Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекции
b>2.3 Профилактика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возрастаСохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими - условие, при котором личность ребёнка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны близких, особенно мамы и папы, необходимо ребёнку. Желание заслужить родительское одобрение, похвалу является одним из наиболее действенных рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и близких - один из важнейших источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает появляться такое важное образование, как самоуважение.Притязание на признание - одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям людей. Стремление к реализации притязаний развивает ребёнка, делает его совершеннее. Ребёнок стремится к самосовершенствованию: он учится лучше бегать, прыгать, кувыркаться, он стремится лучше рисовать, конструировать, он хочет вообще делать лучше! Он стремится сделать лучше и самого себя: он хочет утвердиться в своих моральных качествах, он хочет быть хорошим, хочет, чтобы люди были ему благодарны, и он так старается.Не будем же иронизировать над нашим малышом. Мы не будем обрушивать на нашего ребёнка реплики типа: "У тебя не выйдет, оставь это занятие…", "Помолчи, ты не знаешь…", "Оставь меня в покое, твоё дело пустое…" и пр. Ведь за подобными словами стоит пренебрежение, обесценивание малыша. А ведь он уже личность [8].После того, как у ребёнка возникло отношение к самому себе как "хорошему", у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы взрослый выражал уверенность в том, что малыш обязательно научится тому, чего ещё пока не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребёнок.Нельзя срывать зло на ребёнке, заявлять ему: "Уйди, я тебя не люблю!" Нельзя так же сообщать ребёнку, что он тупица, лгун, воришка, безвольный, бесчестный, упрямый осёл и пр., что должно разоблачить его, больно ударить и поставить на место. Унижение - не действенное средство. Как бы ни был мал ребёнок, он оскорбится и тут же займёт негативную позицию. Унижение никогда не давало положительного результата. Не сообщайте ребёнку о том, что из него "в будущем ничего не выйдет" [23].Лишение ребёнка перспективы, обесценивание его личности в настоящем и в будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребёнка к исполнению родительских ожиданий.Ребёнок всегда нуждается в эмоциональной поддержке, особенно родительской. Ведь родители эмоционально всегда с ним, всегда за него, даже когда он провинился.Стараясь не снижать притязания ребёнка на признание, надо придавать правильное направление развитию потребности в признании. Для этого необходимо искать пути к снятию негативных образований, сопутствующих притязаниям ребёнка. Так ложь, например, у него появляется тогда, когда ещё не сформирована потребность в правдивом отношении к другим людям, когда честность не стала качеством, повышающим значимость ребёнка в глазах значимых для него родных и близких людей.Родители не должны пропускать победы ребёнка над самим собой. Заметить его борьбу с самим собой, поддержать малыша - значит придать ему силы для самого трудного - строить самого себя, опираясь на свои внутренние стремления и поступки.Родители так же не должны принять зависть и ложь ребёнка. Должны внушать ему, как постыдны зависть и ложь, и постараться помочь ему избавиться от них. Для этого необходима постоянная совместная с ним работа, искренность последовательность самих родителей.Но ребёнок живёт не только с родителями. Он психологически занят своими сверстниками. Это соседи по лестнице, это дети из группы в детском саду. Сверстники находятся в сложных отношениях, в которых переплетены симпатии, конкуренция, стремление взять реванш, возможность играть и, наконец, радость общения.Не нужно делать вывод, что ребёнок плох в сравнении с "типичным" или превосходит "типичного". Каждый ребёнок развивается по-своему. Не должно создаться неправильного впечатления о том, что индивидуальность развивается за счёт одних лишь врождённых особенностей. Ребёнок не может развивать свою уникальность сам. Ему нужны постоянное поощрение, доверительное общение и родительская любовь.Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например, было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь - напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них.ЗаключениеАнализ основных этапов формирования личности ребёнка позволяет выделить целый ряд специфических, качественных особенностей формирования личности, являющихся необходимыми для всего последующего хода онтогенеза. Включение ребёнка во всё новые формы жизнедеятельности, приводит к трансформации этих особенностей и изменению их места в структуре личности. Так, эмоциональная синтония, возникающая ещё на первом году жизни, постепенно преобразуется к дошкольному возрасту в эмоциональную децентрацию, обеспечивающую сопереживание и сочувствие, а в дальнейшем - формирование важнейших социальных чувств и межличностных отношений.Одновременно с выделением специфических для каждого возрастного этапа особенностей личности можно отметить и важное значение инвариант в формировании личности. Прежде всего, это фундаментальная потребность в общении, на основе чего возникает потребность в эмоциональном контакте, которую можно также рассматривать как исходную форму потребности в общении, потребность в совместной деятельности, потребность в социальном соответствии, потребность в социальной компетентности и другие.То же самое можно сказать и о смене доминирующих видов деятельности. Так же как и преобразованное общение ребёнка с окружающими людьми, преобразованные формы ролевой игры сохраняют свою актуальность на последующих этапах онтогенеза. Примером может служить демонстрация существенного значения игры в развитии учения в школьном возрасте (Ф.И. Фрадкина, 1955).Как показывают исследования, масштаб эмоционального смещения последовательно, но неравномерно расширяется, позволяя ребёнку "переселяться" во всё более далеко отстоящие прошлое и будущее, как актуально происходящие. Очень важным представляется обнаруженный факт положительной связи ограниченности эмоционального смещения с неразвитостью эмоциональной децентрации и основных форм активности на данном возрастном этапе.Опираясь на разведение функционального и общего психического развития (А.В. Запорожец, 1978), в данном исследовании формирование личности ребёнка рассматривается как "ядерный", ключевой момент общего психического развития. Именно на основе концепции общего психического развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и А.В. Запорожца становится возможной такая конкретизация основных этапов формирования личности, которая позволяет дифференцировать нормальные и аномальные явления. При этом, как показывает проведённое исследование, наиболее быстро и открыто эти различия обнаруживаются в показателях эмоциональной регуляции, которые не могут быть отделены от показателей предметного содержания деятельности и самосознания ребёнка.Решение одной из центральных задач нашего общества - формирование нового человека - включает как стратегию становления общественно активной, творческой и гармоничной личности, так и стратегию профилактики нежелательных отклонений в формировании личности, которые лишают индивида возможности полноценного участия в жизни общества. [9]Проблема "трудных" детей все ещё сохраняет свою актуальность и остроту. Самым эффективным средством решения этой проблемы является профилактика потенциональной "трудности" на самых ранних этапах онтогенеза. Профилактика может осуществляться только на основе научно обоснованной диагностики аномалий.Своевременная диагностика этих отклонений, должна строиться на изучении особенностей эмоциональной сферы, может стать "краеугольным камнем" предотвращения появления и развития социально неприемлемых новообразований личности.Подводя итоги, можно сделать вывод, что основными направлениями коррекции социальной дезадаптации личности в детском возрасте являются:1) формирование навыков общения;2) гармонизация отношений ребёнка в семье и со сверстниками;3) коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;4) коррекция самооценки ребёнка с целью приближения её к адекватной. [27]В заключении отметим, что в целом, поставленные задачи выполнены.Список основной использованной литературы1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Академия, 1995. - 215 с.2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464с. 3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1998. - 336 с.5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Просвещение, 1976. - 143 с.6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.7. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1982. - 164 с.8. Захаров И.А. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников.: Учеб. Пособие /Я.Л. Коменский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.: под ред Я.Л. Коменского, Е.А. Панько. - МН.: УНIВЕРСIТЭЦКАЕ, 1997 г. - 237 с.10. Дубровина И.В. Психология. М.: Академия, 1999. - 464 с.11. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.12. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. - И.: ИИР, ИОРфк, 1993. - 108 с.13. Левис Ш.К. Ребёнок и стресс. - СПб: Питер Пресс, 1996. - 208 с.14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Просвещение, 1972. - 575 с.15. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности её снижения у детей // Психологическая наука и образование. - 1988. - №2. - С.15.16. Минаева М. Развитие эмоций дошкольника. Занятия. Игры. - М.: АРКТИ. - 1999. - 48 с.17. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1979. - 416 с.18. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, - 512 с.19. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1997, - 688 с.20. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1997, - 608 с.21. Немчин Т.А. Состояние нервно - психического напряжения у детей. - Л.: 1983. - 78 с.22. Очерки психологии детей / Под ред.А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1950. - 191 с.23. Популярная психология для родителей / Под ред.А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1989. - 256 с.24. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996. - 144 с.25. Психологический словарь / Под ред.В. В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Политиздат, 1983. - 448 с.26. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - 174 с.27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с.28. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Т.2. - СПб: Питер Пресс, 1915. - 578 с.29. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред.И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис. Т.1. - М.: Просвещение, 1980. - 292 с.30. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М.: Психология, 1988. - 126 с.31. Чистякова М.М. Психогимнастика. - М.: Просвещение. - 1990. - 128 с.32. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.33. Эльконин Д.Б., Коссаковский А. Основные этапы психического развития: Педагогика. - М.: Просвещение, 1978. - 135 с.34. Эмоцтональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред.В. В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. - М.: Просвещение, 1990. - 194 с.35. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.Приложения
Приложение № 1
Тест "Дом - Дерево - Человек"
Эта - одна из самых известных - проективная методика исследования личности была предложена Дж. Баком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.
Этот тест целесообразнее применять в начале психологической консультации, потому что он может показать, какова основная проблема консультируемого ребёнка: эмоциональная или в сфере интеллектуального развития.
Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагаются бумага, карандаши и ластик. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано "ДОМ", на второй и третьей сверху каждого листа - соответственно "ДЕРЕВО" и "ЧЕЛОВЕК", на четвёртой - имя и фамилия ребёнка.
Инструкция: "Нарисуй как можно лучше дом, дерево и человека".
Интерпретация признаков в тесте "Дом. Дерево. Человек" [12]
Характеристика отдельных личностных качеств.
Враждебность, агрессивность.
глаза - пустые глазницы;
оскал, видны зубы;
обратный профиль человека;
агрессивная позиция нарисованного человека;
зачёркнутая фигура или деформированная;
на руках длинные, острые пальцы;
непропорционально длинные раскинутые в стороны руки;
клыки, рога, шипы, пририсованные человеку.
При наличии этих деталей в рисунке ребёнка можно предположить, что враждебность к людям (или определённому человеку, которого он изображает), агрессивность являются чертами его характера, либо это свидетельство соответствующего отношения (агрессивности, враждебности) к тому человеку, которого он рисует.
при анализе рисунков в тесте "Дом - дерево":
отсутствие окон;
дверь - замочная скважина;
очень большое дерево;
дерево с краю листа;
обратный профиль дерева;
ветки двух измерений, как пальцы.
Лентяй:
рисунок небрежный, грязный, неряшливый;
отсутствие деталей лица либо слабая их прорисовка;
отсутствие рук, ног или слабая прорисовка, незаконченность.
Конфликтность:
ограничение пространства рисунка линиями;
перспектива снизу (взгляд червя);
перерисовывание, стирание объектов;
отказ рисовать какой-то объект (можно предположить, что с данным человеком у ребёнка конфликт);
противоречивость рисунка и высказывания;
подчёркнутая талия всех фигур (даже у дерева "тонкая талия");
барьеры между фигурами;
отсутствие основных частей тела у некоторых фигур членов семьи, небрежность их изображения, мрачные тона одежды (если это в тесте "Кинетический рисунок семьи");
рисование одного дерева как два дерева;
явное несоответствие качества одного из рисунков;
отсутствие трубы на доме.
Депрессивность, угнетённое состояние:
помещение рисунка в самый низ листа;
линия основания, ведущая вниз;
линия, слабеющая в конце рисования;
сильная усталость после рисования;
очень маленькие рисунки, фигурки;
цветное оскудение с преобладанием тёмных или серых тонов;
помещение рисунка в угол листа маленького размера;
вид дерева или дома сверху;
рисунки очень маленького размера.
Чувство неполноценности:
рисунок очень маленький;
в рисунке человека отсутствие рук, ног (или это проявление лени, нежелание выполнять ваши просьбы - выяснить в беседе);
руки за спиной (или лень рисовать - проверить);
непропорционально маленькие руки;
непропорционально узкие плечи;
линии слабые, прерывистые;
непропорционально большая система веток;
непропорционально крупные двумерные листья;
дерево, умершее от гниения.
Неуверенность в себе, недоверие к себе:
очень слабая линия рисунка;
оговорки до и во время рисования, просьбы в помощи;
прикрывание рисунка рукой;
маленький рисунок в углу листа или с краю маленького размера невыразительными линиями;
дом с краю листа;
слабая линия ствола;
одномерное дерево;
очень маленькая дверь в доме.
Тревожность:
зацикливание на рисовании отдельных деталей;
ограничение пространства;
длительная штриховка;
линии с сильным нажимом (иногда прорывает бумагу);
много стираний;
интенсивно зачёркнутые волосы;
преобладание вещей на рисунке семьи;
двойные или прерывистые линии;
облака;
мёртвое дерево, больной человек;
подчёркнутая линия основания;
толстая линия фундамента дома.
Незащищённость:
рисунок в самом центре листа, маленький;
мелкий рисунок в верхнем углу листа;
много второстепенных деталей;
непропорционально длинные руки, опущенные вниз;
широко расставленные ноги;
дом, дерево - с самого края листа;
рисунок внизу листа;
дерево на горе;
очень подчёркнутые корни.
Трудность общения:
в рисунке человека слишком выделенное лицо или лицо рисует последним;
отсутствие основных деталей лица, особенно глаз;
человек нарисован в профиль;
высказывание о нарисованном человеке, как одиноком, без друзей;
человек нарисован схематично, из палочек;
руки в оборонительном положении;
отсутствие двери в доме;
очень маленькая дверь;
отсутствие окон;
окна - отверстия, без рам;
излишне закрытые окна;
дом нарисован в профиль;
дверь на доме без ручки.
Болезненно повышенная активность:
хаотичность элементов в изображении при ненасыщенной цветовой гамме, преобладание серого цвета, мрачных тонов;
бессистемность рисунка, нагромождение фигур и вещей друг на друга.
Невротизм:
фигуры нарисованы в виде пугала (или одна какая-либо фигура);
руки широко расставлены в стороны;
руки спрятаны за спиной или совсем отсутствуют; отсутствие ног (но это может быть также показателем наличия боли в этих органах, а может быть проявлением лени - проверить в беседе).
Приложение № 2
Тест "Рисование несуществующегоживотного"
Эта методика помогает понять основные проблемы личности, его отношения к миру, понимание мира, окружающего его.
Методика: ребёнку предлагают лист бумаги, ластик, цветные карандаши, простой карандаш.
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем". [12]
Показатели и интерпретация.
Положение рисунка на листе: в норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый.
расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено данное качество) трактуется как высокая самооценка, но может также показывать недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению; положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, либо подавленность, нерешительность. Но может также показывать незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющая ее деталь):
голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей; голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям.
Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность; положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм; на голове расположены детали, соответствующие органам чувств уши, рот, глаза.
Значение деталей:
Уши - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.
Рот: приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - трактуется как большая речевая активность (болтливость); в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе; открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачёркнутый, заштрихованный - трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия; рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему в грубой форме и агрессивным содержанием или возникает в ответ на осуждение, порицание); заштрихованный, зачёркнутый рот округлой формы - признак боязливости, тревожности.
Глаза - их изображению при анализе придаётся особое значение - это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - их наличие свидетельствует об истероидио-демонстративных манерах поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Размер головы: - увеличенный в соответствии с фигурой в целом - говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих; маленький размер головы - свидетельствует о незначимости ума у других и у себя, обычно такие дети обладают слабой эрудицией, ограниченными знаниями об окружающем.
Дополнительные детали на голове: например, рога - агрессия, защита от нападения, нападок. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная; перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности; грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола (чаще встречается у девочек, у мальчиков - наличие женских черт характера, проявление чувственности), иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме: если несущая опора фигуры основательная, прочно установленная это говорит об основательности, как черте характера, обдуманности, рациональности принятия решения, опора на существенные положения и значимую информацию; отсутствие или почти отсутствие ног, лап и т.д. - можно предполагать наличие легкомыслия, поверхностности суждений, легкомыслии в выводах и неосновательности суждений, иногда свидетельствует об импульсивности принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног); обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: - соединены точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это говорит о характере контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями (когда соединены точно - наличие самоконтроля, ответственности за свои слова и наоборот их отсутствие или недостаточность развития этих качеств - при несоединении, небрежном соединении); однотипность и однонаправленность (все конечности смотрят в одну сторону), а также повторяемость форм ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность; разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность мышления (небанальность); необычные формы конечностей или основания - может свидетельствовать либо о творческом начале, либо об инакомыслие (даже о патологии, если встречается вычурность, нелепость этой части фигуры).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. - могут быть функциональными или украшающими:
крылья, дополнительные ноги, щупальца - широта охвата разнообразных областей знаний (обычно у эрудированных детей), уверенность в себе - это может проявляться либо "самораспространение", демонстрация себя, своей эрудиции, часто сочетающейся с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе "места под солнцем", увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий; детали панциря, перья, бантики вроде завитушек, кудрей, цветково функциональные детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или её несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты - выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам:
хвост повернут вправо - выражает отношение озабоченности по поводу своих действий и поведения; хвост повернут влево - выражает положительное или отрицательное отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности; хвост поднят вверх - уверен в своих действиях и отношениях, положительно относится к своим действиям и поступкам, бодр; хвост, нарисованный падающим вниз - недовольство собой, подавленность, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние; хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно пышные, длинные и иногда разветвленные - особенно ответственно относятся к своим действиям и поступкам, переживают о впечатлении, которое производят они на других, об их эффективности, озабочены своими мыслями, решениями.
Контуры фигуры-судят о наличии тех или иных личностных качеств по наличию или отсутствию каких-то частей контура: наличие или отсутствие выступов - типа шипов, панцирей, игл, прорисовки или затемнения линий контура - свидетельствует о том, как проявляется защита от окружающих: выполнена в острых углах - агрессивная защита; затемнены, "запачканы" контурные части - страх и тревога; поставлены щиты, "заслоны"- опасение и подозрительность к окружающим, желание от них защититься.
Направленность такой защиты определяется по пространственному расположению контура: верхний контур фигуры - защита от вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничить, принудить к действию или деятельности, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита от нижестоящих (младших сверстников или братьев и сестёр), против насмешек, непризнания, отсутствия у них авторитета, боязнь их осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного: справа - больше в процессе реальной деятельности; слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Количество изображенных деталейдаёт представление об энергии испытуемого: чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых) в изображении животного, тем выше энергия человека.
Если рисует только необходимые детали, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном в самом общем виде (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.), без штриховки и дополнительных деталей - свидетельствует об экономии энергии, застенчивости, а также можно говорить о наличии астеничности организма, соматических хронических заболеваниях (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Если линии жирные, с нажимом - это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ, выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Эти животные - есть отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы.
Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кускус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).
Приложение № 3
Диагностические методики для выявления негативныхэмоциональных проявлений.
Опросники и карты наблюдений за ребёнком.
При первичном обследовании ребёнка составляется психолого-педагогическая карта на ребёнка на основе данных, полученных как самим психологом в процессе наблюдения за ребёнком, изучения карты его физического развития, так и используя опыты наблюдения, знание ребёнка педагогом, родителями. В опросниках и картах наблюдений за ребёнком Г.В. Бурменской предлагается схема составления истории развития ребёнка, которая имеет все признаки, необходимые для диагностики ребёнка.
а) схема составления истории развития ребёнка, рекомендованная Г.В. Бурменской.
б) В. Орман. Вопросы для выяснения эмоциональных и волевых качеств ребёнка.
Дополнительные сведения о ребёнке можно получить используя опросник В. Орман в беседе с воспитателем, родителями или наблюдая непосредственно за ребёнком придерживаясь данного плана наблюдения.
г) Карта наблюдения Д. Скотта.
Методика Д. Скотта направлена на выявление характера дезадаптации ребёнка к школе. Данная методика применительна к детям дошкольного возраста для получения психологом общих представлений о личности ребёнка на основе наблюдений за ним. Это важно при получении сведений о ребёнке на основе запроса, поступившего от родителей или воспитателя для объяснения причин отклонений в поведении, нарушения межличностных отношений.
При составлении карты наблюдений должны быть соблюдены следующие требования:
выделение однозначных, относительно элементарных фрагментов поведения ребёнка;
группировка этих фрагментов в определённые синдромы, то есть их классификация;
определение взаимоотношений между фрагментами.
В соответствии с исходным замыслом эти фрагменты поведения не выбираются умозрительно, а берутся из жизни.
Методика с использованием предметных картинок.
Картинка занимает большое место в жизни ребёнка и широко используется психологами в качестве экспериментального материала.
Методика с картинками является одной из самых универсальных для исследования особенностей психических процессов (памяти, внимания, мышления), отдельных качеств личности, определение готовности ребёнка к школьному обучению и так далее.
Эту методику можно использовать при первом знакомстве с ребёнком для получения достаточно достоверных общих сведений о его психике и личностных качествах.
Данная методика позволяет выяснить:
1. Наличие навыков учебной деятельности (важно при определении готовности ребёнка к учебной деятельности, наличия "школьной зрелости")
как ребёнок понимает поставленную задачу;
как выполняет задание, инструкцию; точность выполнения; принятие к действию, запоминание инструкции, умение выделить способ действия;
способность прикладывать усилия, отношение к трудностям, желание выполнить все поставленные задачи;
самостоятельность выполнения (как часто обращается за помощью и характер этих просьб);
концентрация внимания (отвлечение во время выполнения задания, характер отвлечений);
работоспособность: время затраченное на решение всех поставленных задач, отказы от работы (на каком этапе), темп работы.
2. Индивидуальные особенности обобщения и абстракции:
умение объединять по обобщающему признаку (или проявляется склонность к детализации);
по какому признаку классифицирует (понятийному, бытовому, цвету, форме и другие), признаки какого мышления преобладают: конкретного или логического, какого рожа ассоциации используются ребёнком;
способность к логическому рассуждению: может ли доказать свою точку зрения, каким способом это делает.
3. Особенности построения предложений, речевые ошибки.
4. Наличие способности оценивать свою работу ("Ты правильно всё сделал? Были ли какие-либо ошибки допущены тобой?" и так далее)
Данная методика даёт возможность определить наличие общих учебных умений и навыков, уровень развития интеллектуальной деятельности. При её помощи можно определить и общий уровень работоспособности ребёнка. Эта методика помогает определять и интеллектуальные возможности ребёнка.
Методика "Пиктограммы".
Эта методика была предложена А.Р. Лурия для исследования опосредованного запоминания и широко используется психологами и для других целей. Так, например, Ю.А. Полуяновым она была использована для выявления понимания школьниками содержания некоторых конкретных нравственных качеств.
Ребёнку предлагается чистый лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция: "Я буду говорить тебе разные слова, а ты постарайся их запомнить. Чтобы легче тебе это было сделать, ты можешь каждое слово, которое я тебе говорю, зарисовать на бумаге. Рисовать можешь как угодно, лишь бы рисунок помог тебе вспомнить названное слово. Можешь рисовать предметы, какие-либо значки или ещё что-нибудь". Затем медленно читаются следующие слова: весёлый праздник, тяжёлая работа, вкусный ужин, развитие, строгая воспитательница, тёплый ветер, слепой мальчик, обман, весёлая комната, болезнь, расставание, страх. Если ребёнок начинает тщательно рисовать сюжетную картинку, остановите его и предложите нарисовать что-то, чтобы могло помочь потом вспомнить слова, которые вы ему диктовали.
Через 20-30 минут спрашиваете слова, которые вы говорили. Обязательно фиксируете все высказывания ребёнка во время рисования; его поведение.
Данная методика помогает выяснить:
особенности опосредованного запоминания и характер ассоциаций (какие символы использовались ребёнком для обозначения предлагаемого слова);
может ли ребёнок самостоятельно создавать "инструменты" для запоминания;
в какой мере умеет создавать и использовать средства психической и интеллектуальной деятельности, насколько точно совпадают символы со смыслом слова;
каковы представления ребёнка, что является значимым в понятии, какие связи вычленяются ребёнком: существенные или несущественные, случайные;
умение организовать свою деятельность (экономность использования пространства листа бумаги, размеры рисунков, их расположение);
эмоциональное отношение к предлагаемым понятиям (выражено это каким-либо образом в цвете, изображении фигур, пространственное поле отдельного рисунка, то есть сколько места он занял, отношение рисунков друг к другу);
уровень воспроизведения;
преобладание определённого типа мышления (логического, образного, схематического);
некоторые черты личности ребёнка - аккуратность, точность, умение планировать, уровень демонстративности, тревожности, патологии (нарушении мотивации, вязкость, изменения психомоторного тонуса, депрессии и другие);
работоспособность;
умение удерживать задачу и следовать её в точности с инструкцией.
При анализе прежде всего следует обратить внимание на то, как ребёнок реализует поставленную задачу - использовать рисунки для эффективного запоминания предложенных слов и выражений. Иногда ребёнок уходит от поставленной задачи, увлекаясь лишь рисованием на заданную тему. Это свидетельствует о недостаточно сформированной способности восприятия учебной задачи.
По рисункам мы можем судить и о типе мышления ребёнка: логическое мышление - ребёнок изображает слова в виде условных значков или характерных деталей (например, "весёлый праздник" - рисует один или несколько шариков, "слепой мальчик" - очки, "тёплый ветер" - несколько волнистых линий или дерево с наклонившимися ветками), рисунки лаконичные чётко выражены (как правило расположены все рисунки в одну линию). При выраженном образном мышлении (художественный тип) наблюдается мысленное преобразование предметов и ситуаций в "картинки"-сценки. При этом часто проявляется стремление к завершению рисунка-сценки: много деталей, которые не являются лишними, а лишь подчёркивают завершённость картинки (например, "весёлый праздник" - рисует детей с флажками или шариками, "вкусный ужин - стол, на котором стоят "вкусные" продукты - конфеты, лимонад, торт). Чем больше логически оправданных деталей в рисунке, тем больше это свидетельствует о преобладании художественного типа мышления. Если же множественное количество деталей необязательно (рисуют тщательно множество иголок на ёлке - "весёлый праздник"; на столе много ненужных деталей - чашки, тарелки, много еды, люди, сидящие вокруг стола - "вкусный ужин") и повторяется во всех (или в большинстве) то это может свидетельствовать о вязкости характера (вязкости мышления, зацикливании), что нередко сопровождает неврозы, депрессии. При этом, как правило, ребёнок затрудняется изобразить абстрактные понятия - "развитие", "обман", "тёплый ветер" и другие. Такого ребёнка нужно проверить по другим методикам, чтобы убедиться в правильности поставленного диагноза.
Следует обратить внимание и на то, какие связи вычленяются ребёнком: существенные или несущественные. Экономность рисунка, использование схематических образов признаки сильного интеллекта.
Этот тест можно рассматривать и как проективный, так как в рисунках дети отражают скрытые мотивы, личные проблемы и опасения. Те слова, которые вызывают у ребёнка отрицательные эмоции, выражены в более крупных по размеру рисунках с преобладанием тёмных тонов, часто акцентируют при этом какую-то деталь. Если долго задерживаться на изображении какого-либо слова, то эта ситуация для ребёнка может быть стрессовой. Следует также в беседе или при помощи других методик тактично выяснить это.