Ответы на вопросы государственного экзамена
себе деятельность того или иного характера или объема, но обязательно
деятельность государственных органов. Нет никаких сомнений в том, что
государственное управление осуществляется государством через систему своих
органов, но является ли управление только деятельностью, раскрывает ли
слово "деятельность" сущность и специфику вопроса?
Государственное управления является одним из видов социального
управления и управления как такового вообще. Поэтому оно не может не
включать в себя наряду с индивидуальными и особенными общеродовые свойства
управления, и в какой-то мере не повторять его наиболее ярко выраженных
признаков. Такая взаимосвязь государственного управления с другими видами
управления, единство с ними в главном, основном формирует определенные
методологические предпосылки для раскрытия его сущности и характерных черт.
Это позволяет использовать при познании государственного управления данные
исследований в областях других наук, изучающих проблемы управления.
Сущность государственного управления обнаруживается прежде всего через
такой атрибутивный признак, как воздействие органов государства на
общественные отношения и связи. Оно включает в себя направление,
упорядочение, координацию и стимулирование со стороны государства через
систему его органов развития сознания и поведения людей как социальных
личностей и как граждан.
В результате воздействия достигается определенное соответствие между
субъективной деятельностью и объективными закономерностями, согласовываются
личные и общественные интересы, а социальная жизнь приобретает необходимую
стабильность и упорядоченность. Государственное управление характеризуется
целенаправленным и целесообразным воздействием органов государства на
общественные отношения и связи.
Прежде всего государственное управление имеет государственно-властный
характер. В определенном смысле можно говорить, что оно есть выражение
процесса осуществления государственной власти в механизме социального
управления, является практической реализацией государственной воли. По этой
причине управленческое воздействие государства общеобязательно и
обеспечивается материальными, организационными, идеологическими средствами
и принудительной силой государства.
Государственная власть и государственное управление отражают различные
проявления социальной жизни, государственно организованной совместной
деятельности людей, и они в силу этого обладают самостоятельными
структурными характеристиками содержания и формы. Но являясь единой
сущностью государственной организации общественной жизни, государственное
управление и государственная власть тесно между собой взаимосвязаны,
неразрывно "переплетены", составляют диалектическое целое. Государственная
власть - неотъемлемый атрибут государственного управления, а
государственное управление - столь же необходимый компонент процесса
функционирования государственной власти.
Для понимания сущности государственного управления важны два момента:
а) государство своим воздействием охватывает чрезвычайно широкий круг
областей общественной жизни;
б) государство непосредственно воздействует на общественные отношения
и связи.
Отсюда существенным свойством государственного управления является
осуществление его в процессе непосредственного руководства
функционированием объектов социально-экономического, политического и
культурного характера.
Итак, в понятии государственного управления отражаются три основные
группы черт:
1. постоянство, целенаправленность, планомерность воздействия
государства (через систему его органов) на общественные отношения и
связи;
1. особый государственно-властный, организующий характер воздействия;
1. осуществления воздействия в процессе непосредственного государственного
руководства экономической и социально-политической сферами.
Указанные свойства характеризуют государственное управление прежде
всего с точки зрения места и роли его в осуществлении взаимодействия между
государством и обществом, государственными органами и общественно-
производительной деятельностью людей. Государственное управление выступает
одним, и важнейшим, проявлением процесса государственного руководства
общественным развитием.
2. Принципы государственного управления.
Принципы государственного управления по своему характеру представляют
центральные понятия, которые сформулированы человеком на основе познания
закономерностей управления. Они отражают уровень развития общественного
сознания и степени освоения им объективной сущности управленческих
процессов и их содержание.
В зависимости от характера и объема проявлений государственного
управления и, соответственно, от сущности отражаемых сторон можно выделить
три крупные группы принципов государственного управления:
1. общественно-политические, сформулированные в результате познания общих
закономерностей и специфики развития государственного управления;
1. организационно-структурные, отражающие организационную структуру
государственного управления и служащие отправными моментами при ее
исследовании и совершенствовании;
1. организационно-функциональные, выведенные на основе анализа содержания
взаимодействия субъектов и объектов государственного управления и
характеризующие их функциональные проявления.
1. Общественно-политические принципы в зависимости от характера
проявления можно условно подразделить на следующие подгруппы:
1.а) принципы, отражающие и определяющие социально-политическую суть
государственного управления;
1.б) принципы, характеризующие внутреннюю организацию содержания и
механизма государственного управления;
1.в) принципы централизма, тесно связанные с территориально-отраслевым
принципом и создающие предпосылки для формирования содержания и
организационной структуры государственного управления.
2. Организационно-структурные принципы имеют более узкое применение и
касаются организационной структуры государственного управления. В
соответствии с ними построен механизм государственного управления и
определены внутренние структурные взаимосвязи между его элементами. Эта
группа объединяет;
а) принцип единства государственной власти применительно к
организационной структуре управления;
б) принцип объединения в единой системе различных подсистем и звеньев
государственного управления в области экономического, социально-
политического строительства;
в) линейно-функциональный принцип, помогающий в целом повысить
эффективность организационной структуры государственного управления.
2.а) Принцип единства государственной власти характеризует не только
социальную природу, целевую направленность, но и организационное строение
государства. Он указывает на источник и силу, формирующие структуру
государственного управления, определяет способ формирования, направляющие и
контролирующие взаимосвязи и т.п.
Из принципа единства государственной власти вытекает структурная и
функциональная зависимость системы органов государственного управления от
системы представительных учреждений государственной власти. Он создает
условия и определяет пределы участия в государственном управлении
представительных органов государственной власти. На основе и в соответствии
с ним осуществляется контроль прокуратуры и суда за законностью
деятельности аппарата органов государственного управления.
2.б) Принцип объединения в единой системе различных подсистем и
звеньев государственного управления в области экономического и социально-
политического строительства предполагает единство системы органов
государственного управления и органическое включение в нее всех подсистем и
подразделений, выполняющих функции государственного управления.
2.в) Линейно-функциональный принцип более применим в формировании
внутренних структурных взаимосвязей органа управления. Однако тип
внутренней структуры органа управления обусловлен его внешними
взаимосвязями с другими органами управления. Эти внешние взаимосвязи могут
строиться на основе полного подчинения и подконтрольности деятельности
нижестоящих органов определенным органам (по вертикали и по горизонтали). В
итоге получается система отношений, при которой каждый орган управления в
основном по всем вопросам своей компетенции получает указания и подотчетен
одному, а при системе двойного подчинения - двум органам управления.
3. Организационно-функциональные принципы отражают взаимосвязь между
субъектами и объектами управления.
3.а) принцип совместимости, определяющий, что взаимодействие между
взаимосвязанными субъектами и объектами управления должно отличаться
однородностью, непротиворечивостью, он требует, чтобы общий набор функций
государственного управления отвечал реальным связям объекта и субъекта
управления, а внутри подобного набора не было несовместимых или
противоречивых по содержанию функций государственного управления;
3.б) принцип концентрации, обусловливающий необходимость выбора
наиболее эффективных и важных функций управления и сосредоточения внимания
и усилий на их реализации;
3.в) принцип комбинирования, позволяющий внутри определенного
комплекса так группировать отдельные взаимодействия, чтобы не допускать
дублирования и параллелизма;
3.г) принцип достаточного разнообразия, требующий чтобы между системой
государственного управления и управляемыми объектами было наибольшее
количество разнообразных взаимодействий, обеспечивающих высокую
эффективность общего комплекса взаимодействий;
3.д) принцип соответствия управляющих воздействий (функций управления)
характеру взаимосвязи между субъектами и объектами государственного
управления, потребностям и запросам объектов.
3. Сущность и виды функций государственного управления.
Вместе с тем, из теории управления известно, что деятельность по
управлению состоит из стабильных видов операций, объединяющихся в
стабильный набор функций; а государство как институт управления обществом
существует не первое тысячелетие и является одной из мало изменчивых
структур. Следовательно, стабильные функции госуправления существуют и их
можно выделить.
Обратимся к источникам.
Гурней Бернар пишет, что органы госуправления имеют следующие задачи
(функции):
А. Политические (осуществления суверенитета):
1. Внешнего суверенитета:
- национальная оборона;
- осуществление внешних сношений.
2. Внутреннего суверенитета:
- полиция (внутр. безопасность);
- правосудие (и загс).
3. Собственно-политические:
- обеспечение функционирования политических институтов;
- взаимоотношения с религиозными организациями;
- информирование общественности о политических целях.
Б. Экономические:
1. Эмиссия дензнаков
2. Особые действия: в отдельных отраслях экономики, для всех или
группы отраслей экономики
3. Общая координация экономической и финансовой политики, включая
территориальное планирование.
В. Социальные функции:
1. Здравоохранение.
2. Жилищное и городское строительство.
3. Защита социальных и профессиональных прав и интересов.
4. Пособия "социально неполноценным".
5. Сохранение или преобразование социальных структур (семья).
Г. Культурно-воспитательные:
1. Организация НИР фундаментального или чисто научного познания.
2. Воспитательная функция ( общее, профессиональное, спортивное,
художественное, образование детей, подростков и юношества).
3. Организация досуга, культурных мероприятий и информация.
4. Охрана художественных и исторических памятников, помощь в создании
новых художественных ценностей и популяризации.
Д. Управление кадрами.
Е. Государственные закупки.
Ж. Подготовка и исполнение бюджета.
З. Юридические функции:
1. Редакция проектов решений.
2. Толкование законов и нормативных актов.
3. Кодификация нормативных материалов.
4. Участие в судебных процессах..
И. Исследование и программирование.
К. Связи с общественностью.
Л. Контроль.
Как можно видеть, Б. Гурней цели гос управления в принципе не
формулирует, а задачи ( функции) выделяются им по различным основаниям.
Для науки государственного управления администрация является той
объективной реальностью, с которой приходится иметь дело. Наука
государственного управления служит изучению административных явлений и
устанавливает связанные с ними социологические закономерности. Можно
предположить, что наука государственного управления - это эмпирическая
общественная наука, изучающая государственную администрацию.
Задачами науки государственного управления является:
Первое - описание главных действующих лиц административной жизни
(центральных ведомств, их внешних служб, местных коллективов, автономных
учреждений и т.д.), такими, каковы они есть на самом деле, т.е. одной из
основных задач науки государственного управления является
"фотографирование" учреждений во всех ракурсах. Второй важнейшей задачей
является объяснение имеющихся фактов, стремление сделать их понятными.
Третья задача - нахождение связей между отдельными фактами, выявление
закономерностей. Четвертая задача - прогнозирование будущего на основе
выявленных закономерностей.
Вывод: предметом науки государственного управления является структура
и деятельность органов, составляющих аппарат государства и публичных
коллективов.
ВОПРОС.№53
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИя ГМУ В СИСТЕМЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО
РАЗДЕЛЕНИя ВЛАСТЕЙ. ГОСУДАРСТВО - ИНСТИТУТ ПОЛИТИчЕСКИЙ. ТЕРМИН
"ГОСУДАРСТВО" ДОСТАТОчНО МНОГОЗНАчЕН В РУССКОМ яЗЫКЕ, А ЕСЛИ ПРИНяТЬ ВО
ВНИМАНИЕ яЗЫКИ ДРУГИХ СТРАН, ТО МНОГОЗНАчНОСТЬ ЕГО ЕЩЕ БОЛЕЕ ВОЗРАСТАЕТ. В
ОБЫДЕННОЙ РЕчИ И В НЕКОТОРЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОНТЕКСТАХ ТЕРМИН "ГОСУДАРСТВО"
ВЫСТУПАЕТ СИНОНИМОМ ПОНяТИя "СТРАНА". ПО-РАЗНОМУ ПОНИМАЕТСя "ГОСУДАРСТВО" И
Ы ИДЕОЛОГИчЕСКИХ, ПОЛИТИчЕСКИХ, ПРАВОВЫХ КОНТЕКСТАХ, НАПРИМЕР, В
КОНСТИТУЦИяХ РАЗЛИчНЫХ СТРАН.
Так, абзац I ст. I Конституции Испании 1978 года гласит: "Испания
конституируется в социальное и демократическое правовое государство,
которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу,
справедливость, равенство и политический плюрализм". В данном случае
"государство" представляет собой не что иное, как определенную форму или
определенный способ организации общества, которая характеризуется наличием
установленной территории, проживающего там населения и специального
аппарата осуществления политической власти, суверенной и опирающейся на
монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме
организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются
или устанавливаются аппаратом власти и во всяком случае обеспечиваются им.
В ст. 97 той же Конституции сказано, что "Правительство руководит обороной
государства". В данном контексте речь идет о государстве как стране, хотя
не исключается и понимание данного термина, изложенное выше. Этот термин
может обозначать и систему высших органов власти в совокупности со всем
избирательным корпусом, как, например, в ст. 149, определяющей
исключительную компетенцию государства, в которую не могут вторгаться, в
частности, органы региональных автономных сообществ, составляющих Испанию.
В данном случае компетенция государства - это полномочия, осуществляемые
высшими (центральными) органами государства и их агентами на местах, а
также избирательным корпусом путем референдума. В тех случаях, когда
испанская Конституция говорит о всей системе органов власти, включая и
местное самоуправление, она пользуется термином "публичные власти".
Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов 1917 года
определяет государство как федерацию, штаты и муниципии ( ст3, ч. 1), т. е.
имеет в виду всю систему власти. Само же организованное сообщество
обозначается как нация ( ст. 26, ч. 1 и 2).
А вот Федеральный конституционный закон Австрии 1920 года в редакции
1929 года, за исключением первых двух статей, где Австрия определяется как
демократическая республика и как федеративное государство далее повсеместно
пользуется терминами "федерация", "земля", "община".
Все эти примеры, которых можно привести значительно больше,
свидетельствуют о том, что необходимо в каждом конкретном случае четко
определять содержание понятия, его значение. Очевидно, что в принципе
желательна однозначная интерпретация понятий, которыми мы пользуемся,
особенно тех, которые качаются государства. Однако, это невозможно в силу
неравномерности развития общества, научных исследований, уточняю их
содержание понятий и вводящих новые термины и понятия в оборот, а также
развития языка как средства общения. Поэтому приходится считаться с
необходимостью и возможностью использования различных интерпретаций понятия
"государство", обусловленных особыми, частными целями. В настоящем
контексте под государством мы будем понимать социальный институт,
организацию, созданную обществом для удовлетворения своих интересов и
достижения своих целей, которая объединяет органы власти, действующие в
масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной
автономией территориального сообщества (например, область в Италии), с
местными агентами этих органов (префектами, комиссарами, губернаторами и т.
п. ) вместе с избирательным корпусом страны или субъекта федерации либо
территориального сообщества, с законодательной автономией. Строго говоря,
субъекты федерации, как правило, даже когда называются государствами (штат
- в переводе "государство"), и автономные территориальные сообщества,
которые никогда не являются государствами - все они есть государственные, а
точнее - государствоподобные образования. Конституционное (государственное)
право зарубежных стран . Необходимость определения понятия
"государство"обусловлена нашей потребностью работать в дальнейшем с
понятием " государственное и местное управление", характеризующим
функционирование государства. Безусловно признавая вторичность
происхождения государства по отношению к обществу, регулирующую
управленческую его роль по отношению к обществу, мы можем утверждать, что
государство и общество соотносятся как управляющая и управляемая подсистемы
одного целого, и само это отношение есть дифференциация, разделение и
выделение в рамках целого. Вместе с тем, общество ( социальная система) -
объект управления со стороны государства, неоднородно в структурном
отношении, точнее, многоструктурно. Адекватность и эффективность
взаимодействия объекта и субъекта управления требуют их формального
(структурного) и содержательного (технологического) соответствия. Иными
словами, наличие в обществе различных подсистем (социальной, экономической
и т. п. ) говорит и вариативности средств этой реализации.
Причиной ( этого явления) позволительно, на наш взгляд, считать
развитие общества на основе кооперации и комбинации деятельности, а также
дифферециации и универсализации отдельных операций и видов деятельности.
Указанные процессы и порождают вертикальные и горизонтальные общественные
структуры.
Еще одна особенность, влияющая на взаимодействие общества и
государства, - двойственность положения государства как "слуги" и
"господина" общества. Являясь общественным продуктом, созданным для
удовлетворения специфических общественных потребностей, государство не
может не преследовать цели и функции социальной направленности, выполнять,
так сказать, социальный заказ. Однако, последнее возможно лишь при условии
сохранения государством своей специфичности, в известном смысле,
отдельности от общества, относительной самостоятельности как доминирующего,
властного, управляющего института по отношению к обществу. Иными словами,
чтобы выполнять социальный заказ, государство должно сохранять самого себя
как политический институт при доминировании политических целей над
социальными ( по крайней мере, в явлении) в течение отдельных временных
интервалов и при доминировании социальных целей над политическими в
конечном счете, в стратегии.
Вышеизложенное убедительно, на наш взгляд, свидетельствует о
безусловной необходимости дифференциации самого государства как управляющей
подсистемы, как организационной структуры управления обществом. Специфику
же государства как института составляет, как известно, власть.
Следовательно, говоря о дифференциации государства, его структуры, мы имеем
в виду не что иное как дифференциацию, дисперсию, дискрецию власти - то,
что получило название разделение властей. С идеологией и практикой
разделения властей в государственном управлении обществом связан целый ряд
принципов, влияющих на все составляющие организационной структуры
управления.
Принципы эти обычно формулируются на уровне конституций государств. Не
является исключением и Конституция Российской Федерации. Статья I
Конституции РФ гласит: "Российская Федерация - Россия есть демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления". А
статья 7 утверждает, что Россия - "социальное государство". В данных
статьях закреплены пять конституционных ( основополагающих) принципов
организации государственной власти: демократия, республика, правовое
государство, социальное государство, федерация. Каждый из основополагающих
принципов реализуется через ряд специальных принципов организации власти в
государстве.
2.Демократия.
Характерными признаками демократии являются следующие:
* выборы;
* принцип большинства;
* принцип равенства;
* свобода ( в политическом смысле) мнений, в т. ч. свобода СМИ;
* многопартийная система;
* самоуправление.
ВЫБОРЫ. Демократичность государства выражается в том, что его
организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать
влияние на содержание и принятие управленческих государственных решений,
добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов. Но
для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность,
необходимы существенные дополнительные условия. Прежде всего -
демократический политический режим и политико-правовая культура.
Государство не может обойтись без профессионального управленческого
аппарата, именуемого в социологии бюрократией ( социологи не вкладывают в
этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли). Но для
того, чтобы этот аппарат не стал бюрократией в отрицательном значении этого
слова, необходима продуманная система социального контроля за его составом
и деятельностью и система его ответственности. В развитых демократических
странах конституционное право обычно содержит основательно разработанные
соответствующие институты (парламентская и судебная ответственность,
конкурсная система комплектования государственной службы и др.). Опыт,
правда, свидетельствует, что и в этих странах не такой уж редкостью
является то, что мы называем бюрократическими извращениями (служебные
злоупотребления, неэффективность и пр. ), однако общество и человек
обладают там сильными правовыми средствами борьбы против таких явлений.
Государство действует главным образом через систему органов и
учреждений, которые в совокупности образуют государственный механизм ( не
смешивать с госаппаратом). Государственный орган - это лицо или
организованная группа лиц, наделенные правом принимать властные решения
(например, парламент, президент, суд, префект). Государственное учреждение
это организованная группа лиц, властных решений по отношению к другим лицам
не принимающая, однако обслуживающая либо население ( например, школа),
либо государство в целом или отдельные его органы ( например, армия).
Функционирование государственных органов и учреждений происходит через
решения и действия их должностных лиц, наделенных индивидуальными
полномочиями, осуществление которых порождают юридические последствия для
других лиц. Конституционно-правовое регулирование государственного
механизма в демократических государствах основываются, в частности, на
принципе народного суверенитета. Принцип этот означает, что источником всей
власти считается народ. Власть народа - это и есть демократия в буквальном
смысле слова. Она осуществляется в представительной и непосредственной
формах.
Представительная демократия, или, иначе говоря, представительное
правление, осуществляется через государственные органы, избираемые народом.
Депутаты парламента, законодательного собрания на уровне федерации и
субъектов федерации избираются, как правило, путем прямых выборов. Законный
( от латинского слова "легитимация") характер их действия приобретает через
посредство прямого участия народа. Легитимация парламента осуществляется
механизмом прямой демократии. Другим органам ( за исключением президента в
ряде стран) государственной власти законные полномочия предоставляются не
народом, а парламентом. Это значит, что их действия легитимируются
демократическими путем через парламент. В данном случае речь идет об
опосредственной демократической легитимации. Выборы выполняют свою функцию
легитимации только в том случае, если они проводятся регулярно через
разумные промежутки времени. Только так может быть выражена политическая
воля народа. таким образом, демократия это "власть на время". По окончании
легислатуры в результате новых выборов могут быть избраны новые
представители народа. Конституция РФ предусматривает срок избрания
депутатов парламента и президента 4 года.
Ряд статей конституции обычно фиксирует принципы избирательного права.
К принципам демократического избирательного права относят следующие
требования к выборам: они должны быть всеобщими, прямыми, свободными,
равными, при тайном голосовании. Всеобщность выборов означает, что все
граждане обладают избирательным правом и дискриминация по сословным,
религиозным, расово-этническим, политическим признакам недопустима. Однако
в избирательном праве может быть отказано, например, несовершеннолетним и
душевнобольным. Прямой характер выборов означает, как правило, что депутаты
избираются напрямую избирателями. Между избирателями и кандидатами не
посредников, выборщиков, которых бы избирали. Свобода выборов
интерпретируется как право избирателя руководствоваться собственным
выбором, без какого-либо давления извне. Равенство выборов означает, что
демократическое государство предусматривает для всех граждан равное право
на участие в формировании политической воли. Особое значение имеет право
при этом равное избирательное право и право голоса, которые дают каждому
гражданину возможность определять состав правящих сил. Каждый голос имеет
равную силу. Но равные шансы на успех не гарантируются.
В большинстве конституций демократических государств закреплен принцип
большинства в принятии решений на выборах и в работе парламента, вместе с
тем, часто закрепляются также и права меньшинства.
Свобода слова и политических высказываний.
Многопартийная система.
САМОУПРАВЛЕНИЕ. Оно означает, что государственные задачи решаются
юридическими лицами публичного права. Иначе говоря, государство делегирует
часть своих функций органам самоуправления ( в России - органы управления,
стоящие в иерархии ниже уровня субъектов федерации).
Закрепление в Конституции РФ республиканской формы государства
означает отрицание наследственного или кровного механизма передачи
государственной власти и утверждение прихода к власти главы государства,
как правило, путем выборов, либо в силу политических событий ( революций).
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
3. Характеристика правового государства, данная в абз. 3 ст. 20
германского Основного закона считается едва ли не классической. Согласно
ей, в таком государстве "законодательство связано конституционным строем,
исполнительная власть и правосудие - законом и правом". Отсюда следует, во-
первых, что принципы конституционного строя превыше всего. Даже
законодатель, который правомочен изменять конституцию, не вправе
действовать при этом произвольно: в конституцию нельзя вносить такие
изменения, которые устраняют конституционный строй ( например, сводят на
нет права человека и гражданина, ликвидируют или искажают разделение
властей и т. п. ). В абз. 3 ст. 79 Основного закона содержится прямое
запрещение, вносить в него, в частности, такие изменения, которые
затрагивают разделение Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в
законодательстве, статью 1, обязывающую государство уважать и защищать
достоинство и права человека, и статью 20, которая фиксирует, помимо
указанного, принципы демократии и право граждан на сопротивление попыткам
устранить конституционный строй.
К основным положениям, характеризующим правовое государство, относят
следующие:
* провозглашение нерушимости основных прав человека со стороны
государства, представляющих собой сущность свободно-демократического строя;
* закономерность, законность управления, которая складывается из
двух элементов:
* Управление руководствуется в своих действиях законом (приоритет
закона).
* Управление ( административная власть) не имеет права вмешиваться
в область гражданских прав, не имея на то законных полномочий (ограничение
законом);
* конституционность законов, связывающая законодателя с
конституцией. Означает невозможность существования законов, противоречащих
конституции, и подзаконных актов, противоречащих закону. Установление
верховенства конституции;
* независимость судей как конституционный принцип по должностному,
профессиональному признаку, означающему полную свободу решений от каких бы
то ни было указаний парламента, и личную независимость, защищающую судью от
увольнения или перевода на другую работу без его согласия, законного
основания или приговора суда;
* установление основ механизма гарантий прав и свобод,
сформулированного в 5 поправке в 1789 г. к Конституции Соединенных Штатов
Америки 1787 года: "Никто не должен лишиться жизни, свободы или имущества
без должной юридической процедуры", т. е. иначе как по закону. При этом
закон не имеет обратной силы, а судья не имеет права решать, что наказуемо,
а что нет, иначе гражданин потеряет критерии оценки того, что правомерно, а
что противоречит правопорядку. Суд - механизм правовой защиты и правового
контроля;
* разделение власти, т. е. расчленение неделимой государственной
власти на отдельные функции. Политическая функция конституции состоит в
установлении юридических пределов ограничения власти. В статье 16
Декларации прав человека и гражданина характеризуются такие пределы: "Любое
общество, в котором не обеспечивается гарантия прав человека и не
определяется разделение властей, вовсе не имеет конституции".
Разделение как распределение функций.
"Разделение властей" означает принцип, в соответствие с которым при
конституционном режиме ни одна их трех главных властей не может
кумулировать две или более двух функции ( законодательная, исполнительная,
судебная). Точнее, следовало бы говорить о "разделе", а не о "разделении"
властей, т. к. этот принцип не запрещает сотрудничества или конфронтации
между различными властями ( органами). Например, при президентском режиме
оба органа ( президент и парламент) сотрудничают в осуществлении
законодательной функции. В данном случае под президентском режимом
понимается такой конституционный режим, при котором исполнительная власть,
состоящая исключительно из президента республики, и законодательная власть
являются юридически независимыми. Это означает, что ни одна из них не может
положить конец функциям другой и кроме того ни одна из них не вытекает из
другой ( существует лишь в США). При таком режиме правительства нет, есть
только министры, которые непосредственно подотчетны президенту, который
может их отозвать в любой момент. Парламент не может свергнуть
исполнительную власть за исключением судебной процедуры, названной
импичментом. Здесь президент участвует в законотворчестве, используя свое
право вето, а парламент участвует в исполнительной функции, занимаясь
вопросами назначения ряда высокопоставленных служащих и ратификации
договоров, он также занимается судебной функцией ( импичмент). При
парламентском режиме правительство и парламент могут не только
сотрудничать, но и противостоять друг другу ( конфронтация). Речь идет о
режиме, в котором руководящий орган исполнительной власти ( правительство
или кабинет) зависим от законодательной власти. В рамках парламентского
режима отличают два производных варианта: монистский, если парламент имеет
монопольное право назначать и смещать правительство, и дуалистский, если
глава государства обладает параллельно с парламентом этой двойной
способностью ( или по крайней мере второй из них).
Концентрация властей вопреки разделению.
Конституция демократического либерального режима по необходимости
структурирована вокруг принципа разделения властей ( раздела). Напротив,
авторитарный режим всегда характеризуется смешением этих властей.
Исполнительная власть может концентрировать в себе все три власти, а
парламентское собрание объединять также исполнительные и судебные функции .
В действительности достаточно смешения только двух властей, чтобы не было
реального раздела властей.
Пример концентрации властей - статья 6 ( бывшей) Конституции СССР.
Принцип разделения властей служит, в первую очередь, защите гражданина от
злоупотреблений властью со стороны государства. Цель его - достичь
взаимного сдерживания и ограничения властей. Гарантия прав состоит в том,
что права могут противопоставляться государству, а механизм гарантии прав
человека неизбежно ведет к ограничению власти государства.
3.2 Социальное государство
Данная характеристика государства означает, что государство служит
обществу и стремится исключить или минимизировать неоправданные социальные
различия. Это понятие не означает учреждения тотального государства
благосостояния и не предполагает экономической системы, полностью
управляемой и организуемой государством. Государство лишь стремится к
приблизительно равномерному содействию благу всех граждан и приблизительно
равномерному распределению тягот. Личная свобода должна гарантироваться
законом лишь постольку, поскольку это не нарушает требований, вытекающих из
принципа социального государства. Этим принципом обусловлено следующее:
право человека требовать от государства обеспечения прожиточного
минимума, не унижающего человеческое достоинство. Каждый взрослый член
общества обязан обеспечивать себя и содержать свою семью. Здесь действует
принцип индивидуальный ответственности. Однако бывают случаи, когда человек
не в состоянии обеспечить свое существование сам. В таких случаях
социальное государство должно взять заботу о нем на себя. Оно обязано
обеспечить его жизненно необходимыми вещами: продуктами питания, жильем,
обеспечением в случае болезни и т. п. Прожиточный минимум обеспечивается
посредством оказания социальной помощи и право на это гарантировано
законом;
обязанность государства обеспечивать гражданину нормальные
условия существования, хотя бы не бесплатно (коммунальные услуги,
здравоохранение, образование, трудоустройство и пр. );
социальное равенство в определенных пределах. Социальное
государство обязано реагировать на социальное неравенство определенных
групп населения. Например, многодетных семей, матерей, дей и молодежи,
инвалидов войны;
принудительное социальное страхование определенных групп;
возможные ограничения свободы договоров ( например, меры по
регулированию цен);
меры по социальной направленности налоговой политики.
К этому же принципу можно отнести принцип экономического планирования
(программирования) в интересах общества.
ФЕДЕРАЛИЗМ
Этот принцип построения государства означает, что государственная
власть поделена между федерацией и субъектами федерации. В Российской
Федерации - это республики, края, области, города федерального значения,
автономные области и автономные округа.
Принципы вертикального разделения властей.
Федерализм относится к одному из основополагающих принципов
вертикального разделения властей. Смысл его состоит в усилении правового
государства и демократии в результате дополнения горизонтального деления
власти вертикальным распределением ее сверху вниз. Субъекты федерации в
России наделяются, как и в других федеративных государствах, правом
выполнять законодательные функции на своем уровне и в пределах своей
компетенции. Принимаемые ими законы способны в большей мере отражать
региональные особенности и потребности граждан, проживающих на территории
данного субъекта федерации. Гражданин получает возможности уже на
региональном уровне посредством суда проверить правомерность вмешательства
государства в область его гражданских прав и имеет двойную защиту от
посягательств государства на его основные права.
Усиление демократии происходит за счет того, что процесс принятия
решений распределяется между несколькими уровнями, он не сосредоточен в
одном месте, как это происходит в централизованном государстве. Участие
граждан в исполнении государственной власти становится для них доступнее и
проще. В государстве, построенном на принципах федерализма, более
действенно требование обеспечивать близость его к гражданам. Естественно,
однако, что при таком многообразии полномочий, а также в силу того, что
регионы не всегда придерживаются единой политической линии в ходе
исполнения государственной власти, неизбежны и недостатки. Быстрое принятие
решений эффективных и оптимальных бывает иногда затруднено. Это может
проявиться в замедлении законодательного процесса на федеральном уровне
вследствие различий в региональных интересах. Другим примером может быть
нескоординированность политики отдельных регионов по отдельным направлениям
и, как следствие, различия ( региональные) в образовании, уровне жизни и т.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|