Жизнь каждого правоверного мусульманина размерена не только по дням, но и в течение всего года религиозными обрядами. Ритуальные предписания определяют пять молитв ежедневно, большую молитву в пятницу, соблюдение больших религиозных праздников, которые перечислены в мусульманском календаре. Многие повседневные дела также пропитаны религиозным духом: «Дай тебе Господь долгой жизни» (Аллах узуи омюрлер версии) --говорят тому, кто приносит добрую весть; «Защити тебя Господь» (Аллах корусуи) -- говорят, покидая друга, и т.д. Бисмилла, то есть формула «Именем Господа милостивого и справедливого», произносится в самых разных ситуациях: перед началом работы, при встрече с другом на улице, при приеме гостей, перед началом каждой трапезы, перед омовением и во многих других случаях. Но больше всего религиозный отпечаток несут главные семейные события: вступление в брак, рождение, обрезание, похороны.
В повседневной жизни налагаются запреты на пищу, которые касаются мяса животных, зарезанных без соблюдения определенных правил, употребления мяса свиньи, нечистой по определению (Коран считает это животное как «нечисть из нечистей»), и вина.
С юности благочестивый мусульманин должен совершать пять раз в день ритуальные молитвы (намаз), на турецком языке они имеют название в зависимости от момента произнесения:
сабах (утро), молитва, произносимая на заре, перед появлением светила;
егле(полдень), после перехода солнцем зенита;
икииди, послеполуденная молитва, которую читают примерно через три часа после полудня, около четырех часов дня;
актам (вечерняя), молитва при истечении дня, когда диск солнца исчезает за горизонт;
йатси, молитва, которая произносимая через один-два часа после захода солнца в зависимости от времени года.
Мусульманин узнает о наступлении времени молитвы благодаря призыву (эзап), произносимому муэдзином с балкона минарета каждой мечети. По этим молитвам особенно четко ощущается распорядок дня. Молитвы сабах, актам и йатси обычно совершаются дома; две другие -- на месте работы или, предпочтительно, в ближайшей мечети (джами) либо в молельне (месджид). Где бы он ни находился, правоверный может занять необходимое ему для земных поклонов пространство, непосредственно перед ним, которое никто не должен пересекать. Обычно такое место обозначается небольшим молитвенным ковриком (седжаде), на котором выткан орнамент, изображающий михраб(нишг. в мечетях, указывающая направление на Мекку). Во всех случаях, чтобы молитва была действительной, правоверный никогда не забудет совершить до нее омовение: омоет лицо (рот, нос, уши, затылок), руки и запястья, ступни, для чего во дворах мечетей и вдоль стен построены фонтаны. Эти омовения являются частью мер по ритуальному очищению, которые должны предшествовать участию в собирании пожертвований, молитвам и земным поклонам (рекат), в обычное время пять раз.
Полуденная молитва в пятницу непременно для всех мусульман. Она обязательно проходит в большой мечети или в заменяющем ее помещении. Руководит молитвой имам. Молитва сопровождается толкованием строф Корана и иногда проповедью (хутба), во время которой проповедник (хагпиб) должен в специальном воззвании просить Всевышнего, чтобы он распространил на султана свое благодеяние.
Усердие благочестивого мусульманина не ограничивается молитвами. Он должен следовать и другим предписаниям календаря и выполнять некоторые религиозные обязанности:
шахада, или дело веры: (буквально «свидетельство»), произносится устно. Мусульманин провозглашает единственность Всевышнего: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед его пророк»;
закат, или установленная милостыня: под этим понятием подразумевался финансовый взнос, который каждый мусульманин платит общине или государству с целью очищения от грехов и распределения средств в пользу более нуждающихся;
пост; он длится в течение месяца рамадана, девятого месяца мусульманского календаря. Он предписывает воздерживаться от любого питья, от пищи, курения табака и сексуальных отношений на протяжении всего дня от восхода до захода солнца в течение месяца. Исламский пост не является покаянием, в отличие от поста христианского, а представляет собой духовное воздержание с целью обуздать свои инстинкты и черпать силы в религии;
хадж, или паломничество в Мекку и Медину. Тот, кто совершил его, носит почетный в глазах собратьев по вере титул хадж, по-турецки хадджи;
джихад, для каждого мусульманина это религиозный долг, коллективный в наступлении, индивидуальный в обороне. Обычно переводимый как «Война во имя веры», буквально он означает «усилие», а в более узком смысле, согласно кораническому толкованию, «усилие во имя Аллаха». Если некоторые трактуют это понятие в военном смысле, то для других оно подразумевает приложить усилия, совершенствоваться и помогать в том людям в нравственном и духовном смысле.
2 ОСНОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Для суннитов этот праздник напоминает тот день, когда Ной вышел из ковчега и приготовил из семи компонентов, которые он смог найти, кушанье, называемое агиура (это также день поминания пророка и посланников аллаха. -- Прим. ред). Для шиитов этот день напоминает об убийстве Хусейна, потомка пророка Мухаммеда, в битве при Кербеле в 61 г. от хиджры (680 от Р.Х.). В знак поминовения Хусейна фанатики-шииты предаются самоистязаниям, чтобы приобщиться к страданиям Хусейна.
Ночь поста и молитв. Эта дата была введена в 1588 г. Мурадом III для того, чтобы отмечать рождение пророка Мухаммеда.
Ночь поста и молитв, восславляющая зачатие пророка.
Ночь поста и молитв, напоминающая о «ночном путешествии» пророка, когда он, сопровождаемый ангелом Джабраилом, совершил ночное вознесение к Аллаху из Иерусалима. Молитвы оканчиваются раздачей молока в память о том, как это делал пророк той ночью.
За исключением болезни и немощи или в случае таких обстоятельств, как, например, поход или странствие, что мешает воздержанию.
Эта ночь, называемая «ночью судьбы», или предопределения, отмечается в память о той ночи, когда пророк получил первое откровение Корана. Ее называют «ночью судьбы», потому что, согласно народному поверью, этой ночью каждый год определяется судьба каждого человека.
Этой датой завершается месячный пост на протяжении рамадана. Отмечается праздник, который называется в Турции «Праздником сладостей» (Шекер байрамы), в арабском мире -- «Праздником окончания поста» (айд алъ-фитр), сопровождающимся весельем и гуляниями, длящимся на протяжении трех дней, обменом поздравлениями, посещением родных, а также раздачей, сладостей, пирожных и т.д.
Называемый по-арабски айд эль-кебир, «великий праздник», он соответствует дню великого паломничества, когда паломники, собирающиеся возле Мекки, приносят жертву в память о покорности Авраама, согласившегося принести в жертву Господу своего сына Исмаила. Каждый свободный мусульманин, будучи в состоянии сделать это, также должен принести в жертву животное, чаще всего барана (процедура жертвоприношения ориентирована в сторону Мекки), при этом он употребит в пищу лишь часть туши, а остальное раздаст нуждающимся. Этот праздник длится четыре дня.
3 ПАЛОМНИЧЕСТВО
Каждый мусульманин, если он в состоянии, должен, по крайней мере один раз в жизни, совершить паломничество в Мекку и Медину, священные города ислама. В отличие от паломничества в Иерусалим, предусмотренного для иудеев и христиан, у мусульман оно является не просто достойным похвалы делом, а религиозной обязанностью. Но эта обязанность распространяется лишь на правоверных, обладающих достаточными средствами для путешествия и материального содержания своей семьи во время отсутствия. Предусмотрено, что душевнобольные и рабы подлежат освобождению; больные, увечные и старики могут заменить себя в этой миссии, возложив на кого-нибудь паломника свой поклон святым местам.
Каждый год паломничество начинается между 7 и 10 числами месяца зилхиджеи его кульминацией является великий праздник жертвоприношения и семикратный обход храма Кааба. Заключающее в себе Черный камень, это кубической формы сооружение расположено в центре большой мечети Мекки; его также называют «Жилищем Господа» (Байт Аллах), и для всех мусульман это самое священное место святого города.
Хадж, или паломничество в Мекку, на протяжении всей истории ислама, имел огромный социальный, культурный и экономический резонанс. Каждый год правоверные из самых разных уголков мусульманского мира, принадлежащие к самым разным народам и социальным группам, покидали свои жилища и преодолевали значительные расстояния для того, чтобы принять участие в общем ритуале. Такие перемещения не имели ничего общего с массовой миграцией народов в эпоху Античности и Средневековья. Паломничество, действительно, добровольный акт, люди участвуют в нем, приняв личное решение, поскольку это возможность пережить особое событие в своей жизни и приобрести богатый опыт. Если паломник зажиточен, он отправляется в путь в сопровождении своих рабов, которых, случается, он был вынужден по ходу продавать, для того чтобы покрыть издержки. Если он торговец, он может воспользоваться путешествием для того, чтобы по дороге купить и продать товары и, таким образом, познакомиться с продукцией, рынками, купцами, нравами и обычаями других стран. Во время паломничества Мекка представляет собой самую большую ярмарку в мире, где можно найти самые разнообразные товары из Европы, Центральной Азии, Индии и т.д. Если паломник ученый, он тоже может воспользоваться своим путешествием, чтобы побывать на различных собраниях, повстречать коллег, приобрести рукописи, словом, принять участие в обмене идеями и мнениями и, таким образом, в распространении знаний.
Паломничество дает людям ощущение принадлежности к обширному сообществу. Это сознание общей идентичности усиливается участием в ритуалах и коллективных церемониях, а также в единении с братьями по вере других стран и других народов.
Османские монархи не преминули использовать эти благоприятные обстоятельства в политических и религиозных целях: паломничество позволяло им подтверждать каждый год свой статус первой исламской державы и демонстрировать свое главенство над священными городами, Меккой и Мединой. Атмосфера религиозного экстаза могла только способствовать духовному единению мусульманского мира под их покровительством. Паломничество было, если и не единственным, то, безусловно, одним из самых эффективных объединяющих факторов.
Османские султаны осуществляли постоянную заботу о проведении паломничества. Из Стамбула паломники отправлялись каждый год 12-го раджаб. Султан лично следил за отправкой паланкина из черного сукна с золотой вышивкой (махмаль) для того, чтобы накрыть им Каабу, и -- для эмира Мекки -- золота, упакованного в четыре шелковых мешка, и платья из расшитого золотом сукна, подбитого горностаем. Караван из Стамбула, объединявший паломников из Европы, Анатолии и с Востока, сливался с караванами, отправившимися из Дамаска, Каира (паломники из Магриба и Африки) и, иногда, из Ирака. Османские монархи также следили за состоянием путей, снабжением путников водой и, в особенности, за безопасностью. По возвращении паломники оказываются в центре праздника, называемого хаджи байрамы, во время которого каждый из них получает поздравления от друзей и соседей.
Отметим, что турецкий ислам никогда не отказывался от некоторых народных верований, особенно в том, что касалось культа святых. Так, каждый год, особенно в Анатолии и на Балканах, устраиваются паломничества, не предусмотренные канонами и организованные вокруг могил и мавзолеев (тюр-бё) великих святых суфи, куда правоверные отправлялись для того, чтобы просить исцеления от болезней, молиться за успешные роды, обрезание или вступление в брак или просто проникнуться духовной аурой святых. Звучит музыка, курятся благовония, приносятся дары; оконные решетки мавзолеев украшены полосками ткани, чтобы напомнить святым об ожидаемом благословении. Такие обычаи свидетельствуют о живучести культов, связанных с поклонением природе и анимизмом и восходящих к языческим временам. Некоторые легенды восходят к эпохе завоевания Анатолии и Балкан.
4 РАМАДАН: «СУЛТАН ОДИННАДЦАТИ МЕСЯЦЕВ»
Рамадан является самым значительным коллективным проявлением веры на исламских землях. Это период насыщенной религиозной жизни мусульман, когда ярче всего проявляется их религиозное рвение, благоговение. Кроме того, это -- особенно насыщенный момент в социальной и культурной жизни: хождение в гости и обмен подарками, развлечения и спектакли, ночная жизнь и празднества -- все это завершается одним из самых главных религиозных праздников ислама шекер байрамы, или, на арабском, айд аль-фитр. Рамадан по праву занимает особое, исключительное место в мусульманском календаре. И османы особую роль этого месяца выражают по своему: они говорят о нем, что он «султан одиннадцати месяцев» (оибир айип султапи).
Рамадан по превосходству -- святой месяц. Многочисленные важные события в истории ислама произошли на протяжении этого месяца, и они отмечаются народным энтузиазмом: рождение Хусейна, внука Мухаммеда, смерть Али, зятя пророка, кончина Хадиджи, первой супруги Пророка, битва при Бадре, в ходе которой мусульмане одержали первую победу над жителями Мекки, и, наконец, взятие самого города. В этом месяце также на Землю был ниспослан Коран (Коран, II, 185). Но центральным элементом духовной сущности рамадана является, по всей очевидности, воздержание от пищи. В течение поста, который продолжается от восхода солнца до заката, запрещается принимать пищу, пить, курить, иметь половые отношения. Пост обязателен для каждого взрослого и здорового человека. Исламское право признает освобождение от поста только для путешественников, солдат, беременных женщин, больных. Когда наступает ночь, все становится разрешенным и возможным до тех пор, как, в момент восхода солнца, снова начинают отличать «белую нить от черной нити» (Коран, II, 183).
День рамадана начинается с сахур, утренней трапезы, о начале которой объявляет барабанщик; затем следует имсак, начало поста, о котором обычно оповещают тремя пушечными выстрелами. В утренние часы чаще всего спят. Жизнь возобновляется ближе к полудню, ко времени молитвы, затем все вновь принимаются за свои дела вплоть до молитвы икинди, во второй половине дня, ближе к четырем часам. После молитвы икинди люди еще делают последние покупки, но улицы вновь пустеют в последние минуты, предшествующие окончанию воздержания (ифтар), которое объявляется выстрелами из пушек. После ужина, который действительно обогащает отношения между людьми, поскольку всегда есть гости, наступает пора для вечерней молитвы (йатси) и, почти следом за ей, молитвы теварих. Эти молитвы могут совершаться дома, но желательно сходить в мечеть, где в это время людно; приходят не только для того, чтобы помолиться и обратить свои мысли к богу, но и послушать суры из Корана, которые читает хафиз; самые ревностные могут оставаться там всю ночь, поскольку в течение священного месяца мечети остаются открытыми и освещенными до утра. Днем, по традиции, люди семьями отправляются на кладбища, чтобы почтить память близких, или в монастыри (текке, завийе) и мавзолеи (тюрбе) святых.
Рамадан не только месяц религиозного благочестия; это также врем^ выйти в люди, погулять, развлечься. После ужина по случаю окончания поста (ифтар) и молитв (йатси, теварих), проходивших дома сообща, обычно ведут неторопливые беседы или предаются домашним играм, другие группами выходят на улицу, где есть развлечения и устраиваются спектакли. Замедленная дневная жизнь вдруг сменяется вечерним оживлением. Когда на землю спускается ночь, на минаретах и мечетях появляются светящиеся надписи (махйа), а улицы и рынки освещены зажженными фонарями; свечи горят на витринах лавок и у крупных жилищ. Кафе, закусочные, цирюльни открыты до рассвета. В некоторых кварталах на улицах суета, шум и оживление, из кофеен доносится музыка, слышны взрывы смеха горожан -- зрителей спектаклей карагез, османской комедии масок, и забавных историй сказочников (меддах). Так повседневный ритм жизни изменяется в этот особый месяц.
Когда месяц заканчивается, правоверному надлежит произвести денежное пожертвование по случаю окончания воздержания (закат алъ-фитр), поскольку рамадан -- это также месяц благотворительности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бирюлев Илья Михайлович. Всемирная история: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Ф.Г. Турченко (ред.) -- 4. изд. -- К. : Генеза, 2004.Ч. 1 : Новое время (ХVІ- конец ХVІІІв.). -- К. : Генеза, 2004 -- 256с.
2. Биркин К., Бокщанин А.А., Ванина Е.Ю., Васильев Л.С., Витол А.В.. Живая история Востока: Познавательные и занимательные очерки о ярких героях, незабываемых событиях, воинской славе, экзотике и блеске средневекового Востока...:Сборник / О.И. Куксина (ред.), О.Е. Непомнин (сост.). -- М. : Знание, 1998. -- 368с.
3. Вамбери Герман. Очерки жизни и нравов Востока: Сочинение:Пер.с нем.. -- СПб. : Изд. В.Ковалевского, 1877. -- 546с
4. Васильев Леонид Сергеевич. История Востока: В 2 т.:Учеб. по спец. "История" -- М. : Высш.шк., 1998. -- 495с. Т. 1 -- М. : Высш.шк., 1998 -- 495с.
5. Васильев Леонид Сергеевич. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. -- 3.изд., перераб. и доп. -- М. : Книжный дом "Университет", 1998. -- 432с.