Ответы на вопросы государственного экзамена
Административный аппарат (штаб):
консультативный - консультирование линейного руководителя
специалистами в области их знаний;
обслуживающий - предоставление для руководства информации при
принятии решений;
личный аппарат - секретарь или помощник.
ВОПРОС №23.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.
ПРИНяТИЕ РЕШЕНИя - СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР СРЕДИ ИМЕЮЩИХСя ВАРИАНТОВ И
АЛЬТЕРНАТИВ НАПРАВЛЕНИя ДЕЙСТВИЙ, СОКРАЩАЮЩИХ РАЗРЫВ МЕЖДУ НАСТОяЩИМ И
БУДУЩИМ (ЖЕЛАЕМЫМ) СОСТОяНИЕМ СИСТЕМЫ.
Данный процесс включает в себя множество элементов, в т.ч. проблемы,
цели, альтернативы и решения.
Данный процесс лежит в основе планирования деятельности. План - набор
решений по размещению ресурсов и направлению их использования для
достижения целей организации.
Выделяют 2 уровня решений: индивидуальный и организационный.
Черты процесса принятия решений: сознательная и целенаправленная
деятельность человека; поведение, основанное на фактах и ценностных
ориентациях; процесс взаимодействия членов организации; выбор альтернатив в
рамках социального и политического состояния организационной среды; часть
общего процесса управления.
Интуиция, решения на суждениях, рациональные решения.
Рациональные решения обосновываются с помощью объективного
аналитического процесса.
Программированное решение - результат реализации определенной
последовательности шагов и действий.
Незапрограммированные решения - требуются в новых ситуациях.
Управленческое решение - центральное звено всего процесса управления,
пронизывающее всю управленческую деятельность.
Принятие решений - функция каждого руководителя любого уровня.
Выполнение всех функций управления требует принятие решений.
Принятие решений отвечает на вопросы «что делать?» и «как делать?»,
возникающие при реализации функций управления.
Таким образом, функция принятия решения выполняет в процессе управления
особую роль - она необходима для осуществления всех других функций.
Принятие решения - процесс, начинающийся с возникновения проблемной
ситуации и заканчивающийся выбором решения, т.е. это действие по устранению
проблемной ситуации.
Основные требования: своевременность решений, их обоснованность,
директивность (обязательность исполнения), адресность, непротиворечивость
(согласованность с ранее принятыми решениями), правомочность.
Выполнение различных функций управления можно представить с
технологической точки зрения как последовательность решений.
Решение проблем, как и управление, - процесс, ибо речь идет о
нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель
заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и
проистекающим из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение,
а совокупность выборов. Поэтому, хотя процесс решения проблемы мы
представляем как пятиэтапный (плюс внедрение и обратная связь), фактическое
число этапов определяется самой проблемой.
1. ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ. Первый шаг на пути решения проблемы -
определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа
рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда
поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме
потому, что не случается то, что должно было случится. Поступая так, вы
сглаживаете отклонения от нормы. К примеру, мастер может установить, что
производительность его участка ниже нормы. Это будет реактивное управление,
его необходимость очевидна. Однако слишком часто руководители рассматривают
в качестве проблем только ситуации, в которых что-то должно произойти, но
не произошло. Как проблему можно рассматривать также потенциальную
возможность. Например, активный поиск способов повышения эффективности
какого-то подразделения, даже если дела идут хорошо, будет упреждающим
управлением. В этом случае вы осознаете проблему, когда поймете - кое-что
можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из
представляющейся возможности. Поступая таким образом, вы выступаете в
качестве менеджера-предпринимателя. Специалист по управлению Питер Друкер
подчеркивает это, указывая, что разрешение проблемы только восстанавливает
норму, результаты же "должны быть следствием использования возможностей".
Полностью определить проблему зачастую трудно, поскольку все части
организации взаимосвязаны. Работа управляющего маркетингом, например,
влияет на работу управляющего по сбыту, мастеров на производстве, отдела
исследований и разработок и любого другого человека в компании. Аналогичным
образом, работа лаборантов сказывается на действиях врачей в больнице. Если
лаборатория делает ошибку, врач скорее усугубит ее, поскольку его решения
опираются на данные лабораторного анализа. В крупной организации могут быть
сотни таких взаимосвязей. Поэтому, как принято говорить, правильно
определить проблему - значит наполовину решить ее, но это трудно применимо
к организационным решениям. В результате, диагноз проблемы сам по себе
часто становится процедурой в несколько шагов с принятием промежуточных
решений.
Первая фаза в диагностировании сложной проблемы - осознание и
установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Понятие
"симптом" употребляется здесь во вполне медицинском смысле. Некоторые общие
симптомы болезни организации - низкие прибыль, сбыт, производительность и
качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты в организации и
большая текучесть кадров. Обычно несколько симптомов дополняют друг друга.
Чрезмерные издержки и низкая прибыль, к примеру, часто неразлучны.
Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде. Это
способствует также сокращению числа факторов, которые следует учитывать
применительно к управлению. Однако так же, как головная боль может служить
симптомом переутомления или опухоли мозга, общий симптом низкой
рентабельности обусловлен многими факторами. Поэтому, как правило,
целесообразно избегать немедленного действия для устранения симптома, к
чему склонны многие руководители. По аналогии с врачом, который берет
анализ и изучает его, чтобы установить истинные причины болезни,
руководитель должен глубоко проникнуть в суть для выявления причин
неэффективности организации. Необходимость правильного определения
симптомов и причин подчеркивает консультант руководителей высшего звена
фирмы "Буз, Эллен енд Хемелтон". Он указывает, что общая ошибка некоторых
руководителей - это привычка ругать рабочих за низкие производительность и
прибыли: "Руководители не могут увидеть других возможных причин, например,
влияния затрат на материалы и накладных расходов, хотя эти составляющие
эксплуатационных издержек растут. В результате, компании без нужды
вкладывают средства в планы повышения производительности труда и увольняют
работников".
Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и
проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю (относительно
организации) информацию. Такую информацию можно собирать на основе
формальных методов, используя, например, вне организации анализ рынка, а
внутри нее - компьютерный анализ финансовых отчетов, интервьюирование,
приглашение консультантов по управлению или опросы работников. Информацию
можно собирать и неформально, ведя беседы о сложившейся ситуации и делая
личные наблюдения. Например, мастер может обсудить проблему
производительности с рабочими и передать полученную информацию наверх.
Увеличение количества информации не обязательно повышает качество
решения. Как указывает Рассел Акофф, руководители страдают от избытка не
относящейся к делу информации. Поэтому в ходе наблюдений важно видеть
различия между релевантной и неуместной информацией и уметь одну отделять
от другой. РЕЛЕВАНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (relevant - относящийся к делу) - это
данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода
времени.
Поскольку релевантная информация - основа решения, естественно
добиваться, по возможности, ее максимальной точности и соответствия
проблеме. Организации может быть непросто получить исчерпывающую точную
информацию по проблеме. Как показано в нашем случае, изучение процесса
коммуникации, психологические факторы всегда несколько искажают информацию.
Факт существования проблемы может порождать стрессы и беспокойство,
значительно усиливающие искажения.
Если работники считают, например, что руководство склонно видеть
причину неприятностей в них, они сознательно или бессознательно представят
информацию, более благоприятно освещающую их позиции. Если руководитель не
поощряет честность, работники могут просто сообщать то, что желает услышать
их начальник. Полученная при этом информация в такой же мере полезна для
принятия решения как просьба пациента к врачу подправить показания
рентгеновского аппарата, потому что он не может позволить себе лечь на
операцию. Это подчеркивает также необходимость поддержания хороших
взаимоотношений в организации.
2. ФОРМУЛИРОВКА ОГРАНИЧЕНИЙ И КРИТЕРИЕВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.
Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он
должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Многие
возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку
либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для
реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть
находящиеся вне организации силы - такие, как законы, которые руководитель
не властен изменить. Ограничения корректирующих действий сужают возможности
в принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса,
руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только
потом выявлять альтернативы. Если этого не сделать, как минимум, будет
впустую потеряна масса времени. Еще хуже, если будет выбрано нереалистичное
направление действий. Естественно, это усугубит, а не разрешит существующую
проблему.
Ограничения варьируются и зависит от ситуации и конкретных
руководителей. Некоторые общие ограничения - это неадекватность средств;
недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт;
неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам; потребность в
технологии, еще не разработанной или чересчур дорогой; исключительно острая
конкуренция; законы и этические соображения. Как правило, для крупной
организации существует меньше ограничений, чем для мелкой или одолеваемой
множеством трудностей.
Существенным ограничителем всех управленческих решений, хотя иногда
вполне устранимым, является определяемое высшим руководящим звеном суждение
полномочий всех членов организации (эта тема рассматривается в разделе,
посвященном процессу организации дела). Коротко говоря, менеджер может
принимать или осуществлять решение в том случае, если высшее руководство
наделило его этим правом.
В дополнение к идентификации ограничений, руководителю необходимо
определить стандарты по которым предстоит оценивать альтернативные варианты
выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они
выступают в качестве рекомендаций по оценке решений. Например, принимая
решение о покупке автомобиля, вы можете ориентироваться на критерии
скорости - не дороже 10 тыс. долл., экономичности - не менее 25 миль на
галлоне бензина, вместимости - пять взрослых одновременно,
привлекательности и хороших характеристик с точки зрения обслуживания.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ. Следующий этап - формулирование набора
альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные
действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать
возможность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике
руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы
сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение
очень большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто
ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число
вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими
альтернативами, которые представляются наиболее желательными.
Вместо поиска наилучшего возможного решения, люди продолжают перебирать
альтернативы до тех пор, пока не выявится такая, которая удовлетворит
определенному приемлемому минимальному стандарту. Руководители понимают,
что поиск оптимального решения занимает чересчур много времени, дорого
стоит или труден. Вместо него они выбирают решение, которое позволит снять
проблему.
Следует, однако, позаботится о том, чтобы был учтен достаточно широкий
спектр возможных решений. Углубленный анализ трудных проблем необходим для
разработки нескольких действительно различающихся альтернатив, включая
возможность бездействия. Когда руководитель не в состоянии оценить, что
произойдет, если ничего не предпринимать, существует опасность не устоять
перед требованием немедленных действий. Действие ради самого действия
повышает вероятность реагирования на внешний симптом проблемы, а не на ее
главную причину.
Если вернуться к нашему примеру с автомобилем, то вы теперь стоите
перед выбором нескольких моделей, которые, по вашему мнению, удовлетворяют
вашим критериям. Отобрав альтернативы, необходимо оценить их.
4. ОЦЕНКА АЛЬТЕРНАТИВ. Следующий этап - оценка возможных альтернатив.
При их выявлении необходима определенная предварительная оценка.
Исследования показали, что как количество, так и качество альтернативных
идей растет, когда начальная генерация идей (идентификация альтернатив)
отделена от оценки окончательной идеи.
Это означает, что только после составления вами списка всех идей,
следует переходить к оценке каждой альтернативы. При оценке решений
руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные
общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми
отрицательными последствиями. Как упоминалось выше, почти все важные
управленческие решения содержат компромисс.
Для сопоставления решений необходимо располагать стандартом,
относительно которого можно измерить вероятные результаты реализации каждой
возможной альтернативы. Подобные стандарты называют критериями принятия
решений, устанавлевыемыми на этапе 2. Вспомнив еще раз пример с
автомобилем, укажем, что если какая-либо модель не может удовлетворить
одному или нескольким вами установленным критериям, ее дальше нельзя
рассматривать как реалистичную альтернативу.
Отметим, однако, что некоторые из критериев выбора автомобиля имели
количественное выражение, например, стоимость не более 10 тыс. долл.
Другие, например, удобство в обслуживании и внешняя привлекательность,
требуют сбора информации качественного характера. Чтобы оценить и сравнить
данные по техническому обслуживанию, вам следует просмотреть
соответствующие оценки в публикациях общества потребителей "Консьюмер
Рипортс".
Чтобы сделать то же самое в отношении внешней привлекательности, можно
составить собственную шкалу оценок, выделив в ней классы очень или умеренно
привлекательных, обладающих средней и ниже средней привлекательностью и
непривлекательных моделей.
На этой стадии могут возникнуть затруднения, поскольку невозможно
сравнивать вещи, если они не однотипны - яблоки бессмысленно напрямую
сравнивать с апельсинами. Все решения следует выражать в определенных
формах. Желательно, чтобы это была форма, в которой выражена цель. В
бизнесе прибыль - неизменная потребность и высший приоритет, поэтому
решения можно представить и в виде оценки их воздействия на прибыль. В
некоммерческой организации главной целью, как правило, является
предоставление наилучших услуг при наименьших затратах. Поэтому денежное
выражение можно использовать для сравнения последствий решений в сходных
организациях.
В нашем примере с автомобилем вы можете выразить все критерии в баллах
по шкале от 1 до 5 применительно к факторам как количественного, так и
качественного характера. Наименее дорогой автомобиль получил при этом
оценку 5, а наиболее дорогой - 1 балл и т.п. включая экономичность и другие
требования. Вероятно, что некоторые из этих критериев важнее других. К
примеру, вы можете считать внешнюю привлекательность в два раза более
важной, чем цену. Если так, вам следует "взвесить" свой выбор, умножив на 2
балл по внешней привлекательности. Подобным образом, если для вас значение
ремонтопригодности пригодности составляет всего 2/3 стоимости, следует
умножить на 2/3 оценку удобства в обслуживании. Пропустив через эту
процедуру каждый критерий, следует сложить результаты по каждой модели.
Автомобиль, по которому общая оценка в баллах окажется наивысшей, будет
вашим очевидным выбором.
Заметим, что при оценке возможных решений руководитель пытается
спрогнозировать то, что произойдет в будущем. Будущее всегда неопределенно.
Множество факторов, включая изменение внешнего окружения и невозможность
реализации решения, может помешать воплощению намеченного. Поэтому важным
моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого
возможного решения в соответствии с намерениями. Если последствия какого-то
решения благоприятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться
менее желательным вариантом выбора. Руководитель включает вероятность в
оценку, принимая во внимание степень неопределенности или риска, о чем ниже
в данной главе.
5. ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВЫ. Если проблема была правильно определена, а
альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть
принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает
альтернативу с наиболее благоприятными последствиями, как показано на
примере с автомобилем. Однако если проблема сложна и приходится принимать
во внимание множество компромиссов, или если информация и анализ
субъективны, может случится, что ни одна альтернатива не будет наилучшим
выбором. В этом случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.
Хотя для менеджера идеально достижение оптимального решения,
руководитель, как правило, на практике не мечтает о таковом. Исследователь
Герберт Саймон указывает, что, решая проблему, руководитель склоняется к
поведению, которое он называет "удовлетворяющем", а не "максимизирующем".
Обычно оптимальное решение не обнаруживается из-за нехватки времени и
невозможности учесть всю уместную информацию и альтернативы. В силу этих
ограничений руководитель, как правило, выбирает направление действия,
которое, очевидно, является приемлемым, но необязательно наилучшим из
возможных.
6. РЕАЛИЗАЦИЯ. Как подчеркивает Харрисон: "Реальная ценность решения
становится очевидной только после его осуществления". Процесс решения
проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор направления
действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или
извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано.
Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет
признано теми, кого оно затрагивает. Признание решения редко однако бывает
автоматическим, даже если оно явно хорошее.
Иногда руководитель может возложить принятие решения на тех, кто должен
его будет исполнять. Чаще же он вынужден убеждать в правильности своей
точки зрения других людей в организации, доказывать людям, что его выбор
несет благо и организации, и каждому в отдельности. Некоторые руководители
считают попытки убеждения напрасной тратой времени, однако, подход типа
"прав я или не прав, но начальник я" сегодня в мире образованных людей, как
правило, не срабатывает.
Как станет понятно при рассмотрении проблем мотивации и лидерства,
шансы на эффективную реализации значительно возрастают, когда причастные к
этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают.
Поэтому хороший способ завоевать признание решения состоит в привлечении
других людей к процессу его принятия. Дело руководителя выбирать, кто
должен решать. Тем не менее, бывают ситуации, когда руководитель вынужден
принимать решение, не консультируясь с другими. Участие работников в
принятии решений, подобно любому другому методу управления, будет
эффективным далеко не в каждой ситуации.
Более того, твердая поддержка сама по себе еще не гарантирует
надлежащего исполнения решения. Полное осуществление решений требует
привидение в действие всего процесса управления, в особенности его
организующей и мотивационной функцией.
7. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Если одной фразой, входящей в процесс принятия
управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало
действовать, является установление обратной связи. По Харрисону: "Система
отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических
результатов с теми, что ожидались в период принятия решения". На этой фазе
происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление
фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.
Обратная связь - т.е. поступление данных о том, что происходило до и после
реализации решения - позволяет руководителю скорректировать его, пока
организации еще не нанесено значительного ущерба. Оценка решения
руководством выполняется прежде всего с помощью функции контроля, которая
рассмотрена в следующих главах.
ВОПРОС №24.
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИй в административном управлении.
МЕТОДЫ ТВОРчЕСКОГО ПОИСКА АЛЬТЕРНАТИВ: МОЗГОВАя АТАКА, МЕТОД ВЫДВИЖЕНИя
ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ, ГРУППОВОЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ПРИчИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ДИАГРАММЫ,
КАРТЫ МНЕНИЙ.
Шаги, которые могут сделать поиск альтернатив творческим:
- мотивация в поиске;
- предоставление большего количества информации;
- свободное обсуждение и допущение любых идей по решению
проблемы;
- создание условий для озарения. Это достигается временным
отвлечением от проблемы.
Далее должны быть выбраны лучшие из альтернатив, оценка отрицательных и
положительных сторон альтернативы и достижение между ними компромисса,
через который будет измеряться данная альтернатива при сравнении с ранее
установленным стандартом.
При этом используются количественные, качественные или неосязаемые
(лежат в области отношений между различными силами, участвующими в решении
проблемы) методы.
Используются такие методы: критериальное сравнение Кепнера - Трегос;
платежная матрица; дерево целей.
Платежная матрица - один из методов статистической теории решений.
Матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые
фактически свершаются. Если событие не случается в действительности, платеж
будет иным.
Платежная матрица полезна, когда:
- имеется разумное число альтернатив;
- то, что может случиться, с полной определенностью неизвестно;
- результаты принятого решения зависят от того, какая именно
выбрана альтернатива и какие события в действительности имеют место;
Руководитель должен располагать значениями вероятности событий и
расчетами ожидаемых значений такой вероятности - сумма возможных значений
помноженная на соответствующую вероятность.
Дерево решений - полезен в ситуациях, когда менеджер имеет дело с
неопределенностью. Метод дает общую картину решения - выборы, риски и
исходы, которые могут иметь место.
Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода.
Данные о результатах, вероятностях и т.д. не влияют на последующие решения.
Но дерево решений можно построить под более сложную ситуацию, когда
результаты одного решения влияют на все последующие. Таким образом, этот
метод - инструмент для принятия последовательных решений.
Руководитель находит путем возврата от конечной к начальной точке
наиболее предпочтительное решение (расчет ожидаемого значения).
Экспертные методы используются, когда количество информации
недостаточно или когда математически сложное моделирование чрезмерно
дорогое.
Экспертные методы сводятся к сбору, обработке и анализу мнений и оценок
экспертов.
Качество принятия решений зависит от выбранной методики сбора и
обработки экспертных суждений.
Этапы:
- составление анкет для опроса;
- получение экспертных заключений;
- оценка согласованности мнений экспертов;
- оценка достоверности результатов;
- составление программы для обработки экспертных заключений.
1. Метод индивидуальных аналитических оценок.
Метод индивидуальных аналитических оценок - самостоятельная работа
эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития
объекта.
Эксперт использует всю имеющуюся информацию об объекте, тщательно
анализирует ее и оформляет свое заключение в виде аналитической записки.
2. Метод коллективных экспертных оценок (круглый стол).
Метод коллективных экспертных оценок применяется для определения
перспектив развития объекта, оценки значения проблем, выбора наиболее
вероятной и желаемой альтернативы при складывающихся условиях.
Результат: сужение диапазона оценок, выбор преобладающего мнения.
Метод используется для анализа социальных объектов и проблем, развитие
которых не поддается математической формализации.
3. Метод многоступенчатого опроса.
При использовании метода многоступенчатого опроса каждому эксперту
следует дать оценку в заранее указанной шкале в интервале [a,b] либо
упорядочить объекты по уменьшению их ценности - порядковое упорядочение
какого-либо набора элементов.
Для получения качественного прогноза к участникам экспертизы
предъявляется ряд требований:
- высокий уровень общей эрудиции;
- глубокие специальные знания;
- наличие научного интереса к исследуемому объекту при отсутствии
материальной заинтересованности в данной области;
- наличие исследовательского опыта в данной области.
Важным элементом является анонимность экспертов. Она помогает избежать
«давления авторитета», возникновения межличностных конфликтов на почве
различий в статусе или социальной окраски мнений.
Решение проблем, как и управление, - процесс, ибо речь идет о
нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель
заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и
проистекающим из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение,
а совокупность выборов. Поэтому, хотя процесс решения проблемы мы
представляем как пятиэтапный (плюс внедрение и обратная связь), фактическое
число этапов определяется самой проблемой.
ВОПРОС №25.
ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.
ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЮТСя, КОГДА КОЛИчЕСТВО ИНФОРМАЦИИ
НЕДОСТАТОчНО ИЛИ КОГДА МАТЕМАТИчЕСКИ СЛОЖНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ чРЕЗМЕРНО
ДОРОГОЕ.
Экспертные методы сводятся к сбору, обработке и анализу мнений и оценок
экспертов.
Качество принятия решений зависит от выбранной методики сбора и
обработки экспертных суждений.
Этапы:
- составление анкет для опроса;
- получение экспертных заключений;
- оценка согласованности мнений экспертов;
- оценка достоверности результатов;
- составление программы для обработки экспертных заключений.
1. Метод индивидуальных аналитических оценок.
Метод индивидуальных аналитических оценок - самостоятельная работа
эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития
объекта.
Эксперт использует всю имеющуюся информацию об объекте, тщательно
анализирует ее и оформляет свое заключение в виде аналитической записки.
2. Метод коллективных экспертных оценок (круглый стол).
Метод коллективных экспертных оценок применяется для определения
перспектив развития объекта, оценки значения проблем, выбора наиболее
вероятной и желаемой альтернативы при складывающихся условиях.
Результат: сужение диапазона оценок, выбор преобладающего мнения.
Метод используется для анализа социальных объектов и проблем, развитие
которых не поддается математической формализации.
3. Метод многоступенчатого опроса.
При использовании метода многоступенчатого опроса каждому эксперту
следует дать оценку в заранее указанной шкале в интервале [a,b] либо
упорядочить объекты по уменьшению их ценности - порядковое упорядочение
какого-либо набора элементов.
Для получения качественного прогноза к участникам экспертизы
предъявляется ряд требований:
- высокий уровень общей эрудиции;
- глубокие специальные знания;
- наличие научного интереса к исследуемому объекту при отсутствии
материальной заинтересованности в данной области;
- наличие исследовательского опыта в данной области.
Важным элементом является анонимность экспертов. Она помогает избежать
«давления авторитета», возникновения межличностных конфликтов на почве
различий в статусе или социальной окраски мнений.
ВОПРОС №26.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ: источники нарушений и МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ.
КОММУНИКАЦИя - ПЕРЕДАчА ИНФОРМАЦИИ ОТ ОДНОГО СУБЪЕКТА ДРУГОМУ.
Между организацией и ее окружением, между нижними и верхними уровнями,
между подразделениями необходим обмен информацией.
Руководители связываются напрямую с подчиненными (индивиды или группы).
Существуют слухи как неформальная информационная система.
Основными элементами коммуникационного процесса являются: отправитель,
сообщение, канал, получатель.
Этапы процесса - разработка идей, кодирование, выбор канала, передача,
расшифровка.
Обратная связь, т.е. реакция получателя, показывающая, понятна или
непонятна информация, помогает преодолеть шум.
Шум в информационной системе - это то, что искажает смысл вследствие
языковых различий, различий в восприятии.
Коммуникационные сети - это соединение определенным образом участвующих
в процессе индивидов с помощью информационных потоков («колесо», «цепочка»
и т.д.).
Коммуникационные стили - способ, с помощью которого индивид
предпочитает строить отношения по данному поводу с другими людьми. За
основу измерения берут 2 переменные: открытость по отношению к другим и
адекватность обратной связи.
Способы совершенствования информационного обмена.
1. Руководитель должен уметь оценивать количественную и качественную
стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей
информации в организации. Информационные потребности зависят от целей
руководителя, принимаемых им решений.
2. Регулирование информационного потока руководителем.
2. Встречи с подчиненными для обсуждения грядущих перемен, распределения
работы. Встречи-совещания со всеми подчиненными.
3. Система обратной связи в организациях: перемещение работников из одной
части организации в другую; опросы работников.
4. Система сбора предложений: с целью облегчения поступления информации
наверх (исключение фильтрации и игнорирования идей наверх). Ящики для
предложений, частная телефонная сеть, создание группы руководителей и
рядовых работников, которые встречаются и обсуждают вопросы,
представляющие взаимный интерес, кружки качества.
5. Информационные бюллетени, публикации, видеозаписи.
6. Информация для всех работников: предложения по поводу управления, на
темы охраны здоровья работников, нового контракта, нового вида продукта,
ответы руководителей на вопросы сотрудников.
7. Внедрение современных информационных технологий (электронная почиа,
средства групповой работы, локальные сети).
ВОПРОС №27.
МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.
ВОПРОС №28.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.
СМЫСЛ ПОНяТИя МОТИВАЦИя.
Мотивация - это процесс такой ориентации побудительных стимулов
работника, при которой он стремится к достижению целей организации.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для
достижения личных целей или целей организации.
Единственная возможность делать работу чужими руками - это
воздействовать на мотивы поведения работников, направлять его в нужное
русло.
Психологические теории мотивации труда появились в 1940-х годах и
развиваются в настоящее время.
Но сама сложность человеческой личности указывает на то, что для
мотивации людей никогда не будет простых формул, которые могут
контролироваться каким-нибудь хитроумным компьютером. Дело не только в том,
что для каждого из нас потребовалась бы своя особая программа, но ее
пришлось бы непрерывно пересматривать, чтобы угнаться за постоянно
перестраивающейся совокупностью наших побуждений.
В настоящее время выделяют две категории теории мотивации:
содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех
внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей
действовать так, а не иначе. Абрахам Маслоу, Дэвид Мак Клеланд, Фредерик
Герцберг.
Процессуальные теории мотивации основываются на том, как ведут себя
люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории:
теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.
Первичные и вторичные потребности.
Содержательные теории мотивации представляют попытки классифицировать
общечеловеческие потребности по определенным категориям. Но единой
классификации нет. Но есть общее понимание деления потребностей на
первичные и вторичные.
Первичные потребности - физиологические потребности, как правило,
врожденные. Вторичные - психологические: потребности в уважении, успехе,
привязанности, власти, принадлежности кому или чему-либо. Первичные
потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом.
Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности
людей различаются в большей степени, чем первичные. О существовании
потребности можно сулить лишь по поведению людей. В результате наблюдений:
потребности служат мотивом к действию.
Система потребностей. Интересы как осознание потребностей. Цели.
В разговоре о мотивации слово "вознаграждение" имеет более широкий
смысл, чем просто деньги или удовольствия.
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - это все, что человек считает ценным для себя. Но
понятия ценности у людей специфичны, а следовательно, и различна оценка
вознаграждения и его относительной ценности.
Внутренние и внешние вознаграждения.
Внутреннее дает сама работа. Наиболее простой способ обеспечение
внутреннего вознаграждения - создание соответствующих условий работы и
точная постановка задачи. Внешние вознаграждения - возникает не от самой
работы, а дается организацией. Чтобы определить, как и в каких пропорциях
нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации,
администрация должна установить, каковы потребности ее работников. В этом и
состоит цель содержательных теорий мотивации.
Содержательные теории мотивации.
Содержательные теории мотивации стараются определить потребности,
побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания
работы.
Иерархия потребностей по Маслоу.
Создавая теорию мотивации в 40-е годы Абрахам Маслоу признавал, что
люди имеют множество различных потребностей, но полагал, что эти
потребности можно разделить на пять основных категорий. Эта мысль была
детально разработана его современником, психологом из Гарварда Мурреем.
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они
включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные
потребности.
2. Потребность в безопасности и уверенности в будущем включают
потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны
окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут
удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем
является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими
видами на пенсию.
3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в
причастности, - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или
кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального
взаимодействия, привязанности и поддержки.
4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных
достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих
потенциальных возможностей и росте как личности.
Первое, что полезно усвоить из модели Маслоу, это то, что потребности
человека уменьшаются в этой последовательности.
Второй вывод состоит в том. что человек прежде всего стремится
удовлетворить первую из указанных в перечне потребностей. После ее полного
или частичного удовлетворения его внимание переключается на следующую
потребность.
И, в-третьих, для воздействия на поведение человека вам следует сначала
выяснить, какая потребность в данный момент для него главная.
Продемонстрируйте индивиду возможности организации в удовлетворении этой
потребности. Одна из трудностей, с которой приходится сталкиваться при этом
подходе, в том, что потребности людей меняются. Нельзя рассчитывать на то,
что если один раз мотивация сработала, то она будет эффективна и в
дальнейшем.
Методы удовлетворения потребностей высших уровней.
Социальные потребности.
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.
2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
3. Проводите с подчиненными периодические совещания.
4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не
наносят организации реального ущерба.
5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне
ее рамок.
Потребности в уважении.
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми
результатами.
3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.
4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.
6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.
7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень
компетентности.
Потребности в самовыражении.
1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития,
которые позволили бы полностью использовать их потенциал.
2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них
полной отдачи.
3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|