Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекции
p align="left">При помощи этого теста можно также сделать выводы и об организованности ребёнка (неаккуратные рисунки, разбросанные по всему листу - хаотичность изображения - признак значительных нарушений в организации деятельности, несформированности планирования, нарушения внимания), его направленности на людей: экстравертивности и интравертивности (у экстравертов рисунки больших размеров, яркие, хаотично расположены; у интровертов рисунки маленькие, скупые, часто все в одном тоне). Иногда можно отметить, что все рисунки маленького размера, в углу листа или на нижней его части - можно сделать предположение о робости данного ребёнка, его тревожности, неуверенности в себе. Это также нужно перепроверить при помощи других методик.
Методика: оценка уровня притязания ребёнка.
Данная методика направлена на исследование уровня притязания детей дошкольного возраста (составлена на основе методики Е. Норре) модифицирована Б.Е. Бежанишвили.
Уровень притязания - это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую ребёнок считает себя способным. Уровень может быть адекватным возможностям его и неадекватным (заниженным или завышенным), что влияет на деятельность и поведение, и, таким образом, связан с уровнем самооценки. Уровень притязания характеризует:
1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);
2) выбор ребёнком цели очередного действия, формирующийся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (это уровень переживания в данный момент);
3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).
Предлагается два варианта исследования
1 вариант.
Методика: детям предлагаются написанные на карточках цифры от 1 до 10. Предварительно спрашивают ребёнка, знает ли он значение цифр.
Инструкция для ребёнка: "Посмотри, что это у меня (показываете 10 карточек с цифрами)? Правильно это цифры. А ты можешь назвать их и разложить по порядку? Правильно. Молодец! (если ребёнок затрудняется, то нужно помочь). Но это не простые цифры, а волшебные. Каждая цифра указывает на какое-нибудь задание, которое ты должен выполнить. Цифра 1 указывает на самое простое задание. Цифра 2 - на более сложное задание. Цифра 3 - посложнее задание., 4 - более сложное и так далее. Самые трудные задания указывают те цифры, которые стоят с другого края ряда, - 8, 9, и самое трудное под цифрой 10. Ты мне укажи, какое задание ты хочешь выполнять: назови мне или покажи какую-нибудь цифру, а я тебе дам задание. Ты всё понял? (Если ребёнок не понял, нужно повторить инструкцию).
Если ребёнок колеблется, нужно стимулировать его действия ("Я уверена, что ты с любым заданием справишься"), если указывает на цифру 1, не торопитесь давать задание, а попробуйте отговорить его, настоять на том, чтобы он выбрал задание потруднее ("Это ведь самое лёгкое задание, его выполнить ничего не стоит, может быть, ты выберешь задание посложнее? А с тем и малыш справится"), но если ребёнок упорно настаивает, то называйте задание. Если же сразу указывает на цифру 10, то попытайтесь отговорить ("А ты не боишься, что не справишься? Это ведь очень трудное задание. Может выберешь что-нибудь полегче?"), но если настаивает, то предлагайте задание. После выполнения и по ходу выполнения нужно поощрять ребёнка, похвалить его, вселят в него уверенность.
В протокол заносите не только качество выполнения задания и порядок их выполнения (какое задание выбрал первым и так далее), но и все реплики ребёнка, поведение его во время исследования, реакции на ваши отговорки и на выполнение задания. Особенно отмечайте, как ребёнок вёл себя в ситуации неудачи.
Задание можно усложнить, установив время решения задач,, об это нужно предупредить ребёнка. Тогда инструкция будет так звучать: "Время выполнения задания ограничено. Я буду следить по часам, сколько времени ты затратишь на выполнение заданий".
Каждая карточка содержит задание, сложность возрастает соответственно номеру карточки. Задания каждый психолог может подобрать сам. Задания обязательно должны быть составлены заранее в одном или двух вариантах и записаны либо на отдельных карточках, либо на оборотной стороне карточки с цифрами.
Анализ полученных результатов.
Различают объективно-принципиальную и субъективно-личностную сторону притязания. (Мясищев Г. М). Объективно-принципиальная - та, которая действительно свойственна ребёнку и определяется данной методикой; субъективно-личностная - как сам ребёнок определяет свои возможности, на что указывает характер выбора задания.
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда ребёнок свободен в выборе степени трудности задания, приводит к конфликту двух тенденций - тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Есть дети, которые начинают выполнения задания с самого лёгкого и постепенно от цифры к цифре подвигается к решению более сложных. Останавливаются, если сталкиваются с заданием, которого выполнить не могут. Это, как правило, осторожные дети, у которых проявляется желание показать себя с лучшей стороны. Эти дети недостаточно уверены в себе, отсюда и осторожность.
Неуверенный в себе ребёнок, с высокой степенью тревожности, всегда выбирает первым задание под цифрой 1 или 2. Никакие уговоры не помогают.
Дети с высокой степенью уверенности выбирают сразу сложное задание. Дети, которые первым выбирают задание под цифрой 10, отличаются к склонностью к риску. Неудачи при решении задачи их не смущают.
Снижение трудности избираемого задания после успеха или её повышение после неудачи говорит о нереалистичном уровне притязания ил неадекватной самооценке. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным притязаниям (завышенным ил заниженным). Это проявляется в поведении детей - выборе слишком лёгких заданий и отказе выполнить трудные. В данном случае даже стимуляция взрослым его действий не имеет успеха.
Повышенная тревожность ребёнка, которая выражается в неуверенности действий, оговорках ("А если у меня не получится?", "Я, наверное, не смогу" и так далее), отказах, напряжённости (эмоциональной и двигательной).
Стремление избегать соревнования.
Некритичность в оценке достигнутого - заниженный уровень самооценки, склонность оправдывать недостаточность качества своего результата ("Я правильно решил? У меня сегодня живот болит") внешними причинами.
Всё это характерно для детей с заниженным уровнем притязания и заниженным уровнем самооценки. Дети с завышенным уровнем притязания склонны к выбору более сложных заданий, заниженной оценке самого задания ("Это всё простые задания. Я могу посложнее выполнить"). В данном случае уместно усложнит задание или условия их выполнения.
Дети, обладающие реалистическим уровнем притязания, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большой продуктивностью, критичностью к оценке достигнутого.
II вариант методики (составлена по материалам журнала "Наука и жизнь". Для обследования готовится квадрат размером 6.5х 6.5 см, длина черточек - 1 см.
Методика: показывается ребёнку на расстоянии полутора метров приведенный здесь рисунок и предлагается ему проверить и потренировать глазомер. Идея эксперимента состоит в том, чтобы, пользуясь проверкой глазомера как удобной ситуацией, выяснить, насколько объективно ребёнок оценивает степень своих успехов.
Инструкция для ребенка: "Ты сейчас посмотришь на картинку, которую я тебе покажу, скажешь мне, какой длины линии на рисунке. Так мы с тобой проверим, как далеко ты видишь, какой у тебя глазомер. Показываете только центральную линию, остальные закрыты для ребенка. Затем поочередно показываете все линии одну за другой. Всегда открыта центральная линия, остальные закрыты, открываете одну линию, и ребенок видит две линии - центральную и ту, которую вы открыли и сравни, какая из них короче, длиннее они или равны (ребенок должен дать только один из ответов)". После каждого ответа вы объявляйте ребенку правильность сравнения при помощи двух видов оценок: "верно" или "неверно". Таким образом ребенку предлагается поочередно сравнить по длине с центральной эталонной линией каждую из 20 линий.
Сразу после окончания эксперимента задаются следующие вопросы: Каких ответов ты дал больше - правильных или неверных? На сколько больше правильных, чем неправильных, или их число одинаковое? Если ребенок владеет счетом, то можно уточнить результаты, спросив, сколько раз из 20 он получил оценку "верно", сколько - "неверно". Разумеется, оценка "верно" и "неверно", которые объявляются ребенку, на самом деле не отражают истинной правильности его ответов. Их чередование составляется заранее, чтобы в любом случае он услышал 10 раз оценку "верно" и 10 - "неверно". Можно воспользоваться следующей таблицей оценок:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
+ + - - + + - - - - +
12 13 14 15 16 17 18 19 20
- + - + + + - - -
Оценка полученных данных. Если ребенок склонен объективно оценивать степень своих успехов, то он ответит, что количество верных и неверных ответов равно между собой или близко к этому.
Ребенок, который обращает только на свои неудачи, обычно очень низко оценивает результаты проверки глазомера и считает, что количество неправильных ответов значительно превышает количество правильных. Это свидетельствует о неуверенности в себе, заниженной самооценке.
Явно завышенную самооценку дает ребенок склонный к самоуверенности, к переоценке своих успехов, запоминающий только похвалу взрослых.
Сравните результаты обоих вариантов данной методики. Совпадение результатов по анализу обоих вариантов дает возможность с большей достоверностью определить степень уровня притязания ребенка.
По второму варианту можно подсчитать коэффициент уровня самооценки (К). Если К (+) близок к 1 (выше (0.8) или же К (-) близок к нулю (ниже 0ю2), то ребенку, вероятно, свойственна очень высокая самооценка. Если К (+) близок к нулю или же К (-) близок к 1, то можно предположить, что самооценка ребенка слишком занижена и он проявляет излишнюю "суровость" по отношению к себе.
Значение коэффициентов, близкое к 0.5, говорит чаще всего о "сбалансированности" самооценки, то есть наличии достаточной самокритичности в сочетании с самоуважением. Отклонение уровня самооценки в сторону её некоторого снижения свидетельствует не о потере уважения к себе, а о наличие стремления изменить самооценку активной работой над собой. Однако постоянное и резкое снижение самооценки может сопровождаться внутренними конфликтами личности, свидетельствующими о невозможности жить в мире с самим собой.
Шкала тревожности ребёнка.
При разработке данной методики использовалась "шкала тревожности" для школьников, разработанная А.М. Прихожан по принципу "шкалы социально-ситуативной тревоги" О. Кондаша, адаптированная автором для детей старшего дошкольного возраста.
В этой методике оцениваются ситуации, области действительности, являющиеся для ребёнка, с его точки зрения, основными причинами тревожности, страхов.
Для эксперимента нужно подготовить три цветные карточки: красного, зелёного и голубого (или жёлтого) цветов.
Инструкция: "Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для тебя, вызывают у тебя страх, беспокойство. У меня здесь три карточки разного цвета. Ты слушай, и если этот случай, эта ситуация в твоей жизни, о которой я говорю, очень неприятная для тебя, ты выберешь и покажешь мне красную карточку; если это только немножко неприятно для тебя - зелёную карточку; если этот случай в твоей жизни не страшен тебе - то покажешь мне жёлтую (или голубую карточку)".
В протоколе против каждого вопроса ставите, какой цвет карточки ребёнок выбрал. Если он комментирует свой выбор, то это также отмечаете, тщательно фиксируете. Если ребёнок охотно вступает в беседу и объясняет, почему ему приятна или неприятна та или иная ситуация, то следует поддержать эту беседу. Каждый раз, когда ребёнок выбрал ту или иную карточку, спрашивайте, почему эта ситуация ему неприятна просто неприятна или вызывает страх, беспокойство).
Методика включает в себя ситуации трёх типов, которые определяют виды тревожности:
1. ситуации, связанные с процессом обучения в детском саду, общением с воспитателем внутри этой деятельности;
2. ситуации, анализирующие представление о себе;
3. ситуации общения.
ОПРОСНИК
1. Отвечаешь у доки на занятии.
2. Тебя ругает мама или папа.
3. Встречаешься с ребятами из детского сада.
4. Пойдёшь в гости к незнакомым людям.
5. Ты дома остаёшься один.
6. Сам подходишь разговаривать с воспитателем.
7. Не можешь справиться с заданием на занятии.
8. Сравниваешь себя с другими ребятами.
9. Думаешь о своих делах.
10. На тебя смотрят как на маленького.
11. Ты часто плачешь.
12. Воспитатель тебе неожиданно задаёт вопрос на занятии.
13. Никто не обращает на тебя внимание на занятии, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.
14. С тобой не согласны, спорят с тобой.
15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе, в подъезде.
16. На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь.
17. Тебе снятся страшные сны.
18. Воспитатель даёт трудное задание.
19. Выбираешь в игре главные роли.
20. Оценивают твою работу дома или ребята.
21. Не понимаешь объяснения воспитателя.
22. Ребята смеются, когда отвечаешь на занятии.
23. Смотришь ужасы по телевизору, рассказывают тебе "страшные" истории
24. Думаешь о том, что будет, когда ты вырастешь большим.
25. На тебя сердятся (непонятно почему) взрослые (мама, папа, воспитательница.
26. Воспитатель оценивает твою работу, которую ты выполнил на занятии.
27. На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты что-то делаешь.
28. У тебя что-то не получается.
29. Ребята с тобой не играют (не берут никогда в игру), не дружат с тобой.
30. Воспитатель тебе делает замечание на занятии.
Таблица
Вид тревожности
Номер пункта шкалы
Учебная
1
6
7
12
13
18
21
22
26
30
Самооценочная
5
8
9
11
17
19
20
23
24
28
Межличностная
2
3
4
10
14
15
16
25
27
29
Обработка материала.
Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов: красная карточка - 3 балла, зелёная - 2, жёлтая - 0. Подсчитывается общая сумма баллов по каждому разделу (показывает уровень тревожности по соответствующей деятельности) и общая сумма по всем разделам (показатель по всей шкале - общий уровень тревожности). Кроме того, анализ ответов детей и цвет выбранной карточки по каждой ситуации поможет психологу определить проблемы ребёнка, причины его тревожности, его страхов.
Особого внимания требуют дети с высокой тревожностью (более 20 баллов по одному разделу или 60 суммарный уровень) и "очень спокойные", особенно те случаи, когда оценки по каждому разделу не превышают 5 баллов или приближаются к 0).
Высокие баллы по отдельным видам тревожности или в целом свидетельствуют о реальном неблагополучии ребёнка, которая может существовать даже вопреки объективному благополучному положению (особенно сточки зрения взрослых), являясь следствием определённых личностных конфликтов или нарушения в развитии самооценки. Тогда уместно в таком случае использовать методику по определению уровня самооценки у данного ребёнка.
Нормальный уровень тревожности, который присущ всем детям, колеблется в рамках от 10 - 15 баллов до 20.
Дети с высоким уровнем тревожности часто бывают очень впечатлительными, эмоциональными, либо это свидетельствует о реальном неблагополучии их социального положения в семье, детском саду или среди сверстников. Но может также проявляться как следствие определённых личностных конфликтов (с кем, помогают выяснить ответы детей).
Дети с особо низкими баллами - "чрезвычайно спокойные" (особенно когда это сочетается с неуспехом в общении, слабой коммуникативностью) требуют особого внимания психолога. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Ребёнок отгораживается от неприятностей, не допускает неприятные переживания в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае достигается ребёнком ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на продуктивности деятельности. Работа с такими детьми требует особого такта и значительного времени, так как они отгораживаются от всех, а особенно от взрослых, прячутся в "свою скорлупу" и никого не хотят допускать в свой внутренний мир ("Пусть мне будет плохо, но пусть будет так"), или это "великий страх" перед взрослым вообще, порождённый отрицательным отношением взрослых к ребёнку в ранние или дошкольные годы.
Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности детей, только в определённых видах деятельности. Кроме того, она не даёт полных показателей и вследствие большого числа всевозможных "защитных" тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться или просто контактировать с психологом) до самых сложных защитных механизмов.
Следует к этой шкале применить данные беседы с воспитателем группы, в которой воспитывается ребёнок, и родителями. Можно также применить методику неоконченных предложений.
Методика: "Неоконченные предложения".
Эта весьма распространенная методика поможет получить дополнительные сведения о причинах страхов, беспокойствах ребенка.
Ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью. Делать это нужно быстро.
Инструкция для ребенка: "Мы с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову".
Эксперимент идет в быстром темпе.
1. Мой детский сад…
2. Мой друг…
3. Если меня наказывают, то…
4. Я игра чаще всего…
5. Мои сны…
6. Боюсь…
7. Моя мечта…
8. Моя мама и я…
9. Сделал бы все, чтобы забыть…
10. Не люблю, когда меня…
11. Плачу, когда…
12. Когда меня спрашивают…
13. Мой папа и я…
14. Когда смотрю "ужасы" в кино…
15. Когда я один дома…
16. Моя воспитательница…
17. Когда меня мама ругает…
18. Больше всего люблю…
19. Когда прихожу в детский сад…
20. Когда бывает темно…
21. Когда мой папа…
22. Ребята в детском саду…
23. Когда меня спрашивают на занятии…
24. Когда моя мама…
25. Когда все ругаются…
26. Когда я выхожу играть во двор…
27. Я всегда хотел…
28. Меня беспокоит…
29. Скрываю…
30. Старшие ребята…
Законченные предложения можно разделить на 6 групп:
Порядковый номер предложения
1.Отношение к отцу 13 21
2. Отношение к матери 8 24
3. Отношение к себе 3 4 7 10 12 18 27 29
4.Отношение к сверстникам 2 22 26 30
5. Отношение к детскому саду 1 16 9 23
6. Страхи и опасности 5 6 9 11 14 15 17 20 25 28
Эта методика простая по содержанию, но хорошо выявляет скрытые переживания ребенка, которые порой не удается выявить в свободной беседе. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка. Методика помогает разобраться в многообразной системе отношений ребенка и найти путь реальной психологической помощи ему.
Экспресс-социометрия.
Данная методика позволит в самых общих чертах и быстро определить характер отношений ребенка со сверстниками и является либо дополнительной к предыдущим методикам, либо может проводиться самостоятельно.
Инструкция: "Послушай, я тебе сейчас расскажу историю. Представь себе, что к тебе пришел волшебник и сказал: "Пойдем со мной в волшебный замок. У меня там есть комната чудес". Пойдешь с волшебником в его замок в комнату чудес? Волшебник говорит: "В этой комнате у меня много всяких игрушек, со всего света. Но у меня одно условие, ты должен играть не один, а с кем-нибудь из друзей. Кого бы ты взял с собой? Все? Или еще кого-нибудь?".
Играйте долго, долго, во что хотите, но при одном условии, говорит волшебник, все игры ты должен придумать сам. Во что ты предложишь ребятам поиграть?
Играли, играли - надоело играть в эту игру, что ты предложил. Ребята говорят: "Не хотим больше в это играть". Как ты поступишь? Что ты будешь делать?
А еще, говорит волшебник, я могу выполнить три твоих самых заветных желания. Что ты пожелаешь?".
Все вышеперечисленные методики взяты из учебника Кудриной Г.Я. "Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста".
Приложение № 4
Этюды на выражение основных эмоций.
Эти этюды также могут быть полезны детям с задержкой психического развития, аутичным, с теоретическими реакциями.
Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточения.
Собака принюхивается
Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.
Что там происходит?
Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. "Что там происходит?" - подумала она, но ближе подойти не решилась.
Выразительные движения. Голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд. Поза. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.
Сосредоточенность
Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага.
Выразительные движения. Левая рука упирается локтем о стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика. Слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.
Этюды на выражение удивления.
Удивление
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние век" приподняты.
Круглые глаза
Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: "Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок".
Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.
Этюды на выражение страданий и печали.
Ой, ой, живот болит
Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем. Том и Тим!
Жалоба медвежат сопровождается музыкой.
Выразительные движения. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут; руки прижаты к животу.
Золушка
В зале звучит музыка.
Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку…
Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы и было все раскопано. Недавно прошел дождь, и на дороге было грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать ботинки.
Выразительные движения. Походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, ступая на кончики пальцев как бы нехотя и делая вид, что он выбирает более чистое место.
Гадкий утёнок
Дети вместе с ведущим вспоминают сказку Г. - Х. Андерсена "Гадкий утенок", затем разыгрывают эпизод на птичьем дворе. В нем птицы и человек демонстрируют свое презрительное и брезгливое отношение к утенку, который не был похож на других утят. Они считали его безобразным и гадким.
"Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: "Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!" А мать прибавляла: "Глаза бы на тебя не глядели!" Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою".
Утенок не выдержал пренебрежительного и враждебного отношения к себе. Он убежал через изгородь с птичьего двора.
Выразительные движения.1. Отвращение: голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, ноздри раздуты и сморщены, углы губ опущены или, наоборот, верхняя губа подтягивается вверх.2. Униженность: голова наклонена вниз, плечи сведены вперед.
Этюды на выражение гнева.
Два сердитых мальчика
Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся...
Хмурый орёл
Звучит музыка. Ведущий читает стихотворение В. Викторова:
Вот за решеткой хмур и зол
Сидит орел.
Могучих крыльев гордый взмах
Внушает страх.
Давно ль громады грозных скал
Он облетал
И камнем падал свысока
На врага.
Он был свободный властелин
Седых вершин".
Теперь в неволе, хмур и зол,
Сидит орел.
Затем ребенок изображает орла, который, медленно взмахивая крыльями, взбирается на камень (стул) и хмуро разглядывает детей из-за решетки (составленной из стульев).
Этюды на выражение страха.
Лисенок боится
Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.
Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
"Котенок по имени Гав"
Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга - щенка Шарика побояться вместе. Дети обсуждают поступки персонажей, затем разыгрывают сценку. На роли персонажей мультфильма выбирают детей, имеющих страх грозы, одиночества.
Этюды на выражение вины и стыда.
Провинившийся
Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину.
Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела. Мимика. Брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.
Стыдно
Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно.
Выразительные движения. Голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.
Приложение № 5
Этюды на отображение положительных черт характера.
Смелый заяц
Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.
Выразительные движения. Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд.
Часовой
Ребенок изображает пограничника. Ведущий читает стихотворение:
Стоит он в дозоре,
И зорок, и смел.
Чтоб мир потревожить,
Никто не посмел.
(С. Погореловский)
Выразительные движения. Голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд устремлен вперёд, ноги слегка расставлены, руки как бы держат воображаемый автомат.
Капитан
Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения.
Выразительные движения. Спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносить к глазам воображаемый бинокль.
Добрый мальчик
Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руку свою рукавицу.
Внимательный мальчик
По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика.
Посещение больного
Мальчик заболел. К нему пришел друг. Он с сочувствием смотрит на больного, потом дает ему попить, заботливо поправляет одеяло.
Любящий сын
Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идет на носочках и улыбается. Мама не знает, что мальчик в комнате и сейчас сделает ей подарок.
Этюды на отображение отрицательных черт характера.
Робкий ребенок
Ребенок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница им недовольна, а дети вот-вот обидят.
Выразительные движения. Сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуть, локти прижать к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.
Во время этюда звучит музыка.
Жадный пёс
Ведущий читает стихотворение Василия Квитка:
Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам -
Гам-гам-гам!
Затем один ребенок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.
Хочу и все!
Мальчик пришел с мамой в магазин, чтобы купить чешки. В этом же магазине продавались двухколесные велосипеды.
Я хочу этот велосипед, - сказал мальчик. Мама показала ему деньги в кошельке и шепотом сказала, что у нее нет денег на велосипед.
А мне что до этого! - громко закричал мальчик и даже топнул ногой. - Хочу и все!
Мама оглянулась и увидела, что покупатели и продавец смотрят на ее сына.
Она потянула мальчика за руку, чтобы выйти с ним поскорее из магазина, но он подогнул ноги под себя и повалился назад. У мамы не хватило сил, чтобы удержать руку сына в своей руке... И вот он лежит на грязном полу, стучит кулаками об пол, пинает ногами воздух и, выгибая спину, повторяет плачущим капризным голосом: "Хочу! Хочу и всё!"
Наглец
Мальчик сел с гармошкой на скамейку под окнами и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попросила мальчика перейти на другое место: "Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только-только заснула больная дочка!" - "А мне-то что!" - сказал сквозь зубы мальчик и заиграл еще громче.
Во время этюда звучит музыка.
Ябедник
Мальчик мешает рисовать сидящим за столом ребятам. Он то забирает к себе все карандаши, то портит чужие рисунки, чиркая в них карандашом. Дети прогоняют его. Мальчик плача бежит к своей маме (к воспитателю) и говорит, что его обидели.
Приложение № 6
Занятия для снятия эмоционального дискомфорта.
Занятие 1. "Знакомство"
Приветствие
Дети вместе с ведущим сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить:
Доброе утро, Игорь (улыбнуться и кивнуть головой),
доброе утро, Настя... (называются имена детей по кругу),
доброе утро, (имя отчество ведущего),
доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают),
доброе утро, небо (аналогичные движения руками),
доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают) !
Игра "Моё имя"
Цели. Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему "Я".
Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.
Тебе нравится твое имя?
Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.
Ведущий говорит: "Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня - Иван, Маша - Мария" и т.д.
Игра "Угадай, кого не стало"
Цели. Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга. Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.
Игра "Узнай по голосу"
Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
Расслабление
Дети садятся или ложатся на пол в удобной для них позе. Ведущий говорит: "Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастете. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши". По окончании упражнения дети встают в круг, держатся за руки, каждый говорит соседу "до свидания", назвав его "взрослым" именем.
Занятие 2. "Моё имя"
Приветствие (см. занятие 1)
Рисование самого себя
Цель. Раскрытие своего "Я", формирование стремления к самосовершенствованию. Детям предлагается нарисовать себя в трех зеркалах:
в зеленом - такими, какими они представляются себе;
в голубом - такими, какими они хотят быть;
в красном - такими, какими их видят друзья.
Игра "Возьми и передай"
Цели. Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
Расставание
Дети встают в круг, держатся за руки, каждый говорит соседу "до свидания", назвав его по имени.
Занятие 3. "Я люблю..."
Приветствие
Игра "Переходы"
Цели. Развитие навыков кооперации, снятие психофизической нагрузки.
Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т.д.
Игра "Разыщи радость"
Цели. Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности.
Ведущий просит детей назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость. Предлагает завести книгу-тетрадь со следующими главами:
качества, которые нравятся в людях;
дела, которые удается делать хорошо;
вещи, которые люблю;
любимые книги, фильмы, мультфильмы;
любимые места;
приятные сны;
наши мечты.
Рисование на тему "Я люблю больше всего..."
Цели. Укрепление положительного впечатления от предыдущей игры, перевод в зрительный ряд. Дети рисуют то, что они больше всего любят. Все рисунки складываются в специальную папку; если кто-либо нуждается в дополнительной доле положительных эмоций, он может пересмотреть рисунки и снова пережить от них радость.
Расставание (см. занятие 2)
Занятие 4. "Настроение"
Приветствие
Ведущий читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:
Два маленьких котенка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котенка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
"Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?"
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
После чтения ведущий спрашивает детей: изменялось ли их самочувствие во время прослушивания стихотворения? Как? Было грустно или весело?
Этюд "Солнечный зайчик"
Цели. Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить.
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: "Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему".
Беседа
Ведущий говорит с детьми об изменении их самочувствия во время прослушивания стихотворения и выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.
Рисование на тему "Моё настроение"
Цели. Осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить. Преподаватель приготавливает заранее мокрый лист и краски. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.
Упражнение "Тренируем эмоции"
Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. Ведущий предлагает детям:
а) нахмуриться как:
осенняя туча,
рассерженный человек;
б) позлиться, как:
злая волшебница,
два барана на мосту,
голодный волк,
ребенок, у которого отняли мяч;
в) испугаться, как:
заяц, увидевший волка,
птенец, упавший из гнезда,
котенок, на которого лает злая собака;
г) улыбнуться, как:
кот на солнышке,
само солнце,
хитрая лиса,
будто ты увидел чудо.
Приложение № 7
Занятия для коррекции тревожности и страхов.
Занятие 1. "Наши страхи"
Приветствие
Сценка по произведению К.И. Чуковского "Тараканище"
Цели. Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха.
Ведущий предлагает детям исполнить сценки, где звери пугались "страшного" и усатого тараканища, используя при этом выразительные движения: задрожать от страха, спрятаться, убежать и т.д. По окончании инсценировки ведущий просит объяснить пословицу: "У страха глаза велики".
Упражнение "Расскажи свои страхи"
Цели. Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия. Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: "Когда я был таким маленьким, как вы, то..." Затем задает вопрос: "А у вас такое бывало?", "А кто еще боится чего-то, расскажите!" Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.)
Рисование на тему "Нарисуй свой страх"
Цели. Снятие страхов, осознание своих страхов.
Дети рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь, а дома подумать и на следующем занятии рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справиться.
Расставание
Занятие 2. "Наши страхи"
Приветствие
Беседа о страхах
Цели. Уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе.
Ведущий просит детей ответить на вопросы: "Все ли страхи плохие? Бояться - это плохо или хорошо? А бывает ли страх "хорошим"? Например, если мама боится за тебя - это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится - дети или взрослые?". Далее рассматривает с детьми рисунки, сделанные на прошлом занятии, которые предварительно развешаны на стене кабинета, и спрашивает: кто какой страх изобразил? Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке?
Рисование на тему "Я тебя больше не боюсь!"
Цель. Помощь в преодолении негативных переживаний.
После прозвучавших предложений о том, как можно побороть свой страх, психолог предлагает нарисовать картину на эту тему. Он раздает детям рисунки с их страхами и чистые листочки бумаги, чтобы у каждого был выбор - на чем рисовать (на старом рисунке или изобразить страх снова и способ избавления от него: закрасить, нарисовать рыцаря и т.д.) или просто порвать рисунок со страхом и выбросить его и таким образом от него избавиться.
Этюд "Стойкий оловянный солдатик"
Цели. Помощь в снятии страхов, развитие уверенности в себе.
Ведущий читает сказку Х.К. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик". Затем дети разыгрывают сценку по сказке. Предлагают другой финал сказки и разыгрывают его.
Расставание
Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.
Занятие 3. "Я больше не боюсь"
Приветствие
Игра "В темной норе"
Цель. Снятие страха перед темнотой.
В комнате, где находятся дети, как бы по ошибке выключают на 3-5 минут свет. Психолог предлагает представить, что они попали в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты (психолог узнает об этом из рисунков или из предварительной беседы с родителями). Он с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой, заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.
Игра "Тень"
Цель. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности. Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - "путник", другой - его "тень". Последний старается точь-в-точь скопировать движения "путника", который ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.
Игра "Слепой и поводырь"
Цель. Развитие внимания друг к другу, социального доверия.
Дети могут оставаться в парах, на которые они разбились в предыдущей игре, или образовать новые. Один - "слепой", другой - его "поводырь", который должен провести "слепого" через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У "слепого" завязаны глаза. Цель "поводыря" - провести "слепого" так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.
Обсуждение
Ведущий обсуждает с детьми их самочувствие во время двух последних игр. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно, если "нет", то почему?
Игра "Зайки и слоники".
Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
"Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся. Дети это показывают. Покажите, что делают зайцы, если слышат шаги человека? Дети разбегаются по кабинету, прячутся. А что делают зайцы, если видят волка?
А теперь мы будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, если видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра… Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона".
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
Хоровод
Дети, стоя в кругу, берут друг друга за руки,
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Упражнения для снятия агрессивности.
Упр. "Брыкание"
Ход: дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободнораскинуты. Медленно они начинают брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар дети говорят "Нет!", увеличивая интенсивность удара.
Цель: Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
Упр. "Кулачок"
Ход: дети берут в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету. Ведущий просит сжать кулачок крепко-крепко, подержать кулачок сжатым, а затем раскрыть его - рука расслабится и на ладошке будет красивая игрушка или конфета.
Цель: Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.
Игра "Карикатура"
Ход: в группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группа предлагает нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующем занятии предметом обсуждения может стать другой ребенок.
Цель: Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность посмотреть на себя со стороны.
Упр. "Лепим сказку"
Ход: детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают, какой фрагмент они будут лепить и соотносят друг с другом свои замыслы.
Цель: Работа с пластилином дает возможность сместить "энергию кулака".
Упр. "Разыгрывание ситуации"
Ты вышел во двор и видишь, что два мальчика дерутся. Разними их.
Тебе хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят.
Попроси ее.
Ты обидел своего друга. Попробуй помириться.
Игра "Воробьиные драки"
Цель: снятие физической агрессии.
Ход: Дети выбирают себе пару и "превращаются" в драчливых "воробьев" (приседают, обхватив колени руками). "Воробьи" боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих
колен, тот выбывает из игры ("лечат крылышки и лапки у доктора Айболита"). "Драки" начинаются и заканчиваются по сигналу ведущего.
Игра "Минута шалости"
Цель: психологическая разгрузка.
Ход: Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
Приложение № 9
Психолого-педагогические рекомендации для родителей детей, испытывающих агрессию.
Очень важно:
1. показать ребенку, что вы его любите и цените, даже если это трудно сделать, потому что ребенок разбушевался;
2. хвалить ребенка при каждом удобном случае. Но не стоит говорить: “Хороший мальчик" или “Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимание. Лучше сказать: “Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом". Признание успехов, гордость и похвала родителей необходимы ребенку для развития стойкого чувства собственного достоинства. Если ему не удается завоевать внимание родителей хорошим поведением, то он пытается обратить на себя их внимание плохим поведением;
3. установить разумные границы. Нельзя все время все запрещать (“Не делай этого, не трогай того! ”), эти замечания действуют на нервы, приводят в бешенство. Но нельзя и все разрешать, это ведет к вседозволенности, ребенок теряет чувство меры;
4. определить четкие правила, ритуалы. Очень важный ритуал - ежедневный совместный ужин, во время которого ребенок ощущает семью как единое целое. Другой ритуал - приготовление ребенка ко сну. У родителей должно быть отведено для этого достаточно времени;
5. иногда требовать, чтобы ребенок отказался от своего желания. Если ребенок не научен уступать, реакция его всегда агрессивна. Очень важно, чтобы он научился терпеливо ждать исполнения своих желаний и требований;
6. старайтесь избегать крика и наказаний - это не пресечет плохого поведения, а лишь еще больше “взведет”;
7. старайтесь сразу же реагировать на агрессивное поведение, не дожидаясь, пока ребенок “сам поймет", что так делать нельзя. Если он сделал что-то неправильно, он должен узнать об этом немедленно;
8. объявите тайм-аут. Период успокоения является наиболее эффективным способом изменить плохое поведение. Маленькие дети должны быть усажены на стулья на две-три минуты, а дети постарше отправлены по своим комнатам. Только не делайте из этого наказание. Просто объясните, что предпринимаете такой шаг, потому что хотите, чтобы все пришло в порядок и чтобы все остались довольны;
9. старайтесь перевести агрессивное поведение в словесное русло: дождитесь, когда ребенок успокоится и поговорите о том, что вызвало столь бурную реакцию. Подчеркните, что такое поведение недопустимо и попытайтесь вместе найти альтернативное решение;
10. обязательно требуйте, чтобы за каждый проступок ребенок извинялся. Пусть сначала это будет лишь следствие вашей настойчивости, но постепенно ребенок привыкнет, что обиженного надо жалеть и просить прощения за неприятности, которые он причинил.
Приложение № 10
Правила работы с тревожными детьми.
Избегать публичных порицаний и замечаний!
Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.
Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
Использовать наказание лишь в крайних случаях.
Не унижать ребенка, наказывая его.
Эмоциональная поддержка ("Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся... Ну ничего, в следующий раз получится…") - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
Стимулирующая помощь - авансирование ("У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю…").
Персональная исключительность ("Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т.д.).
Усиление мотивации ("Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для…").
Высокая оценка детали ("Вот эта часть у тебя замечательно получилась…").
Не торопить! Давать время сообразить.
Когда торопится, останавливать, успокаивать.
При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Чаще используйте телесный контакт.
Упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Приложение № 11
Шпаргалка для родителей, как нужно вести себя стревожным ребёнком.
Избегать публичных порицаний и замечаний!
Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина).
Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.
Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной.
Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка ("осел", "дурак", "свинья"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! "Отдам тебя дядьке!").
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.