Особенности познавательных психических процессов у людей с формами зависимости
редложенное разбиение на стадии не претендует на полное соответствие критерию истинности, к тому же является довольно не проработанным. Механизм "затягивания" человека в игровую зависимость, хотя и выглядит очевидным, очень редко упоминается в работах по сходным тематикам. Многое сделано в области исследования мотивации игровой деятельности, однако мотивация, в каком смысле понимают ее большинство исследователей, не является первостепенным фактором формирования зависимости. Мы считаем, что механизм формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. Эти механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности, включаясь сразу после знакомства человека с ролевыми компьютерными играми и начала более или менее регулярной игры в них. Т.е. независимо от того, чем руководствуется человек и что им движет, когда он первое время начинает играть в компьютерные игры, включаются механизмы формирования зависимости, и в дальнейшем та потребность, на которой основан превалирующий механизм, принимает первостепенное значение в мотивации игровой деятельности.Итак, рассмотрим последовательно каждый из этих механизмов.Уход от реальности. Основой этого механизма является потребность человека в "отстранении" от повседневных хлопот и проблем, своеобразная трансформация потребности в сохранении энергии. Мы не случайно употребляем термин "уход от реальности", дело в том, что мы имеем в виду не просто среду, общество, социум, а объективную реальность в целом. Уйти от социума можно посредством самых разнообразных способов, включая неролевые компьютерные игры. Однако уйти от реальности можно только лишь "погрузившись" в другую реальность - виртуальную. Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. Ролевая компьютерная игра - это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить каждый день, нет хлопот по зарабатыванию денег на жизнь и т.д. В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии, т.е. своего рода терапевтическим методом. Однако использование ролевых игр в таком качестве под вопросом, хотя и представляется вполне возможным.На практике же, люди обычно злоупотребляют этим способом ухода от реальности, теряют чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование очень сильной психологической зависимости от компьютера. Процесс благотворного влияния ролевых игр представляется следующим образом: человек на время "уходит" в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т.д. А в патологических клинических случаях происходит наоборот: человек на время "выходит" из виртуальности в реальный мир, чтобы не забыть, как он выглядит, и удовлетворить физиологические потребности. Остальная часть пирамиды потребностей сдвинута в виртуальную реальность и удовлетворяется там. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что ему дозволено в виртуальном. Один компьютерный аддикт, который увлекается в основном играми типа 3D-Action сказал: "Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь побыстрее прийти домой и снова сесть играть" Т.е. мы видим, что постоянный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности.Здесь мы находим аналогии с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без компьютерной игры. Принятие роли. В основе лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. А также стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет человеку удовлетворять потребности, по каким-то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни. Ролевые игры, особенно в детском возрасте, являются частью познавательной деятельности человека. Все дети играют в игры, сознательно принимая на себя роль взрослых, удовлетворяя бессознательную потребность в познании окружающего мира. С возрастом ролевые игры замещаются интеллектуальными и человек очень редко имеет возможность принять на себя роль другого человека, хотя подсознательная потребность в этом сохраняется: шофер хочет взглянуть на мир глазами летчика, мужчина - побыть в роли женщины, отвергнутый обществом неудачник мечтает хотя бы минуту побыть лидером. Потребность в познании мира - это видоизмененный исследовательский инстинкт, унаследованный людьми от животных. Предположительно, эта потребность находится в области бессознательного, т.к. в большинстве случаев частично или полностью не осознается человеком. Однако неосознанность потребности не говорит о ее отсутствии или слабости как мотивирующего фактора; скорее наоборот, бессознательные потребности оказывают большее влияние на наше поведение, чем осознаваемые. Исследовательский инстинкт у животных и познавательная потребность у человека являются достаточно мощными мотивирующими факторами и нередко полностью определяют поведение. Животное, ведомое исследовательским инстинктом, забывает об опасности и может погибнуть. Т.е. исследовательский инстинкт животного может подавлять даже очень мощный инстинкт самосохранения. Ролевая игра - это весьма эффективный способ познавательной деятельности. В процессе ролевой игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего человек получает удовольствие.Сам механизм образования зависимости основан на вытекающей из этого потребности в принятии роли. После того, как человек один или несколько раз поиграл в компьютерную игру, он понимает, что его компьютерный герой и сам виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности человека, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого компьютерного героя уважают, с его мнением считаются, он сильный, может убить сотню врагов сразу, он - супермен, и для человека очень приятно входить в роль этого персонажа, чувствовать себя им, т.к. в реальной жизни такие ощущения испытать большинство людей не имеют возможности. Далее, чем больше человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст межу "им реальным" и "им виртуальным", что еще больше притягивает человека к ролевой компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности.Таким образом, существует два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а следовательно есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной. Однако таких людей очень немного, поэтому большинство людей будем считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости компьютерных игр.3. Эмпирическое исследования познавательной деятельности у людей с различными степенями зависимости3.1 Организация и проведение исследованияЗависимость от Интернета, или компьютерная аддикция - реально существующий феномен. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу следует для начала определить степень зависимости испытуемых, и только затем сравнить схему влияния зависимости на познавательные психические процессы. Следует так же учитывать, что ряд эффектов, считающихся проявлениями феномена зависимости, предположительно могут получить альтернативное объяснение - например, в рамках психологической концепции "потока". За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения. Феномен Интернет-аддикции в отличие от зависимости компьютерной, постоянно видоизменяется вместе со стремительным развитием Интернета и заслуживает досконального изучения. Настоящая работа способна способствовать развитию методологии психологического исследования.В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически изучить различные виды аддиктивного поведения человека
2. Рассмотреть влияние зависимостей на познавательную психическую деятельность.
3. Провести методику диагностики склонности к различным видам зависимостей у испытуемых.
Организация исследования включала 4 этапов:
1 - подбор методик;
2 - проведение экспериментальных исследований;
3 - математическая обработка и анализ данных;
4 - оформление результатов исследования.
Методы исследования.
Основным методом исследования явилась методика диагностики к различным видам зависимостей. позволяющая рассмотреть общую склонность к той или иной зависимости.
Методика разработана для изучения склонности индивида к различным формам зависимостей, в том числе к Интернет и компьютерной зависимостям.
Далее результаты анализировались и испытуемые условно делились на две группы: в первой испытуемые демонстрировали различные уровни и формы зависимостей, а во второй - нет.
На следующем этапе мы пытались подтвердить или опровергнуть гипотезу. Для этого было применено несколько методик.
Исследование восприятия времени.
Цель исследования: определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.
Оборудование: секундомер и таблица-протокол исследования.
Исследование восприятия времени проводится в паре испытуемый-экспериментатор. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 сек., 1 мин, 120 сек. и др.
Инструкция испытуемому: «Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом «Стоп!» определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу».
На следующем этапе решено было проверить уровень внимания испытуемых.
Интерес к проблеме внимания связан с одной из характерных особенностей психики человека, состоящей в ее направленности, то есть непроизвольном или произвольном выделении значимых объектов, соответствующих актуальным потребностям человека, целям и задачам его деятельности. Сосредоточенность на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от других, благодаря чему обеспечивается более ясное и отчетливое отражение значимых объектов, способствующее осуществлению эффективной деятельности человека с ними. Следовательно результаты, показанные лицами с различными степенями зависимостей могут отличатся от аналогичных у контрольной группы.
Индивидуальные различия в способности к переключению внимания зависят от индивидуально-типологических свойств нервной системы.
Исследование избирательности внимания.
Цель исследования: определить уровень избирательного внимания.
Материал и оборудование: тестовый бланк, карандаш и секундомер.
Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет текстовый бланк и фиксирует время выполнения задания.
Инструкция испытуемому: «Вам будет дан текст с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда «Начали!»
После опыта испытуемый дает отчет о том, как он выполнил предложенное ему задание.
Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тексте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снимается по одному баллу.
Время (в сек.) Балл Уровень избирательности внимания
250 и более0I низкий
240-2491I низкий
230-2392I низкий
220-2293I низкий
210-21941 низкий
200-20951 низкий
190-19961 низкий
180-189711 средний
170-1798II средний
160-1699II средний
150-15910II средний
140-14911II средний
130-13912II средний
120-12913II средний
110-11914III высокий
100-10915III высокий
90-991«III высокий
80-8917III высокий
70-7918III высокий
60-6919III высокий
Менее 6020IV очень высокий
Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.
В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.
Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту для ее улучшения.
Очень высокий уровень избирательности внимания - это свидетельство феноменальной психической активности человека.
Методика "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ"
Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в освоении нового вида деятельности и оценки качества мышления.
Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуемые должны в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе, возможно использование магнитофона. Каждому испытуемому выдается специальный бланк.
(квадрат 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек).
(квадрат 4) Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек).
(квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек).
(квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 сек).
(квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек).
(квадрат 8) Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек).
(квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек).
(квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек).
(квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек).
(квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек).
(квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек).
(квадрат 18) Если в слове синоним шестая буква гласная, поставьте в прямоугольник цифру 1 (3 сек).
(квадрат 19) Обведите большую окружность и по ставьте плюс в меньшую (3 сек).
(квадрат 20) Соедините между собой точки 2,4,5, миновав 1 и 3 (3 сек).
(квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек).
(квадрат 22) Разделите первую линию на ТРИ части, вторую - на ДВЕ, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек).
(квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 сек).
(квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 сек).
(квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отделите их друг от друга вертикальной линией (4 сек).
(квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, В - вверх, под буквой С - галочку (3 сек).
(квадрат 27) Если слова дом и дуб начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек).
(квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа - плюс, в середине проведите диагональ (3 сек).
(квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек).
(квадрат 30) Если в слове подарок третья буква не "И", напишите сумму чисел 3+5 (3 сек).
(квадрат 31) В слове салют обведите кружком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные (4 сек).
(квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек).
(квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек).
(квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек).
(квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 сек).
(квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая - в прямоугольнике (3 сек).
(квадрат 37) Укажите стрелками направление горизонтальных линий вправо, а вертикальных - вверх (5 сек).
(квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек).
(квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево (2 сек).
(квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К - в круг, О - в треугольник (4 сек).
(квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромбе (4 сек).
(квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек).
(квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник (3 сек).
(квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек).
(квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные - в круглые (5 сек).
Необходимо отметить, что экспериментатор перед проведением теста должен внимательно ознакомиться с заданиями и во время процедуры обследования четко произносить номер квадрата, в котором будет выполняться очередное задание, так как номера заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения: 0-4 ошибки - высокая лабильность; 5-9 ошибок - средняя лабильность; 10-14 ошибок - низкая лабильность; 15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности.
Методика требует мало времени для проведения тестирования и обработки результатов, вместе с тем она дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности.
Исследование опосредованного запоминания
Цель исследования: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.
Материал и оборудование: наборы слов теста для запоминания, протокол исследования, бумага для записи, ручка, секундомер.
Исследование состоит из двух опытов и проводится с одним испытуемым.
Опыт №1. Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.
В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит из 20 не связанных между собой простых слов, состоящих из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 секунды. После окончания чтения через 10 секунд испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке. Экспериментатор отмечает у себя в протоколе те слова, которые воспроизведены правильно. Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании. Протокол исследования выглядит следующим образом.
Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам ряд слов, слушайте меня внимательно и постарайтесь их запомнить. Когда я закончу читать слова и скажу "Говорите!", назовите те слова, которые Вы запомнили, в том порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начали!"
Слова для запоминания:
Рыба 6. Власть 11. Белка 16. Чулки
Фунт 7. Огонь 12. Песок 17. Волк
Бант 8. Кофта 13. Зубы 18. Завод
Нога 9. Хлеб 14. Окно 19. Лилия
Сено 10. Совок 15. Ручка 20. Пирог
По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким способом он старался запоминать слова. Этот отчет и наблюдения экспериментатора записывают в протокол.
Опыт №2. Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, с заранее заданной системой смысловых связей.
В опыте используется метод удержания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов - 2 секунды. Через 10 секунд после окончания чтения нижеприведенных пар слов для запоминания экспериментатор снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. В протоколе второго опыта отмечают правильно воспроизведенные слова, причем ошибочные фиксируют в примечании.
Инструкция испытуемому: "Я назову Вам пары слов. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить вторые слова каждой пары. Когда я закончу чтение этих пар, то буду снова читать первые слова, а Вы в ответ на названное первое слово отвечайте запомнившимся вторым словом этой же пары. Внимание! Приготовьтесь слушать и запоминать!"
Слова для запоминания:
1. Курица - яйцо11. Перо - бумага
2. Кофе - чашка12. Закон - декрет
3. Стол - стул13. Грамм - мера
4. Земля - трава14. Солнце - лето
5. Ложка - вилка15. Дерево - лист
6. Ключ - замок16. Очки - газета
7. Зима - снег17. Туфли - обувь
8. Корова - молоко18. Полка - книга
9. Вино - стакан19. Голова - волосы
10. Печка - дрова20. Голос - певец
После окончания опыта экспериментатор записывает в протокол словесный отчет испытуемого и свои наблюдения об особенностях запоминания слов.
По каждому из двух опытов подсчитывают количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Данные заносятся в сводную таблицу.
Анализируя результаты запоминания двух опытов и сравнивая количественные показатели, важно обратить внимание на словесные отчеты испытуемого и наблюдения экспериментатора.
Если запоминание в первом опыте было у испытуемого непосредственным, то его объем будет находиться в пределах 5-9 запомнившихся слов. Но если он запомнил более 9 слов, то использовал какие-то мнемотехнические приемы и успел за столь короткий интервал придумать некую систему связей, облегчающих воспроизведение.
Одним из моментов анализа может стать сравнение правильности воспроизведенного материала в зависимости от порядка предъявления слов в первом и втором опытах. Большинство испытуемых запоминают лучше начало, конец или середину ряда. Учитывая это, желательно составить рекомендации по улучшению памяти.
3.2 Описание и анализ результатов
Всего в исследовании принимало участие 20 человек. Возраст от 18 до 36 лет различного пола.
На начальном этапе была предложена методика диагностики к различным видам зависимостей.
Ответы испытуемых распределялись следующим образом:
1. алкогольная зависимость: 1,15,29,43,57
2. телевизионная и Интернет зависимость: 2,16,30,44,58
12. зависимость от здорового образа жизни: 12,26,40,54
13. наркотическая зависимость: 13,27,41,55,69
14. общая склонность к зависимостям: 14,28,42,56,70
Условные нормы: 5-11 баллов - низкая, 12-18 средняя, 19-25 - высокая степень склонности к зависимостям.
Методика представляет собой анкету шкального типа с 5ю вариантами ответов
( Нет -1, Скорее нет - 2, Ни да, ни нет -3, Скорее да - 4, Да - 5 )
Тест опросника содержит 70 вопросов, направленных на изучение склонности индивида к 13 видам зависимостей.
Результаты диагностики являются ориентировочными и показывают общую склонность к той или иной зависимости, не являясь основанием для постановки того или иного диагноза.
Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Испытуемый
Средний балл
1
13,45
2
15,1
3
9,4
4
8,3
5
19,05
6
8,75
7
10,95
8
10,25
9
10,25
10
7,7
11
10,35
12
6,75
13
11,58
14
11,2
15
13,45
16
15,1
17
11,4
18
12,3
19
14,05
20
9,75
В контрольную группу для дальнейшего исследования выделим испытуемых с низким уровнем зависимости, а в основную - среднюю и высокую степень зависимости.
Исследование восприятия времени.
Результаты контрольной группы (60 сек):
Испытуемый
Результат
1
58
2
40
3
62
4
63
5
70
6
57
7
64
8
62
9
69
10
61
11
61
12
63
Результаты исследуемой группы (60 сек):
Испытуемый
Результат
1
36
2
42
3
57
4
39
5
41
6
52
7
34
8
48
Как видно из исследования результаты теста различны для обоих групп. Лица со средней или высокой зависимостью склонны менее адекватно и верно определять временные промежутки. В большинстве случаев им кажется, что на самом деле времени прошло меньше, чем в реальности.
Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тексте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снимается по одному баллу.
Результаты представлены в таблице.
Испытуемый
Группы
1
2
3
4
Контрольная группа
1
+
2
+
3
+
4
+
5
+
6
+
7
+
8
+
9
+
10
+
11
+
12
+
Наблюдаемая группа.
1
+
2
+
3
+
4
+
5
+
6
+
7
+
8
+
Из результатов видно, что люди с большей склонностью к зависимости демонстрируют более высокий результат в данном исследовании. Это связано с тем, что при постоянной работе за компьютером вырабатываются схожие навыки, и имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого. Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту для ее улучшения.
Следующая методика была направлена на выявление интеллектуальной лабильности. Оценка производилась по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения: 0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5-9 ошибок - средняя лабильность; 10-14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении; 15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности.
Результаты представлены в таблице.
Испытуемый
Группы
Высокая
Средняя
Низкая
Очень низкая
Контрольная группа
1
+
2
+
3
+
4
+
5
+
6
+
7
+
8
+
9
+
10
+
11
+
12
+
Наблюдаемая группа.
1
+
2
+
3
4
+
5
+
6
+
7
+
8
+
Из таблицы видно, что люди с ярко выраженной склонностью к Интернет и компьютерной зависимости демонстрируют более высокие результаты. Это можно объяснить привычкой быстро ориентироваться в потоке информации, полученной в процессе работы на компьютере.
В заключении испытуемым предлагалось пройти тест на исследование опосредованного запоминания. В первом опыте им предлагалось запомнить 20 простых слов, а потом воспроизвести их на бумаге. Результаты представлены в таблице.
Испытуемый
Кол-во верно запомненных слов.
Контрольная группа
1
14
2
12
3
9
4
16
5
17
6
13
7
11
8
14
9
14
10
11
11
11
12
15
Наблюдаемая группа.
1
11
2
8
3
7
4
11
5
9
6
6
7
15
8
13
Из первого опыта видно, что испытуемые контрольной группы демонстрируют лучшую способность к запоминанию по сравнению со склонными к зависимости.
Во втором опыте предлагалось запомнить словесный ряд с заданной связью по смыслу. Результаты теста представлены в таблице.
Испытуемый
Кол-во верно запомненных слов.
Контрольная группа
1
16
2
15
3
13
4
20
5
19
6
16
7
14
8
15
9
17
10
13
11
15
12
19
Наблюдаемая группа.
1
13
2
11
3
10
4
14
5
13
6
11
7
16
8
15
Результаты второго опыта согласуются с результатами первого. Стоит заметить, что любой результат в обоих опытах, когда испытуемый запомнил более девяти слов демонстрирует использование мнемотехнических приемов запоминания. Стоит заметить, что все испытуемые лучше запоминали первые прочитанные слова и последние.
Таким образом, в результате исследований мы доказали, что различные степени и формы зависимостей оказывают влияние на динамику познавательных психических процессов человека. На разные виды таких процессов влияние оказывается по разному. Так например, память зависимых испытуемых хуже, чем в контрольной группе, а избирательность внимания значительно выше.
ЗаключениеЗависимость в широком смысле слова -- это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазвитию. Любая из известных зависимостей, будь то тяжелая наркомания либо Интернет зависимость, оказывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуемой счастьем. Как видно из проведенных исследований даже незначительные зависимости влияют даже на познавательные процессы. Аддикция -- это несовершенный способ приспособления к слишком сложным для индивида условиям деятельности и общения.Мы часто вспоминаем о свободах юридических и политических, почти не уделяя внимания свободе душевной, свободе психологической, то есть свободе от зависимостей. Психофизиологическая суть аддиктивного поведения заключается в неумении управлять своим психоэмоциональным тонусом. Человек хочет взбодриться, поработать или порадоваться, а его организм не испытывает склонности к такого рода реагированию на невпечатляющие обстоятельства жизни или склоняющие к пессимизму условия труда. Человек желает быть свежим и подтянутым, а груз депрессивных переживаний ослабляет и апатизирует его. Зависимое поведение включает нарушения, затрагивающее значительное количество людей различных социальных уровней в разных странах и обществах. Оно требует специальных подходов в теоретическом и практическом изучении. Список литературы1. Бодалёв А.А. Личность и общение. - М., 1995. - 328с.2. Березин Ф.Б. Психология и психофизиологическая адаптация человека. Л.-1998.- 178с. 3. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. -180с.4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 240с.
5. Дудко Т.Н., Котельникова Л.А. "Формирование зависимости от азартных игр у молодежи и лиц зрелого возраста"-М., 2005г.- 270с.
6. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студентов ВУЗов - 2-е изд., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2004. - 288с.
7. Комер Р. Патопсихология поведения, нарушение и патологии психики. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 608с.
8. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 - 864с.
9. Лозовая Г.В. Признаки нефармакологических зависимостей // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 30-й научной конференции СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - 20с.
12. Смагин С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение, СПб.: МИПУ, 2000. - 250с.
Приложение 11. Время от времени мне очень хочется выпить, чтобы расслабиться2. В свое свободное время я чаще всего смотрю телевизор.3. Я считаю, что одиночество - это самое страшное в жизни4. Я - человек азартный и люблю азартные игры.5. Секс - это самое большое удовольствие в жизни.6. Я довольно часто ем не от голода, а для получения удовольствия.7. Я соблюдаю религиозные результаты.8. Я все время думаю о работе. о том, как сделать ее лучше9. Я довольно часто принимаю лекарства10. я провожу очень много времени за компьютером11. не представляю свою жизнь без сигарет12. Я активно интересуюсь проблемами здоровья13. Я пробовал наркотические вещества14. Мне тяжело бороться со своими привычками15. Иногда я не помню произошедшего во время опьянения16. Я могу долго щелкать пультом в поисках интересного по телевизору17. Главное чтобы любимый человек всегда был рядом18. Время от времени я посещаю игровые автоматы19. Я не думаю о сексе только когда я сплю20. Я постоянно думаю о еде, представляю себе разные вкусности21. Я довольно активный член религиозной общины22. Я не умею отдыхать, чувствую себя плохо во время выходных23. Лекарства - самый простой способ улучшить самочувствие24. Компьютер - это реальная возможность жить полной жизнью25. Сигареты всегда со мной26. На поддержание здоровья не жалею ни сил, ни денег, ни времени27. Попробовать наркотик - это получить жизненный урок28. Я считаю, что каждый человек от чего то зависим29. Бывает что я чуть чуть перебираю когда выпиваю30. Телевизор включен большее время моего пребывания дома31. Когда я не вместе с любимым человеком, я постоянно думаю о нем32. Игра дает самые острые ощущения в жизни33. Я готов идти на « случайные связи», ведь воздержание от секса для меня крайне тяжело.34. Если кушанье очень вкусное то я не удержусь от добавки35. Считаю что религия - единственное что может спасти мир.36. Близкие часто жалуются, что я постоянно работаю37. В моем доме много медицинских и подобных препаратов38. Иногда, сидя у компьютера я забываю поесть или о каких то делах39. Сигарета это самый простой способ расслабиться40. Я читаю медицинские журналы и газеты, смотрю передачи о здоровье41. Наркотик дает самые сильные ощущения из всех возможных42. Привычка - вторая натура, и избавиться от нее глупо43. Алкоголь в нашей жизни - основное средство расслабления и повышения настроения44. Если сломался телевизор, то я не буду знать чем себя развлечь вечером45. Быть покинутым любимым человеком - самое большое несчастье, которое может произойти46. Я понимаю азартных игроков, которые могут в одну ночь выиграть состояние а в другую проиграть два.47. Самое страшное это получить физическое увечье которое вызовет сексуальную неполноценность48. При походе в магазин не могу удержаться что бы не купить что нить вкусненькое49. Самое главное в жизни - жить наполненной религиозной жизнью50. Мера ценности человека заключается в том, на сколько он отдает себя работе51. Я довольно часто принимаю лекарства52. «Виртуальная реальность» более интересна чем обычная жизнь53. Я ежедневно курю54. Я стараюсь неотступно соблюдать правила здорового образа жизни55. Иногда я употребляю средства, считающиеся наркотическими56. Человек - существо слабое, нужно быть терпимым к его вредным привычкам57. Мне нравится выпить и повеселиться в веселой компании58. В наше время почти все можно узнать из телевизора59. Любить и быть любимым это главное в жизни60. Игра - это реальный шанс сорвать куш, выиграть много денег61. Секс - это лучшее времяпровождение62. Я очень люблю готовить и делаю это так часто, как могу63. Я часто посещаю религиозные заведения64. Я считаю, что человек должен работать на совесть, ведь деньги это не главное65. Когда я нервничаю, я предпочитаю принять успокоительное66. Если бы я мог то все время занимался бы компьютером67. Я - курильщик со стажем68. Я беспокоюсь за здоровье близких, стараюсь привлечь их к здоровому образу жизни69. По интенсивности ощущений наркотик не может сравниться ни с чем70. Глупо пытаться показать свою силу воли и отказаться от различных радостей жизни.