p align="left">(Честно говоря, после всего выше сказанного все-таки остается неясным, каким образом исцеление натуры в Себе Самом передается (или передалось?) человекам. Слово начаток понятно в применении к Адаму, так как от него начались все мы и его якобы «поврежденная» натура наследовалась нами. А вот в отношении Христа, хоть Он и начаток, вопрос остается без ответа. Католики, как это сказано проф. Осиповым А. И., освобождаются от повреждения натуры при крещении, а провославные - как и когда?... ).
Профессор продолжает.
Почему же Бог не мог Своей властью спасти человека? Этот вопрос часто задается. Спасение - это свободный акт единения человека с Богом, и как только мы сказали, «свободный акт», вопрос сразу приобретает другой характер.
Афанасий Великий говорит: « Бог спасает нас не без нас». Без нашего произволения, без человеческой свободы, не возможно спасение. Но мы ставим немного другой вопрос. Почему Бог не мог исцелить человеческую природу, просто Своею властью, Своим Всемогуществом? На этот вопрос можно дать такой ответ. (Кстати, может даже, мы и не найдем этот ответ в учении церкви).
(Далее профессор излагает свою точку по этому вопросу, хотя ответ очевиден: Бог не может Своею властью исцелить человека, ибо это нарушило бы Его же принцип, - человек свободен даже в выборе между быть поврежденным или исцелиться.)
Итак профессор продолжает.
Нужно учесть, что все то, что существует, весь тварный мир, является ничем-то чуждым Богу, а является ничем иным как образом Божественных свойств. Например, как мы о художнике, о писателе судим по его творениям, по его сочинениям, и говорим, тут человек себя выразил, в этой музыке, лирики, этих картинах, так мы говорим, что и Бог выразил Себя в Своем творении. Не случайно ап. Павел пишет, что на основании рассмотрения творения Божьего мы можем говорить о Премудрости Божией. Так оказывается, все тварное есть выражение свойств Божиих, все законы нашего тварного мира, опять таки, обладают тем же самым характером и свойством.
И вот один из этих законов, который присутствует в нашем мире и свидетелями которого мы всегда и постоянно являемся, заключается в том, что любое разрушение чего-то требует для своего восстановления усилий, часто подвига, часто страданий, иногда смерти. Все зависит от того, о чем идет речь, о каких явлениях. Есть закон: восстановление, возвращение к добру требует понуждения. Этот принцип хорошо выражен в Евангелии: «Царство Божие нудится, и нуждится и восхощает е». Царство Божие приобретается усилием, Царство Божие - это благо, вечное благо. Любое благо приобретается усилием, спасение требует подвига, - это закон, являющийся отражением Божественных свойств. Мы знаем, что Бог не Всемогущий, (проходили по катехизису), что Он не может перестать быть Богом, не может создать другого Бога, не может согрешить, Он менее свободен, чем мы с вами. В данном случае еще одна иллюстрация: Он не может изменить этот закона, нарушить его, этот закон проистекает из Него, и по этому закону восстановление человеческой поврежденной природы не могло совершиться без подвига, подвига осуществленного в той человечности, которая была повреждена. Вот этот подвиг для нас выразился в Боговоплощении, в кэнозисе (греч.- истощание Себя Божеством), наконец в кресте, в страданиях и смерти. Вот почему требовался подвиг, а не простой акт всемогущества. Оно и понятно: если бы Бог мог Своим Всемогущим Словом это сделать, тогда Он мог не допустить и первого греха. и тут же сразу возвратить все на свои места. Нет и нет! То, что даром дается, способно развращать, Вот этот подвиг исцеления человеческой природы, с одной стороны, является осуществлением незыблемого закона бытия, с другой стороны, является прямым указанием всем людям на то, как и мы можем исцеляться ( Правда, только не от первородного греха) таким же путем, путем именно понуждения, подвига, ибо Царствие Божие нудится, т. е. трудами получается, надо приложить не мало усилий, чтобы войти в Царствие Божие…
Напомню, что я воспользовался материалами проф. Осипова А. И., т. к. они в сжатой форме, хотя не везде точно, освещают точки зрения различных христианских конфессий по этому вопросу.
Итак, что же получается у проф. Осипова А. И.?
Адам, нарушив запрет Господа Бога о вкушении плодов с дерева познания добра и зла, совершил первородный грех, чем повредил свою первоначально безгреховную натуру. Божия справедливость требует, чтобы грех был наказан. Но наказать Адама сразу и смертью Бог почему - то не хочет. Наверное, не удобно как - то могло получится: не успел создать, как уже нужно уничтожать. А просто так исправить немедленно поврежденную натуру Господь Бог тоже не желает, для исправления нужно потрудиться. Поврежденных Адама и Еву изгоняют из Рая на «проклятую» (Быт. 3:17) Землю.
Более чем через 1500 лет жизни на Земле «поврежденное» человечество, сильно размножившись, что называется, «дошло до ручки»: “…земля растлилась перед лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, - и вот, она растленна; ибо всякая плоть извратила путь свой на земле” (Быт. 6:11-12).
Посредством всемирного потопа Бог истребляет всякую плоть на земле, кроме семьи праведного и не порочного (не поврежденного?) Ноя и некоторого количества животных. От сыновей Ноя пошли новые люди.
Проходит ещё более 2000 лет, и тут Бог - Троица решает, наконец - то, исправить повреждение человеческой натуры посредством крестной смерти одной из своих ипостасей - Сына возлюбленного. Сын принимает на себя поврежденную человеческую натуру и, умерев на кресте в страшных муках, Своими страданиями исцеляет (исправляет) в Себе (и каким-то образом в нас?) повреждение натуры (доводит Свою человеческую натуру до совершенства). Это открывает человеку путь к спасению.
Такова логика проф. Осипова А. И.: поврежденную натуру людей ни чем не исправить, как только страданиями одной из ипостасей Троицы…
Но вопросы к проф. Осипову А. И. остаются. Если Христос Своими страданиями исправил у Себя поврежденную первородным грехом натуру, то что же все - таки стало после этого с людьми? Исчезло ли так же и у них это повреждение, или оно (как у католиков) пропадает после крещения «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», или повреждение у человека осталось, но он получил возможность путем «нуждения» исцелить себя от первородного греха? А может быть вера в Иисуса Христа и «нуждение» исцеляют и от первородного греха и от личных грехов? А может быть, - только от личных? Хотелось бы большей ясности…
Кроме того, странно получается у проф. Осипова А. И.: во - первых, посадив в Райском саду дерево познания добра и зла, Господь Бог выглядит ( Прости меня, Боже наш!..) как провокатор, заповедая, «Я дерево здесь в саду взрастил, но ты плодов с него не ешь…» ( Вопрос: зачем сажал?); и во - вторых, Бог довольно злопамятен, так как только через тысячелетия решается исправить поврежденную натуру и, в - третьих, получается, что Бог не справедлив: Он же уже наказал Адама и Еву, изгнав их из Рая и определив, что Ева в муках будет рожать детей, а Адам в поте лица своего добывать пропитание. Даже мировой судья не стал бы дважды наказывать за одно и того же преступление.
Что - то здесь не так!.. Конечно, всегда можно вспомнить Тертуллиана (*) с его знаменитым «Верую, потому что абсурдно», но не лучше ли обойтись без абсурдов там, где их можно избежать?
(*) Вообще - то Тертуллиан в своем труде «О плоти Христовой» писал: Mortuus est Dei filius, credibile est, quia inseptum est; et sepultus revixit, certum est quia impossibile est -- Что умер Сын Божий, это достоверно, потому что нелепо; что Он, погребенный, воскрес, несомненно, потому что это невозможно. (Credo, quia absurdum - Верую, потому что абсурдно - лишь схематическая передача мысли Тертуллиана).
Некоторые соображения по вопросу Жертвы Христовой
На вопрос «Зачем Бог Отец послал на Землю Своего Сына возлюбленного?» ответ у всех христианских конфессий по существу одинаков: чтобы спасти людей от вечной гибели, от преисподней, чтобы наши души на том свете пришли в единение с Отцом, Сыном и Святым Духом, а не попали «в лапы» Сатаны.
Однако на вопросы «В чем заключается спасение? Каким образом первое пришествие Сына Божьего может спасти человека?» христианские конфессии отвечают по разному. Это было показано выше.
Порассуждаем и мы с тобой, уважаемый читатель, на эту тему.
Сначала ответим на два принципиальных вопроса:
1. Кто управляет всем (кроме людей, так как люди первоначально свободны и управлять ими против их воли никто не может. Я не говорю здесь о современных технологиях манипулирования сознанием) на Земле, у кого здесь власть?
2. А был ли так называемый первородный грех?
Сначала о земном управителе или «Князе мира сего».
По этому вопросу в Новом Завете имеются несколько свидетельств, например, Евангелия от Матфея и от Луки.
Вспомним второе (в Евангелии от Луки) искушение Иисуса Христа в пустыне.
«…дьявол с высоты показал Ему (Иисусу) в мгновение ока все царства мира. “Я отдам Тебе эти царства со всей их мощью и блеском, - сказал Ему дьявол. -Все это мне отдано, и я могу передать кому захочу. Так вот, склонись передо мной - и все будет Твое.”
Иисус ему ответил:
- В Писании сказано: «Господу, Богу твоему, поклоняйся и Его одного почитай».
( «Евангелист Лука Радостная Весть», перевод В. Н. Кузнецовой Евангелия от Луки, Москва 1998).
Вот другой перевод этого же места Евангелия от Луки (гл. 4 стихи 5-8):
« И он (дьявол) возвел Его и показал Ему все царства обитаемой земли в мгновение времени. И дьявол сказал Ему: “Я дам всю эту власть и их славу Тебе, потому что мне она отдана и я, кому хочу, даю её. Итак , если Ты поклонишься передо мной, вся она будет Твоя.”
А Иисус сказал ему в ответ: Написано: «Господу, твоему Богу, поклоняйся и Ему одному служи».
(«Евангелие по Луке», издат. « Живой поток», Анхайм * 1998)
А вот ещё один вариант перевода этих стихов:
«Тогда дьявол показал Иисусу во мгновение времени все царства земные и сказал Ему: «Я дарую Тебе все эти царства с их властью и славой, ибо отданы они мне, и я могу даровать их кому пожелаю. Если станешь поклоняться мне, всё это будет Твоё».
И ответил ему Иисус: «Написано: «Поклоняться будешь только Господу Богу твоему, и служить будешь только Ему».
5 И возвед Его на высокую гору, диавол показал Ему (Иисусу) все царства вселенной во мгновение времени,
6 И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
7 Итак , если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.
8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»
(«От Луки Святое Благовествование» , глава 4, стихи 5-8)
Приведу английский текст этих же стихов.
Then the devil led him up and showed him in an instant all the kingdoms of the world. And the devil said to him, “To you I will give their glory and this authority; for it has been given over to me, and I give it to anyone I please. If you, then, will worship me, it will all be yours.” Jesus answered him, “It is written, `Worship the Lord yours God, and serve only him. ”
(The Gospel According to LUKE published by Thomas Nelson Publishers, Nashville, 1990)
Это можно перевести на русский язык следующим образом:
- Тогда дьявол возвел его и показал ему в одно мгновение все королевства мира. И дьявол сказал ему, “ Тебе я дам их славу и эту власть; ибо это было дано мне свыше, а я даю это любому, кому пожелаю. Если Ты, после этого, будешь поклоняться мне, это все будет Твое.” Иисус отвечал ему, “ Написано, `Поклоняйтесь Господу вашему Богу, и служите только Ему'.”
Такое же свидетельство, изложенное чуть менее внятно, есть и в Евангелии от Матфея (Гл. 4 ст. 8-10).
Небольшой комментарий к этим стихам. Обуреваемый гордостью и тщеславием Сатана предлагает Иисусу поклониться ему, а за это обещает отдать Ему свою власть на Земле. Они оба знают, что сыны Божьи могут поклоняться только Отцу. Для Сатаны Иисусово поклонение было бы равносильно тому, что Иисус признает его главным богом - Богом Отцом. Ради этого, ради удовлетворения своего патологического тщеславия, Сатана готов отдать все царства земные “со всей их мощью и блеском”. Но Иисус не затем пришел на Землю и Любовь к Отцу для Него всего дороже…
В Толковой Библии под редакцией Лопухина А. П. при толковании этих стихов говорится, что дьявол лжет Иисусу Христу, когда утверждает, что власть и царства на Земле принадлежат ему, дьяволу. С этим нельзя согласиться хотя бы потому, что Иисус не опровергает эти слова дьявола, да и сам дьявол прекрасно знает, что лгать Иисусу бессмысленно, ибо Ему известна вся правда. Обрати внимание, читатель, что разговор между Иисусом и дьяволом идет «на равных», более того, дьявол чувствует себя, в некотором смысле, хозяином: он «берёт» Иисуса, «поставляет», «показывает», т. е. ведёт себя именно как хозяин в своём имении. Ничего удивительного в этом нет: он и в самом деле правитель здесь на Земле.
Здесь уместно вспомнить слова Адоная (бога евреев): «…ибо Моя вся земля», сказанные им Моше на Синайской горе (Исход 19 : 5). А вот что говорит Адонай Авраму, когда склоняет его к заключению договора: «Подними глаза свои и посмотри с места, на котором находишься, на север и на юг, на восток и на запад. Ибо всю страну, которую ты видишь, - тебе отдам её и потомству твоему навеки.» (Быт. 13:14-15). И здесь бог евреев распоряжается странами. Только он считает, что Аврама можно купить за одну страну, а вот Иисусу, пытаясь соблазнить Его, он предлагает все царства и власть на Земле. Оно и понятно: по договору с Аврамом сатана становился богом только для людей одного племени (правда, в перспективе это племя должно было царствовать над всеми народами), тогда как поклонение Иисуса было бы признанием его (сатаны) Господом Богом, т. е. главным Богом. Для тщеславия - разница огромная; поэтому и цены так отличаются.
Не предубежденному читателю слова дьявола в приведенных выше стихах прямо показывают, что ему (сатане) были даны власть и слава царства земного. Это же подтверждают апостолы Иоанн и Павел, когда сатану называют «князем мира сего» (Иоан. 12:31, 16:11), «богом века сего» (2 Кор. 4:4), «князем, господствующим в воздухе» (Эф. 2:2), а в английской Библии - «the ruler of this world».
Понятно, что отдать землю во власть сатаны мог только Бог.
Конечно, когда Бог отдавал сатане Землю в управление, сатана не был собственно сатаной(*), а являлся одним из сынов Божьих (смотри Быт. 6:2-4, Иов 1:6, 2:1). Лишь со временем он стал противником Бога, то есть Сатаниилом. (смотри мою работу «Об отце и боге евреев»).
Итак из этих стихов определенно следует, что когда-то Земля была отдана Богом в управление дьяволу и, что очень важно, Бог не меняет своих решений (Менять свои решения может бог евреев Адонай, но не наш Бог Отец).
*прим. В переводе с греческого Дьявол значит клеветник, обвинитель, а Сатана - противник (имеется в виду противник Бога).
О первородном грехе
Рассмотрим более внимательно вопрос о так называемом первородном грехе. В христианских конфессиях принято считать, что Адам и Ева совершили грех, когда съели плоды от дерева познания добра и зла, нарушив тем самым запрет Господа Бога. Но был ли этот пресловутый запрет?
Обратимся к тексту Библии.
В синодальном переводе читаем:
«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди сада, и дерево познания добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:9,16-17).
В переводе (c иврита на русский) Мосад Рав Кук это звучит практически слово в слово.
Однако в переводе Торы с комментариями Раши есть некоторые изменения:
«И повелел Господь Бог человеку так: От всякого дерева в саду можешь есть, но от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь» (Книга Берейшит, 2:16-17).
В Торе издательства «Арт-Бизнес-Центр» под общей редакцией проф. Г. Брановера («Шамир», 1993 г.) эти стихи выглядят так:
«И заповедал Бог Всесильный человеку, сказав: «От всякого дерева сада можешь есть. От дерева же познания добра и зла, от него не ешь, ибо как только вкусишь от него, должен ты умереть» (Брейшит, 2:16-17).
Можно было бы привести еще варианты, но для дальнейшего достаточно и этого.
Как известно, перевод текста с одного языка на другой - вообще дело довольно сложное, а перевод с иврита, да еще текста Торы, - исключительно сложное. Напомню, что в иврите есть только согласные буквы, т. е. текст получается как бы зашифрованным (Приведу, как пример, слово, написанное русскими согласными - КРВ. Догадаться без контекста, что кроется за этими буквами, практически невозможно. Это может быть и КРоВь, и КоРоВа, и КРоВ, КРиВо и тд.). Точек, запятых и прочих знаков препинания, а часто и пробелов между словами, когда писалась Тора, не было. Всё это появилось значительно позднее. Диакритические значки, помогающие при чтении как - то озвучивать текст, т. е. вставлять гласные звуки куда и какие нужно, стали применяться где - то с IX - Х веков новой эры.
Следует отметить и то, что словарный запас Торы (я имею в виду Хумаш или Пятикнижие Моисеево) довольно беден, всего немногим более трех тысяч слов, включая имена собственные, которых в ней много. Если вспомнить, что Пушкин использовал в своих произведениях более сорока тысяч слов, то станет ещё более ясно, как трудно было автору Торы передать точный смысл своих мыслей столь скудными средствами, которыми он пользовался.
Отсюда получается малоутешительный вывод, что однозначно понимал смысл Торы только её автор… Конечно, своим ученикам он пытался растолковать этот смысл, а те, в свою очередь, своим и т. д.. Но проходили столетия, менялись поколения и, как не старались блюстители чистоты текста Торы, им удалось сохранить только средневековый вариант (XVI век)…
Поэтому так и выходит, что даже еврейские переводчики Торы дают различный перевод одних и тех фраз. Я уж не говорю об обилии толкователей.
Отличия в переводах на первый взгляд воспринимаются как весьма незначительные, и хотя это не так, для исследователей они могут оказаться весьма полезными.
Вернемся к тексту Торы.
Стих 16 гл. 2 книги Бытие в первоисточнике начинается со слов ейце , которые разными переводчиками переводятся как: «И заповедал…», «И повелел…».
На церковно - славянском языке слово заповедал весьма неоднозначно и может означать: увещевал, убеждал, предписал, приказал и др.
Читатель, наверное, чувствует разницу между словами увещевал и приказал.
Идем дальше. И в синодальном переводе и в переводе Мосад Рав Кук 17-ый стих этой же главы оканчивается словами: «…в день, в который ты вкусишь от него (от дерева познания добра и зла), смертью умрешь».
Законно возникает вопрос: «А как ещё можно умереть, если не смертью?» Откуда эта тавтология?
Оказывается из первоисточника, где этот стих оканчивается двумя словами: оеъ ъоеъ , которые (не в контексте) можно перевести как смерть и смертность.
(Я специально не привел огласовку этих слов, так как её не было в тексте Торы по крайней мере до Х века новой эры. Поэтому нет уверенности, что принятая когда - то огласовка не повлияла на переводчиков и толкователей).
Что имел в виду автор Торы, когда, экономя слова и, условно говоря, «бумагу», написал эти два слова подряд? Никто не знает… Поэтому и переводит каждый по-своему: один - …смертию умрешь, другой - …смерти предан будешь (Кем? Кому?), третий - …должен ты умереть и т. д.
Конечно, все переводчики понимают, что слова оеъ ъоеъ как - то связаны с понятиями смерть и смертность. Но как?
Ещё раз посмотрим на эти три стиха.
Господь Бог произрастил на Земле всякие деревья для питания человека и ещё два дерева в середине Райского сада: дерево жизни и дерево познания добра и зла. (Сразу возникают вопросы: Для чего или для кого? С какой целью? Может быть для украшения сада? И пр.) А потом Господь Бог каким - то образом: то ли увещевал, то ли повелел, то ли приказал, (и только от переводчика или , что ещё хуже, от заказчика перевода, зависит, какое слово в тексте перевода будет использовано), т. е., иными словами, не ясно, то ли просто поставил в известность, то ли предупредил о возможных последствиях, то ли категорически запретил , приказал “…не ешь с дерева познания добра и зла, а то как только вкусишь, так сразу (в тот же день? Или через девятьсот с лишним лет, как это произошло с Адамом?) с тобой случится нечто, что в первоисточнике обозначено словами оеъ ъоеъ (смерть смертность).
Как это понимать? Подумаем над вопросом: что такое смерть и как Бог мог передать Адаму смысл того, что и как быстро с ним произойдет после вкушения плодов с дерева познания добра и зла?
В общем случае, смерть - это переход из одного качественного состояния в другое, или ,несколько иначе, конец одного состояния и начало нового, качественно другого, бытия. Мы говорим: «В нём умер, (погиб, кончился, и пр.) большой художник (поэт, актер, и пр. )», когда с талантливым человеком происходят какие - то изменения: спился, сошел с ума, ушел в монахи и т. д.
Можно ли сказать о гусенице, когда она превращается в бабочку, что ей (гусенице) пришел конец, что она, как гусеница, умерла ? Или про яйцо - тоже самое, когда из него вылупляется цыпленок? Примеры можно множить…
Не предупреждал ли Господь Бог Адама и Еву о том , что, как только они отведают плоды с дерева познания добра и зла, им, как таковым, придет конец, они перестанут быть первозданными Адамом и Евой, станут качественно другими, да ещё, в добавок, станут смертными?.
Здесь нужно отметить, что и в стихе 11 гл. 3 книги Бытие в первоисточнике нет слова «запретил», которое есть в синодальном переводе, а употреблено слово с корнем це , т. е. опять, как и в стихе 16 гл. 2, нечто похожее на «заповедал». Кроме того, мы должны всегда помнить, что Бог сотворил человека свободным в своем волеизъявлении, поэтому запрещать или приказывать человеку что - либо Бог не может, если не хочет нарушить свой же принцип.
Учитывая вышесказанное, смысл стиха 17 гл. 2 можно передать следующим образом:
Господь Бог предупредил человека (а предупредить, поставить в известность, Он не только мог, но и считал нужным; это не нарушало свободу воли человека, а давало ему возможность выбора): не вкусишь плода - останешься в Райском саду и таким же, какой есть, а вкусишь - тебе, такому, какой ты есть сейчас, придет конец, ты станешь совсем другим и, кроме того, подверженным смерти.
Бог, конечно, знал, что человек в определенный момент сделает свой выбор и съест плод.
Теперь ответим на некоторые вопросы.
Был ли совершён Адамом и Евой грех, когда они вкусили плоды от дерева познания добра и зла? Конечно, нет, ибо запрета на это не было, а была Богом человеку предоставлена возможность выбора: вкусишь яблоко - будет с тобой то - то, а не вкусишь - все останется по-прежнему.
Изменилась ли после этого природа (или как говорит проф. Осипов А. И., натура) людей? Конечно, да; природа человека стала другой. Но сделалась ли она «поврежденной, испорченной», как это утверждает профессор? Я с этим согласиться не могу. Человек получил возможность жить вне Райского сада, стал более приспособленным к новым условиям, он приобрел новые способности, в том числе способность познавать добро и зло, уметь их различать. Плохо это или хорошо? По-моему - хорошо. Если в саду он пребывал в «тепличных» условиях и на всем готовом, то вне сада, чтобы жить, ему нужно было «в поте лица своего» работать и для тела и для совершенствования духа. А для этого нужна была другая «натура», совсем не райская.
Допустима аналогия: натура бабочки ничем «не повреждённей» и не хуже натуры гусеницы, из которой она появилась. Они просто разные, и каждая хороша для определенных условий.
Создание человека
Итак Бог создал Адама по образу Своему и подобию и поместил его в Райском саду. Однако этот «райский» Адам был пока только образом Божьим, и мы не можем определенно сказать о полном подобии его своему Творцу. Чтобы достигнуть подобия Божьего, нужно было долго (в человеческом измерении) и много «потрудиться». Акт творения человека Богом, как духовный процесс, мог быть мгновенным, но становление человека - это трудный и длинный путь… Это путь от человека из праха и без души до одухотворенной личности, чья воля как - бы становится единой с Божьей.
По сути дела Райский период был для человека подготовительным. Находясь в Райском саду в абсолютной безопасности, практически в «стерильных» условиях, человек познавал, можно сказать, идеальную сторону Бытия. В этих тепличных условиях он мог спокойно познавать животных и растения, наблюдать за небом со звездами, Луной и Солнцем, понять, что бывают дни и ночи, наслаждаться тихим ветерком, несущим приятную прохладу, короче говоря, познавать прелести Райской жизни.
Но это далеко не всё, что было необходимо человеку, чтобы “стать как боги”… Главное, чего не хватало Адаму, так это познания добра и зла, умения различать их. Бог, создавая человека, желал, чтобы человек по своей воле, познав добро и зло и добровольно избрав добро, отринув зло, мог придти в единение со Своим Творцом.
Ясно, что в Райском саду у человека не было возможности познавать добро и зло, научиться различать их (там просто не было зла), и только сделавшись другим, более «физическим», изменив свою «почти ангельскую» природу и покинув этот «инкубатор», человек получал возможность «стать как боги». Повторюсь, реализация этой возможности есть процесс трудный и длительный (для человека, но не для Бога).
Слава Богу, и Отцу, и Сыну, и Святому Духу, что Он не сразу поставил человека перед сатаной с его кознями и коварством, а дал возможность возрастать постепенно и с нарастающими трудностями познавать добро и зло.
Таким образом, пребывание первых людей в Райском саду можно рассматривать как первый этап в их развитии. После приобретения людьми способности (пока только способности, но ещё не самого знания) познавать добро и зло они покидают Райский сад и начинают жить вне сада, но все же оставаясь в пределах Эдена, где они занимаются земледелием и питаются пока ещё растительной пищей. Это второй этап в становлении человека, который продлился более 1500 лет (вплоть до Потопа).
За этот период человечество многому научилось и довольно основательно (но не во всей полноте) познало категорию «зло» “…земля растлилась перед лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями”(Быт. 6:11). Познание добра было впереди и намного труднее…
С Потопа начинается третий этап созидания человека. Найдя на Земле одного праведного и непорочного человека - Ноя (или евр. - Ноах), Бог посредством всемирного потопа очищает Землю от всех людей (кроме семьи Ноя) и дает возможность развиваться человечеству далее (заведомо из доброго начатка), полагая, что потомство Ноя сумеет познать также и добро. Скорее всего, так бы оно и случилось, но, как говорят сейчас, «в системе произошел сбой»: в процесс становления человека вмешался «князь мира сего». Конечно, Бог знал заранее об этом «сбое» и допустил его для того, чтобы человек, до Потопа живший вегетарианцем в Эдене (или в Эдеме, кому как нравится), после Потопа, став плотоядным (существенная добавка в познании жестокости) и находясь уже вне Эдена (Эден скорее всего был уничтожен Потопом: животные и растительность просто погибли под водой. «Инкубатор» был уже не нужен), начал познавать новые стороны жизни на Земле, на которой вскоре после Потопа правитель отпал от Бога, пытаясь представить себя людям в качестве Верховного, а лучше, Единственного Бога. Таким образом человек получил возможность познать Зло до конца, полностью, абсолютно.
Именно после Потопа правитель решается противопоставить себя Богу, сделать всё для того, чтобы у людей не было других богов, кроме него. Для этого он заключает с одним очень богатым, но не имеющим наследника, человеком (евреем Аврамом) договор, по которому у Аврама с помощью правителя должен был появится от бесплодной девяностолетней жены Сары наследник Ицхак (Исаак), а Аврам и все его потомства должны были, со своей стороны, принять правителя в качестве единственного Бога (теперь уже бога с заглавной буквы). (см. Бытие главы с 12 по17). Аврам, который на все согласен, лишь бы иметь наследника от Сары, принимает условия договора с правителем и у него появляется долгожданный наследник Ицхак.
У Ицхака также были проблемы с наследником, но и его «выручил» правитель (а теперь это уже его Бог), и у жены Ицхака Ривки (Ревеки) родились двое детей. От одного из них, Яакова (Иакова), начали размножаться двенадцать еврейских колен.
Евреи, которые чаще всего называют своего бога Адонаем, были созданы им (Адонаем) в качестве его земного воинства в дополнение к духовным «полкам» (духам Зла), которые у него уже были. И вот с этими силами Адонай «огнем и мечом» начал устанавливать на Земле свое «Божество», и примерно за две тысячи лет премного в этом преуспел…
За это время человечество познало Зло «в совершенстве», и можно было переходить к следующему этапу становления человека - этапу познания Добра.
Тут возникает вопрос: как, каким образом можно было повернуть погрязшего во зле человека к добру? Познать - это ведь не просто прослушать лекцию или проповедь. Нужно было овладеть добром не со слов, а освоить его путем проб и ошибок, да так, чтобы оно полностью вытеснило зло из человека.
Если посмотреть на проблему с человеческой позиции, то она представляется не разрешимой. В самом деле, на Земле царит Зло, вся власть у сатаны, люди погружены в пучину зла, здесь нет уже ни одного «праведного и непорочного Ноя», да ещё, в добавок к тому, эти «злодеи» (я имею в виду людей того времени) обладают свободой выбора, а значит ни приказать, ни велеть им что-нибудь «не моги !», иначе нарушишь свой же принцип…
Но Бог знал, что надо делать. Нужно было явить познавшему Зло человечеству образец, эталон совершенного Добра, как пример для подражания и отправной пункт на тернистом пути познания Добра. Этот образец должен быть таким, чтобы на этой Земле нашлось для начала хотя бы несколько человек, которые поверили бы в этот образец и пошли за ним до конца.
Чтобы победить в борьбе с сатаной, начинать нужно было с его земного воинства. Бог Отец посылает на Землю, прямо в главный оплот Зла, Своего Сына возлюбленного, который должен научить людей добру, показать им путь, по которому, если кто добровольно по нему пойдёт, с огромными трудностями, борясь со злом, может придти в единение с Богом.
Отец и Сын знали, что Сыну придется умереть за Свою правду, но Они также знали, что другого способа нет, что проповеди и другие уроки добра, преподанные падшим людям, скоро забудутся… Пророки были и до Христа, но эффект от их горячих призывов был нулевым. Бегство, отречение от Учения могло спасти Христа от Крестной Смерти. Это, однако, означало бы победу Тьмы в самый последний момент, ибо в подобном случае вся деятельность Христа постепенно заглохла бы. Тьма же победно объяла бы всех и вся. Иисус Христос не выполнил бы Своей Миссии, и начатое Им Дело спасения от власти сатаны осталось бы незавершенным.
Внутреннее Борение в Гефсимании было тяжким, но кратким. Иисус не убоялся Земной Смерти, но спокойно принял Её во имя Провозвещенной Им Истины. Своею Смертью на кресте Он приложил Печать ко всему тому, что сказал и прожил.
Если бы Он отрекся, обратившись в бегство и отказавшись тем самым от Своего Труда, то у людей неизбежно возникли бы сомнения.
Христу нужно было так убедить возможных учеников в истинности проповеди добра, чтобы это стало их правдой, чтобы они уже сами могли пойти на смерть ради утверждения истины Учителя. Без этой Смерти Ему никто бы до конца не поверил. Даже после трех лет общения с Христом вера Его учеников была не твердой.
Очень интересное место, относящееся к данной теме, есть в Евангелии от Луки.
На Тайной вечери вдруг Господь сказал, обращаясь к Петру: «Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.» (Лук. 22:31-32, синод. перевод).
Посмотрим другие переводы этих стихов. Вот современный вариант.
«Симон, Симон, вот, Сатана попросил отдать вас, чтобы просеять вас (слово вас - вставка переводчика), как пшеницу. Но Я совершил прошение о тебе, чтобы не иссякла твоя вера; и ты, когда снова обратишься, утверди своих братьев.» (Новый Завет изд. Живой поток, Анахайм, 1998).
И ещё один вариант перевода, практически разжеванный.
«О Симон, Симон, сатана просил разрешения испытать вас, чтобы отделить плохих от хороших, как крестьянин отделяет пшеничные зерна от сорных. Я молился за тебя, чтобы не ослабела вера твоя, и ты, вернувшись ко Мне снова, утверди братьев твоих в вере» (Библия изд. Библио - Русикум, Москва, 1997).
Из этих стихов многое следует. Оказывается, Иисус Христос имел встречу (по крайней мере вторую после встречи в пустыне) с сатаной, при которой обсуждался вопрос, насколько крепка вера учеников в Христа, и сатана брался показать Ему слабость этой веры. Христос, конечно, сам знал, что все Его ученики ещё не настолько тверды в своей вере, чтобы противостоять козням самого сатаны, как это мог сделать Иов. (Не поленись, читатель, и, если не читал Книгу Иова, прочти. Очень полезно). Однако запретить сатане испытать Своих учеников Христос не может, так как сатана давно уже отпал от Бога и его воля перестала быть единой с Божьей.
Это и показали дальнейшие события: Петр за какой - то час трижды отрекается от своего Учителя, а остальные разбегаются кто куда…
Более того, даже Воскресение Христа убедило не всех его ближайших учеников. «Одиннадцать учеников (это Апостолы) пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус (им Он мог уже и повелеть, они уже приняли Его за Господа), и, увидевши Его, (некоторые) поклонились Ему; а иные усумнились» (Мтф. 28:16-17). А ведь дело происходит перед самым Вознесением Христа.
И только после сошествия на Апостолов Святого Духа они стали подобны Учителю. Теперь они были готовы отдать свои жизни за Истину. Все Апостолы, кроме Иоанна, приняли мученическую смерть ради утверждения Учения. А сколько последователей, познавших Добро, были замучены или брошены на растерзание диким зверям…
Христос посеял «зёрна» Добра, а пролитая кровь мучеников за Христа дала возможность этим «зёрнам» не погибнуть в борьбе с силами Зла. Добро, пусть очень медленно и с преодолением огромных испытаний, которые в предостатке дает сатана, стало познаваться человеком.
Внимательный читатель может обратить внимание на то, что между утверждением «Власть и богатства на Земле были даны сатане» и многочисленными указаниями в Новом Завете (Мтф. 28:18, Мтф. 11:27, Иоанн. 3:27, 17:2, и др), что «Всё передано Сыну Его Отцом», есть противоречие. Однако противоречие снимается, если принять во внимание два принципиальных соображения.
1. Бог поставил сатану правителем на Земле, но власти над людьми Он ему не давал, ибо это нарушило бы принцип свободы воли человека. Однако за время своего правления сатана, противопоставив себя Отцу и нарушив Его Волю, с помощью своих (земного и небесного) воинств «поработил» большинство людей. Но Бог всякое злодеяние сатаны использует на благо человеку. Благо не в нашем понимании, как что - то приятное здесь на Земле, а как полезное для нас в смысле нашего духовного возрастания. Как уже было выше сказано, за это время человечество познало Зло полностью… С другой стороны, Бог не может просто отнять у сатаны власть на Земле и передать её Сыну, так как Бог не меняет Своих решений. Богатства земные Бога не интересуют, а человек только добровольно может придти к Истине.
2. Теперь человек мог начать познавать Добро, для чего Бог и передает всё в руки Своего Сына возлюбленного. Здесь очень важно вспомнить, что у Бога нет времени (в человеческом понимании), не существует «вчера, сегодня, завтра». Поэтому, когда написано, что Отец «отдал всё в руки Сына», то для Них (т. е. для Отца и Сына) это уже так и есть, это факт для Них совершившийся, тогда как для нас - это только начало «передачи» власти от сатаны к Сыну, а сам процесс установления Царства Божьего на Земле может затянуться на тысячелетия. Надо учитывать ещё и то, что сатана за эту власть над людьми будет бороться всеми ему доступными средствами, а средств у него много, ибо себе он может позволить любые средства, так как давно уже вышел из под воли Бога Отца. Кроме того, чтобы власть над людьми стала Сыновьей, чтобы воля человека подчинилась воле Сына и стала с ней единой, нужно, чтобы человек добровольно пришел к этому, согласился с этим, пусть после уговоров, убеждений и, даже, чудес.
Итак, пришествие Христа на Землю стало началом длительного периода познания и освоения человеком Добра. Завершение этого периода будет также и концом создания человека. После этого - второе пришествие Христа, Армагеддон и конец истории человечества на этой Земле.
Спасается тот, кто в результате своей земной жизни «приблизится» к Христу, станет подобным Ему. И в какой степени человек уподобится Господу нашему Иисусу Христу, в такой он и спасется. Христос не искупил и не оправдал наши грехи, как это считается в католической и протестантской Церквях, и не принес нам спасения, т. е. не спас нас, как это принято в православной Церкви. Он «всего лишь» показал нам Путь спасения. Человек, желающий спастись, может сделать это только посредством тяжелейшей борьбы со Злом как внутри себя так и вовне. Но самому человеку без Божьей помощи победить в этой борьбе невозможно. Силы слишком не равны. А уравниваются они, эти силы, точнее, становятся превосходящими, только тогда, когда человек стремится объединить свои усилия в борьбе со Злом с той помощью, которую он хочет и просит у Бога.
Конечно, Христос не оставляет человека один на один со Злом, Он всегда поможет в этой не равной (если без Его помощи) борьбе, но только при непременном условии, что человек просит об этой помощи, желает, чтобы Христос оказал ему эту помощь.
Здесь речь идет не о таких просьбах, как например, дай мне, Господи Иисусе Христе, доброго здоровья, побольше денег и всё в таком духе. Тем более, что мы не знаем последствий исполнения наших желаний. Для некоторых людей хорошее здоровье и деньги - это предпосылки к разнузданной жизни, которая только отдаляет нас от Бога.
Некоторые частные вопросы
В некоторых христианских конфессиях говорится о предопределении в деле спасения человека, т. е. Бог заранее предопределил, кто спасется и попадет в Царствие Боже, а кто обречен на вечную гибель. На мой взгляд это не так. Сказать, что «Бог знает, кто спасется» - будет правильно, но это не то же самое, что Он предопределил, т. е. заранее наметил кому быть спасенному, а кому погибнуть. Так как для Него нет времени, т. е. Он видит всё сразу, и начало и конец, то знает судьбу каждого, видит, кто пребывает в Его Свете, а кто во тьме преисподней. Чтобы моя точка зрения была ещё понятней, я воспользуюсь следующей аналогией. Некий человек посмотрел, скажем, за границей интересное кино и вернулся на родину, где через какое - то время он смотрит этот самый фильм вместе с друзьями, которые фильма не видели (например, по телевизору. Это дает им возможность обсуждать происходящее на экране). И вот этот человек начинает «угадывать» будущее героев фильма, как бы предопределять их судьбу: эти поженятся, этого убьют, тот разбогатеет и так далее. У друзей, если бы они не знали, что такое кино, вполне может возникнуть мнение, что их друг все предопределил заранее, что он распоряжается судьбой героев фильма. А на самом деле он просто знает содержание.
Так и Бог, видя всё сразу и одновременно, конечно, знает, кто спасется, но Он отнюдь не назначает, кому спастись, а кому нет. В принципе, спастись может каждый, кто всё делает для того, чтобы уподобиться Христу, опираясь в делании своего духа, своего возрастания на Его великую милость.
Читатель может задаться вопросом: А почему так мало спасающихся?
Ответ совсем простой. Дело спасения - процесс очень трудный, требующий от человека огромных усилий, отказа от многих притягательных «вещей», от самого дорогого, что есть у него, т. е. это подвиг, на который способны далеко не большинство, а, скорее всего, самая малость людей…
Тут опять возникает вопрос: А как же остальные? С великой грустью и надеждой отвечаю: Не знаю!.. Человек слаб, а Враг силён… О Божьей помощи мы не всегда помним и просим. Вся надежда на великую Милость и Любовь Господа нашего Иисуса Христа; может быть Он по Милосердию Своему не даст нам совсем погибнуть.
В 1-ом послании к Коринфянам святого апостола Павла есть такие слова: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но как - бы из огня.» (1 Кор. 3:14-15, синод. пер. ).
Эти же стихи в современном переводе: «Если созданное кем-то, что построено им, устоит, он получит награду. Если созданное им сгорит, то он понесёт убыток, сам же, однако, спасется, как и всякий, кто пробежит сквозь огонь».
Как понимать эти стихи? Вся жизнь человека может рассматриваться как делание своего внутреннего мира. Это совсем не значит, что каждый целенаправленно работает над собой; в большинстве своем люди просто живут и чаще всего не думают о своей душе. Но душа в любом случае, думаем мы о ней или не думаем, как - то складывается, строится, возводится. Конечно, результат делания будет у каждого человека свой. У кого-то - вся или почти вся душа состоит из добродетелей и светлая как у Христа, у другого - из одних мерзостей и черная как у сатаны, но чаще всего в ней есть и то и другое. Вот Апостол и говорит этими стихами, что когда человек предстанет перед очами Божьими, то все «божественное» в нем спасется, т. е. останется с Богом, а всё, что не от Бога, т. е. от сатаны, поступит в преисподнею.
На вопрос - почему Ап. Павел говорит «впрочем сам спасется» можно ответить так. Каким бы злодеем человек ни был, в нём все таки была заложена от рождения детская душа. Вот она и спасется, а остальное, извините…
Как - то одна женщина спросила меня: Почему так получается, что хорошие люди часто страдают, а плохие живут припеваючи? Если Бог есть Любовь, почему Он наказывает даже хороших людей?
К сожалению, у многих из нас сложилось довольно устойчивое мнение, что всё от Бога: и плохое и хорошее. Но это совсем не так. Сатана как был правителем на Земле так им пока и остается (…Но сейчас мы ещё не видим, чтобы всё было подчинено Ему, т. е. Христу…(Евр. 2:8)), Сатана потерял власть только над теми людьми, которые приняли Христа и живут по Нему, а таких отнюдь не большинство.
Я утверждаю, что всё плохое исходит не от Бога, а от Его противника. Всякие природные катаклизмы, техногенные катастрофы, пандемии, войны и прочие ужасы творятся силами Зла, потому что страдания людей создают комфортные условия для «князя мира сего». Что касается отдельного человека, тут немного сложнее. Если человек `плохой', т. е. находится во власти Зла, то за него (этого человека) сатана спокоен и редко докучает своими искушениями; более того, может даже иногда помочь ему в кое - каких делишках, а вот если человек проявляет свою волю в направлении к Христу, т. е., по нашему по человеческому разумению, тяготеет к Добру (хороший человек), то это вызывает озабоченность и злобу у Лукавого, и он (возможно с Божьего попущения. Ещё раз вспомним Книгу Иова) начинает свои козни в виде всяких, так называемых, наказаний, пытаясь достигнуть, по крайней мере, двух целей: во - первых, измученный страданиями человек может возмутиться на Бога, вплоть до Его отрицания; во - вторых, чем больше человеческих мучений, тем лучше силам Зла.
Однако и в этом случае Бог предоставляет человеку возможность извлечь что - то полезное для своего духовного возрастания: научиться терпению, не озлобиться, проявить твердость в вере, если она была, или обратится к Христу, если до сих пор жил, ни о чём таком не помышляя.
Вместо заключения
Человек! Тебя ради Иисус Христос сошел на грешную Землю с Сияющих Высот, в Борении за тебя Он пострадал, принял Смерть, озарив тебе Правый Путь к Восхождению, дабы ты не погиб, оставаясь во Тьме!
Путь, однако же, состоит не только в том, чтобы изучать Слово, уверовав в Него, но в том, чтобы жить Этим Словом! Если ты уверуешь в Него, сочтя Его Истинным, но не научишься действовать согласно Ему во всякий час, то пользы от этого тебе будет немного. Напротив, ты можешь оказаться даже в худшем положении, нежели те, кто вообще ничего не ведает о Слове, но живет, не увеличивая Зло на Земле.
А посему пробудись, человек, отпущенное тебе земное время бесценно!