Проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом
. Реальное Я - установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.
Глобальная Я-концепция
Аспекты,
выделенные Я-сознающее Я-как-объект
Джемсом (процесс) (содержание)
непрерывное
взаимодействие
Компоненты самооценка
установки или приятие образ Я
себя
тенденции
поведения
Я-концепция как
совокупность
установок “на себя”
реальное Я идеальное Я зеркальное Я
Модальности или или или
Представление представление представление
о том, каков я о том, каким я… о том, как меня…
Аспекты физическое физическое физическое
социальное социальное социальное
умственное умственное умственное
эмоциональное эмоциональное эмоциональное
Рис.2. Структура Я-концепции.
2. Зеркальное Я - установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего Я личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре Я-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Эти представления бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.
Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р. Бернсом многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.
4. Конструктивное Я (Я в будущем). Именно ему свойственна обращенность в будущее и построение проективной модели "Я". Главное отличие конструктивного Я-проекта от идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами и они больше соответствуют признаку "стремлюсь". В Я-конструктивное трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.
Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.
1.2.3 Этничность, как составляющая самосознания личности Свое начало исследования идентичности берут в психоанализе: З. Фрейд в работе "Групповая психология и анализ Эго" (1914) понятие "идентификация" впервые использовал в психологическом контексте. Однозначное мнение, что личностная идентичность формируется в процессе социального взаимодействия через сопоставление и противопоставление позиций различных групп и общностей, было выражено в символическом интеракционизме. Дж. Мид в качестве инструмента идентификации индивида с группой ввел понятие "обобщенный другой", под которым имел ввиду совокупность обезличенных установок, норм и ценностей общества. В России 90-х гг., как и в США в середине века, проблема идентичности на социально-политическом уровне также приобрела статус стратегической, что выразилось в поисках национальной идеи, способной интегрировать общество. В соответствии с особенностями постсоветского пространства проблема социальной идентичности получила отчетливую "этническую" окраску. В условиях роста межэтнической напряженности на этничность или этническую идентичность, как вид социальной идентичности, выпадает основная нагрузка по ориентации индивида в обществе. Этничность превращается в форму взаимодействия между культурными группами, действующими внутри общего социального контекста. Выполняя функцию внутриэтнической интеграции, она определяет развитие дезинтеграционных тенденций в обществе в целом. Переход от одного образа этнической идентичности в другой приводит к доминированию этнических форм взаимодействия внутри группы. При смене места жительства актуализируется та сторона этничности, которая является результатом принятия субъектом ценностей, норм и образцов поведения новой группы. "Концепция идентичности" имеет, прежде всего, психологическое значение, т.к. соотносится с восприятием каждым индивидом самого себя, с осознанием своего существования как личности в отношении других индивидов, принадлежащих к одной социальной группе. Это восприятие - результат взаимного признания индивида и общества, имеющее субъективный аспект (восприятие самоидентификации и устойчивость собственного существования во времени и пространстве) и общественный аспект (восприятие того, что другие признают за индивидом его идентификацию и устойчивость личности) (29, 656-665). В процессе становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже, проанализировавший в исследованиях 1951 года (как две стороны одного процесса) формирование понятия "родина" и образов "других стран" и "иностранцев". Развитие этнической идентичности он рассматривал как создание когнитивных моделей, связанных с понятием "родина", а этнические чувства, по его мнению, являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности: 1. 6-7 лет - ребенок приобретает первые (фрагментарные и несистематичные) знания о своей этнической принадлежности, причем наиболее значимыми для него являются не страна и этническая группа, а семья и непосредственное социальное окружение; 2. 8-9 лет - ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигая основания для этой идентификации (национальность родителей, место проживания, родной язык), проявляются национальные чувства; 3. 10-11 лет (младший подростковый возраст) - этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры. К настоящему времени проведено достаточное количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности. Подчиняясь общим закономерностям формирования социальной идентичности, этническая идентичность (как форма внутриэтнического и межэтнического взаимодействия) имеет свои особенности. (15, 65): Этничность - "родом из прошлого". Даже если это возрожденная, навязанная этничность, формирующаяся в значительной степени этнократической политикой и мало считающаяся с естественными факторами. Как форму идентификации, обращенную в прошлое и воплощенную в культурной традиции индивида или группы, этничность рассматривает Ж. Девос, для которого она - одна из трех ориентаций "образа" (а именно, ориентация на прошлое). Этничность мифологична, в этом ее мобилизующая сила, причем главная опора - идея или миф об общей культуре, происхождении, истории (по Г. Лебону иллюзии, из всех факторов развития цивилизаций, составляют едва ли не самый могущественный). Этничность - зависимая переменная, возрастающая или ослабевающая в соответствии с внешними обстоятельствами. Поэтому этничность становится важнейшим идеологическим инструментом в борьбе за власть. Этничность обладает "двойным дном" (по С. Лурье), т.е. этническая культура, лежащая в ее основе, разделяется на культуру для "внешнего" пользования и для "внутреннего" пользования, скрытую от посторонних. М. Росс в теории психокультурной интерпретации этнических конфликтов в качестве фундаментальных ориентиров определения идентичности "Я" и "других" рассматривает психокультурные предрасположенности, коренящиеся в раннем опыте личности: одобряемые культурой способы отношений "внутри" и "вне", являющиеся основой интерпретации действий и мотивов сторон в ситуациях межличностной напряженности, причем различия между этими областями этничности (эзотерическим и экзотерическим) усиливается по мере роста межэтнической напряженности. Этничность связывает и солидаризует на основе группового членства, причем солидарность выделяется в качестве одного из главных признаков этничности. Этничность (по своей сути) конфронтационна и это функция отношений с другими этническими группами, которые складываются по принципу оппозиции, поэтому рост этничности связан с ростом этнической нетерпимости, которая является проявлением конфронтационности. Важнейшим фактором усиления этничности является так же желание отделиться от других. Этничность - категория "эмоционально-нормативная" и важнейшими критериями межэтнического сравнения являются: достоинство, гордость, обида, страхи. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью, и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида. Эмоциональные императивы влияют на образы восприятия и в значительной степени определяют иррациональность поведения сторон в этнических конфликтах или при переселении членов одной этнической общности в иную этническую атмосферу. Сплав эмоций и моральных норм (по П. Стерну), именно тот психологический фактор, который заставляет людей жертвовать во имя своего народа даже в ущерб личным интересам. В силу своей специфики этничность особенно чувствительна к изменениям межэтнической атмосферы, и ее актуализация, как форма внутригруппового и межгруппового взаимодействия ведет к росту межэтнической напряженности и дезинтеграции межэтнического общества. Это определяет центральное место этничности в феноменологическом поле межэтнической напряженности. Итак, можно отметить, что этничность частично определяет специфику самосознания личности и играет решающую роль при смене места жительства, и смене этнической атмосферы. Этничность формируется постепенно, с раннего возраста, и на каждом уровне имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при рассмотрении проблемы адаптации мигрантов к новым социокультурным условиям. Выводы по главе 1Важнейшие направления современных западных этнопсихологических исследований связаны с модификацией теоретических ориентации или типов психологических теорий, базирующихся на метатеоретических основах различных философских систем и их влияние проявляется в различном понимании человека, личности, культуры, в отношении к бессознательному, в объяснении механизмов активности личности. В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Психический склад этноса как специфический способ восприятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности состоит из следующих элементов: этнический характер; этнический темперамент; этнические традиции и обычаи, обусловленные не только объективными социальными отношениями, но и субъективными идеями, представлениями, верованиями, мифами, легендами, передающимися из поколения в поколение (они объективируются в виде обычаев и традиций). Основной в определении этнических особенностей психики является социокультурная детерминанта. Структура познавательной деятельности на разных этапах исторического и культурного развития не остается постоянной, а перестраивается с изменением условий общественной жизни и конкретной практики. Главная особенность наблюдаемых сдвигов - переход от непосредственного наглядно-действенного опыта к основам теоретического знания путем постепенного овладения отвлеченными понятиями, закрепленными в языке (переход от чувственного к рациональному). Основными путями формирования личности являются процессы социализации (социумизация, этнизация и культуризация) и индивидуализации (самоопределение, самопроявление, самодостаточность). Этническая идентификация как осознание личностью своей принадлежности к определенной этнической общности необходима для удовлетворения двух противоречивых потребностей: потребности в самобытности и независимости от других людей и в то же время потребности в принадлежности к группе. В стабильном обществе необходимость этнической идентификации находится в скрытом состоянии, актуализируется же она в нестабильном обществе, в ситуации межнационального конфликта. Люди образуют этнические общности, живут в них, действуют по правилам и традициям своих общностей, удовлетворяют потребности, реализуя природные и социальные возможности и, тем самым, обеспечивая с помощью этнических установок и отношений взаимосвязь внешней среды со своим внутренним психическим миром. Так, этническая общность предоставляет личности один из необходимых для нее способов существования, самореализации. Выделяют четыре подхода к проблеме этнических стереотипов. 1. Стереотип - "необходимое зло", изначально присущее человеку и неизбежно искажающее реальность. 2. Стереотип лишь в крайне малой степени соответствует тем фактам, которые пытается отразить. 3. Стереотип близок к истине, хотя в ходе попыток обобщения реальных фактов действительности происходит их определенное искажение. 4. Стереотип как факт психологической реальности, детерминирующий межэтнические отношения независимо от того, соответствует он действительности или нет. Этнические установки формируют: - этнические стереотипы восприятия друг друга; - этнические стереотипы интерпретации и оценки поведения друг друга; - этнические стереотипы поведения в окружении своего и чужого этносов. Этнические стереотипы довольно жестко закрепляются в этно- и онтогенезе. Поступая определенным образом по отношению к представителю своего или чужого этноса, человек не задумывается о мотивах своего поступка. Этническое в личности - целостная система диспозиций, выработанная в процессе исторического развития этнической общности и актуализирующаяся в данное историческое время в данной социальной среде. В этногенезе при взаимодействии людей, принадлежащих к одной этнической общности, в диспозиционной структуре их личностей постепенно утверждаются базовые, основополагающие установки, регулирующие этническое поведение. Структура базовых этнических установок и диспозиций определяется природными и социальными условиями жизнедеятельности этнической общности и ее основными потребностями. Базовые этнические установки регулируют стереотипы восприятия и интерпретации личностных качеств представителей своей и чужих этнических общностей, стереотипы поведения и деятельности в ситуациях межэтнического взаимодействия. Представители разных этносов различаются спецификой базовых этнических установок на приемлемость/неприемлемость того или иного стереотипа поведения в этнических общностях. Этническое как ценность имеет двойственную структуру: оно психологично по локусу существования и социально по функциям. Этническое как ценность существует в форме диспозиций и может быть представлено на четырех уровнях (от нижнего к верхнему): национальные чувства, национальная психология, национальное самосознание, национальная идеология. Перемещение от нижнего уровня к верхнему сопровождается двумя изменениями: нарастанием доли когнитивных элементов и уменьшением (но не исчезновением!) доли аффективных элементов и только на уровне национальной идеологии возможно теоретическое отражение действительности, тогда как предшествующие уровни связаны с обыденным сознанием. Набор поведенческих матриц индивида как представителя этноса определяется этническими диспозициями всех четырех уровней. Глубина и размах межэтнических конфликтов на межличностном уровне зависят от характера коммуникативного поведения партнеров. Обращение к партнеру в межэтническом общении должно исключать пересекающиеся коммуникации - следствие общения с разных уровней этнических диспозиций. Этнопсихологическая маргинальность, существующая в формах объективной этнопсихологической маргинальности и этнопсихологической двойственности, может обострять переживания этнического как ценности и выступать фактором дестабилизации межэтнических отношений. Наряду с традиционными средствами этнической консолидации (флаг, греб, гимн) существуют и более современные: этническая элита и истеблишмент, баланс между которыми влияет на стабильность государства и общества. Национальная идеология вырабатывается элитой, однако, ее реализация осуществляется истеблишментом. Социальные условия, как и системы норм в обществе, изменчивы. Человек может быть полноценным и активным участником этнического социального взаимодействия не только усваивая нормы, но и гибко приспосабливаясь к ним. Системы норм, особенно норм трудовых, политических, используемые при регуляции частных, конкретных актов этнического поведения и взаимоотношений, достаточно мобильны, поэтому нормативная регуляция служит принципом организации реальной динамической системы поведения и деятельности личности или целой общности. Этнокультурные ориентации индивидов складываются, таким образом, под воздействием многих факторов и определяются социально-этническими макросредой (моно- или иноэтнической) и микросредой (система воспитания, время проживания в иной этнической среде), а также социально-демографическими характеристиками самой личности. Индивид считается взрослым, если закончился процесс его воспроизводства как полноценного члена этнической общности, т.е. если он соответствует всем требованиям, предъявляемым ее взрослым членам. Психологическая культура каждого этноса является неотъемлемой частью его духовной культуры, определяясь обыденными представлениями о психике, формируется под влиянием культурно-исторических традиций и комплекса социально-экономических факторов. Истоки психологической культуры этноса - в мифологических представлениях о природе человека и его души, в связанных с этими представлениями архетипах. В психологической культуре могут быть выделены три основных компонента: презентативный, регулятивный и формирующий. Психологическая культура этноса выполняет этнообразующую функцию и входит важной частью в картину мира этноса, в его самосознание. Явления этнической идентичности и этнических стереотипов - взаимозависимы. Этническая идентичность и этнические стереотипы весьма значимы при изучении проблемы адаптации мигрантов к новым условиям. Этничность частично определяет специфику самосознания личности и играет решающую роль при смене места жительства, и смене этнической атмосферы. Этничность формируется постепенно, с раннего возраста, и на каждом уровне имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при рассмотрении проблемы адаптации мигрантов к новым социокультурным условиям. Все аспекты межэтнических взаимодействий прямо или косвенно влияют на миграционные процессы в этих государствах в целом и на социально-психологическую ситуацию каждой семьи вынужденных переселенцев в частности. Дети, как самая слабоорганизованная общность, с низким уровнем саморегуляции и наиболее зависимая от внешних условий в подобных условиях страдает больше всего (психически, морально, материально). Переживаемые переселенцами эмоциональные состояния, их интенсивность, длительность, возрастные особенности, а так же индивидуальные особенности эмоционального реагирования в условиях стрессовой ситуации могут служить важнейшими характеристиками адаптивных возможностей мигрантов, определять их поведенческую стратегию в новой социокультурной среде. В современной психологической литературе существует несколько подходов к исследованию проблемы самосознания, один из которых опирается на анализ итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или "Я-концепции". Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. Ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека. Глава 2. Исследование Я-концепции и личностных особенностей детей вынужденных переселенцев2.1 Условия, в которых происходят адаптационные процессы у вынужденных переселенцев и членов их семейМиграционное поведение переселенцев в своей основе имеет определенный мотив, направляющий его: переселенец желает получить равноправие с коренными жителями, тем самым, подводя базу под право на собственность, право на работу, отдых, образование, жилье и другие социальные блага. На этом правовом поле существенно пересекаются, если не сталкиваются интересы переселенцев и коренных жителей. Как правило, переселенцы занимаются неквалифицированным трудом, длительное время бедны относительно местного населения и полностью зависимы от местной власти, при этом местное население повышает свой социальный статус, переходя на более престижные и квалифицированные работы. Исследования показывают, что социальная адаптация не проходит бесследно для здоровья и детей, и взрослых, причем важнейшим оценочным критерием состояния здоровья является образ жизни, а одним из факторов, в свою очередь, определяющих, образ жизни, является семья. Основными характеристиками семьи являются ее тип и структура, численность, жизненный цикл. Так, на основе оценки условий и образа жизни семьи можно прогнозировать частоту заболеваний у ее членов. Включенность в переселенческие процессы сопровождается длительным стрессом и приводит к повышению уровня заболеваемости. Многие дети переселенческих семей прибывают из районов, в котором организация медицинского обслуживания была на низком уровне. Поэтому хронические заболевания своевременно не выявлялись, санитарно-гигиеническое просвещение родителей практически отсутствовало. Важнейшим направлением семейной политики в области является забота о здоровье детей вынужденных переселенцев - расширяется сеть социальных учреждений, оказывающих социальную, медицинскую, психолого-педагогическую помощь. Кроме того, переселенцам оказывают помощь некоммерческие, благотворительные организации, национальные землячества, благотворительные фонды, церковь, частные лица. Специальных медицинских требований к переселенцам в РФ не существует. Врачи, педагоги и социальные работники работают с детьми вынужденных переселенцев, основываясь на данных, предоставленных их родителями. Так как многие из вынужденных переселенцев - выходцы из республик Средней Азии и Кавказа - они недостаточно грамотны и культурны, а также испытывают недоверие к врачам, педагогам и не обладают культурой здорового образа жизни. По отношению семей переселенцев к своему здоровью и здоровью детей можно выделить следующие типы: 1. Родители внимательны к собственному здоровью и здоровью детей; 2. Родители невнимательны к собственному здоровью и здоровью детей; 3. Родители ведут асоциальный образ жизни и оказывают отрицательное воздействие на детей. Поэтому от определенной части родителей помощи в профилактике детских болезней, лечении детей и ликвидации постстрессового состояния у них не приходится: они не посещают детские учебные, медицинские учреждения, обращаются за помощью только в безвыходной ситуации. При этом следует учитывать то обстоятельство, что, если дети из обеспеченных семей могут получить любую квалифицированную помощь, то дети из малообеспеченных семей могут получить помощь только при получении статуса вынужденного переселенца. Нами было проведено исследование личностных особенностей и Я-концепции детей вынужденных переселенцев. Исследовательская работа проводилась на базе психологического центра "Росток" (калужский фонд поддержки мигрантов "Жизнь"). В исследовании приняли участие две группы испытуемых: дети мигрантов из стран Ближнего Зарубежья в количестве 20 человек и дети коренных калужан в количестве 20 человек. Возраст испытуемых - 10-12 лет.д.ля получения результатов исследования, максимально отражающих действительное положение вещей подбор второй группы испытуемых осуществлялся по нескольким принципам. Указанные выше характеристики исследовались у детей из малообеспеченных семей, преимущественно с одним родителем, живущих в удаленных от центра районах города и, таким образом, по социальным критериям дети из двух исследуемых групп были приблизительно уравнены. 2.2 Исследование характеристик Я-концепции у детей мигрантов и детей местных жителей2.2.1 Процедура исследованияНа основе изучения литературы по теме исследования, нами были выделены следующие наиболее важные, на наш взгляд, для целей нашего исследования критерии Я-концепции: самооценка, принадлежность к социальным группам, идеологические установки личности, установка на интересы и увлечения. Кроме этого, рассматривалось количество "присоединяющих" и "дифференцирующих" суждений и индекс самоотношения. В качестве исследовательских методик использовались: "экспресс-анализ с помощью моторной пробы" и "20-ть высказываний" М. Куна. После проведения обследования осуществлялось сравнение двух групп респондентов по вышеперечисленным параметрам. На следующем этапе исследования изучались некоторые личностные особенности детей мигрантов и детей калужан, при этом были рассмотрены следующие категории: 1. Направленность личности (на дело; на себя; на общение); 2. Потребность в достижении.3. Мотивация одобрения. В качестве исследовательских методик использовались: Ориентационная анкета определения направленности личности Б. Басса; шкала оценки потребности в достижении и шкала оценки мотивации одобрения Д. Крауна и Д. Марлоу. После проведения исследования результаты обследования обеих групп также сравнивались между собой. 2.2.2 Описание методик, применявшихся в исследовании2.2.2.1 Тест "20-ти высказываний" М. КунаМетодика позволяет исследовать дифференцированность самоосознания и особенности самоотношения (Я-концепции), при этом достоинство получаемых нестандартизированных самоотчетов по сравнению со стандартизированными заключается во множественности вариантов самоописания и возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанное ему исследователем. Оборудование: бланки с нумерацией 20 позиций, секундомер. Процедура проведения методики: В течение 12 минут обследуемый должен постараться дать 20 различных ответов на вопросы, обращенные к самому себе: "Кто я такой? " и "Какой я? ". Ответы даются в том порядке, в котором они спонтанно возникают, без акцента на логике и грамотности. Инструкция: "Перед вами - чистые листы бумаги, на которых вы видите цифры от 1 до 20-ти. В течение 12 минут вы должны будете постараться дать не менее 20-ти различных ответов на вопросы "Кто я? " и "Какой я? " (вопросы записаны на доске). Ваши ответы могут затрагивать так же сферы: "Что я люблю? ", "Что мне не нравится? ", "К чему я стремлюсь? " и т.п. Ответы нужно давать в том порядке, в котором они спонтанно приходят в голову, не заботясь о логике и грамотности. Главное - успеть написать 20 различных ответов". Обработка результатов. Подсчитывается общее количество данных ответов. Оценивается количество "присоединяющих" ответов (указывающих на принадлежность к той или иной категории людей, например, "ученик", "член кружка" и т.п.) и "дифференцирующих" (указывающих на специфический признак - например, "люблю поспать", "хорошо рисую" и т.п.). Все данные ответы разносятся по категориям: социальные группы (пол, возраст, национальность, социальное членство и т.п.); идеологические установки; интересы и увлечения; самооценка. Анализируются ответы, попавшие в категорию самооценки: подсчитывается индекс самоотношения - количество положитеьлных самооценочных суждений к отрицательным (оценивается общая характеристика Я-концепции: положительная, отрицательная, неопределенная). Все данные заносятся в таблицу, вид которой приводится ниже:
Я-концепция (самоотношение)
Общее количество суждений
Присоединяющих
Дифференцирующих
КОЛИЧЕСТВО И СОДЕРЖАНИЕ СУЖДЕНИЙ ПО КАТЕГОРИЯМ
Социальные группы -
Идеологические установки -
Интересы и
увлечения -
Самооценка -
Общая характеристика Я-концепции - Индекс -
2.2.2.2 Экспресс-анализ самооценки с помощью моторной пробыМетодика удобна быстротой проведения и обработки результатов. Оборудование: секундомер, подготовленные карты для испытуемого (4 штуки). При проведении методики использовалась следующая инструкция: "Посмотрите внимательно на эту карту (карту испытуемого). Нужно будет в течение 10 секунд поставить крестики "+" в максимальном числе маленьких квадратов. Прежде, чем Вы начнете работать - подумайте, сколько маленьких квадратов Вы сможете заполнить? Вы хорошо представляете себе, сколько длятся 10 секунд? Предполагаемое количество заполненных квадратов необходимо записать в верхнем прямоугольнике (цифрой)". Процедура обследования: с каждым ребенком проводятся 4 пробы. В 3-ей и 4-й пробах время выполнения задания уменьшалось до 8 секунд (обследуемый об этом предупреждался). Обработка результатов: сопоставляется число графических элементов, намечаемое для исполнения, с реализуемым в каждой пробе и анализируется целевое расхождение. Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающее сравнение уровня притязаний (УП) и уровня достижений (УД); индексы - 1, 2, 3, 4 - показывают номер соответствующей пробы. ЦО = [УП(2) - УД(1)] + [УП(2) - УД(2)] + [УП(4) - УД(3)] 32.2.2.3 Ориентационная анкета определения направленности личности Б. БассаАнкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем направленностям личностных суждений. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение и соответствует реальности, и еще один, который наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, выбранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно. С помощью методики выявляются следующие направленности: Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение, напористость и агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на общественную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношений с людьми. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение заданий и работы как можно лучше, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. 2.2.2.4 Шкала оценки потребности в достижении и мотивации одобрения Д. Крауна и Д. МарлоуУровень потребность в достижении и мотивации одобрения был измерен с помощью двух шкальных методик. Первая шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов - "да" или "нет". Вторая шкала состоит из 19 суждений, на которые также возможно два вышеуказанных варианта ответов. Для сравнения двух групп по вышеуказанным критериям и определения значимости различий результатов был использован t-критерий Стьюдента. 2.2.3 Результаты исследованияНа первом этапе исследования изучалась Я-концепция детей мигрантов и детей коренных калужан. Результаты обработки данных по методике "20-ти высказываний" М. Куна, представлены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 (Приложение 1). По каждому изучаемому критерию была выдвинута предположение об отсутствии значимых различий между изучаемыми выборками. Для выявления значимости различий между выборками был использован t-критерий Стьюдента. Учитывая результаты статистической обработки данных можно говорить о значительном расхождении показателей по параметрам: Самооценка (t=6,52) (график 1) График 1. Количество дифференцирующих высказываний (t=4,28) (график 2) График 2. Количество присоединяющих высказываний (t=4,93) (график 3) График 3. "Социальные группы" (t=5,23) (график 4) График 4. "Интересы и увлечения" (t=5,96) (график 5) График 5. Незначительно расхождение показателей (нулевая гипотеза подтверждается) по критерию "идеологические установки" (t=1,83) (график 6) График 6. Также был рассмотрен индекс самоотношения у детей двух групп, и было выявлено значимое расхождение результатов (t=5,84) (график 7). График 7. Необходимо отметить ярко выраженную негативную тенденцию самоотношения детей мигрантов по сравнению с детьми коренными калужанами. Результаты рассмотренной методики дополняются результатами методики "Экспресс-анализ самооценки с помощью моторной пробы" (Приложение 2). В ходе наблюдения при выполнении рассмотренной методики было отмечено нежелание детей формулировать суждения о самих себе, а так же негативные эмоциональные реакции на задание методики, которые выражались в следующих высказываниях: "Я не хочу про себя ничего говорить", "Давайте, я лучше напишу про своего друга", "Ой, а можно потом"…Результаты, полученные в двух группах имеют значимые различия (t=5,33) (график 8) График 8. Таким образом, можно сделать выводы о значительном расхождении результатов между двумя группами по критериям: "дифференцирующие высказывания", "присоединяющие высказывания", "интересы и увлечения", "социальные группы", "самооценка" в сочетании с более низкими показателями по данным параметрам у детей мигрантов, свидетельствуют о низкой дифференциации Я-концепции, избегании социальных контактов, общения, отсутствие личных интересов и увлечений у детей мигрантов. Причинами этого могут быть: низкий уровень адаптации детей вынужденных переселенцев, их частичная изолированность от детей местных жителей (психологическая и физическая - преимущественно переселенцы живут в бараках и общаются, в основном, между собой, или снимают квартиры в отдаленных районах города по финансовым причинам) и, как следствие, минимизация социальных контактов. Эти критерии, параметры и вышеуказанные условия жизни, их психологический аспект, объясняют низкую самооценку детей мигрантов. Нами также были изучены некоторые личностные характеристики детей мигрантов. Рассмотрению подлежали следующие критерии: - направленность на дело; - направленность на себя; - направленность на общение; - потребность в достижении; - мотивация одобрения. По результатам применения ориентационной анкеты определения направленности личности Б. Басса (Приложение 3) можно говорить о следующем: у детей мигрантов значимо выражена направленность на себя (t=3,24) и на общение (t=4,02) по сравнению с детьми коренных калужан (графики 9, 10). График 9. График 10. Различия по параметру "направленность на дело" между двумя группами выражена слабо (t=1,6), при довольно низких показателях у обеих групп (график 11). График 11. Исходя из полученных результатов, можно констатировать следующее: значимые различия наблюдаются по критериям "направленность на себя" и "направленность на общение" между двумя группами и свидетельствует о значимости оценки своего "Я" и значимости социальных контактов у детей вынужденных переселенцев. По нашему мнению, это объясняется: 1. недостатком общения со сверстниками и недостатком внимания со стороны окружающих, в основном близких взрослых, у детей мигрантов; 2. Тем, что акцентуация собственного "Я" и значимости социальных контактов является компенсаторной реакцией в ответ на вышеперечисленные обстоятельства. Незначительные различия по критерию "направленность на дело" в сочетании с низкими показателями в обеих группах свидетельствуют о низкой значимости данного аспекта в жизни детей и о незначительном влиянии личностной ориентации на дело на ее адаптацию к новым этно - условиям, что, в свою очередь, можно объяснить тем, что ведущей (по Д.Б. Эльконину) деятельностью в избранном нами для исследования возрасте является общение и при выборе приоритетных высказываний в методике направленность на дело, как общая направленность личности этим "угнетается". При изучении "потребности в достижении" и "мотивации одобрения" использовались соответствующие шкалы теста Б. Басса и нами были получены следующие результаты: По шкале потребность в достижении результаты у двух групп имеются значимые различия (t=5,24), при том, что у детей мигрантов получены более низкие результаты (Приложение 4, график 12). График 12. По результатам применения шкалы "мотивация одобрения" также наблюдается расхождение в результатах (t=4,23), но здесь дети мигрантов получили более высокие баллы (Приложение 5, график13). График 13. В результате наблюдения за эмоциональными реакциями детей в ходе выполнения 2-го цикла заданий не было отмечено столь негативных реакций, как в первом случае. Дети в обеих группах с интересом и готовностью приступали к заполнению методик. Следовательно, из этого можно заключить, что у детей не возникает защитной реакции на вышеуказанные характеристики. Так, низкий уровень потребности достижения в сочетании с высоким уровнем мотивации одобрения у детей мигрантов может привести (и часто приводит) к внутриличностной рассогласованности в процессе социальных взаимодействий, общения, обучения. У детей калужан результаты по обеим шкалам приблизительно одинаковы, что говорит о внутреннем комплексном единстве двух рассматриваемых критериев. Таким образом, можно говорить о значимых различиях между группами детей вынужденных мигрантов и детей коренных калужан по вышерассмотренным критериям. Все критерии можно разделить на 2 группы: составляющие Я-концепции и личностные характеристики, причем в рамках обоих аспектов выявлены различия, которые (с негативным оттенком у детей мигрантов) являются помехой в общении между детьми мигрантов и детьми калужан, и, следовательно, помехой в адаптации переселенцев к новым этнокультурным условиям. 2.3 Программа коррекции Я-концепции и личностных особенностей детей вынужденных переселенцев с целью совладания с акультурационным стрессомПо результатам проведенного исследования была составлена коррекционная программа, значительной часть которой явился тренинг "Толерантность к другим и к себе", предназначенный для проведения в группе, состоящей из детей вынужденных переселенцев из стран Ближнего Зарубежья. Численность группы - 8 человек. Тренинг включает в себя три занятия, по 2 часа каждое. Интервалы между занятиями - 2-3 дня. Цели тренинга: 1. показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим; 2. показать функциональную роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности; 3. поддержать процесс формирования у детей позитивной самооценки; 4. дать возможность ребенку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие; 5. показать, какими способами можно сделать общение толерантным; Содержание тренинга: ЗАНЯТИЕ 1. Разминка. Упражнение "Построиться по росту"Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе. Время: 5 минут. Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту (другой вариант: встать по кругу). Группа может сделать несколько попыток. Основное содержание занятия. 1. Упражнение "Кто похвалит себя лучше всех или памятка на "черный день". Необходимое время: 20 минут. Материалы - бланки с табличками для каждого участника. Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается, в такие моменты как-то забываются все собственные достижения, радостные события, а ведь каждому есть, чем гордиться. Далее предлагается составить памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности каждого участника группы. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы: "Мои лучшие черты", "Мои способности и таланты", "Мои достижения"Ведущий на свое усмотрение предлагает членам группы зачитать свои памятки. Заполненные памятки остаются у участников. 2. Упражнение "Неуверенный - уверенный - самоуверенный"Необходимое время: 20 минут. Цель: дать опыт проживания психологических состояний неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе, исследовать стили общения, соответствующие этим состояниям. Процедура проведения. Участники стоят в кругу. После вводной, ведущий разбивает участников на пары, причем один из партнеров исполняет роль самоуверенного, а другой неуверенного в себе человека. Каждый из них должен принять такую позу, чтобы всем было видно, кто какую роль исполняет. Тот, кто играет роль самоуверенного человека, рассказывает партнеру о том, что ему дает ощущение превосходства, описывая позу, голос, манеру общаться, мысли, поступки (которые он может совершить). В свою очередь, неуверенный рассказывает о себе по тому же плану. Затем участники обмениваются ролями и повторяют процедуру вновь. После этого ведущий предлагает обоим партнерам попробовать почувствовать себя уверенными людьми, которые ни над кем не главенствуют, но и не чувствуют себя хуже других. Рефлексия по вопросам: Как общаются с другими неуверенные и самоуверенные люди? Какое они производят впечатление? Каковы основные характеристики уверенного в себе человека? Чем он отличается от самоуверенного? Часто ли вы встречали уверенных в себе людей? Расскажите о своих чувствах в роли уверенного, неуверенного и самоуверенного человека. 3. Упражнение "Нобелевская премия". Необходимое время: 30 минут. Цель: повышение социальной компетентности детей, работа с мечтами и фантазиями о будущем. Материалы: бумага, письменные принадлежности, карандаши, маркеры, скотч, кнопки, пластилин. Процедура проведения: Ведущий рассказывает участникам о Нобелевской премии, а затем предлагает игровую ситуацию: Представьте себе, что вы - известный ученый, писатель или общественный деятель. Нобелевский комитет принял решение о присуждении вам почетной премии. Торжественное вручение премии предполагает ответное выступление лауреатов - это является давней традицией. Через некоторое время желающие получат возможность выступить на церемонии вручения премии с ответной речью. Выберете номинацию, по которой вы хотели бы получить премию, и подготовьте выступление. Можете использовать следующую схему. Ведущий записывает на доске вопросы, на основе которых участники группы могут построить свое выступление: 1. Опишите сделанное открытие, научное достижение или литературное произведение.2. Объясните, почему ваш вклад в науку, литературу или дело мира получил такую высокую оценку.3. Выразите слова благодарности тем, кто помог вам добиться подобного результата в работе.4. Расскажите о ваших планах на будущее. Время на подготовку - 10 минут. Речь каждого лауреата вознаграждается аплодисментами. После выступления участники группы задают свои вопросы "лауреату". Члены группы, которые не успели представить свои достижения, могут кратко назвать свою номинацию и объяснить, за что они получают премию. Рефлексия занятия: Как отношение к самому себе влияет на отношение к другим людям? Легко ли было обнаружить в себе какие-нибудь положительные черты, способности и похвалить себя? ЗАНЯТИЕ 2. Разминка. Упражнение "На какого сказочного героя я похож? "Необходимое время: 10 минут. Цель: Возможность самовыражения и самораскрытия в метафорической форме, получение обратной связи от участников группы, формирование навыков точного межличностного восприятия. Материал: мяч. Процедура проведения. Ведущий предлагает одному из присутствующих выбрать среди участников группы человека, вызывающие у него ассоциации с каким-нибудь персонажем из сказки или героем мультфильма, и бросить ему мяч. При этом нужно сказать, кого именно напоминает ему данный участник. Участник ловит мяч и бросает его другому, называя персонаж, с которым ассоциируется этот человек, и так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Далее надо попросить членов группы запомнить, от кого они получают мяч и что им при этом говорят. Последний участник, к которому попал мяч должен бросить его человеку, от которого мяч только что был получен и высказать свое мнение относительно его ассоциации. Цепочка продолжается таким образом раскручиваться в обратном направлении. Основное содержание занятия. 1. Упражнение "Пять добрых слов"Необходимое время: 15 минут. Цель: Получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку. Материалы: принадлежности для рисования. Процедура проведения. Участники разбиваются на подгруппы по четыре человека (произвольно). Инструкция: Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное на ваш взгляд, качество его обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Упражнение можно продолжить. Когда будет сделано по 4 надписи, тот участник, которому принадлежит рисунок, подписывает пятую. Ведущий собирает рисунки и зачитывает "комплименты", а группа должна догадаться, кому они предназначаются. В конце упражнения участники забирают листы со своими "ладошками", еще одну памятку на "черный день". Рефлексия: Какие чувства, когда читал надписи на своей "руке"? Все ли достоинства, о которых написали другие, были тебе известны? 2. Упражнение "Что моя вещь знает обо мне"Необходимое время: 20 минут. Цели: самораскрытие, самопознание, повышение внутригруппового доверия. Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Один из участников берет в руки какой-то из своих предметов и от лица этого предмета рассказывает о своем хозяине. Таким же образом рассказывают о себе все участники группы. При обсуждении ведущий подчеркивает, что умение раскрыться перед другими - важнейшее личностное качество, способствующее установлению близких отношений с людьми. Если человек предпочитает не рассказывать о своих переживаниях и впечатлениях, неудачах и надеждах, это создает у других впечатление его благополучия и успешности, но платой за это становится невозможность построения искренних отношений, неумение попросить о помощи. 3. Упражнение "Какой Я? "Необходимое время: 30 минут. Цель: дать возможность подростку осознать себя и увидеть, насколько соответствует его Я-образ тому, каким его видят окружающие. Процедура проведения. Каждый получает лист бумаги и делит его на 4 части. В первой части участник дает 5 ответов на вопрос "Каков Я? ". Во второй части 5 ответов на вопрос "Какой я в глазах близкого человека? ". В третьей части каждый участник записывает ответы на вопрос "Какой я, по мнению моего соседа слева? ". Записи должны быть сделаны достаточно быстро. Затем участники сворачивают свои листы так, чтобы их ответов не было видно, и передают их соседу слева. Таким образом, каждый участник получает лист от соседа справа. На оставшейся части листа он должен дать ему пять характеристик. После этого ведущий собирает листы и перемешивает их. По очереди зачитываются характеристики из последнего столбика, а группа должна угадать, о ком идет речь. Затем обсуждается, насколько группа согласна с этим портретом. Затем листы возвращаются участникам и они сравнивают все четыре набора ответов, самостоятельно анализируя их сходство и различие. Рефлексия: Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное? Насколько хорошо вы, на ваш взгляд знаете себя? ЗАНЯТИЕ 3. Разминка. Упражнение "Это здорово! "Необходимое время: 7 минут. Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы. Процедура проведения. Участники группы стоят в кругу. Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любом своем качестве, умении или таланте. В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить "Это здорово! " и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди. Основное содержание занятия. 1. Упражнение "Порадуй меня"Необходимое время: 15 минут. Цель: Развитие социальной интуиции, чувствительности, понимания другого человека. Процедура проведения. В центр круга приглашается один из участников. Предполагается, что у него сегодня день рождения. Задача всех остальных - доставить ему радость. Каждый из участников решает, что ему подарить - вещь, или событие, или что-то другое (например, гоночный автомобиль, кругосветное путешествие, виллу на побережье, пятерку по математике). Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку от "именинника". Затем становится "именинником" и получает подарки другой участник. 2. Упражнение "Замороженный"Цель: совершенствование навыков эмоционального контакта. Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В каждой паре один участник играет роль "замороженного", а второй - "реаниматор". По сигналу ведущего "замороженный" застывает в неподвижности. В течение одной минуты "реаниматор" должен оживить его, при этом он не имеет права ни прикасаться, ни обращаться к замороженному со словами. Он может действовать только при помощи взгляда, мимики, пантомимы. Критерий "размораживания" - изменение в выражении лица, улыбка или смех "замороженного". 3. Упражнение "Как быть толерантным в общении". Необходимое время: 20 минут. Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, понимание "самого себя". Процедура проведения. Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций - кто-то обижается, кто-то дает сдачи, кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого? Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Участники должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, "обиженный" попытается достойно выйти из ситуации. Алгоритм достойного выхода из сложной ситуации: Начать разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая не устраивает. Выразить чувства, возникшие в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе. Сказать человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложить ему другой вариант поведения, устраивающий тебя. Сказать, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение. Рефлексия: участники группы высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему. 4. Упражнение "Я-высказывания / Ты-высказывания" (продолжением и закреплением предыдущего) Необходимое время: 10 минут. Цель: Научиться толерантно (в неагрессивной, безоценочной манере) выражать свои негативные чувства, такие, как недовольство. Обида, огорчение и пр.; сделать общение более непосредственным и свободным. Процедура проведения. Ведущий объясняет разницу между Я-высказываниями и Ты-высказываниями. Например, использование в речи Я-высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Я-высказывание предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства ("Я очень беспокоюсь, если ты приходишь домой поздно"). Если мы используем Ты-высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я-высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить. Ведущий просит составить Я-высказывания, для предложенных ситуаций: 1. Твой друг (подруга) попросил(ла) у тебя одежду и порвал(ла) ее.2. Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники.3. Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.4. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал контрольную у соседа.5. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал(ла) его пол часа, а он так и не пришел.6. Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчисляет тебя из команды. Рефлексия: О каких способах толерантного общения вы сегодня узнали? Как вы считаете, какое поведение характерно для вас при разрешении конфликтных ситуаций? Каковы преимущества толерантного общения? В заключение цикла занятий была проведена беседа с каждым участником группы, направленная на выяснение эффективности проделанной работы. Ситуация во многом смягчилась, т.к изменилось само отношение детей вынужденных переселенцев к окружающим людям, экономической и политической ситуации в регионе. ЗаключениеВыполненная работа посвящена проблеме адаптации детей мигрантов, приехавших в Россию из стран Ближнего Зарубежья, в связи с акультурационным стрессом. Проблема актуальна в связи с тем, что за последние годы резко возросло количество вынужденных переселенцев в Россию из стран Ближнего Зарубежья. Психологическая адаптация - одна из основных проблем, с которыми сталкиваются мигранты. Проблемы адаптации к новым условиям в первую очередь затрагивают детей вынужденных переселенцев. Если взрослые люди, несмотря на проблемы, могут осознать необходимость перемен и примириться с этим, то детская психика часто не выдерживает напора травмирующих ситуаций и напряженной обстановки. При вхождении в новую культуру так же решающую роль играет социализация. Это процесс, в ходе которого культура определенного общества передается новому поколению. Он осуществляется одновременно с развитием самосознания личности. Ребенок приучается смотреть на себя так, как на него смотрят другие, и признавать роли других. В разных социокультурных условиях этот процесс приобретает различные оттенки и имеет различные особенности. Эти особенности оказывают влияние как непосредственно на социализацию, так и на психологический аспект становления и развития личности, находящейся в той или иной этнокультурной среде. Уже к концу XIX века был накоплен внушительный банк данных этнопсихологических и этнографических характеристик народов России, ставший результатом проведенных ранее серьезных исследований, которые в 20-30-х годах XX века были широко использованы в психологических и педагогических изданиях. В это же время исследовали теорию этнопсихологии и занимались изучением конкретных национально-психологических особенностей Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, А.Р. Лурия, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.А. Потебня, Г.Г. Шпет. В рамках нашей работы были рассмотрены концепции различных отечественных и зарубежных авторов по проблеме акультурационого стресса вынужденных переселенцев и членов их семей (У. Джемс (9), Р. Бернс (5), Н.М. Лебедева (15), Г.У. Солдатова (31), Т.Г. Стефаненко (33, 34) и др. по следующим проблемам: 1. Социально-психологическая адаптация детей вынужденных переселенцев к новой этнической среде; 2. Я-концепция и ее место в психической жизни человека. Целью нашей работы было изучение особенностей адаптации вынужденных переселенцев к новым социокультурным условиям. Исследование охватывало 40 детей (20 детей мигрантов и 20 детей калужан) в возрасте от 9 до 13 лет. В результате исследования выяснилось, что: Этничность является составляющей самосознания личности и имеет огромное значение в психической жизни человека. Этнические аспекты играют большую роль в адаптации к новым социокультурным условиям в новой этнопсихологической среде. Этническая идентичность и этнические стереотипы оказывают влияние на личностные установки человека и являются важным фактором приспособления как к своей, так и к чужой этнической среде. Составляющие Я-концепции и их характеристики оказывают влияние на процесс адаптации мигрантов к новым условиям. После проведения исследовательской работы мы выяснили, что показатели по некоторым параметрам Я-концепции у детей переселенцев значимо отличаются от аналогичных параметров у детей коренных калужан. Личностные характеристики у детей из двух исследуемых групп имеют значимые различия, во многом объясняющие трудности адаптации и затруднения в ликвидации последствий акультурационного стресса. Различия в вышеуказанных параметрах у детей вынужденных переселенцев и детей калужан в сочетании с негативным акцентом в результатах мигрантов, могут служить как причиной, так и следствием проблем психологической адаптации к новым условиям. На успешность адаптации к другим социокультурным и этническим условиям жизни влияет совокупность различных аспектов, притом, это как социальные, политические, культурные, этнические, экономические, так и психологические аспекты адаптационного процесса. По итогам исследования была разработана тренинговая программа, направленная на формирование положительной Я-концепции и коррекцию некоторых характеристик самосознания, представляющая собой цикл упражнений, состоящий из 3 занятий по 1,5 - 2 часа каждое. Были сформулированы цели, задачи каждого упражнения и в каждое занятие входит по 3 - 4 упражнения. Мы считаем, что проведение разработанной программы с детьми вынужденных переселенцев повысит эффективность их социальной и психологической адаптации. Как уже отмечалось выше, проблемами социально-психологической адаптации мигрантов к новым условиям в России стали заниматься сравнительно недавно. Социальная и политическая обстановка в России и странах Ближнего Зарубежья способствует повышению спроса на исследования по этой теме и результаты их находят практическое применение, направленное на психологическую адаптацию и социализацию вынужденных мигрантов и членов их семей. Литература
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: АПН РСФСР, 1979.
Ананьина Л.Е., Москалева Л.Л. Проблемы организации медико-социальной помощи семьям вынужденных переселенцев в Красноярском крае. // Материалы всероссийской конференции "Социальное здоровье детей и молодежи как национальная идея современной России". - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2001. -С.13-14.
Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. - Известия АПН РСФСР, вып.18. - М., 1948.
Бахур В.Т. Это неповторимое "Я". - М., 1982.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
Бодалев А. А Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4. С.23-24.
Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста // Собр. соч.: в 6 т. Т.4., 1983.
Джемс У. Личность // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2000. - С.7-13.
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1991.
Идентичность и конфликты в постсоветских государствах / Ред. Олкотт М.Б. - М., 1993.
Касьянова К.Н. О русском национальном характере. - М., 1996
Королев С.И. Вопросы этнопсихологии. - м., 1996.
Кун М., Макпартленд Т. Кто Я? // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2000. - С.460-468.
Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций - М., 1993.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. . 1975.