Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося
Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося, как стиль взаимодействия
1.2. Сотрудничество педагога и учащегося: особенности проявления в преподавании различных дисциплин
1.3. Сотворчество педагога и учащегося в художественном образовании
Глава 2. Практическая часть
2.1. Характеристика объекта исследования. Состав группы
2.2. Проведение исследования мотивации к достижению по методу А. Мехрабиана у подростков из групп с разной степенью внедрения сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося
2.3. Обработка и интерпретация полученных данных
Заключение
Список источников литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Введение
Данная курсовая работа представляет собой исследование процессов сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся на примере взаимодействия подростков старших классов с учителями при использовании методики психологического тестирования.
Степень разработанности этого вопроса является достаточно высокой. Проблеме сотрудничества педагога и учащегося посвящили свои работы многие ученые отечественной и зарубежной педагогики - А.В. Петровский, Т.А. Матис, Л.И. Айдарова, В.П. Панюшкин, Г. Магин, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, А.И. Донцов, Д.И. Фельдштейн, Й. Ломпшер, А.К. Маркова и др.
Актуальность работы определяется необходимостью создания условий для развития и самореализации каждой личности как гражданина Российской Федерации, формирование поколения, способного учиться всю жизнь, создавать и приумножать ценности общества. Эта задача, которая давно явилась перед педагогами нашей страны побуждает к поиску новых педагогических технологий, к созданию такой образовательной среды, которой бы обеспечило каждому ученику возможность беспрепятственно реализовывать природные наклонности и качества, связанные с творчеством, способность быть самостоятельной и полноценной единицей общества и, как следствие - стать субъектом своей жизнедеятельности.
В связи с этим стратегия сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся представляется как эффективный вариант реализации перечисленных выше задач. Она ставит своей целью воспитание личности творческой, социально активной, способной к саморазвитию. В ней присутствуют возможности для развития и саморазвития личности.
Объектом исследования является мотивация к успеху испытуемых подростков.
Предмет исследования - определение влияния сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося на мотивацию учеников к обучению и мотивацию к достижению успеха.
Цель данной работы - проанализировав результаты исследований психологического теста выявить связь между наличием сотрудничества и сотворчества педагога и учеников со степенью их мотивации к успеху.
Передо мной, как автором работы стоят следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося;
2. Описать особенности сотрудничества и сотворчества педагога с учащимися в преподавании различных дисциплин;
3. Привести примеры сотворчества педагога и учащегося в художественном образовании;
4. В экспериментальной части привести пример методики исследования взаимосвязи сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося с уровнем мотивации к успеху, основанной на модификации опросника А. Мехрабиана.
5. Обработать и интерпретировать полученные данные исследований, подтвердить или оспорить основную гипотезу работы;
6. Оформить работу согласно стандартам.
Методология исследования включает в себя, вышеперечисленный опросник А. Мехрабиан, а также анализ и синтез полученных данных.
Сопоставительный анализ дает возможность рассматривать каждую анкету в отдельности. Затем синтез объединяет все данные, полученные в результате анализа.
Содержание работы включается в себя введение, две главы, первая из которых теоретическая, а вторая практическая, исследовательская, заключение и список источников литературы, из которых был почерпнут материал для написания работы.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося, как стиль взаимодействия
Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, принятие его мнения и позиции; готовность к безоценочному отношению к нему как к личности. Стили взаимоотношений педагога и учащихся являются особо значимой составляющей педагогического общения, или способствующей успешному усвоению знаний детьми и их личностному развитию, или затормаживающей эти процессы.
Таким образом, сотрудничество учителя и ученика можно охарактеризовать как совместную деятельность в ходе образовательного процесса, направленную на усвоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению. Бахвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 144 с.
При этом в деятельности и общении детей и педагогов должно культивируются самоуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса.
Для разных возрастных категорий учащихся сотрудничество должно принимать различные проявления. Например, для детей дошкольного возраста и учеников младшей школы сотрудничество выражается в игровом характере обучения, когда игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие. В старших классах делается упор на мотивацию обучению, как первого звена карьерного роста и благополучия. Педагогу, как человеку опытному и авторитетному важно донести до подростка, что знания необходимы для развития гармоничной личности и благополучия. И что именно благодаря накопленному багажу знаний и умений юноша способен завоевать авторитет среди сверстников. Ведь для подростка актуально приобретение всех видов научных и практических, бытовых знаний, самоутверждение и самореализация. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых людей, и педагога в том числе, что дает ему возможность ориентироваться в обыденной жизни. В то же время впервые подросток начинает сам искать художественные и научные знания. Возникает необходимость не только в сотрудничестве, но и сотворчестве педагога и учащихся.
Психологи и дидакты объясняют успешное усвоение знаний учащимися умением учителей не только использовать в обучении психологические и дидактические закономерности процесса формирования понятий, но и установить психологический контакт с детским коллективом, найти ключ к душе каждого ребенка. Успех зависит от атмосферы, которая царит на уроках, где в основе ее доброжелательность, мудрая простота, взаимопонимание и интерес, ведущие к сотрудничеству и сотворчеству.
С одной стороны, обстановка деловая, где все трудятся в меру своих сил и способностей, с другой - непринужденная, светлая, насыщенная положительными переживаниями: удовлетворением, радостью. Дети желают учиться. Учитель вместе с детьми, а не над ними. Все превосходство учителя не в возрасте, не в особых правах и власти над детьми, а в жизненном опыте, в знаниях и эрудиции, в честно заработанном нравственном авторитете. Миссия учителя - возбудить любопытство, самодеятельность и самообразование. В этих условиях формируются действенные знания и происходит личностное развитие: нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, волевое. .Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций: Учеб.пособие для студентов пед. учебн.заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.
Личностный подход в сфере взаимоотношений учителя и учащихся - это доброжелательное и уважительное отношение к личности ученика. Главный инструмент личностного подхода - умение внушить ребенку, что он единственный и неповторимый среди других единственных и неповторимых.
Диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения.
Учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающихся (учеников, студентов)(интеракция), общающихся между собой, образует в результате более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, что разрастается внутри образовательной системы. В этой системе в тесном взаимодействии находятся такие ее подсистемы, как управление (министерство, комитет, отделы образования), администрация (ректорат, директорат), педсовет, кафедры, преподавательские коллективы, классы, группы. Каждая из них характеризуется структурой взаимодействия, определяющей его ситуацию, стиль и эффективность. Учебное взаимодействие проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общении.
Важно также отметить, что образовательная система, например школьное, особенно дошкольное образование, взаимодействует с системой «семья» (родители, родители родителей) и с системой «общественность». Все эти связи проецируются в более или менее явной форме на учебно-воспитательный процесс непосредственно в классе (в аудитории). Это выражается в отношении учеников к учебе, учителям, школе, что, в свою очередь, есть проекция системы их ценностей на характер учебной деятельности.
Учебное взаимодействие ранее часто описывалось схемой S>O, где S -- это активный субъект, выступающий инициатор процесса обучения, проецирующий свои знания и навыки, и производящий контроль и оценку из усвоения. В этой схеме объектом обучения и воспитания предстает школьник. Базируясь на характеристике взаимодействия, как активность всех его участников, схему учебного взаимодействия в последние годы трактуют как двухстороннее субъектно-субъектное взаимодействие S1-S2 где S1 -- учитель (преподаватель) и S2 -- ученик (студент) образуют общий совокупный субъект S? характеризующийся общностью цели этого взаимодействия. С учетом того, что учитель работает в коллективе учащихся, именуемом группой или классом, ему сменяется как педагогу формирование этого класса (группы) как совокупного субъекта, чьи учебные усилия также должны быть направлены на достижение общей цели. Представленная выше схема, иллюстрирующая педагогическое взаимодействие является многоярусной структурой, прочность которой гарантируется наличием психологического контакта между сторонами данного взаимодействия.
Психологический контакт возникает в результате общности психического состояния людей, вызванной их взаимопониманием и связанной с обоюдной заинтересованностью и доверием Друг к другу взаимодействующих сторон.
Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие. Петрова В. Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учиться и учить. - М.: Сентябрь, 1999. - 128 с.
В основе эмоционального сопереживания лежит психическое явление «заражения», механизм которого рассматривается в социальной психологии как способ интеграции групповой деятельности. Древнее по своему происхождению и многообразное по проявлению, заражение выступает как форма спонтанного внутреннего механизма поведения человека. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. -- 375 с.
Другой механизм подлинного контакта взаимодействующих сторон представляет собой мыслительное содействие, сомышление, которое представляет собой вовлеченность двух сторон в идентичную активную деятельность, направленную на решение проблем или определенных интеллектуальных задач.
Этот принцип так называемого интеллектуального содействия обусловливается совместностью интеллектуальной деятельности субъектов взаимодействия, например учителя и учеников.
Стратегию сотрудничества формируют механизмы стимулирования учителем познавательных интересов учащихся.
Таким образом, можно сказать, что сотрудничество педагога и учащегося - это одновременно и совместная деятельность и организационная система активности субъектов взаимодействия, для которой свойственны:
1) пространственное и временное соприсутствие,
2) единство целей,
3) организация и управление деятельностью,
4) разделение функций, действий, операций,
5) наличие позитивных межличностных отношений.
Сотрудничество происходит по четырем основным направлениям: линия «учитель -- ученик(и)», как правило, подкрепляется активностью в направлении «ученик плюс ученик», что обусловливается самим коллективным характером учебной деятельности. Кроме того, на сотрудничество педагога и учащегося влияют контакты по линиям «учитель и учительский коллектив», а также общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом классе. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997. - 480 с.
Сотрудничество педагога и учащихся сказывается и на формировании общегруппового сотрудничества.
На помощь организации учебного сотрудничества приходят разнообразные способы и приемы, одновременно ставящие рамки деятельности учеников.
Так к самым распространенным из них относятся дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов в ходе рассмотрения учебных заданий.
Фиксируется также зависимость приемов от формы сотрудничества: итоговой и текущей. При итоговом решение задачи, предназначенной для совместной работы, может быть индивидуальным, а его контроль и оценка -- производиться совместно, в процессе обсуждения итогового результата. В текущем сотрудничестве решение задачи на всех этапах ведется совместно всеми участниками.
Теоретический анализ проблемы решения задач в совместной деятельности показывает, что не всякая задача способна в точности отвечать сотрудничеству: эффективное общение и решение совместных проблем возможны в случае логических рассуждений, двухстороннего анализа и взаимной оценки разных точек зрения.
Соответственно задача, адекватная учебному сотрудничеству, должна объективно предполагать существование более чем одной точки зрения на содержание и способ ее решения.
Проблемные учебные задачи наиболее адекватны сотрудничеству. Такие задачи по критерию доминирования познавательного процесса при их решении относятся к мыслительно-мнемическим. Они требуют определенного уровня владения теоретическими знаниями и умения применять их в конкретных ситуациях.
В общем контексте предложенной В.Я. Ляудис Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с схемы продуктивной ситуации сотрудничества учителя - учеников В.П. Панюшкин разработал динамику становления их совместной деятельности. Две фазы этого процесса включают шесть форм учебного сотрудничества, которые постоянно меняются при изменении деятельности учащихся. Панюшкин В.П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции взаимосвязанной учебной
деятельности //Инновационное обучение: стратегия и практика.- М.: Педагогика, 1994. - 356 с.
Первая фаза -- процесс приобщение к действиям. Она состоит из таких формы:
1) разделение деятельности между педагогом и учащимися,
2) действия учеников, относящиеся к имитации,
3) действия учеников, относящиеся к подражанию.
Вторая фаза динамики совместной деятельности - согласование деятельности учащихся с учителем. В эту фазу входят следующие формы:
4) действия учащихся, в которых доминирует самостоятельная регуляция,
5) действия учащихся, в которых доминирует самоорганизация,
6) действия, к которым ученики побуждаются без внешнего вмешательства.
Прогнозируется и третья фаза. Так В. Панюшкин пишет об партнерстве в ходе усовершенствования приобщения к действиям. Развитие и укрепление данной модели взаимодействия педагога и учащихся способствует равноправенству.
Можно полагать, что чем старше обучаемые, тем быстрее будет пройден путь становления подлинно совместной деятельности и достигнуто равнопартнерское, субъектно-субъектное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе.
Протекание учебного процесса, происходящее в условиях сотрудничества учеников и учителя по схеме субъектно-субъектного взаимодействия, обнаруживает ряд преимуществ по сравнению с деятельностью индивидуальной.
Это не зависит от формы организации сотрудничества педагога и учащихся, количества учащихся вовлеченных в совместную деятельность. Главное - отношение учащихся к процессу сотрудничества и сотворчества.
Сотворчеству, как один из видов взаимодействия имеет схожие механизмы, но для него требуется не логический анализ, а совместное преобразование действительности.
Отличаются и способы его внедрения: работа кружков, самодеятельных коллективов, конкурсы и соревнования.
Сотворчество на сегодняшний день, при настоящем уровне развития технологии обучения является с одной стороны эффективным и плодотворным общением педагога и школьника, с помощью вербальных и невербальных средств, речевой и коммуникативной стратегии деятельности.
С другой стороны - сотворчество учителя и учащегося - это создание новой педагогической реальности, обладающей такими признаками как полиязыковый и поликультурный характер.
Расширение поля деятельности обоих участников для участников педагогического процесса, а также упрочнение и развитие их личного языкового статуса проходит как составляющая взаимного творческого обогащения.
Культурное взаимообогащение педагога и учащегося в ходе сотворчества является одновременно и важным условием, и критерием самого совместного творчества. Более яркое проявление творческих функций влечет за собой повышение продуктивности процесса сотворчества, направленного на обновление содержания образования и его технологической базы. Педагогу приходится сталкиваться со сложными профессиональными и коммуникативными задачи при высоком творческом потенциале учащихся.
Суммируя данные сведения можно прийти к выводу, что учебное взаимодействие сложный многоуровневый процесс, в ходе которого происходит сотрудничество по нескольким линиям, важнейшим из которых является сотрудничество педагога и учащегося. Оно требует психологического контакта и является одним из стилей педагогического взаимодействия.
1.2. Сотрудничество педагога и учащегося: особенности проявления в преподавании различных дисциплин
Подход к сотрудничеству между педагогом и учащимся может отличаться в зависимости от конкретной дисциплины и методических требований к ее преподаванию.
Так, социально-гуманитарные предметы, например литература, история, философия, культурология, предполагают модель диалоговой деятельности. Для этого проектируются ситуационные задачи: выбор решения альтернативных, разрешение проблемных ситуаций, поиск суждений о фактах или явлениях, решение задач, имеющих неоднозначные ответы, выдвижение гипотез. На первой фазе происходит распределение действий: педагог дает задание, ставит вопрос, а учащийся преступает к его аргументированному решению, поиску ответа. Учащийся имитирует подход учителя к решению проблемы, подражает его ходу рассуждение или отталкивается от точки зрения, поддерживая или отрицая ее. Во второй фазе главную роль играет самопобуждение - ученик стремиться дать исчерпывающий ответ или выдвинуть гипотезу, проявляющую его оригинальность и умение аргументировать точку зрения. Смелкова З.С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности. - М.: Флинта:Наука, 1999. - 232 с.
Например, на уроке истории педагог может предложить учащимся выдвинуть собственные варианты того, как могли альтернативно развиваться те или иные исторические события в гипотетической ситуации. Все ответы выслушиваются внимательно и поощряются. Ученик должен почувствовать интерес педагога к своим гипотезам, получить пространство для самостоятельного ориентирования в данном вопросе. Развивающийся диалог предполагает наводящие вопросы со стороны учителя. Наставник предлагает ученику самостоятельно оценить его точку зрения и дает собственную оценку, сравнивая их и подталкивая ученика к нахождению собственных ошибок. Таким образом, достигается единство поставленной цели - нахождение оптимального варианта решения проблемы.
Особо важно наличие положительных эмоций и отношений. Ученик должен быть всецело поглощен и заинтересован. Иначе сотрудничество можно считать несостоявшимся.
Посредством сотрудничества педагога и учащегося происходит передача опыта. Ученик учиться самостоятельно принимать решения под руководством опытного и лояльного наставника. Например, на уроке литературы при рассмотрении действий главных героев художественного произведения, педагог может попросить учащихся поставить себя на место одно из героев и предложить свою линию поведения. Занимательным вариантом может стать небольшая инсценировка эпизода произведения с распределением ролей главных героев между педагогом и учащимися. С последующим анализом ощущений и действий героев.
В школьном анализе литературного произведения важен сам процесс общения с искусством. В ходе его учитель помогает детям увидеть то, что прошло незамеченным при первом прочтении, постепенно вскрывает различные пласты художественного текста, ведет учеников к постижению смысла произведения. Это формирует ученика как читателя, делает его эмоционально более чутким. Этому способствуют не только диалог, но такие способы сотрудничества как учебная дискуссия, дебаты, семинар, мозговой штурм. Педагог должен донести до учащихся, что сотрудничество, это умение слушать, проявлять терпимость и к идеям, и к партнерам.
Преподавание точных дисциплин: математики, физики, химии и других требует практического материал для работы с учащимися на основе самообразования и самовоспитания для решения исследовательских и экспериментальных задач по темам курса. В ходе педагогического диалога важно раскрыть для учащихся практическое значение научных законов и правил. Самоорганизумые и саморегулируемые действия детей направлены на освоение прикладной стороны дисциплины: проведение экспериментов, опытов. Руководство учителя должно быть ненавязчивым. Для убедительности и мотивации интереса учеников педагог может прибегнуть к парадоксальным экспериментам, например научным фокусам. А учащимся отвести роль ассистентов.
Например, на уроке математики в ходе двухстороннего сотрудничества педагог может предложить игру в математический софизм. Учитель формулирует перед учащимися софизм - заведомо ложное утверждение, ошибки в котором можно найти только после математического анализа. Поиск заключенных в софизме ошибок, ясное понимание их причин ведут к осмысленному постижению математики учащимися. Обнаружение и анализ ошибки, заключенной в софизме, при поддержке учителя зачастую оказываются более поучительными, чем просто разбор решений «безошибочных» задач. Эффектная демонстрация «доказательства» явно неверного результата, в чем и состоит смысл софизма, демонстрация того, к какой нелепице приводит пренебрежение тем или иным математическим правилом, и последующий поиск и разбор ошибки, приведшей к нелепице, позволяют на эмоциональном уровне понять и «закрепить» то или иное математическое правило или утверждение. Такой подход при обучении математике способствует более глубокому ее пониманию и осмыслению. Ерохина Е.В. Игровые уроки математики 5-11 классы. - М.: Грамотей, 2004. - 56 с.
В последнее время в изучении технических предметов и точных наук особую роль занимает компьютер. Специальные компьютерные программы способны повысить интерес учащихся к процессу познавания и самостоятельной работы.
Особое место занимает сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося на уроках труда. Так называемое трудоведение, или основы трудовых навыков, в методике преподавания в основном ориентировано на сотрудничество «ученик-учитель». Выполнение практических заданий включает в себя коллективное и самостоятельное творчество учащихся при поддержке и помощи педагога. Особо важны на подобных занятиях невербальные стратегии, наглядный показ примера выполнения того или иного задания учителем.
Любой из способов сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся увеличивает мотивацию учеников к обучению. Интересные динамичные занятия способствуют повышению интереса к учебе, а поощрение и повышенное внимание по отношению к учащимся со стороны педагога стимулирует стремление к успеху у учеников. Индивидуальный подход в процессе педагогического диалога создает условия для мотивации даже отстающих учеников. То есть, разрабатывая задания, педагог учитывает уровень сложности для каждого учащегося в отдельности.
1.3. Сотворчество педагога и учащегося в художественном образовании
Сотрудничество и сотворчество неотъемлемые, взаимосвязанные элементы педагогического процесса. И в каждом из описанных в предыдущей главе способов сотрудничества всегда присутствует доля сотворчества. Но рассмотрим отдельно сотворчество в сфере художественного образования и развития учащихся, как важное звено духовного образования.
Художественная деятельность отличается от деятельности практической или научной. Она требует развития образного мышления, воображения, фантазии и чувства эмпатии (сопереживания). Поэтому сотворчество в процессе установления контакта между педагогом и учащимся главным образом требует эмоционального сопереживания. Новиков А.М. Методология художественной деятельности. - М.: Издательство «Эгвес», 2008. - 72 с.
Организация процесса художественной деятельности учащихся имеет несколько этапов. Первая фаза - проектирование, вторая фаза технологическая. В ходе первой фазы избирается художественный образ, то есть образ персонажа в литературе или изображаемый предмет в живописи. На этом этапе педагог направляет выбор учащихся в поиске художественного образа или дополняет его собственным видением и смыслом.
Если сравнивать практическую деятельность, научную и художественную деятельность в аспекте замыслов проектов, то в практической деятельности замысел, как правило, вполне конкретен: решить задачу, выполнить упражнение, создать действующую модель. Другое дело, что в дальнейшем приходится решать огромную череду вопросов: как это сделать, какие методы и материалы, в какие сроки. Но замысел проекта, повторяем, более или менее конкретен и определяется, в первую очередь, объективными обстоятельствами.
В научном исследовании замысел гораздо менее конкретен. Во-первых, он определяется не только объективными обстоятельствами - потребностями практики в научном обеспечении или логикой развития самой науки, но и субъективными факторами - предшествующим опытом исследователя, его личными вкусами и интересами.
В художественном проектирование значимо выявление противоречия, постановка проблемы. Так, например, при выборе пьесы для школьного спектакля учитель и учащиеся совместно выбирают наиболее актуальное драматическое произведение, находят его проблематику.
Но если в практической деятельности, в научном исследовании противоречия и проблемы выявляются и формулируются для дальнейшего их разрешения, то в художественной деятельности противоречия и проблемы объективной реальности вскрываются, отражаются и выражаются, но не решаются и не могут, не должны решаться - это не является прерогативой искусства. И педагогу не нужно оказывать помощь детям в поиске пути решения проблемы, в его обязанности входит лишь содействие ученикам в понимании значимости данной проблемы, ее эмоциональному переживанию и осмыслению.
Принцип сотворчества педагога и ученика (студента) реализуется на основе следующих правил:
1. Педагог должен постоянно работать над собой, заниматься саморазвитием творческих способностей, речевой культуры.
2. Сотворчество требует доверительного, демократического, творческого стиля общения.
3. Педагог должен совместно с учащимися (студентами) искать резервы качества проведения внеклассных занятий и мероприятий. Егорова Е. А. Организация досуга учащихся: 5-9 классы: Сценарии внеклассных мероприятий. - М.: Учитель, 2007. - 162 с.
Влияние личности педагога в процессе сотворчества обусловлено живыми, эмоциональными связями, которые возникают между преподавателем и студентами, органичностью, естественностью в использовании разнообразных средств, когда выбор средства, его характер диктуется конкретной ситуацией. Педагогу необходимо уметь тонко «прикоснуться» к личности ребенка. Технология такого «прикосновения» складывается из операционных умений педагога, которые функционируют в тех «участках» педагогического общения, где проявляется творчество:
1) умения ярко, пленительно выразить свое «Я», чтобы оно стало доступно ребенку для восприятия и понимания; точно ориентировать информацию на собеседника, найти образные оценки;
2) умения определять психическое состояние ребенка, понимать, что с ним происходит.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Характеристика объекта исследования. Состав группы
Преступая к характеристике объекта исследования, мы должны отметить, что нашей целью является проверка гипотезы, о том, что сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося увеличивает позитивную мотивацию к обучению и снижает дисциплинарные трудности. В частности мы исследуем влияние сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося на мотивацию достижения.
В исследовании принимают участие 10 подростков, при чем пять из них девочки, другие пять - мальчики. Для их обозначения принято применение типичных русских имен.
Возраст участников составляет 15 и 16 лет поровну. Собраны учащиеся общеобразовательных школ, школы-интерната и гимназии с разными формами обучения.
Так Андрей К. возрастом 16 лет учиться в девятом классе общеобразовательной школы. Классный руководитель Андрея, который по совместительству является учителем географии, регулярно устраивает игры КВН для своих учеников, в которых принимает участие и Андрей. На лицо сотрудничество и сотворчество учителя и учащегося, что подтверждается общей целью - проведением КВН, посвященному дисциплине и углубление знаний, творческое развитие учеников, организацией совместной деятельности, разделением функций при подготовке игр, наличие атмосферы смеха и доброжелательности.
Другой испытуемый - Витя Л. Возрастом 15 лет, учащийся восьмого класса общеобразовательной школы. Многие учителя Вити внедряют новые способы сотрудничества с учащимися. В частности учитель истории проводит дискуссии, в ходе которых все ученики и Витя активно обмениваются мнениями по теме урока. Факт сотрудничества подкрепляется совместными целями, наличием позитивных отношений в процессе педагогического диалога, возможностью свободного выражение точки зрения учеников.
Коля К. - 16 лет, ученик девятого класса. Учителя физики, русского и иностранного языков практикуют проведение семинаров, дебатов и мозговых штурмов на своих уроках. Коля и его одноклассники проявляют повышенный интерес к этим занятия, что свидетельствует об удачном внедрении сотрудничества и сотворчества с учащимися, достижением совместных целей, повышения самостоятельности учеников и наличию доверительных отношений между педагогами и подростками.
Следующий участник исследования Максим Н. - 16 лет, ученик девятого класса школы-интерната. Учителя школы работают по устаревшим методикам, не прибегают к новым стилям взаимодействия с учащимися, в том числе стратегии сотрудничества. Это проявляется в игнорировании педагогами пространственного и временного соприсутствия с учениками (ученики часто занимаются на уроках без контроля и поддержки, пока преподаватель отлучается), отсутствии совместных целей (интересы педагогов и учеников разделены, учителя не выясняют побуждений и увлечений детей). Присутствует авторитарный стиль руководства в классах, нет позитивных отношений между наставниками и подопечными.
Завершает перечисление группы мальчиков Сергей Д. - 15 лет, который является учащимся восьмого класса среднеобразовательной школы. Попытки внедрения сотрудничества и сотворчества в классе Сергея проводились предыдущим директором: учителям предписывалось внедрять новые методики проведения уроков, организовывать кружки внеклассных занятий, самодеятельные коллективы и проводить соответствующие мероприятия с учениками. Но, после его увольнения, новый директор ликвидировал инициативы предшественника. А учителя не захотели продолжать внеклассную деятельность. В результате в школе остался всего один кружок рукоделия, в который Сергей не захотел ходить, так как это не соответствует его увлечениям. На уроках атмосфера недоброжелательная, Сергею и другим ученикам процесс обучения не интересен.
В группе девочек Лена П. - 16 лет, учиться в девятом классе общеобразовательной школы. Подавляющее большинство уроков в школе проходят однообразно, учителя увеличивают объем самостоятельной работы учеников, при этом, не оказывая им поддержки в осмыслении материала. Также на слабый уровень сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся указывает тот факт, что между ними отсутствует эмоциональный контакт, совместные цели. Дисциплина в классе Лены неудовлетворительная. Случаются частые конфликты между педагогом и учащимися, что приводит к вызову родителей в школу.
Маша Б. - 15 лет, ученица седьмого класса общеобразовательной школы. Применение стратегии сотрудничества и сотворчества в классе Маши находится на начальном этапе. Классный руководитель, а также другие преподаватели разрабатывают план действий по сплачиванию класса, повышению мотивации учеников. Пользуясь общепринятыми методиками, педагоги пытаются выработать общие цели с учениками, привлечь их к активной школьной жизни, доверив при этом ряд обязанностей по организации обучения и проведения досуга, наладить партнерский диалог с подростками. Но эти меры применяются не комплексно, в результате Лене и ее одноклассникам пока не интересно на уроках, они не стремятся к активному равноправному взаимодействию.
Охарактеризуем Олю М. - 16 лет, ученица общеобразовательной школы с физико-математическим уклоном. В школе Оли, и в ее классе, в том числе, давно применяется подход сотрудничества с учащимися. В условиях доброжелательности и доверия ученики и педагоги проводят совместную научную деятельность. Так Оля принимает участие в научных конкурсах. Преподавание химии и физики постоянно подкрепляется практикой, проведением опытов и экспериментов, в ходе которых педагоги и учащиеся разделяют свои обязанности. Также к научным разработкам учеников не выдвигаются строгие требования, ценится свободное творчество.
Света З. - 16, лет, ученица девятого класса общеобразовательной школы. Сотрудничество и сотворчество педагога и учащихся в учебном заведении Светы проявляется редко, в работе лишь отдельных учителей. Наиболее четко правилам сотрудничества с учениками пользуется преподаватель трудоведения. Остальные же преподаватели придерживаются точки зрения, согласно которой ученики должны находиться в состоянии послушания и даже некоторого страха, что исключает положительные отношения. Преподавание производится в основном виде монолога преподавателя или односторонних опросов.
Завершает список тестируемых Юля Т. возрастом 15 лет, ученица восьмого класса школы-гимназии. Юле и ее одноклассникам очень нравится процесс обучения, так как сотрудничество и сотворчество педагога и учащихся хорошо развито в их учебном заведении. На всех уроках присутствует педагогический диалог, в атмосфере доверия учителя развивают в своих воспитанниках навыки самостоятельной работы, поощряют их к творческому развитию, которое является совместной целью деятельности. Часто организовываются литературные праздники и представления с инсценировками, которые нравятся Юле. Подготовку к ним педагоги и ученики проводят совместно, разделяя обязанности и помогая выбрать и осмыслить художественный образ, эмоционально сопереживая ученикам.
Таким образом, мы видим наличие у нас не только групп по половому признаку, го и двух групп учеников по степени развития сотрудничества и сотворчеству между педагогом и учащимися в их школах: в первой, к которой принадлежат Андрей К., Витя Л., Коля К., Оля М. и Юля Т. - степень сотрудничества высока, во второй группе: у Максима Н., Сергея Д., Лены П., Маши Б. и Светы З. сотрудничество с учащимися либо слабо развито либо отсутствует вообще.
2.2. Проведение исследования мотивации к достижению по методу А. Мехрабиана у подростков из групп с разной степенью внедрения сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося
Для того чтобы исследовать зависимость мотивации учеников, в частности мотивации к достижению, от сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся со всеми подростками проводится тестирование по модификации опросника А. Мехрабиана. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. -- Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Издательство Института психотерапии, 2005 г. - 496 с.
Представленный тест служит для диагностирования мотивов личности подростка: мотива стремления к успеху и мотива уклонения от неудачи. Эти мотивы являются обобщенными, устойчивыми и взаимозависимыми. В ходе тестирования выясняется, при помощи итоговой оценки, какой из мотивов сильнее и испытуемого. Методика применима для исследований мотивации у старшеклассников. Оформляется тест в виде опросника из двух форм - для мальчиков (форма А) и для девочек (форма Б).
Подросткам раздаются анкеты теста с инструкцией: «В тесте Вы найдете ряд утверждений, которые раскрывают определенные стороны характера, а также дают возможность проанализировать мнения и чувства, касающиеся отдельных ситуаций в жизни. Для оценивания согласия или несогласия с приведенными в тесте утверждениями, пожалуйста, используйте шкалу:
+3 - полностью согласен
+2 - согласен
+1 - скорее согласен, чем не согласен
0 - нейтрален
- 1 - скорее не согласен, чем согласен
- 2 - не согласен
- 3 - полностью не согласен
Внимательно ознакомьтесь с утверждениями в тесте и подумайте, согласны или не согласны Вы с написанным. После этого в Вашей анкете напротив номера ответа поставьте соответствующую цифру, по приведенной выше шкале-градации согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Не обдумывайте ответ слишком долго. Записывайте те цифры, которые подходят ответам быстро приходящим на ум.
Ваши ответы не будут детально анализироваться. Важно лишь подсчитать их суммарный балл. Все результаты будут использованы строго в научных целях. Данные не разглашаются и не обнародуются. Все ваши вопросы по тесту задавайте до его начала. Пожалуйста, приступайте к тесту!»
Тест опросника (форма А)
1. Я больше думаю о получении положительной оценки, чем опасаюсь получения отрицательной.
2. Если бы я должен был выполнить трудное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем работать над ним самостоятельно.
3. Я чаще берусь за сложные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, в решении которых не сомневаюсь.
4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения, и в успехе которого я уверен, чем сложное дело, в котором возможны неожиданности и поражения.
5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все усилия, чтобы с этим справиться, чем перешел бык тому, что у меня может хорошо получиться.
6. Я предпочел бы в будущем работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определять свою роль.
7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
8. Я предпочел бы важное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не сложному.
9. Я скорее освою игры развлекательные, известные большинству учащихся, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают проблемы с товарищами.
11. Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую интеллектуального напряжения.
12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем те, где все участники приблизительно равны по своим возможностям.
13. В свободное от учебы время я овладею техникой какой-нибудь игры скорее для развития своего умения, чем для отдыха и развлечений.
14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.
15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 100 руб. и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 80 руб. и есть гарантия, что не позднее чем через 5 лет я буду получать более 180 руб.
16. Я скорее стал играть бы в команде, чем соревноваться один на один.
17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока не получу полного удовлетворения от полученного результата, чем стремиться закончить дело побыстрей и с меньшими усилиями.
17. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу, вопросам, требующим ответа, высказывания своего мнения.
18. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего успеха, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится.
19. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну («пронесло!»), чем порадуюсь хорошему баллу.
20. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному делу, чем к легкому.
21. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.
22. Если у меня что-то не получается, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
23. После неудачи я скорее становлюсь более собранными энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.