рефераты курсовые

Лекции, методичка и шпоры по финансам предприятий - (лекции)

p>Основные направления расходования денежных средств следующие: – уставная деятельность;

–определенная доля излишних денег инвестируется в государственные ценные бумаги;

    – коммерческая деятельность.

Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. По своей сущностивнебюджетные фонды- это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Назначение – финансирование целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений: а). специальных целевых налогов в Пенсионный фонд;

    б). за счет займов и проведения денежно - вещевых лотерей;
    в). за счет субсидий из бюджета;

г). дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов; д). добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц. С помощью внебюджетных фондов можно:

–влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

–обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; –оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; –предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти - центральных, республиканских и местных. Внебюджетные фонды имеют определенные льготы:

    а). освобождения от уплаты налогов;

б). освобождение от уплаты таможенных пошлин (необходимо, чтобы не было льгот по коммерческой деятельности

Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития. Таким образом, источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно - территориальным единицам. Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обуславливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, как правило, характеризуются выделением части передаваемой в распоряжение территориальны х властных структур. Это достигается путем определения доли налогов, поступающей в республиканский, областной и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся Пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования, Государственный фонд занятости населения и другие. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды за счет местных источников. Среди них можно выделить: фонды развития территорий, фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения, валютные фонды.

Целевые внебюджетные фонды находятся, как правило, в распоряжении государственных органов власти, но оперативное управление ими осуществляется различным, в том числе специально создаваемым административным аппаратом. Управленческие структуры имеют определенные права и обязанности по использованию фондов, оговоренные законом.

    Основные виды внебюджетных фондов:

1 место – государственное социальное страхование. Этот фонд создается страховыми методами. К созданию этого фонда привлекаются все, кто занимается коммерческой деятельностью.

    Источники образования:

1). страховые взносы предприятий и организаций (28 % от зарплаты); 2). средства государственного бюджета;

    3). доход от реализации путевок;
    4) прочие.
    Расходование происходит на:
    I – выплату пособий:
    а). по временной нетрудоспособности;
    б). по беременности и родам;

в). по уходу за ребенком до исполнения ему 3 лет (на региональном уровне)$ г). и тому подобные.

    II – финансирование санаторно - курортного обслуживания.
    III – материальное обеспечение деятельности профсоюзов.

2 место – пенсионный фонд. Центральное управление находится в Москве, а руководящие органы расположенные на местах.

    Задачи пенсионного фонда:

а). сбор средств для выплаты пенсий и пособий, а также организация пенсионного дела.

    б). участие в финансировании региональных программ.

Средства пенсионного фонда образуются из следующих источников: 1). Страховые взносы, которые платят все предприятия, независимо от формы собственности.

    2). Зарплата работника.

3). Страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

    4). Средства из вышестоящих органов.

5). Излишки (они могут быть использованы для получения прибыли от ГКО и др. ценных бумаг и депозитов).

    6). Взносы в добровольном порядке.
    Пенсионный возраст:
    США мужчины – 65, женщины – 62;
    РФ мужчины – 60, женщины – 55.
    Виды пенсий:

1. Во времена СССР существовала всего одна пенсия – трудовая пенсия (только на государственных предприятиях). Она сейчас тоже есть, для ее получения необходимо отработать 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин (на вредных производствах– 10 лет).

Минимальный размер трудовой пенсии – 55 % от всей зарплаты. Максимальный размер трудовой пенсии – 75 % от всей зарплаты. В Москве в 1996 году минимальная пенсия – 210 тыс. руб. (в среднем по РФ –138 тыс. руб. ). С 1 мая 1996 года намечается повышение до 230 тыс. руб. (реально– 213 тыс. руб. ).

2. Социальная пенсия. Выплачивается за выполнения социальных функций. Такой вид пенсии в США получают все граждане, в РФ–нетрудоспособные граждане при достижении определенного возраста независимо от трудового стажа (Закон “О государственных пенсиях в РФ” действует с 20 ноября 1990 года):

    а). инвалиды I и II групп;
    б). инвалиды с детства;
    в). другие.
    Направления расходования:
    1). На выплату пенсий в соответствии с Законодательством:
    а). по возрасту;
    б). по инвалидности;
    в). по случаю потери кормильца;
    г). за выслугу лет

Также осуществляются выплаты пенсий гражданам, находящимся за границей (например, в Финляндии).

    2). На выплату пособий по уходу за ребенком с 1, 5 лет.
    3). Единовременные выплаты материальной помощи.

4). Расходы, связанные с повышением пенсий в связи с их индексацией. 5). Размещение резервов в краткосрочные и долгосрочные бумаги, на развитие научно - технической базы и т. п.

    Органы пенсионного фонда:
    – управление;
    – исполнительные органы;
    – ревизионная комиссия;
    – региональные отделения фонда.

Основная проблема –нехватка денежных средств (неплатежи), в результате фонд оказался на нуле и была выдана ссуда Центробанка на 4, 3 трлн. руб.

Обычно во всем мире пенсионные фонды самые богатые; необходима независимость от правительства и использование своих ресурсов на целевые нужды. 3 место – государственный фонд занятости.

Всего в РФ работают на каком - либо производстве порядка 80 млн. чел. 2 –3 % являются безработными, которых необходимо кормить, пока они ищут подходящую работу. Для этого необходим государственный фонд занятости. Он создан законом “О занятости населения РСФСР”.

    Для получения пособия необходимо:

1). причина, независящая от работника (ликвидация или реорганизация предприятия);

2). необходимо находится на учете в государственном фонде занятости и осуществлять поиск работы;

    3). обучение.

В России на 1 месте находятся выплата пособий по безработице по первой причине. В США– выплата пособия по безработице в случае обучения.

Все предприятия отчисляют 5, 4 % в государственный фонд занятости. Пособие рассчитано на 1 год. Если в течение этого года безработный не находит работу, то оно просто перестает выплачиваться.

    Размеры пособия:
    В РФ — 45 % от ранее получаемого заработка;
    В США — 60 – 65 %.
    В России пособие выплачивается постепенно:
    1 ступень – пособие по безработице как таковое;
    2 ступень – помощь по безработице;
    3 ступень – вспомоществование.
    3 место – фонд обязательного медицинского страхования.

На бесплатную медицину Россия перешла с 1993 года с Закона “О медицинском страховании граждан РФ”.

    Сейчас есть у россиянина следующие права в этой области:
    – выбора врача;
    – выбора поликлиники;
    – выбора больницы.

Теперь между больным и поликлиникой находится страховая компания. Этот фонд формируется следующим образом:

    1). взносы предприятий (3, 6 %);
    2). средства вышестоящих бюджетов;
    3). безвозмездные взносы и пожертвования;
    4). кредиты банков (используется редко)

Остатки и излишки средств могут быть инвестированы в ценные бумаги государства. Кроме этих фондов существуют множество фондов, как дорожный фонд (с 1, 5 до 2 %). Внебюджетные фонды могут дополнительно создаваться.

Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий. Внебюджетные фонды выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают органы государственной власти в случае затруднения. Поэтому, благодаря внебюджетным фондам, повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках финансовой системы государства.

    12
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ.

Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает необходимость привлечения свободных финансовых ресурсов населения и юридических лиц на его покрытие, и главным способом привлечение этих средств является государственный кредит.

Государственный кредит –экономические отношения, которые заключаются в том, что государство выступает на рынке ссудных капиталов в нескольких качествах. Это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами.

Государственный кредит –денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

    Государство может выступать в следующих ролях:
    – кредитора;
    – заемщика;

– гаранта (означает поручительство государства за клиента). Отличия государственного кредита от частного:

    Частный кредит
    Государственный кредит
    1). Мобилизуется для производственных нужд.
    1). Мобилизуется для непроизводственных нужд.
    2). Мобилизуется ссудный капитал.
    2). Мобилизуются платежные и покупательские средства.

3). Погашение производится из прибавочного продукта или стоимости, которая возникает в процессе производства.

3). Погашение производится из бюджетных доходов (в основном за счет налоговых поступлений).

4). Расширяет сферу применения капитала (производственную сферу) 4). Сужает сферу применения капитала

    Государственный кредит может быть внутренним и внешним.
    Формы государственного кредита (внутренний):

1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.

    2. казначейские ссуды.

Казначейские ссудывыражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности. Государственные займыосуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков.

Государственные займы –кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату.

    Отличие займов лот налогов:
    ЗАЙМЫ
    НАЛОГИ
    1). Добровольный характер.
    1). Принудительный характер.
    2). Скрытая форма принуждения.
    2). Явная форма принуждения.

Источники государственного кредита – временно свободные средства, которые появляются у: · предприятий;

    · банков;
    · пенсионных фондов;
    · страховых фондов;
    · населения.
    Кредит берется для:
    1. Финансирования бюджетного дефицита.

2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.

    3. Финансирование предприятий местных органов власти.
    4. Регулирования денежного обращения страны.
    Классификация может производится в соответствии:
    I. со сроками погашения;
    II. с доходностью;
    III. с валютой займа;
    IV. с местом и способом размещения.

Займы бывают натуральными и денежными. По праву эмиссии – государственные и местные. По месту размещения:

    а). внутренние;
    б). внешние.
    По доходности:
    а). текущие (1, 3, 6 месяцев);
    б). краткосрочные (1 – 3 года);
    в). среднесрочные (3 – 10 лет);
    г). долгосрочные (10 - 50 лет).
    По методам размещения:
    – добровольные;
    – принудительные.

Займы могут размещаться на фондовом рынке, существующем в России с 1982 года (тогда он существовал для населения и размещал трехпроцентные займы). В 1990 год–облигации 5 % займа для населения , предприятий и организаций. Для него были привлечены брокерские фирмы.

Функции по распространению государственных займов были закреплены за Центробанком РФ, а не за брокерскими конторами.

В марте 1993 года состоялся I выпуск нового инструмента –государственных краткосрочных безкупонных обязательств на 3 и 6 месяцев. Каждый выпуск называлсятраншей, которые существуют в виде записей на счетах (здесь присутствует дисконт). Рынок ГКО подвержен колебаниям. он вытесняет частных инвесторов, которые могли бы использовать свои деньги для производственных нужд.

С февраля 1996 года на рынок ГКО стали допускаться иностранцы. Однако рынок ГКО должен “изгнать” банки, как это сделал валютный коридор со своего рынка. Необходимость состоит в том, что ГКО должны быть использованы для инвестирования промышленности.

    Для инвестирования промышленности выпускаются:
    – ГКО;
    – валютные облигации Минфина;
    – золотой сертификат Минфина;

– КО (краткосрочные обязательства – ценные бумаги государства, предназначенные только для предприятий). ОБЛИГАЦИИ:

    – рыночные (операции на фондовом рынке);
    – нерыночные;
    – специальные.

Облигации имеют нарицательную стоимость и продаются на бирже. Государственный долг –сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Он становится структурным элементом финансовой системы (существует Департамент государственного долга и ценных бумаг).

Обслуживание государственного долга – совокупность отношений по погашению долга и новым займам. Для того, чтобы государство смогло расплатиться с долгами оно может уточнять займы. Уточнение может касаться: а). доходности займов (снижение процента) – конверсия;

    б). условий, касающихся сроков – консолидация;

в). объединения нескольких займов в один заем – унификация. Государство может быть банкротом и объявить о своем банкротстве. В СССР государственный долг существовал в 2-ух формах:

–внутренний долг правительства перед Центробанком в виде товаров народного потребления (ТНП);

    – внешний долг перед странами - кредиторами.
    Государственный внутренний долг:

I. Задолженность правительства РФ: январь 96 года – 86. 591 млрд. руб. 1). задолженность Центробанка по кредитам на покрытие бюджетного дефицита (59. 749 млрд. руб. )

2). задолженность правительства перед предприятиями и населением: а). ГКО – 11. 000 млрд. руб. ;

    б). КО – 5. 500 млрд. руб. ;

в). государственный казначейские векселя – 1 540 млрд. руб. ; г). задолженность по АПК, переоформленная в казначейские векселя – 5600 млрд. руб. ; д). золотые сертификаты – 49, 1 млрд. руб. ;

    е). прочие государственные займы – 3202 млрд. руб.
    II. Задолженность Центробанка РФ – 1427 млрд. руб.
    III. Прочая задолженность – 383 млрд. руб.
    Всего 90 000 млрд. руб.
    Государство как кредитор.

1. Государственное кредитование –это форма субсидирования и средство перераспределения финансовых ресурсов по кредитным каналам.

2. Основная сфера государственного кредитования – капиталовложения: – финансирование сельского хозяйства;

    – финансирование жилищного строительства;

– финансирование отраслей экономической и социальной инфраструктуры. 3. Государство как гарант на рынке ссудных капиталов. Это особая форма государственного кредитования:

    – риски по задержке платежа;
    – банкротство;
    – политические беспорядки;
    – прочее.

Государственный кредит и СОП (совокупный общественный продукт). Необходимо проследить взаимосвязь государственного кредита и СОП. а). как формирующийся ссудный фонд:

    С – ссудный фонд.
    б). часть заработной платы:
    V – ссудный фонд.
    в). часть прибыли
    М – ссудный фонд.
    Экономические и социальные последствия
    возрастания государственного долга.
    Рост долга приводит к:

1) росту заимствований (в результате вытесняется частный капитал с рынка ссудного капитала);

2) непроизводительный характер использования полученных средств; 3). увеличивается нагрузка на государственный бюджет посредством роста величины процентов по кредитам.

    Управление государственным долгом:
    а). государственный долг должен быть вовремя погашен;
    б). выплата процентов;
    в). проведение конверсии, консолидации, унификации займов;
    г). выпуск новых займов;
    д). проведение денежно -кредитной политики;
    е). прочее.

Совокупность действий государства, связанных с перечисленными действиями, называетсяуправление государственным долгом.

Международный кредит связан с государственным долгом. Источниками международного кредита являются:

    – специальные правительственные фонды;
    – бюджетные средства государства;

– специальные банки (например, экспортно - импортный банк США); –специальные международные кредитные институты (национальные, региональные, международные).

    Формы международного кредита:
    1) собственно кредит:

а). связанный (где кредит был получен, там и должен быть потрачен); б). свободный (финансовый)

    2). помощь.

Активное сальдо платежного баланса дает возможность выплаты долга (10 – 12 млрд. в год направлять на выплаты). ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК

    1. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование.

Важным элементом валютной системы является валютный курс. Валютный курс не-обходим для:

взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капита-лов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную иностранную валюту на националь-ную, так как валюты других стран не могут обращаться в качестве законного и платежного средства на территории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает иностранную валюту на национальную для погашения задолженности и выплаты процен-тов по внешним займам;

сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах; периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков. Валютный курс-”цена” денежной единицы одной страны, выраженная в иностран-ных денежных единицах или международных валютных единицах ( СДР, ЭКЮ ). Внешне валютный курс представляется участникам обмена как коэффициент пересчета одной валюты в другую, которая определяется соотношением спроса и предложения на валютном рынке. Однако стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции.

Производители и покупатели товаров и услуг с помощью валютного курса сравнива-ют национальные цены с ценами других стран. В результате сопоставления выявляется степень выгодности развития какого-либо производства в данной стране или инвестиций за рубежом.

В связи с резким увеличением международного движения капиталов на валютный курс влияет покупательная способность валют по отношению не только к товарам, но и финансовым активам.

Рассмотрим факторы, которые влияют на валютный курс. Среди них можно выделить следующие:

1. Темп инфляции. Соотношение валют по их покупательной способности ( паритет покупательной способности ), отражая действие закона стоимости, служит своеобразным хребтом валютного курса. Поэтому на валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценивание денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности происходят в среднем в течение двух лет.

Зависимость валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами. Это объясняется тем, что наиболее тесная связь между динамикой валютного курса и относительным темпом инфляции проявляется при расчете курса на базе экспортных цен. 2. Состояние платежного баланса. Активный платежный баланс способствует повы-шению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств.

3. Разница процентных ставок в разных странах. Изменение процентных ставок в стране воздействует при прочих равных условиях на международное движение капиталов, прежде всего краткосрочных. Повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение поощряет отлив капиталов, в том числе националь-ных, за границу.

4. Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки быстро реагируют на изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений. Тем самым они расширяют возможности валютной спекуляции и стихийного движения “горячих” денег.

5. Степень использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах.

6. На курсовое соотношение валют воздействует также ускорение или задержка меж-дународных платежей. В ожидании снижения курса национальной валюты импортеры стараются ускорить платежи в иностранной валюте, чтобы не нести потерь при повышении ее курса. При укреплении национальной валюты, напротив, преобладает ее стремление к задержке платежей в иностранной валюте. 7. Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках. Она определяется состоянием экономики и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, оказывающими воздействие на валютный курс. Причем дилеры учитывают не только данные темпы экономического роста, инфляции, уровень покупа-тельной способности валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и перспек-тивы их динамики.

2. Рыночное и государственное регулирование валютных отношений. Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. Государство издавна вмешивалось в валютные отнашения-вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. С отменой золотого стандартов 30-х годах ХХв. перестал действовать механизм золотых точек как стихийный регулятор валютного курса.

Рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Первое, основан-ное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная по-литика- совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями.

Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.

Обоснованием валютной политики служит определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически валютная политика оформляется валютным законода-тельством- совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями- двухсторонними и многосторонними- между государствами по валютным проблемам.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное- с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках развиваю-щихся стран.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по ва-лютным проблемам. Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:

частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;

национальное государство ( министерство финансов, центральный банк, органы ва-лютного контроля);

    на межгосударственном уровне.

Органом межгосударственного регулирования является МВФ, а с середины 70-х го-дов стали также регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников. С1993 года Россия также участвует в этих совещаниях. Основные причины регулярных встреч на высшем уровне кроется в интернационали-зации хозяйственных связей, нестабильности и неравномерности экономического и политического развития стран, партнерстве, противоречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую экономическую и политическую стратегию.

    Приведем небольшой пример из истории:

Капиталистические страны вступили во вторую Мировую Войну уже с расстроенны-ми международными валютно-финансовыми связями. Многие из них ввели правительст-венный валютный контроль еще в период мирового экономического кризиса 1929-1933гг.

Объектом правительственного валютного контроля являлись все операции с ино-странной валютой. В странах, где были введены валютные ограничения, запрещалось покупать и продавать без разрешения соответствующих органов валютного контроля иностранную валюту, вывозить или перевозить за границу национальные денежные знаки и иностранную валюту, золото, ценные бумаги. Иностранная валюта, полученная резиден-тами данной страны за экспортированный ими товар или оказанные иностранцам услуги, или в погашение других каких-либо обязательств, подлежала обязательной сдаче в обмен на национальную валюту казначейству, национальному банку или другому уполномочен-ному на это органу. Импортер мог получить иностранную валюту для оплаты купленного им товара за границей только с разрешения соответствующего правительственного органа валютного контроля в национальном банке.

Одной из форм валютных ограничений, широко применяемых капиталистическими странами, являются количественные ограничения импорта и экспорта. Валютные ограничения в экономике капиталистических государств и в отношениях между этими государствами выполняют двойственную, противоречивую роль. РИСК

    Понятие "риск" определяется как "опасность, возможность

убытка или ущерба". Следовательно, риск означает неуверенность в результате. Под "риском" также следует понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления производственной или финансовой деятельности.

    Существуют различные способы классификации риска.

Например: 1) спекулятивный, простой (чистый); 2) системный, несистемный; 3)предпринимательский: производственный, коммерческий, финансовый; 4) инвестиционный, страховой, банковский и т. п.

Для всех видов рисков характерным является фактор неопределенности. Целью предпринимательства является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров

вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.

Различают чистые (простые) и спекулятивные предпринимательские риски. Чистые риски означают возможность получения убытка или "нулевого" результата: этот риск рассчитан только на проигрыш.

    Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как

положительного так и отрицательного результата (вспомните график безубыточности и "мертвую точку").

Денежные расходы убытки и потери чаще всего является результатом финансового предпринимательства (предпринимательства на финансовом рынке). Таким образом получается, что финансовое предпринимательство это по сути то же коммерческое предпринимательство, но товаром здесь являются денежные средства (наличные, ценные бумаги, остатки на расчетном счете). Следовательно, потери, в целом характеризующие коммерческое предпринимательство, присущи и финансовому предпринимательству. Поэтому, обычно говорят, что финансовые риски это риски спекулятивные. С этих позиций финансовый риск выражается в возможности получения ущерба в результате проведения операций кредитного характера, осуществления финансовых инвестиций, эмиссии ценных бумаг.

С одной стороны, - финансовый риск это разновидность предпринимательского риска для предприятий основная деятельность которых не связана с финансовым рынком и означают в основном угрозу денежных потерь.

Если классифицировать этот финансовый риск по по типу объекта потери, то следует выделить имущественные риски и риски, связанные с обязательствами. А) Имущественный риск - это угроза потери части имущества (при этом весь ущерб пересчитывается в денежном выражении). В) Риск, связанный с обязательствами это риск финансовых убытков, когда действиями фирмы или отдельного лица наносится ущерб личности или имуществу кого-либо еще.

С другой стороны, с точки зрения предприятий кредитного рынка, - финансовый риск это разновидность соответственно банковских (в банковской систе), страховых (для страховой и пенсионной системы) или инвестиционных рисков (для бирж, инвестиционных фондов

и т. д. ). То есть, предприятия кредитного рынка финансовый риск определяют как необходимость учета таких специфических факторов, как неплатежеспособность клиента финансовой сделки, угроза невозврата кредита, общее ухудшение финансового положения клиента.

Таким образом, под финансовым риском на рынке ссудных капиталов обычно подразумевается та разновидность общих рисков, которая связана с угрозой не выполнения обязательств клиентами по причине несостоятельности. Например, банковские риски представляют собой опасность потерь, вытекающих из специфики банковских операций.

Они имеют достаточно сложную структуру и обычно делятся на внешние (страновой, валютный и т. д. ) и внутренние (риски пассивных и активных операций, риски связанные со спецификой клиента и т. д. ).

Рассмотрим финансовые риски предприятий сферы производства и обращения. Принято различать следующие составляющие их финансового риска: кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск

    упущенной выгоды, инвестиционный риск, налоговый риск.

а) Кредитный риск - опасность неуплаты предприятием основного долга и процентов по нему.

b) Процентный риск - опасность потерь, связанная с ростом стоимости кредита. c) Валютные риски представляют собой опасность изменения курса валюты, что приведет к реальным потерям при совершении не только биржевых спекуляций, но и торговых внешнеэкономических операций.

e) Риск упущенной выгоды - вероятность наступления косвенного финансового ущерба или недополучения прибыли в результате: неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности.

d) Инвестируя сбережения сегодня, покупатель того или иного вида актива отказывается от какой-то части материальных благ в надежде укрепить благополучие в будущем. Предприятие-инвестор, осуществляя венчурное вложение капитала знает заранее, что возможны два вида результатов: доход или убыток. Инвестиционный риск - это вероятность того, что отвлечение финансовых ресурсов из текущего оборота в будущем принесет убытки или меньшую прибыль, чем ожидалось.

g) Налоговый риск включает: - невозможность гарантировать получение налогового кредита; - изменение налогового законодательства; - персональные решения сотрудников налоговой службы о возможности использования определенных льгот или применения конкретных санкций.

    2. Методы управления финансовым риском.

Залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его устойчивость. Различают такие грани устойчивости: общая, ценовая, финансовая и т. п. Финансовая устойчивость является главным компонентом общей устойчивости предприятия. Финансовая устойчивость предприятия - это такое состояние его финансовых ресурсов, их перераспределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня финансового риска.

Управление финансовым риском ставит задачу снижения издержек, связанных с риском - сведение до минимума возможной потери.

Потери могут быть оценены в денежном выражении, но оценивается также и шаги по их предотвращению. Качественный финансовый менеджмент уравновешивает эти два вила оценок и планирует, как лучше заключить сделку с минимумом риска. Обычно говорят о четырех методах управления риском: упразднение, предотвращение потери и контроль, страхование, поглощение.

А. Упразднение заключается в отказе от совершения рискового мероприятия. Но для предпринимателя чаще всего это означает: упразднение риска упраздняет и прибыль.

В. Предотвращение потерь и контроль как метод управления финансовым риском означает необходимость предотвратить потери и уберечься от случайностей, а контролировать их - означает ограничение их размера в случае если убыток имеет место.

С. Страхование - как метод управления риском означает перераспределение потерь среди группы предпринимателей, подвергшихся однотипному риску (самострахование) или обратиться за помощью к

    страховой фирме.
    Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов

отказаться от части доходов, лишь бы избежать риска, т. е. он готов заплатить за снижение риска до нуля.

Для страхования характерны целевое назначение создаваемого денежного фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь в

заранее оговоренных случаях; вероятностный характер отношений; возвратность средств. Когда используют страхование как услугу кредитного рынка, то это означает, что финансовый менеджер должен определить приемлемое для него соотношение между страховой премией и страховой суммой. Страховая премия - это плата за страховой риск страхователя страховщику. Страховая сумма - это денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности или ответственность страхователя.

D. Поглощение состоит в признании ущерба и отказ от его страхования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого ущерба незначительно мала и ей можно пренебречь. И во-вторых крупные фирмы прибегают к самострахованию, то есть процессу при котором

организация часто подвергающаяся однотипному риску заранее откладывает средства, из которых в результате покрывает убытки. Тем

самым можно избежать дорогостоящей сделки со страховой фирмой. Кроме того, методы управления финансовым риском могут быть

классифицированы на два вида: физическая защита, экономическая защита. Физическая защита заключается в создании таких средств

как: сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, защита данных от несанкционированного доступа, наем охраны и т. д. Экономическая защита заключается в прогнозировании уровня дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, использование всего финансового механизма для ликвидации угрозы

    риска или его последствий.
    СТРАХОВАНИЕ
    Страхование.
    1. Сущность страхования и основы страхового дела.
    2. Социальное страхование.
    3. Медицинское страхование.
    4. Имущественное страхование.
    5. Страхование рисков.
    6. Личное страхование.
    7. Страхование ответственности.

8. Страхование и коммерческая деятельности страховщика в условиях ры-ночного хозяйства.

    1. Сущность страхования и основы страхового дела.

Страхование - одна из трех сфер финансовой системы. Страхование связано с распределением СОП и части НБ. Для страхования в то же время характерны экономические отношения только по перераспределению доходов и накопле-ний, связанных с возмещением материальных и иных потерь. Таким образом, страхование связано с вероятностным движением денежной формы собствен-ности. Страховой случай может и не наступить. Для страхования характерны все признаки финансов, но оно имеет и свои отличительные признаки:

1. Возникают перераспределительные отношения, обусловленные наличи-ем страхового риска как вероятности и возможности наступления стра-хового случая, способного нанести материальный и иной ущерб.

2. Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отно-шения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба одного или нескольких субъектов на всех субъектов, во-влеченных в страхование. Это замкнутая раскладка основана на вероят-ности того, что число пострадавших хозяйств обычно меньше числа уча-стников страхования. Как правило, число пострадавших должно быть существенно меньше числа застрахованных. Для организации замкнутой раскладки ущерба создается денежный страховой фонд, формируемый за счет взносов всех участников . Размер страхового взноса представляет долю каждого из них в раскладке. Таким образом, чем шире круг участ-ников, тем меньше сумма страхового взноса и они более доступные. Обязательное страхование вовлекает наибольшее число участников, сле-довательно меньше страховой тариф и риск.

3. Страхование предусматривает перераспределение ущерба во времени и в территориальном разрезе.

4. Характерной чертой страхования является относительная безвозврат-ность мобилизуемых средств.

Страхование - это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет взносов страховых фондов, предназначенных для возмещения материального и иного ущерба предприятиям, организациям и физическим лицам.

Субъекты страхования - страхователь и страховщик. Страховщик - организа-ция, осуществляющая страхование, имеющая на это лицензию, к ней предъ-являются определенные требования (объем уставного капитала, не имеют права заниматься торговой и производственной деятельностью). Страхователь - юридическое или физическое лицо, заключающее договор страхования и вносящее страховые взносы. Застрахованный - это лицо, указываемое в договоре страхователем, жизнь или здоровье которого является объектом страховой защиты. Страхователь и застрахованный могут быть как одним лицом, так и разными.

Выгодообретатель - лицо, которое получает страховое возмещение в случае, если его не может получить страхователь.

Существует две категории посредников на страховом рынке: страховой бро-кер и страховой агент.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Рефераты