рефераты курсовые

Проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом

тнокультурные ориентации индивидов складываются, таким образом, под воздействием многих факторов и определяются социально-этническими макросредой (моно - или иноэтнической) и микросредой (система воспитания, время проживания в иной этнической среде), а также социально-демографическими характеристиками самой личности. Индивид считается взрослым, если закончился процесс его воспроизводства как полноценного члена этнической общности, т.е. если он соответствует всем требованиям, предъявляемым ее взрослым членам.

1.1.11 Психологическая культура этноса

Как известно, понятие культуры имеет несколько значений
. Два из них являются основными: 1. культура как результат материальной и духовной деятельности людей; 2. культура как уровень развития, степень совершенствования различных сфер жизни и деятельности.

Психологическая культура - совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса представлений о психике, используемые формы регулирования и развития психики. Носителями, обладателями психологической культуры могут быть разные субъекты: личность, группа (возрастная, профессиональная и др.), этнос, социум. Соответственно психологическая культура этноса - характерные для данного этноса представления о психике, формы регулирования и развития психики, включающие в себя осознание существования психики и ее регулирующей роли в деятельности, поведении и во всех проявлениях активности личности. В психологическую культуру личности также входят представления не только о психике вообще, психических особенностях своего этноса и людей из близкого окружения. Психологическая культура личности формируется при достаточно развитом уровне сознания и самосознания, но не тождественна самосознанию личности, хотя это связанные и пересекающиеся понятия. В самосознание входят представления не только о собственной психике и ее особенностях, но и о ролях, статусе личности и многих других характеристиках человека: социальных, демографических, физических и пр. Психологическая культура этноса, в основном, определяется обыденными представлениями о психике. Успешность внедрения научных психологических знаний зависит не только от наличного уровня психологической компетентности людей, которым адресованы знания, не только от потребности и готовности воспринять предлагаемые психологические подходы, методы, приемы, но и от состояния психологической культуры как общества в целом, так и тех групп, к которым они обращены. Эффективное внедрение психологических разработок возможно на основе учета и изучения состояния, уровня психологической культуры, отдельных ее характеристик: освоение любой технологии обычно происходит путем замены или модификации старой.

В психокультурологии могут быть выделены разделы: психологическая культура чувств и эмоций; психологическая культура познания и интеллекта; психологическая культура воли и саморегуляции; психологическая культура сознания и самосознания; психологическая культура самосовершенствования и саморазвития личности.

Основные компоненты психологической культуры:

презентативный компонент образован комплексом представлений о природе психики, ее возможностях, закономерностях функционирования и стереотипами восприятия, понимания, интерпретации психических феноменов, в том числе индивидуальных особенностей психики. Он включает в себя также представления о влиянии на личность социума, группы, семьи, представления о психическом здоровье, психических расстройствах и заболеваниях. Презентативный компонент является одной из важнейших составляющих этнической картины мира, существующей в данной этнической общности, - целостного представления о мире и способах поведения, учитывающего различные силы этого мира (природные, социальные, сверхъестественные). В качестве составляющих презентативного компонента могут быть рассмотрены: а) представления о психике вообще, о ее универсалиях, природе, половых и возрастных различиях; б) представления о групповых особенностях психики: этнических, профессиональных, свойственных референтной группе и т.д.; в) представления о собственной психической индивидуальности.

Источниками наполнения презентативного компонента являются: собственный опыт, обыденные знания, полученные из общения, научные знания, усвоенные организованно и неорганизованно. В него входят также мифологические представления о психических явлениях, индивидуальных особенностях психики, иллюзии, предрассудки.

регулятивный компонент включает в себя способы контроля за психическими состояниями, процессами, функциями, способы психической регуляции поведения, деятельности, познания, общения, приемы восстановления уровня функционирования психических процессов, методы коррекции личности, отдельных психических качеств, профилактики и устранения психических расстройств, лечения психических заболеваний, методы сохранения психического здоровья. Регулятивный компонент психологической культуры этноса представлен эталонами и нормами, которым придается статус обязательных. Отклонение от норм контролируется с разной степенью жесткости. Это в первую очередь относится к эталонам психологической саморегуляции. У субъекта, принадлежащего к тому или иному этносу, складываются собственные эталоны психологической культуры, культуральные установки. Они формируются под влиянием эталонов, принятых в этносе, но содержат индивидуальные модификации, возникающие под влиянием микросоциума и личного опыта, личностных и индивидуальных особенностей.

формирующий компонент образован целями, принципами и методами развития психики, традициями ее развития и совершенствования. В формирующем компоненте важнейшее значение имеют ценностные ориентации на совершенствование психики, выбор предпочтительной модели строения и функционирования психики. Ценностные ориентации, оценки, ожидания, модели могут быть осознаны и не осознаны, т.к они исторически и этнически обусловлены, а каждый этнос имеет свои доминанты в этом компоненте психологической культуры.

Психологическая культура этноса неоднородна, в ней обычно можно выделить различные психологические субкультуры. В любом этносе особую субкультуру составляют люди, осуществляющие психологическое воздействие как основной вид деятельности. И каждой этнической психологической культуре видное место занимают формы и методы укрепления психического здоровья. Социокультурные факторы влияют на определение вида расстройства и оценку его глубины. Различные психологические и психиатрические симптомы получают разную степень одобрения социумом. Социокультурные факторы могут оказать и искажающее влияние на постановку диагноза. На объяснение причин и особенностей возникновения психических нарушений влияют национальные, религиозные традиции и установки, мифология, фольклор, распространенные эпические произведения. Существуют этнические психозы, в основе которых - механизм самовнушения, связанный с бытующим в данном этносе мифом.

Таким образом: 1. Психологическая культура каждого этноса является неотъемлемой частью его духовной культуры. Она определяется обыденными представлениями о психике, формируется под влиянием культурно-исторических традиций и комплекса социально-экономических факторов. 2. Истоки психологической культуры этноса - в мифологических представлениях о природе человека и его души, в связанных с этими представлениями архетипах. 3. В психологической культуре могут быть выделены три основных компонента: презентативный, регулятивный и формирующий. 4. Психологическая культура этноса выполняет этнообразующую функцию и входит важной частью в картину мира этноса, в его самосознание.

1.1.12 Русскость и русская ментальность

Россию (впоследствии
- СССР) всегда отличала от стран Запада неравномерность исторического развития, "рваный ритм". История России примечательна, прежде всего, тем, что все попытки русских приблизиться к Европе по уровню цивилизованности при своей чрезвычайной дороговизне, в целом были малоуспешны. Кратковременные (иногда, впрочем, блестящие) успехи достигались в отдельных сферах деятельности.

Кроме того, многими исследователями отмечается некий стереотип, отражающий русский характер. Существует взаимосвязь между особенностями развития России и русским этническим характером. Для понимания сущности этнического русского характера очень важно также то, как узакониваются притязания индивидов на ту или иную ценность. Существуют два основных способа, с помощью которых человек признается законным обладателем какой-либо из них (можно назвать их "способами получения социального признания"): 1. "личный" - через экспертов или судей (ими могут быть все члены сообщества), признающих право именно этого конкретного индивида на обладание властью, богатством, почестями, мастерством и пр. (выборы президента, присуждение ученой степени, оглашение завещания и т.п.); 2. "безличный" - через рынок, когда притязания субъекта узакониваются с помощью акта купли-продажи. Возможны различные комбинации обоих способов, но принципиально они отличаются тем, что экспертиза оценивает именно этого конкретного человека, а для рынка конкретный человек сам по себе безразличен и имеет значение лишь как носитель какой-то социальной функции.

Наиболее существенное изменение характера происходит тогда, когда перестраивается структура этнических ценностей (в нее вводятся новые ценности, или из нее выбывают прежние, или меняется иерархия ценностей), причем перестройка ценностей может включать в себя "переоценку ценностей" (идеологическое обоснование отказа от старых и необходимости принятия новых ценностей), массовую пропаганду неизбежности и полезности изменений и властное введение в жизнь (или искоренение) образцов деятельности, утверждающих соответствующие ценности. Реально народный характер изменяется лишь тогда, когда социальные нормы, соответствующие измененной структуре ценностей, воспринимаются как естественные и привычные.

Именно в России впервые были сформулированы устойчивые теоретические этнопсихологические взгляды и проведены первые исследования национально-психологических особенностей ее народов. В 80-е и 90-е годы ХХ века складываются научные коллективы и школы, занимающиеся проблемами собственно этнопсихологии. В Институте этнологии и антропологии РАН был организован отдел этносоциологии, преобразованный впоследствии в отдел социально-психологических проблем национальных отношений, возглавляемый Л.М. Дробижевой. В ИП РАН из лаборатории социальной психологии выделилась лаборатория психологии межгрупповых отношений под руководством П.Н. Шихирева. В С-ПбГУ активно разрабатывает проблемы этнической психологии коллектив во главе с А.О. Бороноевым.

1.1.13 Этнический конфликт

Предмет этнического конфликта
- конкретная проблема, вокруг которой складывается конфликтное взаимодействие этнических групп (2, с.25-30). Этнические конфликты возникли в глубокой древности (межплеменные войны, которые велись за территории охоты, рыболовства, то есть за обладание средой обитания). С возникновением государственности государство выступает как мощный организующий фактор в этнических процессах, в том числе в этнических конфликтах. ХХ век является столетием небывалых социальных потрясений. Западное обществоведение давно окрестило ХХ век веком национализма, более того, в исследованиях последних лет содержатся прогнозы, что национализм будет играть ведущую роль и в ХХI веке.

После распада СССР на его бывшей территории обострились многие этнические конфликты, и это связано с рядом факторов. Во-первых, произошло кардинальное изменение этнической структуры и этнической стратификации общества: многочисленное русское и русскоязычное население бывших союзных республик приобрело статус национальных меньшинств, а воспринимаемый статус национального меньшинства невысок, даже если отсутствуют явные виды дискриминации. Во-вторых, распад СССР после обретения независимости обострил проблемы сепаратизма в России, Украине, Молдавии, Грузии, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Литве. В-третьих, сформировались конфликтные ситуации между сопредельными государствами-бывшими союзными республиками. Кроме того, новые независимые государства оказались вовлеченными в систему геополитических отношений, которая, в свою очередь, претерпевает кардинальные изменения.

Развернувшиеся по всей территории бывшего СССР этнические конфликты, угроза актуализации латентных конфликтов и формирование новых конфликтных ситуаций породили ряд следствий. Важнейшим из них является миграция и проблемы русского и русскоязычного населения в новых независимых государствах.

По материалам опроса мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, обострение межнациональных отношений является одной из двух основных причин переезда, а мигранты из Азербайджана, Таджикистана, Грузии, Литвы, Узбекистана, Армении, Кыргызстана, Латвии и Молдавии назвали межнациональные конфликты в качестве главного мотива своего отъезда. Эта же причина является основой и для внутрироссийской миграции, особенно выезда русских из Чечни и Тувы. Вторая причина - это социально-экономический кризис (15, с.176-178).

Проблема "коренных" и "некоренных" народов, взаимоотношения между этими слоями населения - одна из наиболее сложных проблем. Конфликтогенный потенциал взаимодействия этих этнических групп определяется, прежде всего, следующим: 1. Резкое изменение статуса этнических групп (превращение русских и русскоязычных общин в бывших республиках СССР из части всесоюзного национального большинства в национальное меньшинство резко понижает их политический статус независимо от официальной политики новых суверенных государств в отношении национальных меньшинств).2. Принципиально изменившаяся этнокультурная среда (расширяется сфера использования языков титульного этноса, одновременно сокращается использование русского языка, что имеет практическое и символическое значение для русскоговорящих общин, т.к обострение языковой проблемы - один из главных побудительных мотивов выезда русских и русскоязычных граждан из этих государств).3. Ставшие более отчетливыми культурно-антропологические различия (утратив Москву и Санкт-Петербург в качестве объединительных центров, азиатские мусульманские республики вовлекаются в естественный для них азиатский культурный пласт, включаются в сферу влияния традиционных центров азиатской культуры, т.к в обыденном лексиконе и средствах массовой информации Средней Азии уже давно сложилось деление населения на местное, т.е. азиатское и европейцев, а также выходцев с Кавказа).

Одним из основных аспектов противоречия между русским и нерусскими народами России являются противоречия в языковой сфере. Государственным языком РФ является русский язык - родной более чем для 80% населения, поэтому независимо от статуса других народов России носители русского языка оказываются в преимущественном положении, что неизбежно создает этнолингвистическую иерархию, а опыт развития языковых конфликтов в бывшем СССР свидетельствует, сколь потенциально взрывоопасной является эта сфера. Согласно Конституции России республики-субъекты федерации могут устанавливать свои государственные языки, что и было сделано в большинстве из них. В результате нетитульное население оказалось языковым меньшинством. Таким образом, в республиках-субъектах федерации складывается второй уровень этнолингвистической стратификации.

Так, все перечисленные выше аспекты межэтнических взаимодействий прямо или косвенно влияют миграционные процессы в этих государствах в целом и на социально-психологическую ситуацию каждой семьи вынужденных переселенцев в частности. Дети, как самая слабоорганизованная общность, с низким уровнем саморегуляции и наиболее зависимая от внешних условий в подобных условиях страдает больше всего (психически, морально, материально).

1.1.14 Значение этнопсихологических факторов при переезде в другую страну на постоянное место жительства

Вопросы, связанные с принадлежностью к этнической общности, как и к др
угим социальным группам, вовсе не всегда являются центральными, т.к для большинства людей более важными оказываются проблемы повседневной жизни - работа, зарплата, воспитание детей, проведение свободного времени. Тем не менее, не следует игнорировать и психологические проблемы, связанные с групповым членством.

Нередко подобные проблемы возникают уже в детстве, в процессе формирования этнической идентичности, причем чаще всего с ними сталкиваются члены групп меньшинств. Группа меньшинства - не обязательно меньшая по численности группа. Это - низкостатусная группа, члены которой по своим физическим или культурным особенностям отличаются от других членов общества и подвергаются дискриминации (29, с.28). На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническая осведомленность, включающая в себя знания о своей и чужих группах, так и этническое самоназвание. В исследовании развития этнической идентичности, проведенном О.Л. Романовой (Беларусь), высказывания дошкольников о различиях между этническими группами были достаточно аморфны: "Люди там живут по-другому, не так как мы". Разные понятия - житель города, гражданин республики, член этнической общности - оказались для них равнозначными, и только в младшем школьном возрасте наблюдался значительный рост этнических знаний, не простое повторение, а систематизация информации, полученной от взрослых. Подростки делали еще более четкие и конкретные замечания о существующих между народами различиях культуры, исторических судеб, политического устройства и т.п. (Романова О.Л., 1994). Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках, но дети пытаются и оценивать этнические группы. Так, различия в степени выраженности этнической идентичности обнаружены у детей, живущих в разных гетерогенных средах. Когда этот показатель сравнивался у русских в Беларуси и Казахстане, то выяснилось, что этническая идентичность сильнее выражена у тех, кто живет в культурной среде, значительно отличающейся от собственной (в Казахстане). А для детей, живущих в Беларуси, культура народа которой близка к русской, осознание этнической идентичности не является жизненно важной проблемой (25, с.64).

Точность знаний о своей принадлежности к определенной этнической общности во многом зависит от того, к какой группе ребенок принадлежит - группе большинства или группе меньшинства. В процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, ребенок приобретает все новые знания о межэтнических различиях и более четко определяет свою принадлежность к определенной группе. В результате каждый новый член общества оказывается приписан к тому или иному этносу. Несмотря на это "приписывание" не обязательно оказывается пожизненным: при переселении в другое государство или республику ребенок попадает в новые социокультурные условия, и в зависимости от внешних обстоятельств, отношений, установок, этническая принадлежность, как и самосознание может меняться. Процесс такого изменения обычно бывает затруднен с психологической точки зрения. Отвергать этнос, в котором оказывается ребенок - значит этнос отвергнет его. Причислить себя к "новому" этносу - значит изменять себя изнутри, ломать стереотипы и этническую идентичность. На такой выбор способна только зрелая личность, в случае же ребенка, ему многое помогают осознать родители, которые в данном вопросе играют практически главную роль. В случае неблагоприятного межгруппового сравнения индивид может выбрать и стратегию индивидуальной мобильности, которая состоит в попытке сменить группу. Имеется в виду именно осознанная смена группы, приводящая к формированию измененной, а не ложной идентичности, которая выявлена у маленьких детей с еще не сформировавшейся этнической идентичностью, воспринимающих себя в качестве членов доминантной группы.

Что касается малых групп, то при неадекватном неблагоприятном оценивании собственной группы, как правило, существует объективная возможность перехода в другую группу. Более сложная проблема при негативном восприятии собственной большой группы: социального слоя, пола, расы, то есть групп с низким или нулевым уровнем межгрупповой мобильности. Во все времена отдельные представители социальных низов выбивались наверх благодаря таланту, усилиям, удаче. Одни общества и эпохи способствуют индивидуальной мобильности больше, другие - меньше.

При рассмотрении этноса как биосоциального организма, можно говорить, что этничность есть неизменное наследуемое качество, и никто не может выбирать этническую группу, к которой хотел бы принадлежать. Однако в наше время редко кто из исследователей придерживается столь крайней точки зрения и определяет этническую принадлежность по "крови". Большинство ученых согласны с тем, что она представляет собой скорее приписываемое (обществом), чем наследуемое качество, и рассматривают этнос как своего рода связующее звено между двумя типами групп: принадлежность к которым практически невозможно изменить и которые человек выбирает себе сам.

В нашей стране понимание этничности как приписываемого качества часто встречает отторжение на уровне обыденного сознания. Так, в этносоциологическом исследовании, проведенном в 1995 г., 48,6% опрошенных россиян продемонстрировали сакральное, по терминологии Э. Дюркгейма, понимание национальной принадлежности - национальность дана человеку от природы или от бога и менять ее нельзя. И только 9,7% придерживались мнения, что человек вправе делать сознательный выбор национальности (24, 28-33). Во многом эти результаты есть последствие того, что отечественная паспортная система "приковывает" человека к этносу, определяя его этническую принадлежность по кровному родству. В реальности люди имеют больше вариантов выбора, чем полная идентификация с одной из этнических общностей. Индивид может одновременно идентифицировать себя с двумя группами. Такую идентичность могут иметь не только выходцы из смешанных браков, но и люди, живущие в полиэтническом обществе. У них "национальность для себя" может обозначаться не одним словом, а описательно: "ближе к русской национальности", "скорее между русскими и украинцами".

Исследователи, полагающие, что индивид с разной степенью интенсивности может идентифицировать себя с одной, так и одновременно с двумя этническими общностями, предложили модель двух измерений этнической идентичности (см. рис.1). Она включает 4 типа этнической идентичности, при которых связи с двумя группами могут осуществляться относительно независимо друг от друга.

Высокий уровень идентификации со своей этнической группой

А Б

В Г

Высокий уровень идентификации с чужой этнической группой

Рис.1. Модель двух измерений этнической идентичности: (А - моноэтническая идентичность со своей этнической группой; Б - биэтническая идентичность; В - моноэтническая идентичность с чужой этнической группой; Г - маргинальная этническая идентичность).

Для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Как и другие варианты идентичности, она проявляется в многочисленных уровнях интенсивности. При благоприятных социально-исторических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается патриотизмом, гордостью за достижения своего народа и его великих представителей, адекватно высокой самооценкой, чувством собственного достоинства и т.п. На основе результатов многочисленных исследований можно считать, что "формирование этнической идентичности по типу "нормы" (позитивная этническая идентичность) предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам" (32, с.332).

Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность) возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая более высокий экономический, социальный и т.д. статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция, то есть принятие ее традиций, ценностей, норм, языка и т.п., вплоть до (при условии принятия индивида группой) полного растворения в ней. Так, приоритетное положение русского языка в Казахстане в советский период привело к значительному снижению значимости собственного языка, как жизнеспособного средства коммуникации и к языковой ассимиляции части казахов, прежде всего горожан. По результатам репрезентативного социологического исследования, проведенного в уже независимом Казахстане, в середине90-х гг.74,5% казахов свободно владеет русским языком и только 71% - казахским.

Сильная, хотя и разного уровня интенсивности, идентификация с двумя группами приводит к формирования биэтнической идентичности. Имеющие такую идентичность люди обладают психологическими особенностями обоих групп, осознают свое сходство с ними и обладают бикультурной компетентностью. Кроме перечисленных вариантов этнической идентичности, возможен и еще один - это слабая, четко не выраженная этническая идентичность или даже ее полное отсутствие, по крайней мере, на осознаваемом уровне. Но вытеснение из структуры социальной идентичности одной из ее важнейших составных частей - этнической идентичности - грозит, с одной стороны потерей целостности Я-образа, а с другой - потерей связи с какой бы то ни было культурой. Утрата этнической идентичности может привести к негативным последствиям для идентичности человека в целом.

Как уже упоминалось важную роль в формировании этнической идентичности и в межгрупповых отношениях играют многочисленные этнические стереотипы - упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Они усваиваются в раннем детстве (обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта) и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат. Они - упорядоченные, детерминированные культурой "картины мира", которые экономят усилия человека при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права (15). Иными словами, стереотипы ориентируют человека в море социальной информации и помогают сохранить высокую самооценку. Исторически так сложилось, что подавляющее большинство исследований посвящено этническим стереотипам, т.е. упрощенным образам этнических групп.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Начиная с Липпмана в социальной психологии долгое время акцент делался именно на эмоциональных аспектах стереотипов. Но с середины 50-х гг. под прямым влиянием идей когнитивизма исследователи начинают все более пристальное внимание обращать на их когнитивный компонент, а негативные стереотипы даже рассматривать как когнитивный компонент предубеждения (негативной социальной установки). Еще одно свойство социальных стереотипов, которое входит почти во все определения - согласованность, т.е. высокая степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы. Социальными, в том числе и этническими, стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. Существуют даже попытки выделения не совпадающих с социальными индивидуальных стереотипов, когда индивидом на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Социальными психологами предпринимались попытки выделить и другие свойства стереотипов: интенсивность распространенности среди членов описываемой группы, сложность, дифференцированность, иерархичность структуры и целый ряд других параметров, частично пересекающихся с уже перечисленными.

Таким образом: 1. Такие явления, как этническая идентичность и этнические стереотипы - взаимозависимы.2. Этническая идентичность и этнические стереотипы весьма значимы при изучении проблемы адаптации мигрантов к новым условиям.

1.1.15 Адаптация мигрантов к новым социокультурным условиям, возрастные особенности данного вида адаптации

В условиях перемещения из одной социокультурной среды в другую возникает необходимость адаптироваться к новым условиям жизни, причем успешность такой адаптации зависит от многих факторов
. Выделяют несколько видов миграций (29, 57-59): Переселенцы - покидают родину навсегда; визитеры (дипломаты, шпионы, деловые люди и студенты) длительное время живут в чужой стране (туристы, участники научных конференций и т.п.) приезжают в незнакомое место на непродолжительный срок. Переселенцы нами рассматриваются как вид мигрантов.

Установление непосредственных контактов между представителями разных стран и народов часто приводит к негативным последствиям и отношениям между ними: все мигранты в той или иной мере сталкиваются с трудностями при взаимодействии с местными жителями, поведение которых они не способны предсказать, а обычаи страны пребывания кажутся им странными, как и сами люди. При рассмотрении проблем взаимоотношения переселенцев с коренным населением необходимо учитывать следующие факторы, от которых зависит благоприятность взаимодействия представителей разных культур и этносов: а) территория, которая может быть общей или "своей" лишь для одной из групп; б) продолжительность взаимодействия (постоянное, долговременное, кратковременное); в) цель (совместная деятельность, совместное проживание, учеба, досуг); г) тип вовлечения в жизнь общества (от участия до наблюдения); д) частота и глубина контактов; е) относительное равенство статуса и прав; ж) численное соотношение (большинство - меньшинство); з) явные различительные признаки (язык, религия, раса).

Кроме того, даже при самых благоприятных условиях контактах (постоянное взаимодействие, совместная деятельность, частые и глубокие контакты, относительно равный статус, отсутствие явных различительных признаков) у переселенца могут возникнуть сложности и напряженность при общении с представителями страны пребывания. Поэтому необходимо рассматривать процесс межкультурной адаптации (сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия с новой культурной средой, а так же результат этого процесса). Обычно выделяют внутреннюю сторону адаптации, выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и ее внешнюю сторону, которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы.

Успешное приспособление обычно определяется как ощущение гармонии с ближайшим окружением, а так же чувство удовлетворенности, психологического благополучия и душевного здоровья. Для характеристики аккультурационных изменений вводится понятие "культурный шок" (термин был введен американским антропологом К. Обергом, который исходил из идеи, что вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами - потери друзей и статуса, отверженности, удивления и дискомфорта при осознании различий между культурами, а так же путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности). Степень культурного шока и продолжительности межкультурной адаптации определяются очень многими факторами, которые подразделяются на индивидуальные и групповые.

К факторам первого типа относятся:

1. Индивидуальные характеристики - демографические и личностные (прежде всего, возраст). Так, маленькие дети адаптируются быстро и успешно, для школьников же этот процесс оказывается мучительным, так как в классе они должны во всем походить на своих одноклассников - внешним видом, манерами, языком и даже мыслями. Очень тяжелым испытанием оказывается изменения культурного окружения для пожилых людей: по мнению психологов, многие пожилые эмигранты совершенно не способны адаптироваться в инокультурной среде (38). Результаты некоторых исследований свидетельствуют, что женщины имеют больше проблем в процессе адаптации, чем мужчины.

Г. Триандис отмечает, что для жизни в чужой культуре лучше всего подходит профессионально компетентный, имеющий высокую самооценку, общительный индивид экстравертного типа; человек, в системе ценностей которого большое место занимают общечеловеческие ценности, открытый для самых разных взглядов, интересующийся окружающими, а при урегулировании конфликтов выбирающий стратегию сотрудничества.

2. Обстоятельства жизненного опыта индивида. Немаловажное значение имеет готовность мигрантов к переменам. Одним из важнейших факторов, благоприятно влияющих на процесс адаптации, является установление дружественного отношения с местными жителями. Среди влияющих на адаптацию групповых факторов необходимо выделить характеристики взаимодействующих культур: 1. Степень сходства или различия между культурами. 2. Объективная культурная дистанция; 3. Наличие или отсутствие конфликтов - войн, геноцида и т.п. - в истории соотношение между двумя народами; 4. Степень знакомства с особенностями культуры страны пребывания и компетентности в чужом языке. Так, человек, с которым мы можем свободно общаться, воспринимается как более похожий на нас; 5. Равенство или неравенство статусов и наличие или отсутствие общих целей при межкультурных контактах.

Естественно, что процесс адаптации будет менее успешным, если культуры воспринимаются как менее сходные, чем они есть на самом деле. Но сложности при адаптации могут возникнуть и в противоположном случае: человек оказывается в полном замешательстве, если новая культура кажется ему очень похожей на свою, но его поведение выглядит странным в глазах местных жителей. Особенности страны пребывания, прежде всего, способ, которым "хозяева" оказывают влияние на приезжих: стремятся ли их ассимилировать или более толерантны к культурному разнообразию.

Характеристика мигрантов и взаимодействующих культур оказывают взаимосвязанное влияние на адаптацию. Например, индивиды с готовностью к переменам, оказавшись в мультикультурном обществе, будут чаще контактировать с местными жителями, и, следовательно окажутся в меньшей степени подвержены культурному шоку. Как свидетельствуют статистические данные, в миграционном потоке, направляющемся в Россию из стран ближнего зарубежья, наибольшую долю составляют представители славянских национальностей, преимущественно русские (от 70% до 90% в разных районах). Данное обстоятельство, на первый взгляд, является благоприятным фактором для "вживаемости" их в среду русского населения, этнически однородного на территории Российской Федерации. Однако, специфика миграционных процессов из постсоветских государств состоит в том, что среди мигрантов преобладают люди, жившие на прежнем месте длительное время, часто с рождения или с детства. Следовательно, за принадлежностью к русской национальности может скрываться несоответствие между ожиданиями и реальными проявлениями этнических, культурных, а иногда и религиозных черт в поведении, что в свою очередь может выразиться в нежелательных социальных действиях, особенно в местах массового вселения мигрантов. Так, несмотря на принадлежность к общему материнскому этносу - русскому, между русскими, а это и вынужденные мигранты из постсоветских государств, и коренные жители принимающей территории - все же существует определенная социокультурная дистанция. Под социокультурной дистанцией понимается субъективный феномен удаления от других из-за истинного или мнимого различия в образе жизни, системе ценностей и установок, взглядов и оценок и т.п.

Можно рассматривать психологическую устойчивость национального (этнического) самосознания переселенцев, а в частности детей, которая определяется саморегулятивной и креативной способностями человека порождать новые установки и гетеростереотипы, оптимизирующие поведение личности в условиях маргинальной ситуации развития; стабильность, ригидность этнического самосознания заключается в неукоснительном следовании автостереотипам и национальным традициям, обычаем, религии, устойчивым нормам и правилам поведения; изменчивость самосознания этноса в условиях этноэтнической ситуации может рассматриваться как ассимиляция, то есть приспособление к условиям существования, языку, традициям и религии той нации, среди которой находятся представители этого этноса.

Итак, важнейшими характеристиками адаптивных возможностей мигрантов, определяющими их поведенческую стратегию в новой социокультурной среде, а так же индивидуальными особенностями эмоционального реагирования в условиях стрессовой ситуации могут служить переживаемые переселенцами эмоциональные состояния (с учетом их интенсивности, длительности, возрастных особенностей).

1.2 Самосознание, как фактор психического развития и личностного становления ребенка

1.2.1 Самосознание и его место в психической жизни

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечес
твенной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева (3), Л.И. Божович (6), А.Н. Леонтьева (16), С.Л. Рубинштейна (26), И.И. Чесноковой (38), В.В. Столина (34), А.Г. Спиркина (32) в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А. Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания (6, 123-124). Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. И.С. Коном были удачно синтезированы философские, обще - и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии.

Самосознание - сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного "Я" как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание "Я" - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г. Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего "Я" (32, 143).

Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой. В современной психологической литературе существует несколько подходов к исследованию проблемы самосознания, один из которых опирается на анализ итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или "Я-концепции".

1.2.2 Понятие, значение и структура Я-концепции в адаптационном процессе у вынужденных мигрантов

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в "Я" субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании. Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие, включающее в себя оценочный аспект самосознания - динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р. Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: "Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем" (5, 31).

С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах: 1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. 2. Я-концепция как интерпретация опыта. 3. Я-концепция как совокупность ожиданий.

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения отдельных ее элементов. Рассмотрим схему, предложенную Р.Б. Бернсом (5, 62), которая, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы.

Я-концепция (рис. 2.) представлена в виде иерархической структуры, когда на ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов действительности, У. Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я (Self) рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт, а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Однако не следует забывать об условности такого разграничения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Как мы видим из определения Р. Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента: 1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).2 Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом: Образ Я - представления индивида о самом себе. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Выделив три основные составляющие Я-концепции не следует забывать о том, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны. Образ и оценка своего "Я" предрасполагают человека к определенному поведению, потому глобальную Я-концепцию мы рассматриваем как совокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако, эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.

Обычно выделяют, по крайней мере, три основные модальности самоустановок (рис.2).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты