопроса идоложертвенного. Павел постепенно пытается убедить Коринфян отказаться от участия в идоложертвенном, поэтому идет «окольным маршрутом», используя для этого различного рода аргументации.
1.3Противоречие9гл.вконтекстеидоложертвенного
Вендел Виллис, исследовавший взгляды на 1Кор.8-10гл. говорит о функции 9 главы, чтотеперьфункция 9-ой главывзначительнойстепенирасцененакакпредставление«probatio»-изобретенияаргумента/доказательства.
Исследователи отмечают несколько причин для написания 9гл.:
1. Раскрытие Павлом собственного поведения с целью дать пример
Вэндел Виллис соглашается с подобной точкой зрения, говоря, что Павелиспользуетпримерсвоегоповедениякакнормаповеденияхристиан(11:1).
Дэвид Гарлинд говорит, что использованиепримеров/сравненийбылотипичнымдлягреко-римскихморалистов,которыеполагали,чтопримербылдалековышепредписанияилогическогоанализа,ииспользовали(примеры)дляиллюстрированияиукрепленияобращений.
2. Защита Павла против ветров критики, поколебавшей уверенность в его апостольстве
Фии считает, что между церковью и ее основателем был конфликт, побудивший Павла защищать свою апостольскую власть.
Дэвид Гарланд соглашается с подобной точкой зрения, и говорит, что восклицательныйвопросПавла:"развеянеапостол?"(9:1)-защитныезвуки;иегозаявление:"Это-моязащита…»(9:3)-кажетсядостаточнопростым,чтобыподдержатьэтопредставление.
Вендель Виллис опровергает данную идею, говоря, что всепопыткипроанализировать1Кор.9гл.какистиннаязащитапротивфактическихобвиненийпотерпелинеудачу.
Вывод: 9 гл. является иллюстрацией надлежащего поведения для Коринфян. Она является продолжением 8гл., и дополнением дискуссии о пищи посвященной идолу, неся функцию расширения идеи поведения Коринфян в вопросе идоложертвенного.
Также есть мнение, что Павел в данной главе защищает свою апостольскую власть, однако по данному предположению, мнения исследователей расходятся.
Вывод:
Многочисленный набор противоречий в 1Кор.8:1-9 произведен применением риторического приема partitio, в котором ораторы устанавливают свои собственные позиции и позиции их противников. Таким образом, обозначение присутствующих цитат/позиций сильных коринфян в 8:1-9 и опровержения их Павлом, дает разумное объяснение противоречий, которые являются очевидными в тексте.
Что касается кажущееся противоречия между 8 и 10 главами, то это является лишь признаком использования Павлом совещательной риторики, для раскрытия вопроса идоложертвенного. Апостол постепенно пытается убедить Коринфян отказаться от участия в идоложертвенном, поэтому идет «окольным маршрутом», используя для этого различного рода аргументации.
Относительно роли 9 главы в контексте 8-10 глав, то 9 глава является иллюстрацией надлежащего поведения для Коринфян. Она является продолжением 8гл., и дополнением дискуссии о пищи посвященной идолу, неся функцию расширения идеи поведения Коринфян в вопросе идоложертвенного. Также есть мнение, что Павел в данной главе защищает свое апостольскую власть, однако по данному предположению, мнения исследователей расходятся. Итак: вопрос единства 8-10 глав широко принят и обоснован.
2. Пища в 1Кор.8-10гл
В отрывке 1Кор.8-10 гл. Павел обсуждает вопрос пищи пожертвованной идолу (8:1). Его аргументация относительно пищи имеет несколько направлений: пища принимаемая в храмах, пища продаваемая на рынке, пища посвященная идолу и пища предложенная хозяином христианину.
Совет Павла относительно пищи принимаемой в храме и пище продаваемой на рынке, особенно вызывает некоторые вопросы, по- этому они (данные два совета) будут рассмотрены в этой работе.
2.1Пищавхрамах
По части, где Павел обсуждает принятия пищи и нахождения в языческом храме, возникает несколько вопросов: 1) какое значение имели храмы/столовые храма, и какую функцию они выполняли? 2) каково отношение Павла к принятию пищи, посвященной идолу, в языческом храме?
Койе Стил, Джефрей Клоха, считают, что уэтихстоловыххраманебылоисключительнооднойрелигиознойфункции.Онибылиместом,чтобывестидело,отмечатьпраздникиилипростоприниматьпищу.
Для подтверждение своей идеи, Клоха демонстрирует приглашения, которые имеют следующее содержание:
По- этому невсеприемыпищивхрамебылиобязательноидолопоклонническимивхарактере.
В противоположность взгляду, что не все трапезы напрямую были связаны с языческим культом, Дэвид Гарланд считает, что в языческом Коринфе, религиозноеисоциальныедействиябылинеразрывносвязаны.Социальныеприемыпищивхрамахнемоглибытьпростосветскимиилитолькономинальносвязаннымисидолопоклонством,таккакрелигиозныеэлементывсегдавовлекались.Вдревнеммирелюдинеразделялисвоюрелигиозную,экономическую,илиобщественнуюжизнь.
В доказательство подобной точки зрения он приводит аргумент о том, что дажееслибысвященнаяпищанепотреблялась,томестоположениебанкетабросилобысвоюидолопоклонническуютеньнаеде.Обедающиенемоглиприниматьпищувподомномместебезусиленногоосознанияязыческихбогов.
Фотопулос поддерживает мнение Гарланда, и говорит, что Павел говорит о тех принятиях пищи, гдебылаподанапищапожертвованабожеству.Подобноеустраивалосьвчестьхозяев,гостей,вчестьбожества,надняхрождения,свадьбах,правительственныхназначениях….
Вывод:в древне- римском мире, при языческих храмах находились столовые, предназначенные для принятия пищи. По мнению исследователей, не все приемы пищи в данных столовых имели идолопоклоннеческий характер, и не вся пища, которую там употребляли была посвящена идолу.
Однако есть предположение, что Павел говорил как раз о том приеме, где использовалась пища посвященная идолу. Это могли быть: дни рождения, свадьбы, правительственные назначения…
Роль храмов и столовых в жизни римских Коринфян
Дэвид Гарланд говорит, что участие в приемах пищи было чрезвычайно важно в древнем мире, потому что они служили маркерами социально-экономических классов, а также как возможность для общения и построения дружбы. Избегание подобных сборов, сделали бы христиан изгоями, которые придерживались диковинных, антиобщественных, извращенных религиозных верований.
Более того, в греко-римском мире люди были объединены в группы/объединения/клубы, по отраслям труда (см. Деян. 19:24-25), или по верованию и поклонению определенным богам, или по различным политическим взглядам…
Что касается Коринфских христиан отстаивающих право на участие в приемах пищи, Фотопулос подмечает, что они былиболеевысокогостатусувкоринфскойцеркви.Следовательно,онибылитеми,укогобылотносительновысокийуровеньобразования,богатства,ивнешне,онибылисвоегорода«социальнымимаркерами».
У христиан были коллеги, родственники, и патроны, которые были приверженцами других богов и богинь, и они были бы поставлены в социально неловкие положения, когда бы их пригласили в гости и предложили пищу посвященную идолу. Пища могла быть посвященной идолу в храме и потребляться дома, или религиозные обряды могли быть совершены над ней прямо дома.
Вывод:участие в приемах пищи в столовых храма, где существовала вероятность использования пищи посвященной идолу, было чрезвычайно важным в древнем мире. Подобные приемы пищи наблюдались на днях рождения, свадьбах, правительственных назначениях…
Они также служили маркерами социально-экономических классов, возможностью для общения и построить дружбу. Избегания подобных сборов сделали бы христиан изгоями, придавая их взглядам диковитость, антиобщественость, кажущуюся извращенность религиозных верований.
Какой совет дает Павел относительно употребления пищи в храмах/столовых храма?
Хоррелл считает, что совет Павла не нарушается, когда в столовых храма принимается пища не посвященная идолу.
В противовес Хорреллу, Койе Стил говорит, что Павел дает запрет на вкушение любой пищи в храме. В доказательство данного, он анализирует ответ апостола в 1Кор. 8-10 главах:
8:9-10подчеркиваетбдительноевоздержание,иникакнепризывает«осторожно»использоватьправа. Перестать использовать право на принятие пищи в храме - есть лучший путь, чтобы не дать соблазн брату.
Фотопулос, Джефери Клоха и Дэвид Гарланд также поддерживает данную точку зрения. Вывод: Павел поместил серъезные ограничения на нахождение в языческих храмах, и он дает совет, выступающий против всех храмовых принятий пищи по двум причинам: а) недопустимы из - за опасения за брата; б) недопустимы «теологически».
1) 2.2Пищапродаваемаянарынке
Следующих вопрос, который возникает, касается совета Павла относительно приема пищи продаваемой на рынке.
1Кор.10:25-28:
«Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести».
Что апостол имеет в виду под понятием «все»?
Говорится ли здесь об отдельных рынках, где продавалось идоложертвенное мясо, или о рынках с разнообразным ассортиментом продуктов?
Почему Павел:
- запрещает находиться в храме, не разбираясь - употребляется ли там чистая или идоложертвенная пища;
- запрещает есть пищу, находясь в гостях, о которой сказано, что она посвященная идолу,
и в то же время разрешает покупать и есть «все», что продается на рынке, не взирая на то, идоложертвенное ли оно или нет?
Определив, что из себя представлял «рынок» (makellon), о котором говорит Павел, и какая продукция там продавалась, станет возможным ответить на вопрос: что значит «все, что продается на торгу (makellon)»?
Джефрей Клоха говорит, что в греко-римском мире строения и местонахождение рынка универсальное. Рынок находился вокруг внешней стены языческого храма. Он представлял собой группу магазинов/ларьков, где продавались продукты.
Такой рынок был найден в Помпеи, где были восстановлены весы для рыб, найдены остатки каштана, риса, слив, винограда, чечевицы, зерна, ломтики хлеба, пирога и различных фруктов, находящихся в кувшинах.Более того, рядом с рынком были найдены многочисленные скелеты овец похороненных в извержении, причем каждая из них была целой. Если бы эти животные приносились в приношение, часть плеча отсутствовала бы,- т.к. это доля священника. Это означает, что мясо для этого рынка поставлялось, по крайней мере, частично, если не полностью, с источников, не связанных с храмом.
Итак, согласно слов Джефрей Клохи, можно сделать вывод, что на рынке в Коринфе продавались различного рода продукты, в том числе мясо как пожертвованное идолу, так и не пожертвованное.
Моффат поддерживает данную точку зрения, говоря, что рынок («makellon») в Коринфе функционировал от храма и был местом продажи мяса не только хорошего, но и дешевого. Также здесь продавались и другие виды продуктов.
Д. Руеф и Л. Моррис в противовес заявлению Клохи и Моффату считают, что Павел говорит о мясных рынках, т.к. «makellon» обозначает группу магазинов/ларьков соединенных с языческим храмом, где и продавалось мясо для жертвоприношений и с жертвоприношений.
Кто же из них прав? Были ли это специальные рынки, где продавалось только мясо, или рынки где продавались различные продукты питания, в том числе и мясо?
Фотопулос утверждает, что жертвенная пища состояла из многих продовольственных продуктов, таких как зерно, бобы, семена, рыба, пироги, фрукты, домашняя птица, мед, масло, молоко, вино и др.. Он также говорит, что подобные продукты питания были продаваемы на рынке, и именно их и подразумевает апостол, говоря «все» («Pa/n»).
Вывод:исследователи расходятся во мнениях относительно вопроса, какие продукты питания продавались на рынке, о котором говорит Павел. Большинство считают, что речь идет о рынке, функционирующем от языческого храма, на котором продавались различного рода продукты питания, которые и могли составлять пищу посвящаемую идолу.
Что касается мяса, то всеми признано, что на этих рынках продавалось как принесенное в жертву, так и не принесенное.
2.2.2ОтношениеПавлакпринятиюпищикупленнойнарынке
Возникает вопрос: почему Павел запрещает находиться в храме, не разбираясь - употребляется ли там чистая или идоложертвенная пища; запрещает есть пищу, находясь в гостях, о которой сказано, что она посвященная идолу, и в то же время разрешает покупать и есть «все», что продается на рынке, не взирая на то, идоложертвенное ли оно или нет?
Дэвид Гарланд считает, что запределамиидолопоклонническогоконтекста,пищапосвященнаяидолустановитсяпростопищей,ипринадлежитодномуБогу.
Койе Стил соглашается с Гарландом. Подводя итоги, он говорит, что Павлом незапрещенопотреблятьмясосрынка(10:25).
Вывод: согласно Койе Стилу и Девид Гарланду, Павел дает христианам совет употреблять «все, что продается на торгу» потому, что за пределами идолопоклоннического контекста, пища посвященная идолу становится просто пищей, и принадлежит одному Богу, и ее употребление не наносит никакого вреда потребляющему.
Возникает вопрос: что имеет в виду Павел, говоря «идоложертвенное»? О каких продуктах идет речь?
Среди исследователей наблюдается единое мнение, что термин «идоложертвенное» («eivdwloqu,twn») используется по отношению к мясу пожертвованному идолу. Эту точку зрения поддерживают такие исследователи, как Джефрей Клоха, Вендель Виллис, Фотопулос, Дерек Невтон и другие.
Вывод: В древнем римском Коринфе, как и в других городах, находились языческие храмы, недалеко от которых размещались рынки.
Храмы имели специально - предназначенные для приема пищи и торжеств, столовые. Вопрос «сильных» Коринфа частично заключался в том,- можно ли было принимать в этих столовых трапезы? Ответ Павла категоричен: «нет». В утверждение подобного совета он приводит 2 причины: «теологическую» и причину «опасения за брата».
Что касается рынков, то на них продавались различные продукты питания, включая как посвященное идолу, так и не посвященное. Относительно того, что продается на рынке, апостол советует «все» смело употреблять, т.к. данное ни несло никакого вреда. Т.е. принятие пищи посвященной идолу, «встречающейся» за пределами идолопоклоннического контекста, апостолом не запрещается,- т.к. она становится просто пищей, и принадлежит одному Богу.
Говоря о «идоложертвенном» и запрещая его употребление, апостол Павел имеет в виду мясо, которое посвящалось идолу, и формальная часть от которого, доставалась священникам.
Заключение
Данная работа состояла из 2-ух частей.
В первой ее части был исследован вопрос противоречия внутри ответа Павла в 1Кор.8-10гл.
Во второй части работы, был рассмотрен вопрос пищи в 1Кор.8-10гл.
В результате были сделаны следующие выводы:
1. Многочисленный набор противоречий в 1Кор.8:1-9 произведен применением риторического приема partitio, в котором ораторы устанавливают свои собственные позиции и позиции их противников. Таким образом, обозначение присутствующих цитат/позиций сильных коринфян в 8:1-9 и опровержения их Павлом, дает разумное объяснение противоречий, которые являются очевидными в тексте.
Что касается кажущееся противоречия между 8 и 10 главами, то это является лишь признаком использования Павлом совещательной риторики, для раскрытия вопроса идоложертвенного. Апостол постепенно пытается убедить Коринфян отказаться от участия в идоложертвенном, поэтому идет «окольным маршрутом», используя для этого различного рода аргументации.
Относительно роли 9 главы в контексте 8-10 глав, то 9 глава является иллюстрацией надлежащего поведения для Коринфян. Она является продолжением 8гл., и дополнением дискуссии о пищи посвященной идолу, неся функцию расширения идеи поведения Коринфян в вопросе идоложертвенного.
Также есть мнение, что Павел в данной главе защищает свое апостольскую власть, однако по данному предположению, мнения исследователей расходятся.
2. В древнем римском Коринфе, как и в других городах, находились языческие храмы, недалеко от которых размещались рынки.
Храмы имели специально - предназначенные для приема пищи и торжеств, столовые. Вопрос «сильных» Коринфа частично заключался в том,- можно ли было принимать в этих столовых трапезы? Ответ Павла категоричен: «нет». В утверждение подобного совета он приводит 2 причины: «теологическую» и причину «опасения за брата».
Что касается рынков, то на них продавались различные продукты питания, включая как посвященное идолу, так и не посвященное. Относительно того, что продается на рынке, апостол советует «все» смело употреблять, т.к. данное ни несло никакого вреда. Т.е. принятие пищи посвященной идолу, «встречающейся» за пределами идолопоклоннического контекста, апостолом не запрещается,- т.к. она становится просто пищей, и принадлежит одному Богу.
Говоря о «идоложертвенном» и запрещая его употребление, апостол Павел имеет в виду мясо, которое посвящалось идолу, и формальная часть от которого, доставалась священникам.
Библиография
1. Fotopoulos John. Arguments Concerning Food Offered to Idols: Corinthian Quotations and Pauline Refutations in a Rhetorical Partido (1 Corinthians 8:1-9).- Notre Dame: Saint Mary's College
2. Fotopoulos John. The Rhetorical Situation, Arrangement, and Argumentation of 1 Corinthians 8:1-13: Insights into Paul's Instructions on Idol-Food in Greco-Roman Context. Greek Orthodox Theological Review, 2002
3. Garland David. E.. The Dispute Over Food Sacrificed to Idols (1 Cor 8:1-11:1).- Waco: George W. Truett Theological Seminary
4. Kloha Jeffre. Idols, Eating, and Rights (1 Cor. 8:1-11:1): Faithful and Loving Witness in a Pluralistic Culture
5. Moffatt, J. The First Epistle of Paul to the Corinthians.- London: Hodder and Stoughton, 1941
6. Morris L. The first epistle of Paul to the Corinthians.- Michigan: Grand Rapids, 1980
7. Newton Derek. Food Offered to Idols in 1 Corinthians 8-10: A Study of Conflicting Viewpoints in the Setting of Religious Pluralism in Corinth. Unpublished Ph.D. thesis, University of Sheffield, 1996
8. Ruef John. Paul's first letter to Corinth.- Philadelfia, Pensilvania, The Westminster Press, 1977
9. Still E. Coye. Paul's aims regarding ??????????: a new proposal for interpreting 1 Corinthians 8:1-11:1.
10. Willis Wendell. 1 Corinthians 8-10: a retrospective, after twenty-five years. Abilene Christian University