1. История сотворения мира. Грехопадение. Приход Мессии.
2. Библия -- Святое Писание.
II. Краткая история
1. Образование церкви.
2. Гонения против церкви.
3. Раскол 1054 года. Причины раскола.
III. Католическая церковь
1. Распространение католической церкви.
2. Изменения после Второго Ватиканского Собора.
3. Вера -- основа всего. Установленные Иисусом Христом Таинства.
4. Любовь -- основа всех отношений.
5. Церковь против абортов.
6. Религия и церковь в современной Украине.
7. Движение экуменистов.
Христианство
Религия -- это то, что соединяет человека с Богом, ее Творцом. Только она дает ответы на самые важные вопросы: для чего мы живем на земле? Каков смысл нашей жизни? Что нас ждет в будущем? Почему на свете существует зло и страдания?
Что же такое христианство? Если говорить совсем коротко, это одна из общемировых рели-гии, основанная Иисусом Христом -- Богом, который две тысячи лет назад при-шёл в мир. Он родился, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как чело-век. Его смерть и последующее вос-кресение из мёртвых изменили судь-бу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европей-ской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иису-са, а Он Сам. Главным делом Иисуса было Его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.
Христиане верят, что мир соз-дан единым предвечным Богом, и создан без зла. Человек, по замыслу Бога наделённый свободной волей, ещё в раю попал под искушение са-таны -- одного из ангелов, восстав-ших против Божьей воли, -- и совер-шил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу человечества. Человек нарушил Бо-жий запрет, возжелал сам стать «как бог». Это изменило самую его приро-ду: утратив благую, бессмертную сущ-ность, человек стал доступен страда-ниям, болезням и смерти, и в этом христиане видят следствие перво-родного греха, передающегося из по-коления в поколение.
Человек был изгнан из рая с на-путствием: «В поте лица твоего будешь есть хлеб...». Потомство первых лю-дей -- Адама и Евы -- населило землю, но с первых дней истории существо-вала пропасть между Богом и челове-ком. Но Бог не только справедливый, но и милосердный. Поэтому Он пожалел грешных людей и решил спасти. Чтобы вернуть человека на путь истинный, Бог явил Себя избранному Им народу -- иудеям. Бог не раз от-крывался пророкам, заключал «заве-ты» (т. е. союзы) со «Своим» народом, дал ему Закон (десять заповедей), содержавший правила праведной жизни.
Священное Писание евреев про-никнуто ожиданием Мессии -- того, кто сможет избавить мир от зла, а людей -- от рабства греху. Для этого Бог послал в мир Своего Сына, ко-торый страданиями и смертью на кресте искупил первородный грех всего человечества -- бывшего и будущего. Воскресение Христа зна-менует для христиан победу над смертью и вновь обретённую воз-можность вечной жизни с Богом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился», -- говорил св. Афанасий Великий.
Иисус Христос родился в Вифлееме, одном из небольших городов Палестины, жил в Назарете, умер мученической смертью на кресте в столице страны, Иерусалиме. Матерью Христа стала Пресвятая Дева Мария, а их опекуном -- св. Иосиф. Жизнь, деятельность и учение Иисуса Христа описали Его ученики в книгах Святого Писания, которые называются Евангелием.
С той поры для христиан начи-нается история Нового Завета с Бо-гом. Это Завет Любви. Его важнейшее отличие от Ветхого (т. е. старого, прежнего) Завета заключается в са-мом понимании Бога, Который, по словам апостола, «есть Любовь». На протяжении всего Ветхого Завета ос-нова отношений Бога и человека -- закон. Христос же говорит: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас»; Он Сам являл пример совершенной любви.
Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум не вмещает представления о едином Боге, существующей в трёх лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Таинственно проявление божествен-ной любви, посылающей Сына Божьего на смерть. Тайной является соединение ( «неслиянное и нераздельное» ) божест-венной и человеческой природы во Христе, рождение Сына Божьего от Девы. Непостижима для рационального ума возможность воскресения после смер-ти и то, что смерть одного человека (и одновременно Бога) спасает от смерти всё человечество. Необъяснимо с точ-ки зрения обыденной логики одно из главных таинств христианства -- при-частие, основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа), и приобщение верую-щих через вкушение этих божествен-ных даров к Богу.
Эти тайны можно постичь, толь-ко уверовав, а вера, по определению апостола Павла, «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невиди-мом» (Евр. 11.1). Господь просветляет разум человека и преобразует всё его существо, давая ему возможность не-посредственного видения духовной реальности, разумения и исполнения воли Бога. Такой опыт святых и праведников составляет Священное Предание христиан. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Священ-ное Писание христиан -- Библию (греч. «книги»).
Библия -- это не изложение ве-роучения и не история человечества. Библия -- это рассказ о том, как Бог искал человека.
Вот эпизод из самого начала Библии: после того как люди совер-шили первый грех, они «услышали голос Господа Бога... и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога меж-ду деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (БЫТ. 3.8-9).
Итак, Библия -- это речь Бога, об-ращённая к людям, а также рассказ о том, как люди слушали -- или не слу-шали -- своего Творца. Этот диалог длился свыше тысячи лет. Религия Ветхого Завета начинается с середины II тыс. до Рождества Христова (Р. X.). Большинство книг Ветхого Завета со-ставлено с VII по III в. до Р. X.
К началу II в. по Р. X. к Ветхому Завету были присоединены книги Но-вого Завета. Это четыре Евангелия (греч. «благая весть») -- описания зем-ной жизни Иисуса Христа, сделанные его учениками, апостолами, а также книги Деяний апостолов и Посланий апостолов. Завершает Новый Завет Откровение Иоанна Богослова, в ко-тором рассказывается о конце света. Эту книгу часто называют также Апо-калипсисом (греч. «откровение»).
Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке -- иврите. Книги Нового Завета в основном бы-ли созданы уже на греческом языке (точнее, на его диалекте -- койнэ).
Церковь. Гонения против церкви
Церковь есть основанное и руководимое Иисусом Христом, Сыном Божиим, общество верующих в Него, освящаемых Духом Святым в таинствах в надежде очищения от грехов и спасения в будущей жизни. Церковь не только земное учреждение; она преследует неземные цели: осуществление среди людей Царства Божия, приготовления их к Царству Небесному.
Зародившись в отдалённой про-винции Римской империи (Иудее) в I в., христианство до середины IV в. было гонимо римскими властями. То в одной провинции, то в другой, а то и по всей империи сразу (как, например, при императоре Деции) поднималась волна преследований: разрушали храмы, арестовывали свя-щеннослужителей и простых верую-щих. Раба-христианина преследовали так же, как офицера или патриция, принявших христианство.
Эти три столетия гонений на все последующие века научили христиан двум великим истинам (с которыми согласны даже те, кто не считает себя верующими): истина не зависит от воли властей; правым может оказать-ся человек униженный и бедный.
А спустя ещё 17 веков -- в XX сто-летии -- другая империя вновь объя-вила войну христианам. И вновь -- поруганные и разрушенные храмы, и вновь сотни тысяч убитых. На этот раз землёй, политой мученической кровью, стала Россия. Атеистическая империя требовала безусловного со-гласия не только с её политикой, но и с её философией, с её мировоз-зрением. Ни одна из волн гонений на христиан в Римской империи не продлилась более десяти лет. В Советском Союзе преследования продолжались семь десятилетий.
Возле одного из сибирских лаге-рей есть могила, в которой лежат 50 священников. Их вывели из лагеря, приказали вырыть траншею. Выстро-или на её краю. А затем с пистолетом подходили к каждому и задавали один вопрос: «Ну что, есть твой Бог или нет?». После ответа «да» следовал вы-стрел. Не отрёкся ни один.
В XXв. христиан (прежде всего священников) убивали в нацистской Германии и Мексике, в Кампучии «красных кхмеров» и маоистском Ки-тае, в Албании (где религия была за-прещена конституцией) и Югославии, Румынии и Польше...
Раскол 16-25 июля 1054 года
Непросто складывались отно-шения Церкви с властями земными. Но и внутри самой Церкви на протяжении всей истории её существования проис-ходило множество драматических, а порой и трагических событий.
Христианство уже давно пе-рестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накап-ливавшиеся начиная с IV в., привели в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существовали различия в богослу-жении и богопонимании. С разде-лением Римской империи на два самостоятельных государства обра-зовались и два центра христианст-ва -- в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершен-но особой роли папы как Римского первосвященника -- главы Вселен-ской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Цер-ковь на Востоке.
Первый серьезный конфликт между Римом и Константинополем случился еще в 846 году. Но хоть этот конфликт был улажен, в дальнейшем византийские императоры также стремились к независимости от Рима в церковных делах. Патриарх Михаил Керуларий поддерживал это стремление. Спор между Римом и Константинополем, который возник в 1054 году, привел к полному разрыву. Но все же выделяют три основных причины раскола -- этнографическая, государственно-политическая и религиозная.
Этнографическая причина -- различие греков и римлян в их дарованиях, характерах и исторических судьбах.
Государственно-политическая причина -- это перенесение столицы в Константинополь, при чем явились новые роды, даже целые народы, заинтересованные в существовании новой столицы на берегах Босфора и враждовавшие с Римом, как соперником.
Религиозные причины различались в различии между Восточною и Западною Церквами, в некоторых религиозных верованиях, в канонических действиях, обрядах и обычаях.
В итоге образовались две христианские конфессии -- пра-вославие и католичество.
А в XVI в. Като-лическая Церковь испытала раскол. Возникла новая конфессия -- протес-тантство. В свою очередь Православная Церковь в России пережила тяжелей-ший раскол на старообрядческую и православную церкви.
Сегодня христианство представ-ляют три конфессии, каждая из кото-рых делится на множество деномина-ции, т. е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов признают догмат (определение Церкви, имеющее безус-ловный авторитет для каждого её чле-на) о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание -- Библию.
Подсчитать точное число хрис-тиан не так-то просто. Однако общие статистические данные дают следую-щие цифры.
Православная Церковь состоит из 15 автокефальных (администра-тивно самостоятельных) церквей, 3 автономных (полностью независи-мых) и насчитывает в своих рядах около 120 млн человек.
Римско-католическая Церковь объединяет около 900 млн. верующих.
Протестантские церкви, входя-щие во Всемирный Совет Церквей, объединяют около 350 млн. человек.
КАТОЛИЧЕСТВО
В современном мире римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн. последователей, что намного превышает число по-следователей других направлений христианства. Католическая (с греч. -- вселенская) церковь основана самим Иисусом Христом. Он есть невидимая глава Своей Церкви. Видимым главой Католической Церкви Христос поставил апостола Петра. Теперь Католической Церковью руководят Папы, преемники св.Петра.
Католическая церковь распространилась из Рима по всей Европе, из Европы почти во все страны мира и является крупнейшей из христианских конфессий. Если отличительной особенностью Восточной церкви является ее консерватизм, то главной особенностью Римской католической церкви является централизация власти. Ватиканская курия с недоверием относится к новым потенциально опасным переменам, но если что-то новое получает одобрение, оно быстро и энергично проводится в жизнь.
Римские католики сегодня живут с наследием Второго Ватиканского Собора (1962 - 1965г.г.), который произвел значительные изменения в доселе жестких структурах и уставах этой церкви. Наиболее разительным примером служит переход с латыни на местные языки во время церковной службы. Быть римским католиком означает сознавать свою принадлежность к церкви глобального масштаба и огромного влияния, заявляющей о себе как о наиболее близкой к той Церкви, которую хотел видеть Иисус Христос, имеющей богатые традиции красочного богослужения и глубокой духовности. Формы богослужения могут различаться, несмотря на жесткие правила.
Иногда Римская католическая церковь настолько терпимо относилась к местным обычаям, религиям и верованиям, что некоторые другие христиане обвиняли ее в компромиссе и даже в поощрении языческой деятельности и предрассудков. Но Папа Иоанн Павел II высказался против астрологии и гороскопов, которые, по его мнению, несовместны с христианской верой.
Второй Ватиканский Собор привел к большей открытости в католической церкви. В результате Папа Римский и православный патриарх Константинополя сняли взаимное отлучение, разделявшее Восточную Православную и Католическую церкви с 1054 года.
Монастырское движение всегда играло значительную роль в римском католицизме. Во времена своего расцвета монастыри были средоточием молитвы, богослужения и евангелизма, центрами просвещения и науки. Среди католических священников есть женатые люди (греко-католическим священникам позволены браки), но это скорее исключение, чем правило. Большинство приходских священников дают обет безбрачия, поэтому различия между ними и монахами не так очевидны, как в Православной церкви. Вопрос о том, должно ли духовенство соблюдать обет безбрачия, стал предметом острых дискуссий в Римской католической церкви. Некоторые ее члены считают, что жесткая позиция, занятая Папой, послужила причиной угрожающего снижения количества потенциальных священников.
Вера в Бога -- основа всего. Без нее исполнение заповедей, Таинства и молитва не имеют основы. Верить -- означает принять как истину, что нам провозглашал Бог и чему Он учит нас с помощью Своей Церкви. Иисус Христос дал Церкви тройную власть: учительскую: «Идите, учите все народи!»; священническую: от имени Христа осуществлять Жертву, то есть Литургию и уделять верующим через Св. Таинства благодать Божью; и пастырскую: управлять верующими. Выполняя повеления Иисуса Христа, Церковь распространяет и объясняет Его учение, уделяет верующим установленные Им Таинства и управляет моральной жизнью верующих. Вступлением в Церковь является Таинство крещения. Но для спасения души человеку необходимо принимать участие в св. Литургии, св. Таинствах и с помощью индивидуальной молитвы.
Св. Литургию -- Службу Божью установил сам Иисус Христос в четверг на Тайной вечере.
Св. Евхаристия -- это бескровная Жертва Нового Завета, в которой обновляется и воспоминается крестная жертва Иисуса Христа, Его страдания, смерть, воскресение и вознесение на небеса. В святой Литургии Иисус как человек жертвует себя Богу. Принимать участие в святой Мессе, это значит соединяться с Иисусом в акте доверия Богу; это значит разбудить в себе дух веры, настоящей любви, дух доверия Господу Богу. Биение нашего сердца становится отзвуком биения Божьего Сердца, а наша жизнь, посвящённая Богу - продолжением святой Литургии с элементами её обрядов: т.е. акта покаяния, литургии Слова, Литургии Евхаристии и благословение на жизнь грядущую.
Литургию нужно связывать с жизнью. Не должно быть пропасти между ними.
Св. Таинства -- это видимые знаки (предметы, слова, действия), установленные Иисусом Христом, через которые или с помощью которых верные получают невидимый дар -- благодать Божью.
Как уже говорилось, основа отношений Бога и человека -- есть Любовь. Этой любви учил Иисус Христос. Он Сам являл пример совершенной Любви. «…Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». ( 1 Кор. 13, 4-7). Поэтому можно смело сказать, что Церковь не учит злому, а лишь добру, любви и милосердию. Также Церковь является ярым защитником человеческой жизни и выступает против абортов и эвтаназии. Папа Иоанн Павел II часто подчеркивал ценность человеческой жизни, за защиту каждого не рожденного ребенка: «Человеком является также нерожденный ребенок: более того, Христос привилегированным способом отождествляется с наименьшими; как же можно не видеть особенного Его присутствия в существе еще не рожденном, среди всех существ действительно наименьшем, самом слабом, без какого бы то ни было средства защиты, даже голоса, существа, которое не может протестовать против посягательств на его основные права… Боритесь за признание права родиться каждому человеку… Не уступайте перед трудностями, противостояниями или неудачами, которые могут встретиться на этом пути. Здесь речь идет о человеке и нельзя в этой ситуации замыкаться в безмолвии и безучастии…» В защиту не рожденных детей также говорит св. Мать Тереза из Калькутты: «Я думаю, что сегодня мир разрушается больше всего посредством абортов, так как они объявляют войну против ребенка; убийство невинного младенца его родной матерью. Если мы соглашаемся с тем, что мать может убить даже своего ребенка, как мы можем объяснить людям, чтобы они не убивали друг друга?...»
Религия и церковь в современной Украине
На сегодняшний день согласно Конституции Украины каждый человек имеет право на свободу вероисповедания. Преобладающей религией является православие. Но также есть греко-католическая, римо-католическая (распространенные в особенности в Западной Украине), протестанская церкви.
Одной из острых проблем сегодняшнего дня стала нормализация религиозной жизни в Украине. Кроме всех конфликтов между различными конфессиями христианства, происходит распространение нетрадиционной религиозности среди молодежи, включая пресловутое «белое братство», оккультные секты и даже «сатанистов».
Положительным моментом, однако, является то, что значительная часть населения проявляет активный интерес к вере отцов и дедов, оставаясь на собственных мировоззренческих позициях. Человек отдает должное духовным традициям народа, что уже является важным шагом в культурном возрождении и возрастании нравственности, возобновлении непрерывной духовной традиции.
Сегодня, в условиях построения государственности и демократических реформ, проблемы межконфессиональных споров значительно обостряются и требуют срочного решения. Духу христианства противоречат церковные междоусобицы и внутреннее напряжение, которое существует в некоторых регионах страны. Возрождение национальной культуры требует преодоления враждебности между церквями, признания приоритета свободы совести в повседневной жизни, а не только на уровне государства, решения всех имущественных и правовых вопросов в соответствии с нормами цивилизованного обществе.
Экуменизм
Католическая церковь принимает активное участие в движении за объединение всех христианских конфессий. Это движение носит название экуменизма (греч. «экумена» -- мир, Вселенная) и имеет своей целью восстановление утраченного в период средневековья христианского единства.
Список литературы:
1. М. Э. Поснов: «История Христианской Церкви», Брюссель 1988 г.
2. Джон Янг: «Христианство», Москва 2001 г.
3. Станислав Падевский: «Що повинен знати кожен християнин?», Львов, 2003 г.
4. Р.А.Арцишевский и соавторы: учебник для 11кл. «Человек и общество», Киев, Ирпень 2004 г.